Научная статья на тему 'Композиционная присадка для малосернистых дизельных топлив'

Композиционная присадка для малосернистых дизельных топлив Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
509
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИОКИСЛИТЕЛИ / КИСЛОРОД / МАЛОСЕРНИСТОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ МЕДЬ / ОКИСЛЕНИЕ / ANTIOXIDANTS / LOW-SULFUR DIESEL FUEL / OXYGEN / METALLIC COPPER / OXIDATION

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Курамшин Э. М., Имашев У. Б.

Рассмотрены кинетические закономерности ингибированного окисления малосернистого дизельного топлива. Изучена ингибирующая активность некоторых новых представителей класса ароматических аминов – Си N-замещенных анилинов. Установлено, что композиция, включающая ионол, Агидол-3, 2-метил-2-этилиндолин, может рассматриваться как перспективная стабилизирующая присадка, подавляющая окисление и смолообразование в дизельных топливах с низким содержанием серы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Курамшин Э. М., Имашев У. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Composite additive for lowsulfur diesel fuels

Kinetic laws of inhibited oxidation of lowsulphur diesel fuel are considered. It is studied inhibiting activity of some new representatives of aromatic аmines class the Cand N-substituted anilines. It is established that the composition including ionol, Agidol-3, 2-methyl-2-ethylindolyn can be considered as the perspective stabilising additive suppressing oxidation and gumming in diesel fuel have low sulphur content.

Текст научной работы на тему «Композиционная присадка для малосернистых дизельных топлив»

Э. М. Курамшин (д.х.н., проф.),

У. Б. Имашев (д.х.н., проф., акад. АН РБ, зав. каф.)

Композиционная присадка для малосернистых дизельных топлив

Уфимский государственный нефтяной технический университет, кафедра физической и органической химии 450062, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1; тел. (347) 2420855, e-mail: corw2000@gmail.ru

E. M. Kuramshin, U. B. Imashev

Composite additive for low-sulfur diesel fuels

Ufa State Petroleum Technological University

1, Kosmonavtov Str, Ufa, 450062, Russia; ph. (347) 2420855, e-mail: corw2000@gmail.ru

Рассмотрены кинетические закономерности ингибированного окисления малосернистого дизельного топлива. Изучена ингибирующая активность некоторых новых представителей класса ароматических аминов — С- и Ы-заме-щенных анилинов. Установлено, что композиция, включающая ионол, Агидол-3, 2-метил-2-эти- линдолин, может рассматриваться как перспективная стабилизирующая присадка, подавляющая окисление и смолообразование в дизельных топливах с низким содержанием серы.

Ключевые слова: антиокислители; кислород; малосернистое дизельное топливо; металлическая медь; окисление.

Kinetic laws of inhibited oxidation of low-sulphur diesel fuel are considered. It is studied inhibiting activity of some new representatives of aromatic amines class - the C- and N-substituted anilines. It is established that the composition including ionol, Agidol-3, 2-methyl-2-ethylindolyn can be considered as the perspective stabilising additive suppressing oxidation and gumming in diesel fuel have low sulphur content.

Key words: antioxidants; low-sulfur diesel fuel; oxygen; metallic copper; oxidation.

В реальных условиях дизельное топливо (ДТ), проходя через элементы топливной аппаратуры, контактирует при повышенной температуре с различными конструкционными материалами, которые оказывают активирующее действие на окисление топлива растворенным в нем кислородом воздуха. Поэтому для разработки способов стабилизации ДТ необходима количественная информация о влиянии переходных металлов и их соединений на окисляемость топлива и эффективность действия различных антиоксидантов.

В проведенных ранее работах было показано, что наибольшую активность при окислении ДТ проявляют соединения кобальта, хрома и меди, в меньшей степени это характерно для солей железа. Ускоряющее действие этих соединений в основном сводится к увеличению скорости распада промежуточных гидропероксидов на свободные радикалы 1-3. Исследование гетерогенно-каталитического окисления ДТ в присутствии металлической меди, эле-

Дата поступления 20.08.12

мента топливной аппаратуры, показало заметное ее влияние на скорость окисления топлива. Поиск деактиватора меди весьма актуален, поскольку квалификационные методы испытания ДТ предполагают нагревание при 100 0С в течение 16 ч 4.

На примере модельной реакции инициированного окисления кумола изучена ингибирующая активность некоторых новых представителей класса ароматических аминов — Си Ы-замещенных анилинов. Установлено, что наибольшей ингибирующей активностью обладает 2-метил-2-этилиндолин, способный существенно снизить скорость окисления и выступить в качестве синергического агента, усиливающего действие антиоксиданта 5.

Экспериментальная часть

В работе использовали образцы товарного дизельного топлива с различным содержанием серы (0.2; 0.02% мас.), произведенного

в АО «Уфанефтехим». Очистку дизельных топлив от смолистых веществ проводили хроматографическим методом, пропуская образцы через стеклянную колонку высотой 160 мм и диаметром 13—15 мм, заполненную 20 мл адсорбента — активированного оксида алюминия.

