Научная статья на тему 'Компьютер консультирует бухгалтера'

Компьютер консультирует бухгалтера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютер консультирует бухгалтера»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам ИПК «КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»

Вопрос. У организации в результате комплекса совершаемых сделок купли-продажи товаров из-за задержки оплаты товаров контрагентами возникает потребность в дополнительном финансировании. В связи с неопределенностью срока поступления выручки привлечение кредитов и займов, как правило, нецелесообразно. Наиболее приемлемым вариантом в подобном случае является финансирование под уступку денежного требования (факторинг), предусмотренное гл. 43 ГК РФ.

Однако анализ арбитражной практики по данному вопросу показывает, что налоговые органы крайне негативно относятся к операциям факторинга, часто считая их схемой ухода от налогообложения.

Так, в частности, инспекции ссылаются на отсутствие экономической обоснованностирасходов, поскольку прибыль от сделок, под которые осуществлялось финансирование, значительно меньше суммы вознаграждения, уплачиваемого банку по договору факторинга.

В результате этого налогоплательщика признают недобросовестным и налагают санкции за нарушение налогового законодательства.

Просим разъяснить, правомерно ли учитывать в целях налогообложения прибыли расходы по привлечению дополнительного финансирования путем заключения договоров факторинга. В каком порядке должны учитываться данные расходы?

Ответ. В соответствии со ст. 824 Гражданского кодекса РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

По Гражданскому кодексу РФ договор финансирования под уступку денежного требования является возмездным договором и предполагает возмещение клиентом финансовому агенту определенного договором денежного вознаграждения.

Как правило, финансовый агент оказывает клиенту услуги путем передачи денежных средств под уступку денежных требований клиента к третьим лицам (должникам) в размере суммы денежных требований клиента, т. е. за 100 %. При этом клиент оплачивает услуги финансового агента, которые заключаются в анализе текущего состояния денежных требований к должникам и контроле за своевременностью их оплаты, а также иные финансовые услуги, связанные с денежными требованиями, ставшими предметом уступки.

Согласно ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под обоснованными расходами в целях налогообложения прибыли понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, расходы по оплате услуг финансового агента по осуществлению факторинговых операций могут быть учтены в составе прочих расходов, если они связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), или в составе внереализа-

ционных расходов, непосредственно не связанных с производством и реализацией, если эти услуги экономически оправданы в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Так, в частности, расходы в виде фиксированного сбора за обработку одной поставки организация должна учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на оплату услуг банка.

Что касается комиссии за факторинговое обслуживание — процентов от суммы счета-фактуры (за административное управление задолженностью) и комиссии за предоставление денежных средств клиенту фактором в рамках факторингового обслуживания за каждый день с момента выплаты финансирования до дня поступления соответствующих денежных средств на счета фактора — процентов от суммы финансирования, то, если организация-клиент должна согласно заключенному договору возвратить банку ранее перечисленную ей сумму в случае непогашения должником дебиторской задолженности, а плата за факторинговое обслуживание исчисляется в установленном заранее порядке от суммы, ранее перечисленной на счет организации-клиента, представляется возможным рассматривать обязательства организации по факторинговому договору в качестве долговых и, соответственно, выраженную в процентах плату за факторинговое обслуживание как обычную плату за пользование денежными средствами, аналогичную процентам по договору займа, кредита, иным долговым обязательствам.

В соответствии со ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам организации относятся, в частности, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ.

При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц), и доходности, установленной эмитентом (ссудодателем).

В соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняет-

ся от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.

При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 % — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Таким образом, расходы в виде процентов, начисленных в вышеуказанном порядке за предоставление банком в пользование организации средств на определенный срок и на условиях возвратности, учитываются в составе внереализационных расходов согласно подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ с учетом положений ст. 269 НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 29.11.2005 № 03-03-04/1/380.

Вопрос. Организация является собственником нескольких зданий. Основным видом деятельности является сдача нежилых помещений в аренду с правом субаренды.

