ВОПРОС - ОТВЕТ
КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА
Подборка по материалам ИПК«КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»
Вопрос. Вправе ли индивидуальный предприниматель отнести к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по НДФЛ, оплату почтовых услуг по отправке в налоговый орган деклараций по НДФЛ и ЕСН?
Ответ. Физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 221 НК РФ индивидуальные предприниматели при исчислении налоговой базы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы налогоплательщика на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные расходы, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем.
Таким образом, при определении налоговой базы индивидуальные предпринимателя вправе уменьшить сумму налогооблагаемых доходов на профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных почтовых расходов в том случае, если они связаны с производством и реализацией.
В данном случае оплата почтовых услуг по отправке налоговому органу соответствующих деклараций по ЕСН и НДФЛ является расходами, связанными с предпринимательской деятельностью, и следовательно, может быть учтена при определении налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц.
Основание: письмо Минфина России от 25.01.2006 № 03-05-01-05/3.
Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью имеет автозаправочную станцию и заправляет автотранспорт физических и юридических лиц сжиженным газом, приобретенным оптом у поставщика по договору купли-продажи, в качестве моторного топлива.
Просим разъяснить, применяется ли единый налог на вмененный доход по данному виду деятельности в 2005 г.
Ответ. В соответствии со ст. 346.26 НК РФ по решению субъектов РФ на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности могут переводиться организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли.
Согласно ст. 346.27 НК РФ розничная торговля — это торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. Не относится к розничной торговле реализация подакцизных товаров, указанных в подп. 6 — 10 п. 1 ст. 181 НК РФ.
В связи с тем, что сжиженный газ не относится к подакцизным товарам, операции по его реализации через автозаправочные станции могут быть привлечены к обложению ЕНВД для отдельных видов деятельности.
Основание: письмо Минфина России от 25.01.2006 № 03-11-04/3/34.
Вопрос. Организация осуществляет на территории Северо-Западного региона (г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Вологодская области) розничную торговлю через объекты нестационарной торговой сети с использованием специально оборудованных для этого транспортных средств (с сейфом для хранения денег, мини-компьютером для оформления первичных документов на реализацию товара, кассовым аппаратом).
Согласно Федеральному закону от 29.07.2004 № 95-ФЗ с 01.01.2006 налогоплательщики, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД, обязаны встать на налоговый учет в муниципальном районе, в котором ими осуществляется деятельность, и производить уплату единого налога, введенного в соответствующем муниципальном районе.
Учитывая специфику осуществляемой организацией торговли (транспортное средство в течение налогового периода перемещается по всему региону, и торговля
осуществляется в разных муниципальных районах разных субъектов РФ), организация должна встать на налоговый учет в каждом муниципальном районе, в котором осуществлялась торговля, и уплачивать единый налог в размере, установленном в каждом отдельном муниципальном районе. Однако уплата единого налога за одно транспортное средство (фактически представляющее собой одно торговое место) за один и тот же налоговый период одновременно в разных муниципальных районах представляется нецелесообразной и экономически невыполнимой.
В связи с этим просим разъяснить, необходимо ли в данном случае вставать на учет в каждом муниципальном районе, в котором осуществляется развозная торговля, и если да, то в каком порядке осуществляются в этом случае расчет и уплата единого налога.
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 НК РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности и производить уплату единого налога на вмененный доход, введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
Положение указанного пункта ст. 346.28 НК РФ распространяется и на налогоплательщиков, осуществляющих разъездную торговлю на территории разных муниципальных образований.
В целях избежания двойного налогообложения при исчислении единого налога налогоплательщики имеют право на основании п. 6 ст. 346.29 НК РФ определять значения корректирующего коэффициента К2 с учетом фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности на территории соответствующего территориального образования.
В этом случае значение корректирующего коэффициента К2 определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в этом календарном месяце.
Основание: письмо Минфина России от 25.01.2006 № 03-11-04/3/35.
