Научная статья на тему 'Использование новых информационных технологий обучения и контроля в вузе в рамках курса английского языка'

Использование новых информационных технологий обучения и контроля в вузе в рамках курса английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИДАКТИКА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щитова Наталья Георгиевна

В статье рассматриваются вопросы использования новых информационных технологий обучения и контроля в вузе в рамках курса английского языка. Одним из условий успешного внедрения информационных технологий в учебный процесс студентов младших курсов является обеспечение преемственности учебных программ всех ступеней обучения, а применение информационных технологий в обучении дает возможность сделать процесс обучения в вузе более эффективным и интенсивным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование новых информационных технологий обучения и контроля в вузе в рамках курса английского языка»

В наиболее обобщенном виде функции педагогического краеведения представлены Л.А. Семеновской: культурологическая, теоретико-методологическая и практически-ориентированная.

Культурологическая функция отражает возможности влияния педагогического краеведения на повышение уровня общей и профессиональной культуры будущих учителей. Изучение основ педагогического краеведения способствует воспитанию у студентов патриотизма и гражданственности, основанных на уважении и любви к родному краю, чувство гордости за свою «малую родину» и ее достижения. В процессе привлечения будущих учителей к педагогической культуре региона развиваются способности к национально-культурной идентификации, к аккумулированию педагогических ценностей, формируется творческий подход к изучению и использованию местного педагогического опыта, направленность на профессию учителя, ценностное отношение к педагогической действительности и деятельности. На основе соотношения собственного уровня культуры с уровнем педагогической культуры региона формируется индивидуальный стиль профессиональной деятельности, развиваются коммуникативные умения, педагогический такт, повышается культура теоретико-педагогического мышления.

Теоретико-методологическая функция характеризует способность педагогически-краеведческой информации влиять на формирование знаний студентов, на обогащение педагогической теории, на укрепление связи обучения с реальной педагогической практикой, на развитие интереса к комплексу педагогических дисциплин.

Практически-ориентированная функция отражает возможность использования краеведения с целью адаптации студентов к практической профессиональной деятельности в условиях региона. Знания по педагогическому краеведению дополняют методическую подготовку будущих учителей инновационными материалами из творческого опыта лучших педагогов родного края [2].

Следует также отметить, что все функции педагогического краеведения взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимозависимы. И от реализации учителем этих функций будет зависеть эффективность учебно-познавательной действительности, самостоятельная деятельность студентов средствами педагогического краеведения.

Таким образом, качество подготовки будущих учителей к краеведческой работе с учащимися требует тщательной и плодотворной работы преподавателей вузов. Именно поэтому в учебно-воспитательный процесс высших учебных заведений внедрены курсы общественно-гуманитарного направления: «Историческое краеведение», «Географическое краеведение», «Педагогическое краеведение», что является не только одним из этапов теоретической подготовки студентов, а и результатом практической ориентации в подготовке к семинарским, практическим занятиям, самостоятельной, творческой деятельности, индивидуальной, поисково-исследовательской работе, а также в период прохождения педагогической практики в школе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Матаяш В.В. Педагопчне краезнавство: суттсть, принципи, джерела // Педагогжа i психолог1я професшно! освгги. 2003. № 5. С. 111-120.

2. Семеновська Л.А. Шдготовка майбуттх учителш до професшно! д1яльносп засобами педагопчного краезнавства // Дидаскал. 2006. № 4. С. 49-52.

Н.Г. Щитова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ В ВУЗЕ В РАМКАХ КУРСА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Владение языком, знание его норм, идиоматики, лексических, грамматических и фонетических ресурсов - одно из основных условий прогресса будущих специалистов в профессиональной деятельности. Процесс компьютеризации и «интернетализации» все больше проникает в образовательный процесс. Базовый набор услуг, который Интернет может предложить своим пользователям как информационная система, включает в себя:

1) электронную почту (e-mail);

2) телеконференции (usenet);

3) видеоконференции;

4) возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

5) доступ к информационным ресурсам;

6) справочные каталоги (Galaxy, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Yahoo!);

7) поисковые системы (Excite, Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler);

8) разговор в сети (Chat) и др.

Это многообразие информации и ресурсов возможно использовать на занятии при обучении иностранным языкам. Одно из перспективных направлений - компьютерный контроль знаний, тестирование посредством Интернет.

