НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ
компьютер консультирует бухгалтера
Подборка по материалам ИПК «КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»
Вопрос. Организация является собственником нескольких зданий. Основным видом деятельности является сдача нежилых помещений в аренду с правом субаренды.
По договору аренды организация передает все здания в аренду нескольким крупным арендаторам.
Основными обязанностями крупных арендаторов являются:
— оптимальное использование этих площадей;
— осуществление мероприятий, направленных на поддержание их в исправном состоянии;
— осуществление правопорядка в зданиях;
—работа с мелкими арендаторами: заключение договоров субаренды с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, распределение площадей между субарендаторами: на обособленные секции, в которых обслуживаются покупатели, торговые места без зала обслуживания и т.п.
Организация, являясь собственником этих зданий, не обладает информацией, каким образом крупные арендаторы сдают в аренду субарендаторам указанные секции и торговые места. Кроме того, в разные периоды количество как торговых мест, так и указанных секций, сданных арендаторами в субаренду, может меняться. В связи с этим возникают два вопроса.
1. Подпадает ли в данной ситуации с 1 января 2006 г. деятельность организации под ЕНВД на основании подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, ведь фактически предметом договора аренды являются нежилые помещения с указанием литер объекта, его местонахождения и площади? Кроме того, в технических паспортах указано назначение зданий — торговая деятельность.
2. возникает ли у арендаторов обязанность начисления ЕНВД по переданным в субаренду обособленным секциям, в которых есть площади для обслуживания посетителей? То есть подпадает ли данный вид деятельности под подп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК рФ?
Ответ. С 1 января 2006 г. согласно новой редакции п. 2 ст. 346.26 Кодекса, который дополнен
подп. 13, на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может переводиться деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
При этом под торговым местом согласно ст. 346.27 Кодекса следует понимать место, используемое для совершения сделок купли-продажи.
Таким образом, здание, сооружение и другие аналогичные объекты не могут быть признаны стационарным торговым местом для целей применения единого налога на вмененный доход в отношении указанного в подп. 13 п. 2 ст. 346.26 Кодекса вида предпринимательской деятельности.
Согласно ситуации, изложенной в вопросе, организация является собственником нескольких зданий. Основным видом деятельности является сдача в аренду указанных зданий с правом субаренды крупным арендаторам.
Учитывая изложенное, деятельность организации по передаче в аренду зданий с правом субаренды крупным арендаторам с 1 января 2006 г. не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
На уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче в аренду стационарных торговых мест в местах организации торговли, не имеющих торговых залов.
Статьей 346.27 Кодекса к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, отнесены крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты. К ней относятся также автовокзалы, железнодорожные вокзалы, административные и учебные здания, поликлиники и другие объекты, имеющие стационарные торговые места.
Деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных тор-
говых мест в указанных стационарных объектах может переводиться на уплату единого налога на вмененный доход. Это относится и к передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в культурных и (или) выставочных центрах, на время проведения в них выставок, ярмарок и других мероприятий.
Также могут переводиться на уплату единого налога на вмененный доход рынки и торговые центры, осуществляющие передачу во временное владение и (или) пользование конструктивно обособленных торговых секций, не отнесенных правоустанавливающими и инвентаризационными документами к магазинам и павильонам.
Если в аренду хозяйствующим субъектам передаются стационарные торговые места с правом передачи их в субаренду, единый налог на вмененный доход должны уплачивать и сама организация-арендодатель, и лица, арендующие торговые места с целью их передачи в субаренду.
Если торговые места в отдельные дни не будут использоваться и оплата за период их неиспользования арендаторами не будет производиться, то в соответствии с новой редакцией ст. 346.29 Кодекса налоговая база по единому налогу на вмененный доход может быть скорректирована коэффициентом К2, учитывающим фактический период времени осуществления деятельности.
При этом в случае, если в переданных в аренду стационарных торговых местах правоустанавливающими и инвентаризационными документами выделены залы обслуживания посетителей, то в соответствии со ст. 346.27 Кодекса указанные объекты относятся к стационарной торговой сети, имеющей залы обслуживания посетителей, и подлежат налогообложению в соответствии с общим режимом.
Основание: письмо Минфина России от 13.12.2005 № 03-11-04/3/171.
