Научная статья на тему '«Композит – 17» — российский национальный бренд'

«Композит – 17» — российский национальный бренд Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
199
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Веденин В. Д.

На прошедшем в Швейцарии ежегодном собрании Cham Paper Group упаковочный материал «Композит – 17» признан самым лучшим проектом 2001 г. Параметры упаковочного материала «Композит – 17» сертифицированы центральной лабораторией швейцарской компании «Нестле».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Composite – 17» is the Russian national brand

At the annual meeting of the Cham Paper Group, held in Switzerland, the packaging material under the trade mark « Composite – 17» has been acknowledged as the best project of the year of 2001. The parameters of the « Composite – 17» packaging material have been certified by the Central laboratory of the Swiss company «Nestle».

Текст научной работы на тему ««Композит – 17» — российский национальный бренд»

УПАКОВКА И ЛОГИСТИКА

«Композит-17» -

российский национальный бренд

В.Д.Веденин

ООО «Полиграфоформление-ФЛЕКСО»

Производство № 2 ОАО «Полиграф-оформление» (ныне - ООО «Поли-графоформление-ФЛЕКСО») 11 декабря 1998 г. изготовило опытный образец упаковочного материала «Композит-17». Сегодня каждая вторая российская конфета упакована в этот материал.

В 2000 г. предприятие произвело 99 т материала «Композит-17», в 2004 г-2867 т. Таким образом, производство и продажа материала «Композит-17» за 5 лет увеличилось в 33 раза. Что же обусловило столь впечатляющий результат? Прежде всего, уникальные свойства материала «Композит-17». Чтобы понять уникальность потребительских характеристик материала «Композит-17», следует сравнить его с конкурентными материалами. Так называемые «твист-материалы» традиционно используются в российской кондитерской отрасли для индивидуальной упаковки конфет и карамели разных форм и размеров. Этикетки из

этих твист-материалов можно разделить на три группы:

• парафинированные бумажные (роколонд, твистинг, БК-40);

• пленочные однослойные (ПВХ, по-лифан, хайкор, твист-лайт, венто-твист, твист-пан, к-твист и т.п.);

• многослойный комбинированный материал «Композит-17».

Две последние группы удовлетворяют более высокую (по сравнению с первой группой) эстетическую потребность покупателя. Их мы и будем сравнивать между собой.

Обсудим подробнее некоторые наиболее важные потребительские свойства.

Твист-эффект. Под этим названием подразумевают способность материала сохранять состояние, возникшее в результате воздействия на него скручивающего усилия. В частности, на упаковочном автомате этикетка закручивается вокруг конфеты. Твист-эф-

Потребительские свойства

Этикетки из материала «Композит-17» Этикетки из пленочных твист-материалов (ПМ)

Отличный твист-эффект Не наводится электростатический заряд Краска прочно удерживается на поверхности отпечатанной этикетки Экологически чистый, безопасный материал У большинства ПМ твист-эффект неудовлетворителен Наводится электростатический заряд Часто адгезия краски к поверхности этикетки недостаточна Многочисленные химические добавки, обусловливающие твист-эффект ПМ, мигрируют на поверхность упаковки и проникают в конфету

Не требуется подвертка ГОСТ требует использовать подвертку

Срок хранения конфет увеличивается за счет снижения пропускающей световой способности упаковки Срок хранения конфет - стандартный (свет проникает сквозь упаковку и ускоряет процесс окисления жиров)

Процент отходов при упаковке менее 1 % Процент отходов при упаковке имеет большой разброс

Стабильность поставок упаковки: есть пять поставщиков сырья и материалов для производства «Композит-17» Каждый ПМ поставляется на российский рынок единственным иностранным производителем

Толщина материала (48 мкм) близка к толщине бумажной парафинированной этикетки, что позволяет легко перестраивать автоматы типа «Ногема» при переходе с бумажной этикетки на материал «К-17» и обратно Упаковочные автоматы типа «Ногема» не были рассчитаны на использование тонких (23-30 мкм) пленочных твист-материалов