Мониторинг с использованием компьютерных технологий значительно повышает информативность результатов при сокращении времени, однозначно указывая на пробелы в знаниях обучаемых. Контролирующие (экзаменующие) программы предназначены для контроля получаемых учащимися знаний. Милослав Балабан считает, что «...зачастую трудно провести грань между обучающей и контролирующей программами, так как обычно программы такого рода используются как одна из форм самостоятельной работы учащихся, а результаты, выдаваемые компьютером, выполняют роль промежуточной аттестации» [1]. Таким образом, применяя современные технологии, осуществляется исследование качества обучения по данной учебной дисциплине, обеспечивается систематический мониторинг качества обучения для отдельного студента, для студенческих групп и для образовательного учреждения в целом.

Одним из инновационных методов обучения и контроля является, представленный в данной статье, банк тестовых заданий, выполняемых в технологии АСТ, работа над которым ведется в настоящее время.

Банк тестовых заданий по английскому языку представляет собой логически упорядоченную структуру конечного числа программно-дидактических тестовых заданий, позволяющих автоматически генерировать взаимосвязанные и одновременно отдельно изучаемые разделы: лексику и грамматику - основные дидактические единицы оценки теоретических знаний и практических умений и навыков студентов по одной из профилирующих дисциплин - английскому языку.

Подход к структурированию банка тестовых заданий и их форме определяется требованиями к содержательной части программно-дидактических тестовых материалов, изложенными в методических рекомендациях В.И.Васильева, А.А. Киринюк, Т.Н. Тягуновой «Культура компьютерного тестирования. Требования к программно-дидактическим тестовым материалам и технологиям компьютерного тестирования» [2]. Формулировка тестового задания должна быть тщательно продумана, выражена предельно простой синтаксической конструкцией без повторов и непреднамеренных подсказок с соблюдением единого стиля оформления всех заданий и единых временных условий выполнения каждого задания. Тестовые задания должны быть представлены в четырех формах: закрытой, открытой, на установление соответствия, на установление правильной последовательности.

В разрабатываемом нами банке тестовых заданий для студентов младших курсов выделены следующие темы: "Family" («Семья»), "Flat" («Квартира»), "Meals" («Еда»), "Education" («Образование»), "Weather" («Погода»), "Week-end" («Выходной») в соответствии с требованиями учебной программы по обучению устной речи студентов первого курса факультета иностранных языков. Тестовые задания, представленные в закрытой, открытой формах, на установление соответствия и правильной последовательности, направлены в первую очередь на закрепление, тренировку и последующую проверку лексических и грамматических навыков обучаемых.

Тестовое задание закрытой формы состоит из неполного тестового утверждения с одним ключевым элементом и множеством допустимых заключений, одно или несколько из которых являются правильными. Тестируемый определяет правильные заключения из данного множества. Choose the correct variant: An ant is ... .

a) a bird b) a vegetable c) an insect d) an animal Key: ((c) an insect). Choose the correct variant: ... cold in Moscow in winter? a) Is it b) Is there c) Does it d) Does there Key: ((a) Is it). Choose the correct variant:

Do you like the colour of the new dress? - Yes, it's definitely nicer ... the others we looked at. a) then b) as c) than d) that Key: ((c) than).

Тестовое задание открытой формы требует сформулированного самим тестируемым заключения на требования программно-дидактического тестового задания (ПДТЗ). Такое задание имеет вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов (число, буква, слово или словосочетание). Put the correct verb: Which ... tastier - ice-cream or chips? Key: (is).

Complete the sentence:

A woman whose husband has died is a ... .

Key: (widow).

Complete the sentence:

The English for «медовый месяц» is ... .

Key: (honeymoon).

Тестовое задание на установление правильной последовательности состоит из однородных элементов некоторой группы и четкой формулировки критерия упорядочения этих элементов. Put the letters of the English alphabet in the right order: G; M; D; Y; P; H; U Key: 1) D 2) G 3) H 4) M 5) P 6) U 7) Y Arrange in the required order: supper

five o 'clock tea breakfast dinner lunch

Key: 1) breakfast 2) lunch 3) dinner 4) 5 o'clock tea 5) supper Arrange in the required order:

many there How are

everyday?

