Научная статья на тему 'Государственные архивные учреждения России как часть системы партийно-государственного управления в 1960-1980-х годах'

Государственные архивные учреждения России как часть системы партийно-государственного управления в 1960-1980-х годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1508
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИВЫ РОССИИ / ГЛАВАРХИВ РСФСР / ГЛАВАРХИВ СССР / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВНЫЙ ФОНД / АРХИВНЫЙ ФОНД / ИСТОРИЯ АРХИВОВ / РАЗВИТОЙ СОЦИАЛИЗМ / ARCHIVES OF RUSSIA / GLAVARKHIV OF RSFSR / GLAVARKHIV OF USSR / STATE ARCHIVAL FUND / ARCHIVAL FUND / HISTORY OF ARCHIVES / DEVELOPED SOCIALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савин Валерий Александрович

Изучены проблемы развития государственных архивных учреждений России в период построения развитого социализма в СССР. Показано, что, несмотря на определенные достижения в профессиональной деятельности, государственные архивы России находились в неблагоприятных условиях, продиктованных идейно-политическими условия-ми советского партийно-государственного аппарата брежневского времени. Впервые поставлен вопрос о неравенстве РСФСР во владении и распоряжении национальным документным достоянием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article addresses the problem of development of state archive institutions in Russian in the period of developed socialism in the USSR. It is shown that, despite certain professional achievements, Russian state archives were faced with unfavourable conditions explained by the ideological and political requirements of the Soviet party and state mechanism. The issue of the inequality of the RSFSR in terms the possession and use of national documentary heritage.

Текст научной работы на тему «Государственные архивные учреждения России как часть системы партийно-государственного управления в 1960-1980-х годах»

113

УДК 930.25

В. А. Савин

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АРХИВНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

РОССИИ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В 1960-1980-х ГОДАХ

Изучены проблемы развития государственных архивных учреждений России в период построения развитого социализма в СССР. Показано, что, несмотря на определенные достижения в профессиональной деятельности, государственные архивы России находились в неблагоприятных условиях, продиктованных идейно-политическими условиями советского партийно-государственного аппарата брежневского времени. Впервые поставлен вопрос о неравенстве РСФСР во владении и распоряжении национальным документным достоянием.

This article addresses the problem of development of state archive institutions in Russian in the period of developed socialism in the USSR. It is shown that, despite certain professional achievements, Russian state archives were faced with unfavourable conditions explained by the ideological and political requirements of the Soviet party and state mechanism. The issue of the inequality of the RSFSR in terms the possession and use of national documentary heritage.

Ключевые слова: Архивы России, Главархив РСФСР, Главархив СССР, Государственный архивный фонд, Архивный фонд, история архивов, развитой социализм.

Key words: Archives of Russia, Glavarkhiv of RSFSR, Glavarkhiv of USSR, State Archival Fund, Archival Fund, history of archives, developed socialism.

Равнение во всех сферах жизни нашего общества на высшие цели социализма было, с точки зрения высшего архивного руководства, главным требованием эпохи построения развитого социализма. Это предполагало решительное преодоление негативных моментов, кото-

© Савин В. А., 2015

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 6. С. 113-119.

рые не согласовались с принципами социализма; осуществление интенсификации общественного производства на основе новейшей техники и технологии, создание в конечном итоге материально-технической базы развитого социализма, то есть осуществление качественного преобразования производительных сил общества и значительное повышение производительности труда; развитие политической системы, становление бесклассового социалистического общества; новый подъем культуры и науки; переориентацию общественного сознания масс в свете новых требований; серьезную перестройку деятельности партийных, советских, хозяйственных органов с учетом современных задач [3, с. 8].

