Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РОМАНТИЗМА В ХОРОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ФРАНЦА ШУБЕРТА'

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РОМАНТИЗМА В ХОРОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ФРАНЦА ШУБЕРТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
846
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАНТИЗМ / СВЕТСКОЕ ИСКУССТВО / ХОРОВАЯ МУЗЫКА / ШУБЕРТ / А КАПЕЛЛА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжо Сюйчэн

В статье рассмотрено хоровое творчество Франца Шуберта в контексте принципов и идеалов эпохи романтизма. Музыка эпохи романтизма обладает большой актуальностью в современном обществе, что связано с неугасаемым интересом к человеческой индивидуальности. Не является исключением и современная хоровая музыка, которая находится в состоянии поиска новых форм, жанров и идей. Проблему исследования составляет противоречие между потребностью в поисках индивидуальности в хоровой музыке и недостаточным вниманием к хоровому творчеству композиторов-романтиков. Цель исследования заключается в определении характерных особенностей хорового творчества Шуберта, который был одной из наиболее значительных фигур в хоровой музыке эпохи романтизма. Перу Шуберта принадлежит более сотни хоровых произведений в разных формах и жанрах, многие из которых исполнялись и пользовались успехом уже при жизни композитора. В хоровую музыку Шуберт принес музыкальный язык своих сольных песен. Хоровые партии Шуберта построены на выразительных речевых интонациях, тонко передающих смысл вокального текста. Шуберт писал хоровую музыку как а капелла, так и с инструментальным сопровождением. Аккомпанемент хотя и следовал вокальному тексту, но все же носил практически независимый характер. Большинство хоровых произведений Шуберта являются образцами светской музыки. Развитие светского хорового искусства является одним из достижений композитора. Шуберт использовал также и религиозные жанры, однако и в них мелодия подчинялась музыкальному мышлению композитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC PRINCIPLES OF ROMANTICISM IN CHORAL WORKS OF FRANZ SCHUBERT

The article examines the choral work of Franz Schubert in the context of the principles and ideals of the Romantic era. The music of the Romantic era has a great relevance in modern society, which is associated with an unquenchable interest in human individuality. Modern choral music is no exception, as it is in a state of search for new forms, genres and ideas. The problem of the research is the contradiction between the need to search for individuality in choral music and the lack of attention to the choral work of romantic composers. The aim of the study is to determine the characteristic features of the choral work of Schubert, who was one of the most significant figures in the choral music of the Romantic era. Schubert wrote more than a hundred choral works in various forms and genres, many of which were performed and enjoyed success during the composer’s lifetime. Schubert brought the musical language of his solo songs to choral music. Schubert’s choral parts are built on expressive speech intonations that subtly convey the meaning of the vocal text. Schubert wrote choral music a cappella and with instrumental accompaniment. Although the accompaniment followed the vocal text, it was almost independent. Most of Schubert’s choral works are examples of secular music. The development of secular choral art is one of the composer’s achievements. Schubert also used religious genres, but even in them, the melody was subordinated to the musical thinking of the composer.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РОМАНТИЗМА В ХОРОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ФРАНЦА ШУБЕРТА»

References

1. Abdinurov A.K. Printsipy formoobrazovaniya i orkestrovogo pis'ma v simfonicheskikh kyuyakh kompozitorov Kazakhstana: avtoreferat dis. ... kandidata iskusstvovedeniya [Principles of form formation and orchestral writing in the symphonic cuys of composers of Kazakhstan. Author s abstract of diss. PhD in Art History]. Moscow, Gnesins Russian Academy of Music Publ., 2016. 21 p. (In Russ.).

2. Abdinurov A.K. Printsipy formoobrazovaniya i orkestrovogo pis'ma v simfonicheskikh kyuyakh kompozitorov Kazakhstana: dis. ... kandidata iskusstvovedeniya [Principles of form formation and orchestral writing in the symphonic cuys of composers of Kazakhstan. diss. PhD in Art History]. Moscow, Gnesins Russian Academy of Music Publ., 2016. 201 p. (In Russ.).