Легко выдерживает нагрузки при скоростях современных упаковочных автоматов, превышающих 500 выбросов в 1 мин Механические параметры (удлинение, разрыв), электростатический заряд, слабая адгезия краски к основе затрудняют использование существующих ПМ при скоростях более 500 выбросов в мин

Используется для упаковки конфет и карамели способами «в закрутку», «в саше», «в носок», «куполообразно» Используются для упаковки конфет и карамели способом в «закрутку»

фект упаковочного материала «Компо-зит-17» возникает в результате сложной технологической обработки (ла-минация, парафинирование). Твист-эффект у пленочных однослойных материалов появляется при добавлении в процессе экструзии в расплавленную массу гранул полипропилена (полиэтилена) нескольких (до пяти) разных компонентов химического происхождения. Разработана и применяется методика («ТАРР1» АБТМ D920) измерения величины твист-эффекта. Все упаковочные материалы, используемые для индивидуальной упаковки конфет и карамели способом «в закрутку», располагаются в порядке убывания величины твист-эффекта следующим образом: целлофан, ПВХ, «Композит-17», полифан, твист-пан, к-твист, венто-твист, твист-лайт, хайкор и т. д. Ограничимся рассмотрением материалов, представленных в заметной доле на российском рынке.

Идеальный для упаковки конфет и карамели материал - целлофан - давно не используется в России из-за его высокой цены. Распространение ПВХ минимально по экологическим соображениям.

Пленочные твист-материалы регулярно появляются, недолго живут и умирают. Три основные причины определяют недолгий срок их жизни: недостаточный твист-эффект, электростатический заряд, высокая цена. Две первые причины - практически неустранимы органическими дефектами этих материалов. Не известен ни один пленочный твист-материал, разработчики которого совершенствовали бы технологию его изготовления с целью улучшения твист-эффекта. Так «погибли» хайкор, твист и др. Более того, в процессе жизни после изготовления твист-эффект этих материалов монотонно снижается вследствие неизбежной миграции добавок из толщи материала на его поверхность. Специалисты ООО «ПОФ-ФЛЕКСО» постоянно совершенствуют технологию изготовления материала «Композит-17» с целью, в частности, улучшения его твист-эффекта.

Электростатический заряд. На поверхности диэлектрических материалов (к таковым относятся и синтетические твист-пленки) при трении или разрыве слоев возникают электростатические заряды. Такие заряды неизбежно наводятся и на поверхности пленочных твист-материалов при их движении в упаковочном автомате

(разрыв слоев в момент раскручивания бобины, трение о воздух и элементы упаковочного автомата). Вследствие кулоновских сил притяжения (отталкивания) этикетка из пленочных твист-материалов притягивается (отталкивается) к различным частям упаковочного автомата. Процесс упаковки конфеты становится неуправляемым. Качество закрутки снижается, отходы увеличиваются. Отечественные изобретатели придумали несколько способов устранения электростатического заряда: повышение влажности окружающего воздуха, отвод заряда с помощью тщательно организованного заземления упаковочного автомата, ионизация пространства, примыкающего к поверхности твист-пленки, отрыв этикетки от частей автомата с помощью сжатого воздуха. Эти способы, применяемые на практике в рамках, допускаемых технологией изготовления кондитерских изделий, далеко не всегда приводят к положительному результату.

Существуют диэлектрические материалы, на поверхности которых заряды при трении не образуются, например парафин. Внутренняя поверхность упаковочного материала «Композит-17» покрыта пищевым парафином, поэтому он избавлен от наведенного электростатического заряда.

Экологическая безопасность. В апреле 2001 г. Европейский парламент в Брюсселе запретил использование ПВХ в качестве упаковочного материала для пищевых продуктов по соображениям экологической безопасности. Запрет связан с теми вредными для человека химическими добавками, которые мигрируют из толщи пленочных твист-материалов на их поверхность и далее попадают в пищевой продукт. Миграция резко усиливается при повышении температуры. Кроме того, добавки ускоряют процесс окисления жиров, содержащихся в шоколадных конфетах, что приводит к их «прогорканию» и «поседению». Проблема, которая ждет решения от экологов.