Руководили архивной отраслью люди, прошедшие надежную идеологическую школу ЦК КПСС, — Г. И. Белов, Ф. И. Долгих, Ф. М. Ваганов. Под руководством «стойких солдат» партии архивные учреждения страны пережили «золотой век», укрепившись в качестве надежной шестеренки системы партийно-государственного управления. Это было время повышения значения российской республиканской составляющей на поле государственного архивного дела страны в целом, которое осуществлялось с огромным трудом после катастрофы рубежа 1930 — 1940-х гг., когда после передачи указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 апреля 1938 г. Центрального архивного управления СССР — РСФСР в НКВД СССР [1, с. 10] — республиканская управленческая функция в архивном деле фактически упразднялась. Не менее серьезные последствия имело образование в 1941 г. Государственного архивного фонда (ГАФ) СССР [2, с. 5 — 11] взамен существовавшего с 1918 г. [5] ГАФ РСФСР.

В результате Россия, в отличие от других союзных республик, лишилась правовых оснований и организационных возможностей распоряжаться огромной частью собственного документального исторического наследия, что было подтверждено на рубеже 1950 — 1960-х гг., когда даже после образования в 1957 г. Центрального государственного архива (ЦГА) РСФСР 13 августа 1958 г. вышло Положение о ГАФ СССР [4], не оставлявшего места для ГАФ РСФСР (как и Положение о ГАФ СССР от 4 апреля 1980 г. [12]).

ГАФ России отсутствовал на карте документального исторического наследия страны до 1990-х гг. Мало того, провалилась попытка возродить республиканский орган управления архивными учреждениями. Образованное 25 ноября 1961 г. Главное архивное управление при Совете Министров (СМ) РСФСР (Главархив РСФСР) было упразднено уже 23 июля 1963 г.

Однако именно в это время произошло восстановление системы органов государственного управления документальным историческим наследием России. Отсутствовавший восемь лет уполномоченный республиканский орган (прямой предшественник ныне действующего Федерального архивного агентства Минкультуры РФ) был образован 27 апреля 1971 г. Он пришел на смену отделу архивных учреждений РСФСР Главного архивного управления при СМ СССР (Главархив СССР) и назывался стандартно: Главархив РСФСР. Положение о нем было утверждено республиканским Советом министров 28 октября 1971 г. [10].

Возглавил государственную архивную систему России бывший высокопоставленный работник аппарата Совета министров РСФСР Н. И. Иванов — человек далекий от архивного дела, но умный и энергичный Должность его первого заместителя занял бывший начальник отдела архивных учреждений РСФСР Главархива СССР В. А. Тюнеев, который практически всю профессиональную жизнь отдал архивному делу. Что касается сети архивов республиканского значения, то в отличие от сети союзных архивов и архивов союзных республик она выглядела довольно скудно. Согласно утвержденному 13 августа 1980 г. Положению о Главархиве РСФСР и сети государственных архивов она состояла всего из трех учреждений: ЦГА РСФСР, ЦГА Дальнего Востока, ЦГА Кинофотофонодокументов во Владимире.

Рассматриваемый период отмечен качественными изменениями в научной сфере. В марте 1966 г. решением правительства СССР был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведе-ния и архивного дела (ВНИИДАД). Сразу же в области архивоведения было выделено несколько крупных научных направлений: проблемы формирования Архивного фонда Российской Федерации; проблемы классификации, систематизации, описания архивных документов и документной информации, научно-справочного аппарата, использования и публикации архивных документов, информатизации архивного дела, проблемы научно-технической и специальной документации, сохранности архивных документов. И хотя институт подвергался во многом справедливой критике прежде всего за отрыв от архивной практики, вклад его сотрудников в развитие архивоведения и документоведе-ния в брежневские годы был весьма высок.

Постепенно архивисты России созрели для того, чтобы создать республиканские учреждения для разработки нормативно-методических документов на основе собственного опыта. Для координации этой деятельности были образованы девять зональных научно-методических советов (ЗНМС) по числу экономических районов. Итогом научно-исследовательской и методической работы архивных учреждений явились подготовленные ими методические пособия по актуальным вопросам их деятельности. Улучшению организации, координации и повышению в целом уровня научно-исследовательской и методической работы во многом способствовала деятельность Научного совета при Главархиве РСФСР, ЗНМС, научных советов архивных органов и центральных государственных архивов РСФСР, функционировавших как единая система [9, с 98—104].

