НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ
КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА
Подборка по материалам ИПК«КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсулътантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»
Вопрос. Переводится ли на уплату ЕНВДдеятельность организации по оказанию услуг по временному размещению и проживанию физических лиц, оплата за которые осуществляется организацией —работодателемуказанныхлиц?
Ответ. В соответствии с п. 2ст. 346.26 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может переводиться, в частности, предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по временному размещению и проживанию с использованием по каждому объекту таких услуг общей площади спальных помещений не более 500 м2.
При этом под спальным помещением следует понимать помещение, используемое для временного размещения и проживания (квартира, комната, строение, часть дома и т. п.), а под общей площадью спальных помещений — общую площадь указанных помещений, которая определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов: договоров купли-продажи квартир, домов, гостиниц, пансионатов и других объектов временного размещения и проживания граждан; технических паспортов, планов, схем, экспликаций и договоров аренды (субаренды) на объекты временного размещения и проживания и других документов, содержащих информацию об указанных объектах налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
При этом положения гл. 26.3 НК РФ не предусматривают каких-либо ограничений в отношении формы оплаты услуг по временному размещению и проживанию (наличный или безналичный расчет), а также в отношении того, кто оплачивает предоставленные услуги.
Таким образом, если оплата за оказанные физическим лицам услуги по временному размещению и проживанию осуществляется третьим
лицом, например организацией за своих сотрудников, то предпринимательская деятельность по предоставлению данных услуг может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Основание: письмо Минфина России от
15.10.2007 № 03-11-04/3/407.
Вопрос. Организация занимается распространением наружной рекламы. 1. Уплачивается ли ЕНВД, в случае если средства наружной рекламы в течение календарного месяца не использовались? 2. Подлежит ли налогообложению ЕНВД площадь арендованных информационных полей наружной рекламы? 3. Надо ли при раздельном учете пропорци -опально доходам по различным видам деятельности распределятьрасходы, в том числе зарплату?
Ответ. По вопросу № 1. В соответствии с п. бет. 346.29 НК РФ при определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в п. 3 названной статьи Кодекса, на корректирующий коэффициент К2.
Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных ст. 346.27 НК РФ.
При этом в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской
деятельности значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние указанных факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода.
Указанная корректировка значений коэффициента К2 исходя из количества дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца производится, если предпринимательская деятельность осуществляется не полный календарный месяц, в том числе по отдельным объектам ведения предпринимательской деятельности. Например, в розничной торговле такими объектами являются магазины, павильоны, ларьки, киоски и т. п.
Однако корректировка значений коэффициента К2 в зависимости от фактического использования в предпринимательской деятельности физических показателей, применяемых при исчислении единого налога на вмененный доход (например, исходя из фактического времени использования конкретных средств наружной рекламы ввиду отсутствия заказчиков услуг по распространению рекламы), гл. 26.3 Кодекса не предусмотрена. При этом налогоплательщик, переведенный на уплату единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности по распространению (размещению) наружной рекламы, но фактически не использовавший в течение календарного месяца средства наружной рекламы, обязан уплачивать указанный налог.
По вопросу № 2. В соответствии с подп. 10 п. 2ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении предпринимательской деятельности в виде распространения и (или) размещения наружной рекламы. Распространение и (или) размещение наружной рекламы — это деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие (ст. 346.27 НК РФ).
При этом в целях исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход в отношении указанного вида предпринимательской деятельности в качестве физического показателя используется площадь информационных полей наружной рекламы, как принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, так и принадлежащих на основании договоров аренды (иных вещных прав).
По вопросу № 3. На основании п. 7ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
При этом налогоплательщики, применяющие наряду с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности упрощенную систему налогообложения, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).
В том случае, если налогоплательщик совмещает уплату единого налога на вмененный доход с уплатой налога на прибыль организаций, расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Пунктом 9 ст. 274 НК РФ предусмотрено, что в случае невозможности разделения расходов по разным режимам налогообложения эти расходы распределяются пропорционально доле доходов, полученных по каждому режиму налогообложения, в общем доходе организации по всем видам деятельности.
