УДК 37.048.3
КОМПОНЕНТНО-КРИТЕРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС КАК СОВОКУПНОСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
© 2017 М. В. Фоминых
канд. пед. наук, доцент кафедры германской филологии e-mail: [email protected]
Российский государственный профессионально-педагогический университет
В данной статье рассматривается структура компонентно-критериального комплекса как совокупности диагностических средств оценивания учебной деятельности студентов, раскрывается понятие проблемного моделирования как одного из инновационных подходов в современной педагогической науке и практике, обосновываются возможности разработанного компонентно-критериального комплекса для объективной оценки индивидуальных образовательных результатов студента.
Ключевые слова: проблемное моделирование, диагностические средства, учебная деятельность, компонентно-критериальный комплекс.
Определим проблемное моделирование в обучении как подход, стимулирующий инновационное обучение на основе продуктивной и репродуктивной деятельности обучающихся, ориентирующий на организацию данной деятельности при помощи построения собственно разработанных моделей в процессе возникновения проблемных ситуаций при осуществлении или моделировании профессиональной деятельности. В контексте проблемного моделирования разработанный компонентно-критериальный комплекс - это совокупность диагностических средств оценивания учебной деятельности студентов при изучении дисциплин профильного цикла в условиях проблемно-модельного подхода, состоящий из тестирования, рейтинговой системы, индивидуального учебного портфолио студента.
Тестирование. Преимуществами педагогического тестирования перед традиционными методами контроля знаний являются:
— объективное оценивание достигнутых результатов. Ни на каком из этапов тестирования невозможно внести субъективную составляющую, то есть личностные отношения студента и преподавателя не могут повлиять на конечную оценку;
— наличие широкой шкалы оценивания. Набранная сумма баллов позволяет более дифференцированно определить уровень усвоения материала, чем традиционная (пятибалльная) шкала оценивания;
— гуманность процедуры контроля. Все студенты находятся в равных условиях (единая процедура, единые критерии, одинаковое количество параллельных заданий). Кроме того, полнота тестовых заданий позволяет проявить знания в широком смысле, что дает студенту право на локальную ошибку, которая не может стать решающей в конечном результате;
— возможность самоконтроля для студента (репетиционное тестирование).
Рейтинг. Системы рейтинга создают преподаватели. Они выбирают форму,
методы обучения, содержание, устанавливают критерии оценки знаний студента, руководствуясь своим опытом. Эти системы носят в основном эмпирический характер.
Такие системы организуют в учебном процессе умственную и практическую деятельность студентов и педагогов в решении частных предметных задач. Однако системность обучения требует централизации и координации предметных систем. Поэтому современная теория обучения в высшей школе декларирует принцип системности в организации, функционировании и управлении учебным процессом в целом. В процессе освоения дисциплин профессионального цикла оцениваются все учебные достижения студентов вуза с помощью балльно-рейтинговой технологии обучения. Согласно данной технологии, степень успешности освоения дисциплины учебного плана в системе зачетных единиц оценивается суммой баллов из 100 максимально возможных в соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки знаний студентов ФГАОУ ВО РГППУ (2007 г.). Сумма баллов соответствует определенному уровню развития профильных и специализированных компетенций по дисциплине профессионального цикла.
Учебное портфолио. В наиболее общем понимании учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от преподавателей, тестовых центров, общественных организаций), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного обучающегося и дальнейшей коррекции процесса обучения [Фоминых 2015; Fominkh 2017].
Рассмотрим критерии оценки портфолио студента [Светлова 2016] (табл. 1).