По договору аренды организация передает все здания в аренду нескольким крупным арендаторам.

Основными обязанностями крупных арендаторов являются:

— оптимальное использование этих площадей;

— осуществление мероприятий, направленных на поддержание их в исправном состоянии;

— осуществление правопорядка в зданиях;

—работа с мелкими арендаторами: заключение договоров субаренды с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, распределение площадей между субарендаторами: на обособленные секции, в которых обслуживаются покупатели, торговые места без зала обслуживания и т. п.

Организация, являясь собственником этих зданий, не обладает информацией, каким образом крупные арендаторы сдают в аренду субарендаторам указанные секции и торговые места. Кроме того, в разные периоды количество как торговых мест, так и указанных секций, сданных арендаторами в субаренду, может меняться. В связи с этим возникают два вопроса.

1. Подпадает ли в данной ситуации с 1 января 2006г. деятельность организации под ЕНВД на основании подп. 13 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), ведь фактически предметом договора аренды являются нежилые помещения с указанием литер объекта, его местонахождения и площади ? Кроме того, в технических паспортах указано назначение зданий — торговая деятельность.

2. Возникает ли у арендаторов обязанность начисления ЕНВД по переданным в субаренду обособленным секциям, в которых есть площади для обслуживания посетителей? То есть подпадает ли данный вид деятельности под подп. 13 п. 2 ст. 346.26НК РФ?

Ответ. С 1 января 2006 г. согласно новой редакции п. 2 ст. 346.26 НК РФ, который дополнен подп. 13, на систему налогообложения в виде ЕНВД может переводиться деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

При этом под торговым местом согласно ст. 346.27 НК РФ следует понимать место, используемое для совершения сделок купли-продажи.

Таким образом, здание, сооружение и другие аналогичные объекты не могут быть признаны стационарным торговым местом для целей применения ЕНВД в отношении указанного в подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ вида предпринимательской деятельности.

Согласно ситуации, изложенной в вопросе, организация является собственником нескольких зданий. Основным видом деятельности является сдача в аренду указанных зданий с правом субаренды крупным арендаторам.

Учитывая изложенное, деятельность организации по передаче в аренду зданий с правом субаренды крупным арендаторам с 1 января 2006 г. не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

На уплату ЕНВД могут переводиться организа-

ции и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче в аренду стационарных торговых мест в местах организации торговли, не имеющих торговых залов.

Статьей 346.27 НК РФ к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, отнесены крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты. К ней относятся также автовокзалы, железнодорожные вокзалы, административные и учебные здания, поликлиники и другие объекты, имеющие стационарные торговые места.

Деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест в указанных стационарных объектах может переводиться на уплату ЕНВД. Это относится и к передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в культурных и (или) выставочных центрах, на время проведения в них выставок, ярмарок и других мероприятий.

Также могут переводиться на уплату ЕНВД рынки и торговые центры, осуществляющие передачу во временное владение и (или) пользование конструктивно обособленных торговых секций, не отнесенных правоустанавливающими и инвентаризационными документами к магазинам и павильонам.

Если в аренду хозяйствующим субъектам передаются стационарные торговые места с правом передачи их в субаренду, ЕНВД должны уплачивать и сама организация-арендодатель, и лица, арендующие торговые места в целях их передачи в субаренду.

Если торговые места в отдельные дни не будут использоваться и оплата за период их неиспользования арендаторами не будет производиться, то в соответствии с новой редакцией ст. 346.29 НК РФ налоговая база по ЕНВД может быть скорректирована коэффициентом К2, учитывающим фактический период времени осуществления деятельности.

При этом в случае, если в переданных в аренду стационарных торговых местах правоустанавливающими и инвентаризационными документами выделены залы обслуживания посетителей, то в соответствии со ст. 346.27 НК РФ указанные объекты относятся к стационарной торговой сети, имеющей залы обслуживания посетителей, и подлежат налогообложению в соответствии с общим режимом.

Основание: письмо Минфина России от 13.12.2005 № 03-11-04/3/171.

