Научная статья на тему 'КОМПОЗИЦИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ВОСПРИЯТИЯ ФУТБОЛЬНОГО МАТЧА'

КОМПОЗИЦИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ВОСПРИЯТИЯ ФУТБОЛЬНОГО МАТЧА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / КОМПОЗИЦИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА / ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ / ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / СОЦИО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чернецов Максим Михайлович, Пегов Владимир Анатольевич, Егоров Александр Григорьевич

Футбол сейчас самый популярный и массовый вид спорта. Чемпионаты мира по футболу сопоставимы с Олимпийскими играми, что обусловлено во многом инновационностью футбольного зрелища. В настоящее время можно говорить о геометрическом характере таких инноваций. В исследовании предпринимается попытка рассмотреть феномен композиции игрового пространства в качестве ключевого фактора, приводящего к геометрическому восприятию и геометрическому дискурсу при просмотре футбольных матчей. Широкое применение средств компьютерного графического анализа, с одной стороны, визуализирует тренерскую мысль и геометрическую композицию игры, с другой, оказывает массированное воздействие на зрителя, призывая к эмоционально-дискурсивному соучастию в процессе. Последнее рассматривается как эффективное средство, превращения фанатского движения в публику. Геометрическое восприятие динамических форм в игре возвышает зрелищные переживания и конституирует практику спортивных состязаний рассматривать с позиции искусства и творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITION OF THE PLAYING SPACE AS A FACTOR OF THE GEOMETRIC DISCOURSE OFPERCEPTION OF A FOOTBALL MATCH

Football is now the most popular and widespread sport. The World Football Championships are comparable to the Olympic Games, which is largely due to the innovativeness of the football show. Currently, we can talk about the geometric nature of such innovations. The study attempts to consider the phenomenon of the composition of the playing space as a key factor, leading to the geometric perception and geometric discourse when watching football matches. The widespread use of computer graphic analysis tools, on the one hand, visualizes the coach's thought and the geometric composition of the game, on the other hand, it has a massive impact on the viewer, calling for emotional and discursive participation in the process. The latter is seen as an effective means of converting the fan movement into a public. The geometric perception of dynamic forms in play elevates spectacular experiences and constitutes the practice of sports to be viewed from the perspective of art and creativity.

Текст научной работы на тему «КОМПОЗИЦИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ВОСПРИЯТИЯ ФУТБОЛЬНОГО МАТЧА»

УДК 796.332

КОМПОЗИЦИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ВОСПРИЯТИЯ ФУТБОЛЬНОГО МАТЧА

Максим Михайлович Чернецов, кандидат педагогических наук, Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма; Александр Григорьевич Егоров, доктор философских наук, профессор, Смоленский государственный университет

Аннотация

Футбол сейчас самый популярный и массовый вид спорта. Чемпионаты мира по футболу сопоставимы с Олимпийскими играми, что обусловлено во многом инновационностью футбольного зрелища. В настоящее время можно говорить о геометрическом характере таких инноваций. В исследовании предпринимается попытка рассмотреть феномен композиции игрового пространства в качестве ключевого фактора, приводящего к геометрическому восприятию и геометрическому дискурсу при просмотре футбольных матчей. Широкое применение средств компьютерного графического анализа, с одной стороны, визуализирует тренерскую мысль и геометрическую композицию игры, с другой, оказывает массированное воздействие на зрителя, призывая к эмоционально-дискурсивному соучастию в процессе. Последнее рассматривается как эффективное средство, превращения фанатского движения в публику. Геометрическое восприятие динамических форм в игре возвышает зрелищные переживания и конституирует практику спортивных состязаний рассматривать с позиции искусства и творчества.

Ключевые слова: футбол, композиция игрового пространства, игровая ситуация, геометрическое восприятие, социо-эволюционный подход, геометрический дискурс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p466-470

COMPOSITION OF THE PLAYING SPACE AS A FACTOR OF THE GEOMETRIC DISCOURSE OF PERCEPTION OF A FOOTBALL MATCH

Maksim Mikhailovich Chernetsov, the candidate of pedagogical sciences, Vladimir Anatol-yevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism; Alexander Grigoryevich Egorov, the doctor ofphilo-sophical sciences, professor, Smolensk State University

Abstract

Football is now the most popular and widespread sport. The World Football Championships are comparable to the Olympic Games, which is largely due to the innovativeness of the football show. Currently, we can talk about the geometric nature of such innovations. The study attempts to consider the phenomenon of the composition of the playing space as a key factor, leading to the geometric perception and geometric discourse when watching football matches. The widespread use of computer graphic analysis tools, on the one hand, visualizes the coach's thought and the geometric composition of the game, on the other hand, it has a massive impact on the viewer, calling for emotional and discursive participation in the process. The latter is seen as an effective means of converting the fan movement into a public. The geometric perception of dynamic forms in play elevates spectacular experiences and constitutes the practice of sports to be viewed from the perspective of art and creativity.

