Научная статья на тему 'Комплектование государственных архивов Республики Татарстан в постсоветский период'

Комплектование государственных архивов Республики Татарстан в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
338
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКТОВАНИЕ АРХИВОВ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / ФОТОДОКУМЕНТЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХИВ РТ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ РТ / ACQUISITION OF ARCHIVES / THE ADMINISTRATIVE DOCUMENTATION / THE SCIENTIFIC AND TECHNICAL DOCUMENTATION / DOCUMENTARY PHOTOGRAPHS / NATIONAL ARCHIVE RT / THE CENTRAL STATE ARCHIVE OF THE HISTORICAL AND POLITICAL DOCUMENTATION RT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ершова Г. Н.

Рассматриваются проблемы и перспективы в области комплектования государственных архивов Республики Татарстан посредством сравнения ди-намики количества организаций-источников комплектования архивов и дина-мики поступлений документов в архивы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects in the field of acquisition state are considered Archives of Republic of Tatarstan by means of comparison of dynamics and quantity of the organisation-sources of acquisition of National archive of Republic of Tatarstan and Central state archive of the historical and political documentation of Republic of Tatarstan and dynamics of receipts of documents in archives..

Текст научной работы на тему «Комплектование государственных архивов Республики Татарстан в постсоветский период»

Г. Н. Ершова

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Ключевые слова: комплектование архивов, управленческая документация, научнотехническая документация, фотодокументы, Национальный архив РТ, Центральный государственный архив историко-политической документации РТ. acquisition of archives, the administrative documentation, the scientific and technical documentation, documentary photographs, National archive RT, the Central state archive of the historical and political documentation RT.

Рассматриваются проблемы и перспективы в области комплектования государственных архивов Республики Татарстан посредством сравнения динамики количества организаций-источников комплектования архивов и динамики поступлений документов в архивы

Problems and prospects in the field of acquisition state are considered Archives of Republic of Tatarstan by means of comparison of dynamics and quantity of the organisation-sources of acquisition of National archive of Republic of Tatarstan and Central state archive of the historical and political documentation of Republic of Tatarstan and dynamics of receipts of documents in archives..

Изменение общественно-политических условий жизни нашего общества, становление и развитие многопартийности в стране, бурный рост самодеятельных неформальных общественных объединений с конца 1980-х - начала 1990-х годов вызвали необходимость пересмотра круга источников комплектования государственных архивов. В начале 1990-х гг. в связи с изменением статуса Российского государства, его политической основы и экономических устоев были определены принципиально новые подходы в комплектовании Архивного фонда Российской Федерации.

В качестве объектов исследования были выбраны Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ) и Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ), имеющие многолетний опыт в области комплектования. Данные архивы сопоставляются по приему управленческой документации, фотодокументов, документов личного происхождения и научно-технической документации. ЦГА ИПД РТ прием научно-технической документации не осуществляет.

С 1991 г. ЦГА ИПД РТ и НА РТ приступили к систематическому собиранию и приему на государственное хранение документов общественных объединений и негосударственных организаций. Организация комплектования в НА РТ и особенно в ЦГА ИПД РТ на современном этапе значительно отличается от комплектования архива документами государственных учреждений и общественных организаций, существовавших в советское время. На современном этапе общественные объединения и негосударственные организации являются собственниками своих документов и обладают полным правом распоряжения ими, в отличие от государственных организаций, поэтому вся работа с ними строится исключительно на договорных основах, а архивам приходится учитывать требования, которые они выдвигают при передаче документов в государственный архив.

Актуальность исследования обусловлена тем, что данная тема является мало изученной, литература ограничена освещением состава и содержания архивных фондов. В основу исследования были положены неопубликованные источники, хранящиеся в Текущем архиве Главного Архивного Управления при КМ РТ и в фондах ЦГА ИПД РТ. Сведения об изменениях круга источников комплектования НА РТ, ЦГА ИПД РТ были выявлены из

243

списка организаций - источников комплектования НА РТ [1], списков организаций - источников комплектования ЦГА ИПД РТ [2], включающих ежегодные уточнения количества источников комплектования. На основе изучения годовых отчетов о выполнении плана работы ЦГА ИПД РТ [3], годовых показателей плана работы НА РТ, годовых показателей выполнения плана работы НА РТ и объяснительных записок к ним (недостающие сведения о приеме документов в НА РТ за 1991 - 1993 гг. были выявлены из Объяснительной записки к паспорту ЦГА РТ на 1.01.1994 г.) [4] были построены график и таблицы, отражающие динамику поступлений документов в архив, а также видовой состав принятых в архив документов за рассматриваемый период.