Вопрос. Организация в связи с вступлением в силу гл. 25 НК РФ с 1 января 2002г. перешла на уплату налога на прибыль по методу начисления. В связи с этим у нее образовалась база переходного периода за 2001 г.

Оставшуюся часть налога (свыше 70 %) она должна ежеквартально уплачивать в 2005—2006гг. (подп. 3 п. 8ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ). Но с 1 января 2006г. организация переходит на УСНи перестает быть плательщиком налога на прибыль. Следует ли ей продолжать уплачивать налог на прибыль с базы переходного периода после этой даты?

Ответ. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) Российской Федерации о налогах и сборах» организации определяют общую сумму налога на прибыль по налоговой базе переходного периода один раз исходя из ставок и льгот, действующих на 01.01.2002 — дату, на которую проводится исчисление налога на прибыль по переходному периоду.

Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ к определенной в соответствии с указанной статьей налоговой базе применяются налоговые ставки, установленные ст. 284 НК РФ (с последующими изменениями и дополнениями).

Пунктом 8 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ установлен порядок уплаты в бюджет сумм налога на прибыль.

Если налогоплательщик, ранее определивший базу переходного периода, в 2006 г. переходит на упрощенную систему налогообложения, то за ним сохраняется обязанность по уплате налога на прибыль согласно п. 8 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ в течение оставшихся лет.

Основание: письмо Минфина России от 07.12.2005 № 03-03-04/1/421.

Вопрос. Организация осуществляет розничную торговлю товарами за наличный расчет, в том числе в кредит. Организация переведена на уплату ЕНВД по указанному виду деятельности.

При продаже товаров в кредит проценты на сумму, соответствующую цене товара, предусмотренные договором розничной купли-продажи (абз. 2 п. 4ст. 488 ГК РФ), покупатель вносит наличными денежными средствами в кассу организации-продавца.

В каком порядке эти проценты учитываются организацией-продавцом в целях налогообложения?

Ответ. По действующему до 1 января 2006 г. порядку продажа по договорам розничной купли-продажи товаров в кредит с оплатой их стоимости

(в том числе процентов на сумму, соответствующую цене товара, предусмотренных договором розничной купли-продажи) за наличный расчет, а также с использованием платежных карт относится к розничной торговле, которая облагается единым налогом на вмененный доход в порядке, установленном гл. 26.3 НК РФ.

Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в ст. 346.27 НК РФ уточнено понятие розничной торговли, которое будет действовать с 1 января 2006 г.

В соответствии с новым понятием розничная торговля — предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Пунктом 1 ст. 492 Гражданского кодекса РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, к розничной торговле с 1 января 2006 г. будет относиться предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет независимо от категории покупателей (физические или юридические лица). При этом определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения единого налога на вмененный доход является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.

Поэтому с 1 января 2006 г. на уплату ЕНВД может быть переведена продажа товаров физическим лицам в кредит с оплатой их стоимости как за наличный, так и за безналичный расчет.

Основание: письмо Минфина России от 07.12.2005 № 03-11-04/3/164.

Вопрос. Организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом обложения «доходы минус расходы». Ранее организация внесла недвижимое имущество в уставный капитал другой

организации и сейчас продает свою долю в этой организации. Поскольку налоговая база по единому налогу определяется согласно положениям гл. 25 НК РФ, просимразъяснить, облагаются ли полученные организацией денежные средства от продажи доли налогом на прибыль исходя из всей полученной суммы от продажи или базой для исчисления налога является доход, уменьшенный на сумму первоначального вклада.

Ответ. Из информации, изложенной в вопросе, следует, что организация собирается выйти из состава учредителей некой организации и продать свою долю в уставном капитале (недвижимое имущество).

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, определяют объект налогообложения в соответствии с положениями ст. 346.15 НК РФ. Доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, имущественных прав и внереализационные доходы, учитываемые при налогообложении, определяются в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

В частности, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах первоначального взноса участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.