Таблица 1
Критерии оценивания индивидуального портфолио по дисциплине
Оценка (баллы) Описание портфолио
5 Соответствие содержания и оформления портфолио всем предъявляемым требованиям. Использовано большое количество источников. Информация и учебные материалы непосредственно связаны с заданиями учебной программы, удовлетворяют целям обучения и критериям отбора учебных материалов. Учебные материалы оформляются в соответствии с указанными периодами. Собранные в портфолио материалы отражают комплексную интеграцию знаний и умений и освоенные компетенции. Все страницы портфолио выполнены в одном стиле, презентабельны
4 Соответствие оформления и содержания портфолио предъявляемым требованиям. Использованы различные источники. Информация и учебные материалы непосредственно связаны с заданиями учебной программы, удовлетворяют целям обучения и критериям отбора учебных материалов. Учебные материалы оформляются в соответствии с указанными периодами. Собранные в портфолио материалы в основном отражают комплексную интеграцию знаний и умений и освоенные компетенции. Все страницы портфолио выполнены в едином стиле
3 Оформление и содержание портфолио в основном соответствует предъявляемым требованиям. Использованы различные источники, но в недостаточном количестве. Информация и учебные материалы непосредственно связаны с заданиями учебной программы, удовлетворяют целям обучения и критериям отбора учебных материалов. Учебные материалы оформляются не в соответствии с указанными периодами. Собранные в портфолио материалы в основном отражают комплексную интеграцию знаний и умений и освоенные компетенции. Все страницы портфолио выполнены в едином стиле
Студентам предлагается учитывать:
1) достижения в учебной деятельности (показатели реализации профессиональных знаний, умений и навыков в процессе прохождения практики, участие в олимпиадах, профессиональных выставках, форумах, получение дополнительных специальностей);
2) достижения в научно-исследовательской деятельности (участие в научных конференциях, публикации, рефераты, творческие отчеты, доклады), работа в студенческих научных объединениях (СНО), функционирующих при кафедре;
3) достижения в общественной деятельности (материалы, подтверждающие участие в университетских мероприятиях, в волонтерской и вожатской деятельности: дипломы, грамоты, благодарственные письма);
4) достижения в спортивной деятельности - для обучающихся по направлению «Образование в области физической культуры» или для студентов выбранной в данной работе специальности при составлении портфолио по непрофильным учебным дисциплинам (материалы, подтверждающие участие в спортивных соревнованиях: сертификаты, медали, дипломы, грамоты, благодарственные письма).
Профильная подготовка студентов педагогического вуза рассматривается нами как процесс и результат освоения студентами в рамках профильной подготовки углубленных, опережающих знаний, умений и навыков. Это часть, обеспечивающая готовность к творческой преобразовательной деятельности для формирования профессиональных качеств личности студентов педагогического вуза, углубленного обучения, воспитания и развития в том направлении будущей профессиональной педагогической деятельности, в котором студент вуза непосредственно должен будет работать. Так, согласно выбранному профилю подготовки выделяются несколько групп профессиональных и специальных компетенций.
Каждую профильную и специализированную компетенцию следует определять по уровням развития, которые зависят от планируемого результата образовательного процесса, вида выполняемой деятельности при изучении дисциплины (репродуктивной, частично-поисковой, поисковой), подготовки учащихся и их личностных характеристик. В основу каждого из уровней положены понятия познавательной деятельности по Блуму : воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез, оценка или 4 уровня усвоения, предложенные Беспалько [1989, 1995]:
1) уровень узнавания (воспроизведение информации);
2) алгоритмический уровень (практическое применение знаний, воспроизведение
действий);
3) эвристический уровень (применение знаний в нестандартных ситуациях);
4) творческий уровень (уровень решения открытых задач)
На основе понятия познавательной деятельности по Блуму предложим три уровня обученности студентов.
Стартовый уровень. Основное, главное содержание знания, теоретическая сущность предмета, опорные сведения. Первый уровень вскрывает самое главное и фундаментальное и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляя обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Этот уровень зафиксирован как базовый стандарт.
Базовый уровень. Он расширяет материал первого уровня, доказывает, иллюстрирует и конкретизирует основное знание, показывает функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной. Требует глубокого знания системы понятий, умения решать проблемные ситуации в рамках курса.
Творческий уровень. Существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет обучающемуся проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.
Требует умения решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий.
В нашем исследовании мы определили следующие уровни развития компетенций.
• Базовый уровень - минимальный показатель и основа для дальнейшего приращения компетенций, отличием которого является деятельность по заданному алгоритму - репродуктивная, базирующаяся на понимании и воспроизведении профессиональных действий.
