7. Шикина А. Н. Культурфилософия романтизма // Вестник Костромского государственного университета. -2014. - № 1. - С. 218-221.
8. Meredith V. The Pivotal Role of Brahms and Schubert in the Development of the Women's Choir // Choral Journal. -1997. - Vol. 37, iss. 7. - P. 7-12.
References
1. Arkan Yu.L., Naumova E.I. Romantizm vs. Prosveshchenie? [Romanticism vs. Enlightenment?]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Filosofiya i konfliktologiya [Bulletin of the Saint Petersburg University. Philosophy and Conflictology], 2013, no. 2, pp. 70-74. (In Russ.).
2. Brion M. Povsednevnaya zhizn' Veny vo vremena Motsarta i Shuberta [Daily life of Vienna in the times of Mozart and Schubert]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 2009. (In Russ.).
3. Brokhin P.Yu. Zabytoe nasledie nemetskogo khorovogo romantizma [Forgotten heritage of German choral Romanticism]. Vestnik AKhl[Bulletin of the AHI], 2016, no. 6, pp. 225-247. (In Russ.).
4. Muzyka Avstrii i Germanii XIX veka. Kniga pervaya [Music of Austria and Germany of the XIX century]. Ed. T.E. Tsytovich. Moscow, Muzyka Publ., 1975. 512 p. (In Russ.).
5. Pankratova O.V. O nekotorykh aspektakh kantatno-oratorial'nogo tvorchestva nemetskikh kompozitorov-romantikov [On some aspects of cantata and oratorical creativity of German romantic composers]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual problems of the humanities and natural sciences], 2010, no. 10, pp. 1-6. (In Russ.).
6. Pilipenko N.V. Slovo i muzyka vpesnyakh Frantsa Shuberta: opyt obrazno-smyslovoy interpretatsii: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Word and music in the songs of Franz Schubert: the experience offigurative and semantic interpretation. Author's abstract of Diss. PhD in Art History]. Moscow, 2002. (In Russ.).
7. Shikina A.N. Kul'turfilosofiya romantizma [Kulturfilosofiya romanticism]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Kostroma State University], 2014, no. 1, pp. 218-221. (In Russ.).
8. Meredith V. The Pivotal Role of Brahms and Schubert in the Development of the Women's Choir. Choral Journal, 1997, vol. 37, iss. 7, pp. 7-12. (In Engl.).
УДК 78.03/.09
Doi: 10.31773/2078-1768-2021-56-190-196
ТРАКТОВКА ЖАНРА ФОРТЕПИАННОЙ МИНИАТЮРЫ В ЛИРИЧЕСКИХ ТЕТРАДЯХ ЭДВАРДА ГРИГА
Ян Суншо, магистрант, ассистент Института искусств, Университет Янцзы (г. Цзиньчжоу, КНР). E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены ключевые особенности жанра фортепианной миниатюры в творчестве Эдварда Грига на примере лирических тетрадей. Григ является национальным норвежским композитором, в своем творчестве он опирался на народную музыку и эстетику романтизма. В настоящее время возрождается интерес к фортепианной музыке эпохи романтизма. Между тем творчество Грига, за исключением музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт» и концерта для фортепиано с оркестром a-moll, мало знакомо исполнителям. Наиболее полно творчество Грига признано только на его родине в Норвегии. В связи с этим сформулирована цель исследования - определение основных особенностей жанра фортепианной миниатюры в творчестве Грига.
Фортепианная миниатюра - один из наиболее характерных жанров композиторов-романтиков. Миниатюры Грига отличаются программностью и опорой на норвежскую народную музыку. Для Грига характерно обращение к норвежским музыкальным танцам. Музыкальный язык Грига включает в себя большое число особенностей норвежской музыки - использование диатонических ладов, опора
на квинту лада, ходы с септимы на квинту, опевание терций секундами и многие другие характерные черты. Григ, как и многие другие романтики, стремился к вокализации - мелодия в его произведениях имеет вокальную, речевую основу.
