Научная статья на тему 'Компьютер консультирует бухгалтера'

Компьютер консультирует бухгалтера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютер консультирует бухгалтера»

ВОПРОС - ОТВЕТ

компьютер консультирует бухгалтера

Подборка по материалам ИПК «КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»

Вопрос. Организация понесла расходы на официальный прием и обслуживание делегации иностранной компании, в том числе ею были оплачены счета за проживание президента и других представителей иностранной компании в гостинице г. Москвы. Вправе ли организация учесть в составе представительских расходов для целей исчисления налога на прибыль расходы на оплату проживания участников иностранной делегации?

Ответ. В соответствии с подп. 22 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются в том числе представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.

Указанные расходы учитываются для целей налогообложения прибыли в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ, в соответствии с которым к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

К представительским расходам относятся: — расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;

— транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;

— буфетное обслуживание во время переговоров;

— оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Из вопроса следует, что организация понесла расходы на официальный прием и обслуживание иностранной делегации. В том числе был оплачен счет за проживание президента и других представителей иностранной компании в гостинице г. Москвы.

Учитывая изложенное, расходы на оплату проживания участников иностранной делегации не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли, так как данный вид расходов не предусмотрен п. 2 ст. 264 НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 16.04.2007 № 03-03-06/1/235.

Вопрос. В каком отчетном (налоговом) периоде по налогу на прибыль организация вправе признать расходы на капитальные вложения вразмере не более 10 %, понесенные в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения основных средств?

Ответ. Согласно п. 1.1 ст. 259 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % первоначальной стоимости основных средств

(за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 1.1 ст. 259 НК РФ, признаются в качестве расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.

На основании п. 2 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Учитывая изложенное, суммы расходов на капитальные вложения в размере не более 10 % первоначальной стоимости основных средств, понесенных организацией в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения основных средств, следует учитывать для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль в месяце, следующем за месяцем ввода в эксплуатацию объекта основных средств.

Основание: письмо Минфина России от 16.04.2007 № 03-03-06/1/236.

Вопрос. В связи с производственной необходимостью организация направляет своих работников в служебные командировки как внутри страны, так и за ее пределы. При этом для обеспечения своевременного прибытия в аэропорт заключен договор с транспортным предприятием на оказание услуг по перевозке пассажиров и их багажа (услуги такси). Вправе ли организация учесть расходы на такси до аэропорта при исчислении налога на прибыль?

Ответ. Из вопроса следует, что сотрудники организации выезжают в служебные командировки на территории как РФ, так и зарубежных стран. При этом для обеспечения работников возможностью своевременного прибытия в аэропорт заключен договор с транспортным предприятием на оказание услуг по перевозке пассажиров и их багажа (услуги такси).

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на

сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы организации на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

Учитывая изложенное, расходы на проезд работника на такси в аэропорт при направлении в служебную командировку как внутри страны, так и за ее пределы могут быть включены в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, при условии подтверждения их экономической целесообразности.

Основание: письмо Минфина России от 13.04.2007 № 03-03-06/4/48.

Вопрос. Организация оказывает услуги населению по техобслуживанию бытовой техники (в том числе гарантийному) и планирует ввести программу дополнительного сервисного обслуживания бытовой техники путем продажи через розничную торговую сеть (агентов) сертификатов на предоставление указанной услуги. В рамках программы дополнительного сервиса в сравнении со стандартной гарантией будет осуществляться замена неисправного товара, бесплатная настройка или установка, консультации специалиста, доставка товара, ремонт на месте в случае незначительных поломок, предоставление скидок при установке техники. Подпадает ли де-

ятельность организации в рамках дополнительного сервисного обслуживания под ЕНВД?

Ответ. Из информации, изложенной в вопросе, следует, что организация планирует ввести программу дополнительного сервисного обслуживания бытовой техники, машин и приборов путем продажи потребителям через розничную торговую сеть (агентов) сертификатов на предоставление указанной услуги. В рамках программы дополнительного сервиса в сравнении со стандартной гарантией производителя будут предоставляться услуги по замене неисправного товара на новый, бесплатная настройка или установка, консультации специалиста, доставка товара, ремонт на месте в случае незначительных поломок, предоставление скидок при установке техники.

