НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ
КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА
Подборка по материалам ИПК«КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»
Вопрос. В каком отчетном (налоговом) периоде по налогу на прибыль организация вправе признать расходы на капитальные вложения вразмере не более 10 %, понесенные в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения основных средств?
Ответ. Согласно п. 1.1 ст. 259 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекса) налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 Кодекса.
Пунктом 3 ст. 272 Кодекса установлено, что расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 1.1 ст. 259 Кодекса, признаются в качестве расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.
На основании п. 2 ст. 259 Кодекса начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
Учитывая изложенное, суммы расходов на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств, понесенных организацией в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения основных средств, следует учитывать для целей определения налоговой
базы по налогу на прибыль в месяце, следующем за месяцем ввода в эксплуатацию объекта основных средств.
Основание: письмо Минфина России от 16.04.2007 № 03-03-06/1/236.
Вопрос. Организация оказывает услуги населению по техобслуживанию бытовой техники (в том числе гарантийному) и планирует ввести программу дополнительного сервисного обслуживания бытовой техники путем продажи через розничную торговую сеть (агентов) сертификатов на предоставление указанной услуги. Врамках программы дополнитель -ного сервиса в сравнении со стандартной гарантией будет осуществляться замена неисправного товара, бесплатная настройка или установка, консультации специалиста, доставка товара, ремонт на месте в случае незначительных поломок, предоставление скидок при установке техники. Подпадает ли деятельность организации в рамках дополнительного сервисного обслуживания под ЕНВД?
Ответ. Из информации, изложенной в вопросе, следует, что организация планирует ввести программу дополнительного сервисного обслуживания бытовой техники, машин и приборов путем продажи потребителям через розничную торговую сеть (агентов) сертификатов на предоставление указанной услуги. В рамках программы дополнительного сервиса в сравнении со стандартной гарантией производителя будут предоставляться услуги по замене неисправного товара на новый, бесплатная настройка или установка, консультации специалиста, доставка товара, ремонт на месте в случае незначительных поломок, предоставление скидок при установке техники.
В соответствии со ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вменен-
ный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении, в частности, оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163.
Под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению в разд. 010000 «Бытовые услуги» (ст. 346.27 Кодекса).
Оказываемые организацией или индивидуальным предпринимателем услуги по ремонту бытовой техники населению отнесены ОКУН к группе бытовых услуг по коду 013000 «Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий».
Услуги, оказываемые организацией в рамках дополнительного сервисного обслуживания бытовой техники, машин и приборов путем продажи потребителям через розничную торговую сеть (агентов) сертификатов на предоставление указанной услуги, не указаны в разд. 010000 «Бытовые услуги» ОКУН и, соответственно, не относятся к таковым.
В связи с изложенным деятельность организации по оказанию вышеназванных услуг физическим лицам не может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и подлежит налогообложению в соответствии с общим режимом налогообложения или в рамках упрощенной системы налогообложения.
Основание: письмо Минфина России от 13.04.2007 № 03-11-04/3/114.
Вопрос. Организация занимается розничной торговлей, в отношении которой уплачивается ЕНВД, и оптовой торговлей, которая ЕНВД не облагается. Оба вида предпринимательской деятельности осуществляются на площади одного торгового зала. Вправе ли организация рассчитать площадь торгового зала для целей исчисления ЕНВД пропорционально выручке от розничной торговли в общем объеме выручки?
Ответ. В соответствии со ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м2 по каждому объекту организации торговли.
Согласно ст. 346.27 Кодекса под площадью торгового зала понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Порядок распределения площади торгового зала (или его части) при осуществлении на ней одновременно двух видов предпринимательской деятельности, по одному из которых уплачивается единый налог на вмененный доход и в качестве физического показателя используется площадь торгового зала, Кодексом не определен.
Поэтому при осуществлении на площади торгового зала розничной торговли, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и оптовой торговли, налогообложение которой осуществляется в рамках иной системы налогообложения, при исчислении суммы единого налога на вмененный доход следует учитывать всю площадь торгового зала.
Основание: письмо Минфина России от 13.04.2007 № 03-11-04/3/115.
Вопрос. О правомерности включения в состав расходов при применении УСН сумм, уплаченных за установку программы для сдачи отчетности в электронном виде.
