Научная статья на тему 'КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «КРИСТАЛЛИЧЕСКИХ» ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ'

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «КРИСТАЛЛИЧЕСКИХ» ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высотное здание / пластика / символ / архитектурная форма / композиция / силуэт.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Козбак Аида Омиргаликызы, Мауленова Гульнара Джупарбековна, Самойлов Константин Иванович

в статье изложены некоторые актуальные аспекты развития большой группы современных высотных зданий, имеющих кристаллическую структуру внешних оболочек. Представлена общая классификация «кристаллических» высотных зданий по основным морфологическим характеристикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «КРИСТАЛЛИЧЕСКИХ» ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ»

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «КРИСТАЛЛИЧЕСКИХ» ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ Козбак А.О.1, Мауленова Г.Д.2, Самойлов К.И.3

1Козбак Аида Омиргаликызы- магистрант; 2Мауленова Гульнара Джупарбековна - кандидат архитектуры, ассоциированный профессор;

3Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра «Архитектура», Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье изложены некоторые актуальные аспекты развития большой группы современных высотных зданий, имеющих кристаллическую структуру внешних оболочек. Представлена общая классификация «кристаллических» высотных зданий по основным морфологическим характеристикам. Ключевые слова: высотное здание, пластика, символ, архитектурная форма, композиция, силуэт.

При наличии специальных научных работ, посвященных развитию архитектурной типологии и истории высотных зданий, а также их конструктивно-технологической эволюции [1-2], необходимо констатировать практически полное отсутствие искусствоведческих исследований, направленных на выявление классификационных разновидностей архитектурных форм высотных зданий.

Вопросы общей классификации архитектурных форм высотных объектов по характеру геометрии основного объема были ранее изложены в работе автора Коротич А.В [3]. Однако систематизация форм высотных зданий, имеющих кристаллографическую структуру внешних оболочек, со структурно -композиционных позиций до сих пор не производилась. Вместе с тем подробно не исследовались основные способы формообразования кристаллических высотных объемов. Исследование особенностей композиционного построения архитектурных форм самой многочисленной на сегодняшний день группы высотных объектов (здания - «кристаллы») позволило установить их основные морфологические разновидности.

1. Призматические объемы с простейшими ортогональными и диагональными плоскогранными усечениями (рис. 1а-ж). Простейший кристаллический объем высотного здания получается при одинарном косом диагональном усечении прямой либо наклонной призмы с различным контуром многоугольного основания. Немногим более сложные усечения основного призматического объема двумя-пятью разно наклонными секущими плоскостями представлены на рис. 1 б-ж.

Рис. 1а. Здание Cram Communications, Чикаго, США, арх. Ш.Шлегман, 1984 г [12].

Рис. 1б. «Allaid Bank Tower», Даллас, США, арх. И.М. Пэй, 1984 г. [13].

Рис. 1в. «Crystal Tower», Стамбул, Турция, арх. Pei Cobb Freed & Has Architects, 2014 г. [14].

Рис. 1г. «Mandarin Oriental Hotel», Пекин, Китай, арх. Рем Колхас, арх. бюро ОМА, 2009 г. [15].

Рис. 1д. «Shanghai Longemont Hotel», Шанхай, Китай, арх. бюро Arquitectonica, 2005 г. [16].

Рис. 1 е. «Central Plaza One & Two», Брисбэн, Австралия, арх. бюро Kisho Kurokawa & Associates, 1988 г. [17].

Рис. 1ж. «Bank of America», Нью-Йорк, США, арх.бюро Cook+Fox, 2009 г. [18].

В данных случаях плоскогранные усечения могут: — очерчивать ступенчатую конфигурацию объема, располагаясь по его боковой поверхности с выходом на вершину (рис. 1б, д, е); — срезать узкие угловые фрагменты боковой поверхности, образуя «фаски» (рис. 1 е); — затрагивать лишь завершающую часть исходной призмы, образуя пирамидальные вершины типа «заточенный карандаш» (рис. 1ж); — формировать консольные/нависающие многогранные участки (рис. 1в); — образовывать расширяющиеся к основанию плоскогранные участки основного объема (рис.1 г).