В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться в отношении, в частности, оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163.

Под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению в разд. 010000 «Бытовые услуги» (ст. 346.27 НК РФ).

Оказываемые организацией или индивидуальным предпринимателем услуги по ремонту бытовой техники населению отнесены ОКУН к группе бытовых услуг по коду 013000 «Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий».

Услуги, оказываемые организацией в рамках дополнительного сервисного обслуживания бытовой техники, машин и приборов путем продажи потребителям через розничную торговую сеть (агентов) сертификатов на предоставление указанной услуги, не указаны в разд. 010000 «Бытовые услуги» ОКУН и, соответственно, не относятся к таковым.

В связи с изложенным деятельность организации по оказанию ранее названных услуг физическим лицам не может быть переведена на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности и подлежит налогообложению в соответствии с общим режимом налогообложения или в рамках упрощенной системы налогообложения.

Основание: письмо Минфина России от 13.04.2007 № 03-11-04/3/114.

Вопрос. Организация занимается розничной торговлей, в отношении которой уплачивается ЕНВД, и оптовой торговлей, которая ЕНВД не облагается. Оба вида предпринимательской деятельности осуществляются на площади одного торгового зала. Вправе ли организация рассчитать площадь торгового зала для целей исчисления ЕНВД пропорционально выручке от розничной торговли в общем объеме выручки?

Ответ. В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м2 по каждому объекту организации торговли.

Согласно ст. 346.27 НК РФ под площадью торгового зала понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Порядок распределения площади торгового зала (или его части) при осуществлении на ней одновременно двух видов предпринимательской деятельности, по одному из которых уплачивается ЕНВД и в качестве физического показателя используется площадь торгового зала, НК РФ не определен.

Поэтому при осуществлении на площади торгового зала розничной торговли, облагаемой ЕНВД, и оптовой торговли, налогообложение которой осуществляется в рамках иной системы налогообложения, при исчислении суммы ЕНВД следует учитывать всю площадь торгового зала.

Основание: письмо Минфина России от 13.04.2007 № 03-11-04/3/115.

Вопрос. О правомерности включения в состав расходов при применении УСН сумм, уплаченных за установку программы для сдачи отчетности в электронном виде.

Ответ. В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщик при определении объекта налогообложения уменьшает полученные доходы на расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Исходя из ранее сказанного, в случае если договором с правообладателем программы установлен перечень услуг, входящих в состав установки программы (в частности, регистрация первого абонента,

базовый комплекс услуг, программный комплекс, выезд специалиста), то указанные расходы могут быть включены в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по единому налогу.

Основание: письмо Минфина России от 12.04.2007 № 03-11-04/2/100.

Вопрос. Физическое лицо передало в доверительное управление недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве собственности. Доверительный управляющий заключил договор на передачу указанного имущества в аренду третьему лицу. Следует ли доверительному управляющему предъявлять к оплате арендатору сумму НДС, исчисленную исходя из суммы арендной платы?

Ответ. Особенности исчисления и уплаты в бюджет НДС при осуществлении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом установлены ст. 174.1 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

Так, в соответствии с п. 1 данной статьи НК РФ при совершении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом на доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные гл. 21 НК РФ. Поэтому доверительный управляющий признается налогоплательщиком НДС в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, осуществляемых в рамках указанного договора.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации услуг на территории РФ признаются объектами налогообложения НДС. В связи с этим операции по реализации услуг по аренде недвижимого имущества подлежат обложению НДС.

На основании ст. 154 НК РФ при реализации налогоплательщиком НДС услуг налоговая база по этому налогу определяется как стоимость этих услуг. При этом п. 1 ст. 168 НК РФ установлено, что при реализации услуг налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю этих услуг соответствующую сумму НДС.

Учитывая изложенное, доверительный управляющий, осуществляющий в рамках договора доверительного управления имуществом операции по реализации услуг по аренде недвижимого имущества, в том числе принадлежащего физическому лицу, обязан предъявить к оплате арендатору имущества сумму НДС, исчисленную исходя из суммы арендной платы.

Основание: письмо Минфина России от 12.04.2007 № 03-07-14/13.

Вопрос. О налогообложении налогом на прибыль, единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц стоимости специальной одежды, выданной работникам в пределах норм, установленных организацией.