3. Andirov K. Kul'tura kazakhskogo kyuya [Culture of the Kazakh Kui]. Vestnik Atyrauskogo universiteta imeni Kh. Dosmukhamedova [Bulletin of the Kh. Dosmukhamedov Atyrau University], 2016, no. 1(40), pp. 48-52. (In Russ.). Available at: https://articlekz.com/article/33020 (accessed 31.05.2021).

4. Gumarova M.G. Zhyrshi [Zhyrshi]. Muzykal'naya entsiklopediya [Musical encyclopedia]. (In Russ.). Available at: https://gufo.me/dict/music_encyclopedia/%D0%96%D0%B8%D1%80%D1%88%D0%B8 (accessed 20.05.2021).

5. Kogan E.B. Vliyanie kazakhskikh kyuev na formoobrazovanie i fakturu fortepiannykh p'es kompozitorov Kazakhstana [The influence of Kazakh kuys on the formation and texture of piano pieces by composers of Kazakhstan]. Alma-Ata, MVSSO KazSSR Publ., 1980. 45 p. (In Russ.).

6. Omanova G.N. Kazakhskaya traditsionnaya muzyka i aspekty sravnitel'nogo izucheniya tyurkskikh muzykal'nykh kul'tury [Kazakh traditional music and aspects of comparative study of Turkic musical cultures]. Vestnik KazNPU [Bulletin of KazNPU], 2011. (In Russ.). Available at: https://articlekz.com/article/22576 (accessed 05.05.2021). (In Russ.).

7. Tokeev B.E. Kazahskaya natsional'naya muzyka [Kazakh national music]. SCI-ARTICLE. (In Russ.). Available at: https://sci-article.ru/stat.php?i=kazahskaya_nacionalnaya_muzYka (accessed 04.05.2021).

8. Utegalieva S.I. "Kristallicheskaya" forma dombrovykh kyuev zapadnogo Kazakhstana ["Crystal" form of dombrovye kuys of Western Kazakhstan]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of the Adyghe State University. Series 2: Philology and art history], 2010, no. 4. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kristallicheskaya-forma-dombrovyh-kyuev-zapadnogo-kazahstana-retsenzirovana/viewer (accessed 27.05.2021).

9. Kharlamova T.V. Stilevye tendentsii v instrumental'nom tvorchestve sovremennykh kompozitorov Kazakhstana: dis. . kand. iskusstvovedeniya [Stylistic trends in the instrumental work of contemporary composers of Kazakhstan. Diss. PhD in Art History]. Ufa, Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov Publ., 2019. 234 p. (In Russ.).

10. Shegebaev P.Sh. O nekotorykh osobennostyakh stroeniya muzykal'nogo yazyka dombrovykh kyuev [About some features of the structure of the musical language of dombra kuys]. Izvestiya NAN RK. Seriya filologicheskaya [Izvestiya NAS RK. Philological series], 2009, no. 6, pp. 58-60. (In Russ.). Available at: http://nblib.library.kz/elib/ library.kz/journal/Shegebaev.pdf (accessed 24.05.2021).

УДК 784

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-56-184-190

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РОМАНТИЗМА В ХОРОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ФРАНЦА ШУБЕРТА

Чжо Сюйчэн, аспирант, ассистент Института искусств, Университет Янцзы (г. Цзиньчжоу, КНР). E-mail: 13419557688@126.com

В статье рассмотрено хоровое творчество Франца Шуберта в контексте принципов и идеалов эпохи романтизма. Музыка эпохи романтизма обладает большой актуальностью в современном обществе, что связано с неугасаемым интересом к человеческой индивидуальности. Не является исключением и современная хоровая музыка, которая находится в состоянии поиска новых форм, жанров и идей.

Проблему исследования составляет противоречие между потребностью в поисках индивидуальности в хоровой музыке и недостаточным вниманием к хоровому творчеству композиторов-романтиков. Цель исследования заключается в определении характерных особенностей хорового творчества Шуберта, который был одной из наиболее значительных фигур в хоровой музыке эпохи романтизма.

Перу Шуберта принадлежит более сотни хоровых произведений в разных формах и жанрах, многие из которых исполнялись и пользовались успехом уже при жизни композитора. В хоровую музыку Шуберт принес музыкальный язык своих сольных песен. Хоровые партии Шуберта построены на выразительных речевых интонациях, тонко передающих смысл вокального текста. Шуберт писал хоровую музыку как а капелла, так и с инструментальным сопровождением. Аккомпанемент хотя и следовал вокальному тексту, но все же носил практически независимый характер. Большинство хоровых произведений Шуберта являются образцами светской музыки. Развитие светского хорового искусства является одним из достижений композитора. Шуберт использовал также и религиозные жанры, однако и в них мелодия подчинялась музыкальному мышлению композитора.