Вопрос. Муниципальное унитарное предприятие, осуществляющее деятельность по упрощенной системе налогообложения, просит разъяснить, теряет ли оно право на применение упрощенной системы налогообложения в связи с его преобразованием в открытое акционерное общество. Если да, то с какого момента необходимо перейти на общий режим налогообложения?
Ответ. Согласно подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%.
В этой связи акционерное общество с долей участия муниципального образования 100%, возникшее в ходе преобразования унитарного предприятия, не вправе применять вышеназванный специальный налоговый режим.
При этом если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 20 млн руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пп. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям (п. 4 ст. 346.13 НК РФ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»)).
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционерное общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования). Акционерное общество считается созданным с момента его государственной регистрации.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. В свою очередь, с этого же момента преобразованное юридическое лицо прекращает свою деятельность.
Таким образом, налогоплательщик — акционерное общество с долей участия муниципального образования 100%, возникшее в ходе преобразования унитарного предприятия, не вправе применять упрощенную систему налогообложения с начала того квартала, в котором произошла государственная регистрация вновь возникшего юридического лица.
Основание: письмо Минфина России от 23.01.2006 № 03-11-04/2/12.
Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью применяет УСН, объект налогообложения — доходы. В апреле 2005 г. был заключен агентский договор. По условиям договора за оказанные услуги ООО получает вознаграждение. Верно ли, что доходом организации-агента при определении объекта налогообложения по единому налогу является сумма полученного агентского вознаграждения?
Ответ. В соответствии с положениями гл. 52 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
При этом принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и порядке, установленных в агентском договоре.
Согласно п. 1 ст. 346.15 гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ при применении организацией УСН в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и 250 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 гл. 25 НК РФ, в составе доходов не учитываются.
На основании подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ в составе доходов не учитываются денежные средства, поступившие комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору.
Исходя из изложенного при определении объекта налогообложения единым налогом доходом организации-агента является сумма полученного агентского вознаграждения. Денежные суммы, которые организация-агент на основании заключенного агентского договора передает принципалу, являются доходами принципала, а не указанной организации-агента.
Основание: письмо Минфина России от 23.01.2006 № 03-11-04/2/11.
Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью, применяющее УСН (объект налогообложения — доходы), планирует провести переоценку (дооценку) здания, в результате которой его стоимость увеличится с 3 до 5 млн руб. Впоследствии ООО планирует передать указанное здание в качестве вклада в уставный капитал другого ООО.
Возникает ли у ООО налогооблагаемый доход в результате переоценки здания и в результате передачи здания в качестве вклада в уставный капитал?
Ответ. 1. Согласно пп. 14 и 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, изменение первоначальной стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.
После проведения переоценки основного средства посредством его дооценки его первоначальная стоимость изменяется в сторону увеличения. При этом результаты переоценки не отражаются налогоплательщиком, применяющим УСН, в налоговом учете, поскольку стоимость основных средств, приобретенных в период применения УСН, уже списана в расходы (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Основные средства, числившиеся на балансе организации до перехода на УСН, принимаются к учету по остаточной стоимости на дату перехода. Именно она и списывается в расходы в зависимости от срока полезного использования основного средства (подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
Таким образом, результаты дооценки основного средства не учитываются в качестве доходов при опре-
делении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому при применении УСН, они должны быть учтены только в бухгалтерском учете.
2. Согласно ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Однако не признается реализацией товаров (работ или услуг) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов) (подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ).
Учитывая изложенное, при передаче налогоплательщиком объекта основных средств (здания) в уставный капитал ООО дохода, облагаемого единым налогом, не возникает.
Основание: письмо Минфина России от 20.01.2006 № 03-11-04/2/9.
Вопрос. С 01.01.2006 вступают в силу изменения в гл. 26.3 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ, согласно которым ЕНВД обязаны уплачивать налогоплательщики, предоставляющие услуги по временному размещению и проживанию граждан и использующие для этого общую площадь спальных мест не более 500 м2.
