Научная статья на тему 'Компоненты модели формирования экологического сознания обучающихся общеобразовательного учреждения и способы их эффективной реализации'

Компоненты модели формирования экологического сознания обучающихся общеобразовательного учреждения и способы их эффективной реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ / АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ECOLOGICAL EDUCATION / MODEL / MODEL COMPONENTS / ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS AND ORGANIZATIONAL FORMS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блягоз Нафсет Шумафовна

Статья посвящена актуальной проблеме разработке и эффективной реализации компонентов модели формирования экологического сознания обучающихся. В ней автор дает определение ключевым понятиям, представляет и характеризует компоненты модели формирования экологического сознания обучающихся, рассматривает их во взаимосвязи и показывает способы их эффективной реализации как целостной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENTS OF THE MODEL FOR FORMING ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION AND WAYS OF THEIR EFFECTIVE IMPLEMENTATION

The article considers an actual problem development and effective implementation of the components of the model for the formation of the environmental consciousness of students. The author defines key concepts, represents and characterizes the components of the model of the students’ environmental consciousness formation, examines them in interrelation and shows the ways of their effective implementation as an integrated system.

Текст научной работы на тему «Компоненты модели формирования экологического сознания обучающихся общеобразовательного учреждения и способы их эффективной реализации»

УДК 378.016:574 ББК 74.58+20.1 Б - 71

Блягоз Нафсет Шумафовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», e-mail: nafset410yandex.ru

КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СПОСОБЫ ИХ

ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ (рецензирована)

Статья посвящена актуальной проблеме - разработке и эффективной реализации компонентов модели формирования экологического сознания обучающихся. В ней автор дает определение ключевым понятиям, представляет и характеризует компоненты модели формирования экологического сознания обучающихся, рассматривает их во взаимосвязи и показывает способы их эффективной реализации как целостной системы.

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическое образование, модель, компоненты модели, активные и интерактивные методы и организационные формы обучения.

Blyagoz Nafset Shumafovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of General Pedagogy of FSBEI HE "Adygh State University", e-mail: nafset410yandex.ru

COMPONENTS OF THE MODEL FOR FORMING ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION AND WAYS OF THEIR EFFECTIVE IMPLEMENTATION

(Reviewed)

The article considers an actual problem - development and effective implementation of the components of the model for the formation of the environmental consciousness of students. The author defines key concepts, represents and characterizes the components of the model of the students' environmental consciousness formation, examines them in interrelation and shows the ways of their effective implementation as an integrated system.

Key words: ecological consciousness, ecological education, model, model components, active and interactive methods and organizational forms of training.

Человечество в современном мире оказалось на грани экологической катастрофы (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, С.Н. Глазачев, Д.Н. Кавтарадзе, Г.Н. Каропа, Б.Т. Лихачев, В.М. Назаренко, Г.А. Ягодин и др.) и с этим сегодня никто уже не спорит. Такая ситуация сложилась по причине того, что в течение долгого времени экономическая деятельность человека не согласовывалась с экологическими законами природы и ориентировалась только на конечный его результат - создание продукции в максимально возможных объемах при практическом игнорировании последствий своей деятельности по отношению к природе. Человек возомнил себя высшей ценностью, для которого природа объект человеческих манипуляций, обезличенная окружающая среда, степень ценности которой определяется степенью полезности человеку. Единственной целью взаимодействия человека с природой стало удовлетворение прагматических потребностей. Даже деятельность по охране природы диктуется дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения. Очевидно - экологический кризис продиктован кризисом человеческого сознания, так называемым антропоцентрическим сознанием и исправить ситуацию возможно только путем формирования экологически сознательной личности,

что особенно эффективно можно осуществить в рамках экологического образования обучающихся в общеобразовательном учреждении.

Экологическое сознание - становящаяся форма индивидуального и общественного сознания [1]. «Сознание экологическое - глубокое, доведенное до автоматизма понимание неразрывной связи человека и человечества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека» [2, с. 409]. Это «совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий в технологии взаимодействия с ней» [3, с.128]. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе.

Человек с сформированным экологическим сознанием воспринимает себя и человека в целом одним из множеств взаимозависимых видов на Земле, включенных в единую глобальную экологическую систему. Высшей ценностью для него является гармоничное развитие человека и природы, а сама природа самоценностью вне зависимости от полезности или бесполезности для человека. Его деятельность в природе обусловлена осознанием того, что он включен в сложные экологически, что налагают на его деятельность определенные физические и биологические ограничения, соблюдение которых для него обязательно. Такой человек осознает, что его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к природе - ответственность за его экологическое состояние. Экоцентризм - это и есть основная характеристика современного экологического сознания, раскрывающая его сущность [4,с.10-12].