Вопрос. Организация в связи с вступлением в силу гл. 25 НК РФ с 1 января 2002 г. перешла на уплату налога на прибыль по методу начисления. В связи с этим у нее образовалась база переходного периода за 2001 г. Оставшуюся часть налога (свыше 70 %) она должна ежеквартально уплачивать в2005 — 2006 гг. (подп. 3 п. 8 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ). Но с 1 января 2006 г. организация переходит на УСН и перестает быть плательщиком налога на прибыль. Следует ли ей продолжать уплачивать налог на прибыль с базы переходного периода после этой даты?
Ответ. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изме-
нений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) Российской Федерации о налогах и сборах» организации определяют общую сумму налога на прибыль по налоговой базе переходного периода один раз исходя из ставок и льгот, действующих на 01.01.2002 — дату, на которую проводится исчисление налога на прибыль по переходному периоду.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ к определенной в соответствии с указанной статьей налоговой базе применяются налоговые ставки, установленные ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации (с последующими изменениями и дополнениями).
Пунктом 8 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ установлен порядок уплаты в бюджет сумм налога на прибыль.
Если налогоплательщик, ранее определивший базу переходного периода, в 2006 г. переходит на упрощенную систему налогообложения, то за ним сохраняется обязанность по уплате налога на прибыль согласно п. 8 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ в течение оставшихся лет.
Основание: письмо Минфина России от 07.12.2005 № 03-03-04/1/421.
Вопрос. Организация осуществляет розничную торговлю товарами за наличный расчет, в том числе в кредит. Организация переведена на уплату ЕНВД по указанному виду деятельности.
При продаже товаров в кредит проценты на сумму, соответствующую цене товара, предусмотренные договоромрозничной купли-продажи (абз. 2 п. 4 ст. 488 ГК РФ), покупатель вносит наличными денежными средствами в кассу организации-продавца.
В каком порядке эти проценты учитываются организацией-продавцом в целях налогообложения?
Ответ. По действующему до 1 января 2006 г. порядку продажа по договорам розничной купли-продажи товаров в кредит с оплатой их стоимости (в том числе процентов на сумму, соответствующую цене товара, предусмотренных договором розничной купли-продажи) за наличный расчет, а также с использованием платежных карт относится к розничной торговле, которая облагается единым налогом на вмененный доход в порядке, установленном гл. 26.3 Налогового кодекса РФ.
Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в ст. 346.27 НК РФ уточнено понятие розничной торговли, которое будет действовать с 1 января 2006 г.
В соответствии с новым понятием розничная торговля — предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
Пунктом 1 ст. 492 Гражданского кодекса РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, к розничной торговле с 1 января 2006 г. будет относиться предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет независимо от категории покупателей (физические или юридические лица). При этом определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения единого налога на вмененный доход является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.
Поэтому с 1 января 2006 г. на уплату единого налога на вмененный доход может быть переведена продажа товаров физическим лицам в кредит с оплатой их стоимости как за наличный, так и за безналичный расчет.
Основание: письмо Минфина России от 07.12.2005 № 03-11-04/3/164.
Вопрос. Организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом обложения «доходы минусрасходы». Ранее организация внесла недвижимое имущество в уставный капитал другой организации и сейчас продает свою долю в этой организации. Посколь -ку налоговая база по единому налогу определяется согласно положениям гл. 25НКРФ, просимразъяснить, облагаются ли полученные организацией денежные средства от продажи доли налогом на прибы/ль исходя из всей полученной суммы от продажи или базой для исчисления налога является доход, уменьшенный на сумму первоначального вклада.
Ответ. Из информации, изложенной в вопросе, следует, что организация собирается выйти из состава учредителей некой организации и продать свою долю в уставном капитале (недвижимое имущество).
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, определяют объект налогообложения в соответствии с положениями ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). Доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, имущественных прав и внереализационные доходы, учитываемые при налогообложении, определяются в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.
В частности, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 251 Кодекса не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах первоначального взноса участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
Таким образом, в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы от операций по продаже участником общества с ограниченной ответственностью своей доли в уставном капитале в пределах первоначального взноса. В случае продажи указанной доли по цене, не соответствующей первоначальному взносу, налогообложение указанной операции осуществляется в общеустановленном порядке на основании п. 2 ст. 249 Кодекса.
Основание: письмо Минфина России от 06.12.2005 № 03-11-04/2/145.
Вопрос. В каком порядке следует осуществлять распределение между различными видами деятельности расходов, которые не могут быть непосредственно отнесены к определенному виду деятельности, организациями, применяющими наряду с ЕНВД упрощенную систему налогообложения или уплачивающими налог на прибы/ль ? Должны ли такие расходы распределяться исходя из показателей выручки (дохода) ирасходов, определенных за соответствующий квартал (месяц — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли), или исходя из указанных показателей, рассчитанных нарастающим итогом с начала года?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
Согласно п. 9 ст. 274 Кодекса при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности.