Ответ. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам в целях главы относятся в том числе затраты налогоплательщика на приобретение специальной одежды, стоимость которой включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию.

При этом в соответствии с пп. 2 и 3 Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных постановлением Минтруда России от 18.12.1998 № 51, специальная одежда выдается работникам, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утверждаемых постановлениями Минтруда России.

Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики утверждены постановлением Минтруда России от 30.12.1997 № 69.

Кроме того, согласно ст. 221 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с Типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств ин-

дивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Учитывая изложенное, расходы, связанные с приобретением специальной одежды, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию в соответствии с нормами бесплатной выдачи специальной одежды, установленными на предприятии.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Таким образом, выплаты в виде стоимости специальной одежды, выдаваемой работникам по нормам, установленным организацией с учетом положений ст. 221 ТК РФ, не подлежат обложению единым социальным налогом на основании подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.

Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

В случае если специальная одежда выдается работнику только для осуществления производственной деятельности и не переходит в его собственность, стоимость указанной специальной одежды, выдаваемой работникам по нормам, установленным организацией, не может быть признана экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, являться объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц.

Основание: письмо Минфина России от 04.04.2007 № 03-03-06/1/214.

Вопрос. Какую налоговую ставку по налогу на прибыль следует применять в отношении дохода в виде процентов, полученных по муниципальной облигации, условная дата размещения которой — 01.01.2006, а условная дата погашения — 31.12.2008?

Ответ. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» облигацией признается эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмот-

ренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

Согласно положениям подп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ к доходам в виде процентов, в частности, по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 01.01.2007, применяется налоговая ставка в размере 9 %.

Учитывая ранее изложенное, в случае если муниципальной облигацией, эмитированной до 01.01.2007, предусмотрен условный срок обращения, в течение которого владелец данной облигации имеет право на получение от эмитента дохода в виде процентов, выплачиваемого по такой облигации, то к такому доходу не может применяться ставка налога, установленная подп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ.

К доходу в виде процентов по ранее указанной облигации следует применять ставку налога в размере 24 %.

Основание: письмо Минфина России от 04.04.2007 № 03-03-06/2/62.

Вопрос. Подпадает ли под ЕНВД предпринимательская деятельность по передаче доверительным управляющим в аренду площадей под торговлю (стационарных торговых мест), переданных ему в доверительное управление? Если да, то кто является плательщиком ЕНВД и из каких средств должна осуществляться уплата данного налога?

Ответ. В соответствии с подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на систему налогообложения в виде ЕНВД может переводиться деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Для целей применения указанной статьи НК РФ под стационарным торговым местом следует понимать торговое место, используемое для совершения сделок купли-продажи, которое расположено в стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов (залов обслуживания посетителей), то есть торговой сети, расположенной в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов.

К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые ком-

плексы, киоски и другие аналогичные объекты, в том числе обособленные объекты организации розничной торговли, размещенные на земельных участках и не подлежащие перемещению в течение всего периода времени, предусмотренного договорами на их размещение (установку) и (или) договорами их аренды или субаренды (палатки, ларьки, контейнеры, боксы и т. д.).

Соответственно, предпринимательская деятельность по передаче в аренду (субаренду) стационарных торговых мест, не имеющих залов обслуживания посетителей, в указанных объектах организации торговли может переводиться на уплату ЕНВД.

В случае если предпринимательская деятельность по передаче в аренду площадей под торговлю (стационарных торговых мест) осуществляется в рамках договора доверительного управления имуществом, то необходимо учитывать следующее.

Согласно п. 1 ст. 1012 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 1012 ГК РФ доверительный управляющий осуществляет сделки с полученным в доверительное управление имуществом от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего.

Поэтому налогоплательщиком ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по передаче в аренду площадей под торговлю (стационарных торговых мест), осуществляемой доверительным управляющим, признается доверительный управляющий, который обязан уплачивать указанный налог по месту осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой данным налогом.

Уплата ЕНВД должна осуществляться за счет прибыли, полученной доверительным управляющим.

Основание: письмо Минфина России от 02.04.2007 № 03-11-04/3/100.

