Научная статья на тему 'Компонентный анализ творческого потенциала будущего педагога'

Компонентный анализ творческого потенциала будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонюк Л. А.

в статье рассматривается творческий потенциал будущего педагога как динамическая личностная структура, выраженная интеграцией ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компонентный анализ творческого потенциала будущего педагога»

10. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: в 3-х т. - М.: Педагогика, 1979. Т.1. - С.217.

11. Фрунзе М.В. Итоги и перспективы военного строительства // Избр. произв.: В 2-х т. - М.: Воениздат, 1957. Т.2. - С.160-161.

12. Фрунзе М.В. Ленин и Красная Армия // Избр. произв.: В 2-х т. - М.: Воениздат, 1957. Т.2. - С.212.

13. Шацкий С.Т. Изучение жизни и участие в ней // Пед. соч.: В 4-х т. - М.: Просвещение, 1964. Т.2. - С.296-297.

Л.А. Филимонюк

КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

COMPONENT ANALYSIS OF THE CREATIVE POTENTIAL OF THE FUTURE TEACHER

Аннотация: в статье рассматривается творческий потенциал будущего педагога как динамическая личностная структура, выраженная интеграцией ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов.

Ключевые слова: творческий потенциал, педагог.

Abstract: this article deals with the creative potential of the future teacher as a dynamic personal structure, expressed integration value, cognitive and active components.

Keywords: creativity, teacher.

Современная система образования ставит в центр внимания воспитание человека, обладающего творческой активностью, вариативным мышлением, развитым стремлением к созиданию, ориентированного на высшие формы самореализации. В этой связи возникает необходимость поиска путей содействия максимальному раскрытию сущностных личностных качеств человека на основе учета его индивидуальности. От того, насколько в процессе обучения студент сумеет раскрыть свои способности, ощутить свою значимость, осознать, что он может выступать строителем собственной жизни, будет зависеть его педагогическая интеллектуальная культура. Иными словами, практическое воплощение современных тенденций развития системы профессионального образования самым непосредственным образом связано с идеей творческой самореализации студентов. Это возможно тогда, когда при получении образования в вузе осуществляется не только подготовка к профессиональной деятельности, но и представляется возможность для продуктивной творческой работы в студенческой жизни как таковой, поскольку опыт творческой самореализации этого периода времени задает траекторию будущих профессиональных и личностных проявлений студента.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков произошла смена культурно-исторических парадигм. Сложившаяся в результате духовно-этическая, политическая, экономическая и социокультурная ситуация в качестве одного из приоритетов современного мира диктует становление творческой личности с ярко выраженной субъектной позицией, активной, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Огромная роль в этом процессе принадлежит педагогу и образованию в целом. Говоря о педагоге, мы имеем в виду профессионала, которого отличает духовно-нравственное начало, высокий уровень культуры, творческое самосовершенствование, гуманистический почерк педагогической деятельности.

© Л.А. Филимонюк, 2012

Одним из ключевых элементов становления и развития творческой личности будущего педагога является становление и развитие её творческого потенциала [1; 4]. Мы определяем творческий потенциал будущего педагога как динамическую личностную структуру, выраженную интеграцией ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов.

Ценностный компонент связан с мировоззренческой позицией человека, с его личностными приоритетами. Он отражает признание творчества как ценности, жизненной необходимости, принятие образов творческих личностей в качестве ориентиров в судьбе и в профессии. Для будущего педагога, чья деятельность по определению является творческой, необходимо разобраться в ценностной природе самого творчества. Она заключается в первую очередь в возможности описания с позиций творчества (разного по природе, личностно-общественной окраске, масштабности, последствиям, оценке) всех трёх проекций картины мира (прошлое, настоящее, будущее), их сопоставления, соединения, перехода из одного состояния в другое, многомерности и неоднозначности, явных и скрытых причинно-следственных связей. Ещё одним проявлением ценностной природы творчества является заложенная в нём возможность ценностного прогнозирования. Следует отметить, что творчество присутствует в педагогических ценностях, которые в науке трактуются как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Здесь в разной степени, в разных ракурсах предстают творческий характер педагогической деятельности, творческое преодоление разрывов между реальным и идеальным, производные креативных способностей, становление и развитие творческой индивидуальности самого педагога [2].

Когнитивный компонент отражает многоплановость знания, способствующего пониманию и реализации на практике творческой сути педагогической деятельности. В первую очередь, это знания о человеке, личности, её креативности. Термин «креативность» обозначает способности индивида творчески осмысливать события жизни и собственный опыт, творчески использовать и преобразовывать известное, созидать качественно новое. Креативность педагога находит отражение в его профессиональной деятельности, в том, что принято характеризовать как педагогическое творчество. Знание его специфики является ещё одним показателем когнитивного компонента. В структуру названного компонента нами также включён творчески ориентированный педагогический кругозор. В качестве его показателей выступают: знание педагогических концепций, авторских школ, важнейшей компонентой которых является творчество; знание креативной педагогики и психологии; знание творческого педагогического опыта; глубокое знание и понимание своего предмета; общекультурная компетентность. Вместе с тем для педагога-мастера, педагога-творца мало знать свой предмет и быть эрудитом. Необходимо так преподнести это знание, чтобы оно вызвало живой отклик у слушателей, пробудило у них желание к познанию, а для этого важно, в свою очередь, знать и владеть разноплановым педагогическим инструментарием. К инструментарию такого рода относят педагогические технологии, средства, формы, методы и т.д. И если такое технологическое знание является ещё одним проявлением творчески ориентированного педагогического кругозора и входит тем самым в состав когнитивного компонента творческого потенциала личности будущего педагога, то мастерское владение таким инструментарием есть проявление компонента деятельностного.