При этом расходы организаций в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов от деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в общем доходе организаций по всем видам деятельности.
Пунктом 7 ст. 274 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом согласно п. 1 ст. 274 и ст. 247 Кодекса прибылью признается денежное выражение полученных доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов.
В связи с тем, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы организаций учитываются нарастающим итогом с начала года, также нарастающим итогом с начала года должны учитываться и расходы, подлежащие распределению между видами деятельности, облагаемыми налогом на прибыль, и видами деятельности, облагаемыми единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 346.18 Кодекса, в случае если объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения являются доходы организации, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой по единому налогу признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Согласно п. 5 указанной статьи Кодекса при определении налоговой базы по единому налогу доходы и расходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода (года).
Пунктами 1 и 4 ст. 346.6 Кодекса установлено,
что налоговой базой по единому сельскохозяйственному налогу признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов, которые определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (года).
Поэтому при применении упрощенной системы налогообложения (а с 1 января 2006 г. и системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога) и осуществлении предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, расходы, подлежащие распределению между видами деятельности, облагаемыми налогом при применении упрощенной системы налогообложения или единым сельскохозяйственным налогом, и видами деятельности, облагаемыми единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, должны учитываться нарастающим итогом с начала налогового периода (года).
Основание: письмо Минфина России от 05.12.2005 № 03-11-02/76.
Вопрос. Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» внесены изменения в подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ, в соответствии с которыми уточнено, что к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, относятся только доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами всех уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ.
Может ли норма подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ распространяться на суммы списанной или уменьшенной иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам?
Ответ. Абзацем 10 п. 6 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Федеральный закон от 06.06.2005 № 58-ФЗ), вступившего в силу с 15 июля 2005 г., были внесены изменения в подп. 21 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
В соответствии с указанными изменениями к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, относятся доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации. Ранее в составе доходов не учитывались любые суммы кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанные и (или) уменьшенные иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
Статьей 75 Кодекса предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со ст. 114 Кодекса налоговая санкция, применяемая в виде денежного взыскания (штрафа), является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, задолженность налогоплательщика по пеням и штрафам Кодексом не приравнивается к задолженности по уплате налогов и сборов. Следовательно, к суммам списанной кредиторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам не может быть применено положение подп. 21 п. 1 ст. 251 Кодекса (в ред. Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ положения, установленные подп. 21 п. 1 ст. 251 Кодекса, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Таким образом, положения абз. 10 п. 6 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ ухудшают положение налогоплательщиков, у которых в 2005 г. списывается и (или) уменьшается иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации кредиторская задолженность по уплате пеней и штрафов.
Пунктом 1 ст. 5 Кодекса установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соот-
ветствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Учитывая изложенное, положения Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ, вносящие изменения в подп. 21 п. 1 ст. 251 Кодекса и ухудшающие положение налогоплательщиков налога на прибыль организаций в части включения кредиторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам, списанной в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации, в состав доходов, не могут иметь обратной силы и должны распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г., в части, не противоречащей п. 2 ст. 5 Кодекса.
В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 6 Кодекса нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов или иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Кодекса. Признание нормативного правового акта не соответствующим Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено Кодексом.
Основание: письмо Минфина России от 02.12.2005 № 03-03-04/1/405.
Вопрос. Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (объект — доходы, уменьшенные на величину расходов), по договору купли-продажи приобрела акции у физического лица с целью последующей реализации.
В связи с этим возникают вопросы:
1) можно ли покупную стоимость акций учесть в расходах;
2) обязана ли организация подавать сведения о доходах физических лиц в налоговые органы?
Ответ. Из информации, изложенной в вопросе, следует, что организация приобрела акции у физических лиц с целью их последующей реализации.
1. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.
В соответствии с подп. 23 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в состав расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, включают расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Кодекса товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Пунктом 2 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации ценные бумаги отнесены к имуществу. Следовательно, ценные бумаги, приобретенные для дальнейшей реализации, относятся к товарам. Расходы по приобретению таких ценных бумаг учитываются в отчетном периоде их оплаты.
2. Организации, приобретающие по договору купли-продажи у физических лиц ценные бумаги, не являются налоговыми агентами, и у них не возникает обязанности представлять в налоговый орган сведения о суммах произведенных выплат за приобретенные у физических лиц ценные бумаги.