Фортепианные миниатюры Грига изложены в лирических тетрадях. Несмотря на романтическую эстетику, тетради не являются малым циклом. Однако тетради полностью вобрали в себя дух эпохи.
Ключевые слова: Григ, норвежская народная музыка, норвежская школа, романтизм, фортепианная миниатюра.
INTERPRETATION OF THE GENRE OF PIANO MINIATURE IN THE LYRIC NOTEBOOKS BY EDWARD GRIEG
Yang Songshuo, Master, Assistant at Institute of Arts, Yangtze University (Jingzhou, PRC). E-mail: [email protected]
The article examines the key features of the genre of piano miniatures in the works of Edward Grieg on the example of lyrical notebooks. Grieg is a national Norwegian composer, whose work drew on folk music and the aesthetics of romanticism. Currently, there is a renewed interest in the piano music of the Romantic era. Meanwhile, Grieg's work, with the exception of the music for the play "Peer Gynt" by G. Ibsen and the piano concerto A-moll, is little known to performers. Grieg's work is most fully recognized only in his native Norway. In this regard, the aim of the study is to determine the main features of the genre of piano miniatures in Grieg's work.
Piano miniatures are one of the most characteristic genres of romantic composers. Grieg's miniatures are programmatic and draw on Norwegian folk music. Grieg is characterized by an appeal to Norwegian musical dances. Grieg's musical language includes a large number of features of Norwegian music - the use of diatonic frets, reliance on the fifth fret, moves from septima to fifth, singing of thirds in seconds, and many other characteristic features. Grieg, like many other romantics, aspired to vocalization - the melody in his works has a vocal, speech basis.
Grieg's piano miniatures are set out in lyrical notebooks. Despite the romantic aesthetic, notebooks are not a small cycle. However, the notebooks fully absorbed the spirit of the era.
Keywords: Grieg, Norwegian folk music, Norwegian school, romanticism, piano miniature.
В историю музыки Эдвард Григ (1843-1907) вошел в качестве основоположника национальной композиторской школы. Для норвежской элитарной музыки Григ имеет такое же значение, как и Михаил Глинка для российской музыки. Григ обобщил тенденции романтизма и норвежской народной музыки, став тем самым одним из крупнейших деятелей своей эпохи. Вторая половина XIX века породила в Норвегии широкий круг художников, драматургов, писателей, музыкантов. Так, видными представителями национального искусства в живописи были Кристиан Крог, Эрик Вереншёлль (портретисты), Ханс Даль, Ханс Гуде (пейзажисты); в литературе - великий драматург Генрик Ибсен, мастер исторических драм Бьёрнстьерне Бьёрнсон и многие другие деятели культуры. Непосредственная предпосылка для
культурного подъема - формирование в Норвегии национально-освободительной идеологии. В 1814 году Норвегия попала под прямую зависимость Швеции, что произошло в результате проигрыша в шведско-норвежской войне 1814 года. По итогам войны была заключена шведско-норвежская уния. Во второй половине XIX века уния стала устаревшим политико-социальным конструктом, который разрушался путем стремления норвежцев к независимости, что в итоге и произошло в 1905 году, когда Норвегия получила независимость. Освободительный процесс апеллировал к национальным устоям и народному характеру, что оказало решающее влияние на формирование Грига как композитора.
Предшественником Грига в профессиональной норвежской музыке был композитор Хальф-
дан Хьерульф (1815-1868). А. А. Предоляк, К. В. Назаренко указывают, что «в своем творчестве Х. Хьерульф синтезировал две главные составляющие для норвежской музыкальной культуры. Первая - традиционная норвежская музыка и вторая - традиции музыкального европейского романтизма, его законы и эстетика» [7, с. 50]. Творческое наследие Хьерульфа включает в себя большое число фортепианных произведений и обработок народных песен для фортепиано. Григ испытал на себе в первую очередь влияние Хье-рульфа и немецких композиторов-романтиков. Несмотря на влияние более ранних европейских романтиков, Григ, как отмечает Н. В. Деменко, имеет яркую индивидуальность, которая прослеживается в первую очередь в построенном на норвежском колорите музыкальном языке -это норвежские интонации, тональные соотношения, ритм и свежесть гармонии, а также многие другие средства, подчеркивающие норвежскую музыкальную основу [4, с. 202]. Наибольшее число произведений Григ написал в жанре фортепианной миниатюры. «В жанре миниатюры, -пишет Е. А. Мелешкина, - фортепианная музыка XIX века достигает своих вершин, открывая глубины, до сих пор неизведанные. Этот фортепианный мир и сегодня поражает своей свежестью, оригинальностью, бесконечностью заложенных в нем интерпретационных возможностей» [5, с. 33].