Изменения, произошедшие в общественно- политической и экономической жизни с начала 1990-х гг., оказали существенное влияние на систему комплектования государственных архивов. Создание новых хозяйственных структур, стремительный рост количества общественных объединений заставляют архивистов постоянно пересматривать списки источников комплектования государственных архивов. В период с 1991 по 2007 гг. в деятельности рассматриваемых архивов можно выделить этапы положительной и отрицательной динамики количества источников комплектования. Можно сделать вывод о том, что до 2000 г. число организаций-источников комплектования НА РТ ежегодно увеличивалось. После 2000 г. наблюдается сокращение числа организаций, так как процесс образования новых и реорганизации существовавших организаций в основном завершился. Увеличивается количество негосударственных организаций-источников комплектования НА РТ. При этом изменяется качественный состав документов. Появление организаций с новыми формами собственности повлекло образование новых видов документов.

Вместе с тем в деятельности НА РТ по формированию Архивного фонда РТ остается немало проблем и нерешенных вопросов. По-прежнему, в организациях- источниках комплектования архивов документы хранятся сверх срока, сокращение их количества осуществляется медленными темпами. Не снижается острота вопроса по фактам утраты документов в ведомствах. При приеме на государственное хранение научно-технической документации, фотодокументов имеются определенные сложности (некоторые организации и учреждения отказываются передавать документы, мотивируя тем, что документы постоянно нужны для работы или тем, что ими будут пользоваться посторонние организации). Акционерные, приватизированные организации рассматривают научно-техническую документацию как свою собственность.

С 1991 г. бывший партийный архив Татарского рескома КПСС получил статус государственного и был переименован в ЦХИДНИТ. Профиль его комплектования предполагал собирание документов различных негосударственных, политических и общественных организаций периода новейшей истории страны об их создании, деятельности, личном составе, образовании РТ, о пути к суверенитету, развитии экономики и культуры республики, политических и национальных движениях. С 1996 г. архив, преобразованный в ЦГА ИПД РТ, комплектуется документами общественных и профсоюзных организаций, политических партий, союзов, культурных, научных, благотворительных объединений и фондов. Этапы динамики комплектования ЦГА ИПД РТ и перспективы работы с документами общественно-политических объединений во многом зависят от разработки и реализации отечественного законодательства, регулирующего их деятельность. В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» профсоюзные общественные организации, действующие на территории РТ, включены в число источников комплектования ЦГА ИПД РТ с момента их регистрации. После принятия Федерального закона «О политических партиях» №29-ФЗ от 29 июня 2001г., согласно которому количество членов в партии должно быть не менее 10 тысяч человек, с 2003 по 2004

г. произошло значительное сокращение числа источников комплектования. После принятия в 2006 году дополнений к Федеральному закону «О политических партиях» № 29-ФЗ от 29 июня 2001 г., согласно которому количество членов в партии должно быть не менее 50 тысяч человек, и проведения Федеральной регистрационной службой проверки деятельности партий, их количество резко сократилось (с 37 партий до 15 партий), что в итоге должно привести, как утверждают специалисты, к образованию в России двух- (трех, четырех-) партийной системы, так как характерное для 1990-х гг. многообразие общественно-политических объединений постепенно проходит. Соответственно происходит сокращение числа региональных отделений общественно-политических партий и движений. В настоящее время перед архивистами встала задача незамедлительного приема документов ликвидированных общественных объединений на государственное хранение в архив в целях их сохранности, осуществление которой затрудняет длительный процесс ликвидации организаций.

На 1 января 2008 года в ЦГА ИПД РТ в списке организаций - источников комплектования насчитывалось 51 общественное объединение, 22 (43%) из которых - общественные партии и движения (рис. 1). Взаимоотношения архива с источниками комплектования строятся на основе договоров. В основном наблюдается серьезная заинтересованность политических лидеров сохранить историю своих партий и движений в документах. Но возникают и трудности с заключением договоров с организациями. Свой отказ подписывать договор о сотрудничестве они мотивируют тем, что находятся в оппозиции или же по политическим мотивам. Сотрудники архива стараются убедить руководителей организаций в исторической ценности документов их деятельности, при подписании договора стараются найти подход к каждому руководителю, оказывают консультативную, методическую и практическую помощь общественным объединениям в работе с документами, по формированию дел, в отборе и передаче документов на государственное хранение в архив.

