Научная статья на тему 'Хальфдан Хьерульф - композитор и просветитель периода раннего романтизма в Норвегии'

Хальфдан Хьерульф - композитор и просветитель периода раннего романтизма в Норвегии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
277
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАЛЬФДАН ХЬЕРУЛЬФ / РОМАНТИЗМ / ТРАДИЦИОННАЯ НОРВЕЖСКАЯ МУЗЫКА / КАМЕРНАЯ МУЗЫКА / ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА / СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Предоляк Анна Анатольевна, Назаренко Кристина Викторовна

Статья посвящена норвежскому композитору первой половины XIX столетия Хальфдану Хьерульфу. Раскрываются особенности его стиля, выявляется значимость для норвежской музыкальной культуры, в частности для творческих исканий Э. Грига.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хальфдан Хьерульф - композитор и просветитель периода раннего романтизма в Норвегии»

№ 3 (66), 2017 "Теория и история искусства"

3. Apatskij V.N. Osnovy teorii i metodiki duhovogo muzykal'no-ispolnitel'skogo iskusstva [Fundamentals of the theory and methodology of brass musical and performing arts]. Kiev, 2006.

4. Liebman D. Developing a personal saxophone sound. Massachusets: Dorn publications, 1994.

5. Dmitriev L. Osnovy vokal'noj metodiki [Fundamentals of vocal technique]. Moskva: Muzyka, 2007.

6. Pon 'kina A. Methodological principles of David Liebman and their role in the evolution of playing the saxophone // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologija i iskusstvovedenie. 2016. № 3(23).

7. Amelin N. Metodika identifikacii golosov [Methods of identification of the vote]. Belgorod,

2012.

УДК 78

А.А. ПРЕДОЛЯК, К.В. НАЗАРЕНКО

ХАЛЬФДАН ХЬЕРУЛЬФ - КОМПОЗИТОР И ПРОСВЕТИТЕЛЬ ПЕРИОДА РАННЕГО РОМАНТИЗМА В НОРВЕГИИ

Предоляк Анна Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), aapkras@mail.ru

Назаренко Кристина Викторовна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), sweetgirl-armani@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена норвежскому композитору первой половины XIX столетия Хальфдану Хьерульфу. Раскрываются особенности его стиля, выявляется значимость для норвежской музыкальной культуры, в частности для творческих исканий Э. Грига.

Ключевые слова: Хальфдан Хьерульф, романтизм, традиционная норвежская музыка, камерная музыка, фортепианная музыка, стиль.

UDC 78

A.A. PREDOLYAK, K.V. NAZARENKO

HALFDAN KJERULF - COMPOSER AND ENLIGHTENER OF THE PERIOD OF EARLY ROMANTICISM IN NORWAY

Predolyak Anna Anatolyevna, PhD (art history), associate professor of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), aapkras@mail.ru

Nazarenko Kristina, masters of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), sweetgirl-armani@mail. ru

Abstract. The article is dedicated to the Norwegian composer of the first half of the 19th century Halfdan Kjerulf. The peculiarities of his style are revealed, the significance for Norwegian music culture is revealed, in particular for the creative searches of E. Grieg.

Keywords: Halfdan Kjerulf, romanticism, traditional Norwegian music, chamber music, piano music, style.

Видным представителем норвежской композиторской школы 1-й половины XIX века явился немец по происхождению Хальфдан Хьерульф. Идеи национального романтизма, универсальные романтические принципы и тенденции, которые Х. Хьерульф почерпнул на занятиях в Лейпцигской консерватории, в полной мере были воплощены в его творчестве. Но любовь к народной норвежской музыке сыграла немаловажную роль в формировании композиторского стиля Х. Хьерульфа. В этом, пожалуй, и кроется одна из важнейших проблем изучения норвежской музыки XIX столетия. Как известно, другой норвежский

композитор XIX века, Эдвард Григ, является основоположником норвежской классической музыки. Однако возникает естественный вопрос, как формировалась музыкальная культура Норвегии до Э. Грига, кто стоял у истоков ее возникновения. Имя Хальфдана Хье-рульфа занимает одну из основных позиций в разрешении данной проблемы.