2. «Клинья». Разновидностью группы являются высотные здания, основные объемы которых выполнены в виде призм треугольного или трапецеидального поперечного сечения с горизонтальной осью, имеющих клиновидную (сужающуюся к вершине или основанию) форму. При этом к основному объему «высотки» могут присоединяться различные выступающие дополнительные/второстепенные объемы, как, например, в офисном здании «The Prism», Дубай, ОАЭ (рис. 2а).

Основной клиновидный объем может опираться на основание прямоугольной гранью либо ребром. В последнем случае основной объем обратного клина обязательно дополняется каким-либо опорным объемом (или группой опорных объемов), необходимым для обеспечения конструктивной и визуальной устойчивости сооружения, в плане благоприятного психологического воздействия его своеобразных образно-тектонических характеристик.

Возможны композиции из встречно ориентированных прямого и обратного клиньев, образующих основной призматический, объем высотного «кристалла» и разделенных узкой стеклянной полоской. (Рис 2б).

Рис. 2а. «The Prism», Дубай, ОАЭ, арх.бюро Dewan Architects & Engineers. 2010 г. [19].

Рис. 2б. «MG Tower», Гент, Бельгия, арх.бюро Jaspers-Eyers Architects, 2012 г. [20].

3. Сложноусеченные монокристаллы. Такие формы получаются в результате сложных многогранных усечений боковой поверхности и/или вершины основного объема. Вместе с тем их можно рассматривать и как сочленение нескольких элементарных кристаллических объемов, т.е. группу однородных или разнотипных кристаллов. К основным разновидностям сложных многогранных усечений основного призматического объема высотного объекта могут быть отнесены следующие.

А) Усечение боковых граней с образованием складчатой поверхности. Боковая поверхность полностью остекленного основного объема имеет иррегулярную складчатую структуру и составлена из разнонаклонных треугольных граней, состыкованных с образованием изогнутой в плане выпуклой криволинейной оболочки, постепенно переходящей в вертикальные плоские остекленные участки, примыкающие к тыльному фасаду здания.

Однотипные ромбовидные складки, ритмично расположенные на боковой поверхности основного призматического объема, могут оформлять лишь его угловые участки (здание «Hearst Tower», Нью Йорк, США, арх. Н. Фостер — рис. 3а).

Рис. 3а. Здание «Hearst Tower», НьюИорк, США, арх. Н. Фостер, 2006 г. [21].

Б) Высечение центральной пирамидальной вершины типа «заточенный карандаш». Различные композиционные варианты использования данного приема можно проследить на характерных примерах. Так, в здании «One Liberty Place», Филадельфия, США, арх. Х. Ян (рис. 3б) центральное трехъярусное телескопическое завершение основного объема образовано последовательно выходящими друг из друга подобными кристаллическими отсеками с четырьмя ромбовидными восходящими складками, перегнутыми по большей диагонали; при этом боковые остекленные грани основного объема имеют остроугольный очерк, снабжены выступающими пластическими элементами аналогичного очертания и имеют изящную накладную фасадную деталировку. Усиливают «кристаллический эффект» общей композиции четко выраженные угловые вертикальные складки.

Рис. 3б. «One Liberty Place», Филадельфия, США, арх. Х. Ян, 1990 г. [22].

4. Поликристаллические «друзы» — составные многогранные конгломераты из подобных или разнородных кристаллических объемов — можно рассматривать одновременно и как разновидность очень сложных многогранных усечений неких исходных простейших по форме призматических монокристаллов. Морфологический анализ позволил выявить их следующие основные разновидности.

А) Композиция из отдельно стоящих или сочлененных однородных призматических пилонов или слоев, имеющих различную высоту и ширину. (рис. 4а; рис. 4б).

Рис. 4а. «Sears Tower», Чикаго, США, арх. Брюс Грэм, арх. бюро SOM, 1973 г. [23].

