Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2022. № 2 (64). С. 69-76.
Actual problems of high musical education. 2022. No 2 (64). P. 69-76.
Научная статья УДК 78.082.4
DOI: 10.26086/NK.2022.64.2.010
Композитор До Зунг и его концерт для фортепиано с оркестром «Круговорот жизни и смерти»
Чан Вионг Тхань
Военный университет культуры и искусств, Ханой, Вьетнам, [email protected]
Аннотация. В центре внимания автора статьи — фортепианный концерт «Круговорот жизни и смерти» вьетнамского композитора До Зунга. До Зунг — важная фигура во вьетнамской музыкальной культуре. Он известен как автор симфоний «Вьетнам» и «Дядя Хо ночью в Париже», оперы «Человек в красном халате», балета «Фа Лао». Его Концерт для фортепиано с оркестром «Круговорот жизни и смерти» представляет большой интерес с точки зрения содержания и стиля. Он связан с европейским искусством и культурой, но в то же время имеет уникальную концепцию, основанную на идеях буддизма, и самобытный музыкальный язык. Автор статьи на примере произведения До Зунга проясняет процесс постепенного впитывания и развития европейских музыкальных форм в контексте вьетнамского фортепианного искусства — трехчастной формы концерта, в отдельных частях произведения — формы рондо, вариаций, двухчастной формы, на микроуровне — квадратности построений предложений, вопросо-ответной структуры. Влияние западных традиций также проявляется в стилевых особенностях (тональное мышление, классическая гармония — преимущественно плагальные обороты, гомофонная фактура, регулярно-акцентная ритмика). В то же время локально сохраняются национальные интонации, опора на пентатонику. Нетипичен для классической европейской музыки интервальный состав аккордов, который часто включает секундовые соотношения. Это создает особую акустическую насыщенность звучания, яркие колористические эффекты.
Ключевые слова: До Зунг, фортепианный концерт, буддизм, вьетнамская академическая музыка, вьетнамская народная музыка, европейские традиции
Для цитирования: Чан Вионг Тхань. Композитор До Зунг и концерт для фортепиано с оркестром «Круговорот жизни и смерти» // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2022. № 2 (64). С. 69-76. http:// doi.org/10.26086/NK.2022.64.2.010.
Original article
Composer Do Dung and Piano Concerto "The circle of life and death" Tran Vuong Thanh
Military University of Culture and Arts, Hanoi, Vietnam, [email protected]
Abstract. The focus of this article is the piano concerto The Circle of Life and Death by the Vietnamese composer Do Dung. Do Dung is an important figure in Vietnamese music culture. He is known as the author of the symphonies Vietnam and Uncle Ho at Night in Paris, the opera The Man in the Red Coat and the ballet Fa Lao. His Concerto for Piano and Orchestra, The Circle of Life and Death, is of great interest in terms of content and style. It has links to European art and culture but, at the same time, has a unique concept based on Buddhist ideas and an original musical language. Using Do Dung's work as an example, the author shows how European musical forms gradually assimilated and developed in the Vietnamese piano art context: the three-part concerto form, rondo forms, variations, two-part form in some parts of the work and, at a micro level, the square sentence structures and the question-and-answer structure. The influence of western traditions can also be seen in the stylistic peculiarities (tonal thinking, classical harmony — with predominantly plagal turns, homophonic texture and regular accentual rhythm). At the same time he preserved his national intonations and his reliance on pentatonic. Atypical for classical European music is interval chords, which often include secundum correlations. This creates a special acoustic richness of sound and bright colouristic effects.
Keywords: Do Dung, piano concerto, Buddhism, Vietnamese academic music, Vietnamese folk music, European traditions
For citation: Tran Viong Thanh. Composer Do Dung and Piano Concerto "The circle of life and death". Aktualnye problemy vysshego muzykalnogo obrazovaniya = Actual problems of high musical education. 2022;2(64); 69-76 (In Russ.). http://doi.org/10.26086/NK.2022.64.2.010.