При этом следует иметь в виду, что п. 7 ст. 274 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
В целях исчисления налога на прибыль организаций суммы расходов, исчисленные по итогам месяца по удельному весу выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности, суммируются нарастающим итогом за период с начала налогового периода до отчетной даты.
Налоговая база по единому социальному налогу в виде сумм выплат и вознаграждений, исчисленных по удельному весу выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности, определяется каждый месяц, а затем путем суммирования налоговых баз по единому социальному налогу за каждый месяц определяется налоговая база, накопленная нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца отчетного периода (года). При этом для исчисления вышеназванного удельного веса используются показатели выручки, определяемые за соответствующий месяц.
Основание: письмо Минфина России от
15.10.2007 № 03-11-04/3/403.
Вопрос. Организация перешла на уплату ЕСХНс 01.01.2006. Каков порядок учета в целях исчисления ЕСХН приобретенных и оплаченных материальнопроизводственных запасов, а также их остатков, не списанных на начало налогового периода в производство?
Ответ. Порядок признания расходов при уплате налогоплательщиком единого сельскохозяйственного налога установлен подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ. Так, расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях гл. 26.1 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика
— приобретателя указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.
При этом материальные расходы, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов (включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удоб-
рений, кормов, медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений), а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения.
Изложенные положения НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006г. (ст. 4 Федерального закона от 13.03.2006 № 39-Ф3 «О внесении изменений в главы 26.1 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2.1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»).
Таким образом, приобретенные и оплаченные материально-производственные запасы и их остатки, не списанные на начало очередного налогового периода, подлежат учету в целях налогообложения в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения.
Основание: письмо Минфина России от
15.10.2007 № 03-11-04/1/26.
Вопрос. Вправе ли организация применять УСН в отношении деятельности по реализации лотерейных билетов тиражных и моментальных лотерей?
Ответ. Согласно подп. 9 п. Зет. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, занимающиеся игорным бизнесом.
В соответствии со ст. 364 НК РФ под игорным бизнесом следует понимать предпринимательскую деятельность, связанную с извлечением организациями и индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющуюся реализацией товаров (имущественных прав), работ, услуг.
Деятельность по организации лотерей, предполагающая продажу лотерейных билетов, согласно Общероссийскому классификатору видов экономическойдеятельности ОК029-2001 (далее
— ОКВЭД), утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст, классифицируется по коду группы 92.71 «Деятельность по организации азартных игр».
Поэтому организация, осуществляющая деятельность по организации лотерей, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Деятельность по организации лотерей относится к деятельности в сфере игорного бизнеса. При этом в случае, если деятельность организации, осуществляющей распространение лотерейных билетов, не направлена на получение дохода в виде платы за проведение лотереи и является посреднической деятельностью (оказание посреднических услуг по реализации лотерейных билетов), то такая деятельность не относится к сфере игорного бизнеса.
Таким образом, в случае если организация занимается исключительно реализацией (распространением) лотерейных билетов тиражных и моментальных лотерей и не занимается игорным бизнесом, т. е. осуществляет посредническую деятельность, то она может применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюде-ниянормст. 346.12и 346.13 НКРФ.
Основание: письмо Минфина России от
12.10.2007 № 03-11-04/3/486.
Вопрос. В апреле 2006г. организация приобрела в собственность земельный участок, назначение которого — «для сельскохозяйственного использования». Земельный налог уплачивался по одной ставке. В августе 2007г. в земельный кадастр внесены сведения об изменении вида разрешенного использования участка на <<размещение складских объектов». Для данной категории земель предусмотрена другая ставка по налогу. По какой ставке должен уплачиваться налог в 2007г. ?
Ответ. Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в размерах, определенных данной статьей НК РФ.
При этом представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.
При этом отмечаем, что на основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (п. 14ст. 396 НКРФ).