Оценку термоокислительной стабильности дизельного топлива проводили с использованием газометрической установки, измеряя концентрацию поглощенного кислорода (Д[02], моль/л) при 120 оС в присутствии медного кольца (3=166 см2/л), а также по изменению оптической плотности окисленных образцов топлива во времени, измеряемой с помощью фотоэлектроколориметра 6.

Результаты и их обсуждение

В данной работе рассмотрено действие различных антиоксидантов для стабилизации малосернистых ДТ, испытывающих воздействие кислорода в присутствии металлической меди при повышенных температурах (120 оС). Исследована кинетика поглощения кислорода дизельным топливом с пониженным содержанием серы (0.02%) в присутствии металлической меди с добавками промышленных фенольных ингибиторов окисления — ионола, Агидо-ла-2, Агидола-З(ОМИ), Агидола-15, Агидола-70. Установлено, что кинетика ингибированного окисления ДТ носит автокаталитический характер с индукционным периодом и описывается уравнением: Д[02]1/2= Ь4. После периода индукции скорость процесса становится сравнимой с таковой в отсутствие ингибитора (рис. 1). Параметр Ь, характеризующий окис-ляемость топлива в присутствии ингибиторов, может быть использован для оценки их эффективности (табл. 1). Из представленных данных следует, что наибольшая ингибирующая активность характерна для ионола и Агидола-3, и они могут рассматриваться в качестве перспективных добавок для стабилизации малосернистых топлив.

Таблица 1

Влияние промышленных ингибиторов фенольного типа на окисляемость ДТ(120 оС)

Промышленные фенольные ингибиторы Окисляемость ДТ, Ь-105, моль1/2/(л1/2с)

Без ингибитора 10.7

Ионол 5.1

Агидол-2 7.5

Агидол-3 5.6

Агидол-15 7.3

Агидол-70 6.3

Агидол-101 8.4

0 5 10 15 20 25

X, мин

Рис. 1. Кинетика окисления дизельного топлива в присутствии металлической меди и стабилизирующих добавок ([РИОН] = 0.01% мас.), 120 оС, РИОН: 1 — без PhOH; 2 — Агидол-101; 3 — Аги-дол-70; 4 — Агидол-15; 5 — Агидол 3; 6 — Агидол-2; 7 — ионол.

В дизельном топливе при действии растворенного кислорода в условиях хранения и эксплуатации накапливаются низкомолекулярные продукты окисления (гидропероксиды, альдегиды, карбоновые кислоты и т.д.), вступающие в реакции уплотнения (этерифи-кации, конденсации, полимеризации) с образованием высокомолекулярных соединений, часть которых коагулирует, образуя нерастворимую фазу. Катализаторами этих процессов являются кислотные продукты, поэтому введение в топливо веществ основного характера, например третичных аминов, нейтрализующих кислоты и способных эффективно ингибировать радикально-цепное окисление, оказывает стабилизирующий эффект 7. Анализ результатов работ 8,9 свидетельствует, что этим требованиям отвечает основание Манниха ионола (ОМИ), выпускаемое в промышленных масштабах как Агидол-3.

Продукты уплотнения и смолисто-асфаль-теновые соединения, изначально содержащиеся в ДТ, при их коагуляции образуют нерастворимую фазу. Для предотвращения этого нежелательного процесса используют диспергирующие присадки; такими свойствами обладает эффективный антиоксидант — ионол (2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол) при концентрации 0.1% мас., уменьшающий размеры частиц от 0.8 мкм до 3—15 нм 10. Введение в топливо ионола (0.2% мас.) вызывает смещение температуры начала отложений в топливной системе двигателя от 107 до 170 оС 11.

мин

б

1, мин

Рис. 2. Кинетика окисления дизельного топлива (1) и изменения оптической плотности (Г) в присутствии медного кольца и полифункциональной присадки (2, 2’), 120 оС: а — дизельное топливо очищено на силикагеле; б — неочищенное дизельное топливо.

X, нм

б

1, мин

Рис. 3. Спектры поглощения окисленного на различную глубину (1, 2, 3, 4) ДТ (а) и кинетика автоокисления топлива в присутствии металлической меди при 120 оС с одновременной регистрацией оптической плотности (б): 1, 2, 3, 4 — топливо при продолжительности окисления 17, 33, 52, 75 мин соответственно (топливо не очищено на силикагеле).

X, мин

Рис. 4. Кинетика поглощения кислорода при окислении дизельного топлива в присутствии металлической меди при 120 оС, содержание антиоксидантов: 1 — 0; 2 — композиционная присадка (0.01%); 3 — ионол (0.005%); 4 — композиционная присадка (0.02%); 5 — ионол (0.01%).

