Научная статья на тему 'КОМПЛЕМЕНТАРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ИСКУССТВ'

КОМПЛЕМЕНТАРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / ПРЕПОДАВАНИЕ / УСВОЕНИЕ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / МУЗЫКА / КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Донин А.Н.

Интенсификация усвоения студентами вузов при изучении истории изобразительного искусства и архитектуры может быть достигнута комплементарным использованием других видов искусства - прежде всего, музыки. Преподаватель должен определить соответствия между конкретными произведениями живописи, графики, скульптуры и архитектуры с одной стороны и музыкальными примерами с другой.В основе соответствия могут лежать различные аналогии и ассоциации, сходство содержания (например,сюжета), стилистическая или хронологическая общность, выражение близких психологических состояний. Комплементарный ряд может включать произведения других видов искусств - в частности, литературы.Найти подобные соответствия возможно далеко не всегда, поэтому данный метод не является обязательным.Его необоснованное применение может вызвать у реципиентов когнитивный диссонанс. Целесообразен промежуточный и итоговый контроль.В статье приведены разнообразные примеры подобных соответствий по содержанию (в частности, по сюжету), по психологическим параметрам (в частности, по настроению), соответствия по художественному направлению или стилю, по хронологии (и, вполне возможно, по содержанию), а также по форме. Приведенные примерывключают произведения русского и зарубежного изобразительного искусства и архитектуры разных направленийи стилей от Античности до ХХ века. Комплементарный ряд образцов содержит произведения или фрагментыпроизведений русской и зарубежной музыки от XV века до современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEMENTARY USE OF MUSIC IN ART HISTORY TEACHING

The intensification of assimilation by university students in the study of the history of fine art and architecture can be achieved by the complementary use of other types of art - primarily music. The teacher must determine the correspondence between specific works of painting, graphics, sculpture and architecture on the one hand and musical examples on the other.The correspondence can be based on various analogies and associations, similarity of content (plot), stylistic orchronological generality, expression of close psychological states. The complementary series may include works of othertypes of art - in particular, literature. It is not always possible to find such matches, so this method is not mandatory. Its unreasonable use can cause cognitive dissonance in recipients. Intermediate and final control is advisable. The article provides various examples of such correspondences in content (in particular, in the plot), in psychological parameters (in particular, in mood), correspondence in artistic direction or style, in chronology (and, quite possibly, incontent), as well as in form. The examples given include works of Russian and foreign fine art and architecture of varioustrends and styles from Antiquity to the twentieth century. A number of complementary samples contain works or fragmentsof works of Russian and foreign music from the XV century to the present.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕМЕНТАРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ИСКУССТВ»

Методологические проблемы искусствознания

Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2022. № 2 (64). С. 89-93. Actual problems of high musical education. 2022. No 2 (64). P. 89-93.

Научная статья

УДК 372.87, 371.322.39, 7.03

DOI: 10.26086/NK.2022.64.2.012

Комплементарное использование музыки в преподавании истории искусств

Донин Александр Николаевич

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, Нижний Новгород, Россия, an-donin@mail.ru

Аннотация. Интенсификация усвоения студентами вузов при изучении истории изобразительного искусства и архитектуры может быть достигнута комплементарным использованием других видов искусства — прежде всего, музыки. Преподаватель должен определить соответствия между конкретными произведениями живописи, графики, скульптуры и архитектуры с одной стороны и музыкальными примерами с другой.

В основе соответствия могут лежать различные аналогии и ассоциации, сходство содержания (например, сюжета), стилистическая или хронологическая общность, выражение близких психологических состояний. Комплементарный ряд может включать произведения других видов искусств — в частности, литературы.

Найти подобные соответствия возможно далеко не всегда, поэтому данный метод не является обязательным. Его необоснованное применение может вызвать у реципиентов когнитивный диссонанс. Целесообразен промежуточный и итоговый контроль.