Основание: письмо Минфина России от 02.12.2005 № 03-11-04/2/144.
Вопрос. В соответствии с изменениями и допол -нениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации, вступающими в силу с 01.01.2006, перечень видов деятельности, к которым применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, дополнен следующим видом деятельности: оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Просим разъяснить:
1) будет ли относиться к указанному виду деятельности передача в аренду следующих объектов, расположенных на территории городского универсального рынка:
— тентовых палаток, не подсоединенных к инженерным коммуникациям;
— торговых мест в крытых каркасных конструкциях, не подсоединенных к инженерным коммуникациям;
— обособленных помещений, предназначенных для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей, расположенных в здании, предназначенном для ведения торговли;
2) будет ли передача в аренду индивидуальному предпринимателю стационарного торгового места, расположенного на городском универсальном рынке, рассматриваться как передача торгового места другому хозяйствующему субъекту?
Ответ. В соответствии с подп. 13 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может переводиться предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых точек, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Как следует из положения указанного подпункта п. 2 ст. 346.26 Кодекса, под местом торговли следует понимать здания, сооружения и открытые площадки, в которых (на которых) осуществляется розничная торговля.
Согласно ст. 346.27 Кодекса площадью торгового зала (зала обслуживания посетителей) признается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
Поэтому на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче в аренду стационарных торговых мест в местах торговли, не имеющих торговых залов.
Статьей 346.27 Кодекса к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, отнесены в том числе крытые рынки (ярмарки).
Деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест в указанных стационарных объектах может переводиться на уплату единого налога на вмененный доход.
Глава 26.3 Кодекса не содержит определения стационарного торгового места. Под стационарным торговым местом следует понимать торговое место, функционирующее в месте торговли, относящемся к стационарной торговой сети.
В связи с этим на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может переводиться предпринимательская деятельность рынков по передаче в аренду:
земельных участков для организации стационарного торгового места;
тентовых палаток;
торговых мест в крытых каркасных конструкциях, не подсоединенных к инженерным коммуникациям;
обособленных помещений, предназначенных для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей, в здании, предназначенном для ведения торговли, если здание и помещения не являются магазином или павильоном.
Названная предпринимательская деятельность может переводиться на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности независимо от того, кому передаются стационарные торговые места в аренду: физическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям) или юридическим лицам.
Основание: письмо Минфина России от 01.12.2005 № 03-11-04/3/155.
Вопрос. ООО занимается передачей в аренду прилавков для осуществления контрагентами предпринимательской деятельности (продажа товаров). Данные прилавки расположены в общем зале на территории рынка, принадлежащего ООО на праве собственности. В связи с вступлением в силу с 01.01.2006 новой редакции гл. 26.3 НК РФ ООО просит дать разъяснения по следующим вопросам:
— является ли прилавок стационарным торговым местом;
—является ли площадь общего зала с проходами для покупателей, площадямирабочих мест обслуживающего персонала, на которой расположены данные прилавки, площадью торгового зала;
— подпадает ли вышеуказанный вид деятельности (передача в аренду прилавков) под действие п. 3 ст. 346.29 НК РФ в новой редакции, вступающей в силу с 01.01.2006, а именно под указанный в статье вид деятельности: оказание услуг по передаче во временное пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках, не имеющих залов обслуживания посетителей?
Ответ: В соответствии с подп. 13 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
— Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может переводиться предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых точек, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Как следует из положения указанного подпункта п. 2 ст. 346.26 Кодекса, под местом торговли следует понимать здания, сооружения и открытые площадки, в которых (на которых) осуществляется розничная торговля.
Согласно ст. 346.27 Кодекса площадью торгового зала (зала обслуживания посетителей) признается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
Поэтому на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче в аренду стационарных торговых мест в местах торговли, не имеющих торговых залов.
Статьей 346.27 Кодекса к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, отнесены в том числе крытые рынки (ярмарки).
Деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест в указанных стационарных объектах может переводиться на уплату единого налога на вмененный доход.
Глава 26.3 Кодекса не содержит определения стационарного торгового места. Под стационарным торговым местом следует понимать торговое место, функционирующее в месте торговли, относящемся к стационарной торговой сети.
В связи с этим на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может переводиться предпринимательская деятельность рынков по передаче в аренду прилавков для осуществления продажи товаров.
Основание: письмо Минфина России от 01.12.2005 № 03-11-04/3/154.