Таким образом, в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы от операций по продаже участником общества с ограниченной ответственностью своей доли в уставном капитале в пределах первоначального взноса. В случае продажи указанной доли по цене, не соответствующей первоначальному взносу, налогообложение указанной операции осуществляется в общеустановленном порядке на основании п. 2 ст. 249 НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 06.12.2005 № 03-11-04/2/145.

Вопрос. В каком порядке следует осуществлять распределение между различными видами деятельности расходов, которые не могут быть непосредственно отнесены к определенному виду деятельности, организациями, применяющими наряду с ЕНВД упрощенную систему налогообложения или уплачивающими налог на прибыль ? Должны ли такие расходы распределяться исходя из показателей выручки (до-

хода) и расходов, определенных за соответствующий квартал (месяц — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли), или исходя из указанных показателей, рассчитанных нарастающим итогом с начала года?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика налога на прибыль, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Согласно п. 9 ст. 274 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД для отдельных видов деятельности, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности.

При этом расходы организаций в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов от деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в общем доходе организаций по всем видам деятельности.

Пунктом 7 ст. 274 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом согласно п. 1 ст. 274 и ст. 247 НК РФ прибылью признается денежное выражение полученных доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов.

В связи с тем, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы организаций учитываются нарастающим итогом с начала года, также нарастающим итогом с начала года должны учитываться и расходы, подлежащие распределению между видами деятельности, облагаемыми налогом на прибыль, и видами деятельности, облагаемыми ЕНВД для отдельных видов деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 346.18 НК РФ, в случае если объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения являются доходы организации, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой по единому налогу

признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Согласно п. 5 указанной статьи НК РФ при определении налоговой базы по единому налогу доходы и расходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода (года).

Пунктами 1 и 4 ст. 346.6 НК РФ установлено, что налоговой базой по единому сельскохозяйственному налогу признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов, которые определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (года).

Поэтому при применении упрощенной системы налогообложения (а с 1 января 2006 г. и системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога) и осуществлении предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД для отдельных видов деятельности, расходы, подлежащие распределению между видами деятельности, облагаемыми налогом при применении упрощенной системы налогообложения или единым сельскохозяйственным налогом, и видами деятельности, облагаемыми ЕНВД для отдельных видов деятельности, должны учитываться нарастающим итогом с начала налогового периода (года).

Основание: письмо Минфина России от 05.12.2005 № 03-11-02/76.

Вопрос. Федеральным законом от 06.06.2005 № 58- ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» внесены изменения в подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ, в соответствии с которыми уточнено, что к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, относятся только доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами всех уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ.

Может ли норма подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ распространяться на суммы списанной или уменьшенной иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам?

Ответ. Абзацем 10 п. 6 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

(далее — Федеральный закон от 06.06.2005 № 58-ФЗ), вступившим в силу с 15 июля 2005 г., были внесены изменения в подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.

В соответствии с указанными изменениями к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, относятся доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ. Ранее в составе доходов не учитывались любые суммы кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанные и (или) уменьшенные иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии со ст. 114 НК РФ налоговая санкция, применяемая в виде денежного взыскания (штрафа), является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, задолженность налогоплательщика по пеням и штрафам НК РФ не приравнивается к задолженности по уплате налогов и сборов. Следовательно, к суммам списанной кредиторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам не может быть применено положение подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ (в ред. Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ).

В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ положения, установленные подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Таким образом, положения абз. 10 п. 6 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ ухудшают положение налогоплательщиков, у которых в 2005 г. списывается и (или) уменьшается иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ кредиторская задолженность по уплате пеней и штрафов.

Пунктом 1 ст. 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствую-

щему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Учитывая изложенное, положения Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ, вносящие изменения в подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ и ухудшающие положение налогоплательщиков налога на прибыль организаций в части включения кредиторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам, списанной в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ, в состав доходов, не могут иметь обратной силы и должны распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г., в части, не противоречащей п. 2 ст. 5 НК РФ.