В статье приведены разнообразные примеры подобных соответствий по содержанию (в частности, по сюжету), по психологическим параметрам (в частности, по настроению), соответствия по художественному направлению или стилю, по хронологии (и, вполне возможно, по содержанию), а также по форме. Приведенные примеры включают произведения русского и зарубежного изобразительного искусства и архитектуры разных направлений и стилей от Античности до ХХ века. Комплементарный ряд образцов содержит произведения или фрагменты произведений русской и зарубежной музыки от XV века до современности.

Ключевые слова: история изобразительного искусства, история архитектуры, преподавание, усвоение, интенсификация, музыка, комплементарность

Для цитирования: Донин А. Н. Комплементарное использование музыки в преподавании истории искусств // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2022. № 2 (64). С. 89-93. http://doi.org/10.26086/ NK.2022.64.2.012.

METHODOLOGICAL PROBLEMS OF ART HISTORY

Original article

Complementary use of music in art history teaching

Donin Alexander N.

Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, Nizhny Novgorod, Russia, an-donin@mail.ru

Abstract. The intensification of assimilation by university students in the study of the history of fine art and architecture can be achieved by the complementary use of other types of art — primarily music. The teacher must determine the correspondence between specific works of painting, graphics, sculpture and architecture on the one hand and musical examples on the other.

The correspondence can be based on various analogies and associations, similarity of content (plot), stylistic or chronological generality, expression of close psychological states. The complementary series may include works of other types of art — in particular, literature.

It is not always possible to find such matches, so this method is not mandatory. Its unreasonable use can cause cognitive dissonance in recipients. Intermediate and final control is advisable.

The article provides various examples of such correspondences in content (in particular, in the plot), in psychological parameters (in particular, in mood), correspondence in artistic direction or style, in chronology (and, quite possibly, in

© Донин А. Н., 2022

content), as well as in form. The examples given include works of Russian and foreign fine art and architecture of various trends and styles from Antiquity to the twentieth century. A number of complementary samples contain works or fragments of works of Russian and foreign music from the XV century to the present.

Keywords: history of fine arts, history of architecture, teaching, assimilation, intensification, music, complementarity For citation: Donin A. N. Complementary use of music in art history teaching. Aktualnye problemy vysshego muzykalnogo obrazovaniya = Actual problems of high musical education. 2022;2(64); 89-93 (In Russ.). http://doi. org/10.26086/NK.2022.64.2.012.

Проблема интенсификации усвоения учащимися — в том числе и студентами вузов — учебного материала может решаться разными способами, с использованием различных методов. При изучении истории искусств (изобразительное искусство, архитектура) одним из наиболее эффективных методов такого рода является комплексная подача материала, когда основная его часть сопровождается и дополняется примерами из других видов искусства (музыка, литература). По сути, это вариант интегративного обучения, установление связей между двумя видами объектов (визуальные образы — архитектура и изобразительное искусство — с одной стороны и акустические, музыкальные образы — с другой). При этом в каждом конкретном случае создается новая целостная система как на понятийном уровне (осознание, понимание), так и на непонятийном (эмоциональная составляющая), синтетический образ. Данный процесс способствует, в первую очередь, более глубокому осмыслению материала и, как следствие, лучшему его запоминанию. Здесь особенно важно подобрать в качестве комплементарного ряда произведения яркие, выразительные: они запоминаются легче и осознаются, хотя и не всегда сразу, более глубоко, способствуя тем самым лучшему усвоению основной части материала. О теории подобного подхода и его практическом применении не раз писали отечественные специалисты в области педагогики [1; 2].

Автор данной статьи, работая в течение ряда лет в различных вузах Нижнего Новгорода (ННГУ, НГЛУ, НИРО, Мининский университет), использовал в преподавании истории искусств или русской литературы [3] в качестве комплементарного корпуса произведений чаще всего музыкальные примеры, реже — примеры из об-

ласти литературы. Таким образом, весь учебный материал делился на два ряда — основной (изобразительное искусство и архитектура) и дополнительный, комплементарный (музыка). К визуальным образам в этом случае «привязывается» звук, возникают устойчивые пары рассматриваемых произведений. Разумеется, они не должны быть догматично установленными раз и навсегда, здесь возможна и даже желательна вариативность. Во всяком случае, изучаемое произведение основного ряда как бы погружается в созвучный ему контекст, помогающий раскрытию сути образа. Упомянем здесь, что ярким пропагандистом аналогичного подхода при изучении литературы в школе был известный специалист в области методики В. Г. Маранцман [4, с. 5]. Однако, говоря о преподавании истории искусств, следует иметь в виду, что указанный метод применим далеко не в каждом случае: многие произведения основного ряда могут не иметь аналогов в области музыки. Тогда можно обратиться к другому комплементарному ряду — например, к литературе, но в данной работе мы подобные примеры не рассматриваем.

