Научная статья на тему 'Компонент самообразования в федеральном государственном образовательном стандарте'

Компонент самообразования в федеральном государственном образовательном стандарте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
766
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ И ВИДЫ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / OBJECTS AND KINDS OF SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY / ABILITIES OF SELF-EDUCATION / SELF-EDUCATIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Игорь Федорович

Рассматриваются составляющие самообразования, обеспечивающие реализацию Федерального образовательного стандарта в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-education component in Federal State Educational Standard

The components of self-education are considered. They provide realization of Federal educational standard in a university.

Текст научной работы на тему «Компонент самообразования в федеральном государственном образовательном стандарте»

УДК 374.1 ББК Ч44

КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ

И.Ф. Медведев

Челябинский институт путей сообщения

SELF-EDUCATION COMPONENT IN FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

I. Medvedev Chelyabinsk Institute of Communication Means

Рассматриваются составляющие самообразования, обеспечивающие реализацию Федерального образовательного стандарта в высшей школе.

Ключевые слова: объекты и виды самообразовательной деятельности, самообразовательные знания и умения, самообразовательные компетенции.

The components of self-education are considered. They provide realization of Federal educational standard in a university.

Keywords: objects and kinds of self-educational activity, abilities of self-education, self-educational competences.

Управление социальными процессами, каким является и образовательный, предполагает ориентацию на четко представленный в сознании субъекта управления конечный результат. Содержание профессионального образования в большей мере, чем содержание других видов образования, должно строиться не на логике науки, а на основе модели будущей профессиональной деятельности. В Российской высшей школе образовательный стандарт играет роль междисциплинарной категории, позволяющей адаптировать к современным условиям развития общества цели и содержание образования. В этом аспекте стандартизация высшего профессионального образования обеспечивает: 1) установление базового уровня квалификации и необходимых уровней профессионально-личностного развития специалиста, ниже которого не может быть осуществлена его аттестация; 2) повышение качества профессиональной подготовки путем расширения ее профилей, внедрения прогрессивных систем обучения [7, с. 17].

Перспективным направлением развития образовательного процесса является тенденция к самообразованию. Можно констатировать, что самообразование в качестве неотъемлемой составляющей профессионального образования человека обретает доминирующие

позиции и является механизмом активного освоения личностью производственной и социальной среды. Необходимость подготовки сегодняшних студентов «для жизни и работы в завтрашнем мире, где единственным постоянным фактором будет изменчивость», отмечается в документах ЮНЕСКО в сфере образования. Согласно Постановлению правительства РФ о национальной доктрине образования в РФ от 4.10.2000 № 751, основные цели и задачи включают разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, саморазвития и самореализации личности [5].

Логическим итогом процесса образования служит переход к профессиональному самообразованию [3]. Самообразование содержит в себе огромные педагогические возможности и является важным фактором подготовки специалиста высшей квалификации, который не только вооружен системой знаний, умений и навыков, но подготовлен к жизнедеятельности, способен активно и творчески мыслить и действовать, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Профессиональное самообразование следует рассматривать как составную и завершающую часть профессионального образования, как саморегулируемую, профес-

Теория и методика профессионального образования

сионально-значимую деятельность, направленную на обновление, расширение и углубление ранее полученных знаний, совершенствование практических навыков и умений в целях достижения высокого уровня профессионального мастерства [4, с. 40]. Педагогическая наука изучает технологическую сторону становления личности в процессе самообразования. Исследование феномена самообразования предпринималось на различных этапах развития человечества. Платон, Гете, Вольтер и другие просветители рассматривали его как ступень образования, в частности педагог-философ С.И. Гессен так и называет его ступенью автономного образования. Но XX в. привнес в понимание данного феномена ряд специфических признаков. Работы отечественных педагогов и зарубежных исследователей позволили выявить и выделить основные существенные стороны самообразования и поставить вопрос о переводе его в педагогическую категорию.

Составляющими ФГОС ВПО третьего поколения для различных специальностей технических вузов являются объекты и виды профессиональной деятельности, квалификационные знания и умения, компетенции [6]. Таким образом, самообразование в государственных образовательных стандартах может быть отражено в объектах и видах самообразовательной деятельности, самообразовательных знаниях и умениях, а также самообразовательных компетенциях.

Самообразовательная деятельность означает целенаправленную и систематическую познавательную деятельность человека, в процессе которой он самостоятельно пополняет и совершенствует свои знания и умения и в результате которой происходит качественное развитие его личности. Объекты самообразовательной деятельности: учебно-про-

граммные, учебно-теоретические, учебно-практические, учебно-методические, учебно-справочные, учебно-наглядные, учебно-библиографические издания; научное издание или хрестоматия.