lectures

in

time-table your

Key: 1) How ;2) many; 3) lectures; 4) are; 5) there; 6) in; 7) your; 8) time-table; 9) everyday? Тестовое задание на установление соответствия состоит из двух групп однородных элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия между ними. Match the words with their translation:

1) attractive a) милый

2) ugly b) худой

3) thin с) уродливый

4) pretty d) курносый

5) turned-up e) привлекательный

Key: 1) attractive - e) привлекательный; 2) ugly - c) уродливый; 3) thin - b) худой; 4) pretty -a) милый; 5) turned-up - d) курносый. Match each job with a place:

Key: 1) cashier - c) bank; 2) hairdresser - b) salon; 3) cook - d) restaurant; 4) musician - e) concert hall; 5) dentist - a) surgery.

Match the root and the prefix or suffix which can make up a new word:

Key: 1) d; 2) b; 3) f; 4) c; 5) e: 6) a.

Используемая форма того или иного тестового задания определяется содержанием фрагмента тестируемого учебного материала. План работы над заданием связан с дедуктивным методом его разработки, в соответствии с которым определяется проблема задания, вариантные ответы, включающие правильный ответ, а затем подбирается необходимый для решения проблемы языковой материал. Доступное при компьютерном тестировании использование мультимедийных компонентов и объемных, цветных графических изображений высокого качества обеспечивает правильное и быстрое восприятие содержания задания, а с психологической точки зрения способствует снижению напряжения тестируемого.

По мнению И.А. Ивановой: «Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения» [4].

Целесообразно предлагать студентам в качестве тренировочного или контрольного задания тесты, упражнения, требующие знания содержания изучаемого произведения (например, на занятиях по домашнему чтению), употребляемой лексики и отдельных грамматических моментов. Нередко материал домашнего чтения дает возможность усвоения, закрепления или повторения тематической лексики, перечисленной выше («Семья», «Квартира», «Еда», «Образование», «Погода», «Выходной», а также «Внешность», «Одежда», «Спорт», «Профессии» и т. д.).

Контроль языковых знаний строится на произвольной основе, он должен носить «следящий характер», т.е. сопровождать весь процесс усвоения знаний, не поглощая много времени. Е.Л. Товма отмечает: «Почти любое тренировочное упражнение, выполняемое во внешней речи, т.е. устно вслух или письменно, дает основание судить о качестве выполнения и может, следовательно, быть использовано как контрольное» [5, 17]. Также подобные задания могут быть выполнены как в технологии АСТ, так и с использованием программы Microsoft Power Point, имеющих много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они дают возможность тренировать различные виды деятельности, комбинировать их, способствуют осознанию языковых явлений, формированию лингвистических способностей, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы студентов.

Все это хорошо прослеживается на примере изучения произведения известного шотландского писателя Роберта Льюиса Стивенсона (Robert Louis Stevenson) «Остров сокровищ» (Treasure Island). Возможные этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, за-

1) cashier

2) hairdresser

3) cook

4) musician

5) dentist

a) surgery

b) salon

c) bank

d) restaurant

e) concert hall

1) introduct

2) punish

3) readable

4) gift

5) learn

6) success

a) - ful

b) - ment

c) - ed

d) - ion

e) - er

f) un -

крепление, контроль. Преподаватель может не только использовать презентацию или фрагмент созданного банка заданий в качестве введения нового или закрепления изученного материала на уроке, чередовать компьютер с учебником или книгой по домашнему чтению, но и осуществлять контроль знаний студентов. Тест может включать следующие задания: I. Тестовое задание закрытой формы: Mark the right answer. There is only one correct answer.

1) Ben Gunn was_.

a) shipwrecked b) marooned c) lost d) killed

2) Jim Hawkins first met John Silver_.

a) on board the ship b) at the Spyglass Inn c) at the Admiral Benbow Inn d) in the street

3) Jim Hawkins ran on deck to the barrel and found that there was only one_left.

a) bottle of rum b) pistol c) apple d) piece ofpork

4) Only_men of those twenty-six had returned to Bristol.

a) six b) ten c) three d) five

II. Тестовое задание открытой формы (I вариант): Write who said or did the following.

1 )_"I can't make head or tail of this".

2 )_"Pieces of eight!"

3 )_"But how I want a piece of cheese!"

4 )_"Barbecue for ever! Barbecue for captain!"

Тестовое задание открытой формы (II вариант): Fill in the gaps A (animal idioms). A

1) I was led like a dancing.....

