Научная статья на тему 'Композиционные закономерности дворцовой архитектуры в Иордании'

Композиционные закономерности дворцовой архитектуры в Иордании Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
102
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ / ДВОРЦЫ В ИОРДАНИИ / СТРУКТУРА ДВОРЦА / КВАДРАТНЫЙ ДВОР

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Альшурман Али Салем

В статье рассматриваются планово-пространственная структура и функциональная организация исламских дворцов в Иордании. Приводятся планировочные решения дворцов, структурирована традиция формирования дворовых пространств квадратной и прямоугольной формы, наглядно показаны структуры дворцов, приведены фотографии, раскрывающие объемно-планировочное решение дворцов. Представлены исторические данные формирования объектов дворцовой архитектуры в Иордании и факторы, влияющие на них, в том числе торговые и паломнические пути, а также политическая обстановка и военный контроль за территорией. Краткий обзор пространственного развития позволил сделать вывод, что оно шло от больших дворов для гужевого транспорта к планировочной структуре с небольшим двором для защиты людей от суровых условий пустыни. В статье анализируются планировочные решения, композиционный строй дворцовых дворов. Выявлена общая тенденция к квадратной форме плана дворца и его двора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Композиционные закономерности дворцовой архитектуры в Иордании»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДВОРЦОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ИОРДАНИИ Альшурман А.С.

Альшурман Али Салем - соискатель, кафедра истории и теории прикладного искусства и дизайна, факультет искусства реставрации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова,

г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются планово-пространственная структура и функциональная организация исламских дворцов в Иордании. Приводятся планировочные решения дворцов, структурирована традиция формирования дворовых пространств квадратной и прямоугольной формы, наглядно показаны структуры дворцов, приведены фотографии, раскрывающие объемно-планировочное решение дворцов. Представлены исторические данные формирования объектов дворцовой архитектуры в Иордании и факторы, влияющие на них, в том числе торговые и паломнические пути, а также политическая обстановка и военный контроль за территорией. Краткий обзор пространственного развития позволил сделать вывод, что оно шло от больших дворов для гужевого транспорта к планировочной структуре с небольшим двором для защиты людей от суровых условий пустыни. В статье анализируются планировочные решения, композиционный строй дворцовых дворов. Выявлена общая тенденция к квадратной форме плана дворца и его двора.

Ключевые слова: архитектурный ансамбль, дворцы в Иордании, структура дворца, квадратный двор.

УДК 72.033

Традиционная исламские дворцовые постройки в Иордании состояли из объема застройки и двора, окруженного рядом колонн и стен или блокированными зданиями. Эта система была прослежена в раннем периоде исламской архитектуры Иордании, В которой выявлены квадратные дворы. Происходило постепенное развитие: от простого большого двора с колоннадой до сложного архитектурного комплекса в котором двор сокращался до 1/3 от ширины застройки [2, с. 147].

Наиболее интересным архитектурным объектом среди пустынных дворцово -замковых построек выделен дворец Аль-Азрак. Архитектурный ансамбль построен из черного базальта, сооружение является самым дальним дворцом пустыни (рис. 1). Укрепленный комплекс расположен в 103 км от города Амман по направлению к границе с Ираком. Обильные подземные воды Азрака сделали его местом стоянки на торговом пути в Вади Сирхан, а также ночлегом для бедуинов пустыни [3, с. 44].

Рис. 1. Дворец Аль-Азрак 162

Архитектурный ансамбль имеет квадратную форму и широкий двор, который окружают восьмидесятиметровые по длине стены. В центре внутреннего двора имеется маленькая мечеть и главный колодец.

Каждый угол внешней стены укреплен прямоугольной вытянутой башней с помещениями [8, с. 126]. Основной вход - это огромная навесная базальтовая плита. За входом расположен холл, разметка на полу которого говорит о том, что он использовался для приемов или игр. По свидетельствам над входом располагается комната, которую во время пребывания в Аль-Азраке занимали важные персоны, в том числе Лоуренс Аравийский. Двор дворца имел функцию для размещения гужевого транспорта, это объясняется тем что не было необходимости в защите людей от климата пустыни в том числе в связи с наличием источника воды. Это обосновывает, то, что пропорция двора составляет 3/4 от общего габарита сооружения, что говорит о создании пространства защищенного с точки зрения безопасности, но не от климата.

В Иордании разные варианты строительства квадратных дворцов и квадратных дворов в застройке (рис. 2) можно проследить начиная с Умаядского периода. Постройки квадратной формы выделяются в составе сложных архитектурных комплексов - дворцов. Квадратные дворы могут быть ограничены отдельными дворцовыми постройками, или они формировались единовременно в виде пространства единого здания (рис. 3), иногда перекрытого куполом с отверстием в центре или имеющего частичное перекрытия на консолях так же с доступом к внешней среде [5, с. 12]. Подобные постройки встречаются и за пределами Иордании, при этом они исторически относятся к парфянскому времени [2, с. 148]. В то же время дворцы с квадратными дворами можно рассматривать в одном ряду с другими фортификационными сооружениями, в частности с дозорными башнями, которые их окружают. Внешний облик построек менялся в зависимости от наличия воды и влияния пустыни [3, с. 22].

Среди сооружений в суровых условиях пустыни самым интересным является дворец Аль-Харана, который также относится у Умоядскому периоду по датировке надписи на стене 710 г. (рис. 3). Дворец Аль-Харана также имеет квадратную форму в плане и фортификационные параметры наружных стен при их размере 35 м х 35 м с полукруглыми башнями. По общим оценкам пропорции планировки связывают с необходимостью защиты в пространстве внутреннего двора людей от климата пустыни.