Ответ. В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщик при определении объекта налогообложения уменьшает полученные доходы на расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных.
Исходя из вышесказанного, в случае если договором с правообладателем программы установлен перечень услуг, входящих в состав установки программы (в частности, регистрация первого абонента, базовый комплекс услуг, программный комплекс, выезд специалиста), то указанные расходы могут быть включены в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по единому налогу.
Основание: письмо Минфина России от 12.04.2007 № 03-11-04/2/100.
Вопрос. Физическое лицо передало в доверитель -ное управление недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве собственности. Доверительный управляющий заключил договор на передачу указанного имущества в аренду третьему лицу. Следует
ли доверительному управляющему предъявлять к оплате арендатору сумму НДС, исчисленную исходя из суммы арендной платы?
Ответ. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом установлены ст. 174.1 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса.
Так, в соответствии с п. 1 данной статьи Кодекса при совершении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом на доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные гл. 21 Кодекса. Поэтому доверительный управляющий признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, осуществляемых в рамках указанного договора.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса операции по реализации услуг на территории Российской Федерации признаются объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим операции по реализации услуг по аренде недвижимого имущества подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
На основании ст. 154 Кодекса при реализации налогоплательщиком налога на добавленную стоимость услуг налоговая база по этому налогу определяется как стоимость этих услуг. При этом п. 1 ст. 168 Кодекса установлено, что при реализации услуг налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю этих услуг соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, доверительный управляющий, осуществляющий в рамках договора доверительного управления имуществом операции по реализации услуг по аренде недвижимого имущества, в том числе принадлежащего физическому лицу, обязан предъявить к оплате арендатору имущества сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную исходя из суммы арендной платы.
Основание: письмо Минфина России от 12.04.2007 № 03-07-14/13.
Вопрос. О налогообложении налогом на прибыль, единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц стоимости спецодежды, выданной работникам в пределах норм, установленных организацией.
Ответ. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам в целях главы относятся в
том числе затраты налогоплательщика на приобретение спецодежды, стоимость которой включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию.
При этом в соответствии с пп. 2 и 3 Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных постановлением Минтруда России от 18.12.1998 № 51, спецодежда выдается работникам, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утверждаемых постановлениями Минтруда России.
Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики утверждены постановлением Минтруда России от 30.12.1997 № 69.
Кроме того, согласно ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с Типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Учитывая изложенное, расходы, связанные с приобретением специальной одежды, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию в соответс-
твии с нормами бесплатной выдачи специальной одежды, установленными на предприятии.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Таким образом, выплаты в виде стоимости специальной одежды, выдаваемой работникам по нормам, установленным организацией с учетом положений ст. 221 ТК РФ, не подлежат обложению единым социальным налогом на основании подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса.
Согласно ст. 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
В случае если специальная одежда выдается работнику только для осуществления производственной деятельности и не переходит в его собственность, стоимость указанной специальной одежды, выдаваемой работникам по нормам, установленным организацией, не может быть признана экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, являться объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц.
Основание: письмо Минфина России от 04.04.2007 № 03-03-06/1/214.
Вопрос. Какую налоговую ставку по налогу на прибыль следует применять в отношении дохода в виде процентов, полученных по муниципальной облигации, условная дата размещения которой 1 января 2006г., а условная дата погашения 31 декабря 2008г. ?
Ответ. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» облигацией признается эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.
Согласно положениям подп. 2 п. 4 ст. 284 Кодекса к доходам в виде процентов, в частности, по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., применяется налоговая ставка в размере 9 процентов.
Учитывая вышеизложенное, в случае если муниципальной облигацией, эмитированной до 1 января 2007 г., предусмотрен условный срок обращения, в течение которого владелец данной облигации имеет право на получение от эмитента дохода в виде процентов, выплачиваемого по такой облигации, то к такому доходу не может применяться ставка налога, установленная подп. 2 п. 4 ст. 284 Кодекса.
К доходу в виде процентов по вышеуказанной облигации следует применять ставку налога в размере 24 %.
Основание: письмо Минфина России от 04.04.2007 № 03-03-06/2/62.
Е. В. Зернова Проект «КонсультантБухгалтер» 18.05.2007