В своем творчестве Григ активно использовал возможности народной музыки. К. В. Назаренко отмечает, что для музыки Грига характерны следующие особенности:
- обращение к норвежским образам и норвежской природе;
- обращение к национальным поэтам (Г. Х. Андерсен, Б. Бьернсон, Г. Ибсен) и национальной фантастике (к примеру, «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»);
- опора на квинту лада, народный ход вводного тона к V ступени лада (начало «Песни Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт», романс «Избушка», романс «Сон»);
- в мелодике связь с народным творчеством сказалась в частых мелодических волнах в диапазоне ноны, октавы, децимы (вступление и заключительная партия в концерте для фортепиано с оркестром а-то11);
- использование старинных диатонических ладов, сопоставление натурального и мелодического минора в одном проведении [6, с. 3].
Ключевая черта «народности» Грига - обращение к народным ладам. В основном это лидийский мажор и хроматизированный минорный лад с двумя увеличенными секундами. Музыка Грига имеет преимущественно гомофонный склад, в ней разделяется мелодия и аккомпанемент. Григ не был мастером полифонического письма и использовал средства полифонии весьма ограниченно - путем добавления простых имитационных вкраплений. Мелодика Грига типично романтическая с выраженной тенденцией к вокализации. Как пишет В. С. Дайч, «одной из характернейших черт музыкального романтизма было стремление наполнить звучание инструментов эмоциональным теплом и экспрессией, свойственными человеческому голосу. Вокализация инструментального (в том числе фортепианного) исполнительства в значительной мере достигается через интонационную выразительность, близкую пению» [3, с. 58]. Мелодии произведений Грига основаны на специфике народных норвежских песен, которые в большинстве случаев исполнялись одноголосно. Норвежские песни обладают выраженным ладофункциональным мышлением, их характерным признаком является аккордовая терцовость структуры. Наиболее типичный для норвежских песен элемент - интонация нисходящего терцового хода от VII к V ступени лада. Еще один ключевой элемент - жесткая «лидийская» кварта (повышенная IV ступень лада). Лидийская кварта придает мелодике суровый и терпкий характер - «привкус морской соли», как образно сказал об этом сам Григ) [1]. Как отмечает И. В. Бошук, Григ часто прибегал к использованию таких особенностей норвежской народной музыки, как подчеркнутый ритмом ход с септимы на квинту, опевание терций близлежащими секундами, разложенные септаккорды и нонаккорды, их сопоставление в терцовом соотношении, три-тоновые ходы [2].
Григ прибегал не только к вокальной, но также и к инструментальной музыке. Основной жанр народной музыки, который воспроизводился Григом, - норвежский народный танец в таких формах, как халлинг, спрингданс, вальс. В фортепианных пьесах Грига много трелей, форшлагов,
мордентов, задержаний, подчеркивающих народных характер музыкальной основы [2, с. 3]. Соотношение между танцем и песнью в музыке Грига индивидуально и зависит от замысла конкретного произведения.
Григ много внимания уделял фортепианной миниатюре, им было написано большое число лирических пьес, которые объединены в 10 тетрадей. Все пьесы можно условно разделить на две группы:
- Субъективные лирические пьесы (к примеру, «Листок из альбома» из тетради 1, «Меланхолия» из тетради 8).
- Народно-бытовые и сказочные пьесы (к примеру, «Народная песня» из тетради 2, «Танец эльфов» из тетради 1).