Просим разъяснить, обязана ли организация перейти с 01.01.2006 на уплату ЕНВД, имея в наличии лишь четыре номера для проживания граждан, учитывая, что данные номера не представляют собой «средство размещения» в том смысле, в каком это понятие используется в Положении о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 21.06.2003 № 197.
Ответ. С 01.01.2006 в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В случае введения специального налогового режима в виде ЕНВД для отдельных видов предпринимательской деятельности на соответствующей терри-
тории переход на указанную систему налогообложения является обязательным для всех налогоплательщиков соответствующей территории, осуществляющих эти виды предпринимательской деятельности.
Статьей 346.26 НК РФ определены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде ЕНВД, в том числе оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 м2.
Под спальным помещением следует понимать помещение, используемое для временного размещения и проживания (квартира, комната, строение, часть дома и т.п.), а под общей площадью спальных помещений -общую площадь указанных помещений, которая определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов: договоров купли-продажи квартир, домов, гостиниц, пансионатов и других объектов временного размещения и проживания граждан; технических паспортов, планов, схем, экспликаций и договоров аренды (субаренды) на объекты временного размещения и проживания и других документов, содержащих информацию об указанных объектах налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
При этом при расчете площади спальных помещений объектов гостиничного типа (гостиниц, кемпингов, пансионатов и т.п.) из общей площади данных объектов исключается площадь помещений, находящихся в общем пользовании проживающих (общие коридоры и санузлы, хозяйственные и офисные помещения, комнаты для бытового обслуживания, столовые и др.).
В связи с изложенным организация может быть переведена на уплату ЕНВД по оказанию услуг по временному размещению и проживанию граждан в принадлежащих ей четырех номерах в объекте предоставления таких услуг.
Основание: письмо Минфина России от 19.01.2006 № 03-11-04/3/23.
Вопрос. Надо ли сдавать декларацию по налогу на имущество обособленному подразделению академии, находящемуся в другом городе и не имеющему собственного баланса? При этом недвижимого имущества по месту нахождения обособленного подразделения нет.
Ответ. В соответствии со ст. 386 НК РФ налогоплательщики налога на имущество организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
Как следует из вопроса, у обособленного подразделения организации, находящегося вне места нахожде-
ния организации, отсутствует отдельный баланс, а также по месту нахождения этого обособленного подразделения отсутствует недвижимое имущество, находящееся на балансе организации.
Из положений ст. 386 НК РФ следует, что у организации, имеющей обособленное подразделение, не имеющее отдельного баланса, отсутствует обязанность представлять в налоговый орган по местонахождению этого обособленного подразделения налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
Поскольку в рассматриваемом случае речь идет только о движимом имуществе обособленного подразделения организации, то на основании ст. 376 (п. 1), 382 (п. 3), 383 (п. 3) и 386 НК РФ указанное имущество должно учитываться при определении налоговой базы организации, а исчисление и уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам по налогу) должны производиться по месту нахождения этой организации.
Основание: письмо Минфина России от 19.01.2006 № 03-06-01-04/07.
Вопрос. Юридическое лицо, основным видом деятельности которого является розничная торговля, будет получать от поставщиков по результатам выборки объема товара за месяц бонусный товар той же номенклатуры, что и покупаемый. Поставщик оформляет бонус накладными с нулевой ценой.
Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ стоимость такого товара будет включена в налогооблагаемый доход организации по стоимости основной закупки (так как является договорной рыночной ценой), и по этой же цене товар будет оприходован в бухгалтерском учете. После реализации бонусного товара организацией будет получен дополнительный доход на сумму наценки.
Поскольку согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода, то в данном случае экономическая сущность выгоды состоит в сумме денежных средств, полученных от реализации данного товара.
Верно ли, что по приходу бонусного товара в доход организации сначала включается его стоимость по рыночной цене (договорной цене аналогичного товара), а при дальнейшей реализации данного товара в доход включается стоимость наценки до розничных цен?