Для благоприятного формирования экологического сознания необходимо его осуществление в рамках экоцентризма экологическое образование. Экологическое образование - это непрерывный учебно-воспитательный процесс, направленный на усвоение, систематизацию знаний обучающимися о природном мире, развитие у них умений и навыков природоохранной деятельности и формирование экологического сознания, общей экологической культуры.

Педагогический процесс формирования экологического сознания обучающихся, как результат экологического образования явление системное и для его эффективного осуществления целесообразно обратиться к моделированию данного процесса. Модель - это упрощённый объект, упрощённое представление действительного объекта или процесса, предназначенный для представления определенных аспектов этой действительности, позволяющее получить ответы на исследуемые вопросы. В дидактике она широко используется как средство для получения информации о другой системе и ее преобразования.

Модель педагогического процесса формирования экологического сознания обучающихся как система состоит из следующих основных компонентов: целевой, содержательный, организационно-методический, результативный.

Целевой компонент модели - это внутренне представленный, предвосхищенный в мышлении результат деятельности субъектов экологического образования в общеобразовательной школе, на который преднамеренно направлен учебно-воспитательный процесс.

Целью экологического образования, в данной модели является формирование экологического сознания обучающихся, которая также должна стать целью и самих обучающихся как равноправных субъектов осуществления данного процесса.

Содержательный компонент представлен той системой знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственных идей, которыми необходимо овладеть обучающимся в процессе экологического образования. Это та часть социального опыта поколений, которая отбирается для использования в соответствии с поставленными целями и направленная на формирование всех компонентов экологического сознания обучающихся: когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, практически-деятельностный и ценностно-смысловой.

Очень важным в модели является подбор оптимальных методов и организационных форм экологического образования согласно цели и содержания образования, предназначенного для формирования экологического сознания обучающихся. Таким образом, организационно-методический компонент модели представляет собой систему методов и организационных форм реализации педагогического процесса формирования экологического сознания обучающихся.

Формирование экологического сознания не эффективно без диалогического взаимодействия всех участников образовательного процесса учитель-ученик, ученик-ученик, без их совместной деятельности. Это обеспечивается активными и интерактивными методами и организационными формами. Активные методы обеспечивают равноправный диалог между педагогом и обучаемым, когда оба участника взаимодействия активны. Интерактивные методы реализуются как при равноправном диалоговом взаимодействии, так и при диалоге между обучающимися. В этом случае, педагог больше выполняет функцию консультанта. Среди названных групп методов и форм организации учебно-воспитательного процесса для формирования экологического сознания, особенно эффективны дискуссии, обсуждение в парах и группах, а также использовался метод кейс-стади (англ. case study) или ситуационного анализа (метод случаев, ситуаиционный метод) [5, с. 280281]. Последний метод позволяет принять решения обучающемуся в конкретной, реальной ситуации; мозговой штурм, как метод стимулирования творческой активности обучающихся. Эффективны групповые формы работы, ролевые игры, учебные конференции. Они моделируют подлинный процесс решения проблем, который возможен только при учете всего многообразия существующих точек зрения.

Применение диалогических методов обучения педагогом в образовательном процессе создает наилучшие условия для усвоения обучаемым экологических знаний, ценностей, развития умений и навыков, становления у него смыслов экологической деятельности. При этом педагог использует внешнее взаимодействие как условие становления внутреннего мира субъектов деятельности. Эффективной реализации указанного также служит фасилитационный подход к обучению, где педагог выступает в роли проводника и помощника на пути формирования его сознания. Это проявляется в: обучении в духе сотрудничества и сотворчества обучающего и обучающегося; стимулирование деятельности обучающегося в формах одобрения и поддержки; учет индивидуальных особенностей ребенка; чуткое отношение к чувствам и переживаниям, желание понять эмоциональное состояние обучающегося, видеть и развивать его способности, понимать причины поступков и поведения; создание образовательной среды, в которой учитель помогает учащимся выработать собственное мнение, обосновать свою позицию, применить усвоенные знания и способы деятельности в жизни [6].

Создание и предоставление обучающимся таких условий, способствует стимулированию их к проявлению интереса к познанию мира, стремлению осмыслить свое отношение к окружающей природе. Что очень важно, это то, что, оказываемая обучаемым эмоциональная поддержка способствует утверждению положительной самооценки у обучающихся, уверенности в решении экологических проблем.

Успешность формирования экологического сознания предполагает и освоение процедурой экологической деятельности, эффективность которого может обеспечить разработка и реализация обучающимися учебных проектов, направленных на решение и предупреждения экологических проблем.

Проектное обучение в научной литературе трактуется как личностно-ориентированная технология [7; 8; 9]. Ориентация проектного обучения на личностное развитие объясняется, тем, что в ходе разработки и реализации проекта обучающийся занимает авторскую позицию, когда он может воплотить экологическое содержание своего сознания и откорректировать его. При этом педагог выступает в роли партнера, консультанта, а систематизация, полученной научной информации,

установление степени ее достоверности становится прерогативой обучающегося, который вместо усвоения готовых знаний и понятий, строит свое представление о мире, свой проект, свое сознание.