Ключевые слова: романтизм, светское искусство, хоровая музыка, Шуберт, а капелла.

AESTHETIC PRINCIPLES OF ROMANTICISM IN THE CHORAL WORKS OF FRANZ SCHUBERT

Zhuo Xucheng, Postgraduate, Assistant at Institute of Arts, Yangtze University (Jinzhou, PRC). E-mail: 13419557688@126.com

The article examines the choral work of Franz Schubert in the context of the principles and ideals of the Romantic era. The music of the Romantic era has a great relevance in modern society, which is associated with an unquenchable interest in human individuality. Modern choral music is no exception, as it is in a state of search for new forms, genres and ideas. The problem of the research is the contradiction between the need to search for individuality in choral music and the lack of attention to the choral work of romantic composers. The aim of the study is to determine the characteristic features of the choral work of Schubert, who was one of the most significant figures in the choral music of the Romantic era.

Schubert wrote more than a hundred choral works in various forms and genres, many of which were performed and enjoyed success during the composer's lifetime. Schubert brought the musical language of his solo songs to choral music. Schubert's choral parts are built on expressive speech intonations that subtly convey the meaning of the vocal text. Schubert wrote choral music a cappella and with instrumental accompaniment. Although the accompaniment followed the vocal text, it was almost independent. Most of Schubert's choral works are examples of secular music. The development of secular choral art is one of the composer's achievements. Schubert also used religious genres, but even in them, the melody was subordinated to the musical thinking of the composer.

Keywords: romanticism, secular art, choral music, Schubert, a cappella.

Франц Шуберт является одним из композиторов эпохи романтизма. Шуберт написал порядка 600 песен, 8 (9) симфоний, 10 опер, 6 месс, 15 сонат для фортепиано, более 25 камерно-инструментальных произведений, множество пьес для фортепиано в 2 и в 4 руки, большое число (более 100) хоровых произведений [4, с. 54]. Наибольшую известность Шуберту принесли песни. Песенное творчество Шуберта - одна из наиболее новаторских областей его музыки. Тем не менее

Шуберт активно работал и в области хоровой музыки, в которую он привнес эстетику романтизма.

Романтизм как художественное направление последовал ответом на классическую эстетику. Классические принципы объективности, обобщенности и оптимизма сменились на субъективность, конкретность и пессимизм. Романтики вернули интерес к личности человека. Для романтиков человек раскрывается через гамму психологических переживаний, тонких чувств и нюансов.

А. Н. Шикина отмечает, что эпоха романтизма отличается особым представлением о личности, ее возможностях, ее роли и месте в жизни. Акцентируется внимание на единичности, уникальности и неповторимости личности, углубляется традиция индивидуализации [7, с. 218]. Ю. Л. Аркан, Е. И. Наумова пишут, что «наиболее явно противостояние романтики рационализму и Просвещению выразилось в том, что абстракции всеобщего и безличного субъекта, взятого в его познавательной функции, была противопоставлена уникальная конкретная личность в ее неповторимой единичной субъективности» [1, с. 73]. Таков был и герой произведений Шуберта. Стремление композитора отразить тончайшие переживания реализовалось в его музыкальном языке. Шуберт - мастер «речевых» интонаций. Музыкальная ткань шу-бертовских мелодий передает чувства через ноты и слова. Герой Шуберта - это всегда личность. Н. В. Пилипенко отмечает, что «Шуберт был первым, кто поднял песню до уровня классического жанра, в его творчестве сложились основные образные мотивы, которые прошли через весь XX век» [6, с. 4].

Хоровое творчество Шуберта весьма обширно и включает в себя большое число произведений:

- 7 месс;

- 22 духовных сочинения;

- 46 произведений для мужского хора;

- 19 произведений для смешанного хора;

- 6 произведений для женского хора;

- 30 произведений для различных составов (каноны, шуточные кантаты, ансамбли и др.) [3].