Необходимо отметить, что в лирические тетради включено 66 пьес, хотя перу композитора принадлежит порядка полутора сотен фортепианных миниатюр. Между тем строгого замысла по объединению пьес в тетради не было - признаки малого цикла отсутствуют. Каждая пьеса представляет собой полностью самостоятельное произведение. Все миниатюры носят субъективный и программный характер. Программность выражена, в первую очередь, в названии, которое имеет каждая пьеса, а также в соответствии названию средств музыкального языка. Даже в жанровых пьесах Григ предстает перед слушателем как романтик. М. А. Ступницкая отмечает, что «в романтизме, в отличие от предшествующих ему направлений, ощущается прямая психологическая связь автора с его произведением. Все, о чем в тиши уединения художник-романтик размышляет и мечтает, он поверяет искусству» [8, с. 61]. Обращение Грига к народности никогда не носило формально-описательного характера. Григ писал лирические пьесы на протяжении трех десятков лет: первая из них создана в 1867-м и последняя в 1901 году. Каждые несколько лет в свет выходила новая тетрадь. Пьесы писались Григом во время летнего отдыха на природе, что укрепило жанрово-бытовую и пейзажную тематику.
Характерной для Грига фортепианной миниатюрой является «Национальная песня» из тетради 1, ор. 12, по. 8. «Национальная песня» (в оригинале Fedrelandssang, возможен также перевод «национальный гимн») завершает первую тетрадь, являясь определенной смысловой
точкой. Хотя пьесы внутри тетради не обладают связанностью, завершение тетради национальной темой имело для Грига очевидное значение. «Национальная песня» - небольшое по объему произведение. Начинается «Национальная песня» с нисходящего хода по тоническому трезвучию (тональность начала и завершения миниатюры -As-dur). Выраженное звучание половинных нот в четырехдольном режиме сменяется оживленной гармонической цепочкой (рис. 1). Первое предложение заканчивается каденцией в четвертом такте. Каденция начинается с септаккорда второй ступени, который переходит в доминантовое трезвучие, разрешаемое в полное тоническое трезвучие с тоникой в мелодическом положении терции. Ультима расположена на первой доли такта -то есть каденция мужская. Таким образом, каденция является несовершенной. Интерес вызывает подход к гармонизации, который отличен не только использованием второй ступени, но также и несоблюдением норм классического голосоведения при разрешении в тонику. Второе предложение периода построено на основе секвенции. Однако назвать это точной секвенцией нельзя, поскольку признаков механического переноса нет. В данном случае тот же самый период повторяется в другой тональности - в g-moll. При этом предыдущее предложение не было модулирующим. Во втором предложении появляется IV повышенная ступень, столь любимая композитором.
Дальнейшее тональное развитие начинается с неопределенности. Во втором периоде гармония построена на доминантовых (по отношению к основной тональности) терцквартаккордах и квинтсекстаккордах, которые подводят к первой кульминационной точке на уменьшенном септаккорде. В ходе дальнейшего движения Григ приходит к G-dur и затем возвращается в As-dur.
В национальной песне проявляется подход Грига к гармонии, который построен на следующих аспектах: неожиданные модуляции в неродственные тональности; игра мажора и минора; отход от классических правил голосоведения; активное использование субдоминантовой группы.