В своем творчестве Х. Хьерульф синтезировал две главные составляющие для норвежской музыкальной культуры. Первая - традиционная норвежская музыка и вторая -традиции музыкального европейского романтизма, его законы и эстетика.

«Романтизм явился одним из самых значительных периодов всей эстетики "Нового времени"», - писал А. Лосев [2, с. 139]. Особый тип мироощущения и мировоззрения романтиков во многом определили характер развития искусства XIX века, привели их к собственному художественному методу, сформировав систему принципов романтического моделирования мира. В целом программа романтизма связана с царством фантазии и мечты, волшебства и вечности.

Первым центром романтического движения в Германии стала йенская школа. Она сложилась в 90-е годы XVIII века, дооформилась в первое десятилетие XIX века. Именно в этой школе сформировались основные, философски обоснованные эстетические законы художественного метода романтизма.

Художник преобразует собственную реальность, наполняет ее своими предметами, чувствами, создает собственное пространство, где фиксируется лишь его «психологическое» время. Он действует свободно и непринужденно. Необходимый закон он превращает в свободу. Результатом такой деятельности становится универсум художественного произведения. Он является целостной моделью мира, вбирает в себя огромное количество пространств, времен и реальностей во всех ее проекциях и перспективах. Она совершеннее, нежели естественная реальность окружающего мира, поскольку основана на законах Абсолюта.

Гейдельбергская школа привнесла в эстетику романтизма углубленную концепцию народности как самостоятельной философско-идеальной субстанции, как вершину человеческой мудрости и красоты, под влиянием которой началось широкое собирание немецкого фольклора. В творчестве романтиков концепция народности приобрела смысл, связанный с абсолютными и бессознательными возможностями бесконечно познаваемого и познающего «Я». «Коллективно-бессознательное» и архетипическое приобрело оттенок личностного мистицизма и явило миру универсум субъективного абсолютизма.

В произведениях Хьерульфа нашло отражение его восторженное отношение к немецкому романтизму. Произведения Мендельсона и Шумана сильно повлияли на его собственный музыкальный стиль. В фортепианом творчестве он следовал принципам Шопена. Немаловажным фактом является и то, что большинство сочинений Х. Хьерульфа создано после его пребывания в Лейпциге. Наибольшее число произведений - это сочинения малых форм. Он написал две части Сонаты для фортепиано, но обе не сохранились. Известность приобрели песня «Морские кадеты на суше» на слова Вергеланда, произведения для хора «Серенада у Страпбреддена» (соч. 8) и «Трубадур» (соч. 17-б), около 130 романсов и более 40 песен для мужского хора, свыше 40 пьес для фортепиано.

Композитор постоянно изучал народную музыку, поэтому основа большинства произведений Х. Хьерульфа - норвежские народные мелодии. В одних сочинениях они очевидны, в других скрыты, но язык норвежских народных мелодий присутствует всегда и является музыкальным стержнем.

После путешествия вместе с художником Хансом Гюде летом 1849 года по стране, во время которого он много слушал танцевальную музыку, народные песни, осенью того же года Х. Хьерульф написал небольшую фортепианную пьесу. Пьеса имела название «Нечто» и подзаголовок «Отзвук поездки в горы». Это небольшое произведение, средняя часть которого халлинг, является первой в творчестве Хьерульфа попыткой создать фортепианную пьесу в духе народной музыки. Мелодия его пьесы опирается на основной тон

№ 3 (66), 2017

"Теория и история искусства" ^

и квинту, что, скорее всего, напоминает игру на ланглейке. Позднее Хьерульф использовал более разнообразные и тонкие средства при воссоздании стиля народной музыки, эта же пьеса интересна как первое свидетельство того глубокого впечатления, которое произвела на композитора подлинная норвежская народная музыка.

«Два источника творческого вдохновения Хьерульфа: немецкий романтизм и норвежская народная музыка обусловили и различные линии его музыки. Сам композитор называл эти направления «европейским» и «норвежским». «Влияние романтизма и народной музыки ярче всего проявились в романсах и фортепианных пьесах. В духе произведений немецких романтиков написаны романсы «От серебряного света луны» (соч. 20, № 2) и «Ты придешь» (соч. 17, № 3), фортепианная пьеса «Колыбельная» (соч. 4, № 3). В мелодике других произведений, например в романсах «Песня Ингрид» и «Мелодия пастушьих песен», в фортепианных произведениях «Юмореска» (соч. 12, № 1), «Каприс» (соч. 12, № 4), чувствуется явное влияние норвежской музыки» [1, с. 80].

