Научная статья на тему 'КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ'

КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная направленность / склонности / мотивация / professional orientation / aptitudes / motivation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полещук Юлия Анатольевна

Рассматриваются аспекты феномена профессиональной направленности личности, приводятся данные эмпирического исследования, предлагаются пути развития профессиональной направленности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полещук Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENTS OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS-TEACHERS

In the article approaches to the phenomenon of professional orientation of a person are revealed, the results of the empirical research, ways of developing of professional orientation of students are described.

Текст научной работы на тему «КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ»

языком, и студентами-психологами (U=455; р<0,01); студентами-лингвистами, владеющими немецким языком, и педагогами (U=68; р<0,01); студентами-лингвистами, владеющими немецким языком, и инженерами (U=91; р<0,01); педагогами и актерами (U=186; р<0,01) и инженерами и актерами (U=254; р<0,01);

Несомненно, полученные результаты в констатирующем эксперименте требуют продолжения исследования, в том числе и лонгитюдного, но тем не менее можно сделать следующие выводы:

1. Создаваемая в ходе обучения культурно-языковая среда является значимой в формировании способностей, в частности, в успешности распознавания эмоций в устной иноязычной речи.

2. Профессиональная деятельность, сопряженная с произвольностью эмоциональной сферы, способствует более успешному распознаванию эмоций в устной иноязычной речи.

3. При декодировании эмоций в устной иноязычной речи знание языка в успешности распознавания эмоций может быть более значимо, чем произвольность эмоциональной сферы.

Литература

1. Барабанщиков В.А. Психология восприятия. — М.: Когито—Центр, 2006. — 239 с.

2. Би Х. Развитие ребенка. — СПб.: Питер, 2004. — 768 с.

3. Вильсон Г. Психология артистической деятельности. — М.: Когито—Центр, 2001. — 384 с.

4. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и личностное познание. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 592 с.

5. Мацумото Д. Психология и культура. — СПб.: Питер, 2003. — 718 с.

6. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. Психологическое содержание, диагностика, коррекция. — М.: Изд-во «Флинта», 2001. — 192 с.

7. Подпругина В.В. Блинникова И.В. Ментальные репрезентации эмоций у учащихся общеобразовательной школы и школы искусств // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 3. С. 31—44.

8. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — 415 с.

КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ

Полещук Юлия Анатольевна (Минск, Республика Беларусь), кандидат психологических наук, доцент, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. E-mail: Polishuk@tut.by

Аннотация. Рассматриваются аспекты феномена профессиональной направленности личности, приводятся данные эмпирического исследования, предлагаются пути развития профессиональной направленности студентов.

Ключевые слова: профессиональная направленность, склонности, мотивация.

COMPONENTS OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS-TEACHERS

Poleshchuk Yuliya Anatolevna (Minsk, Repablic ofBelarus), Candidate ofPsychological Sciences, Associate Professor, Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank. E-mail: Polishuk@tut.by

Abstract. In the article approaches to the phenomenon of professional orientation of a person are revealed, the results of the empirical research, ways of developing of professional orientation of students are described.

Keywords: professional orientation, aptitudes, motivation.

Усиление конкуренции на рынке труда предъявляет ряд новых требований к современному выпускнику учреждения высшего образования. Недостаточно быть специалистом в своей отрасли, необходимо обладать личностными характеристиками, которые позволят добиться ощутимых профессиональных достижений. В данном контексте становится актуальным развитие профессиональной направленности личности на этапе профессиональной подготовки.

В психолого-педагогических исследованиях профессиональная направленность личности рассматривается как важнейшее условие профессионального самоопределения, как критерий овладения профессией и закрепления в ней, как ведущий фактор повышения эффективности образовательного процесса, как основа профессиональной адаптации [2].

Профессиональная направленность выступает как относительно устойчивое образование личности, входящее в структуру общей направленности, и выражает собой систему потребностей и преобладающих мотивов, ценностных ориентаций и воплощается в профессиональных целях, установках и активности учащихся по их достижению [2].

Успешность развития профессиональной направленности зависит от места, которое она занимает в структуре общей направленности личности, от адекватных мотивов, профессиональных потребностей и ценностных ориентаций; большое значение имеет осознанность и обоснованность выбора профессионального пути, сформированность профессиональных представлений [2].