Результаты научно-исследовательской работы российских архивистов нуждались в расширении возможностей использования их в практической работе государственных архивов. Достижению этой цели способствовало создание при ЦГА РСФСР в 1975 г. справочно-информаци-онного фонда [там же, с 104 — 113].

На дальнейшее развитие научно-исследовательской и методической работы в архивных учреждениях республики направлено принятое по инициативе Главархива РСФСР постановление Совета министров РСФСР от 20 марта 1975 г. [11] о проведении конкурсов на лучшее выполнение работ в области архивоведения, документоведения и археографии с вручением победителям дипломов и денежных премий.

Первый такой конкурс был проведен в 1976 г. по итогам выполнения плана НИР в девятой пятилетке.

Особняком стояли вопросы научно-исследовательской работы в области документоведения. В 1964 г. в МГИАИ был образован факультет государственного документоведения; 25 августа 1967 г. проведено первое заседание междуведомственной комиссии по делопроизводству при Главархиве СССР. В 1972 г. была начата разработка Унифицированной системы организационно-распорядительной документации, приспособленной к автоматизированной системе управления. В сентябре 1973 г. Государственный комитет по науке и технике СССР одобрил разработанные ВНИИДАД Основные положения Единой государственной сис-116 темы делопр оизводства.

--В РСФСР в 1971 — 1975 гг. было принято 7 млн ед. хр. (в СССР — 17),

в 1976 — 1980 гг. — 7,6 млн (в СССР — 18,2), в двенадцатой пятилетке планировалось принять около 8 млн ед. хр. [3, с. 11].

Одной из назревших проблем стала организация комплектования ГАФ СССР на основе государственного плана подготовки и сдачи на государственное хранение документов, который должны иметь все организации, являющиеся источниками комплектования ГАФ СССР.

Каким путем это можно было осуществить? Предполагалось, что планы комплектования для районных и городских организаций будут утверждать исполкомы райгорсоветов; областных и краевых — исполкомы облкрайсоветов; республиканских министерств и ведомств — Советы Министров союзных республик [3, с. 11 — 12]. Но переход к пополнению ГАФ СССР новыми документами на основе обязательного государственного плана, активно лоббируемый руководством Главархива СССР, критически оценивался в Главархиве РСФСР и до практической реализации не дошел.

Важной составной частью архивного строительства РСФСР признавалась организация ведомственного хранения документов. В начале 1980-х гг. в ведомственных архивах хранилось около 15 млн дел [13, с. 103]. Главные задачи архивные руководители видели в повышении ответственности ведомств за постановку архивной работы; в том, чтобы все союзные и республиканские министерства и ведомства, областные и краевые отделы и управления с большей ответственностью выполняли возложенную на них обязанность по внутриотраслевому контролю за постановкой архивного дела в подведомственных им организациях; в широком изучении и распространении опыта социалистического соревнования за звание «Образцовый ведомственный архив» [3, с. 10].

Немалые проблемы для централизации ГАФ СССР создавали так называемые отраслевые фонды, демонстрировавшие центробежный вектор его развития в качестве мегакомплекса ретроспективной информации страны. Это было время расцвета ведомственности в организации хранения национального архивного наследия, когда центробежная сила в формировании ГАФ получила легитимность.

Согласно Положению о Государственном архивном фонде СССР 1980 г. [6], закрепившему давно сложившуюся практику, правом постоянного (государственного) хранения архивных документов официально обладали пять отраслевых государственных фондов. В число фондов

ГАФ СССР не включались также массивы документов, отложившиеся в деятельности КПСС, и составлявшие Архивный фонд партии, Положение о котором было принято 28 декабря 1966 г. В соответствии с постановлением СМ СССР от 19 августа 1979 г. автономию де-юре получил архивный фонд КГБ СССР, несколько позже — фонд МВД СССР [4, с 126 — 128].