Рис. 4б. Башня «Меркурий», ММДЦ, Москва, арх. F. Williams, 2014 г. [24].

В) Ступенчатые призматические участки/выемки основного объема: — ритмические с регулярной структурой (рис. 4в).

Рис. 4в. Республиканский Банк «Bank of America» в Хьюстоне, США, арх. Ф. Джонсон, 1983 г. [25].

Г) Вертикальные зигзагообразные складки боковой поверхности основного объема (рис. 4 г). Этот же композиционный прием, эффектно дополненный ярусами невысоких «сталактитовых» складок-уступов, спускающихся ступенями в нижней части здания к его основанию, можно наблюдать в здании отеля «Trump Tower», Нью-Йорк, США (рис. 4д)

Рис. 4г. «JWMarriott Hotel», Гонконг, арх. бюро Wong & Ouang (HK) Ltd, 1989 г. [26].

Рис. 4д. Отель «Trump Tower», Нью-Йорк, США, архитектор Дер Скатт, арх. Бюро Swanke Hayden Connell Architects,

1983 г. [27].

Д) Вертикальная комбинация сложноусеченных взаимно пересекающихся соосных многогранных блоков (рис. 4е).

Рис. 4е. Парные башни «LIPPO Center», Гонконг, арх. П. Рудольф, 1988 г. [28].

5. Пирамиды. По общему архитектурному очертанию основного объема кристаллические высотные пирамиды могут быть подразделены на несколько основных групп.

А) Традиционные/классические с различным контуром многоугольного основания. Так, четырехгранная пирамида «Transamerica Pyramid», Сан-Франциско, США, арх. бюро William L. Pereira Associates, имеет квадратный план основания и снабжена двумя симметрично расположенными узкими клиновидными призматическими пилонами, выступающими из наклонных противолежащих треугольных граней (рис. 5а).

Здание имеет насыщенную фактурную/пластическую деталировку фасадных плоскостей; при этом опорная часть пирамидальной оболочки выполнена в виде сквозной наклонной решетчатой структуры с треугольными ячейками. Совершенно иной характер архитектуры являет собой высотная пирамидальная оболочка здания «London Bridge Tower/Shard», Лондон, Великобритания, арх. Р. Пиано, имеющая сложный многоугольный план, наружные полностью остекленные грани которой практически лишены деталировки (рис. 5б).

Рис. 5а. «Transamerica Pyramid», Сан-Франциско, США, арх. бюро William L.Pereira Associates,1972 г. [29].

Рис. 5б. «London Bridge Tower/Shard», Лондон, Великобритания, арх. Р. Пиано, 2012 г.[30].

Б) Радиально-лучевые пилонные. Внешняя форма таких пирамидальных зданий очерчена оболочкой, составленной из клиновидных ребер-пилонов, пристыкованных к центральному осевому стволу, сечение которых уменьшается от основания к вершине; в результате здание имеет многолучевой/звездчатый план. В настоящее время все сверхвысокие здания мира (как построенные, так и проектируемые) имеют общую пирамидальную радиально-лучевую конфигурацию. В сравнении с классическими высотными пирамидами,

имеющими сплошное многоугольное основание, пилонные пирамидальные здания имеют значительно меньшую массу при той же высоте и, соответственно, меньшую нагрузку на фундаменты, что позволяет делать их сверхвысокими. При этом малая толщина пилонов обеспечивает естественное освещение внутренних помещений, примыкающих к внешней остекленной оболочке, на всю их глубину даже на затененной стороне объекта за счет отраженного света. В ряду зданий этой группы можно выделить стеклянную башню «Ryugyong Hotel», Пхеньян, Северная Корея (рис. 5в); ее три восходящих к вершине пилона имеют зигзагообразное очертание, образованное промежуточными остроугольными пиками.

Рис. 5в. «Ryugyong Hotel», Пхеньян, Северная Корея, арх. Бюро Baikdoosan Architects & Engineers, 2012 г. [31].