Дизельное топливо испытывает каталитическое воздействие металлической поверхности, при этом наибольшую активность проявляет металлическая медь и ее соединения. Для предотвращения окислительных процессов, приводящих к ухудшению качества топлива, в качестве деактиватора меди следует рассмат-

ривать изученный ранее ароматический амин (2-метил-2-этилиндолин), являющийся синергическим агентом, усиливающим действие антиоксидантов 5.

Для предотвращения окислительных процессов, вызывающих смолообразование и приводящих к ухудшению качества ДТ, испытана

а

а

40

80

120

160 1, мин

Рис. 5. Кинетика изменения оптической плотности при окислении дизельного топлива в присутствии металлической меди и антиоксидантов при 120 оС, содержание антиоксидантов: 1 — 0; 2 — композиционная присадка (0.01%); 3 — ионол (0.005%); 4 — композиционная присадка (0.02%); 5 — ионол (0.01%); 6 — композиционная присадка (0.03%).

полифункциональная присадка, содержащая: третичный амин (Агидол-3), нейтрализующий кислотные продукты окисления; дисперсант (ионол), уменьшающий размеры частиц и препятствующий их коагуляции; и деактиватор металлической меди (2-метил-2-этилиндолин). При этом стабилизатор и дисперсант одновременно выступают в качестве эффективных антиоксидантов, а деактиватор меди является синергическим агентом, усиливающим их действие. Окисление ДТ молекулярным кислородом в присутствии медного кольца проводили на газометрической установке с одновременной регистрацией концентрации поглощенного кислорода (Д[02], моль/л) и оптической плотности топлива (А), характеризующей смолообразование в системе.

Окисление образца товарного дизельного топлива ДЛ-0.2 показало, что имеет место согласованное изменение показателей процесса во времени, и эти зависимости носят предельный характер; через 6 ч их значения достигают максимальных величин: Д[02] = 0.22 моль/л и А = 1.6. Применение полифункциональной присадки (0.04% мас.) для стабилизации ДЛ-0.2 практически не изменяет характера зависимости, но процесс заканчивается на ранней стадии: Д[02] = 0.02 моль/л и А = 0.4 (рис. 2).

При снижении содержания серы от 0.2 до 0.02 % мас. нарушается термоокислительная стабильность топлива, что существенным образом отражается на ее смолообразующей способности (рис. 3). Предельные значения оптической плотности топлива (А = 1.3) достигаются через 1.3 ч.

Введение в топливо с пониженным содержанием серы полифункциональной присадки (0.01—0.02 % мас.) изменяет характер кинетики поглощения кислорода и изменения оптической плотности (рис. 4, 5). В этих условиях происходит прекращение поглощения кисло-

рода и рост оптической плотности топлива, по завершении индукционного периода окисление происходит с постоянной скоростью, характерной для нестабилизированного образца.

Таким образом, введение в малосернистое ДТ композиционной присадки (ионол : Аги-дол-3 : 2-метил-2-этилиндолин = 1 : 1 : 1) в концентрации 0.01—0.03 % мас. вызывает длительные индукционные периоды окисления. Следовательно, данная композиция может рассматриваться как перспективная стабилизирующая присадка, подавляющая окисление и смолообразование в дизельных топливах с низким содержанием серы.

Литература

1. Курамшин Э. М., Имашев У. Б. //Баш. хим. ж.-2011.- Т.18, №2.- С.15.

2. Курамшин Э. М., Имашев У. Б. // Баш. хим. ж.-2011.- Т.18, №4.- С.253.

3. Денисов Е. Т., Ковалев Г. И. Окисление и стабилизация реактивных топлив.- М.: Химия, 1983.- 272 с.

4. Гуреев А. А., Серегин Е. П., Азеев В. С. Квалификационные методы испытаний нефтяных топлив.- М.: Химия, 1984.- 117с.

5. Зворыгина О. Б., Курамшин Э. М., Имашев У. Б., Халимов Р. Ф. // Изв. вузов. Сер. хим. и хим. технол.- 1992.- №9.- С.75.

6. Курамшин Э. М., Сайфуллин Н. Р., Имашев У. Б. Термоокислительная стабильность дизельных топлив.- М.: Химия, 2001.- 231 с.

7. Данилов А. М. Присадки к топливам. Анализ публикаций за 1986-1990 гг. // ХТТМ.- 1992. — №5.- С.34.

8. Попова Т. В., Вишнякова Т. П., Юрченко В. В., Фролова В. И. // ХТТМ.- 1995.- №3.- С.18.

9. Кошелев В. Н., Голубева И. А., Клинаева Е. В., Келарев В. Н. // ХТТМ.- 1996.- №4.- С.29.

10. Данилов А. М. , Талисман Е. А., Горенков А. Ф. // Нефтехимия и нефтепереработка.- 1985.-Т.25, №4.- С. 826.

11. Серегин Е. П., Лихтерова Н. М., Горенков А. Ф. // ХТТМ.- 1990. №11.- С.20.

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.