Отбор музыкальных произведений, комплементарных к основному материалу, происходит по принципу соответствия, аналогий, ассоциаций, — как в области формы, так и содержания самих рассматриваемых произведений. Здесь возможно несколько вариантов. Основными из них являются следующие: соответствие по содержанию, по времени создания, по стилю, по настроению, по формальным признакам. Приведем некоторые, как нам кажется, наиболее удачные примеры пар произведений основного — визуального (архитектура, живопись, графика, скульптура) — и комплементарного (музыка) рядов.

Соответствие по содержанию (в частности, по сюжету)

В этом случае соответствие по времени, стилю или выраженному настроению не обязательно имеет место.

Визуальный ряд Комплементарный ряд

Архитектура классицизма в Петербурге (здание Академии Художеств, Казанский собор, Адмиралтейство, Исаакиевский собор) Моцарт. Симфония № 39, вступление. Глиэр. Гимн великому городу из балета «Медный всадник»

Понятийной и эмоциональной основой архи- и в музыке Моцарта и Глиэра, ясность, гармония, тектурного образа в данном случае являются, как величие, чувство простора, спокойный оптимизм.

Распятие из церкви Санта Мария им. Капитоль (Кёльн) Бах. Crucificsus из Мессы h-moll

В обоих случаях выражен глубочайший тра- зывать, что объединяет произведения основного и гизм. В дальнейшем мы не будем подробно ука- комплементарного ряда: это, как правило, очевидно.

Мантенья. «Триумф Цезаря» Респиги. «Пинии Рима» (фрагмент «Пинии Аппиевой дороги»)

Боттичелли. «Возвращение Юдифи» Вивальди. Ария Странника из оратории «Юдифь торжествующая»

Рафаэль. «Обручение» Лист. «Sposalizio»

Микеланджело. Надгробие Лоренцо Медичи Лист. «II pensieroso»

Ватто. «Савояр с сурком» Бетховен. «Сурок»

Султан Мухаммед. «Читающий принц» Римский-Корсаков. «Шехерезада». Часть 3 «Царевич и царевна»

Бердсли. «Саломея» Рихард Штраус. «Саломея» (фрагмент финала оперы)

Роден. «Рука Бога» Пендерецкий. Адажиетто из оперы «Потерянный рай»

Виктор Васнецов. «Богатыри» Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». Часть 1

Аполлинарий Васнецов. «Москва конца XVII столетия» Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке»

Айвазовский. «Парусник в море» Римский-Корсаков. «Океан — море синее»

Врубель. «Полет Фауста и Мефистофеля» Берлиоз. Фрагмент «Адская скачка» из драматической легенды «Осуждение Фауста»

Кустодиев. «Масленица» Стравинский «Петрушка». Картина 1

Иогансон. «Рабфак идет» Шостакович. «Песня о встречном»

Фаворский. Иллюстрации к трагедии Шекспира «Гамлет» Шостакович. Фрагменты из музыки к спектаклю «Гамлет» и к фильму «Гамлет»

Корин. Триптих «Александр Невский» Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (фрагменты)

«Дон Кихот» (каслинское литье) Кабалевский. Серенада Дон Кихота

Соответствие по психологическим характеристикам

Растрелли. Зимний дворец Козловский. «Гром победы раздавайся!»; Чайковский. Хор «Славься сим, Екатерина!» из оперы «Пиковая дама»

Воронихин. Казанский собор в Петербурге (фасады и интерьер) Чайковский. «Господи помилуй!» из Литургии Иоанна Златоуста