Деятельностный компонент творческого потенциала будущего педагога обеспечивает проявление других потенциальных творческих особенностей его личности, способствует творческой организации им образовательного процесса. В качестве важнейшей составляющей данного компонента выступают творческие

способности будущего педагога, а именно: генерирование идей, создание нестандартных композиций из стандартных элементов, соединение традиционного и инновационного, аранжировка и детализация высказанных ранее идей и предшествующего опыта, способность находить позиции сближения в несхожих явлениях и позиции расхождения в явлениях близких по сути, свобода ассоциаций, быстрое реагирование на изменения, видение незнакомого в знакомом, выявление скрытого замысла, осмысление и учёт многомерности педагогических явлений, плодотворное с позиции творчества использование актов общения, частота, чёткость, эмоциональная насыщенность и продолжительность творческого представления, отказ от тупиковых творческих решений и стимулирование нового творческого поиска, рефлексия, совершенная речь. Каждый из названных элементов может существовать в отдельности и с успехом активизироваться в педагогической практике, научной деятельности, но вместе они не только усиливают друг друга, но, главное, расширяют сам творческий потенциал личности будущего педагога и придают ему дополнительную мощь. К деятельностному компоненту следует отнести и творческое владение педагогическим инструментарием. Подобное владение приходит к педагогу в процессе активных действий, практики, упражнений и постепенно становится его достоянием, элементом его творческого потенциала. Оно невозможно без первоначальной отработки необходимых умений и навыков. Но чтобы владение педагогическим инструментарием действительно стало творческим, необходимо «включение» воображения [3].

Становление и развитие творческого потенциала будущего педагога -диалектически связанные, сложные, многоплановые процессы, определяемые ценностно-смысловым содержанием «Я-концепции» личности, её индивидуальной оценкой обстоятельств жизнедеятельности и реакцией на них. Это - соединение типичного и присущего только конкретному человеку. Здесь присутствует элемент конечного (результат на момент рассмотрения и анализа явления) и элемент бесконечного (дальнейшее развитие субъекта; влияние происходящего на всё последующее). И если первый элемент достаточно конкретен и может быть описан и оценен в той или иной степени, то второй - многовариантен в способах и формах своего проявления и нередко непредсказуем в силу зависимости от множества объективных и субъективных факторов. При осмыслении этих процессов важно учитывать особенности протекания стадий самоидентификации, самоопределения и самореализации.

Становлению и развитию творческого потенциала будущего педагога способствует реализация следующих взаимосвязанных психолого-педагогических условий: стимулирование активности, самостоятельности, внутренней свободы; использование рефлексии в процессе личностного и профессионального становления и развития; проектирование и организация образовательного процесса на основе личностных и профессиональных ценностей, определённых гуманистической и творческими парадигмами; широкое использование в образовательной практике креативного подхода; насыщение творчеством образовательно-воспитательного пространства личности педагога.

Анализируя процессы становления и развития творческого потенциала педагога, мы учитываем следующие закономерности: профессиональное образование неотделимо от общего образования и общекультурного развития личности; профессиональное педагогическое образование детерминировано социальным заказом на компетентного, творчески мыслящего и творчески работающего специалиста; эффективность профессионального образования обусловлена активностью самого педагога, его включённостью в профессиональное, творческое саморазвитие; творческий характер и результативность профессионального образования зависят от гармоничной связи

творчески ориентированных содержания, средств, форм и методов, адекватных цели и субъектам деятельности.

Становление и развитие творческого потенциала будущего педагога происходят под воздействием ряда факторов, совокупность которых определяет следующие тенденции - их социокультурную детерминацию, обусловленность актуализацией в образовании уникальности «Я» человека и творческого проявления личности, обусловленность изменением содержания и организации образования. Социокультурная детерминация определяется существующими в обществе культурными традициями, наследием, ситуацией. В силу того, что образование, просвещение выступают важнейшими составляющими культуры, в этот контекст вписаны и образовательные и педагогические традиции, наследие, ситуация. Частным, но значимым проявлением этого, являются представления о сущности педагогической профессии и личности педагога. Социокультурную обусловленность педагогической деятельности ученые (А.П. Тряпицына, С.А. Писарева и др.) трактуют как «совокупность взаимосвязанных социальных и культурных отношений к деятельности педагога, которые определяются тенденциями изменений в социальных структурах общества, в позиции государства в отношении целей образования, в изменениях в культуре, проявляющихся в первую очередь в формировании нового культурного типа личности».

Становление и развитие творческого потенциала являются неотъемлемой частью профессионально-личностного становления и развития будущего педагога.

Литература

1. Гребенкина JI.K. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: дис. док. пед. наук. - М., 2000. - 441 с.

2. Иванченко В.Н. Развитие творческого потенциала педагога дополнительного образования в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2010. - 210 с.

3. Михайлов А.Ю. Развитие творческого потенциала будущего педагога в образовательном процессе вуза: автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2006. - 22 с.

4. Мартишина Н.В. Сущность и основные характеристики творческого потенциала педагога // Педагогическое образование и наука. 2007. № 5, с. 9-11.

М.Н. Шаталова

РОЛЬ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

ROLE OF SUBJECT-SUBJECT INTERACTIONS IN DELINQUENCY PREVENTION TEENAGERS

Аннотация: государство предусматривает, что в целях дальнейшего укрепления законности в деятельности государственных органов и общественных организаций по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечения надлежащих условий для воспитания детей и подростков, нуждающихся в специальном педагогическом режиме, повышения эффективности мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям, необходимо совместно решать задачи по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказанию на

© М.Н. Шаталова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.