Keywords: football, composition of the playing space, game situation, geometric perception, so-cio-evolutionary approach, geometric discourse.

ВВЕДЕНИЕ

Современный спорт не только отражает социальную реальность, репрезентируя её, но и создаёт, актуализирует эту реальность. Спорт обмирщает смысложизненные интенции, санкционированные обществом. Вместе с тем современный спорт, в отличие от античных Игр, оказался лишенным абсолютных ценностей, произошла его десакрализация, а вместе с ней и дегуманизация; в нем утвердился технократический стиль мышления со

всем вытекающим из него комплексом проблем - коммерциализация, насилие, допинг и многое другое [2].

Именно во второй половине XX века фиксируется проблема явного несоответствия отвлеченно-прекрасных начал спорта и его грубо-вещественной реальности. Кризис техногенного общества и вызванная этим переоценка ценностей соответствующим образом преломляется в спорте.

Одна из таких проблем - деструктивные действия толп футбольных болельщиков. Феномен агрессивной толпы рассматривается в различных ракурсах: как девиация, свойственная спортивной субкультуре; как продукт архаизации современного массового сознания; как проявление в урбанизированном мире религиозной и этнической конфликтности. Между тем, представляется эвристически целесообразным социо-эволюционный подход к анализу толпы, предложенный в свое время Г. Тардом [4], согласно которому разрушительный негатив действий толпы преодолевается в динамичном превращении толпы в публику. «Превращенная толпа» в наше время - это аудитории читателей, телезрителей, фан-клубы, интернет-сообщества. Нравы публики цивилизуются и становятся несравненно мягче стихии толпы. Публика продукт интеллектуализации. Что же происходит в футболе?

ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ

На фоне масштабных действий правительств многих стран по обузданию фанатских бесчинств радикально изменяется дискурсивная аналитика телевизионных передач, посвящённых футбольной тематике. На наш взгляд, мы имеем дело здесь с неким феноменом духовной жизни современного человека. Рассмотрим подробнее различные аспекты этого феномена.

Первоначально восприятие спортивных зрелищ носило непосредственный («чистый») характер и сопровождалось эмоциональным реагированием.

В середине XIX в., когда происходит «спортивный взрыв», начинается институци-онализация спорта и спортизация всей культуры, а футбол превращается в центральное зрелище, возникает одно новое, но далекое от спорта явление. Во французских кабаре и кафешантанах впервые появляются конферансье (от французского conférencier - «докладчик») для заполнения пауз и подводки к очередному номеру. Это был жест в сторону возрастания интеллектуальных запросов богемной и полубогемной публики, которая, в конце концов, влилась в нынешнюю интеллектуальную элиту - intelligence. В России конферанс появляется на 50 лет позже.

Если спортивные трансляции известны с 1912 года, то первое комментирование появляется в 1921 г. во время боксёрского поединка. Соответственно, взрывоподобно начинает формироваться практика спортивного комментирования и профессия спортивного комментатора (sportscaster). В английском слове «sportscaster» примечательно значение корня cast: «бросать; бросать яростно», но это такой характер броска, благодаря кото -рому образуется некая форма (слепок, отпечаток).

Очевидно, что во время просматривания прослушивания футбольного матча человек получает мощное, профессионально сформированное воздействие. Это приводит к стереотипизации у постоянных телезрителей происходящего на поле.