Ответ. Пункт 2 ст. 248 НК РФ определяет, что для целей гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
Получение покупателем товара с нулевой ценой в целях налогообложения прибыли означает, что данный товар получен безвозмездно.
Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частнос-
ти, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 настоящего НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
Таким образом, при получении налогоплательщиком бонусного товара с нулевой ценой он включается в состав внереализационных доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль организаций, как доход в виде безвозмездно полученного имущества, оцененного исходя из рыночной стоимости этого имущества.
Статья 268 НК РФ устанавливает особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения прибыли.
Ввиду того, что бонусный товар получен налогоплательщиком по нулевой цене, при его реализации налогоплательщик не вправе уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций на рыночную стоимость данного товара.
Основание: письмо Минфина России от 19.01.2006 № 03-03-04/1/44.
Вопрос. Вновь созданная организация осуществляет НИОКР, в результате которых рассчитывает получить патент на изобретенную полезную модель и использовать полученный нематериальный актив для извлечения дохода. До момента получения патента и признания прав на нематериальный актив организация не имеет доходов от деятельности и несет только расходы, связанные с НИОКР.
В состав расходов включаются: суммы, уплачиваемые разработчикам; госпошлина; проценты за пользование займом; расходы на оплату труда генерального директора; суммы ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве; арендная плата за аренду почтового ящика; плата патентным поверенным.
Согласно ст. 257НК РФ стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом.
Вправе ли организация в целях налогообложения прибыли включить в первоначальную стоимость созданного ею нематериального актива суммы единого социального налога, взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и на обязательное пенсионное страхование, начисленных на выплаты работникам, участвовавшим в создании нематериального актива?
Ответ. Из вопроса следует, что вновь созданная организация осуществляет НИОКР, в результате которых рассчитывает получить патент на изобретенную полезную модель и использовать полученный нематериальный актив для извлечения дохода. До момента получения патента и признания прав в качестве нематериального актива организация не имеет доходов от деятельности и несет только расходы, связанные с НИОКР, включая расходы на уплату налогов, исчисленных с фонда оплаты труда работников, участвовавших в создании нематериального актива.
В соответствии с положениями ст. 262 НК РФ расходы на НИОКР для целей налогообложения складываются из всех расходов, которые прямо связаны с осуществлением таких работ. При этом п. 5 ст. 262 НК РФ предусмотрено, что если в результате произведенных расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки организация-налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, данные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации в соответствии с п. 2 ст. 258 НК РФ.
Пунктом 3 ст. 257 НК РФ установлено, что стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим НК РФ.
Таким образом, суммы налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ, не включаются в первоначальную стоимость амортизируемого имущества, созданного организацией самостоятельно.
Суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Согласно ст. 13 — 15 части первой НК РФ ЕСН является федеральным налогом.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний НК РФ не относятся к налогам и сборам в РФ.
Исходя из изложенного расходы в виде заработной платы работников, участвующих в создании нематериального актива, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы по
обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на данную заработную плату, увеличивают первоначальную стоимость амортизируемого имущества, созданного организацией самостоятельно.
Единый социальный налог, относимый в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, не увеличивает первоначальную стоимость создаваемого организацией самостоятельно нематериального актива и относится к расходам в зависимости от выбранного метода признания доходов и расходов.
Ввиду того что в периоде начисления ЕСН организация не имеет доходов от деятельности и несет только расходы, связанные с НИОКР, включая уплату ЕСН, расходы на уплату указанного налога могут быть списаны впоследствии в порядке переноса убытков на будущее, предусмотренном ст. 283 НК РФ.
Основание: письмо Минфина России от 19.01.2006 № 03-03-04/1/40.
Вопрос. Организация просит разъяснить правомерность признания безнадежным долгом в целях налогообложения прибыли суммы денежных средств на расчетном счете в банке, в отношении которого арбитражный суд принял решение о признании его банкротом, в случае если запись о ликвидации банка в государственный реестр юридических лиц еще не внесена.