Рис. 2. Дворец Аль-Харана 163

Кладка стен характерна для строительного искусства Месопотамии и представляет собой раствор с тесанным камнем без облицовки. В месте расположения дворца отсутствует источник воды, а место его расположения обусловлено паломническими путями. Это предопределило характер и функцию Аль-Харана как убежища в пустыне для путников. В связи с этим во дворце имеется 60 комнат на двух этажах для путешествующих и бассейн для сбора воды от редких осадков во внутреннем дворе, пропорции которого не превышают 1/3 от размера наружных стен и имеют традиционный квадратный двор в своей основе (рис. 4). В планировке здания предусмотрены также два больших помещения для лошадей и верблюдов, таким образом, дворец Аль-Харана выполнял роль караван-сарая. Жилые комнаты объединены с холлами и образуют три квартиры на первом этаже и два блока на втором с возможностью различных планировок квартир.

Многие исследователи указывают на фортификационную архитектуру дворца Аль-Харана, в которой выделяют метрическое перечисление узких окон в наружных стенах, возможно служившие бойницами для защиты от набегов бедуинов, а также для проникновения света и естественной вентиляции во внутренние помещения.

Рис. 3. Планировка 1 этажа дворца Аль-Харана. 1, 2 - Конюшня и помещение для верблюдов; 3 - Проход во двор; 6 - Лестница на 2-й этаж; 11-Лестница на 2-й этаж; 12 - Внутренний открытый двор; 7 - Холл (Гостиная квартиры 1); 5, 13, 14, 15 - Жилая комната квартиры 1; 4 - Прихожая квартиры 1; 8 - Холл (Гостиная квартиры 2); 25, 24 - Жилая комната квартиры 2; 9 - Прихожая квартиры 1; 19 - Холл (Гостиная квартиры 3); 16, 17, 18, 21, 20, 23 - Жилая комната квартиры 3

Дворец Аль-Харана не имел постоянных жителей, при этом необходимо отметить, что он был достроен до конца, в связи с чем имел светское и культовое символическое значение, так как является видимым напоминанием о господстве халифа над племенами бедуинов, с лидерами которых представители халифов вероятно вели здесь переговоры.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что в планировке большинства дворцов в Иордании имеется квадратный двор в пропорции от 1/3 до 3/4 от размера внешнего габарита, при этом многие дворцы также представляют собой квадрат, а в некоторых из них угловые устои или пристройки в плане приобрели так же форму квадрата. Иногда дворы имеют угловые устои или стены, на которых стоит перекрытие или купол с отверстием по центру (Рис. 4). Дворы дворцов в Иордании

являются образцом пространства с квадратным планом, с частичным перекрытием как в Аль-Харане на угловых и промежуточных устоях.

i ¡/ , V • I Л 'ii

шум

Рис. 4. Геометрическое решение схем дворов

Краткий обзор пространственного развития элементов дворца позволяет утверждать, что оно шло от простейшего четырехстолпия к сложной структуре.

С утверждением ислама поднялась мощная волна строительства. Потребность в сооружениях различного рода постоянно была высока в Иордании, нужно было возводить их на основе местных традиций с использованием местных строительных материалов, техник и методов. Это и позволило развить строительство на следующих исторических этапах. Таким образом, архитектура дворцов, замковых зданий в исламский период сформировалась за счет сложного баланса внешних и внутренних культурных идей и влияния сурового климата пустыни. В ней были осуществлены процессы развития, которые привели к появлению уникального многообразия архитектурных типов дворцово-замковых зданий. Подобное архитектурное многообразие было вполне обычным, даже традиционным для Ближнего Востока. Таким образом, в архитектуре ансамблей была сформирована вариативность и разнообразие архитектуры дворцов в исламский период в Иордании.

Список литературы

1. Всеобщая история архитектуры: в 12 т. / Н.В. Баранов (гл. ред.). М.: Стройиздат. Т. 8: Архитектура стран Средиземноморья. Африки и Азии VI-XIX вв. / Ю.С. Яралов (отв. ред.), 1969. 490 с.

2. Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. «Темные века», «Средневековье». IV-XIV вв. Т. II. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1998. С. 147-148.

3. Гаврилюк Н.А. Тимченко Н.П. Ранние культовые памятники столицы Крымского ханства. V научные чтения памяти У. Боданинского: Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции (Бахчисарай, 23-27 октября 2013 г.). Симферополь: Антиква, 2013. С. 25.

4. Гаврилюк Н.А., Ибрагимова А.М. Тюрбе хана Хаджи Герая (по материалам археологических исследований 2003-2008 гг.). Киев-Запорожье: Дикое поле, 2010. 176 с.

5. Моццати Л. Исламское искусство / JI. Моццати: пер. с итал. С.В. Зоновой. М.: Арт Родник, 2012. 388 с.

6. Пиотровский М.М. Язык мусульманского искусства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tatmir.ru/passport.shtml/ (дата обращения: 15.05.2016).

7. Ильвицкая С.В. Архитектура мировых конфессий. М.: ГУЗ, 2016. 400 с.

8. Ильвицкая С.В., Охлябинин С.Д., Даниленко И.А. Глоссарий архитектурно-строительных терминов и научных дефиниций в области истории архитектуры и реставрации памятников архитектуры. Учебник. ГРИФ УМО. М.: ГУЗ, 2015. 153 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.