• Средний уровень - это ступень развития компетенций (средний показатель). Критерий этого уровня - продуктивная и частично-поисковая деятельность, базирующаяся на применении профессиональных действий при анализе профессиональных задач.
• Высокий уровень выступает в виде высокого показателя развития компетенций. Критерием этого уровня является поисковая работа, в которой происходит оценка профессиональной задачи (ситуации) и синтез возможных вариантов ее решения.
Уровень развития профильных и специальных компетенций студентов педагогического вуза объяснен профессиональной направленностью, то есть уровнем профессиональной мотивации и мотивации к изучению данной дисциплины профессионального цикла.
Компонентно-критериальный комплекс включает в себя диагностическую карту на каждого студента (табл. 2.).
Таблица 2
Диагностическая карта уровней обученности и уровней развития компетенций
Уровни обученности Уровни развития компетенций Результаты тестирования Рейтинг Портфолио
Стартовый уровень Основное, главное содержание знания, теоретическая сущность предмета, опорные сведения. Первый уровень вскрывает самое главное и фундаментальное и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляя обязательный минимум Базовый уровень Минимальный показатель и основа для дальнейшего приращения компетенций, отличием которого является деятельность по заданному алгоритму - репродуктивная, базирующаяся на понимании и воспроизведении профессиональных действий 25-35 баллов 55-70 баллов 3 балла
Базовый уровень Расширяет материал первого уровня, доказывает, иллюстрирует и конкретизирует основное знание, показывает функционирование и применение понятий Средний уровень Средний показатель, критерий этого уровня продуктивная и частично-поисковая деятельность, базирующаяся на применении профессиональных действий при анализе профессиональных задач 36-49 баллов 71-85 баллов 4 балла
Творческий уровень Существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения Высокий уровень Выступает в виде высокого показателя развития компетенций, критерием этого уровня поисковая работа, в которой происходит оценка профессиональной задачи (ситуации) и синтез возможных вариантов ее решения 50-60 баллов 86-100 баллов 5 баллов
Диагностическая карта дает возможность объективно оценить индивидуальные образовательные результаты студента, квалификацию преподавателя, качество коллективной учебной работы в академических группах [Омарова, Салманова 2014; Онищенко, Соколова 2010].
Появились новые возможности организации учебной и учебно- методической работы:
• расширилась шкала оценивания результатов образовательного процесса;
• увеличилось число контрольных точек в семестре;
• выявились статистически значимые объективные параметры, определяющие конечный образовательный стандарт;
• введена корректировка контрольных мероприятий (задания разного уровня трудности, увеличение числа контрольных точек и т. д.);
• проводится сравнение результатов оценивания разных дисциплин в одной
группе.
Предложенный компонентно-критериальный комплекс повышает ритмичность при изучении учебных предметов, его успех в первую очередь зависит от преподавателя, от его готовности организовывать и управлять учебным процессом, быть требовательным и соблюдать заявленные положения.
Библиографический список
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989.
192 с.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
336 с.
Омарова М.О., Салманова Д.А. Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). Уфа: Лето, 2014. С. 185-188.
Онищенко Э.В., Соколова И.И. и др. Мониторинг качества непрерывного педагогического образования: проблемы и перспективы развития // Проблемы системного исследования педагогического образования: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практич. конф. СПб.: ИПО РАО, 2010. 324 с.
Рейтинг в вузе: Закономерное и случайное (беседа за круглым столом в Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева) // Высшее образование в России. 1995. № 3. С. 66-70.
Светлова О.А. Портфолио как инструмент оценивания образовательных достижений студентов вуза // Студенческая наука XXI век : материалы VIII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 янв. 2016 г.): в 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (8). С. 137-139.
Фоминых М.В. Научное портфолио темы при обучении студентов языковых специальностей // Новая наука: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции, Стерлитамак, 04 июня 2015 г. Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 52-54.
Fominykh M.V. Improvement's preparation of experts in pedagogical and vocational pedagogical universities // Успехи современной науки. 2017. № 1. С. 76-78.