Научная статья на тему 'Компоненты артистизма и методы их развития'

Компоненты артистизма и методы их развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1517
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТИСТИЗМ / АРТИСТИЧНОСТЬ / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / ТРЕНИНГ / ARTISTIC SKILL / ARTISTRY / EXPRESSIVENESS / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазепа Ирина Анатольевна

В статье рассмотрены компоненты артистизма и исследовано влияние психологического тренинга на развитие данных качеств у спортсменов в видах спорта, ориентированных на зрелищный эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Components of artistry and methods of their development

The article analyses the components of artistry and influence of psychological training on development of the given qualities among athletes in sports focused on entertainment effect.

Текст научной работы на тему «Компоненты артистизма и методы их развития»

Таблица 1

Динамика показателей физического состояния мужчин 30-50 лет в годичном ________цикле рекреационных занятий баскетболом (2008 - 2009 г.г.)_________

Показатели Оценка динамики состояния

30-39 лет; п= 15 Х±т Ра 40-49 лет; п=15 Х±т Ра

Сентябрь Май Сентябрь Май

Длина тела, см 181,0±1,7 - - 178,0±2,3 - -

Масса тела,кг 91,7±1,3 87,4±1,1 <0,05 87,9±1,2 83,7±1,3 <0,05

ЖЕЛ, мл 4480±43,1 4536±44,6 >0,05 4172±38,1 4311±37,9 <0,05

ЧСС, уд/мин 69,1±2,8 67±3,1 >0,05 77,1±2,8 76,0±2,6 >0,05

АД, мм рт.ст 128,3±2,2 126,5±2,5 >0,05 132,6±3,6 130,4±3,1 >0,05

ДД, мм рт.ст 81,4±2,9 80,7±2,7 >0,05 83,6±3,4 81,3±3,1 >0,05

Таблица 2

Динамика показателей физической подготовленности мужчин 30-50 лет в годич-________ном цикле занятий рекреационным баскетболом (2008 - 2009 г.г.)__________

Показатели Оценка динамики подготовленности

30-39 лет; п= 15 Х±т Ра 40-49 лет; п= 15 Х±т Ра

Сентябрь. Май Сентябрь. Май.

РШСАГ, мл мин 860±10,9 840±9,2 >0,05 790±9,2 824±10,1 <0,05

МК мл мин кг 35,8±1,3 37,4±1,6 >0,05 32,4±1,3 36,9±1,4 <0,05

ИМТ (индекс массы тела), г/м2 27,9±1,1 24,1±1,0 <0,05 27,2±0,9 24,1±1, 1 <0,05

Жизненный индекс, мл/кг 49,3±3,1 50,9±3,7 >0,05 43,4±2,9 51,8±2,1 <0,05

Проба Руфье 6,0±0,4 5,1±0,3 >0,05 8,2±0,4 6,8±0,3 <0,05

Гибкость позвоночника 7,1±1,36 7,7±1,27 >0,05 5,2±1,38 6,8±1,41 >0,05

Подъем ног до угла 90 за 20 с, раз 19,2±0,8 21,7±0,6 <0,05 15,9±0,5 18,7±0,6 <0,05

Прыжок вверх с места, см 35,6±1,1 38,9±0,9 <0,05 31,2±1,3 33,6±1,4 >0,05

Разгибание рук в упоре лежа, раз 18,7±0,8 21,5±0,9 <0,05 16,1±0,9 18,9±0,7 <0,05

ВЫВОДЫ

В результате констатирующего эксперимента выявлено, что при общепринятой методике проведения рекреационных игровых занятий статистически достоверной реальной положительной динамики в показателях сердечно-сосудистой системы не зафиксировано (табл. 1).

Это объясняется тем, что в процессе групповых занятий (игровые занятия) не удается спланировать и выдержать индивидуально-оптимальную нагрузку для каждого занимающегося, и, как следствие, наблюдается отсутствие экспресс-информации изменения состояния занимающихся непосредственно в процессе занятий.

