Научная статья на тему 'Компьютер консультирует бухгалтера'

Компьютер консультирует бухгалтера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зернова Е. В.

Подборка по материалам ИПК «КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютер консультирует бухгалтера»

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам ИПК«КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»

Вопрос. Кредитный потребительский кооператив граждан удовлетворяет потребности пайщиков в финансовой помощи посредством предоставления им займов из средств личных сбережений пайщиков (из фонда финансовой взаимопомощи) согласно ст. 3,16 Федерального закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан».

Принимая целевые поступления — проценты за пользование займами, кооператив выступает получателем наличных денежных средств в результате совершения операций, не связанных с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг.

Должен ли кооператив применять контрольно-кассовую технику при осуществлении денежных расчетов членами кооператива по возврату компенсаций — процентов за пользование займами членами кооператива?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Требования к форме договора займа, а также отношения, возникающие между заимодавцем и заемщиком при совершении сделок, регулируются гражданским законодательством, которое рассматривает заемные правоотношения не как оказание услуг, а как пользование имуществом, в данном случае деньгами.

Отношения, возникающие при пользовании имуществом по договору займа, регулируются гл. 42 ГК РФ.

Согласно п. 5 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве услуги признается деятельность, результаты которой не имеют мате-

риального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Таким образом, обязательный признак услуги — реализация результатов деятельности, не имеющей материального выражения, в то время как по договору займа деятельность не осуществляется.

Принимая во внимание то, что организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт обязаны применять контрольно-кассовую технику только в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, ряд видов деятельности, которые не предполагают продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, исходя из положений Федерального закона не требуют применения контрольно-кассовой техники, в том числе расчеты по договорам займа, которые не являются торговыми операциями или разновидностью оказания услуг.

Основание: письмо Минфина России

от 01.06.2006 № 03-01-15/4-121.

Вопрос. Основным видом деятельности организации является сдача в аренду собственного нежилого недвижимого имущества (торговые места в павильонах, киоски, контейнеры).

С 1 января 2006 г. вид деятельности — оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках, не имеющих залов обслуживания посетителей, облагается единым налогом на вмененный доход.

Режим работы рынка организации — 6 дней в неделю.

Может ли организация при таком графике работы при расчете налога по ЕНВД применить пониженное значение коэффициента базовой доходности К2, учитывая фактическое количество дней ведения деятельности в календарном месяце?

Ответ. В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Ко-

декс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.26 Кодекса.

Нормативными правовыми актами (законами) указанных муниципальных образований определяются виды предпринимательской деятельности, подлежащие переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в пределах перечня, предусмотренного п. 2 ст. 346.26 Кодекса), в том числе перечень групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога, а также значения коэффициента К2, указанного в ст. 346.27 Кодекса, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.

Исходя из предоставленных полномочий, представительные (законодательные) органы муниципальных образований вправе установить в отношении каждого вида предпринимательской деятельности единое значение коэффициента К2, учитывающего совокупность особенностей его ведения, либо значения так называемых подкоэф-фициентов К2, учитывающих конкретные факторы влияния на результаты такой деятельности.

В случае установления значений так называемых подкоэффициентов К2 единое значение коэффициента К2, используемое при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход, определяется налогоплательщиками в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 346.29 Кодекса.

При этом согласно данному порядку налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать исчисленное (используемое) ими единое значение коэффициента К2 на значение коэффициента, учитывающего фактический период времени ведения предпринимательской деятельности в течение налогового периода, определяемое как среднее арифметическое величин, полученных в результате отношения количества

календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение каждого календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данных календарных месяцах налогового периода.

Значение коэффициента, учитывающего фактический период времени ведения предпринимательской деятельности в данном муниципальном образовании в течение налогового периода, в этом случае определяется налогоплательщиком по формуле:

Кфп = [(№ вд1: № кд1) + (№ вд2: № кд2) + (№ вд3: № кд3)]: 3,

где Кфп — значение коэффициента, учитывающего фактический период времени ведения предпринимательской деятельности в данном муниципальном образовании в течение налогового периода;

№ вд1, № вд2, № вд3 — количество календарных дней ведения предпринимательской деятельности в данном муниципальном образовании в каждом календарном месяце налогового периода;

№ кд1, № кд2, № кд3 — количество календарных дней в каждом календарном месяце налогового периода;

3 — количество календарных месяцев в налоговом периоде.