Первоначально суть комментария сводилась к повествованию о происходящем, например, на футбольном поле, а также суждениям на уровне «правильно - не правильно», сопровождаемыми эмоциональными реакциями самого комментатора. Если эмоциональный фон репортажа в большей степени востребован у «темпераментных народов» (Испания, Италия, Португалия, Латинская Америка), то рациональный и эмоционально скупой тренд в комментировании, оформляющийся с середины XX в., суть продукт англо-американской ментальности. Спортивная аналитика развивается теперь в двух ипостасях: on-field and off-field analytics. Если первая через многочисленные статистические

выкладки о собственных игроках и игроках соперничающей команды позволяет добиваться лучшего результата, то вторая ориентирована на «игроков» спортивных тотализаторов, дабы обеспечить им удачную ставку. Восприятие трансляции матча и сопровождающее его мышление у американцев с перманентными статистическими выкладками по своей сути ничем не отличаются от восприятия и аналитического мышления при чтении биржевых новостей.

Следующий шаг в развитии комментирования - «вести» трансляцию начинают два человека (в нашей стране с июня 1990 г. на Чемпионате мира по футболу в Италии), и их диалог уже предполагает некое обсуждение происходящего на поле, дискуссию и столкновение мнений, в которые невольно включаются и слушатели (зрители).

Наконец, мы можем наблюдать явление последних лет, которое условно обозначим обращением к «геометрическому восприятию» и «геометрическому дискурсу». В древности геометрия была сакральной практикой, частью мистериального знания и особых способностей. Потому не случайно на вратах академии Платона, который был не только философом, но и посвящённым, было начертано: «Не геометр да не войдёт». В настоящее время, геометрия включена в тело культуры и как профессиональная научная деятельность, и как школьная дисциплина в массовом образовании, через которое проходит, практически, сто процентов населения. Следовательно, все зрители и болельщики футбола уже потенциально имеют знания и навыки геометрического восприятия и геометрического дискурса.

Конечно, и комментаторы, и тренеры изначально должны были пользоваться геометрической терминологией. Но она была достаточно проста и привычна: линии (нападения или защиты), штрафная или вратарская площадь, пас поперечный или по диагонали, игра в квадрат или «в стенку», и т.п. Но по мере усиления геометрической составляющей в работе тренеров последние 20 лет мы наблюдаем существенно более сложные дискурсивные формы.

В исследовании Х.У Гумбрехта [1] «Похвала красоте спорта» отмечается интересный психологический феномен. С одной стороны, западная (особенно европейская) интеллектуальная элита, считает спорт маргинальной темой, не достойной внимания человека с высокими духовными запросами. С другой стороны, призывая интеллектуалов к честности, Гумбрехт отмечает нечто чрезвычайно важное в проблеме «спорт и красота»: «Это непредвиденное возникновение тела в пространстве, в мгновение ока обретающего красивую форму, столь же быстро и безвозвратно растворяющуюся, можно счесть своего рода эпифанией. Эта эпифания, кажется мне, и есть источник той радости, которую мы ощущаем, наблюдая за спортивным зрелищем, она служит некоей мерой силы нашей эстетической реакции». Используя столь значимое в христианских традициях понятие «эпифания» («Богоявление»), автор указывает на тот момент в спортивных состязаниях, когда созерцающий его человек, переживает нечто его возвышающее.

Вместе с тем инновационность футбольного зрелища адекватно репрезентируется его геометрическим дискурсом.

Прежде всего зрелищность футбола в формате статики и динамики геометрических форм. Восприятию зрителя открывается статика, зафиксированная в самой конструкции футбольного стадиона. Геометрия футбола начинается здесь с чашеобразных и овально-прямоугольных форм с зеленым полотном в центре, обрамленным массивно возвышающимися трибунами.

Геометрическое восприятие» и геометрический дискурс в аспекте композиции игрового пространства, в первую очередь, связаны с тренерской деятельностью Хосепа Гвардиолы, который усовершенствовал взаимодействие игроков от мыслительной конструкции до визуально воспринимаемых форм. Расположение игроков друг относительно друга на расстоянии коротко-средней передачи и движение мяча свидетельствуют о наличии целенаправленно создаваемой формы взаимодействия между игроками [3, 5].

Попытки описать и проанализировать тренерские замыслы Гвардиолы привели к появлению «геометрической аналитики». Анализ видеоматериалов показывает, что базовой геометрической фигурой атакующих действий является динамический треугольник. Трое взаимодействующих игроков, сохраняя эту форму, тем не менее, постоянно её преобразуют в живом пространстве меняющейся игры. Атакующий треугольник «живёт», «дышит», становясь то прямоугольным, то остроугольным, то тупоугольным, то, выворачиваясь наизнанку, когда вершина проходит через основание, или, наоборот, если основание накатывается на вершину.