В группах здоровья такая информация должна быть основной, т.к. в зрелом возрасте основной задачей рекреационных занятий является восстановление и поддержание адаптационных резервов и работоспособности организма, необходимых для успешной профессиональной и бытовой жизнедеятельности человека. Поэтому очень важным и необходимым является внедрение современных кардиомониторов в практику оздоровительных занятий спортивными играми, которые позволили бы оценивать и корректировать деятельность сердечно-сосудистой системы, главной физиологической системы человека, в процессе рекреационных занятий спортивными играми.

Контактная информация: loe3@yandex.ru

КОМПОНЕНТЫ АРТИСТИЗМА И МЕТОДЫ ИХ РАЗВИТИЯ

Ирина Анатольевна Мазепа, аспирант,

Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В статье рассмотрены компоненты артистизма и исследовано влияние психологического тренинга на развитие данных качеств у спортсменов в видах спорта, ориентированных на зре-

лищный эффект.

Ключевые слова: артистизм, артистичность, выразительность, тренинг.

COMPONENTS OF ARTISTRY AND METHODS OF THEIR DEVELOPMENT

Irina Anatolevna Mazepa, the post-graduate student,

St.-Petersburg State University

Annotation

The article analyses the components of artistry and influence of psychological training on development of the given qualities among athletes in sports focused on entertainment effect.

Keywords: artistic skill, artistry, expressiveness, training.

Понятия артистизм и артистичность часто используются как синонимы. Словарь Ожегова трактует артистизм как тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе. Составляющие артистизма подробно описаны в [1, 2]. Мы можем утверждать, что артистизм - это совокупность всех качеств спортсмена, которые влияют на эстетический эффект выполнения композиции.

Специфика сложнокоординированных видов спорта, в которых присутствует оценка артистичности спортсменов, требует определённого уровня развития физических качеств атлетов и их способностей, а также раскрытия когнитивных функций [3].

В исследовании был рассмотрен один из наиболее подходящих и действенных методов психологического воздействия на спортсменов - тренинг, в основе которого лежит игра. Преимущества, которые даёт такого рода поведенческая активность, вполне понятны. Игра создаёт условия для приобретения богатого сенсомоторного опыта и практических навыков, которые могут пригодиться в дальнейшем. Тренинговые упражнения стимулируют когнитивные функции и это способствует более сознательной работе над собой. Спортсмены получают возможность сосредоточиться на других аспектах выступления - на выражении лица, более точном вхождении в образ.

Соответственно были подобраны упражнения, направленные на то, чтобы спортсмены чувствовали себя увереннее, проявляли любопытство в интересующих их вопросах. Чем увереннее спортсмен в своих действиях и поступках, тем это лучше выражается и читается в движениях.

План тренинга представлял собой следующую программу:

1. Приветствие.

2. Настрой на работу.

3. Упражнения на внимание.

4. Содержательные упражнения.

5. Упражнения на уверенность в себе.

6. Упражнения на внимание.

7. Упражнения на развитие артистизма.

8. Упражнения на мотивацию.

9. Завершение.

До и после тренинга спортсмены заполняли «Градусник Киселёва» [4]. Предполагалось, что после тренинга показатели самооценки вырастут. По данным этой методики была составлена диаграмма (табл. 1).

В результате обработки (параметрический метод сравнения средних Scheffe (Шеффе)) было получено:

- статистически достоверные различия были обнаружены (р<0,05) по показателю самочувствие до и после тренинга;

- статистически достоверных различий по остальным показателям обнаружено не было.

Таким образом, существенно различаются средние значения до и после тренинга по показателю самочувствие. Как следует из таблицы 1, все значения после тренингового воздействия, так или иначе, увеличились, что косвенно свидетельствует о влия-

нии тренинга на самооценку спортсменов.