Исходя из данных норм НК РФ следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Учитывая изложенное, в случае изменения в течение налогового периода вида разрешенного использования земельного участка при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка должна применяться налоговая ставка, установленная для того вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Основание: письмо Минфина России от
12.10.2007 № 03-05-07-02/95.
Вопрос. Организация осуществляет инженерную подготовку земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности, для комплексной жилой застройки. При осуществлении данных работ возникли дополнительные обременения в пользу органов государственной власти, без которых у организации отсутствует возможность осуществлять строительство объекта недвижимости. Вправе ли организация учесть данныерасходы при исчислении налога на прибыль?
Ответ. Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не предусматривает отраслевых особенностей налогообложения налогом на прибыль доходов и расходов, возникающих в ходе ведения подготовительных и строительных работ. Вследствие этого для указанных налогоплательщиков (инвесторов, застройщиков, заказчиков) применяется общий порядок отражения в целях налогообложения прибыли организаций доходов и расходов, установленный гл. 25 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
В силу того, что осуществление организацией (застройщиком) указанных дополнительных расходов непосредственно вытекает из условий разрешения Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга и связано с деятельностью организации, направленной на получение прибыли, эти расходы в целях налогообложения прибыли признаются экономически обоснованными. В то же время согласно п. 5 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества.
С учетом этого все затраты по осуществлению инженерной подготовки незастроенного земельного участка, включая дополнительные расходы застройщика, связанные с наличием дополнительных обременений, как расходы капитального характера, формируют первоначальную стоимость объекта строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ в целях налогообложения прибыли первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов. В целях налогообложения прибыли расходом, связанным с эксплуатацией амортизируемого имущества, признается амортизация, исчисленная в соответствии с положениями ст. 256 - 259 НК РФ.
Однако из вопроса следует, что по завершении строительства объектов, предусмотренных допол-
нительными обременениями, осуществляется их безвозмездная передача органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Пунктом 16ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Согласно п. 2 ст. 248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
Исходя из изложенного, в случае если при осуществлении работ по инженерной подготовке предусмотрены дополнительные обременения в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, без несения расходов на выполнение которых у организации отсутствует возможность осуществлять строительство объекта недвижимости, и при этом со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления возникают встречные возмездные обязательства (в виде предоставления разрешения на разработку проекта планировки земельного участка для последующей комплексной застройки земельного участка), то указанные расходы капитального характера можно рассматривать как экономически обоснованные расходы по выполнению работ (оказанию услуг) соответствующим органам государственной власти и органам местного самоуправления, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Основание: письмо Минфина России от
11.10.2007 № 03-03-06/1/711.
Вопрос. Организация применяет УСН (объект налогообложения — доходы). Следует ли ей включать в налогооблагаемый доход сумму задатка, возвращенного в связи с проигрышем на торгах?
Ответ. В соответствии со ст. 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.
Положениями ст. 448 ГК РФ предусматривается, что организация — участник торгов вносит задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток
возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
Согласно п. 1ст. 346.15 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
Возврат суммы задатка не отвечает требованиям ст. 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.
В связи с изложенным сумма задатка, возвращенная организации, проигравшей в торгах, не является доходом и, соответственно, не учитывается при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов.
Основание: письмо Минфина России от
11.10.2007 № 03-11-04/2/254.
Вопрос. Приказом Минтранса России от 08.11.2006№134 установлены формы электронного авиабилета и багажной квитанции. В каком порядке будут оформляться документы, подтверждающие командировочные расходы в целях исчисления налога на прибыль при приобретении работником для поездки электронного авиабилета?
Ответ. В соответствии с положениями ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации билет является документом, удостоверяющим договор воздушной перевозки пассажиров. При этом форма билета устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Распоряжением Минтранса России от 29.08.2001 № НА-334-р «Об объявлении Стандарта отрасли ОСТ 54-8-233.78-2001 «Перевозочные документы строгой отчетности на воздушном транспорте. Требования и порядок их регистрации» утверждены требования к пассажирскому билету, согласно которым обязательными частями пассажирского билета, применяемого на международных воздушных линиях, являются:
— текстовые разделы, содержащие условия договора для международных воздушных перевозок и извещение пассажира международного рейса об ограничении ответственности;
— агентский купон;
— полетные купоны (в количестве от 1до4);
— пассажирский купон.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Пунктом 2 приказа Минтранса России от
08.11.2006 № 134 установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции или дополнительно к маршрут/квитанции, оформленной не на бланке строгой отчетности, должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности или оформленный посредством контрольно-кассовой техники чек.