© Чан Вионг Тхань, 2022
В настоящее время, музыкальная культура во Вьетнаме находится в процессе интенсивного развития. Для того, чтобы это стало возможным, в 1960-е годы была принята стратегия развития профессиональной музыки. Это позволило организовать деятельность музыкальных коллективов, таких как национальный симфонический оркестр с более чем сотней «штатных» музыкантов. Активно начали исполяться произведения мировой классики, такие как опера «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, 6-я симфония Л. ван Бетховена. Но не только европейская музыка получила импульс к развитию, но и национальная. Постепенно распространялись вьетнамские песни, а затем симфонические, камерно-инструментальные и музыкально-театральные произведения. Среди них — симфония «Родина» (в 4-х частях) композитора Хоанг Вьета, оперы «Ко Сао» и «Скульптор» композитора До Нхуана, «На берегах Крон-гпы» композитора Ньят Лай, Симфоническая поэма Донгхой Нгуена Ван Тхуонга... Большую роль в становлении собственной композиторской школы Вьетнама сыграли музыканты, получившие образование за границей и достигшие творческой зрелости после 1954 года, такие как Дам Линь, Хоанг Дам, Нгуен Ван Нам, Зоан Ньо.
Особого внимания в этой связи заслуживает композитор До Зунг. Он внес значительный вклад в формирование симфонической, камерно-инструментальной и хоровой музыки во Вьетнаме. До Зунг является автором симфоний, таких как «Вьетнам», «Дядя Хо ночью в Париже», «Ка Лой», концерта для фортепиано с оркестром «Бат Хуат», оперы «Человек в красном халате», балета «Фа Лао». Творчество До Зунга стало значительной вехой на пути формирования вьетнамской композиторской школы, интегрированной в мировую музыкульную культуру. Композитор с интересом обращался к новым техникам и стилям, что позволило ему соединить вьетнамские музыкальные традиции с европейскими достижениями. Этот органичный синтез особенно ярко проявился в его фортепианном концерте «Круговорот жизни и смерти».
С «круговоротом рождения и смерти» («сан-сарой») в восточной культуре связано перевоплощение души или реинкарнация. Реинкарнация понимается как переселение души после гибели тела в новую материальную оболочку. После перерождения большинство живых существ (все, у кого есть жизнь согласно учению буддизма) не помнят о своих прошлых жизнях. В каком теле душа переродится после смерти, можно пред-
сказать, если наблюдать за ее действиями перед смертью. Согласно книге «Лексикон учений восточной мудрости: буддизм, индуизм, даосизм и дзен» (автор Ингрид Фишер-Шрайбер), опубликованной в 1986 году, концепция реинкарнации такова: «Жизнь и смерть являются продолжением друг друга у каждого человека. Этот поток движения продолжается непрерывно. А после смерти, в зависимости от предыдущих хороших или плохих поступков, разумные существа перевоплотятся в другой форме, возможно, более высокой, чем люди, или наоборот» [1, с. 57].
Кроме того, Ингрид Фишер-Шрайбер указывает, что о цикле рождения и смерти упоминается не только в буддизме, но и во многих других учениях древних мудрецов. Так, Пифагору, древнегреческому философу, жившему между 580 и 572 годами до н. э. принадлежит учение о метемпсихозе. Согласно учению Пифагора, у всех людей есть души, после смерти они пребывают царстве Аида (царстве мертвых) и лишь затем, спустя время им дается новое тело. При этом, душа, бывшая ранее в теле человека, может приобрести оболочку животного или растения [2].
Оригинальна и позиция Платона (древнегреческого философа, жившего с 427 по 347 год до нашей эры), которую он выразил в диалогах «Ти-мей» и «Федр». По мнению Платона, души людей вечны. После смерти душа, покидает тело и отправляется на суд, добродетельные души отправляются на небо, неправедные — под землю. Но спустя тысячелетия их призывают вновь избрать себе новую жизнь на земле (им дана свобода выбора, чего нет в восточных учениях) [3].
Схожую мысль выражает Овидий (древнеримский поэт, живший с 43 по 17 г.) в «Метаморфозах»:
Ваши тела — их сожжет ли костер или время гниеньем Их уничтожит — уже не узнают страданий, поверьте! Души одни не умрут; но вечно, оставив обитель Прежнюю, в новых домах жить будут, приняты снова
[4, с. 367].
Таким образом, круговорот рождения и смерти — это непрерывное становление и перевоплощение новой формы, отличной от прежней. Но и эти новые формы тоже изменятся, и ничто не остается прежним.
До Зунг имеет свое оригинальное понимание реинкарнации и сансары. Он считает музыку искусством выражения, несущим сострадание
и освобождение, воспитывающим добродетель. Своими особенностями концерт для фортепиано с оркестром «Круговорот жизни и смерти» До Зунга раскрывает некоторые черты буддистской философии.