Рельефный фриз Парфенона «Панафинейское шествие» И. С. Бах. Кантата № 42. Вступление

Бернини. Портрет кардинала Шипионе Боргезе И. С. Бах. Токката ре минор (Дорическая)

Рембрандт. Портрет старика в красном Брамс. Хоральная прелюдия для органа № Х

Андрей Рублев. «Троица» Бортнянский. Седьмая херувимская песнь (до слов «Яко да Царя всех подымем»)

Кипренский. Портрет Давыдова Шуберт. Соната для ф-но № 21. Часть 1 (фрагмент)

Левитан. Пейзаж настроения («После дождя. Плес», «Вечер на Волге», «Владимирка») Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестом № 3. Часть 2

Рерих. «Мать Чингиз-хана» Прокофьев. «Ала и Лоллий» (фрагмент)

Эрьзя. «Ужас» Шёнберг. «Уцелевший из Варшавы»

Соответствие по хронологии (и, возможно, по содержанию)

Соответствие по направлению или стилю

Захаров. Адмиралтейство в Петербурге Бетховен. Концерт № 5 для ф-но с оркестром. Часть 1 (фрагмент)

Давид. «Клятва Горациев» Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

Делакруа. «Свобода на баррикадах» Шопен. Этюд для ф-но ор. 10 № 12 «Революционный»

Галлен-Каллела. «Мать Лемминкяйнена» Сибелиус. «Лемминкяйнен в Туонеле»

Бехтеев. Иллюстрации к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» Равель. Балет «Дафнис и Хлоя» (фрагмент)

Базилика в Аквилее Kyrie eleison из Григорианской мессы De angelis

Собор Парижской Богоматери (фасады и интерьер) Леонин. Органум «Advenit ignis»

Благовещенский собор Московского Кремля (внешний вид и интерьер) Федор Крестьянин. Стихира евангельская первого гласа

Гильдебрандт. Верхний Бельведер в Вене Гайдн. Симфония № 48 «Мария Терезия» Часть 3

Рунге. «Утро (Аврора)» Бетховен. Соната для ф-но № 21 «Аврора» (фрагмент)

Ганс фон Маре. «Гребцы» Дебюсси. «Разговор ветра с морем»

Соответствие по форме

Мунк. Картина и серия литографий «Мадонна»

Равель. Болеро

Возможны и другие типы соответствия. Например, при введении понятия «художественный идеал», в частности, «идеал женской красоты»

Особый тип соответствия — это связь между изображением (например, портретом) того или

можно сопоставить с произведениями искусства ту или иную, считающуюся особенно красивой и выразительной арию сопрано или меццо-сопрано:

иного композитора или исполнителя и связанной с ним музыкой. Например:

Михаэль Пахер. «Святой Амвросий» (Алтарь Отцов церкви) Амвросианские песнопения

Гудон. Портрет Глюка Глюк. Увертюра к опере «Орфей и Эвридика»

Энгр. Портрет Паганини Паганини. «Кампанелла»

Слефогт. Д'Андраде в роли Дон Жуана в опере Моцарта «Дон Жуан» Моцарт. Ария с шампанским из оперы «Дон Жуан»

Головин. Портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова Мусоргский. Монолог Бориса из второй картины пролога оперы «Борис Годунов»

Корин. Портрет пианиста Игумнова Лядов. Вариации на тему Глинки (запись в исполнении К. Н. Игумнова)

Еще один вариант ассоциации — это сопо- художником, и связанного с этой местностью му-ставление какого-либо пейзажа, запечатленного зыкального произведения.

Дюрер. Вид Иннсбрука Генрих Изаак. «Иннсбрук, я должен тебя покинуть»

Айвазовский. «Ночь в Венеции» Глинка. «Венецианская ночь»

Саврасов, Левитан. Альпийские пейзажи Рихард Штраус. Альпийская симфония

Агесандр (или Александр). Беллини. Каватина Нормы Casta diva»

Статуя Афродиты с острова Мелос из оперы «Норма»

Боттичелли. «Рождение Венеры»

Рафаэль. «Дама в покрывале»

Джорджоне. «Спящая Венера»

Вместе с тем, в некоторых случаях сопоставления произведений основного и комплементарно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на то, что здесь соответствие кажется очевидным, «лежащим на поверхности», что диктуется названием, в действительности это не так: оригинальная, но статичная и как бы «окостеневшая» ритмика мондриановского полотна находится в сильнейшем противоречии с живой и подвижной динамикой популярного танца.