2) Ben Gunn replied, wriggling like an ... in his embarrassment.

3) The captain took his seat like a beaten ... .

4) I was sure that the locked door must have seemed suspicious and would bring the whole

nest about our ears. Fill in the gaps B (parts of the body). B

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) I was frightened but kept my... .

2) I saw out of the corner of my... that the doctor was asking you to run.

3) The men who attacked the inn tonight want to get their ... on that money.

4) They kept their_upon my face from beginning to end.

III. Тестовое задание на установление соответствия: Match a word from A with a definition from B.

1) voyage a) condition of the human body with temperature higher than usual

2) fever b) wall of upright stakes, built as a defence

3) stockade c) public house where lodgings, drink and meals may be had

4) inn d) an exciting journey by water

IV. Тестовое задание на установление правильной последовательности: Put these chapter headings in the order in which you think they occur.

1) _a) The Fall of the Captain

2) _b) Powder and Arms

3) _c) In the Enemy Camp

4 )_d) The Black Spot

Таким образом, компьютер является универсальным средством обучения, позволяющим преподавателю не только формировать у студентов знания, умения и навыки, но и развивать личность обучаемого, удовлетворять его познавательные интересы. Одним из важнейших факторов, побуждающих студентов пользоваться наиболее творческими, активными видами деятельности, является интерес к учебе. Формирование у студентов нужной мотивации учения позволяет управ-

лять их деятельностью в рамках учебной программы, а также способствует их дальнейшей самостоятельной работе.

При использовании информационных технологий в учебном процессе возможна постановка и реализация следующих задач:

- выработка общеучебных навыков рациональной организации учебного труда;

- формирование интереса к изучаемому предмету;

- развитие самостоятельности студентов;

- выработка умения пользоваться полученными знаниями и расширение этих умений за счет самостоятельного изучения.

При обучении с использованием компьютера студент имеет возможность самостоятельно, в удобных для него темпе и временных рамках изучать новый материал или повторять пройденный; выполнять задания, соответствующие его уровню подготовки. Согласимся с точкой зрения Р. Вильямс и К. Макли, которые считают, что: «Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может "дружелюбно" общаться с пользователем и в какие-то моменты "поддерживать" его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания" [3, 336].

Занятие с работой на компьютере не предполагает стопроцентного использования времени урока. Возможны различные формы сочетания речи учителя, речи студентов и использования компьютера. Эффективность проведения занятия с компьютерным сопровождением зависит от содержания учебного материала, формы проведения занятий; выбранной преподавателем формы сочетания компьютера с применяемыми им методами обучения; актуального уровня развития у студентов интеллектуальной, мотивационной и других сфер, уровня методического мастерства преподавателя и его умения отбирать и эффективно применять программные средства.

Одним из условий успешного внедрения информационных технологий в учебный процесс студентов младших курсов является обеспечение преемственности учебных программ всех ступеней обучения, а применение информационных технологий в обучении дает возможность сделать процесс обучения в вузе более эффективным и интенсивным.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Балабан М. Натуральная этика использования компьютера в образовании. Режим доступа: http://offline.computerra.ru/2001/

2. Васильев В.И., Киринюк А.А., Тягунова Т.Н. Требования к программно-дидактическим тестовым материалам и технологиям компьютерного тестирования. М.: МГУП, 2005. 29 с.

3. Вильямс Р., Макли К. Компьютеры в школе / общ. ред. и вст. ст. В.В. Рубцова. М.: Прогресс, 1988. С. 336.

4. Иванова И. А. Формы работы с использованием презентаций Microsoft Power Point на уроках иностранного языка. Режим доступа: http://www.nic-snail.ru/festival/2009/project.html

5. Товма Е.Л. Тест в функции упражнений при обучении лексике иностранного языка // ИЯШ. 1996. № 1. С. 17-19.

О.А. Юрова

УЧИТЕЛЬ И УЧАЩИЕСЯ КАК СУБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Высокие требования, предъявляемые сегодня к подготовке специалистов, определяют задачи совершенствования системы подготовки учителей в педагогическом вузе. Что касается подготовки учителей иностранного языка, то проблема ее совершенствования в современных исследованиях рассматривается в основном в русле формирования разных аспектов коммуникативной компетенции и с точки зрения усиления ее профессиональной направленности [1; 5; 6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.