Несмотря на то, что Шуберт на протяжении всего своего творческого пути работал в хоровых жанрах, его хоры в исполнительской деятельности пользуются меньшей известностью, нежели песни и инструментальные произведения. Дирижер П. Ю. Брохин (Бонн, Германия) отмечает, что хоровое творчество Шуберта «стоит в тени его инструментального и совершенно не сравнимо по популярности с его песнями» и редко вспоминается как в европейской, так и в российской исполнительской практике [3]. Впрочем, та же участь постигла хоровые произведения многих современников Шуберта, в том числе его друзей - Ансельма Хюттенбреннера и Франца Лахне-ра. Однако хоры Шуберта оказались чрезвычайно

важны в исторической перспективе. Во-первых, Шуберт сохранил накопленные к началу XIX века традиции хорового искусства. Во-вторых, во многом благодаря Шуберту стали развиваться женские хоры. В-третьих, Шубертом была обеспечена преемственность развития хорового искусства. В эту эпоху, когда жил и творил Шуберт, хоровая музыка сдала позиции в пользу сольного пения. Заслуга Шуберта в том, что он сохранил и развил традиции европейского хорового пения, что в дальнейшем стало одной из предпосылок становления национально-романтической оперы Германии и Австрии.

В эпоху романтизма был пересмотрен подход к жанровой природе хоровых произведений -хоровой песни, мессы, кантаты, оратории, мотета, мадригала. Вместе с этим главная новация Шуберта в хоровом искусстве - музыкальный язык. Достижения и нововведения Шуберта в области музыкального языка сольной песни (Lied) были перенесены в хоровые сочинения. Шуберт перенес в хоровые сочинения музыкальный язык сольной песни (Lied). По этому вопросу О. В. Панкратова пишет следующее: «Новизна их формы во многом опирается на смысловое и структурное толкование текста (особенности его структуры, синтаксиса, рифмы, цезуры), получившее тончайшее воплощение в песне для одного голоса» [5, с. 4]. Шуберт работал как в светских, так и в религиозных жанрах. Несмотря на то, что основное внимание композитор уделял светским произведениям, его хоры на религиозную тематику входят в число лучших его сочинений. Безусловно, преимущественно светский характер музыки был обусловлен музыкальной средой крупного города. «Невозможно себе представить, чтобы Шуберт родился и работал не в Вене, а в каком-то другом месте, как немыслима и музыкальная история Вены без Шуберта. Шуберт -это Вена, которая любит и восхищается солнцем, радостная или растроганная, быстро переходящая от радости к волнению и быстро утешающаяся, даже пережив большое горе» [2, с. 116].

В своем хоровом творчестве Шуберт работал преимущественно в жанре миниатюры. Большая часть произведений выдержана в гомофонно-гар-моническом складе с развитым мелодическим началом. В гармонии Шуберт, безусловно, был романтиком - он активно использовал побочные

трезвучия, отклонения и модуляции. Основные формы хоровой музыки следующие: простая двухчастная, простая трехчастная, куплетная, строфическая, сложная двухчастная. Весьма примечателен мужской хор Im Gegenwärtigen Vergangenes («Прошлое в настоящем), в котором композитор использует свободную форму с постепенным добавлением голосов и сквозным развитием.

Несмотря на то, что Шуберт - признанный мастер миниатюры, в своем хоровом творчестве он затрагивал также и крупные жанры. Мессы Шуберта воспринимаются современниками и критиками неоднозначно, поскольку полифоническая музыка композитору давалась с трудом. Более того - Шуберт свободно подходил к трактовке религиозных смыслов, поэтому мессы были несовместимы с требованиями церковной службы. Поэтому мессы исполнялись вне связи с богослужением. Известностью пользуются мессы As-dur и Es-dur - в них наиболее полно воплотились психологические черты творчества Шуберта. Впрочем, наверняка и другие мессы заслуживают внимания, так как в музыковедческой науке нет сложившегося подхода к оценке духовных исканий Шуберта: у исследователей, как правило, интерес вызывает только светская музыка великого романтика. Единственное, что можно утверждать со всей очевидностью - как в светской, так и в религиозной стезе Шуберт обладает самостоятельным мировоззрением.