Следующая миниатюра, которую мы рассмотрим, имеет сказочную образность - это Smâtroll -«Пак», или, что более часто встречается в русском переводе, «Кобальд». Наиболее соответствует музыкальному образу «Пак», поскольку Пак в Скандинавии является небольшим злым духом,
Рисунок 1. «Национальная песня», op. 12, no. 8, такты 1-12
который пугает путников, тогда как Кобольд предстает преимущественно злым духом. Этот вопрос принципиален, поскольку сказочное творчество Грига отражает именно злых духов. Собственно произведения, посвященные злым духам, обладают общностью музыкального языка. Самое яркое произведение из этой группы - «В пещере горного короля» из музыки к спектаклю «Пер Гюнт». Еще одно известное произведение - TшИtog («Марш троллей») из пятой тетради лирических пьес. «Марш троллей» в симфоническом изложении является одной из самых узнаваемых мелодий мировой музыки. В лирических тетрадях есть еще одна сказочная миниатюра - Alfedans («Танец эльфов») из первой тетради. В скандинавской мифологии имелись как светлые, так и темные эльфы. Судя по музыкальному языку, очевидно, что для Грига эльфы являлись темными существами. Типологический образ сказочного существа Грига - маленький суетливый злой дух. Исходя из этого образа, Григ применял схожий набор средств музыкальной выразительности. Миниатюра «Пак» является средством синтеза сказочной образности Грига. Сказочность Грига отнюдь не однотипна, как это могло бы показаться на примере «В пещере горного короля». В «Марше троллей» средний раздел формы является пасто-
ральным (это подчеркивает, что сказочные существа являются частью природы, ее обратной стороной). В «Паке» присутствует яркая игра мажора и минора, что полностью соответствует образу Пака - этот шкодливый дух иногда мог совершать и добрые поступки.
«Пак» (тетрадь 10, op. 71, no. 3) написан в трехчастной форме (хотя вторая и третья части имеют единый репризный повтор). Наиболее яркий образ сформирован в репризном завершении (рис. 2). Мажорный «ответ» основной теме в репризе звучит в другой тональности, в более высоком регистре с динамическим оттенком фортиссимо. Основная же тема повторяется. Тема яркая, быстрая, сухая, звонкая. Преобладают короткие длительности и штрих стаккато. В басу - остинат-ное движение по звукам тонического трезвучия (es-moll). Колорит усиливает активное использование IV повышенной ступени и терцовых попе-вок. Минор темы внезапно и красочно сменяется мажором, что придает сказочный оттенок. В начале пьесы минор сменяется параллельным мажором. В репризном же разделе после основной тональности звучит ces-dur. На ces-dur указывает появление седьмого бемоля и изначальный вариант темы. Ces-dur в кульминации звучит красочно и волшебно.
Рисунок 2. «Пак», тетрадь 10, ор. 71, по. 3, такты 64—74
Таким образом, фортепианная миниатюра Грига вобрала в себя все характерные черты музыкального стиля композитора. Лирические тетради включают в себя все образные сферы творчества: лирическую, народно-бытовую и сказочную. Присутствуют различные средства народной выразительности, применяется новаторский подход к гармонизации - модуляции в неродственные тональности, контрастные сопоставления мажора и минора, широкое использование аккордов субдоминантовой группы, активное использование уменьшенных аккордов. Лирические тетради являются своеобразной энциклопедией творчества Грига. В них сосредоточены все характерные черты его стиля. Фортепианные миниатюры Грига -
один из лучших образцов программной музыки эпохи романтизма.
Итак, для произведений Грига характерны следующие особенности трактовки жанра фортепианной миниатюры:
1. Синтез миниатюры с жанровыми чертами норвежской народной музыки (норвежская песнь, норвежские танцы - халлинг, спрингданс, вальс).
2. Раскрытие романтического принципа программности через образы норвежской природы и сказочных существ.
3. Подчинение средств музыкального языка жанровым задачам (использование народных ладов, аккордовая терцовость структуры, вокализация мелодии и др.).
Литература
1. Бенестад Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ - человек и художник: пер. с норв. - М.: Радуга, 1986. - 376 с.
2. Бошук И. В. Стилистические особенности фортепианной музыки Эдварда Грига // Вестн. Краснодар. гос. ин-та культуры. - 2018. - № 3 (16). - С. 1-5.
3. Дайч В. С. Как играть музыку композиторов-романтиков (из опыта педагога-пианиста) // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2010. - № 2 (7). - С. 57-62.
4. Деменко Н. В. К вопросу о влиянии западноевропейской музыки на творчество Э. Грига // Проблемы музыкально-исполнительского искусства и образования: сборник трудов конференции, Москва, 28 марта 2018 год. - Чехов: Чеховский Печатный Двор, 2018. - С. 200-204.