Предлагаемый анализ произведения разделен на две составляющие. Первая — форма произведения, а вторая — музыкально-выразительные средства.
I. Форма произведения
Концерт «Круговорот жизни и смерти» состоит из трех частей.
Часть 1 написана в форме рондо с чертами вариационности, которую можно представить в виде следующей схемы:
Вступление - A - B - A1 - C - A2 - Кода.
Вступление, исполняемое фортепиано, составляет 8 тактов. Мелодия эмоциональна, темп быстрый, характер устремленный.
Первое проведение рефрена наиболее развернутое и состоит из четырех периодов: a-a—b-a2. Первый период рефрена написан в тональности a-moll (12 тактов), состоит из трех предложений (по 4 такта в каждом). Здесь у оркестра звучит лирическая, нежная тема piano. Начальные интонации струнных пронизывают все три части произведения, скрепляя цикл в единое целое. Материал первого предложения повторяется еще дважды, но на разной высоте (см. Пример 1).
Пример 1. Концерт «Круговорот жизни и смерти» 1 часть, рефрен, первый период (а)
Инструментальный состав в рефрене разный. Если первое предложение исполняется только струнной группой, то во втором предложении к ней добавляются гобой и кларнет. В третьем предложении звучит оркестровое tutti. Прием постепенного увеличения оркестровой плотности, наряду с тембровым смешением, делают звучание темы более богатым и насыщенным.
Второй период рефрена (от такта 23 до 34) также состоит из 3 предложений (4+4+4), повто-
ряя первый. Первые два предложения исполняются фортепиано и струнной группой. В третьем предложении вступает фортепано соло, основная мелодия возвращается к струнным и деревянным духовым инструментам, а в партии медных духовых выдержаны аккорды. В фортепианной партии также представлены полные, мощные аккорды, верхние звуки которых дублируют мелодическую тему (Пример 2).
Пример 2. Концерт «Круговорот жизни и смерти». 1 часть, рефрен, второй период (а1)
Период b (тт. 35-44) написан в тональности a-moll и состоит из двух предложений. В первом предложении (4 такта) преобладают нисходящие движения мелодии в фортепианной партии, в то время как низкие струнные инструменты создают с помощью pizzicato гармоническое сопровождение. Во втором предложении (6 тактов) продолжает звучать мелодия первого предложения, но в партии оркестра (флейта, первые скрипки, виолончель), и она развивается более широко.
Период а2 (тт. 45-60) состоит из двух предложений (8+8). Тема исполняется в партиях флейты
и кларнета в е-то11 в быстром темпе. Тема звучит и в партии фортепиано, но скрыто (Пример 3).
Эпизод B, охватывающий 43 такта (тт. 73-116), не имеет четкой структуры. Метр переменный, нестабильный. Тем не менее весь эпизод можно разделить на два раздела:
Первый раздел (тт. 73-99) начинается с мелодии основной темы (А), но затем активно развивается. Его главным образом характеризуют быстрый темп, сложные перекрещивающиеся голоса в двух руках в партии фортепиано. Музыка здесь напряженная, сильная и неустойчивая.
Второй раздел (тт. 100-116) также основан на главной теме, которая начинает развиваться в партии фортепиано. Однако здесь уже нет сильного, напряженного звучания, а музыка становится мягче из-за более сглаженного ритма, штриха legato, средней динамики (mf).
Второе проведение рефрена (А1), содержащее 63 такта (тт. 117-179), после интенсивного процесса развития привносит равновесие и стабильность. Однако тема проводится только в оркестре, в то время как партия фортепиано носит стремительный, активный характер, свойствен-
ный предшествующему развивающему разделу. Партии солиста и оркестра переплетаются, создавая контрапункт (Пример 4).
Если первое проведение рефрена имеет структуру а-а—Ь-а2, то во втором проведении происходит изменение их последовательности а-Ь-а2-ар из-за чего форма становится более замкнутой (а; более близок инварианту а).
Эпизод С охватывает 16 тактов (тт. 180-195), тема исполняется в основном фортепиано, а оркестр берет на себя только роль гармонического сопровождения (Пример 5).