Далее значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитываемое при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход по данному месту осуществления деятельности, определяется по формуле:

К2нб = К2ез х Кфп,

где К2нб — значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитываемое при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход;

К2ез — единое значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2, установленное нормативным правовым актом муниципального образования.

В указанных выше целях налогоплательщиком составляется расчет в произвольной форме. Данный расчет налогоплательщик вправе представить в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности в качестве приложения к налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход.

Основание: письмо Минфина России от 31.05.2006 № 03-11-04/3/279.

Вопрос. В связи с изменением п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) организация с 1 января 2006 г. в учетной политике для целей бухгалтерского учета установила, что активы, в отношении которых выполняются предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01 условия принятия их к бухгалтерскому учету в качестве основных средств и стоимостью в пределах лимита 10 000руб. за единицу, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

При этом по таким активам организация, соответственно, не применяет с 1 января 2006 г. формы первичных учетных документов по учету основных средств. В частности, не оформляются утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7форма № ОС-1 при приеме-передаче основных средств, форма № ОС-2 при внутреннем перемещении объектов, форма № ОС-4 при их выбытии, не открывается инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6).

Для целей налогового учета по налогу на прибыль такие активы не включаются в состав амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 налогового кодекса РФ) и отражаются в составе материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Следует ли в этом случае для целей налогового учета по налогу на прибыль по таким активам заполнять и вести Акт приема-передачи объекта основных средств, Накладную на внутреннее перемещение объектов основных средств, Акт о списании объекта основных средств, Инвентарную карточку учета объекта основных средств?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной

защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

При этом согласно ст. 313 Кодекса налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Таким образом, ведение первичных документов, указанных в вопросе, для налогового учета в отношении имущества, не являющегося амортизируемым и стоимость которого включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию, не требуется.

Однако необходимо иметь в виду следующее. В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, в целях обеспечения сохранности активов, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 этого Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, которые могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов, в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Если организация примет решение учитывать такие объекты в составе материально-производственных запасов, она должна вести по ним соответствующие карточки учета (приходный ордер по форме № М-4, требование-накладную по форме № М-11, карточку учета материалов по форме № М-17 и др.).

Основание: письмо Минфина России

от 30.05.2006 № 03-03-04/4/98.

Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью намерено приобрести паи паевого инвестиционного фонда.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29.11.2001 № 156- ФЗ «Об инвестиционных фон-

дах» (далее — Закон) оплата инвестиционных паев — это передача имущества в доверительное управление. Выдача инвестиционных паев удостоверяет факт заключения договора доверительного управления с управляющей компанией паевого инвестиционного фонда и внесения в фонд имущества.

При этом в оплату инвестиционных паев пайщики могут передавать денежные средства, а также иное имущество.

Общество с ограниченной ответственностью намерено внести ценные бумаги (обыкновенные именные бездокументарные акции) в состав имущества паевого инвестиционного фонда в качестве оплаты инвестиционных паев при формировании фонда.

Просимразъяснить порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций при оплате инвестиционных паев ценными бумагами, а именно: возникает ли при этом у пайщика — юридического лица налоговая база по налогу на прибыль как разница между рыночной ценой передаваемых ценных бумаг, определенной в соответствии с положениями ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации, и стоимостью этих ценных бумаг по данным налогового учета пайщика — юридического лица, передающего ценные бумаги?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 277 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при размещении эмитированных акций (долей, паев) у налогоплательщика, приобретающего такие акции (доли, паи), не возникает прибыли (убытка) при передаче имущества в качестве оплаты размещаемых акций (долей, паев).

При этом стоимость приобретаемых акций (долей, паев) признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества, определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество, с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Статьей 39 Кодекса установлено, что не признается реализацией товаров, работ или услуг, передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов).

Учитывая изложенное, при передаче налогоплательщиком ценных бумаг в качестве оплаты первично размещаемых паев закрытого паевого инвестиционного фонда у налогоплательщика не возникает прибыли (убытка) для целей налогообложения. Стоимость паев закрытого паевого инвестиционного фонда для целей налогообложения признается равной стоимости вносимых ценных бумаг, определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанные ценные бумаги.

Основание: письмо Минфина России

от 30.05.2006 № 03-03-04/1/485.

Вопрос. Организация привлекает независимого оценщика для оценки имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества. К какому моменту должны быть совершены эти действия? Какой перечень документов следует предъявлять в государственную налоговую инспекцию при государственной регистрации создаваемого юридического лица? Требуется ли при этом подача заключения оценщика?

Ответ. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственной регистрацией юридических лиц являются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений, в том числе о создании юридических лиц.

Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании регламентирован гл. 4 данного Федерального закона. Состав документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, поименован в ст. 12 указанного Федерального закона, согласно п. «а» данной статьи которого в рамках названной процедуры государственной регистрации в регистрирующий орган представляется, в частности, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

На основании положений п. «а» ст. 12 названного Федерального закона при представлении заявления в регистрирующий орган заявителем подтверждается, что: 1) представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;

2) содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации сведения достоверны;

3) при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации; и 4) в установленных законом случаях вопросы создания юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Данные нормы содержатся и в разд. 12 Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, которым установлены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц. Соблюдение указанных норм, в том числе в части соблюдения установленного для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядка их учреждения, подтверждается подписью заявителя.

Таким образом, учитывая, что приведенные нормы Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», рассматриваемые во взаимосвязи с заявительным порядком государственной регистрации, свидетельствуют об ответственности заявителя в отношении представляемых для государственной регистрации сведений, порядок учреждения юридического лица, наряду с иными особенностями, подтверждается заявителем в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

В этой связи при необходимости осуществления определенных действий третьим лицом в предусмотренных законодательством случаях (например, по оценке имущественных вкладов, вносимых в уставный капитал общества, или по оценке имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества) такие действия должны быть совершены к моменту подачи заявителем документов в регистрирующий (налоговый) орган.

Следует учитывать, что на основании п. 4 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в регистрирующий орган представляются только те документы, которые установлены данным Федеральным законом. При этом независимо от наличия обязанности по

выполнению в установленном порядке предшествующих государственной регистрации необходимых процедур (например, по оценке имущества независимым оценщиком) требований о представлении в регистрирующий орган документов, подтверждающих осуществление данных операций, не установлено.

Одновременно за представление недостоверных сведений для включения их в государственные реестры, а также документов, содержащих заведомо ложные сведения, предусмотрена ответственность, установленная ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях. Кроме того, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона (ст. 25 указанного выше Федерального закона).

Основание: письмо Минфина России от 29.05.2006 № 03-01-10/2-119.

Вопрос. Организацияпланируетзаключитьдого-вор подряда на выполнение ремонтно-строительных работ. Заказчиком по договору является физическое лицо (гражданин РФ, не является индивидуальным предпринимателем). Предметом договора является комплексный ремонт помещений нежилого фонда. Должна ли организация применить режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по деятельности, осуществляемой в связи с таким договором?

Ответ. В соответствии со ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности, оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (далее - ОКУН).

Статьей 346.27 Кодекса определено понятие бытовых услуг - это платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов), предусмотренные ОКУН, т.е. классифицируемые в соответствии с ОКУН по коду 010000 «Бытовые услуги».

Исходя из ситуации, изложенной в вопросе, организация планирует заключить договор подря -

да на выполнение ремонтно-строительных работ. При этом заказчиком будет являться физическое лицо. Предметом договора будет являться комплексный ремонт помещений нежилого фонда.

Главой 26.3 Кодекса не установлено каких-либо ограничений в отношении ситуаций, когда организации или индивидуальные предприниматели оказывают бытовые услуги населению на основании различных форм договоров.

При этом необходимо учитывать следующее.

В соответствии с ОКУН к бытовым услугам, в частности, относятся услуги по ремонту жилья и других построек (код ОКУН 016100).

В то же время в группировке «ремонт жилья и других построек» (код 016100 ОКУН) отсутствует такой вид услуг, как ремонт помещений нежилого фонда.

Кроме того, в соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (далее — ЖК РФ) под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Таким образом, в жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых и иных нужд непромышленного характера и т.д.

Учитывая изложенное, планируемая организацией предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по ремонту помещений нежилого фонда физическим лицам не может рассматриваться в качестве бытовых услуг и, соответственно, должна облагаться в общеустановленном порядке или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.

Также необходимо отметить, что согласно п. 2 ст. 11 Кодекса для целей Кодекса используется следующее определение индивидуальных предпринимателей: это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие пред-

принимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Основание: письмо Минфина России

от 29.05.2006 № 03-11-04/3/276.

Вопрос. Организация арендует и имеет в собственности торговые автоматы по приготовлению горячих напитков, реализации штучных товаров (кондитерские изделия) и реализации прохладительных напитков (вода, чай, лимонад). Торговые автоматы устанавливаются в различных районах города и области. До вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ, организация уплачивала ЕНВД по виду деятельности «розничная торговля через объекты нестационарной торговой сети».

Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ гл. 26.3 НКРФ была дополнена новым видом деятельности: оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с вышеизложенным просим дать разъяснения по следующим вопросам.

1. Правильно ли, что с 01.01.2006 организация должна рассчитывать базовую доходность исходя из того, что все торговые автоматы — объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей? Если это неверно, то к какому виду деятельности относятся торговля через торговые автоматы по приготовлению горячих напитков, реализация кондитерских изделий и прохладительных напитков?

2. Возникает ли у организации обязанность встать на налоговый учет в налоговых органах по месту осуществления торговой деятельности по каждому торговому автомату?

3. В какую налоговую инспекцию необходимо уплачивать единый налог?

Ответ. По вопросу № 1. Согласно подп. 9 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход

для отдельных видов деятельности применяется, в частности, в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

При этом в соответствии со ст. 346.27 Кодекса к услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

На основании положений вышеназванной статьи Кодекса для целей применения единого налога на вмененный доход объектом организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей, признается объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, торговые автоматы и другие аналогичные точки общественного питания.

Исходя из вышеизложенного торговые автоматы по приготовлению горячих напитков и реализации штучной продукции (кондитерских изделий) и прохладительных напитков признаются в соответствии с положениями ст. 346.27 Кодекса объектами организации общественного питания, не имеющими зала обслуживания посетителей. В случае использования организацией указанных торговых автоматов в целях организации общественного питания данная организация обязана применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Исчисление единого налога на вмененный доход организация должна будет производить с использованием физического показателя «количество работников, включая индивидуального предпринимателя» (п. 3 ст. 346.29 Кодекса).

По вопросу № 2. Согласно п. 2 ст. 346.28 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога на вмененный доход, введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Таким образом, организация в отношении осуществляемой ею предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания через торговые автоматы обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления указанной деятельности (по месту установки торговых автоматов), в том числе и по месту установки торговых автоматов, расположенных вне места нахождения организации. При этом обязанность по исчислению и уплате единого налога на вмененный доход в отношении указанной деятельности возникает только в случае, если система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход введена в действие законом соответствующего муниципального района, городского округа или законом города федерального значения.

По вопросу № 3. Постановка на налоговый учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход и уплата этого налога осуществляются по месту ведения предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях и городах Москве и Санкт-Петербурге, принявших соответствующие нормативные (законодательные) акты по данному налогу.

Налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, переведенную на уплату единого налога на вмененный доход, в разных районах одного городского округа, обслуживаемых разными налоговыми органами, обязаны встать на налоговый учет по месту осуществления указанной деятельности в одном из налоговых органов.

Налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, подлежащую налогообложению единым налогом на вмененный доход, на территории нескольких муниципальных образований, обслуживаемых одной межрайонной налоговой инспекцией, обязаны осуществить постановку на налоговый учет в качестве налогоплательщиков указанного налога в межрайонной налоговой инспекции.

Из вышеуказанного следует, что если торговые автоматы, посредством которых организация осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг общественного питания, установлены на территории одного городского округа, обслуживаемого разными налоговыми органами, то она может встать на налоговый учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход в одном из налоговых органов данного городского округа.

В случае если торговые автоматы установлены организацией на территории нескольких муниципальных образований, обслуживаемых

одной межрайонной налоговой инспекцией, то она обязана осуществить постановку на налоговый учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход в межрайонной налоговой инспекции.

Основание: письмо Минфина России

от 29.05.2006 № 03-11-09/3/277.

Вопрос. Как учесть в целях налогообложения прибыли расходы на проведение добровольной сертификации продукции и услуг?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на сертификацию продукции и услуг.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в том числе в форме обязательной сертификации. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации (п. 1 ст. 21 Федерального закона «О техническом регулировании»).

Таким образом, затраты заявителя на сертификацию продукции и услуг, проводимую в форме добровольной сертификации в порядке, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании», подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.

Указанные расходы включаются в состав расходов текущего периода в течение срока, на который выдан сертификат (п. 1 ст. 272 Кодекса).

При этом подп. 2 п. 1 ст. 264 Кодекса предусматривает признание расходов на проведение сертификации только продукции и услуг: произ-

водимой налогоплательщиком продукции и оказываемых налогоплательщиком услуг, т.е. в составе расходов, уменьшающих полученные доходы при налогообложении прибыли, не учитываются расходы на сертификацию, понесенные организацией, реализующей товары, производимые сторонними организациями.

Основание: письмо Минфина России

от 25.05.2006 № 03-03-04/4/96.