Хоровая музыка была близка Шуберту в течение всего его творческого пути: в юном возрасте Шуберт пел в церковном хоре. Начальное образование Шуберт получил в конвикте - школе для придворных певчих. Собственно, первый профессиональный опыт Шуберт получил именно в хоровой области в статусе певчего. Из-за подростковой ломки голоса Шуберт был вынужден оставить хоровое исполнение, но интерес к хоровой музыке в нем никогда не угасал.

Хоровую музыку Шуберт сочинял как для мужского, так и для смешанного и женского хоров. Наибольшее число произведений написано для мужского хора. Одним из наиболее известных хоровых произведений Шуберта являются 4 романса для мужского хора а капелла, op. 17, d. 983. Данные романсы известны в исполнительской практике. Так, к примеру, романсы находятся в репертуаре берлинского радиовещательного хора (Mannerchor des Rundfunkchores Berlin), который

является одним из немногих крупных хоров Германии и обладает мировой славой. Романсы объединены в цикл и исполняются совместно. Тематика цикла обращена к юношеским впечатлениям. Цикл включает в себя следующие романсы:

1. Jünglingswonne («Юношеская волна»);

2. Liebe («Любовь»);

3. Zum rundetanz («Потанцуем все вместе»);

4. Die nacht («Ночь»).

Наибольшей красотой и выразительностью среди романсов обладает Liebe - это прекрасный образец любовной лирики Шуберта. Первые фразы романса: «Любовь шумит серебряным ручьем, любовь учит нежному волнению. Душа вдохнет ее. Увы! Жалобные соловьи. Любовь, любовь шепчет только на лютне природы. Шепчет только в природе». Для Шуберта любовь - это очень тихое, нежное и сокровенное чувство. Исполнение романса а капелла усиливает искренность и выразительность шубертовской любви. На рис. 1 представлены такты 7-13 романса, в которых сосредоточены все элементы музыкального языка романса. В мелодии Шуберт использует короткие длительности и сложный ритмический рисунок. «Речевые» секундовые интонации сменяются скачками, короткая пауза в конце фразы (один из излюбленных приемов Шуберта) создает впечатление придыхания (обратим внимание: пауза соблюдается одновременно во всех голосах). Мелодия содержит сложные по степени выразительности распевы. Исполнение требует тонкого подхода к динамическим оттенкам.

Шуберт существенно переосмыслил жанр романса. Традиционно романс исполнялся с инструментальным сопровождением. Шуберт, однако же, данный цикл романсов написал а капелла. От традиции романса Шуберт взял следующее:

- Лирическое содержание.

- Строфическую форму изложения.

Безусловно, содержание романсов представляет собой лирику, причем лирику юношескую. Любовь - одно из главных лирических переживаний. Шуберт высказал лирику через призму своего мировоззрения. Что же касается формы, то здесь Шуберт вполне традиционен -Liebe (и другие романсы цикла) представляет собой строфическую песню (то есть без рефрена). Строфа - группа стихов, объединённых формаль-

Рисунок 1. Четыре романса для мужского хора а капелла, такты 7-13

ным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Одна мелодия повторяется без изменений с разным текстом. Шуберт сохранил форму романса и привнес в нее романтическое содержание.

Среди поздних хоровых сочинений Шуберта особо выделяются произведения для женского состава исполнителей. Шуберт написал свои четыре более поздних сочинения для женского хора между 1820 и 1827 годами - это Псалом 23, Gott in der Natur, Coronach и Standchen. В отличие от более ранних сочинений для женского хора, в них присутствует более полное развитие музыкального материала. Данные произведения в творчестве Шуберта имеют синтетическое значение. В них Шуберт объединил хоровое, сольное и инструментальное начало. Мелодии хоров по своей красоте, грациозности, вниманию к деталям имеют непосредственное родство с сольными песнями композитора. Помимо этого, хоры содержат практически независимые фортепианные аккомпанементы, которые добавляют выразительности тексту. Указанные выше сочинения, за исключением Coronach, публично исполнялись при жизни композитора в Венской консерватории, в Филармоническом обществе и на частных концертах. Так, к примеру, 7 сентября 1826 года в Венской консерватории состоялось исполнение Псалма 23, после чего по инициативе восторженной публики состоялся еще один концерт [8, с. 8].