Охарактеризуем виды самообразовательной деятельности и их задачи. Проектноатрибутивная деятельность предполагает осознание противоречия между имеющимися знаниями и реальностью; недостаточности известных абстракций для описания определённых явлений; нацеленность на выделение существенных свойств и отношений, характеризующих изучаемые объекты; осознание противо-

речия между имеющимися и приобретёнными знаниями, проявляющегося в отсутствии систематизации и обобщения последних; установку на теоретическое осмысление содержания рациональных форм, интеграцию его в системе научных знаний; осознание практической значимости теоретических знаний.

Конструктивно-интегрирующая деятельность включает наблюдение и измерение совокупных признаков изучаемых объектов; фиксацию повторяющихся, устойчивых признаков; определение новых эмпирических абстракций; систематизацию чувственной информации в рациональной, прежде всего понятийной форме; целенаправленное обобщение эмпирически полученных закономерностей и связей в системе научных знаний; экспериментальное обоснование её элементов; обогащение рациональных форм новым теоретическим содержанием; овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно; моделирование теоретических выводов в приложении к материальной области; структурное и функциональное изучение полученной модели; реализацию модели на практике и работу с ней.

Контрольно-оценочная деятельность означает сопоставление результатов эмпирической деятельности с её задачами; оценку адекватности приобретённых знаний рассматриваемым явлениям; учёт погрешностей измерений; сопоставление результатов теоретикопознавательной деятельности с её задачами; анализ применения знаний на этапе обобщения; коррекцию теоретических выводов с учётом итогов эксперимента; оценку реальности используемой модели и объективности получаемых на её основе результатов; контроль соответствия экспериментально установки исходной модели; определение достоверности результатов эксперимента.

Под самообразовательной компетентностью понимается комплексная характеристика специалиста, отражающая его готовность и способность осуществлять эффективную самообразовательную деятельность в условиях непрерывно изменяющихся современных производственных и образовательных процессов [2]. Самообразовательные компетенции подразумевают выявление смысла самообразовательной деятельности для своего личностного и профессионального роста; адекватную оценку своих достижений в постановке усложняющихся задач; самостоятельность, наличие волевых качеств, умение восстанавливать свои

Медведев И.Ф.

Компонент самообразования в Федеральном государственном образовательном стандарте

силы, открывать новые возможности и ресурсы; опыт решения практических задач, ориентировку в поле своих жизненных и профессиональных проблем, которые можно решить с помощью самообразования. В состав самообразовательных компетенций входят самообразовательные знания и умения [1]. С одной стороны, они служат инструментом самообразования студентов; с другой стороны, в них закрепляются, совершенствуются и сохраняются его результаты.

Самообразовательные знания имеют учебную, научно-методическую и научно-исследовательскую направленность. Знания учебной направленности - знания о научных фактах, знания о научных понятиях, знания о законах, знания о научных теориях. Знания научнометодической направленности - знания о методиках исследований, знания о технологиях научных исследований, знания о передовом зарубежном опыте профессиональной деятельности. Знания научно-исследовательской направленности - знания о способах решения предлагаемых задач, знания об инновационных технологиях, знания о методах и способах профессиональной самообразовательной деятельности.

Самообразовательные умения - это владение способами и приемами, позволяющими определять возникающие в профессиональной деятельности проблемы, проникать в их суть и на этой основе решать конкретные профессиональные задачи, то есть планировать работу по самообразованию, находить нужный источник информации, фиксировать и систематизировать информацию, использовать практический опыт. Среди самообразовательных умений выделяются организационные, информационно-поисковые, познавательные, контролирующие и коммуникативные умения.

Организационные умения - умения организовать самостоятельную работу; умения понимать предложенные цели, формировать их самому, удерживать цели до их реализации, чтобы их место не заняли другие, тоже представляющие интерес; умения выделять в работе главное и определять условия, важные для реализации цели, отыскивать в своем опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации отыскивать объект, соответствующий этому предмету; умения рассчитывать свои силы с учетом имеющихся в распоряжении знаний и целей самообразования; умения составлять план работы, выбирать соответствующий цели деятельности и условиям способ преобразования заданных

условий; умения выполнять план работы, подбирать соответствующие средства осуществления этого преобразования и определять последовательность отдельных действий; умения эффективно использовать время, выделенное на самообразование.