Ответ. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Пунктом 1 ст. 65 Гражданского кодекса РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию.
В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, основанием для признания безнадежным долгом сумм денежных средств на расчетном счете в банке, в отношении которого арбитражный суд принял решение о признании его банкротом, является ликвидация банка. Ликвидация банка считается завершенной после внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц. В случае если резерв по сомнительным долгам не создавался, суммы безнадежных долгов могут быть учтены в составе внереализационных расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором ликвидация кредитной организации была завершена.
Основание: письмо Минфина России от 17.01.2006 № 03-03-04/1/26.
Вопрос. Физическое лицо, являющееся акционером ОАО, просит разъяснить следующее.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. При этом согласно п. 3 ст. 52 Федерального закона от 26.12.1995№ 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано по требованию акционеров предоставить им копию бухгалтерской отчетности общества.
Обязано ли в таком случае ОАО вести бухгалтерский учет?
Ответ. Статьей 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета.
В то же время согласно ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество вправе по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года объявлять о выплате дивидендов по размещенным акциям. Дивиденды: выплачиваются из чистой прибыли общества, которая определяется по данным бухгалтерского учета.
Чистая прибыль определяется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
Пунктом 3 ст. 102 Гражданского кодекса РФ установлено, что акционерное общество не вправе объявлять и выплачивать дивиденды, если стоимость чистых активов акционерного общества меньше его уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов.
В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ стоимость чистых активов общества оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, устанавливаемом Минфином России и федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с пп. 1 и 2 Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденного
приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 № 10н/03-6/пз, оценка имущества, средств в расчетах и других активов и пассивов акционерного общества производится с учетом требований нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. При этом под стоимостью чистых активов акционерного общества понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету. Для оценки стоимости чистых активов акционерного общества составляется расчет по данным бухгалтерской отчетности. Форма указанного расчета приведена в приложении к Порядку оценки стоимости чистых активов акционерных обществ.
Таким образом, организации, применяющие УСН и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям или физическим лицам, должны определять чистую прибыль и стоимость чистых активов в соответствии с правилами бухгалтерского учета.
Поэтому ОАО, акционером которого вы являетесь, применяющее УСН, в целях определения чистой прибыли и стоимости чистых активов обязано вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность по общеустановленной форме и представлять эту отчетность по требованию акционеров.
Основание: письмо Минфина России от 10.01.2006 № 03-11-05/2.
Вопрос. Открытое акционерное общество занимается производством мясопродуктов и колбасных изделий. Готовая продукция реализуется через розничную торговлю (два фирменных магазина). В данных магазинах, кроме готовой продукции мясокомбината, реализуются и прочие продовольственные товары. Доля прочих товаров в товарообороте магазинов незначительна (магазин № 1 — 1 — 3%, магазин № 2 — 8 — 12%).
Деятельность по реализации собственной готовой продукции через розничную сеть не подпадает под действие гл. 26.3 НК РФ, а подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
В соответствии с п. 7ст. 346.26 НК РФ ОАО ведет раздельный учет имущества, обязательств, доходов и расходов, связанных с торговлей собственной продукцией и прочими товарами.
Порядок распределения площади торгового зала в случае осуществления на данной площади одновременно деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, и деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения, НК РФ не определен.
Включение в налоговую базу площадей, не используемых для облагаемой ЕНВД деятельности, фактически приводит к двойному налогообложению.
Правомерно ли при исчислении налоговой базы по ЕНВД применять методику расчета площади торгового зала пропорционально выручке, получаемой непосредственно от деятельности, облагаемой ЕНВД?
Ответ. Согласно ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД может переводиться розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового
зала по каждому объекту организации торговли не более 150 м2, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
При этом ст. 346.27 НК РФ под площадью торгового зала (зала обслуживания посетителей) понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Порядок распределения площади торгового зала (или его части) при осуществлении на ней одновременно двух видов предпринимательской деятельности, по одному из которых уплачивается ЕНВД и в качестве физического показателя используется площадь торгового зала (в квадратных метрах), НК РФ не определен.