По мнению К.К. Платонова, направленность представляет собой иерархический ряд взаимосвязанных форм: начиная от влечения, через желания, интересы, склонности, стремления, идеалы — к мировоззрению и убеждению. В этих формах проявляются отношения, моральные качества и различные формы потребностей [1].

Для развития профессиональной направленности личности этап профессиональной подготовки выступает как оптимальный, поскольку профессиональный выбор совершен и возникает возможность профессиональной идентификации.

В нашем исследовании диагностика профессиональной направленности осуществлялась при помощи опросника Дж. Голланда, позволяющего выявить профессиональные типы личности. Испытуемыми выступили 40 студентов-педагогов второго курса Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.

В опроснике предлагаются шесть профессиональных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический. Преобладание первых трех типов и определяет предпочитаемый тип профессии. Каждому профессиональному типу соответствует профессиональная среда, которая называется так же, как и тип личности: реалистическая, интеллектуальная, социальная, конвенциональная, предприимчивая, артистическая [7].

Реалистический профессиональный тип ориентирован на конкретную деятельность, свзанную с использованием инструментов и механизмов. Интеллектуальный тип любит аналитическую работу, поскольку обладает нестандартным мышлением и творческим подходом. Социальный тип ориентирован на межличностное взаимодействие, так как умеет выстраивать отношения с людьми. Конвенциональный тип предпочитает четко структурированную деятельность, с конкретными и понятными предписаниями. Предприимчивый тип стремится к лидерству, влиянию на других людей для достижения собственных целей. Артистический тип ориентирован на собственный глубокий внутренний мир, предпочитает деятельность, свзанную с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной и сценической сферами [6; 7].

Данные диагностики показали, что у респондентов исследуемой выборки профессиональные типы выражены следующим образом: преобладает артистический тип (выявлен у 30 % опрошенных), затем следуют социальный (22 %), интеллектуальный (20 %),

предприимчивый (15 %) типы, наименее представленными оказались конвенциональный (8 %) и реалистический (5 %) типы [3].

По мнению Дж. Голланда, профессиональный выбор личности и ее поведение определяется не только личностными характеристиками, но и средой, в которой человек проявляет свою активность. Он осуществляет поиск такой среды, в которой наиболее полно сможет раскрыть свой профессиональный тип, способности, проявить свои ценностные ориентации и направленность. При совпадении профессионального типа и типа среды ожидается максимальная эффективность работы личности, наибольшее удовлетворение от деятельности и ее результатов, достижение успехов [7].

В профессиограмме «Учитель» Е.С. Романова предлагает термин «профессиональный интерес» [6], который можно соотнести с профессиональным типом, и, следовательно, с профессиональной средой, по Дж. Голланду. У будущих учителей доминирующей профессиональной средой является социальная среда, для которой оптимальным выступает социальный тип. Вместе с тем допустимыми для социальной профессиональной среды являются артистический и предприимчивый типы [7].

Дополнительным профессиональным интересом выступает артистический тип среды [6], для которой наиболее подходящим является артистический профессиональный тип, а также подходят интеллектуальный и социальный типы [7].

Выраженность социального, артистического, предприимчивого типов (в нашем исследовании — 67 %) личности является благоприятной предпосылкой для работы респондентов в сфере «человек—человек».

Проявления артистического, интеллектуального и социального типов у респондентов составляют в сумме 72 %, что предполагает уверенную ориентацию опрошенных в таких отраслях будущей трудовой деятельности, которые предполагают проявление артистических способностей и склонностей.

Поскольку среди профессионально важных качеств педагогов выделяют коммуникативные и организаторские способности [6], нами были изучены коммуникативные и организаторские склонности в контексте профессиональной направленности личности. Диагностика проводилась при помощи методики КОС-2 В.В. Синявского и Б.А. Федори-шина, позволяющей выявить уровень коммуникативных и организаторских склонностей личности.

Проявление коммуникативных склонностей у студентов-педагогов отмечается на очень высоком и высоком уровнях у 36 % опрошенных, на среднем уровне — у 8 %, на низком и ниже среднего — у 57 %.

Организаторские склонности представлены данными очень высокого и высокого уровней у 35 % респондентов, средний уровень продемонстрировали 13 % испытуемых, на низком и ниже среднего уровнях находятся показатели 52 % студентов.

