«обратную связь». Также реализуется принцип дела, а не амбиций: «Сегодня ты играешь Иван-царевича, а завтра ты будешь участником массовки». Один из центральных приемов здесь - это работа над заданием малым группам. В ситуации взаимодополнения и постоянной смены ролевых функций эффективно работают и постоянно оттачиваются умения создавать общий лад в совместной работе. Возникает объективная необходимость включения в работу каждого участника группы. Наконец, реализуется принцип оценки деятельности. Отрабатывается такт в умении «судить» работу другой группы «по делу», а не по личным симпатиям и претензиям. Для этого педагог устанавливает деловые, конкретные критерии оценок выполнения заданий.
Таким образом, формы театрального действа надежно служат самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Детский театр как форма досуговой деятельности становится не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Решаются важнейшие задачи социализации ребенка в системе дополнительного образования.
Литература
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ; 2001. -
352 с.
2. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002, -288 с.
3. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях.
- М.: АПРИКиТ, 2004. - 35 с.
4. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- 336 с.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 200 с.
6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПбГУП, 2012. - 538 с.
А.А. Торгашкин
ПРОБЛЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПОСЛЕОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ (1917-1991 ГГ.)
THE PROBLEM OF PREVENTING AND OVERCOMING NEGATIVE PERSONALITY TRAITS IN THE POST-OCTOBER PERIOD OF HISTORY (1917-1991 GG.)
Аннотация: в статье рассматривается проблема предупреждения и преодоления негативных качеств личности в послеоктябрьский период истории (19171991 гг.), с этой целью сделан историко-педагогический анализ исследуемой проблемы, который свидетельствует, что комплексный спектр проблем антисоциального, отклоняющегося поведения является предметом изучения многих наук: психиатрии, социологии, философии, права, психологии и педагогики.
© А.А. Торгашкин, 2012
Ключевые слова: предупреждение и преодоление, негативные качества, профилактическая деятельность, перевоспитание, отклоняющееся поведение, концепция.
Abstract: the article considers the problem of preventing and overcoming the negative qualities of the personality in the post-October period of history (1917-1991 gg.), to this end made the historical-pedagogical analysis of the problem, which showed, that a comprehensive range of problems of anti-social, deviant behavior is the focus of many Sciences: psychiatry, sociology, philosophy, law, psychology and pedagogy.
Keywords: preventing and overcoming, negative personality trait, rehabilitation, deviant behavior, concept.
Историко-педагогический анализ проблемы предупреждения и преодоления негативных качеств личности в послеоктябрьский период истории свидетельствует, что комплексный спектр проблем антисоциального, отклоняющегося поведения с первых лет Советской власти стал предметом изучения многих наук: психиатрии, социологии, философии, права, психологии и педагогики. Предметом исследования ученых стали сущность и содержание предупреждения и преодоления негативных качеств, диагностика отклоняющегося поведения, выяснение его причин и условий, разработка системы превентивных педагогических воздействий и другие вопросы.
В 20-30-е годы в педагогической мысли обозначились основные направления исследований проблемы предупреждения и преодоления негативных качеств и ее искоренения. Представители педагогического направления (Гроборов А.Н., Бельский В.Г., Лазурский А.Ф., Никольский В.Н. и др.) объяснили наличие у определенной части молодых людей негативных качеств с позиций врожденной предрасположенности к дурному или хорошему [1]. Работы данных ученых были не лишены некоторых заблуждений и ошибок, прежде всего, в биологизаторском подходе при установлении основных причин отклоняющегося поведения.
Несколько иначе смотрели на проблемы предупреждения и преодоления различных отклонений в поведении трудных воспитанников известные представители другого направления того времени (Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий,
B.Н. Сорока-Россинский, А.С. Макаренко и др.). Важное значение для теоретического и практического изучения и решения проблемы предупреждения и преодоления негативных качеств имели труды Н.К. Крупской. Она неоднократно указывала, что процесс предупреждения и преодоления негативных качеств определяется наличием у перевоспитуемого негативных качеств личности и в связи с этим необходимостью педагогического воздействия на него. При этом она резко выступила против понятия «морально-дефективная личность».
Взглядов Н.К. Крупской на сущность и содержание процессов перевоспитания придерживался в своих трудах ученый и педагог П.П. Блонский. Он отмечал, что психика человека носит изменчивый характер, что он не может родиться нравственным или безнравственным. «Поведение человека, - писал ученый, - есть изменчивое явление, и задача состоит в том, чтобы установить, каким образом, в зависимости от чего, чем и как обусловлено человеческое поведение» [2, с. 13].
Вопросами перевоспитания и профилактики занимался советский педагог
C.Т. Шацкий. В своей практической работе он настойчиво искал причины «дефективности воспитания личности». С.Т. Шацкий подчеркивал, что психические изменения происходят под влиянием жизни и во многом зависят от условий среды, что психику растущего человека следует изучать в ее отношениях к условиям жизни [14, с. 296-297].