Рассмотрим более подробно Псалом 23 Gott ist mein hirt («Господь - пастырь мой») для женского хора и фортепиано, op. 132, d. 706. Хор написан для альтов и сопрано. Первые строки псалма звучат следующим образом: «Господь мой пастырь. Я не буду, не буду нуждаться. Он кор-

мит меня на пастбищах зеленых. Он повел меня в сторону тихой воды». Данный текст - обращение к ранним христианским общинами. Христиане I—II веков часто изображали Бога в качестве доброго пастыря — пастуха, который несет на плечах ягненка. Текст псалма имеет аллегорический характер: он передает образ следования христианскому пути, заботу Бога о своих чадах. Тональный выбор, что весьма примечательно, мажорный — произведение написано в As-dur. На рис. 2 представлены такты 5—7 (начало вокальной партии — конец 4-го такта). Голоса практически сливаются в едином звучании, мягкая и спокойная мелодия основана на речевых секундовых интонациях, пауза перед второй фразой обеспечивает логику развития мысли. Мелодия в сочетании с аккомпанементом полностью построена на консонансах («речевые» секунды не создают диссонансов, поскольку они аккуратно используются в проходящих звуках). Гармонически Шуберт в указанном фрагменте применяет движение через секстаккорды VI и IV ступеней, что придает мелодии своеобразие и романтический колорит.

Аккомпанемент изложен в прозрачной фактуре, придающей исполнению легкость и возвышенный характер. Мягкое остинатное движение триолями на пианиссимо основано на несложных гармонических цепочках, ритмически организованных согласно вокальной мелодии. Патетика и драматизм отсутствуют. В произведении заложен молитвенный образ. Молитва — это всегда светлое возвышенное чувство, это обращение души к Творцу.

Хоровая музыка Шуберта по глубине художественного наполнения и по степени реализации романтической эстетики не уступает его песням.

^г V ^Ф Lord is ту Gott ist mein 2 b 1 J. she- pherd, I sliall not. Hui, mir wird nichts f r m i n uot shall nnt man -

ISä^F Mr- -L-__J ш-f- -ш-f-ff--f-f- 3T- и =4= M f" г ? —П ""П = r . -

W 1 Pi S tlJtL ¿i 7 £ Jj Ш JJ ■ —--#-*r t J J -1 J Lu fe №■ J- -

$=i -u -F-- Г Г'

Рисунок 2. Псалом 23 Gott ist mein hirt, такты 5-7

Среди принципов эстетики романтизма наиболее полно в хоровой музыке представлен принцип субъективности. Хоры Шуберта обращены к отражению внутренних переживаний человека. В хоровой музыке Шуберт не достигает того уровня конкретности, в котором, как правило, имеется выраженный образ главного героя. Субъективность хоровой музыки лишена предельной конкретности, что повышает степень ее абстракции. Помимо этого, в хорах нет выраженного пессимизма, что можно объяснить, в первую очередь, следованием традициям хоровой музыки. К тому же в песнях Шуберта конкретный единичный образ поддерживался сольным исполнением, тогда как хоровое искусство всегда несет в себе долю обобщения.

Шуберт в своих хоровых произведениях свободно подходил к трактовке жанра и формы.

Собственно, это полностью укладывалось в дух эпохи, который предполагал свободу и обновление сложившихся традиций. Новаторство Шуберта в этой связи проявилось также и в том, что он активно писал музыку для смешанного и женского хора.

Таким образом, хоровая музыка Шуберта имеет следующие отличительные особенности:

1. Новаторство Шуберта в хоровом творчестве состоит в переносе музыкального языка сольной песни в хоровые произведения.

2. Большая часть хоровых произведений Шуберта написана в жанре романтической миниатюры.

3. В отличие от песен, хоры Шуберта обладают более высоким уровнем абстрактности по причине отсутствия главного героя и детальных сюжетов.

Литература

1. Аркан Ю. Л., Наумова Е. И. Романтизм vs. Просвещение? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. - 2013. - № 2. - С. 70-74.

2. Брион М. Повседневная жизнь Вены во времена Моцарта и Шуберта. - М.: Молодая гвардия, 2009.

3. Брохин П. Ю. Забытое наследие немецкого хорового романтизма // Вестник АХИ. - 2016 - № 6. - С. 225-247.

