Научная статья на тему 'Композиция в произведении искусства'

Композиция в произведении искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3044
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИЯ / ХУДОЖНИК / КАРТИНА / ЖИВОПИСЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Березин Дмитрий Васильевич

Композиция в изобразительном искусстве это определенное расположение изобразительных элементов на картине, художественного произведения, позволяющее с наибольшей полнотой и силой выразить, передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции создание художественного образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Композиция в произведении искусства»

КОМПОЗИЦИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ИСКУССТВА

Березин Д.В.

Березин Дмитрий Васильевич - старший преподаватель, кафедра живописи и реставрации, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, г. Санкт-Петербург

Аннотация: композиция в изобразительном искусстве - это определенное расположение изобразительных элементов на картине, художественного произведения, позволяющее с наибольшей полнотой и силой выразить, передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции - создание художественного образа. Ключевые слова: композиция, художник, картина, живопись.

Термин «композиция» происходит от латинского compositio, что означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое, приведение их в порядок в соответствии с какой-либо идеей. Поэтому сочетание частей, сложение элементов в определенном порядке их взаимосвязь, которая переходит в гармонию целого и создает картину. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Композиция в картине - это выраженный смысловой центр с объединением рисунка, цвета и сюжета. Композиция художественного произведения создается такими изобразительными средствами, как рисунок, цвет, линия, светотень, перспектива. Именно композиционными средствами художник раскрывает идею произведения, подчеркивая основное и главное в произведении. [2] Художник в своих работах старается подобрать наиболее выразительные средства изображения и выстроить композицию так, чтобы изображенные объекты находились в гармонии. В живописи - картина построена на плоскости посредством цветных материалов, поэтому композиция является важнейшим организующим компонентом художественной формы. Композиция - главная форма произведения искусства и её задача создать содержание. Искусство не может быть бессмысленным повтором, дубликатом реальности. Живописец, бессмысленно срисовывающий, подобен зеркалу, которое отражает противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их, писал Леонардо да Винчи [3].

Работа над созданием художественного произведения - это работа над образом, идеей. В композиции имеет огромное значение - масса предметов, их зрительный -вес, размещение на плоскости, с распределением предметов в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени. А также выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения в композиции, распределение светотени, цвет и колорит картины, формат и размер произведения, композиционный центр, равновесие картины, контрасты в композиции, ритм композиции. Посредством композиции художник выражает мысль, идею произведения. Наиболее важные по сюжету элементы изображения размешаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.) [4.7].

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Поставленная задача решается, построением композиции по форме крута, овала, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии. Композиция может строиться не только в виде треугольника, круга, овала и других геометрических фигур. В одной картине используют различные сочетания этих и других композиционных схем. Например, единство действия в картине может обеспечить построение сюжета по

принципу условного триптиха. В таком случае слева и справа от главной фигуры или главного действия располагают подчиненные ей группы. В сложных динамических композициях иногда сочетаются разные формы единства действия. Можно построить композицию с высокой точкой зрения, чтобы фигуры не закрывали друг друга. Другой вариант - создание винтовой (вихревой) композиции [1, 3].

Выделяют несколько композиционных приемов, таких как - центр, он бывает двух видов, смысловой и композиционный; применение золотого сечения; ритм; статика и динамика; симметрия и асимметрия. Категория - композиции рассматривается как пространственно-временное творчество. Содержание картины определяет всю живопись, таким образом, сюжет, облекающий в "плоть" тему, является первым этапом работы над произведением. Сюжет должен обладать характерными чертами, точно передающими смысл темы. Композиция художественного произведения решается с помощью набора пластических средств, устанавливая через чувство связь с действительностью [3, 20].

Можно выделить несколько типов композиции, первое это членение на слои и второе членение на планы. Произведения данного типа состоят из двух планов: хорошо развитого переднего плана с каким-либо действием и второго плана с архитектурным или природным пейзажем. В дальнейшем стали появляться многоплановые композиции. Третье, это построение пространства цветом. Четвертое, интерьерное построение пространства. Здесь главным является то, что художник вводит интерьер в картину, этим и решается проблема композиции. Пятое, пластическое построение пространства. Здесь ведется построение пространства лишь фигурами, что в свою очередь имеет несколько разновидностей: фигуры в картине движутся на зрителя; фигуры в картине движутся к зрителю или от него. Шестое, композиция с выраженным композиционным центром, использование симметрии [7].

Сюжетно-композиционный центр. Центром композиции является та часть, которая ясно выражает главное. Центр выделяется акцентом, цветом, объемом, освещенностью. Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, главное и отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие контрасты. Выделение сюжетно-композиционного центра: Создавая композицию, необходимо определить, что будет главным в картине, и позаботиться о том, как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины. Конечно, в сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Картины с двумя или большим количеством композиционных центров позволяют показать несколько событий, происходящих одновременно и равных по своей значимости. На одной картине можно использовать сразу несколько способов, чтобы выделить главное. Например, прием «изоляции» (изображение главного в отрыве от остальных предметов) можно использовать, выделяя основное размером и цветом. Не только в произведениях живописи, но и в графике, скульптуре, декоративном искусстве, архитектуре выделяют композиционный центр. Например, мастера Возрождения предпочитали, чтобы композиционный центр совпадал с центром холста [4]. Правило золотого сечения в композиции (одной трети). Для выявления композиционного центра наиболее важный элемент изображения располагают в соответствии с пропорцией золотого сечения. Пропорциональные соотношения сторон изображаемых объектов и самого холста для достижения гармонии должны строиться на основе золотого сечения [6].

Заключение. Композиция является важнейшей частью произведения искусства. Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом творческом опыте художников многих поколений, и они постоянно развиваются.

Список литературы

1. Ветрова И.Б. «Неформальная композиция. От образа к творчеству». Москва. Издательство "Ижица", 2004.

2. Волков Н. «Композиция в живописи». Издательство «Искусство», 1977.

3. Голубева О.Л. «Основы композиции». Издательство В. Шевчук, 2004.

4. Шорохов Е.В. «Основы композиции», 1979.

5. Учебник Дизайнера, 2018. Вк. Электронный журнал.

6. Чернышев О.В. «Формальная композиция. Творческий практикум», 1999. Электронный журнал.

7. Гаймалова К.И., Черокова А.В. «Основы композиции в живописи», 2015. Электронный журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.