Значительный вклад в научное понимание и решение проблемы предупреждения и преодоления негативных качеств в специальных учреждениях внес представитель советской педагогики А.С. Макаренко. Приступив к работе в колонии, он считал «своей
миниатюрной задачей: вправить души у этих самых правонарушителей, сделать их вместимыми в жизнь, т.е. подлечить, наложить заплаты на характеры, чтобы человек мог вести трудовую жизнь» [5, с. 438]. В «Педагогической поэме» А.С. Макаренко высказал мысль о том, что основным моментом перевоспитания, преодоления негативных качеств нужно считать игнорирование тяжкого прошлого и тем более прошлых правонарушений. И далее он сделал вывод: прежде всего надо, чтобы перевоспитуемые забыли о своем неприятном прошлом, чтобы они поверили в лучшее будущее [7, с. 216].
Взгляды основоположников советской педагогики на сущность проблемы предупреждения и преодоления негативных качеств были развиты в трудах других ученых 20-х - 30-х годов: Л.В. Занкова, В.Ф. Певзнера, В.Ф. Шмидта, В.Н. Мясищева и др. [3, с. 7-16] К числу основных факторов, способствующих формированию негативных качеств, они наряду с социально экономическими факторами относили и психолого-педагогические: отрицательное влияние семьи, школы, улицы, товарищей, любопытство, подражание и т.д.
Определенный вклад в разработку теоретических и практических основ военной педагогики, в решение задач предупреждения и преодоления негативных качеств военнослужащих внес военачальник и военный педагог М.В. Фрунзе. В жизни армии, отмечал он, проявились такие дефекты в деле воспитания, которые целиком зависят от неправильного подхода к делу и их «следует немедленно устранить продуманными, твердыми и решительными мерами» [11, с. 160-161]. При этом нужен глубоко продуманный и взвешенный подход, продолжал М.В. Фрунзе, необходима специальная подготовка командного и политического состава, рядовой массы [12, с. 212]. В этом отношении его взгляды на проблему искоренения негативных явлений в армии, проявлений недисциплинированного поведения военнослужащих сохраняют в современных условиях свою актуальность и значимость.
Важные вопросы по проблеме перевоспитывания, укрепления дисциплины в армии рассматривались на страницах печати чаще в начале 30-х годов, значительно реже - во второй половине 30-х и в начале 40-х годов. Среди немногих, кто занимался в это время данными педагогическими проблемами, был государственный деятель и педагог М.И. Калинин. Через все его произведения проходила мысль о том, что в стране создается новый человек, человек с принципами новой нравственности, которая делает его общественно активным, способным к дисциплине, организованности [4, с. 40]. Он предостерегал воспитателей от легковесного подхода к процессу перевоспитания. «Изменение психики, негативных качеств молодого человека, -указывал он, - очень трудная задача, и кто здесь думает с «кондачка», в «два счета» изменить все, тот жестоко ошибается».
Анализ научно-педагогических взглядов государственных деятелей, военачальников и ученых в 20-30-е годы позволил выявить ряд новых тенденций в понимании проблемы предупреждения и преодоления негативных качеств: различные виды отклонений в поведении отражают недостатки и упущения в социально-педагогическом развитии личности; неблагополучные внешние воздействия искажают природу психического развития личности, создают внутренние предпосылки для восприятия отрицательных явлений и сопротивления положительным воздействиям и взаимодействиям; соединение неблагоприятных внешних условий с внутренними предпосылками углубляют аморальность, асоциальность, трудновоспитуемость неблагополучной личности. Оригинальные теоретические и практические разработки проблемы предупреждения и преодоления негативных качеств в поведении молодых людей использовались эффективно в последующие годы. В 40-50-е годы в процессе научной разработки проблемы предупреждения и преодоления негативных качеств ощущался недостаток специальных теоретических и практических исследований. После трудов А.С. Макаренко в психологической и педагогической литературе вплоть
до конца 50-х годов практически не было публикаций по вопросам предупреждения и преодоления негативных качеств.
Можно констатировать, что только в середине 50-х годов начинают появляться новые исследования по проблеме предупреждения и преодоления негативных качеств. В конце данного этапа вопросами перевоспитания «трудных» серьезно занимался педагог-новатор В.А. Сухомлинский. В книге «Сердце отдаю детям» он поддержал позицию А.С. Макаренко о том, что процесс перевоспитания не сводится к исправлению допущенных в раннем возрасте ошибок, а заключается в их предупреждении и преодолении [8. с. 34]. В связи с этим он писал: «...беда эта пока остается главной в жизни множества школ: нет прикосновения человека к человеку: трудные и неколеблющиеся, нестойкие, неустойчивые не находят своей опоры. Те, кто соскальзывают на дурной путь - это люди глубоко одинокие, не смотря на то, что их окружают многие старшие и сверстники, не смотря на то, что ежедневно им долбят: это нельзя! это недоступно! это мерзко! дай слово, что не будешь плохим (впрочем, бывает и так, что человека предоставляют самому себе) [9, с. 118]. Сущность концепции предупреждения и преодоления негативных качеств в поведении личности заключается у В.А. Сухомлинского в следующем: во-первых, главным он считал не защиту сверстников от дурного влияния, а воспитание у них невосприимчивости к дурному и аморальному; во-вторых, он подчёркивал, что у каждого воспитанника есть стремление к хорошему, плохое его самого тяготит, и поэтому он нуждается в помощи доброго, вдумчивого воспитателя; в-третьих, по его мнению, в осознании воспитанника происходит борьба положительного и отрицательного, поэтому необходимо вовлекать в совершение морально ценных поступков [10, с. 217]. Идеи видного ученого и педагога о перевоспитании и профилактики «трудных» стали основным ориентиром для последующей разработки этой важной проблемы.