Таблица 1

Влияние тренинга на самооценку спортсменов по «Градуснику Киселёва

Показатели самооценки Средние значения по «Градуснику Киселёва»

до тренинга после тренинга

Самочувствие 63 78

Настроение 78 86

Удовлетворённость тренировкой 72 79

Желание тренироваться 75 83

Внимание 74 78

Настрой на серьёзную работу 68 83

Отношения с товарищами 85 89

Отношения с тренером 83 87

Готовность к соревнованиям 66 74

Спортивные перспективы 69 77

Хотя, мы не можем категорично утверждать, что на эти показатели повлияла только психологическая подготовка, но она сыграла немаловажную роль. Спортсмены стали объективней по отношению к себе и это заметно, например, на приросте в показателях «внимание», «самочувствие», «удовлетворённость тренировкой». Ребята сами стали подмечать, изучать и изменять свои недочёты (это видно на примере роста таких показателей, как «настрой на серьёзную работу», «настроение», «желание тренироваться», «спортивные перспективы» и «готовность к соревнованиям в данный момент», где прирост наиболее выражен).

Не последнюю роль сыграл тот факт, что спортсмены самостоятельно, без каких-либо указаний посещали все занятия в период каникул, приезжали из разных концов города рано утром и активно участвовали в них, что говорит об увлеченности процессом и грамотном построении занятий.

Тренеры отметили, что спортсмены стали более объективно оценивать своё состояние, у многих выросла самооценка, и они стали увереннее чувствовать себя на тренировках, что отражалось на общем восприятии выступления. На тренировках спортсмены стали выполнять задания тренера в полную силу, «у них появился интерес к занятиям», почти все отметили, что смогли добиться изменений, которые они планировали, если не полностью, то хотя бы частично, и это ярко отразилось на практической деятельности спортсменов.

Включая в тренинговые занятия упражнения на внимание, спортсмены сами замечали свой уровень внимательности, корректировали себя, подключали волевые процессы.

Планировалось, что изменения выявятся по параметрам: точность, продуктивность и устойчивость внимания. Все интересующие нас компоненты процесса внимания изучались по «корректурной пробе».

Исследуемым давались бланки (до и после тренинга бланки были разные), в которых необходимо было, последовательно просматривая каждую строчку, отыскивать буквы «К» и «Р» и зачёркивать их. Время работы - 5 минут. Обрабатывая данные, результаты были переведены в балльные оценки и сверены с «ключом» (табл. 2).

Таблица 2

Результаты «корректурной пробы» - процессы внимания (п=8)______________

Точность внимания Продуктивность внимания Устойчивость внимания

до после до после до после

Средние значения 20,5 21,0 8,3 10,4 9,8 11,1

Стандартные отклонения 1,690 1,690 3,412 3,114 1,669 1,356

Достоверность различий 0,592 4,123 4,245

В результате обработки статистическими методами (1-критерий Стьюдента):

- статистически достоверные различия были обнаружены (р<0,01) по показателям продуктивности и устойчивости внимания;

- статистически достоверных различий не было обнаружено по показателю точность внимания.

Следовательно, тренинговые занятия повлияли на продуктивность и устойчивость внимания. У всех спортсменов эти показатели значительно выросли. Тренеры также отмечали, что «ребята стали более внимательны на тренировках, реже отвлекаются, спортсмены начали лучше усваивать поправки».

На показатели точности внимания, скорее всего, повлияла усталость, вялость ребят, так как тестирование проходило после учебных занятий.

В тренинговую программу включались специально подобранные упражнения на развитие качеств артистичности. Ожидалось, что после тренинга оценки вырастут и это будет свидетельствовать о том, что компоненты артистизма возможно развивать с помощью психологического тренинга.

Чтобы проследить изменения по компонентам артистизма, было принято решение сравнить оценки спортсменов по вторым параметрам (артистизм), полученные на двух турнирах, используя 1-критерий Стьюдента (табл. 3).

Таблица 3

Результаты спортсменов на соревнованиях, проведённых до и после тренинга

Вторые параметры (артистизм)1

до (n=20) после (n=20)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средние значения 2,151 2,27

Стандартные отклонения 0,246 0,223

Достоверность различий 5,510 (P<0,01)

1Максимальная оценка по вторым параметрам (артистизм) - 3 балла.

Таким образом, можно сделать вывод, что тренинговые занятия значительно повлияли на оценку компонентов артистизма. Полученные данные свидетельствуют о качественном подтверждении гипотезы о том, что артистичность тренируется. При этом было установлено, что этот аспект подготовленности спортсменов тренируется как с помощью традиционных педагогических воздействий или методов спортивной тренировки, так и средствами психологических воздействий.