В заключение еще раз обратим внимание на то, что далеко не к каждому произведению изобразительного искусства или архитектуры можно подобрать дополнение, музыкальное соответствие. Но это и не обязательно. Если подобного рода пары составлять искусственно, насильственно, «притягивая за уши», по принципу «лишь бы что найти», то это, скорее всего, оттолкнет аудиторию из-за неестественности получающихся в результате сочетаний, отсутствия действительной связи между произведениями — смысловой, эмоциональной или формальной. Пример с картиной Мондриана «Бродвей буги-вуги» это подтверждает.

Очевидно, что при изложенном в настоящей статье подходе к преподаванию истории искусств в параллель ставятся различные страны и эпохи, что позволяет говорить о своего рода хронотопе данного метода. Описание и анализ этого хронотопа — дело будущего.

На протяжении учебного процесса и в его конце может применяться контроль — промежуточный и итоговый. Такие проверки проводились автором в Нижегородском педагогическом университете (филологический факультет) в 19861991 гг., а также в Нижегородском университете им. Н. И. Лобачевского (исторический факультет, специальность «история искусств») в 2012-2014 гг. И промежуточный, и итоговый контроль неизменно показывали лучшее, чем без применения описанного метода, усвоение основного материала — в его запоминании, осмыслении и эмоциональном восприятии.

Список источников

1. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург: б. и., 1994. 152 с.

2. Гриценко Л. И. Основы интегративного обучения // Образование и наука. 2009. № 5. С. 3-12.

го ряда могут оказаться парадоксальными и, скорее всего, не имеющими содержательной общности:

3. Донин А. Н. Культурологический анализ произведений литературы // Педагогическое обозрение. 1998. № 2. С. 97-103.

4. Открытая методика: в поисках утраченного или шаг в будущее?: сборник научных докладов и статей по итогам III Всероссийской научно-практической конференции (РГПУ им. А. И. Герцена, 19-20 октября 2018) / под. ред. Е. Р. Ядровской. СПб.: Свое издательство, 2019. 230 с.

References

1. Bezrukova, V. S. (1994), Integrazionnye pro-cessy v pedagogicheskoj teorii i praktike [Integration processes in pedagogical theory and practice], Yekaterinburg, Russia.

2. Gritsenko, L. I. (2009), "Fundamentals of integrative learning", Obrasovanie i nauka [Education and Science], no. 5, pp. 3-12.

3. Donin, A. N. (1998), "Culturological analysis of works of literature", Pedagogicheskoe obosrenie [Pedagogical review], no. 2, pp. 97-103.

4. Yadrovskaya, E. R. (ed.) (2019), Otkrytaya metodika: v poiskakh utrachennogo ili shag v budushcheye?: sbornik nauchnykh dokladov i statey po itogam III Vserossiyskoy nauch-no-prakticheskoy konferentsii [Open Methodology: in search of the lost or a step into the future?: Collection of scientific papers and articles based on the results of III All-Russian Scientific-Practical Conference], Svoye izdatelstvo, St. Petersburg, Russia.

Информация об авторе А. Н. Донин — доктор искусствоведения, профессор кафедры философии и эстетики, научный сотрудник

Information about the author A. N. Donin — Doctor of Art, Professor of the Department of Philosophy and Aesthetics, Researcher

Статья поступила в редакцию 14.05.2022; одобрена после рецензирования 24.05.2022; принята к публикации 24.05.2022. The article was submitted 14.05.2022; approved after reviewing 24.05.2022; accepted for publication 24.05.2022.

Мондриан. «Бродвей буги-вуги»

Танец буги-вуги (видеозапись)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.