Таким образом, можно сделать выводы, что взгляды основоположников советской педагогики на сущность проблемы предупреждения и преодоления негативных качеств оказали значительное влияние на ее дальнейшее развитие в трудах других российских ученых.
Литература
1. Бельский В.Г., Никольский В.Н. Исследование эмоциональной сферы несовершеннолетних, отклоняющихся от норм в своем поведении. - М.: 1924; Гроборов А.Н. Типы трудных детей. - М. Л., 1930 Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Петр.: 1921.
2. Блонский П.П. Очерки научной психологии. - М.: Работник просвещения, 1921. - С.13.
3. Занков Л.В., Певзнер В.Ф., Шмидт В.Ф. Трудные в школьной работе. М. Л.: Учпедгиз, 1933; Мясищев В.Н. Трудные дети в школе // Трудные дети в массовой школе. - М.: Изд-во пединотит.,1933. - С.7-16.
4. Калинин М.И. Речь на 1 выпуске красных командиров Могилевских командных курсов 15 июня 1919 г. / О коммунистическом воспитании и воинском долге. Сборник речей, докладов, статей. - М.: Воениздат, 1967. - С.40.
5. Макаренко А.С. Соч.: В 7-ми т. - М.: АПН РСФСР, 1957. Т.1. - С.438.
6. Макаренко А.С. О моем опыте // Соч.: В 7-ми т. - М.: АПН РСФСР, 1958. -
С.438.
7. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Соч.: В 7-ми т. - М.: АПН РСФСР, 1957. Т.1. - С.216.
8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.: В 3-х т. - М.: Педагогика, 1979. Т.1. - С.34.
9. Сухомлинский В.А. Трудные дети. - М. Знание, 1967. - С.118.
10. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: в 3-х т. - М.: Педагогика, 1979. Т.1. - С.217.
11. Фрунзе М.В. Итоги и перспективы военного строительства // Избр. произв.: В 2-х т. - М.: Воениздат, 1957. Т.2. - С.160-161.
12. Фрунзе М.В. Ленин и Красная Армия // Избр. произв.: В 2-х т. - М.: Воениздат, 1957. Т.2. - С.212.
13. Шацкий С.Т. Изучение жизни и участие в ней // Пед. соч.: В 4-х т. - М.: Просвещение, 1964. Т.2. - С.296-297.
Л.А. Филимонюк
КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
COMPONENT ANALYSIS OF THE CREATIVE POTENTIAL OF THE FUTURE TEACHER
Аннотация: в статье рассматривается творческий потенциал будущего педагога как динамическая личностная структура, выраженная интеграцией ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов.
Ключевые слова: творческий потенциал, педагог.
Abstract: this article deals with the creative potential of the future teacher as a dynamic personal structure, expressed integration value, cognitive and active components.
Keywords: creativity, teacher.
Современная система образования ставит в центр внимания воспитание человека, обладающего творческой активностью, вариативным мышлением, развитым стремлением к созиданию, ориентированного на высшие формы самореализации. В этой связи возникает необходимость поиска путей содействия максимальному раскрытию сущностных личностных качеств человека на основе учета его индивидуальности. От того, насколько в процессе обучения студент сумеет раскрыть свои способности, ощутить свою значимость, осознать, что он может выступать строителем собственной жизни, будет зависеть его педагогическая интеллектуальная культура. Иными словами, практическое воплощение современных тенденций развития системы профессионального образования самым непосредственным образом связано с идеей творческой самореализации студентов. Это возможно тогда, когда при получении образования в вузе осуществляется не только подготовка к профессиональной деятельности, но и представляется возможность для продуктивной творческой работы в студенческой жизни как таковой, поскольку опыт творческой самореализации этого периода времени задает траекторию будущих профессиональных и личностных проявлений студента.
На рубеже ХХ-ХХ1 веков произошла смена культурно-исторических парадигм. Сложившаяся в результате духовно-этическая, политическая, экономическая и социокультурная ситуация в качестве одного из приоритетов современного мира диктует становление творческой личности с ярко выраженной субъектной позицией, активной, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Огромная роль в этом процессе принадлежит педагогу и образованию в целом. Говоря о педагоге, мы имеем в виду профессионала, которого отличает духовно-нравственное начало, высокий уровень культуры, творческое самосовершенствование, гуманистический почерк педагогической деятельности.
© Л.А. Филимонюк, 2012