Рис. 1 - Динамика количества организаций - источников комплектования ЦГА ИПД РТ и НА РТ за 1995 - 2007 гг.

Нужно отметить, что в Федеральном законе «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. и Федеральном законе «О политических партиях» № 29-ФЗ от 29 июня 2001 г. четко не прописана необходимость документирования их деятельности. Поэтому во многих организациях нет штатной единицы делопроизводителя, не везде делопроизводство поставлено на должный уровень, что создает трудности документирования их деятельности. Говоря о видовом составе документов общественно- политических объединений, следует заметить, что каждое из них по собственному усмотрению создает и ведет документацию, некоторые виды документов могут не оказаться в архиве (финансовая документация сдается в ЦГА ИПД РТ только в случае ликвидации организации, документы по личному составу хранятся в организации 75 лет). Наиболее полно обычно представлена организационная документация (программы, уставы).

Часто вновь создаваемые общественно-политические организации являются «партиями одного человека», документы организации нередко хранятся у руководителей в домашних условиях. Также сотрудниками архива проводится работа по переводу информации, представленной в электронном виде, на бумажную основу, так как электронные документы имеют особую специфику, требуют определенных условий хранения. Распечатанные копии электронных документов заверяются подписью руководителей организаций.

На основе анализа изменений списка источников комплектования и динамики поступлений документов в архив можно сделать вывод о том, что наблюдаемое в последние годы сокращение количества общественно-политических организаций - источников комплектования ЦГА ИПД РТ приводит соответственно к снижению количества принимаемых документов. В НА РТ, наоборот, увеличение числа источников комплектования управленческой документацией привело к увеличению приема. Общий плановый прием документов в НА РТ снизился в 2000 - 2002 гг., так как прием фотодокументов не осуществлялся в связи с созданием ЦГА АД РТ и передачей ему 12 организаций — источников комплектования НА РТ, хранящих фотодокументы. С 2003 г. плановый прием фотодокументов сократился до 80 ед. хр. в год. ЦГА ИПД РТ осуществляет прием фотодокументов с 1996 г. (13% от общего числа принятых документов). В 2001 - 2007 гг. прием фотодокументов, как и в НА РТ, в ЦГА ИПД РТ оставался незначительным (7 - 10% от общего объема). В связи с увеличением числа организаций- источников комплектования НА РТ научно-технической документацией, план приема в 1997 г. увеличился до 150 ед. хр. С 2003 г. по настоящее время плановый приём составляет уже 200 ед. хр. в год. ЦГА ИПД РТ в рассматриваемый период прием научно-технической документации не осуществлял. Ежегодный плановый прием документов личного происхождения в НА РТ возрос от 100 до 210 ед. хр. ЦГА ИПД РТ осуществляет прием документов личного происхождения с 1995 г., в 2005 г. план приема был увеличен до 250 ед. хр. в год, что составляет более 50% принимаемых на государственное хранение документов.

В последние годы общий плановый прием документов в НА РТ возрос вследствие приема управленческой документации от упраздненных, реорганизованных министерств, государственных комитетов, ликвидированных организаций. В ЦГА ИПД РТ общий плановый прием сократился с 4000 ед. хр. в 1992 г. до 430 ед. хр. в 2007 г. Увеличение фактического приема до 2005 г. зависело от доукомплектования управленческими документами вне плана от упраздненных партийных организаций, в настоящее время план приема управленческих документов сократился до 150 ед. хр. в год (табл. 1, 2].

Одна из причин выявленной динамики в том, что профиль комплектования НА РТ значительно шире профиля комплектования ЦГА ИПД РТ. Профиль комплектования архивов новейшей истории позволяет включать в списки организаций-источников комплектования негосударственные организации, средства массовой информации. Расширяется

также сфера инициативного комплектования. Изменение профиля ЦГА ИПД РТ позволило бы Национальному архиву передать ему часть организаций-источников комплектования, увеличить число организаций-источников комплектования и расширить состав принимаемых документов в ЦГА ИПД РТ, одновременно появилась бы возможность избежать перегруженности в НА РТ списка №1 организациями-источниками комплектования, архивохранилищ документами и повышения эффективности работы НА РТ.