В соответствии с пп. 1 и 3 ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему НК РФ, если такой акт отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов или иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ. Признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 02.12.2005 № 03-03-04/1/405.

Вопрос. Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (объект — доходы, уменьшенные на величину расходов), по договору купли-продажи приобрела акции у физического лица в целях последующей реализации.

В связи с этим возникают вопросы:

1) можно ли покупную стоимость акций учесть в расходах;

2) обязана ли организация подавать сведения о доходах физических лиц в налоговые органы?

Ответ. Из информации, изложенной в вопросе, следует, что организация приобрела акции у физических лиц в целях их последующей реализации.

1. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в

качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

В соответствии с подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в состав расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, включают расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.

В соответствии с п. 3 ст. 38 НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Пунктом 2 ст. 130 Гражданского кодекса РФ ценные бумаги отнесены к имуществу. Следовательно, ценные бумаги, приобретенные для дальнейшей реализации, относятся к товарам. Расходы по приобретению таких ценных бумаг учитываются в отчетном периоде их оплаты.

2. Организации, приобретающие по договору купли-продажи у физических лиц ценные бумаги, не являются налоговыми агентами и у них не возникает обязанности представлять в налоговый орган сведения о суммах произведенных выплат за приобретенные у физических лиц ценные бумаги.

Основание: письмо Минфина России от 02.12.2005 № 03-11-04/2/144.

Вопрос. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в НК РФ, вступающими в силу с 01.01.2006, перечень видов деятельности, к которым применяется система налогообложения в виде ЕНВД, дополнен следующим видом деятельности: оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Просим разъяснить:

1) будет ли относиться к указанному виду деятельности передача в аренду следующих объектов, расположенных на территории городского универсального рынка:

— тентовых палаток, не подсоединенных к инженерным коммуникациям;

— торговых мест в крытых каркасных конструкциях, не подсоединенных к инженерным коммуникациям;

— обособленных помещений, предназначенных для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей, расположенных в здании, предназначенном для ведения торговли;

2) будет ли передача в аренду индивидуальному предпринимателю стационарного торгового места,

расположенного на городском универсальном рынке, рассматриваться как передача торгового места другому хозяйствующему субъекту?

Ответ. В соответствии с подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности может переводиться предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых точек, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Как следует из положения указанного подпункта п. 2 ст. 346.26 НК РФ, под местом торговли следует понимать здания, сооружения и открытые площадки, в которых (на которых) осуществляется розничная торговля.

Согласно ст. 346.27 НК РФ площадью торгового зала (зала обслуживания посетителей) признается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.

Поэтому на уплату ЕНВД могут переводиться организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче в аренду стационарных торговых мест в местах торговли, не имеющих торговых залов.

Статьей 346.27 НК РФ к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, отнесены в том числе крытые рынки (ярмарки).

Деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест в указанных стационарных объектах может переводиться на уплату ЕНВД.

Глава 26.3 НК РФ не содержит определения стационарного торгового места. Под стационарным торговым местом следует понимать торговое место, функционирующее в месте торговли, относящемся к стационарной торговой сети.

В связи с этим на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности может переводиться предпринимательская деятельность рынков по передаче в аренду:

— земельных участков для организации стационарного торгового места;

— тентовых палаток;

— торговых мест в крытых каркасных конструкциях, не подсоединенных к инженерным коммуникациям;

— обособленных помещений, предназначенных для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей, в здании, предназначенном для ведения торговли, если здание и помещения не являются магазином или павильоном.

Названная предпринимательская деятельность может переводиться на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности независимо от того, кому передаются стационарные торговые места в аренду: физическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям) или юридическим лицам.

Основание: письмо Минфина России от 01.12.2005 № 03-11-04/3/155.

Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью занимается передачей в аренду прилавков для осуществления контрагентами предпринимательской деятельности (продажа товаров). Данные прилавки расположены в общем зале на территории рынка, принадлежащего ООО на праве собственности. В связи с вступлением в силу с 01.01.2006 новой редакции гл. 26.3 НК РФ ООО просит дать разъяснения по следующим вопросам:

— является ли прилавок стационарным торговым местом;

— является ли площадь общего зала с проходами для покупателей, площадями рабочих мест обслуживающего персонала, на которой расположены данные прилавки, площадью торгового зала;

— подпадает ли вышеуказанный вид деятельности (передача в аренду прилавков) под действие п. 3 ст. 346.29НК РФ в новой редакции, вступающей в силу с 01.01.2006, а именно под указанный в статье вид деятельности: оказание услуг по передаче во временное пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках, не имеющих залов обслуживания посетителей?

Ответ. В соответствии с подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности может переводиться предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых точек, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Как следует из положения указанного подпункта п. 2 ст. 346.26 НК РФ, под местом торговли следует понимать здания, сооружения и открытые площадки, в которых (на которых) осуществляется розничная торговля.

Согласно ст. 346.27 НК РФ площадью торгового зала (зала обслуживания посетителей) признается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.

Поэтому на уплату ЕНВД могут переводиться организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче в аренду стационарных торговых мест в местах торговли, не имеющих торговых залов.

Статьей 346.27 НК РФ к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, отнесены в том числе крытые рынки (ярмарки).

Деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест в указанных стационарных объектах может переводиться на уплату единого налога на вмененный доход.

Глава 26.3 НК РФ не содержит определения стационарного торгового места. Под стационарным торговым местом следует понимать торговое место, функционирующее в месте торговли, относящемся к стационарной торговой сети.

В связи с этим на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности может переводиться предпринимательская деятельность рынков по передаче в аренду прилавков для осуществления продажи товаров.

Основание: письмо Минфина России от 01.12.2005 № 03-11-04/3/154.

Вопрос. Организация осуществляет деятельность по выполнению индивидуальных заказов от населения по изготовлению и монтажу изделий и конструкций из дерева: лестниц, дверей, стеновых

и потолочных панелей, арок, дверных проемов (облицовки), каминных полок, барных стоек, балок, столов и стульев.

Просим дать разъяснения по следующим вопросам:

1) относятся ли указанные услуги к бытовым в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВДс 01.01.2006и какому коду согласно ОК002-93 они соответствуют;

2) должна ли вести бухгалтерский учет организация, переведенная на уплату ЕНВД?

Ответ. В соответствии с п. 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области», определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. При этом хозяйствующий субъект должен руководствоваться соответствующим документом в области стандартизации (национальным стандартом, стандартом организации), характеризующим содержание данной услуги, требования к ее выполнению, требования безопасности и т. д.

Изготовление и монтаж для населения следующих изделий и конструкций из массива дерева: лестниц; дверей; стеновых и потолочных панелей; арок, дверных проемов (облицовки); каминных полок; барных стоек; балок; столов и стульев могут быть отнесены к коду 016000 «Ремонт и строительство жилья и других построек» Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденного постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163.

Таким образом, предпринимательская деятельность, осуществляемая организацией, относится к оказанию бытовых услуг и согласно ст. 346.26 НК РФ может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, если данный налог введен в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов фе-

дерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В случае введения специального налогового режима в виде ЕНВД для отдельных видов предпринимательской деятельности на территории муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга переход на указанную систему налогообложения является обязательным для всех налогоплательщиков данной территории, осуществляющих эти виды предпринимательской деятельности.

Таким образом, по указанному виду деятельности организация должна перейти на систему налогооб -ложения в виде единого налога на вмененный доход с даты введения данного налогового режима.

При этом следует учесть, что согласно Федеральному закону от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организация, переведенная на ЕНВД для отдельных видов деятельности, не освобождена от обязанности ведения бухгалтерского учета и обязана представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность на общих основаниях.

Основание: письмо Минфина России от 30.11.2005 № 03-11-04/3/152.

