Научная статья на тему 'Принцип самообразования как методологическая основа самообразовательной компетентности'

Принцип самообразования как методологическая основа самообразовательной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1560
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП САМООБРАЗОВАНИЯ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / PRINCIPLE OF SELF-EDUCATION / SELF-EDUCATIONAL CAPACITY / COMPONENTS OF SELFEDUCATIONAL CAPACITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Игорь Федорович

Представлено обоснование самообразовательной компетентности с позиции принципов обучения, названы компоненты самообразовательной компетентности и определена ее роль как интегративного свойства личности в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principle of self-education as a methodological basis of self-educational competence

Substantiation of self-educational capacity from the standpoint of teaching principles is reviewed. Components of self-educational capacity are described and its role as an integral personal quality in professional activity is determined.

Текст научной работы на тему «Принцип самообразования как методологическая основа самообразовательной компетентности»

УДК 374.1.013 ББК 4481.267

ПРИНЦИП САМООБРАЗОВАНИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

И.Ф. Медведев

Челябинский институт путей сообщения

THE PRINCIPLE OF SELF-EDUCATION AS A METHODOLOGICAL BASIS OF SELF-EDUCATIONAL CAPACITY

I. Medvedev Chelyabinsk Institute of Communication Lines

Представлено обоснование самообразовательной компетентности с позиции принципов обучения, названы компоненты самообразовательной компетентности и определена ее роль как интегративного свойства личности в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: принцип самообразования, самообразовательная компетентность, компоненты самообразовательной компетентности.

Substantiation of self-educational capacity from the standpoint of teaching principles is reviewed. Components of self-educational capacity are described and its role as an integral personal quality in professional activity is determined.

Keywords: principle of self-education, self-educational capacity, components of self-educational capacity.

Универсальным средством систематизации педагогической информации служат принципы обучения, раскрывающие сущность того или иного подхода к учебному процессу.

В научно-педагогической литературе определены критерии отнесения тех или иных идей к принципам обучения:

- инструментальность принципа, которая заключается в возможности его применения и известном способе применения;

- универсальность принципа, т. е. отнесенность принципа ко всему обучению или к такому его элементу, без которого обучение неосуществимо;

- необходимость принципа, состоящая в невозможности организовать без него полноценное обучение;

- независимость принципов, их непере-крещиваемость, неподменяемость и непогло-щаемость другими принципами;

- достаточность всей совокупности принципов, обеспечивающей целостный и полноценный процесс обучения.

Всем указанным критериям в наибольшей степени соответствует определение дидактического принципа, данное В.И. Загвязинским:

дидактический принцип - «это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, это методологическое отражение познанных законов и закономерностей, это знания о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженные в форме, позволяющей использовать их в качестве результативных норм практики» [1, с. 67].

Чтобы выяснить роль и место принципа самообразования среди других принципов, необходимо в качестве критерия систематизации назвать такое свойство, которое дистанцировало бы данный принцип от всех остальных. Только когда принцип самообразования выступит в роли самостоятельного элемента избранной системы принципов, будет ясна его соподчиненность и удаленность от других элементов системы.

Выступая одним из звеньев актуализации приобретенных знаний, самообразование ведет к самореализации личности в образовательной сфере, выступает источником профессионального самосовершенствования и социальной адаптации. При этом эффективность самообразования определяется мерой

Медведев И.Ф.

соответствия стратегии самореализации личности развитию социального целого. Принцип самообразования акцентирует внимание на этой особенности педагогического взаимодействия, подчеркивает необходимость целенаправленного осуществления комплекса мер по модернизации учебно-познавательной деятельности в соответствии с изменением условий, предмета и средств общественного труда.

Основным критерием выделения самообразования в качестве независимого принципа служит адаптационный критерий, характеризующий взаимодействие основных структурных элементов учебного процесса: обучающего как субъекта педагогического воздействия, обучаемого как субъекта учебно-познавательной деятельности и объекта учебного познания, представленного постоянно совершенствующимися системой научных знаний и технологиями производства.

Согласно этому критерию можно выделить три группы принципов, направленных на совершенствование вполне определённых взаимодействий:

1) принципы адаптационного взаимодействия обучающего с обучаемым;

2) принципы адаптационного взаимодействия обучающего с объектом учебного познания;

3) принципы адаптационного взаимодействия обучаемого с объектом учебного познания.

К первой группе принципов можно отнести принципы доступности, систематичности, мотивационного обучения и др. Вторую группу составляют принципы научности, последовательности, межпредметных связей и т. п. В третью группу входят принципы активности, сознательности, прочности и некоторые другие.

Здесь следует отметить, что предлагаемая классификация не является общей и универсальной, а содержит характерную только для неё совокупность принципов. Принцип самообразования может быть отнесён к одной из выделенных групп принципов в зависимости от субъекта самообразования. Действительно, в педагогическом процессе возможны два типа самообразования:

- самообразование обучающего,

- самообразование обучаемого.

Принцип самообразования, отнесенный к

третьей группе принципов, является методологическим принципом самообразования обучаемого. Он отражает направленность процесса обучения и воспитания на формирование познавательной деятельности, управляемой самим

субъектом деятельности с целью приобретения систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры. Принцип самообразования лежит в основе всех других принципов, принадлежащих третьей группе, и существует одновременно, по крайней мере, в трех аспектах

- в технологическом (принципиальная, качественная сущность), в содержательном (имеющем онтологическую и логическую стороны) и в генетическом (отражающем важные черты их формирования).

Хотя современная трактовка педагогических принципов ориентирует на всемерное развитие учебно-познавательной деятельности, идея руководства самообразованием еще не получила в дидактической теории достаточно четкого отражения. Поэтому представляется необходимым конкретизировать принцип самообразования рядом частных принципов и требований, принадлежащих третьей группе и обеспечивающих непрерывную ориентацию процесса обучения на самообразование (см. таблицу).