Таким образом, если работник для поездки в командировку приобрел авиабилет, оформленный в бездокументарной форме (электронный авиабилет), то оправдательными документами для признания расходов в целях налогообложения прибыли могут являться распечатка электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе и посадочный талон.
Основание: письмо Минфина России от
11.10.2007 № 03-03-06/1/717.
Вопрос. Индивидуальный предприниматель в течение двух лет осуществлял деятельность и применял УСН (доходы минус расходы). В связи с прекращением предпринимательской деятельности он был снят с учета в налоговом органе, а затем в этом же календарном году вновь зарегистрировался в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с применением УСН. Вправе ли он
выбрать объект налогообложения самостоятельно, в том числе в виде доходов?
Ответ. В соответствии с п. 2ст. 346.13 НК РФ вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ. В этом случае индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты его постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Согласно п. 2ст. 346.14 НК РФ выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.
Таким образом, в случае если индивидуальный предприниматель был снят с учета в налоговом органе в связи с прекращением предпринимательской деятельности, а затем в данном календарном году вновь зарегистрировался в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, то он вправе выбрать объект налогообложения самостоятельно, в том числе и в виде доходов.
Основание: письмо Минфина России от
10.10.2007 № 03-11-05/242.
Вопрос. ФГУПреорганизовано в форме преобразования в ОАО. В настоящий момент ОАО занимается регистрацией права собственности на земельные участки, переданные ОАО в соответствии с передаточным актом. Ранее данные земельные участки находились у ФГУП на праве аренды. В какой форме — арендной платы или земельного налога — ОАО обязано осуществлять платежи?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переходи прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (п. 2ст. 8 ГК РФ).
На основании п. 4 ст. 2 Федерального закона от21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая изложенное, организация должна признаваться налогоплательщиком земельного налога в отношении земельных участков с даты государственной регистрации прав собственности на эти земельные участки.
Что касается уплаты арендной платы, то по данному вопросу следует обратиться в орган, с которым заключены договоры аренды земельных участков.
Основание: письмо Минфина России от
05.10.2007 № 03-05-06-02/114.
Вопрос. ООО, оказывающее услуги общественного питания через столовые с площадью зала обслуживания не более 150 м2, обеспечивает питанием работников организации-заказчика. Доходы ООО складываются из двух источников: выручки от реализации готовых блюд, получаемой от работников организации-заказчика за наличный расчет; выручки от оказания услуг по организации общественного питания (покрывающей транспортные расходы, расходы складского хозяйства, расходы на содержание аппарата управления), получаемой от организации-заказчика за безналичный расчет. Подлежит ли ООО переводу на уплату ЕНВД?
Ответ. В соответствии с подп. 8 п. 2ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м2 по каждому объекту организации общественного питания.
Согласно ст. 346.27 НК РФ для целей гл. 26.3 НК РФ под услугами общественного питания понимаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. Под объектом организации
общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, понимается здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.
Таким образом, предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемая через столовые с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м2, подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход. При этом источник финансирования как критерий для налогообложения оказания услуг общественного питания единым налогом на вмененный доход гл. 26.3 НК РФ не рассматривается. На уплату вышеназванного налога в том числе могут быть переведены налогоплательщики, осуществляющие указанные услуги, которые частично оплачиваются организацией, работники которой являются непосредственными потребителями услуг общественного питания.
Основание: письмо Минфина России от
04.10.2007 № 03-11-04/3/388.