Вопрос. Организация в магазине розничной торговли осуществляет два вида деятельности: розничную торговлю (площадь торгового зала—330м2); производство и реализацию кулинарных изделий и мясных полуфабрикатов (без зала обслуживания посетителей).

Сертификаты, выданные на производство данных видов продукции, относятся к общественному питанию. Реализация продукции общепита производится через торговый зал магазина, выручка по розничной торговле и выручка по производству кулинарных и мясных полуфабрикатов в бухгалтерском учете учитываются обособленно.

Просим дать разъяснение, должна ли наша организация с 2006г. перейти на ЕНВД в части осуществления деятельности по производству и реализации кулинарных изделий и мясных полуфабрикатов.

Ответ. С 1 января 2006 г. вступает в силу Федеральный закон от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

В соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 346.26 НК РФ, который дополнен подп. 9, с 1 января 2006 г. на систему налогообложения в виде ЕНВД может переводиться деятельность в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

При этом под объектом организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей, понимается объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, торговые автоматы и другие аналогичные точки общественного питания.

Согласно ситуации, изложенной в вопросе, организация помимо розничной торговли осуществляет деятельность по изготовлению и реализации кулинарных изделий и мясных полуфабрикатов. При этом реализация данной продукции проходит через торговый зал магазина площадью 330 м2.

В целях применения гл. 26.3 НК РФ с 1 января 2006 г. к услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

Согласно ст. 3 Государственного стандарта РФ «Общественное питание. Термины и определения. ГОСТ Р 50647-94», утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 № 35, под общественным питанием понимается совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции.

Таким образом, деятельность объекта организации общественного питания, не имеющего зала обслуживания посетителей, независимо от его месторасположения и вида (киоск, палатка, торговый автомат и другие аналогичные точки общественного питания) предусматривает также организацию потребления приобретенной продукции на месте.

Кроме того, если организация оказывает услуги общественного питания (реализует кулинарные изделия и мясные полуфабрикаты) через объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей и находящийся на территории магазина, то для целей применения ЕНВД расчеты с потребителями данных услуг должны производиться отдельно от расчетов за иной приобретенный товар в магазине.

В случае если указанные условия не соблюдаются, то организация не может быть переведена с 1 января 2006 г. на систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по изготовлению и реализации кулинарных изделий и мясных полуфабрикатов через торговый зал магазина.

Основание: письмо Минфина России от 29.11.2005 № 03-11-04/3/147.

Вопрос. Организация, применявшая общий режим налогообложения (учетная политика — метод начисления), в течение 2005г. реорганизована путем присоединения к ней организации, применявшей с 01.01.2005 упрощенную систему налогообложения (УСН) (объект налогообложения — доходы).

До даты завершения реорганизации организация, применявшая УСН, отгрузила продукцию организации, к которой впоследствии производилось присоединение. Оплачена эта продукция не была. На дату внесения в реестр записи о прекращении деятельности присоединенной организации в соответствии с приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н «Обутверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» числовые показатели заключительной бухгалтерской отчетности правопредшественника и числовые показатели бухгалтерской отчетности правопреемника будут построчно объединены, за исключением числовых показателей, отражающих взаимные расчеты. Таким образом, денежные средства за реализованную продукцию не поступят.

В связи с изложенным просим разъяснить следующее.

1. Возникает ли налогооблагаемая база у организации, применяющей обычную систему налогообложения?

2. Подлежит ли обложению единым налогом дебиторская задолженность у организации, применявшей УСН?

Ответ. 1. По вопросу отражения в налоговой базе по налогу на прибыль налогоплательщика, к которому была присоединена организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, кредиторской задолженности перед присоединяемой организацией в случае, если такая задолженность образовалась до присоединения.

Как следует из вопроса, налогоплательщик, к которому осуществляется присоединение, доходы и расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций определяет методом начисления.

Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли с учетом

положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318 - 320 НК РФ.

При этом дата осуществления расходов в зависимости от их видов определяется п. 2 - 10 ст. 272 НК РФ.