4. Музыка Австрии и Германии XIX века. Книга первая / под общ. ред. Т. Э. Цытович. - М.: Музыка, 1975. -512 с.

5. Панкратова О. В. О некоторых аспектах кантатно-ораториального творчества немецких композиторов-романтиков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 10. - С. 1-6.

6. Пилипенко Н. В. Слово и музыка в песнях Франца Шуберта: опыт образно-смысловой интерпретации: авто-реф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 2002.

7. Шикина А. Н. Культурфилософия романтизма // Вестник Костромского государственного университета. -2014. - № 1. - С. 218-221.

8. Meredith V. The Pivotal Role of Brahms and Schubert in the Development of the Women's Choir // Choral Journal. -1997. - Vol. 37, iss. 7. - P. 7-12.

References

1. Arkan Yu.L., Naumova E.I. Romantizm vs. Prosveshchenie? [Romanticism vs. Enlightenment?]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Filosofiya i konfliktologiya [Bulletin of the Saint Petersburg University. Philosophy and Conflictology], 2013, no. 2, pp. 70-74. (In Russ.).

2. Brion M. Povsednevnaya zhizn' Veny vo vremena Motsarta i Shuberta [Daily life of Vienna in the times of Mozart and Schubert]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 2009. (In Russ.).

3. Brokhin P.Yu. Zabytoe nasledie nemetskogo khorovogo romantizma [Forgotten heritage of German choral Romanticism]. Vestnik AKhl[Bulletin of the AHI], 2016, no. 6, pp. 225-247. (In Russ.).

4. Muzyka Avstrii i Germanii XIX veka. Kniga pervaya [Music of Austria and Germany of the XIX century]. Ed. T.E. Tsytovich. Moscow, Muzyka Publ., 1975. 512 p. (In Russ.).

5. Pankratova O.V. O nekotorykh aspektakh kantatno-oratorial'nogo tvorchestva nemetskikh kompozitorov-romantikov [On some aspects of cantata and oratorical creativity of German romantic composers]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual problems of the humanities and natural sciences], 2010, no. 10, pp. 1-6. (In Russ.).

6. Pilipenko N.V. Slovo i muzyka vpesnyakh Frantsa Shuberta: opyt obrazno-smyslovoy interpretatsii: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Word and music in the songs of Franz Schubert: the experience offigurative and semantic interpretation. Author's abstract of Diss. PhD in Art History]. Moscow, 2002. (In Russ.).

7. Shikina A.N. Kul'turfilosofiya romantizma [Kulturfilosofiya romanticism]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Kostroma State University], 2014, no. 1, pp. 218-221. (In Russ.).

8. Meredith V. The Pivotal Role of Brahms and Schubert in the Development of the Women's Choir. Choral Journal, 1997, vol. 37, iss. 7, pp. 7-12. (In Engl.).

УДК 78.03/.09

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-56-190-196

ТРАКТОВКА ЖАНРА ФОРТЕПИАННОЙ МИНИАТЮРЫ В ЛИРИЧЕСКИХ ТЕТРАДЯХ ЭДВАРДА ГРИГА

Ян Суншо, магистрант, ассистент Института искусств, Университет Янцзы (г. Цзиньчжоу, КНР). E-mail: 719886841@qq.com

В статье рассмотрены ключевые особенности жанра фортепианной миниатюры в творчестве Эдварда Грига на примере лирических тетрадей. Григ является национальным норвежским композитором, в своем творчестве он опирался на народную музыку и эстетику романтизма. В настоящее время возрождается интерес к фортепианной музыке эпохи романтизма. Между тем творчество Грига, за исключением музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт» и концерта для фортепиано с оркестром a-moll, мало знакомо исполнителям. Наиболее полно творчество Грига признано только на его родине в Норвегии. В связи с этим сформулирована цель исследования - определение основных особенностей жанра фортепианной миниатюры в творчестве Грига.

Фортепианная миниатюра - один из наиболее характерных жанров композиторов-романтиков. Миниатюры Грига отличаются программностью и опорой на норвежскую народную музыку. Для Грига характерно обращение к норвежским музыкальным танцам. Музыкальный язык Грига включает в себя большое число особенностей норвежской музыки - использование диатонических ладов, опора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.