При этом при работе на общем режиме налогообложения для целей исчисления налога на прибыль существенны исключительно стоимостные результаты деятельности (в данном случае — доходы от реализации). Ведение торговли товарами собственного производства на той же площади, что и розничной торговли, может рассматриваться в качестве необходимого условия для ведения такой деятельности, но не имеет значения для определения суммы налога на прибыль.
Поэтому при осуществлении на площадях торгового зала розничной торговли покупными товарами, облагаемой ЕНВД, и торговли товарами собственного производства, налогообложение которой осуществляется в рамках общего режима налогообложения, при исчислении суммы ЕНВД следует учитывать всю площадь торгового зала.
Основание: письмо Минфина России от 10 .01.2006 № 03-11-04/3/6.
Вопрос. Открытое акционерное общество выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторскиера-боты, которые носят длительный характер. Учет выполняемых работ ведется позаказным методом. Структура цены каждого заказа формируется за счет расходов по заработной плате, ЕСН, по оплате материалов, покупных комплектующих изделий, услуг соисполнителей, командировочных расходов, резервов на оплату отпусков и накладных расходов (в бухучете учитываются на счетах 23, 25 и 26). Стоимость каждого заказа формируется за счет затрат, непосредственно относящихся к нему.
С учетом того, что Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ налогоплательщику предоставлено право самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), просим разъяснить, вправе ли ОАО включить в перечень прямых расходов накладные расходы, которые учитываются в бухгалтерском учете на балансовых счетах 23, 25 и 26, в связи с тем что они входят в перечень затрат, формирующих конкретный заказ.
Ответ. Федеральный закон от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие зако-
нодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» внес изменения в ст. 318 НК РФ, которые вступили в силу с 15.07.2005 и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Так, согласно п. 1 ст. 318 НК РФ для целей гл. 25 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются:
1) на прямые;
2) на косвенные.
К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:
— материальные затраты, определяемые в соответствии с подп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
— расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы ЕСН и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
— суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Таким образом, перечень прямых расходов, установленных п. 1 ст. 318 НК РФ, является открытым.
Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе внести изменения в учетную политику для целей налогообложения прибыли, в которой может установить перечень расходов, относимых к прямым, отличный от того, который предлагается ст. 318 НК РФ.
Основание: письмо Минфина России от 29.12.2005 № 03-03-04/1/469.
Вопрос. Об обложении НДФЛ и ЕСН компенсаций, предусмотренных для работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ и ЕСН все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), в частности, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Раздел VII Трудового кодекса РФ определяет случаи и порядок предоставления гарантий и компенсаций. Согласно ст. 165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ и поименованных в разд. VII, работникам предоставляются гарантии и компенсации и в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Статьей 219 ТК РФ устанавливается право каждого работника на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Таким образом, компенсации, выплачиваемые работодателем в соответствии со ст. 219 ТК РФ, не подлежат налогообложению НДФЛ и ЕСН на основании п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.
При этом суммы доплаты, производимой работодателем в соответствии со ст. 146 и 147 ТК РФ работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, являются повышенной оплатой труда, а не компенсацией. Соответственно, п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ на такие доплаты не распространяются, и они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Основание: письмо Минфина России от 28.12.2005 № 03-05-01-04/405.
Вопрос. Статья 346.27 Налогового кодекса РФ определяет для целей обложения единым налогом на вмененный доход: «распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах — деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие, путем размещения рекламы на крышах, боковых поверхностях кузовов указанных объектов, а также установки на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы».
Просим разъяснить, будет ли в 2006 г. облагаться ЕНВД деятельность по размещению рекламы внутри общественного транспорта путем нанесения на внутреннюю обшивку салона одноразовых наклеек (стикеров), содержащих рекламную информацию.