Таким образом, расходы, связанные с приобретением товаров у присоединяемой организации, в налоговом учете налогоплательщика, уплачивающего налог на прибыль организаций, признаются с учетом положений ст. 272 НК РФ вне зависимости от осуществления их оплаты.

В соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам относятся доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Статья 413 Гражданского кодекса РФ содержит положение, согласно которому обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице.

Таким образом, налогоплательщик, к которому осуществляется присоединение, на основании ст. 413 Гражданского кодекса РФ списывает свою кредиторскую задолженность и при исчислении налога на прибыль организаций учитывает ее в составе внереализационных доходов.

2. По вопросу налогообложения дебиторской задолженности у организации, применяющей упрощенную систему налогообложения.

В соответствии со ст. 346.15 НК РФ организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Порядок признания доходов установлен п. 1 ст. 346.17 НК РФ, в соответствии с которым датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Таким образом, доходы у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложе-

ния, учитываются только после фактического получения денежных средств в их оплату или иного встречного обязательства, то есть кассовым методом.

Включение в налоговую базу в целях исчисления налога сумм доходов, фактически не поступивших на счета в банках и (или) в кассу организации, в период применения упрощенной системы налогообложения не предусмотрено.

Основание: письмо Минфина России от 03.11.2005 № 03-03-04/4/79.

Вопрос. Просимразъяснить положения п. 2 ст. 266 НК РФ, а именно возможно ли на основании акта судеб -ного пристава-исполнителя о невозможности взыскания, постановления об окончании исполнительного производства и постановления о возвращении исполнительного документа признать сумму дебиторской задолженности безнадежной в целях налогообложения.

Допускается ли уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на сумму данной дебиторской задолженности?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответ. Согласно подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся суммы безнадежных долгов, а в случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

При этом п. 2 ст. 266 НК РФ определяет, что безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Таким образом, НК РФ предусматривается только четыре основания признания дебиторской задолженности безнадежной: во-первых, безнадежными долгами признаются те долги, по которым истек установленный срок исковой давности; во-вторых, долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения; в-третьих, долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено на основании акта государственного органа; и, в-четвертых, долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено ликвидацией организации.

Других оснований признания дебиторской задолженности безнадежной ст. 266 НК РФ не содержит.

Согласно ст. 26 и 27 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон) возвращение исполнительного документа, составление акта о невозможности взыскания этой задолженности, а также окончание исполнительного производства осуществляются, в частности, если невозможно установить адрес должника-организации или место жительства должника-гражданина, место нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (за исключением случаев, когда указанным Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества), и если удолжника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными.

Проверка наличия или отсутствия должника или его имущества производится судебным приставом-исполнителем на день проведения исполнительных действий, поэтому п. 3 ст. 15 Федерального закона установил правило о прерывании срока предъявления исполнительного документа, а ст. 26 Федерального закона закрепила за взыскателем право нового предъявления исполнительного документа в пределах срока предъявления. При этом отсутствие должника, выявленное при предыдущем исполнении исполнительного документа, не является основанием к отказу в его новом принятии.

Таким образом, задолженность, по которой имеются акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания, постановление об окончании исполнительного производства, постановление о возвращении исполнительного документа, а также задолженность, не взысканная в связи с пропуском срока обращения к судебному приставу за исполнением судебного решения, не могут в целях налогообложения прибыли быть учтены в уменьшение налоговой базы, поскольку данное основание не содержится в перечне условий признания задолженности безнадежной, установленном п. 2 ст. 266 НК РФ.

При этом налогоплательщик, имеющий в отношении дебиторской задолженности вышеперечисленные документы, сможет отнести данную задолженность к безнадежной при наступлении одного из оснований, перечисленных в п. 2 ст. 266 Кодекса.

Основание: письмо Минфина России от 17.10.2005 № 03-03-04/1/278.

Е. В. ЗЕРНОВА Проект «КонсультантБухгалтер» 20.01.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.