В целом невысокие показатели коммуникативных и организаторских склонностей могут свидетельствовать о неустойчивости их проявления у испытуемых. В то же время более трети опрошенных активно стремятся к деятельности, требующей проявления коммуникации и организаторских склонностей, и испытывают потребность в ней.

Изучение мотивации как компонента профессиональной направленности при помощи опросника А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» позволяет констатировать, что 50 % студентов ориентированы на достижение успеха, и только 13 % опрошенных демонстрируют боязнь неудачи, в то время как у 37 % студентов мотивационный полюс четко не отмечен [3].

Выраженность мотивационной составляющей по методике «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной, показывает, что у 55 % респондентов доминирует направленность на приобретение знаний и овладение профессией, у 45 % — ориентация на получение диплома [3].

С целью выявления взаимосвязи между компонентами профессиональной направленности был использован метод ранговой корреляции Спирмена. Для показателей данной выборки установлены значимые взаимосвязи между переменными «коммуникативные склонности» и «приобретение знаний» (р<0,05), «коммуникативные склонности» и «овладение профессией» (р<0,05), «коммуникативные склонности» и «мотивация на успех» (р<0,05), «коммуникативные склонности» и «боязнь неудачи» (р<0,05), «коммуникативные склонности» и «организаторские склонности» (р<0,05), «организаторские склонности» и «приобретение знаний» (р<0,05), «организаторские склонности» и «мотивация на успех» (р<0,05), «организаторские склонности» и «боязнь неудачи» (р<0,05).

Также установлены значимые взаимосвязи между переменными «предприимчивый профессиональный тип» и «овладение профессией» (р<0,05), «мотивация на успех и боязнь неудачи» и «приобретение знаний» и «овладение профессией» (р<0,05) [3].

Несмотря на низкие показатели коммуникативных и организаторских склонностей, у студентов наблюдается их взаимосвязь с внутренней мотивацией («приобретение знаний», «овладение профессией»), что подкрепляется связью с мотивацией на достижение успеха. Указанные параметры создают благоприятный прогноз для профессионального и личностного развития студентов в контексте профессиональной направленности. Некоторые затруднения могут возникнуть у тех студентов, у которых коммуникативные и организаторские склонности коррелируют с показателем «боязнь неудачи».

Для развития профессиональной направленности личности студентов эффективно психологическое сопровождение обучения профессии, которое осуществляется в двух направлениях — непосредственном и опосредованном [4; 5]. Применение психологического сопровождения в процессе подготовки специалистов позволит оптимально развивать профессиональную направленность личности в целом и ее компоненты, ориентировать студентов на построение успешной карьеры.

В дальнейшем интересно изучить развитие профессиональной направленности у студентов разных специальностей и на разных этапах обучения.

Литература

1. Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. — 256 с.

2. Полещук Ю.А. Профессиональная направленность личности: теория и практика: пособие. - Минск: БГПУ, 2006. - 92 с.

3. Полещук Ю.А. Мотивация в структуре профессиональной направленности студентов-педагогов // Наука — образование — профессия: системный личностно-развивающий подход: сборник статей / Под общ. ред. Л. М. Митиной [Электронное издание]. — М.: Издательство «Перо», 2019. — С. 379—381.

4. Полещук Ю.А. Ценностные ориентации в структуре профессиональной направленности студентов-психологов // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть 1. Методология системогенетического подхода. Конструктивные и деструктивные тенденции профессионального становления и реализации личности: материалы VII Международной научно-практической конференции, Ярославль, 20—22 октября 2015 г. / Под ред. Ю. П. Поваренкова. — Ярославль: ООО «Агенство литера», 2015. — С. 262—264.

5. Полещук Ю.А., Бойко С.И. Специфика профессиональной направленности и политической ориентации будущих специалистов в сфере государственного управления // Психологическое сопровождение образовательного процесса: сб. науч. статей. Вып. 7. В 2 ч. Часть 1. — Минск: РИПО, 2017. — С. 154—161.

6. Профессиограмма «Учитель» // Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. — СПб.: Питер, 2003. — С. 384—388.

7. Holland J.L. Making vocational Choices: A Theory of Vocational Personalities and Work Environments. — Odessa, Fla: Psychological Assessment Resources, 1997. — 303 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.