Ответ. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 1 января 2006 г. согласно новой редакции п. 2 ст. 346.26 Кодекса, который дополнен подп. 11, на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный может переводиться деятельность по распространению и (или) размещению рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах.
Согласно п. 3 ст. 346.29 Кодекса физическим показателем для данного вида деятельности является количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых к грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы.
Исходя из норм ст. 346.27 Кодекса под распространением и (или) размещением рекламы на автобусах любых типов, трамваях, полуприцепах и т.д. понимается деятельность организации или предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие, путем размещения рекламы на крышах, боковых поверхностях кузовов указанных объектов, а также установки на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы.
При этом данной статьей Кодекса не предусмотрено распространение и размещение рекламы внутри автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей и т.д.
Учитывая изложенное, распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях и
т.д. может осуществляться только посредством размещения наружной рекламы на данных объектах.
Таким образом, осуществляемая организацией предпринимательская деятельность по размещению рекламы внутри общественного транспорта путем нанесения на внутреннюю обшивку салона одноразовых наклеек (сти-керов), содержащих рекламную информацию, с 1 января 2006 г. не подлежит налогообложению единым налогом на вмененный доход.
Основание: письмо Минфина России от 27.12.2005 № 03-11-04/3/186.
Е.В.ЗЕРНОВА Проект «КонсультантБухгалтер» 17.02.2006
КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ СЧЕТОВ
Организация осуществляет деятельность по сдаче в прокат оборудования для зимних видов спорта. Выручка от данной деятельности поступает в период с ноября по май. С июня по октябрь (межсезонный период) выручка от деятельности не поступает, при этом организация несет расходы по аренде хранилища, выплате заработной платы работникам хранилища и административно-управленческому персоналу и др. Сумма таких расходов составляет в среднем 200 000 руб. ежемесячно. Можно ли в бухгалтерском и налоговом учете в целях равномерного отнесения на расходы затрат межсезонного периода резервировать средства на оплату указанных расходов? Как в этом случае отражаются в учете хозяйственные операции, если, например, фактически в межсезонный период 2006 г. ежемесячные расходы составят 195 000руб. ?
Расходы, связанные с предпринимательской деятельностью по сдаче имущества в прокат, признаются расходами по обычным видам деятельности организации (ст. 626 Гражданского кодекса РФ, пп. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).
Напрямую возможность резервирования отдельных видов расходов ПБУ 10/99 не предусматривает, однако в п. 19 ПБУ 10/99 указывается, что расходы признаются в отчете о прибылях и убытках в том числе с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов). В рассматриваемом случае расходы организации, понесенные ею в период, когда оборудование в прокат не предоставляется и выручка от деятельности отсутствует (в межсезонный период), должны признаваться также с учетом указанного принципа признания расходов.
Согласно п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или
обращения отчетного периода организация может создавать резервы, в том числе на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства.
Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей производится в порядке, установленном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, п. 3.53 которых установлено, что в тех случаях, когда в организации с сезонным характером производства сумма расходов на обслуживание производства и управление им, включенная в фактическую себестоимость выпущенной продукции по установленным в организации нормам, превышает фактические затраты, образовавшаяся разница резервируется как предстоящие расходы. Инвентаризационная комиссия проверяет обоснованность расчета и при необходимости может предложить скорректировать нормы затрат. Остатка на конец года по этому резерву не должно быть.
Принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета (учетная политика организации) должна обеспечивать в том числе большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности) (пп. 2, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н).
Поскольку остатков средств резерва предстоящих расходов в связи с сезонным характером производства на конец года быть не должно, в целях равномерного включения в течение года затрат, относящихся к межсезонному периоду, организация, на наш взгляд, может принять следующий порядок их учета.
Часть расходов межсезонного периода организация может отнести за счет средств резерва, образованного в период с января по май. В данном случае общая сумма
66
ВСЕ для бухгалтера