Вопрос. Организация осуществляет деятельность по выполнению индивидуальных заказов от населения по изготовлению и монтажу изделий и конструкций из дерева: лестниц, дверей, стеновых и потолочных панелей, арок, дверных проемов (облицовки), каминных полок, барных стоек, балок, столов и стульев.
Просим дать разъяснения по следующим вопросам:
1) относятся ли указанные услуги к бытовым в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВДс 01.01.2006и какому коду согласно ОК002-93 они соответствуют;
2) должна ли вести бухгалтерский учет организация, переведенная на уплату ЕНВД?
Ответ. В соответствии с п. 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области», определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. При этом хозяйствующий субъект должен руководствоваться соответствующим документом в области стандартизации (национальным стандартом, стандартом организации), характеризующим содержание данной услуги, требования к ее выполнению, требования безопасности и т.д.
Изготовление и монтаж для населения следующих изделий и конструкций из массива дерева: лестниц; дверей; стеновых и потолочных панелей; арок, дверных проемов (облицовки); каминных полок; барных стоек; балок; столов и стульев могут быть отнесены к коду 016000 «Ремонт и строительство жилья и других построек» Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденного постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163.
Таким образом, предпринимательская деятельность, осуществляемая организацией, относится к оказанию бытовых услуг и согласно ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, если данный на-
лог введен в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В случае введения специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности на территории муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга переход на указанную систему налогообложения является обязательным для всех налогоплательщиков данной территории, осуществляющих эти виды предпринимательской деятельности.
Таким образом, по указанному виду деятельности организация должна перейти на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с даты введения данного налогового режима.
При этом следует учесть, что согласно Федеральному закону от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организация, переведенная на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не освобождена от обязанности ведения бухгалтерского учета и обязана представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность на общих основаниях.
Основание: письмо Минфина России от 30.11.2005 № 03-11-04/3/152.
Вопрос. Организация в магазине розничной торговли осуществляет два вида деятельности: розничную торговлю (площадь торгового зала — 330м2); производство и реализацию кулинарных изделий и мясных полуфабрикатов (без зала обслуживания посетителей).
Сертификаты, выданные на производство данных видов продукции, относятся к общественному питанию. Реализация продукции общепита производится через торговый зал магазина, выручка по розничной торговле и выручка по производству кулинарных и мясных полуфабрикатов в бухгалтерском учете учитываются обособленно.
Просим дать разъяснение, должна ли наша организация с 2006г. перейти на ЕНВДв части осуществления деятельности по производству и реализации кулинарных изделий и мясных полуфабрикатов.
Ответ. С 1 января 2006 г. вступает в силу Федеральный закон от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О вне-
сении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
В соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 346.26 Кодекса, который дополнен подп. 9, с 1 января 2006 г. на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может переводиться деятельность в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
При этом под объектом организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей, понимается объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, торговые автоматы и другие аналогичные точки общественного питания.
Согласно ситуации, изложенной в вопросе, организация помимо розничной торговли осуществляет деятельность по изготовлению и реализации кулинарных изделий и мясных полуфабрикатов. При этом реализация данной продукции проходит через торговый зал магазина площадью 330 м2.
В целях применения гл. 26.3 Кодекса с 1 января 2006 г. к услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.
Согласно ст. 3 Государственного стандарта Российской Федерации «Общественное питание.
Термины и определения. ГОСТ Р 50647-94», утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 № 35, под общественным питанием понимается совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции.
Таким образом, деятельность объекта организации общественного питания, не имеющего зала обслуживания посетителей, независимо от его месторасположения и вида (киоск, палатка, торговый автомат и другие аналогичные точки общественного питания) предусматривает также организацию потребления приобретенной продукции на месте.
Кроме того, если организация оказывает услуги общественного питания (реализует кулинарные изделия и мясные полуфабрикаты) через объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей и находящийся на территории магазина, то для целей применения единого налога на вмененный доход расчеты с потребителями данных услуг должны производиться отдельно от расчетов за иной приобретенный товар в магазине.
В случае если указанные условия не соблюдаются, то организация не может быть переведена с 1 января 2006 г. на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении деятельности по изготовлению и реализации кулинарных изделий и мясных полуфабрикатов через торговый зал магазина.
Основание: письмо Минфина России от 29.11.2005 № 03-11-04/3/147.
Е.В. ЗЕРНОВА Проект «КонсультантБухгалтер» 20.01.2006