Пример 3. Концерт «Круговорот жизни и смерти». 1 часть, рефрен, четвертый период (а), тема в скрытом голосе в партии фортепиано
Accelerando
Пример 4. Концерт «Круговорот жизни и смерти». 1 часть, рефрен (Л1)
Пример 5. Концерт «Круговорот жизни и смерти». 1 часть, эпизод С
В третий раз рефрен (A2) проводится в партии фортепиано в сокращении и с мелодическими изменениями (сохраняется только начало мелодии). Техническая сложность фортепианной партии здесь значительно усилена, в ней используется множество трудных исполнительских приемов, таких как быстрое staccato, glissando. «Мерцания» одноименного мажора и минора
(А^иг/а-то11) создают яркие контрасты, которых не было в предыдущих проведениях рефрена.
Восьмитактовая кода (с такта 221) величественным характером близка третьему проведению рефрена (А2). Первые 4 такта развивают основную тему в партиях деревянных, медных духовых и струнных инструментов. Остальные 4 такта — это выражение радостных и жизне-
утверждающих эмоции с помощью повторения тонических аккордов A-dur.
В целом форму первой части мы можем представить в виде следующей схемы:
Часть В с т У п л А В Ai С A: Кода
Раздел а ai Ь 02 связка тиз од а Ь ai ai связка эпизод a
тональ ность а m о и a-molí а- moll а- moll е-moll - - а- moll A-dur a-moll e-moll amoll - g-rnoll A- dur - amoll A-dur
Такты 1 8 9-20 2334 3544 4560 61-72 73116 117125 126134 135146 147159 160179 180195 196220 221228
Часть 2 отличается выразительной мелодией и содержит в себе образы созерцательной лирики. Она написана в двухчастной форме, первый раздел — в C-dur, второй раздел — в A-dur Но несмотря на тональные изменения, в ней сохраняется единый тематизм: вторая часть не отличается по материалу, тема проводится в измененном и сокращенном виде. В концерте До Зунга сохраняется традиционный тип лирической размеренной второй части. Первый раздел начинается в тональности C-dur (тт. 1-40). Открывается музыка вступлением в умеренном темпе, с плав-
ными интонациями в сопровождении волнообразных движений у струнных и деревянных духовых инструментов. Это напоминает голос монаха во время буддийского пения. Связь с пением во многом предопределила необычную форму произведения, в которой сохраняется единый тематизм, но представлен принцип варьирования.
С 10 такта на фортепиано начинает исполняться основная мелодическая тема, которая многократно повторяется. Эта тема названа автором: «Жизнь в любви семьи и общества».
Пример 6. Концерт «Круговорот жизни и смерти». 2 часть, основная тема
Во втором разделе очертания темы сохраняются, но меняется характер. В дополнение к волнообразным движениям в оркестре, добавляются плотные аккорды, создавая громкое и сильное
звучание, подобное буддийскому хоровому пению.
Схема второй части выглядит следующим образом:
Часть Часть I Часть II
Раздел Вступление а ai Ü2 Вступление аз
Тональность C-dur a-moll a-moll a-moll/ C-dur A-dur h-moW A-dur
Такты 1-9 10-21 22-33 34-40 41-53 54-61
Часть 3 написана в быстром темпе (Allegro). В самом начале композитор использует тембр ударных инструментов, чтобы вызвать ассоциации с храмами и пагодами на Тибете. Мелодия стремительно развивается в партии фортепиано, выражая образ страдания, лишь иногда ненадолго
успокаиваясь. Эти возникающие, поднимающиеся и опускающиеся мелодические волны, по-видимому, являются символическим отражением человеческой жизни: человек в мире пребывает в движении — страдает, действует, борется, но умирает в покое.
Третья часть имеет форму рондо, она написана в тональности Des-dur.
Вступление Л B Л1 C Л2 D Кода
Здесь До Зунг использует ряд вьетнамских народных инструментов (тарелки, мюкон, гонг) в соединении со звучанием симфонического оркестра, создавая новые оригинальные тембровые эффекты.
Третья часть начинается с небольшого вступления (5 тактов). В оркестре исполняются ритмические фигуры, придающие музыке напряженное и драматичное звучание, как бы готовящие слушателей к появлению главной темы. Эти ритмические фигуры композитор, вероятно услышал в Тибете.
Пример 7. Концерт «Круговорот жизни и смерти». 3 часть, вступление
Allegro
Рефрен (A) состоит из 41 такта (тт. 1-41, тональность Des-dur). Он делится на 2 раздела (а — тт. 6-20, b — тт. 21-41). Здесь необычен ритм, сложные ритмические акценты создают напряженность.