Все методы и организационные формы осуществления экологического образования должны быть направлены на формирование всех компонентов сознания, которые в совокупности представляют экологическое сознание обучающегося: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, практически-деятельностный

Для формирования мотивационной сферы, как компонента экологическое сознание обучающегося целесообразно обеспечить активное восприятие обучающимися природы, экосистем и на этой основе формировать у них представления об экологических связях, находить экологические противоречия. С этой целью проводить - занятия на природе, ролевые игры, организовывать экскурсии, вовлекать обучающегося в проведение наблюдений за объектами и явлениями природы, проводить учебные исследования.

Успешному формированию когнитивного компонента способствует обеспечение понимания обучающимися экологических знаний, способов познания действительности, стимулирование творческого мышления, осуществление ими мыслительных операций, развитие умений и навыков экологически ответственного, сознательного отношения к природе. Этому способствует вовлечение обучающихся в процесс самостоятельного добывания экологической информации из различных источников, анализ учебных и реальных местных экологических ситуаций (кейс-стади), беседы, дискуссии и пр.

Эмоционально-волевой компонент формируется посредством оценивания, осмысления усвоенного материала на основе эмоциональных, практических, эстетических, научных, экзистенциальных, нравственных критериев, что осуществляется при проведении наблюдений, выполнении оценочных заданий, принятии решений. Для этого эффективны рефлексивные и диалогические методы обучения.

Этап практического выбора решений, способов деятельности и норм поведения (практически-деятельностный компонент) в основном реализуется при разработке и реализации проектов, когда в рамках проекта обучающиеся работают самостоятельно и в группах, сами формулируют цель и задачи экологической деятельности, прогнозируют ожидаемые результаты, возможные затруднения и пути их преодоления, разрабатывают и реализовывают план действий.

Этап становления ценностно-смыслового компонента, рассчитан на обеспечение личностного осмысления, присвоения обучающимися ценностей экологической деятельности, способствующей приобретению для них личностного смысла. Этому способствуют проведение ими анализа, оценки, рефлексии результатов экологической деятельности, дискуссия.

Результативный компонент направлен на выявление результатов экологического образования по формированию экологического сознания обучающихся и оценивание уровня их соответствия целям обучения и теоретически обоснованному содержанию образования. Он включает анализ достигнутого итога, рефлексию и его коррекцию в случае необходимости.

Данный компонент модели показывает оптимальность использованных методов и организационных форм в получении запланированного результата в виде цели и в целом отражает эффективность модели. Практический опыт апробации модели показывает, что ее эффективность обеспечивается при условии, когда все компоненты модели работают в единстве и взаимосвязи.

Литература:

1. Соломкина М.А. Экологическое сознание: понятие, типология, интерпретация // Экология человека. 2000. № 2. С. 49-50.

2. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь. Москва: Мысль, 1990. 637 с.

3. Калмыков А.А. Введение в экологическую психологию. Курс лекций. Москва: МНЭПУ,1999. 128 с.

4. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая психология и педагогика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 476 с.

5. Оконь В. Введение в общую дидактику. Москва: Высшая школа, 1990. 382 с.

6. Корякина Н.И. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологии / под общ. ред. С.В. Алексеева. Санкт-Петербург: Союз художников, 2000. 130 с.

7. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. Москва: Академия, 2001. 480 с.

8. Морозова М.М. «Метод проектов» как феномен образовательного процесса в современной школе. Ульяновск, 2005. 231 с.

9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Москва, 2000. 112 с.

Literature:

1. Solomkina M.A. Ecological consciousness: concept, typology, interpretation // Ecology of a man.

2000. №2. P. 49-50.

2. Reimers N. F. Nature management: Dictionary. M.: Mysl, 1990. 637 p.

3. Kalmykov A.A. Introduction to environmental psychology. Course of lectures. M.: MNEPU, 1999. 128 p.

4. Deryabo S.D., Yasvin V.A. Ecological psychology and pedagogy. Rostov n /D.: Phoenix, 1996.

476 p.

5. Okon V. Introduction to general didactics. M.: Higher School, 1990. 382 p.

6. Koryakina N.I. Education for sustainable development: the search for strategy, approaches, technology / Under total ed. of S. V. Alekseev. SPb.: Union of Artists, 2000. 130 p.

7. Slastenin V.A., Kashirin V.P. Psychology and pedagogy. M.: Academy,

2001. 480 p.

8. Morozova M.M. "Project method" as a phenomenon of the educational process in a modern school. Ulyanovsk, 2005. 231 p.

9. Yakimanskaya I.S. Personally oriented education in a modern school. M., 2000. 112 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.