Научная статья на тему 'Дистанционное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе'

Дистанционное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2378
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гутарева Н. Ю.

Дистанционное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе Гутарева Н.Ю. Возросшие за последние годы требования к качеству языковой подготовки специалистов-нелингвистов обусловили соответствующие преобразования и в формах организации учебного процесса, методах, средствах обучения и контроля в вузе. Вследствие чего, в рамках данной статьи целесообразно выявить актуальность дистанционного обучения, в общем, и электронного учебника, в частности, для студентов технического вуза, определить наиболее оптимальные методы, средства обучения и контроля по иностранному языку. Прежде всего, необходимо дать определение дистанционному обучению. Дистанционное обучение форма организации учебного процесса, когда обучение, например, иностранному языку происходит на расстоянии, посредством компьютерных телекоммуникационных сетей. На протяжении многих лет эта форма обучения рассматривалась как заочная. В отличие от различных форм заочного обучения, дистанционное обучение обеспечивает много возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе»

Литература

1. Прозументова Г.Н. Школа совместной деятельности. Томск, 1994.

2. Совеременная философия, 1996.

3. Тер-Минасова С.Г. Изучение иностранных языков и культур на университетском уровне. // Вестник МГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998. № 2.

4. Пассов Е.И., Кузовлев В.П. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. М., 1993.

5. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2001. № 3.

Н.Ю. Гутарева

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Томский политехнический университет

Возросшие за последние годы требования к качеству языковой подготовки специалистов-нелин-гвистов обусловили соответствующие преобразования и в формах организации учебного процесса, методах, средствах обучения и контроля в вузе. Вследствие чего в рамках данной статьи целесообразно выявить актуальность дистанционного обучения, в общем, и электронного учебника, в частности, для студентов технического вуза, определить наиболее оптимальные методы, средства обучения и контроля иностранному языку. Прежде всего, необходимо дать определение дистанционному обучению. Дистанционное обучение - форма организации учебного процесса, когда обучение, например иностранному языку, происходит на расстоянии, посредством компьютерных телекоммуникационных сетей [1]. На протяжении многих лет эта форма обучения рассматривалась как заочная.

В чем состоит специфика дистанционного обучения иностранному языку в вузе? Главной его особенностью являются опосредованный характер телекоммуникационного общения преподаватель -студент и связанные с этим ограниченные возможности их межличностного взаимодействия, с другой стороны, именно такая форма обучения позволяет максимально активизировать самостоятельную работу студентов, что в условиях вузовского обучения особенно важно, так как будущий специалист должен уметь самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность.

Дистанционное обучение предполагает иную форму подачи материала и взаимодействия между преподавателем и студентом. Безусловно, что именно в условиях вузовского обучения наиболее вероятно сознательное отношение к процессу обучения, тяга к самообразованию и самореализации, достаточное знание компьютера (владение пользовательскими навыками работы с компьютером) со стороны студентов. С нашей точки зрения, дистанцион-

ное обучение - это не только новая форма обучения, но и новая форма образования. В отличие от различных форм заочного обучения, дистанционное обучение обеспечивает возможности:

- оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);

- хранения ее в памяти компьютера в течение нужного времени, ее редактирование, обработку, распечатку и т.д.;

- интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной связи с преподавателем;

- доступа к различным источникам информации;

- работы с этой информацией [2].

Средством дистанционного обучения выступает электронный или программированный учебник. Материал такого учебника составлен с учетом принципов программированного управления процессом усвоения знаний. С одной стороны, электронный учебник позволяет удовлетворять ведущим дидактическим принципам: наглядности, научности, сознательности, активности, систематичности и последовательности, доступности, прочности усвоения и некоторым другим, а с другой стороны, соответствует современным требованиям личностно-ориентированного подхода в методике преподавания иностранных языков. Поскольку каждый студент может работать с учебником в индивидуальном режиме и выполнять те задания, которые представляют для него наибольший интерес. Как именно может применяться электронный учебник?