Период а (тт. 6-20) состоит из двух предложений (первое — тт. 6-12; второе — тт. 12-20). Первое предложение состоит из октав в быстром темпе в партии фортепиано. Второе преложение основано на том же тематическом материале, но это уже не полноценные линии, которые идут непрерывно. Ближе к концу предложения тема снова воспроизводится, а затем останавливается на доминанте к As-dur.
Период b также разделен на 2 предложения. Первое (тт. 20-29) резко отличается от предыдущего материала: это размеренная медленная мелодия в спокойном ритме. Второе предложение (тт. 30-37) основано на плавной вдохновенной мелодии струнных.
Раздел заканчивается завершающим построением (тт. 37-41) в партии фортепиано в сочетании с громогласным (fff) тембром медным духовых инструментов. Плавное воспроизведение мелодического восходящего движения напоминает голоса монахов, заканчивающих молитву в унисон.
Первый эпизод B (тт. 42-73) написан в умеренном темпе. Основной материал находится в партии фортепиано. Он состоит из трех разделов: первый — тт. 42-51, второй — тт. 52-62, третий — тт. 63-73.
Повторное проведение рефрена Лх (тт. 74-90) в основном не отличается от первого, но сокращается до одного периода из двух предложений (первое — тт. 77-82; второе — тт. 83-90).
Второй эпизод C (тт. 91-123) также состоит из 3 разделов: первый в gis-moll в размере 6/4, тт. 91-98; второй (allegro) — в тональности A-dur, в размере 4/4, тт. 99-103; третий (allegretto) — в тональности d-moll, размере 3/4, тт. 104-123.
Третье проведение рефрена Л2 (тт. 124-137) в конце доходит до яркой кульминации. Весь оркестр играет с большой интенсивностью (fff) и заканчивается в тональности B-dur.
Третий эпизод D (тт. 138-167) состоит из двух разделов. В первом разделе (а — 12 тт.) тембр фортепиано соединяется с гонгами и там-та-мом в окончаниях. Этот раздел можно рассматривать как часть каденции классического концерта. Во втором разделе (b, тт. 150-167) звучит оркестровое tutti вместе с фортепиано, что создает мощный эффект акустической плотности. Эпизод D оканчивается в тональности Des-dur.
Кода (с такта 168) обобщает материал всей части. Например, с такта 176 по 179, на фортепиано исполняется волнообразная мелодия рефрена в сопровождении гонга и там-тама. Тем самым создается торжественное и звучание. А чтобы завершить финальную часть композитор использует нонаккорд Des-dur (desfas c es).
Форма финала выглядит следующим образом:
Часть Начало А В Ai С Аг D Кода
Абзац я b заверша ющ. постр. Эпизод а Эпизод а ab
Тональ ность Des-dur Des-dur Des-dur A-dur a-molí Des-dur gis-moll Des-dur - Des-dur
Итог тактов 1-5 6-20 2036 37-41 42-72 73-90 91-123 124137 138-167 168189
II. Особенности музыкального языка
Перейдем к изучению отдельных особенностей музыкального языка, и прежде всего рассмотрим, как До Зунг работает с темой. Тематическим источником для композитора является народная музыка с ее типичными мелодическими движениями, ритмическими фигурами, ладовыми особенностями, напоминающими пение монахов в храмах, пагодах.
Тема первой части представлена у первых и вторых скрипок в тт. 9-12 в миноре piano, создавая нежное, изящное звучание. В 23-24 такте она переходит в партию фортепиано, сохраняя тихую динамику и плавность движения. Помимо тембра инструмента, происходят тональные и темповые изменения, которые привносят в развитие лирической темы подвижность и динамичность.
Пример 8. Концерт «Круговорот жизни и смерти». 1 часть, основная тема, тт. 23-24
Тема развивается в партии фортепиано в так- провождения, которые скрывают основную тему. тах 45-48, ее мелодия расширяется, музыкальная Между тем мелодическая линия остается узнава-ткань уплотняется за счет быстрых арпеджио со- емой (Пример 9).
Пример 9. Концерт «Круговорот жизни и смерти». 1 часть, основная тема, тт 45-48
Элементы темы представлены вновь в тактах видим секвенционное развитие. Путем изменения 196-199, но здесь она подвергается мотивной раз- мелодической структуры тема каждый раз пред-работке: так, в следующем примере (Пример 10) мы стает в новом облике, тем самым обогащая образ.
Пример 10. Концерт «Круговорот жизни и смерти». 1 часть, развитие основной темы, тт 196-199
Вышепредставленные примеры свидетельствуют о том, что одним из наиболее характерных методов композиторской работы До Зунга является вариационное развитие темы. Сохраняя тональность и основные очертания мелодического рисунка, он вводит новые тоны, меняет темп или ритм.