Вопрос. Организация арендует двухэтажное здание. На одном этаже планируется открыть кафе-бар с одним залом обслуживания посетителей площадью менее 150 м2, а на другом этаже — рес-

торан, где будет несколько залов обслуживания посетителей, площадь каждого из которых составляет не более 150 м2, а общая площадь превышает 150 м2. Применяется ли ЕНВД в отношении услуг общественного питания, оказываемых в кафе-баре?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться в отношении, в частности, предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м2 по каждому объекту организации общественного питания.

Согласно ст. 346.27 НК РФ объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, признается здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.

При этом указанной статьей НК РФ установлено, что площадью зала обслуживания посетителей является площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

Таким образом, если согласно инвентаризационным и (или) правоустанавливающим доку-

ментам арендуемое организацией двухэтажное здание с одним кафе-баром на первом этаже и рестораном на втором значится как один объект организации общественного питания, имеющий несколько залов обслуживания посетителей, то в этом случае площадь зала обслуживания посетителей определяется путем суммирования всех используемых площадей (залов обслуживания посетителей).

Если кафе-бар на первом этаже здания с площадью зала обслуживания посетителей менее 150 м2 в инвентаризационных и (или) правоустанавливающих документах обозначен как отдельный от ресторана объект общественного питания, то организация в отношении оказываемых в данном кафе-баре услуг общественного питания может быть переведена на уплату ЕНВД.

При этом в отношении услуг общественного питания, оказываемых в ресторане на втором этаже здания, организация должна будет платить налоги в рамках общего режима налогообложения или в соответствии с упрощенной системой налогообложения, так как общая площадь всех залов обслуживания ресторана превышает 150 м2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основание: письмо Минфина России от 30.03.2007 № 03-11-04/3/98.

Вопрос. О порядке формирования резерва на ремонт основных средств и учета размера фактически произведенныхрасходов на ремонт основных средств в сравнении с размером созданного резерва для целей исчисления налога на прибыль.

Ответ. Пунктом 3 ст. 260 НК РФ предусмотрено, что для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным ст. 324 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 324 НК РФ при определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов

на ремонт, сложившуюся за последние три года. Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.

Организации, принявшие решение о создании резервов на ремонт основных средств на начало налогового периода, формируют смету на ремонт основных средств (за исключением основных средств, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта), исходя из периодичности осуществления ремонта, приходящегося на текущий налоговый период. Указанная сумма сравнивается с показателем, определяемым как сумма фактически осуществленных расходов за предыдущие три года, деленная на три. Меньшая из сумм будет являться основной для определения отчислений в указанный резерв.

При этом в случае если у налогоплательщика есть основные средства, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта, то он должен определить сумму дополнительных отчислений в резерв, исходя из общей суммы ремонта по этим объектам, поделенную на количество лет, между которыми происходят указанные виды ремонта, и указанную часть прибавить к сумме отчислений, определенной в порядке, изложенном в предыдущем абзаце.

Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода.

В случае если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.

В случае если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.

Если на конец налогового периода остаток средств резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт основных средств, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов налогоплательщика.

Таким образом, размер фактически произведенных расходов на «холодный» ремонт печи сравнивается с размером резерва, сформированного для проведения данного ремонта, в том налоговом периоде, в котором данный ремонт будет выполнен, и если сумма фактических затрат превышает размер резерва, то остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода, если же размер резерва превышает сумму фактических расходов, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов налогоплательщика.

Основание: письмо Минфина России от 29.03.2007 № 03-03-06/1/184.

Вопрос. О порядке учета расходов, связанных с содержанием помещения объекта общественного питания (столовой), находящегося на территории организации и предназначенного для обслуживания работников, при исчислении налога на прибыль.

Ответ. В соответствии с подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих

трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со ст. 275.1 НК РФ.

В соответствии со ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Для целей гл. 25 НК РФ к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

Из вопроса следует, что столовая находится на территории предприятия и обслуживает работников завода, следовательно, расходы, связанные с содержанием помещения объекта общественного питания (столовой), подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Основание: письмо Минфина России от 29.03.2007 № 03-03-06/1/186.

Е. В. ЗЕРНОВА Проект «КонсультантБухгалтер» 18.05.2007

❖ ❖ ❖

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.