1) тренажер для самостоятельных занятий;

2) средство текущего вида контроля;

3) экзаменатор на выпускных или вступительных экзаменах.

В рамках нашей работы электронный учебник выступает, главным образом, как тренажер для самостоятельных занятий студентов в условиях профессионально-ориентированного обучения английскому языку. В каких режимах проходит работа с электронным учебником?

1) чтение учебных материалов;

2) обучение элементам языка;

3) контроль и оценка знаний [3].

Разрабатываемый нами электронный учебник

направлен на овладение элементами языка, например, произносительными навыками терминов по специальности, необходимыми грамматическими навыками и т.д.

Обязательным условием применения электронного учебника является наличие компьютера, роль ко -торого в учебном процессе трудно переоценить, поскольку он позволяет оптимизировать обучение иностранному языку, выполняя рутинную работу (проверку тестовых заданий, объяснение трудностей и т.д.). Таким образом, мы можем констатировать, что благодаря компьютеру у преподавателя и студентов появляется время на активную коммуникацию, личностное общение в рамках профессионально-ориентированного обучения английскому языку. Электронный учебник обеспечивает моментальную обратную связь, что, безусловно, сказывается на мотивации студентов. Только электронный учебник позволяет работать в интерактивном режиме, рефлексируя уровень обученности студентов. Увеличение мотивации также связано и с объективной оценкой знаний студентов, основанной на дискретных тестах.

Тест, по определению И.А. Цатуровой, - это средство контроля, процедура выполнения которого создает особые, психологически комфортные условия для тестируемых с целью выявления, например, профессиональной компетенции [4].

С психологической точки зрения, электронный учебник несет в себе огромный мотивационный потенциал за счет применения разнообразных приемов и средств, а студенты могут ощущать постоянное присутствие доброжелательного инструктора в виде компьютера. Необходимо отметить также, что только компьютер гарантирует нам конфиденциальность полученных результатов, поскольку никто, кроме студента, который выполняет тест, не знает его ошибок, допущенных им, и, следовательно, самооценка его не снижается. Тестируемый выполняет тест в более комфортной обстановке, осознавая, что его работа носит тренировочный характер. Одним неоспоримым достоинством электронного учебника является обеспечение эмоционального комфорта, так как отсутствуют негативные эмоции от комментариев преподавателя или однокурсников, нет боязни допустить ошибку в предложенном тесте и т.д. [5].

Анализируя роль контроля в обучении иностранным языкам, мы подразумеваем повторение и закрепление ранее усвоенного материала, из чего следует, что учебный процесс невозможен без контроля. В отечественных и зарубежных публикациях выделяются следующие функции контроля:

1. Собственно контролирующая или проверочная.

2. Оценочная.

3. Обучающая.

4. Управляющая (часто, корректирующая).

5. Диагностирующая.

6. Предупредительная.

7. Стимулирующая или мотивирующая.

8. Обобщающая.

9. Развивающая, воспитывающая и дисциплинирующая [6].

Контроль в электронном учебнике представлен в большей степени диагностической функцией, так как оценка не имеет принципиального значения для преподавателя.

С точки зрения самостоятельной работы, создаваемый нами учебник позволяет студентам самостоятельно работать над произношением терминов своей специальности, соединяя все три образа предложенного слова: графический, смысловой и звуковой в процессе прослушивания речи автора электронного учебника. Необходимо также отметить, что в электронном учебнике можно представить большой по объему языковой материал в удобной и интересной форме, так как в процессе разработки его у создателя нет границ для творчества.

Однако создание электронного учебника - трудоемкий процесс, поскольку требует тщательного подбора интересных заданий, оптимальных компьютерных программ, отсутствия однообразия и т.д. В силу этого обстоятельства интерес к созданию электронных пособий снизился в 70-е гг. за рубежом и в нашей стране. В настоящее время вновь наблюдается интерес к разработке электронных учебников, что объясняется популяризацией дистанционного обучения, неограниченными возможностями сети «Интернет», снижением интереса молодежи к чтению книг, увеличением информационного пространства, изменениями требований к современным специалистам и темпа жизни в целом.