Заключение. В работе произведена морфологическая систематизация самой многочисленной группы высотных зданий- «кристаллов», в результате чего установлены пять их основных структурно-композиционных разновидностей, а также обозначены принципиальные способы их структурного формообразования. Это создает системную основу для проведения дальнейших прогностических исследований, а также позволяет открывать и развивать перспективные пути структурного моделирования новых пластически выразительных архитектурных форм высотных объектов с кристаллографической геометрией внешних оболочек.

Список литературы

1. Абрамсон Л.А. Развитие строительства высотных зданий / Л.А. Абрамсон // Жилищное строительство. — 2005. — № 10. — С. 14-29.

2. Маклакова Т.Г. Высотные здания / Т.Г. Маклакова. — М.: АСВ, 2008. — 160 с.: ил.

3. Коротич А.В. Систематизация архитектурных форм высотных зданий: композиционный аспект / М.А. Коротич, А.В. Коротич // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2009. — № 1. — С. 45-49, ил.

4. Волчок Ю.П. Конструкции и форма в советской архитектуре / Ю. П. Волчок, Е. К. Иванова, Р. А. Кацнельсон, Ю. С. Лебедев. — М.: Стройиздат, 1980. — 263 с.: ил.

5. Высотные здания/Tall Buildings: журнал высотных технологий / учредитель ООО «Скайлайн Медиа». — ISSN 1992-2124. — 2007, № 1.

6. Кемпбелл Р. Американская архитектура сегодня / Р. Кемпбелл // Дизайн США. — 1989. — С. 46-54.

7. Салунов А. Цена высоты / А. Салунов // РБК. — 2008. — № 2. — С. 44-51.

8. Фролова Е.А. 100 самых удивительных достижений современной архитектуры / Е. А. Фролова. — М.: Эксмо, 2011. — 232 с.: ил.

9. Binder G. Tall buildings of Europe, the Middle East and Africa / G. Binder. — Sydney: Images Pubilshing, 2006. — 240 p.: il.

10. Binder G. 101 of the world's tallest buildings / G. Binder. — Sydney: Images Pubilshing, 2006. — 239 p.: il.

11. Гольцева Р.И. Методика формообразования многогранных моделей. Часть 1. Многогранники / под общ.ред.Гамаюнова В.Н. — М.: Изд. МИСИ им. В.В. Куйбышева, 1983. — 48 с., ил.

12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rutraveller.ru/place/103754/ Здание «Крейн Комьюникейшн».

13. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pcf-p.com/projects/fountain-place-originally-allied-bank-tower/ Fountain Place.

14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stargrup.com.tr/blog/projects-item/soyak-crystal-tower-istanbul/ Soyak Crystal Tower.

15. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.archdaily.com/13801/mandarin-hotel-in-beijing-by-oma-on-fire/196656464_oma-tvcc-exterior/ Mandarin Hotel in Beijing.

16. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.area-arch.it/itinerario/the-longemont-hotel-office-tower/ The Longemont Hotel & Office Tower.

17. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://property.jll.com.au/office-lease/brisbane/central-plaza-330/ Central Plaza

18. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://build.rin.ru/cgi-bin/arch/arch_sub_sel.pl?id=422&id_razd=34&id_elem=103&page=/Башня Банка Америки

19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aqardxb.com/ru/prism-tower-vse-chto-vam-nuzhno-znat/ «The Prism Tower»

20. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mgrealestate.eu/de/projekte/mg-tower

21. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archi.ru/projects/world/300/bashnya-hearst-tower

22. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://all-towers.ru/buildings/5169

23. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.willistower.com/about

24. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moscow-city.online/build/mercury/

25. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.houstonarchitecture.com/Building/523/The-Bank-of-America-Center.php

26. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hrs.com/en/hotel/jw-marriott-hotel-hong-kong/a-160061/

27. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pr-flat.ru/blog/arkhitektura-nedeli-trump-tower-v-nyu-yorke/

28. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hiddenarchitecture.net/lippo-center-2/

29. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://transamericapyramid.com/

30. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://arquitecturaviva.com/works/torre-london-bridge-8

31. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://morethantravel.livejournal.com/41226.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.