Пищевой парафин используется в кондитерской отрасли России более 40 лет, утвержден всеми ГОСТами и ТУ в качестве непосредственно контактирующего с пищевым продуктом, не вызывает никаких сомнений относительно своей безвредности для человека. Упаковочный материал «Компо-зит-17» не содержит вредных добавок, которые могли бы диффундировать в кондитерское изделие.

PACKAGING AND LOGUISTICS

Отметим еще один аспект, касающийся безопасности потребителя конфет. Фотометрические исследования ООО «Полиграфоформление-ФЛЕК-СО» показали, что пропускание света упаковочным материалом «Композит-17» в 95 раз меньше аналогичного показателя для однослойных твист-пленок. Известно, что свет - мощный катализатор окислительных процессов. Следовательно, свет, проникающий сквозь однослойную твист-пленку, также будет способствовать ускоренному окислению жиров, содержащихся в шоколаде.

«Композит-17» - на российском рынке. Материал «Композит-17», ставший российским национальным брендом, способствует эффективному продвижению на рынке кондитерских изделий.

Потребители упаковки на основе материала «Композит-17» - 55 кондитерских фабрик России, общий объем производства кондитерских изделий которых составляет более 80 %. Среди них компании «Нестле», «СладКо», «Красный Октябрь», «Славянка» (Старый Оскол), Кондитерский Дом «Восток», «Азарт».

Производственная мощность двух технологических линий по производству материала «Композит-17» составляет 3600 т в год. Материал «Компо-зит-17» удачно сочетает достоинства пленки и парафинированной бумаги, используется для упаковки конфет и карамели способами «в закрутку», «в саше», «в носок», «куполообразно». Металлизированная «блестящая» поверхность материала «Композит-17» подчеркивает элитность упакованного российского продукта. Сегодня под общим брендом «Композит-17» разработаны, внедрены в производство и применяются пищевыми отраслями России пять разных упаковочных материалов.

Уникальные потребительские свойства материала «Композит-17» и экономическая выгода для потребителей обеспечили его стремительное внедрение на российский кондитерский рынок.

Полифан 20 %

«Композит-17» 43 %

Прочие 23 %

Рыночные доли металлизированных твист-материалов в 2004 г.

Широкое распространение упаковочного материала «Композит-17» на рынке стимулировало появление конкурентов - производителей аналогичного продукта. Это - процесс благоприятный для потребителей. Но... «бойтесь подделок». Стремление «облегчить» упаковочный материал вынуждает некоторых производителей нарушать технологию его изготовления. Не парафинируют бумагу, используют тонкую конденсаторную бумагу, не сертифицированную в качестве пищевой. Конденсаторная бумага, применяемая в подобных композиционных материалах, имеет характерный коричневый оттенок. Для производства такой бумаги используется небеленая целлюлоза низкого качества. Оба эти нарушения не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям к пищевому продукту и отрицательно сказываются на потребительских свойствах упаковки.

Параметры упаковочного материала «Композит-17» сертифицированы центральной лабораторией швейцарской компании «Нестле».

Упаковочный материал «Композит-17» признан самым лучшим проектом 2001 г. на прошедшем в Швейцарии ежегодном собрании Cham Paper Group. Компании ООО «Полиграф-оформление-ФЛЕКСО» вручен соответствующий диплом.

<\Хполиграфоформление-ФЛЕКСО

Производство гибкой упаковки

Россия, 197110, Санкт-Петербург, ул. Корпусная, д. 9

Тел. (812) 235-10-18, 235-36-23 Тел./факс (812) 232-37-42, 230-49-75

E-mail: market@pof-flexo.spb.ru www.pofprint.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.