Дистанционное обучение - это гибкая система образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучающимся. В целом электронный учебник при обучении иностранным языкам позволяет:

1) индивидуализировать процесс обучения и контроля;

2) повысить активность обучающихся;

3) интенсифицировать процесс обучения и контроля;

4) увеличить мотивацию студентов;

5) создать необходимые условия для самостоятельной работы;

6) выработать самооценку у обучаемых;

7) развить познавательный интерес к изучению иностранного языка;

8) создать комфортную среду обучения.

Существует целый ряд функций, которые выполняет компьютер в дистанционном обучении. Остановимся кратко на наиболее важных из них:

- коммуникативная (осуществляется за счет имитации в электронном учебнике деятельности преподавателя в роли партнера по вербальной коммуникации на иностранном языке, реализуемой в форме диалогового взаимодействия студента с компьютером);

- организационно-стимулирующая (реализуется благодаря тому, что компьютер выступает в качестве технической поддержки организации учебного процесса при реализации дистанционного обучения, возможна имитация организационно-стимули-рующей функции преподавателя);

- информативная (заключается в возможности хранения и переработки больших объемов информации, представленной в виде информационных кадров информационной поддержки);

- тренировочная (появляется уникальная возможность формирования прочных навыков при обучении иностранным языкам);

- управляющая (усиливается за счет моментальной обратной связи);

- контролирующе-коррегирующая (осуществляется в виде: 1) принятия и распознания ответов обучающихся, 2) анализа и определения правильности полученных ответов, 3) сохранения полученных результатов, 4) выставления конечного результата за выполнение конкретного теста).

Фактически, выполняя многочисленные функции, компьютер может выступать для обучающихся в роли:

1) преподавателя;

2) эксперта;

3) партнера по деятельности;

4) инструмента деятельности;

5) обучаемого.

Можно констатировать, что в настоящее время существуют разнообразные специальные компьютерные программы, ориентированные на обучение иностранным языкам при дистанционной форме обучения. Среди них выделяются три основные группы:

1. Программы, посвященные изучению тех или иных разделов системы языка (главная задача таких программ - введение и активизация языковых форм и структур).

2. Программы, направленные на обучение видам речевой деятельности.

3. Контролирующие программы, обеспечивающие контроль за уровнем сформированности речевых и языковых навыков.

С помощью компьютерных программ трудно пока еще имитировать речевое общение, хотя компьютерные программы обеспечивают введение учебного материала, моделирование ситуаций общения, организацию игровых заданий, контроль и оценку знаний. В обучении в последнее время стали активно применяться системы мультимедиа, синтезирующие звуки, видеоизображение и тексты, что позволяет использовать все виды наглядности.

Долгое время существовали определенные трудности в воспроизведении устного диалога. Распознание и анализ вербального ответа тестируемого являются одной из самых сложных проблем компьютерной лингводидактики. Однако в настоящее время применяются следующие способы анализа ответов тестируемых:

1) сравнение с алфавитно-цифровым эталоном;

2) использование банков данных правильных ответов;

3) метод моделирования ошибок;

4) грамматический анализ;

5) анализ на семантическом уровне [7].

Способ сравнения с эталоном очень хорошо сочетается с техникой множественного выбора. При этом тестируемый лишь выбирает путем нажатия на определенную клавишу нужный ответ, а компьютер сравнивает с вариантом правильного ответа, заложенного в память.

При реализации метода создания банков данных правильных ответов создатели электронных учебников сталкиваются со значительными трудностями, так как предусмотреть все возможные ошибки и все варианты правильных ответов практически невозможно.