5. Мелешкина Е. А. Современность фортепианных миниатюр западноевропейских композиторов XIX века // Культура. Духовность. Общество. - 2012. - № 2. - С. 32-37.
6. Назаренко К. В. К вопросу о некоторых особенностях стиля Эдварда Грига // Научная книга. - 2017. -№ 4 (18). - С. 1-7.
7. Предоляк А. А., Назаренко К. В. Хальфдан Хьерульф - композитор и просветитель периода раннего романтизма в Норвегии // Культурная жизнь Юга России. - 2017. - № 3 (66). - С. 49-52.
8. Ступницкая М. А. Воспоминание в эстетике и музыке романтизма // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2013. - № 8 (83). - С. 60-65.
References
1. Benestad F., Shelderup-Ebbe D. Edvard Grig - chelovek i khudozhnik [Edvard Grieg-the man and the artist]. Moscow, Raduga Publ., 1986. 376 p. (In Russ.).
2. Boshuk I.V. Stilisticheskie osobennosti fortepiannoy muzyki Edvarda Griga [Stylistic features of the piano music of Edvard Grieg]. Vestnik Krasnodarskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Bulletin of the Krasnodar State Institute of Culture], 2018, no. 3 (16), pp. 1-5. (In Russ.).
3. Daych V.S. Kak igrat' muzyku kompozitorov-romantikov (iz opyta pedagoga-pianista) [How to play the music of romantic composers (from the experience of a piano teacher)]. Yuzhno-Rossiyskiy muzykal'nyy al'manakh [South-Russian Music Almanac], 2010, no. 2 (7), pp. 57-62. (In Russ.).
4. Demenko N.V. K voprosu o vliyanii zapadnoevropeyskoy muzyki na tvorchestvo E. Griga [On the question of the influence of Western European music on the work of E. Grieg]. Problemy muzykal'no-ispolnitel'skogo iskusstva i obrazovaniya: sbornik trudov konferentsii, Moskva, 28 marta 2018 god [Problems of musical and performing arts and education. Proceedings of the conference, Moscow, March 28, 2018]. Chekhov, Chekhov Printing Yard Publ., 2018, pp. 200-204. (In Russ.).
5. Meleshkina E.A. Sovremennost' fortepiannykh miniatyur zapadnoevropeyskikh kompozitorov XIX veka [Sovremennost piano miniatures of Western European composers of the XIX century]. Kul'tura. Dukhovnost'. Obshchestvo [Culture. Spirituality. Society], 2012, no. 2, pp. 32-37. (In Russ.).
6. Nazarenko K.V. K voprosu o nekotorykh osobennostyakh stilya Edvarda Griga [On the question of some features of the style of Edvard Grieg]. Nauchnaya kniga [Scientific book], 2017, no. 4 (18), pp. 1-7. (In Russ.).
7. Predolyak A.A., Nazarenko K.V. Khalfdan Khyerulf - kompozitor i prosvetitel' perioda rannego romantizma v Norvegii [Halfdan Hjerulf-composer and educator of the period of early Romanticism in Norway]. Kul 'turnaya zhizn ' Yuga Rossii [Cultural life of the South of Russia], 2017, no. 3 (66), pp. 49-52. (In Russ.).
8. Stupnitskaya M.A. Vospominanie v estetike i muzyke romantizma [Recollection in aesthetics and music of Romanticism]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University], 2013, no. 8 (83), pp. 60-65. (In Russ.).
УДК 785.11
Doi: 10.31773/2078-1768-2021-56-196-203
ФИНАЛ В МУЗЫКЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Шмакова Ольга Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент, Волгоградская консерватория (институт) имени П. А. Серебрякова (г. Волгоград, РФ). E-mail: [email protected]
Исследование посвящено финалу в музыке как структурному и содержательному феномену. Актуальность избранной темы обусловлена возросшим вниманием к теоретическим проблемам циклических форм в трудах музыковедов, в творческой деятельности композиторов. Завершающая фаза му-