Вопрос. Основной вид деятельности организации — розничная и оптовая торговля товарами. В договорах розничной и оптовой купли-продажи предусмотрена обязанность продавца по доставке собственным транспортом реализованных товаров покупателю. Подлежит ли переводу на ЕНВД деятельность организации по доставке товаров?
Ответ. В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Исходя из информации, изложенной в вопросе, в договорах розничной и оптовой купли-продажи предусмотрена обязанность продавца по доставке товара покупателю.
Таким образом, деятельность, связанная с доставкой собственным транспортом реализованных
товаров покупателям, является не самостоятельным видом предпринимательской деятельности организации, а способом исполнения обязанности продавца по передаче товара (п. 1ст. 458 ГК РФ). В этом случае деятельность организации, связанная с доставкой собственным транспортом реализованных товаров, является сопутствующей услугой, неразрывно связанной с торговлей, и не подпадает под налогообложение единым налогом на вмененный доход в соответствии с подп. 5 п. 2ст. 346.26 НК РФ.
Основание: письмо Минфина России от
04.10.2007 № 03-11-04/3/389.
Вопрос. Организация взяла в аренду конструктивно не отделенную часть помещения в зале игровых автоматов, где установила барную стойку. Собственного зала обслуживания посетителей у организации нет, кулинарную продукцию она не изготавливает. Продукция (кофе, чай, соки, пиво и т. д.) реализуется посетителям зала игровых автоматов, которые могут употребить ее или за барной стойкой, или в зале игровых автоматов. При этом игорный бизнес ведет другая организация. Переводится ли деятельность организации на ЕНВД и если да, то какой физический показатель следует применять?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 346.26 гл. 26.3 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2ст. 346.26 Кодекса, в частности, оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м2 по каждому объекту организации общественного питания, а также через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
Статьей 346.27 НК РФ определено, что к услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделии и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.
При этом объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, признается здание (его часть) или строение,
предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.
Если организация оказывает услуги общественного питания, используя барную стойку в зале обслуживания посетителей, то по данному виду предпринимательской деятельности возможно применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для оказания услуг общественного питания.
При исчислении единого налога на вмененный доход по данному виду предпринимательской деятельности используется физический показатель «площадь зала обслуживания посетителей (в м2)» в соответствии с инвентаризационными и правоустанавливающими документами.
В целях гл. 26.3 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
Правоотношения сторон при аренде имущества регулируются гл. 34 ГК РФ. При этом ст. 607 ГК РФ определено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Основание: письмо Минфина России от
02.10.2007 № 03-11-04/3/382.
Вопрос. Можно ли учесть при исчислении налога на прибыль расходы организации общественного питания (ресторана) на оплату выступлений музыкальных коллективов?
Ответ. В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от28.06.1993 № 163, куслугам общественного питания, в частности, относятся услуги по организации музыкального обслуживания (код 122501).
Кроме того, ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» предусматривает требование наличия музыкального обслуживания (выступления вокально-инструментальных ансамблей, солистов) в ресторанах класса «люкс» и «высший».
В целях гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании подп. 6 п. 1ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на оказание этих услуг структурными подразделениями налогоплательщика.
Следует отметить, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного
результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Учитывая изложенное, затраты на оплату выступлений музыкальных коллективов могут быть учтены рестораном в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, при условии подтверждения их экономической обоснованности.
Основание: письмо Минфина России от
25.09.2007 № 03-03-06/1/694.
Вопрос. Вправе ли организация учитывать при исчислении налога на прибыль расходы на содержание стоматологического кабинета и на заработную плату его сотрудников, если кабинет оказывает бесплатные медицинские услуги только работникам организации, а законодательством не предусмотрена соответствующая обязанностьработодателя?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Учитывая изложенное, расходы на содержание стоматологического кабинета на предприятии, а также расходы на заработную плату его сотрудников не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, поскольку деятельность стоматологического кабинета не связана с экономической деятельностью организации.
Основание: письмо Минфина России от
17.07.2007 № 03-03-06/1/497.
Е. В. Зернова Проект «КонсультантБухгалтер»
16.11.2007