Информационно-поисковые умения -умения библиографического, документального и фактографического информационного поиска; умения работы с библиотечными каталогами и картотеками (карточными и электронными, в том числе навыки использования нормативно-справочных, реферативных изданий и патентного рубрикатора); умения использовать различную по форме представления информацию (текстовую, числовую, графическую, звуковую), умения работать в различных режимах поиска: ручном, автоматизированном; умения использовать возможности информационных технологий (электронные базы данных, автоматизированные информационно-поисковые системы); умения поиска информации в ресурсах распределенных информационных сетей; умение тезировать, аннотировать и реферировать источники; умение аналитико-синтетической переработки комплекса источников (составление реферата по проблеме); умение ориентации в профессиональной литературе.

Познавательные умения - умения использовать ранее усвоенные знания для получения новых знаний; умения рационально переносить знания из одной области в другую; умение видеть проблемы и находить пути их решения; умение рассматривать все процессы во взаимосвязи с другими; умения теоретически осмысливать источник профессиональной информации; умения конструировать собственную познавательную деятельность и на этой основе создавать новые технологические обучающие модели.

Контролирующие умения - умения исследовать собственную профессиональную деятельность; умения корректировать цели самообразования и уточнять планы самообразовательной работы; умения проверять отдельные операции, входящие в состав самообразовательной деятельности, умения оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий; умения оценивать результаты научного поиска, обосновать, доказать эффективность созданной методики обучения по сравнению с существующими; умения изменять результаты профессиональной деятельности, если они не соответствуют предъявляемым требованиям.

Теория и методика профессионального образования

Уровни сформированности самообразовательных знаний и умений

№ Название уровня Характеристика уровня

I Операционально- фактологический Знание фактологии изучаемого предмета и владение отдельными познавательными операциями

II Атрибутивно-понятийный Знания категориального аппарата научной дисциплины и отыскание существенных свойств объекта исследования

III Поисково-функциональный Знания причинно-следственных связей, их использование в изучении законов развития науки и техники

IV Методолого- мировоззренческий Сформированное научное мировоззрение и применение научной методологии в профессиональной сфере

Коммуникативные умения - умения общаться с другими людьми для достижения целей самообразования; умения взаимодействовать с информационными средствами; умения обращаться с предметами и средствами труда в ходе самообразовательной деятельности.

На наш взгляд, уровни сформированности самообразовательных знаний и умений должны определяться всей совокупностью характеристик самообразовательной деятельности. При этом они должны определять особенности самообразовательных знаний и умений, которыми владеет обучаемый на данной ступени его становления в качестве субъекта познания. Градация уровней самообразования во многом определяется структурой объекта учебного и научного познания. С учетом этого можно выделить четыре вполне самостоятельных уровня самообразования (см. таблицу).

Включение компоненты самообразования в состав ФГОС ВПО обеспечит непрерывность образовательного процесса, будет способствовать развитию междисциплинарных связей, станет организующим началом в профессиональной подготовке и переподготовке специалистов.

Конкретизация названных характеристик самообразовательной компоненты в образовательном процессе состоит: в организационнометодическом обеспечении, включающем разработку и проведение комплекса мероприятий по планированию и организации самообразовательной деятельности студентов; в активизации самообразования студентов за счет оптимизации методов обучения, внедрения в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий, совершенствования системы текущего контроля; в разработке нормативных документов по организации и планированию самообразования, в частности положения об организации самообразования студентов, технологических карт, структурно-логических

схем учебных дисциплин с включением всех видов самообразования и других организационно-методических материалов; в работе по учебно-методическому обеспечению самообразования на кафедре, состоящей в отборе учебного содержания для самостоятельного изучения, определения видов самообразовательной работы, разработке методических указаний по самообразованию, определении приемов контроля результатов самообразовательной деятельности.

Литература

1. Баликаева, М.Б. Развитие самообразования студентов вуза в условиях реализации компетентностного подхода: дис. ... канд. пед. наук /М.Б. Баликаева. - Омск, 2007. - 208 с.

2. Медведев, И.Ф. Принцип самообразования как методологическая основа самообразовательной компетентности / И.Ф. Медведев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. - Вып.10. -№ 36(212). - С. 38-41.

3. Сериков, Г.Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности / Г.Н. Сериков. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. - 137 с.

4. Панасенко, Ю.А. Формирование умений и навыков самообразовательной деятельности у курсантов в условиях военного вуз: дис. ... канд. пед. наук / Ю.А. Панасенко. -Челябинск, 2005. - 163 с.

5. Постановление Правительства Российской Федерации «О Национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4.10.2000 № 751.

6. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Министерство образования и науки РФ. - http:www.umo.msu.ru

7. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.В. Чернилевский. - М. : Юнити-Дана, 2000. - 437 с.

Поступила в редакцию 11 августа 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.