Научная статья на тему 'Ведомственность в архивной практике СССР и Российской Федерации (нормативно-правовой аспект)'

Ведомственность в архивной практике СССР и Российской Федерации (нормативно-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
1527
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
История и архивы
Область наук
Ключевые слова
ДЕПОЗИТАРНОЕ ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ АРХИВНОГО ФОНДА РФ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ АРХИВЫ / АРХИВНОЕ ПРАВО / ВЕДОМСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волкова Тамара Серафимовна

Тема статьи занимает важное место в изучении особенностей организации архивной системы России в контексте общей истории Отечества. Работа ориентирует читателя на знание и понимание обстоятельств создания и эволюции сети крупнейших ведомственных архивов государства, обладающих особым статусом. Специальное внимание уделено рассматриванию роли нормативно-правового фактора в понимании причин возвращения и развития феномена «ведомственности» в централизованном советском архивном деле, в осмыслении цели, формы и методов его закрепления в архивной практике российского государства на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Волкова Тамара Серафимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The juridicial aspect of the archives administration in the USSR and the Russian Federation

The issue discussed in the article is very important for the study of the specific features of the development of the Russian archival system within the context of Russian history. The reader is helped on the way to understanding the circumstances of the origin and evolution of the network of the special status archives of the major state departments. Special attention is drawn to the discussion of the role of the regulatory factor in understanding of the process of reappearance and development of the 'departmentalism' phenomenon in the centralized Soviet archival practice and in understanding its present domination in the archival practice of the contemporary Russian state.

Текст научной работы на тему «Ведомственность в архивной практике СССР и Российской Федерации (нормативно-правовой аспект)»

Т.С. Волкова

ВЕДОМСТВЕННОСТЬ В АРХИВНОЙ ПРАКТИКЕ СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (нормативно-правовой аспект)

Тема статьи занимает важное место в изучении особенностей организации архивной системы России в контексте общей истории Отечества. Работа ориентирует читателя на знание и понимание обстоятельств создания и эволюции сети крупнейших ведомственных архивов государства, обладающих особым статусом. Специальное внимание уделено рассматриванию роли нормативно-правового фактора в понимании причин возвращения и развития феномена «ведомственности» в централизованном советском архивном деле, в осмыслении цели, формы и методов его закрепления в архивной практике российского государства на современном этапе.

Ключевые слова: Депозитарное хранение документов Архивного фонда РФ, ведомственные архивы, архивное право, ведомственность, архивы.

В дореволюционный период в ведомствах и учреждениях России на правах их структурных подразделений находилось несколько десятков тысяч архивов, постоянно хранящих исторически сложившиеся комплексы документов и комплектующихся вновь образуемыми материалами. В СССР возрождению ведомственных тенденций в архивном строительстве способствовали коллизия декретов СНК РСФСР от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР» и от 31 марта 1919 г. «О хранении и уничтожении архивных дел»; фактическое игнорирование требования последнего о едином 5-летнем сроке хранения документов в советских ведомствах. Декрет утратил силу 28 января 1929 г. с введением в действие «Положения об архивном управлении РСФСР», нечеткость формулировок которого также давала основание для самых разнообразных толкований на практике вопроса о сроках временного хранения архивных материалов1. Принцип полного отчуждения от ГАФ значительных комплексов документов закрепился в организации архивов в системах внешнеполитического и оборонного ведомств, в органах внутренних дел, спецслужбах и в целом ряде других органов государства. Могущественные ведомства, фактически владея, распоряжаясь и пользуясь документами, отложившимися в пределах отдельных отраслей, становились таким образом их полноправными собственниками; их архивы действовали независимо от государственных органов управления

архивным делом (1918-1922 - ГУАД при Наркомпросе РСФСР; 1922-1929 -Центрархив при ВЦИК РСФСР; 1929-1938 - ЦАУ РСФСР, ЦАУ СССР; 1938-1948 - ГАУ НКВД СССР; 1948-1960 -ГАУ МВД СССР; 1960-1991 - ГАУ при СМ СССР (Главархив СССР)). Характерно, что юридические вопросы управления и контроля за фондами, находившимися на постоянном хранении в ведомствах на основании специальных правительственных постановлений, не оговаривались в первом «Положении о Государственном архивном фонде Союза ССР и сети государственных архивов СССР» от 29 марта 1941 г., объявленном постановлением СНК СССР № 723. «Положение о Государственном архивном фонде Союза ССР и сети центральных государственных архивов СССР» от 13 августа 1958 г., утвержденное постановлением СМ СССР № 914, лишь перечисляло некоторые «несекретные» ведомства и учреждения. Последнее «Положение о Государственном архивном фонде СССР», утвержденное постановлением СМ СССР № 274 4 апреля 1980 г., констатируя право постоянного государственного хранения документов ГАФ СССР «отраслевыми государственными фондами, министерствами, ведомствами СССР и организациями...», также давало весьма неполный список последних2.