Отметим также тенденцию к скреплению цикла в единое целое посредством реминисценций. Так в третьей части концерта «Круговорот жизни и смерти» для этой цели автор использует
тему первой части вновь, но с изменениями исполнительских штрихов и ритма.
Пример 11. Концерт «Круговорот жизни и смерти». 3 часть, т 105
Что касается взаимодействия восточных и западных традиций в музыке До Зунга, оно проявляется довольно ярко, что прослеживается уже во вступлении первой части. Арпеджио в партии фортепиано обыгрывают звуки пентатоники, между тем в гармонии преобладают плагальные обороты (хотя для западноевропейской музыки более характерны автентические обороты). Плагальность вообще свойственна гармонии До Зунга. Подобное функциональное мышление композитора демонстрирует уход от вьетнамской традиции. Отмечается постоянное, даже несколько чрезмерное подчеркивание основной тональности, ясный тональный план, гомофонная фактура. Еще один элемент западной музыки — вопросо-ответная структура, как например в мелодии основной темы первой части. Обращает на себя внимание еще одна важная деталь — регулярно-акцентная ритмика. Все темы основаны на определенных повторяемых ритмических фигурах. Это придает некоторую однообразность, которая разбавляется посредством вариационного развития. Только локально сохраняются национальные интонации, опора на пентатонику. Но музыка До Зунга все же не теряется в чужой культурной традиции. Например, нетипичен для классической европейской музыки интервальный состав аккордов, который часто включает секундо-вые соотношения. Это создает особую акустическую насыщенность звучания, яркие колористические эффекты.
Проанализировав структуру и особенности музыки Концерта «Круговорот жизни и смерти» До Зунга, мы приходим к следующим выводам. В концерте отражается идея перевоплощения души, связанная с буддизмом. Особенности формообразования концерта — принципы рондальности и вариационного развития — подчеркивают мысль о постоянном возвращении и обновлении. Это проявляется и на малом уровне — в развитии темы. Опора на фольклорные интонации, мелодии буддийского пения в храме, использование пентатоники придают музыке самобытное звучание, несмотря на активное внедрение европейских элементов.
Таким образом, Концерт для фортепиано с оркестром «Круговорот жизни и смерти» композитора До Зунга можно считать удачной его работой,
в которой принципы европейской композиторской школы соединяются с собственными оригинальными находками. Он занимает важное место в сокровищнице вьетнамской академической музыки.
Список источников
1. Fischer-Schreiber I. Lexikon orientalischer Weisheitslehren: Buddhismus, Hinduismus, Taoismus. Paris: Robert Laffont, 1986. 488 p.
2. Суриков И.Е. Пифагор. М.: Молодая гвардия, 2013. 269 с. URL: https://biography.wikireading. ru/159020 (дата обращения: 15.05.2022).
3. Платон. Федр // Диалоги. URL: https://psylib. org.ua/books/plato01/21fedr.htm (дата обращения: 15.05.2022).
4. Овидий. Метаморфозы. М.: Художественная литература, 1977. 412 с.
References
1. Fischer-Schreiber, I. (1986), Lexikon orientalischer Weisheitslehren: Buddhismus, Hinduismus, Taoismus, Robert Laffont, Paris, France.
2. Surikov, I. E. (2013), Pythagoras, Molodaya gvardiya, Moscow, Russia, available at: https:// biography.wikireading.ru/159020 (Accessed: 15.05.2022).
3. Plato (2020), "Phaedrus", Dialogi [Dialogues], available at: https://psylib.org.ua/books/ plato01/21fedr.htm (Accessed: 15.05.2022).
4. Ovid (1977), Metamorfozy [Metamorphoses], Fiction, Moscow, Russia.
Информация об авторе Чан Вионг Тхань — кандидат искусствоведения, преподаватель факультета основ теории искусства, редактор журнала «Военное искусство и культура»
Information about the author Tran Vuong Thanh — Candidate of Art History, Lecturer of the Faculty of Basic Art Knowledge, Editor at Military Art and Culture Journal
Статья поступила в редакцию 14.05.2022; одобрена после рецензирования 24.05.2022; принята к публикации 24.05.2022. The article was submitted 14.05.2022; approved after reviewing 24.05.2022; accepted for publication 24.05.2022.