Проблема качественного состава документов, входивших в ГАФ СССР, оставалась нерешенной и характеризовалась как государственная. Актуализация проблематики «оптимизации ГАФ СССР» привела некоторых архивоведов к признанию того, что известная часть ГАФ СССР нуждается в экспертизе и возможном выделении документов, не представлявших историческую ценность, либо содержавших повторяющуюся информацию. Эта работа проводилась упорно в плановом порядке, несмотря на ее спорность. За 1961 — 1983 гг. в государственных архивах СССР была осуществлена экспертиза 100 млн дел, из них около 40 млн выделено к уничтожению. Только за 1984 г. из просмотренных 2,5 млн дел оказалось уничтоженными 500 тыс. [3, с 15].

Ставился вопрос о разработке программы оптимизации ГАФ СССР, рассчитанной на пять — десять лет. В архивах РСФСР планировалось в 1976 — 1980 гг. подвергнуть экспертизе ценности 3,5 млн дел [9, с 74].

Как видим, уничтожение уже принятых в состав ГАФ документов происходило на протяжении десятилетий, хотя не было ответов на принципиальные вопросы об оптимизации: какова главная цель, в чем ее содержание и назначение, что будет достигнуто в результате осуществления этой программы, какие намечаются пути практической организации работы по оптимизации и т. д. Эти вопросы формулировал коллективный руководящий разум [3, с 15]. Но и по истечении многих лет лучше, чем выборочный прием, основанный на достижениях исторических методов работы с массовой документацией, трудно применимых в архивной практике, коллективный научный разум с участием будущего руководителя Росархива В. П. Козлова предложить не смог [2, с 42—58]. Это была дорога к произволу в отборе на вечное хранение архивной документации, но движение по которой облегчало проблему «архивной полки», так как свободных площадей в государственных архивах катастрофически не хватало из-за чего на 1 января 1976 г. ведомственных архивах РСФСР сверх установленного срока хранилось около 2,1 млн дел [9, с 191].

Намечая на основе анализа состояния научно-справочного аппарата перспективы его дальнейшего развития, государственные архивы проводили деление фондов на категории, относя к первой категории отдельные малоценные с идеологической точки зрения фонды. Объем фондов дореволюционных учреждений, отнесенных в ряде государственных архивов к первой категории, превысил объем фондов первой категории советских учреждений. Это, по мнению руководящих работников Главархива РСФСР, являлось криминалом и привело к первоочередному созданию и усовершенствованию научно-справочного аппарата к менее актуальным с партийно-государственной точки зрения фондам [9, с 51].

В брежневские годы получила дальнейшее развитие научно-информационная деятельность архивных учреждений РСФСР. Ведущее место в информационной работе, как и прежде, занимало использование документов в идеологических целях. Организация публикационной работы была призвана обеспечить подготовку публикаций на высоком идейно-политическом уровне.

Естественным выглядит участие российских архивов в решении задач, поставленных союзными органами управления. Работа Главархива РСФСР по организации использования архивных документов в народнохозяйственных целях проводилась с учетом реализации решений партии и правительства по крупным вопросам развития промышленности и сельского хозяйства. Выполняя постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 20 марта 1974 г. [9, с. 98 — 104], архивные учреждения 29 областей Нечерноземной зоны РСФСР провели работу по организации выявления и использования документов для решения столь важной народнохозяйственной задачи, как подъем сельского хозяйства в этом регионе: партийным, советским и сельскохозяйственным органам было направлено более 3 тыс. информации для использования при решении хозяйственных вопросов. Следует отметить, что правительство республики поддерживало инициативы архивистов, издавая соответствующие нормативные документы не только в развитие союзных директивных документов. Постановления СМ РСФСР от 27 мая 1969 г. [7], 31 мая 1977 г. способствовали развитию архивов России. Постановлением СМ РСФСР от 22 мая 1973 г. было положено правовое основание развития нового типа хранилищ для удаленного хранения, прежде всего документов по личному составу, — объединенных ведомственных и межведомственных архивов [8].