Вопрос. Статья 262 НК РФ предоставляет налогоплательщикам право признавать для целей налогообложения расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки (п. 1 ст. 262 НК РФ).

Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение двух лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (п. 2 ст. 262 НК РФ).

Имеет ли компания право учесть расходы на научные исследования, если использование результатов этих исследований будет начато по истечении двух лет с момента завершения исследований?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее—Кодекс) расходами на НИОКР признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, а также расходы на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

При этом п. 2 ст. 262 Кодекса установлено, что расходы налогоплательщика на НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или

разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в порядке, предусмотренном ст. 262 Кодекса.

Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение двух лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований).

Таким образом, Кодексом установлен порядок отнесения затрат на НИОКР, давшие положительный результат, к расходам для целей налогообложения прибыли, в соответствии с которым данные затраты учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанные работы были завершены.

При этом отнесение на расходы затрат на НИОКР, давшие положительные результаты, использование которых начато по истечении двух лет после их завершения, Кодексом не предусмотрено. Если в течение двух лет налогоплательщик не использует результаты НИОКР в своей деятельности, расходы на проведение НИОКР для целей налогообложения прибыли учтены быть не могут.

Если в течение двух лет налогоплательщиком начато использование результатов НИОКР в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), то вся сумма осуществленных расходов будет учитываться для целей налогообложения в течение срока, оставшегося до окончания двухлетнего срока, исчисляемого с даты окончания соответствующих работ, равномерно.

Основание: письмо Минфина России

от 25.05.2006 № 03-03-04/1/478.

Вопрос. В связи с возможной реализацией инвестиционного проекта в 2006 г. просим дать разъяснения по следующим вопросам.

ЗАО намерено осуществлять инвестирование в строительство основных средств с привлечением организации, выполняющей функции заказчика-застройщика, осуществляющей работы по реализации инвестиционного проекта.

При этом заказчик-застройщик привлекает подрядные организации для осуществления капитального строительства и выполнения строительно-монтажных работ.

Кроме того, для строительства объекта привлекаются средства участников долевого строительства (согласно Закону от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).

Согласно п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику заказчиками-застройщиками при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, а также суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ.

В соответствии с п. 1 ст. 169, п. 1, 4 ст. 172 НК РФ вычеты указанных сумм налогов производятся на основании счетов-фактур после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.

Одновременно инвестор выплачивает вознаграждение за услуги, оказанные заказчиком-застройщиком.

Согласно заключаемым договорам передача инвестиционного объекта от заказчика к ЗАО происходит несколькими способами:

1) заказчик-застройщик передает инвестиционный объект до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в части, определенной по договору;

2) заказчик-застройщик передает инвестиционный объект после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в части, определенной по договору.

Просим разъяснить, какой из приведенных способов является наиболее правильным и как должен выставлять счета-фактуры заказчик-застройщик инвестору по соответствующему объекту, а также пояснить, правомерно ли в данный счет-фактуру включать стоимость услуг, оказанных заказчиком-застройщиком.

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В связи с этим не позднее пяти дней после передачи в установленном порядке на баланс инвестора объекта, законченного капитальным строительством, организация, выполняющая функции заказчика-застройщика (далее - заказчик), выставляет инвестору сводный счет-фактуру по соответствующему объекту.

Сводный счет-фактура составляется в двух экземплярах на основании счетов-фактур, ранее по-

лученных заказчиком от подрядных организаций по выполненным строительно-монтажным работам и поставщиков товаров (работ, услуг). При этом в данном счете-фактуре строительно-монтажные работы и товары (работы, услуги) выделяются в самостоятельные позиции. Второй экземпляр сводного счета-фактуры хранится у заказчика в журнале учета выставленных счетов-фактур без регистрации в книге продаж.

Счета-фактуры, полученные заказчиком от подрядных организаций и поставщиков товаров (работ, услуг), хранятся у заказчика в журнале учета полученных счетов-фактур без регистрации в книге покупок. Копии этих счетов-фактур прилагаются заказчиком к сводному счету-фактуре, который представляется инвестору.

Кроме того, к сводному счету-фактуре заказчиком прилагаются копии платежных документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога подрядным организациям по строительно-монтажным работам, поставщикам товаров (работ, услуг), а также таможенным органам (копии платежных поручений с выписками банка о списании с расчетного счета заказчика указанных денежных средств).

Сводные счета-фактуры с приложениями, полученные инвестором от заказчика, хранятся в журнале учета полученных счетов-фактур и регистрируются в книге покупок по мере принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость по соответствующим объектам капитального строительства.