Метод моделирования ошибок иногда применяется в качестве дополнительного способа диагностики ошибочных ответов, которые трудно однозначно определить.

В интеллектуальных обучающих программах применяются такие способы анализа ответов, как универсальные банки данных, грамматический и семантический анализ, что дает возможность перейти к свободноконструируемой и произвольной формам ответа.

В разрабатываемом нами электронном учебнике мы применяли дискретные тесты, которые проверяли степень владения отдельными элементами фонетики, грамматики, лексики в рамках чтения, аудирования и говорения при профессиональноориентированном обучении английскому языку. Такие тесты являются узконаправленными, их основная функция - диагностическая. Дискретные тесты способствуют выявлению специфических

— І9І —

трудностей в усвоении языковых единиц. С помощью предложенных тестов студенты могли самостоятельно выявить существующие проблемы в усвоении тех или иных языковых явлений и получить соответствующие разъяснения в разделе информационных подсказок. В этом учебнике мы применяли, главным образом, способ сравнения с эталоном.

Тестовый контроль в рамках дистанционного обучения студентов языку специальности в электронном учебнике позволяет осуществлять:

1) своевременный контроль, так как допущенная ошибка в тесте корректируется в момент ее появления;

2) объективный контроль, поскольку ни одна ошибка не может быть пропущена из-за усталости, переутомления или невнимательности преподавателя, т.е. из-за воздействия субъективных факторов или обстоятельств;

3) дружественный контроль, так как тестируемый не только узнает о существовании той или

иной ошибки в тесте, но и видит пути ее исправления [7].

Практический опыт применения созданного нами электронного учебника свидетельствует в пользу того, что он позволяет оптимизировать управление обучения, значительно повысить эффективность и объективность учебного процесса и, безусловно, сэкономить время и силы преподавателя иностранных языков. В данном учебнике представлены дискретные тесты множественного выбора, аутентичные тексты с пропусками и лингвистические игры (кроссворды). Проанализировав тестовый контроль в рамках дистанционного обучения студентов языку специальности, мы пришли к выводу, что электронный учебник как средство дистанционного обучения и контроля соответствует современным требованиям коммуникативного и личностно-ориентированного подходов в методике преподавания иностранных языков и позволяет осуществлять оперативный и объективный контроль.

Литература

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб, 1999.

2. Полат Е.С. Иностранные языки в школе. № 6. М., 1998.

3. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М, 1986.

4. Цатурова И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. М, 2004.

5. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М., 1989.

6. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб., 2001.

7. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. СПб, 2001.

Л.М. Крымова

ЯЗЫК И ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ФУНКЦИЙ МУЗЫКИ В КУЛЬТУРЕ

Томский государственный педагогический университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.А. Герасимова, рассматривая отношения музыки и слова, считает, что «сопровождение звуковым интонированием передачи словесно-выраженного смысла оставляло на самом интонировании первоначальный смысловой отпечаток» [1, с. 90]. С нашей точки зрения, это не совсем так. Носителем смысла изначально является не слово, а именно интонация. В иронической форме это убедительно показано в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» на примере Эллочки-людоедки. Одним из признаков примитивного языка является многозначность слов. Одно и то же слово может репрезентировать различные предметы, свойства и отношения, связанные между собой только по аналогии. Так, например, слово «г’онс» на языке буш-

менов означает «солнце», «жара», «жажда» или все это вместе взятое. Одно и то же слово выполняет различные функции по отношению к речи (указывать на падеж, быть существительным, прилагательным или глаголом и т.д.). Таким образом, примитивный язык как средство коммуникации для смысловыражения использует эмоциональное интонирование слов и более крупных частей речи.

Передача смысла путем интонирования характерна для речи первобытного языка. Э. Кассирер, говоря о переходе мимических форм выражения в аналогические, приводит следующие примеры из языков, использующих музыкальный тон слога для различения значений слова или для выражения формально-грамматических определений: «О язы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.