Для государственных архивных учреждений России годы брежневского правления были успешными в части развития системы административно-командного управления архивным наследием страны. Реальные результаты были достигнуты в рамках традиционных архивных интересов по направлениям, исходившим от высших государственных структур. Но с неизменным постоянством проявлялись давно известные недостатки. Вопрос о создании ГАФ РСФСР даже не обсуждался, сеть федеральных архивов не отвечала потребностям национальных интересов населявших Россию народов и не соответствовала значению республики в социально-экономическом, культурном пространствах СССР. Брежневский период характеризовался отсутствием дифференциации в понимании союзной и российской собственности на документальное наследие.

Несмотря на определенные достижения в профессиональной деятельности, государственные архивные учреждения России находились в неблагоприятных условиях, продиктованных идейно-политическими потребностями советского партийно-государственного аппарата брежневского времени.

Список литературы

1. 20 лет архивного строительства // Архивное дело. 1938. №3. С. 10.

2. Автократов В. Н., Авраменко Т. Ф., Козлов В. П. О выборочном приеме документов на государственное хранение // Массовые документы и проблемы архивоведения : сб. ВНИИДАД. М., 1986.

3. Ваганов Ф. М. Итоги работы учреждений государственной архивной службы СССР в 1984 г. и очередные задачи архивного строительства // Советские архивы. 1985. № 2.

4. Волкова Т. С. Ведомственность в архивной практике СССР и Российской Федерации (нормативно-правовой аспект) / / Вестник РГГу. 2008. № 8. С. 126 — 128.

5. О реорганизации и централизации архивного дела. Декрет СНК РСФСР от 1 июня 1918 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР (СУ). 1918. № 40. Ст. 514.

6. Положение о Государственном архивном фонде СССР и Положение о Главном архивном управлении при Совете Министров СССР. Утв. постановлением Советом Министров СССР от 4 апреля 1980 г. «Об утверждении Положения о Государственном архивном фонде СССР и Положения о Главном архив- _

ном управлении при Совете Министров СССР» // Собрание постановлений 119 (СП) СССР. 1980. № 10. Ст. 71. -

7. Постановление СМ РСФСР «О мерах по дальнейшему улучшению архивного дела в РСФСР» от 27 мая 1969 г. // СП РСФСР. 1969. № 25. Ст. 138.

8. Савин В. А. Объединенные ведомственные архивы в Российской Федерации (1960-е — первая половина 1990-х годов) // Отечественные архивы. 1995. № 4. С. 17—28.

9. Сборник нормативных актов Главного архивного управления при Совете Министров РСФСР / ГАУ при СМ РСФСР. М., 1978.

10. Положение о Главном архивном управлении при Совете Министров РСФСР // СП РСФР. 1971. № 19—20. Ст. 154.

11. Постановление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1975 г. № 171 «О дополнении Положения о Главном архивном управлении при Совете Министров РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 октября 1971 г. № 588» // СП РСФСР. 1975. № 4. Ст. 34.

12. Положение о Государственном архивном фонде СССР; Положение о Главном архивном управлении при Совете Министров СССР // СП СССР. 1980. № 10. Ст. 71.

13. Шатенштейн Л. С. Некоторые проблемы организации работы ведомственных архивов // Актуальные проблемы архивоведения и документоведения в свете решений XXVI съезда КПСС : сб. науч. тр. М., 1984.

Об авторе

Валерий Александрович Савин — д-р ист. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: Valeri.Savin@mail.ru

About the author

Prof. Valery Savin, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: Valeri.Savin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.