К психологическим средствам воздействия можно отнести занятия, которые проводятся в форме психологического тренинга, включающие в себя упражнения на развитие и совершенствование процессов внимания, ощущения собственного тела и импульсов тела, креативности и артистичности при выполнении специальных упражнений, уверенности в себе, собственных знаний о мотивации занятий спортом, умений ставить реальные цели и понимания способов их достижения.

Как показали занятия и их результаты, работа над этими аспектами психологической подготовки спортсменов повлияла на успешность в соревнованиях, повысив компоненты артистизма. Спортсмены, прошедшие психологическую подготовку перед соревнованиями, отметили, что им «очень помогли тренинговые занятия как на тренировках, так и на соревнованиях».

ЛИТЕРАТУРА

1. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений физ. культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2002. - 479 с. : ил. - (Высшее образование).

2. Якимов, А.М. Основы тренерского мастерства / А.М. Якимов. - М. : Терра-Спорт, 2003. - 176 с.

3. Gross, R. Psychology : The science of mind and behavior / Richard Gross. - 5-th ed. -London : British Library, 2005. - 1024 p.

4. Киселев, Ю.Я. Победи! Размышления и советы психолога спорта / Ю.Я. Ки-

селев. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 328 с.

Контактная информация: mazepa13@yahoo.com

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ В ПУЛЕВОЙ

СТРЕЛЬБЕ У КУРСАНТОВ

Александр Федорович Мачула, заместитель начальника кафедры,

Рязанское высшее военное командное училище связи (РВВКУС)

Аннотация

В работе рассматривается проблема формирования двигательных навыков и умений у курсантов высших учебных заведений в процессе занятий пулевой стрельбой. Полученные результаты позволяют говорить о педагогической технологии, способной эффективным образом воздействовать на двигательную сферу курсантов 19-20-летнего возраста при обучении и совершенствовании навыкам и умениям в пулевой стрельбе.

Ключевые слова: двигательные навыки и умения, педагогические технологии, пулевая стрельба, моделирование, психофизические качества, факторный анализ.

THE DEVELOPMENT OF MOTOR SKILLS AND ABILITIES OF BULLET SHOOTING AMONG CADETS

Alexander Fedorovich Machula, the deputy chief of department,

Ryazan Higher Command Signal Military School

Annotation

The article is devoted to the problem of development of motor skills and abilities among the cadets of higher military schools during their bullet shooting exercises. The achieved results of our research allow us to speak about some pedagogical technology, which allows us to influence effectively on motor sphere of the cadets at the age of 19-20 in the process of training and perfection of skills and abilities in bullet shooting.

Keywords: motor skills and abilities, pedagogical technologies, bullet shooting, modeling, psychophysical qualities, factor analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема двигательных навыков и умений давно привлекает внимание психологов и исследователей спортивной дидактики в связи с тем, что она тесно связана с проблемой обучения движениям и их совершенствованием. Эти проблемы имеют свою богатую теорию, в которой можно обнаружить целый ряд нерешенных и спорных вопросов. К ним можно отнести, например, вопрос о соотношении двигательных навыков и умений, представления об их становлении и автоматизации, значение различных видов памяти в запоминании движений, роль произвольного и непроизвольного запоминания в формировании моторики на различных возрастных этапах и другие. Кроме того, в проблемах обучения двигательным действиям и их совершенствовании наблюдается неполнота теоретических разработок. Общепедагогические дидактические принципы автоматически переносятся в сферу спортивной тренировки без учета специфических задач обучения движениям, их совершенствования и присущих им глубинных противоречий в различные возрастные периоды.

Под навыком мы понимаем способность человека к выполнению двигательной задачи не постоянным, фиксированным, но варьирующим набором движений, которые, однако, приводят к постоянному эффекту.

Двигательное умение представляется нами как комплекс способностей, который помогает эффективной реализации имеющегося двигательного потенциала в сложных изменяющихся условиях [4].

Актуальность нашего исследования заключается в разрешении сложившихся в теории и практике спортивной подготовки противоречий между:

- педагогическими возможностями в формировании двигательных навыков и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.