Диссонансные звучания характерны для всех произведений Х. Хьерульфа, написанных в норвежском стиле. Диссонансные аккорды, двухтактные структуры, варьирование - все это указывает на источник вдохновения для творчества композитора - танцевальные норвежские мелодии. Примером может служить «Крестьянский танец», написанный для фортепиано. В нем композитор смело использует диссонантные созвучия в стиле норвежской народной музыки, создавая неповторимый колорит:

Как видно из нотного примера, «норвежская диссонантность» формируется из самостоятельных мелодических линий, наслаивающихся друг на друга. Органный пункт на тонической функции цементирует вертикаль голосов, создавая картину народного праздника. Двухтактная структура пьесы, дальнейшее варьирование двухтактных тем указывают на народный источник, примененный композитором. Это танцевальные мелодии, которые исполнялись на хардинге.

В романсах Х. Хьерульф придерживался простых форм. В фортепианных пьесах применял трехчастную форму. Лишь некоторые произведения написаны с элементами сонатной формы.

Европейские черты стиля Х. Хьерульфа обусловлены гармоническим развитием в романсовой лирике. Это выражается в обилии побочных доминант и субдоминантовых септаккордов. В партии фортепиано композитор часто применял самостоятельные мелодические линии, которые не только дублировали вокальную партию или были контрапунктическим построением по отношению к ней, но и создавали диссонантный фон. Применение подобной линейной техники в дальнейшем привело к образованию нестандартных диссонансных аккордов. Таким примером может служить романс «Вечернее настроение», который аккумулирует в себе практически все приемы стилистики европейского романтизма, включая и элегическое настроение романса.

Европейские черты отразились и в хоровом творчестве Х. Хьерульфа. Композитор создал 40 оригинальных хоровых композиций, более 50 обработок для мужского хора, обработки народных песен и т. д. Во всех хоровых сочинениях композитором были поставлены серьезные исполнительские задачи и строго выдержаны все каноны хорового пения. К самым известным хоровым произведениям относятся «Горы Норвегии», «Восторг» и «Ход жизни».

Интересны фортепианные аранжировки народных мелодий. Они представлены в двух сборниках: «25 избранных норвежских народных танцев» и «Норвежские народные песни, переложенные для фортепиано». Последнее собрание включает 42 мелодии. В обработках народной музыки Х. Хьерульф во многом предвосхитил творчество Эдварда Грига. В большей степени это касалось яркой диссонантной гармонии. В фортепианых обработках обращает на себя внимание еще одна деталь: композитор доподлинно сохранял ритмы народных норвежских танцев, имитацию своеобразного звучания различных народных инструментов, в частности норвежской скрипки - хардингфеле.

Таким образом, Х. Хьерульф занимает одно из центральных мест в истории норвежской музыки первой половины XIX века. Лучшие романсы Хьерульфа сегодня звучат в репертуаре норвежских певцов. Возрождаются традиции мужского хорового пения. Фортепианная музыка композитора изучается и исследуется молодыми музыковедами.

Трудно переоценить воздействие норвежской народной музыки на творчество Х. Хьерульфа. На основе музыкального норвежского фольклора он сумел выработать свой собственный стиль и заложить основу, которая стала платформой для творчества Эдварда Грига.

Литература

1. Гриндэ Н. История норвежской музыки. Л., 1982.

2. Лосев А. Романтизм // Литературная учеба. 1990. Кн. 6. С. 139-145.

3. Шеллинг Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1987. 637 с.

References

1. Grinde N. Istoriya norvezhskoj muzyki [History of Norwegian Music]. Leningrad, 1982.

2. Losev A. Romanticism // Literaturnaja ucheba. 1990. Vol. 6. Pp. 139-145.

3. Schelling F. Compositions in 2 vol. T. 1. Moscow, 1987. 637 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.