Что касается услуг по организации строительства, оказанных заказчиком инвестору, то по таким услугам заказчику следует оформлять счета-фактуры и регистрировать их в книге продаж в общеустановленном порядке. При этом стоимость данных услуг в сводный счет-фактуру не включается. У инвестора счета-фактуры по услугам заказчика хранятся в журнале учета полученных счетов-фактур и по мере принятия к вычету налога на добавленную стоимость регистрируются в книге покупок.

Основание: письмо Минфина России

от 24.05.2006 № 03-04-10/07.

Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью создано путем реорганизации сельскохозяйственного производственного кооператива в форме преобразования. В свою очередь сельскохозяйственный производственный кооператив был создан путем реорганизации крестьянского (фермерского) хозяйства. Таким образом, ООО является полным правопреемником как сельскохозяйс-

твенного производственного кооператива, так и крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласно нормам ст. 58 и 59 Гражданского кодекса переход прав к реорганизованному лицу происходит в полном объеме.

До момента реорганизации крестьянское (фер -мерское) хозяйство являлось плательщиком единого налога по упрощенной системе налогообложения. Имеет ли право ООО, как полный и универсальный правопреемник крестьянского (фермерского) хозяйства, использовать упрощенную систему налогообложения?

Ответ. Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ, а также государственная регистрация изменений в уставе осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. В свою очередь с этого же момента преобразованное юридическое лицо прекращает свою деятельность.

Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения установлены ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). Поскольку при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, на него рас-

пространяется порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, который предусмотрен п. 2 ст. 346.13 Кодекса, т.е. тот же порядок, что и на вновь созданные организации. В частности, вновь возникшее юридическое лицо при соблюдении положений п. 3 ст. 346.12 Кодекса может в установленный срок подать в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, указав в нем выбранный объект налогообложения («доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов»).

Вместе с тем в соответствии со ст. 50 Кодекса обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном указанной статьей Кодекса.

Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него ст. 50 Кодекса обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков. Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

Согласно п. 9 ст. 50 Кодекса при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

Учитывая, что в соответствии со ст. 346.13 и 346.14 Кодекса налогоплательщиком — реорганизованным юридическим лицом, применявшим упрощенную систему налогообложения и прекратившим свою деятельность в связи с его преобразованием, была выбрана упрощенная система налогообложения, его правопреемник — вновь возникшее юридическое лицо при исполнении обязанностей по уплате единого налога реорганизованного юридического лица должен применять ранее выбранную систему налогообложения.

Основание: письмо Минфина России

от 23.05.2006 № 03-11-04/2/116.

Вопрос. В правоприменительной практике нотариусов РФ возникает вопрос в связи с исчислением государственной пошлины (нотариального тарифа) за нотариальное удостоверение доверенности, выдаваемой от имени нескольких лиц одному лицу.

В ряде субъектов Российской Федерации реализуется подход, при котором размер нотариального тарифа определяется с учетом количества представляемых, указанных в доверенности. Данный подход обосновывается тем, что в одну доверенность фактически объединяется несколько доверенностей (по количеству представляемых лиц).

В связи с изложенным просим разъяснить порядок исчисления размера государственной пошлины (нотариального тарифа) за нотариальное удостоверение доверенности, выдаваемой от имени нескольких лиц одному лицу.

Ответ. В соответствии с ч. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

Доверенность от имени нескольких лиц может быть удостоверена только в том случае, если действия, предусмотренные доверенностью, касаются однородных интересов всех лиц, выдающих доверенность. В этих случаях происходит объединение нескольких доверенностей в едином документе.

Согласно ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации при удостоверении доверенности, выданной в отношении нескольких лиц, государственная пошлина уплачивается однократно. Особенностей уплаты государственной пошлины (нотариального тарифа) в случае удостоверения доверенности, выдаваемой от имени нескольких лиц одному лицу, данной главой Кодекса не предусмотрено.

Учитывая изложенное, для исчисления размера государственной пошлины за удостоверение доверенности, выдаваемой от имени нескольких лиц одному лицу, обязательно должно учитываться количество представляемых.

Например, если доверенность выдается от имени трех представляемых одному представителю, то, учитывая, что в данной доверенности объединены исходя из количества представляемых три доверенности, государственная пошлина должна уплачиваться как за удостоверение трех доверенностей.

Основание: письмо Минфина России

от 22.05.2006 № 03-06-03-04/54.

Е.В. Зернова Проект «КонсультантБухгалтер»

16.06.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.