В настоящее время активно внедряемый в практику образования компетентностный подход напрямую связан с методологией образования, с содержанием педагогических принципов, положенных в основу учебного процесса [2, 3]. Принцип обучения и профессиональная компетентность выпускника соотносятся как сущность и ее проявление, как причина и следствие, как цель и результат. В этом аспекте прослеживается взаимосвязь принципа самообразования и самообразовательной компетентности.

Под самообразовательной компетентностью мы понимаем комплексную характеристику специалиста, отражающую его готовность и способность осуществлять эффективную самообразовательную деятельность в условиях непрерывно изменяющихся современных производственных и образовательных процессов.

Самообразовательная компетентность должна включать основные атрибуты самообразования, представленные в таблице и обусловленные соответствующими принципами учебной деятельности.

Интегральная оценка сформированности самообразовательной компетентности возможна на основе собственных компонент, которые выражают ее адаптационную сущность. В их число входят:

1) обученность самообразованию;

2) обучаемость самообразованию;

3) опыт самообразовательной деятельности.

Методологические основания педагогики

Принцип самообразования в составе принципов развития учебно-познавательной деятельности

Атрибут самообразования Принцип учебной деятельности

Направленность самообразования Связь с жизнью и производственной практикой

Субъект самообразования Принцип активности, самостоятельности и сознательности

Мотивация самообразования Принцип профессионализации самообразования. Принцип проблемности

Продолжительность самообразования Принцип непрерывности. Принцип преемственности

Условия самообразования Принципы дистанционного обучения

Содержание самообразования Принцип систематичности

Формы познания Формирование чувственных и рациональных форм познания в единстве

Уровни знания Совместное формирование эмпирическое и теоретического уровней знания. Формирование абстрактного и конкретного уровней знания

Методы обучения Формирование исторического и логического в методах обучения

Приемы познания Формирование противоположных приемов познания: анализа и синтеза, дедукции и индукции, моделирования и эксперимента, алгоритмизации и эвристических средств

Понятия обученности и обучаемости косвенно учитывают соотношение наличных и перспективных знаний. «... Обученность в широком смысле - это совокупность сложившихся к данному моменту ... знаний, умений, навыков. ...Обучаемость в широком смысле понимается как возможность усвоения знаний, как индивидуальная восприимчивость к обучению» [4, с. 79].

Обученность в узком смысле подразумевает перечень знаний и умений, предусмотренных государственными стандартами и учебными программами, которые приобрели студенты в процессе обучения. В этот перечень обязательно входят знания и умения, используемые в самообразовательной деятельности. Они определяют обученность самообразованию, которая имеет содержательную сторону (методологические знания) и операционную (приемы, способы самообразования и их применение на практике, оперирование ими).

Обучаемость в узком смысле понимается как система интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности. По этим параметрам судят о степени глубины, гибкости, устойчивости, осознанности и самостоятельности мышления обучаемых без соотнесения их с информационной основой мыслительной деятельности. В этой связи обучаемость самообразованию означает совокупность индивидуальных качеств личности, обеспечивающих формирование мотивационной, операционной, волевой, оценочной компонент самообразовательной деятельности.

На наш взгляд, характеристика самообразовательной компетентности только через обучаемость либо только через обученность ведет к односторонности в ее оценке. Полное описание самообразовательной компетентности возможно лишь в том случае, если будут рассмотрены во взаимосвязи информационносодержательные и процессуально-деятельностные свойства учебной системы. В качестве такого связующего звена может быть рассмотрен опыт самообразовательной деятельности, который обычно используется в описании самообразования в качестве его результата. Опыт самообразовательной деятельности отличается от обученности самообразованию тем, что самообразовательные знания и умения приобретены в процессе самообразования, а не получены в процессе обучения. Необходимым и достаточным условием приобретения такого опыта является обучаемость самообразованию в различных учебных и производственных ситуациях на всех этапах профессионального роста.

Место и роль самообразовательной компетентности в профессиональной деятельности представлены на рисунке.

Самообразовательная компетентность поддерживает на должном уровне специальные компетентности. В процессе самообразования не только приобретаются новые технические знания и умения, но также совершенствуется методика их использования в избранной профессии.

Таким образом, принцип самообразования, положенный в основу разработки дидак-

Медведев И.Ф.

Специальные компетентности

і те о сз к « а- о о ~

V Г

Й к * И" к &

сч

СЗ

ы

о

л

е;

1 4>

о н

ьс оЗ

к СО о

К ч о

§ *=:

ас < о о к

о * ^ ЭЗ 5 О I я о

9 <и Й н

о< 3 о £

К §

Самообразовательная компетентность как интегративное свойство специалиста

тических технологий, позволяет повысить качество подготовки будущих специалистов, побуждает их к постоянному профессиональному совершенствованию, адаптации на промышленном предприятии и модернизации производства в соответствии с современными требованиями.

Литература

1. Загвязинский, В.И. О современной трактовке дидактических принципов / В.И. Загвязинский // Советская педагогика. -1978. -№ 10. - С. 66-72.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования/ И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2003.-№5.-С. 34-42.

3. Ключарев, Г.А. Самообразование и радикальная педагогика: возможен ли компромисс? / Г.А. Ключарев // Сб. материалов конференции. Серия «Симпозиум». - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - Вып. 29. - С. 322-324.

4. Маркова, А.К Пути развития советской психологии обучения / А.К. Маркова // Сов. педагогика. - 1982. -№12.- С. 76-82.

Поступила в редакцию 24 мая 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.