Таблица 1 - Динамика выполнения плана работы по комплектованию в ЦГА ИПД РТ за 1991- 2007 гг. (Ед. хр.)

Год По плану Принято

управ фото личного происх. управ фото личного происх.

1991 внеплан. Q Q 1бб24 Q Q

1992 4QQQ Q Q 37QQ Q Q

1993 внеплан. Q Q 4Q31 Q Q

1994 внеплан. Q Q 21799 Q Q

1995 1QQQQ Q 1QQ б454 Q 1б4

199б 1QQQ 15Q 1QQ 1 QQ6 1б2 1Q5

1997 5QQ 1QQ 15Q 447 573 223

1998 35Q 1QQ 25Q 71Q 11Q 2Q3

1999 8QQ Q 1QQ 392Q Q 97

2QQQ 25Q 8QQ 1QQ 431 1322 129

2QQ1 25Q Q 15Q 338 Q 199

2QQ2 25Q 3Q 15Q 28б 3Q 158

2QQ3 1Q5Q 3Q 15Q 11Q2 3Q 159

2QQ4 2QQ 3Q 2QQ 2Q2 3Q 2Q1

2QQ5 15Q 3Q 25Q 15Q 35 254

2QQ6 15Q 3Q 25Q 154 33 25б

2QQ7 15Q 3Q 25Q 177 31 255

Таблица 2 - Динамика поступлений документов в НА РТ в 1991 - 2GG? гг. (тыс. ед. хр.)

Год План приема от организаций План приема от граждан Прием от организаций Прием от граждан

У.д. НТД Фото У.д. НТД Фото

1991 13,8 0,1 1,3 0,1 13,808 0,125 1,3 0,1

1992 13,8 0,1 1,3 0,1 13,8 0,101 1,3 0,1

1993 13,8 0,1 1,3 0,1 13,8 0,1 1,3 0,102

1994 13,8 0,1 1,3 0,1 13,8 0,1 1,3 0,1

1995 13,8 0,1 1,3 0,1 13,8 0,1 1,3 0,1

1996 13,8 0,1 1,3 0,1 13,8 0,197 1,3 0,199

1997 13,8 0,15 1,3 0,1 13,8 0,169 1,3 0,1

1998 13,8 0,15 1,3 0,1 13,8 0,15 1,3 0,172

1999 13,8 0,15 1,3 0,1 13,8 0,15 1,3 0,125

2000 13,8 0,15 - 0,1 13,8 0,213 - 0,1

2001 14 0,15 - 0,1 18,338 0,159 - 0,105

2002 14 0,15 - 0,115 21,182 0,18 - 0,293

2003 14 0,2 0,08 0,115 18,956 0,214 0,088 0,115

2004 14 0,2 0,08 0,115 14,161 0,208 0,121 0,12

2005 14 0,2 0,08 0,2 14,518 0,201 0,124 0,334

2006 21 0,2 0,08 0,2 25,809 0,216 0,088 0,231

2007 17,5 0,2 0,08 0,21 26,912 0,202 0,082 0,416

Литература

1. Текущий архив Главного архивного управления при КМ РТ. Отчеты Архивного управления при КМ РТ о реализации основных направлений развития архивного дела в РТ за 1992 -1996 г.; Список организаций-источников комплектования Национального архива Республики Татарстан от 22.01.2001 г. и др.

2. Текущий архив Центрального государственного архива историко-политической документации РТ. Список организаций-источников комплектования Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан от 15.03.1996 г.; Список организаций-источников комплектования Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан от 4.03.2005 г.

3. ЦГА ИПД РТ. Ф. 8274. Оп. 1. Ед. хр. 8, 24, 39, 57, 73, 82.

4. Текущий архив Главного архивного управления при КМ РТ. Показатели плана работы ЦГА РТ на 1994г., 1996г.; Объяснительные записки по основным показателям выполнения плана работы НА РТ за 1996 - 2006 гг.; Объяснительная записка к паспорту ЦГА РТ на 1.01.1994 г. и др.

© Г. Н. Ершова - асп. каф. гуманитарных дисциплин КГТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.