При организации оборонительных действий в противовес треугольным атакующим формам наиболее часто используются строгие линейные построения (линия защиты и полузащиты), которые лишь незначительно видоизменяются в зависимости от ситуативного расположения игрока с мячом (рисунок 1).

ш

Рисунок 1 - Геометрические формы атакующих и оборонительных действий футбольных команд

Геометрия игрового пространства не только задает форму взаимодействия игроков, но и несет в себе содержательный компонент. Один из наиболее ярких геометродинами-ческих феноменов - «сжатие пространства».

На рисунке 2 представлена ситуация, в которой защитники пытаются не только закрыть зону между мячом и своими воротами, но и сжимают игровое пространство вокруг нападающих.

Рисунок 2 - Сжатие пространства вокруг атакующего игрока с мячо

Мяч является организующим фактором композиции игрового пространства и «точкой сжатия», вокруг которой концентрируются противоборствующие силы. Переживания зрителя в этот момент синхронны с игрой геометрических форм на футбольном поле. Приближение игроков к воротам рождает внутреннее напряжение в ожидании кульминации - удара по воротам и возможного гола.

Футболисты посредством создания динамических геометрических форм упорядочивают хаос игровых ситуаций.

Следует отметить, что геометрическое взаимодействие вносит иное понимание в определение типовой игровой ситуации. При таком геометрическом способе анализа композиции игрового пространства в отличие от двух привычных вариантов - застывшая форма-схема или поочередно-последовательное перемещение отдельных игроков - требуется образное, лабильное мышление, способное сопровождать и сотворчествовать жизни форм на футбольном поле [3, 5].

Геометрическая аналитика закрепилась не только в профессиональной тренерской среде, она с успехом используется в аналитических теле- и радиопередачах, посвященных футболу, благодаря чему зрители и болельщики футбола получают достаточные знания и навыки геометрического восприятия и геометрического дискурса, что в пору на футбольных стадионах, как и на вратах академии Платона, начертать: «Не геометр да не войдёт», и что свидетельствует об известной интеллектуализации спортивного зрелища в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гумбрехт, Х.У. Похвала красоте спорту / Х.У Гумбрехт. - Москва : Новое литературное обозрение, 2009. - 176 с.

2. Ленк, Х. Спорт как современный миф / Х Ленк // Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления. - Санкт-Петербург : Русский Христианский гуманитарный институт, 1999. - С. 126-148.

3. Пегов, В.А. Игровое мышление как мышление в пространстве / В.А. Пегов, М.М. Чернецов // Наука и образование: современные тренды : коллективная монография. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2013. - С. 33-45. - (Серия «Научно-методическая библиотека», вып. 2).

4. Тард, Г. Общественное мнение и толпа / Г. Тпрд. - Изд. 2-е. - Москва : Ленанд, 2015. -

208 с.

5. Чернецов, М.М. Инновационный подход к формированию представлений об игровом пространстве в футболе в аспекте композиционных схем / М.М. Чернецов // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 398-403.

REFERENCES

1. Gumbrecht, H.W. (2009), Praise to the beauty of sport, New literary review, Moscow.

2. Lenk, H. (1999), "Sport as a modern myth", Reason and Existence: Analysis of Scientific and Non-Scientific Forms of Thinking, publishing house RHGI, St. Petersburg. pp. 126-148.

3. Pegov, V.A. and Chernetcov, M.M. (2013), "Game thinking as thinking in the space", Science and education: current trends: a collective monograph. Series "Scientific and methodological library", Issue 2, publishing house CNS "Interactive plus", Cheboksary, pp. 33-45.

4. Tarde, G. (2015), Public opinion and the crowd, LENAND, Moscow.

5. Chernetsov, M.M. (2020), "An innovative approach to the formation of ideas about the playing space in football in the aspect of compositional schemes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 10, No. 188, pp. 398-404.

Контактная информация: Chernetsov-smolsport@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.03.2021

УДК 796.894

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БЫВШИХ СПОРТСМЕНОВ

Елена Николаевна Чернышева, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная сельскохозяйственная академия, г. Великие Луки; Виктор Григорьевич

Никитушкин, доктор педагогических наук, профессор, Федеральный научный центр физической культуры и спорта, г. Москва; Елена Николаевна Карасева, кандидат педа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.