Практическое воплощение принципа ведомственности в архивном деле СССР, признанного «не противоречащим идее о централизации архивного дела в стране»3, имело довольно весомое правовое оформление и во многом объяснялось задачами формирования системы официальной секретности государства, ориентированной, в том числе, и на строгий учет и охрану архивов. Хотя в СССР так и не было принято специального законодательства, регулировавшего общественные отношения в области обеспечения государственной тайны, многочисленные нормативно-правовые акты способствовали обособлению ведомственных фондов. К числу таковых в довоенный период отнесем, например, «Перечень сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной» (первый открытый; утвержден Постановлением СНК СССР от 27 апреля 1926 г.) и «Правила пользованиями архивными материалами ЕГАФ» (издание 1926 г.). «Правила», в частности, определяли, что «секретными являются материалы секретного и несекретного делопроизводства учреждений пореволюционного периода. а равно те материалы дореволюционного периода, разглашение которых по характеру их содержания является в государственных интересах недопустимым» (формулировка закреплена и в пункте 73 вышеупомянутого «Положения об архивном управлении РСФСР»). После Великой Отечественной войны правовое регулирование охраны государственных секретов подкреплялось введением в действие Перечня сведений, составляющих государственную тайну (впервые утвержден Постановлением СМ СССР от 28 апреля 1956 г., впоследствии неоднократно пересматривался), законом об уголовной ответственности за государственные преступления (от 25 декабря 1958 г. с последующими изменениями и дополнениями от 11 января 1984 г.; в закон были включены нормы об ответственности за разглашение государственной

тайны, утрату документов, ее содержащих, передачу иностранным организациям сведений, содержащих служебную тайну)4. Порядок сохранения секретных сведений регулировался таким образом, общесоюзными и ведомственными нормативными актами; ряд таковых (приняты Президиумом ВС СССР и СМ СССР) был направлен на совершенствование практики защиты секретной информации (например, «Инструкция по обеспечению режима секретности в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях СССР», утвержденная Постановлением СМ СССР № 556 - 126 от 12 мая 1987 г., регламентировала порядок определения степени секретности информации, ее пересмотра и обеспечения сохранности).

К моменту ликвидации союзных ведомств осенью 1991 г., согласно «Положению о Государственном архивном фонде СССР» 1980 г. (Приложение № 2), закрепившему давно сложившуюся практику, правом постоянного (государственного) хранения архивных документов официально обладали отраслевые государственные фонды (ОГФ):

- Объединение «Всесоюзный геологический фонд» при Министерстве геологии СССР (с 1973 г.; Союзгеолфонд, ВГФ). ВГФ образован в

1937 г. в составе Главного геологического управления Наркомата тяжелой промышленности СССР, с 1938 по 1946 гг. находился в ведении Комитета по делам геологии при СНК СССР; переименованный в 1946 г. в Главное управление геологических фондов (ГУГФ), до 1953 г. находился в составе Министерства геологии СССР, тесно взаимодействуя с Геологическим управлением МВД СССР, координирующим деятельность геологоразведочных служб лагерных управлений; в связи с реорганизацией Мингеологии ГУГФ, вновь преобразованный в ВГФ, был передан Госплану СССР, затем до 1973 г. действовал на правах Главного управления Министерства геологии СССР (в 1953-1963 гг. -Министерства геологии и охраны недр СССР);

- Центральный картографо-геодезический фонд Главного управления геодезии и картографии при СМ СССР (ЦКГФ): образован в

1938 г. в составе Управления государственного геодезического надзора Главного управления геодезии и картографии (ГУГК) при СНК СССР на базе расформированного Центрального бюро картографо-геодезической изученности (ЦБКГИ) Главного управления государственной съемки и картографии (ГУГСК), действовавшего с 1935 г. в системе НКВД СССР. В 1953-1960 гг. ГУГК также являлось подразделением центрального аппарата МВД СССР, до 1963 г. - Министерства геологии и охраны недр СССР, до 1967 г. - Министерства геологии СССР; в 1967-1991 гг. находилось в ведении СМ-Кабинета Министров СССР;

- Всесоюзный государственный фонд кинофильмов Государственного комитета СССР по кинематографии (с 1991 г. - Комитета по кинематографии СССР): Госфильмофонд СССР образован в 1948 г. при Министерстве культуры СССР, в системе которого находился до 1963 г.;

- Государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды (с 1980 г. - Госфонд): создан в 1957 г. как

Государственный фонд гидрометеорологических материалов (Гидро-метфонд СССР) Главного управления гидрометслужбы при СМ СССР (ГУГМС);

- Всесоюзный информационный фонд стандартов и технических условий Государственного комитета СССР по стандартам (ЦГФСТУ): создан в 1965 г. в структуре Всесоюзного научно-исследовательского института классификации, терминологии и информации по стандартам и качеству (ВНИИКТИ), а также МИД СССР, музеи и библиотеки системы Министерства культуры СССР, Академия наук СССР и академии наук союзных республик.

В соответствии с постановлением СМ СССР от 19 августа 1979 г. № 769 - 236 - КГБ СССР.

По постановлению СМ СССР от 27 декабря 1984 г. № 271 - МВД СССР.

По постановлению СМ СССР от 18 июня 1987 г. № 685 - Минсред-маш СССР (в 1989 г. ликвидировано, функции и полномочия переданы Министерству атомной энергетики и промышленности СССР, предшественниками которого в период с 1945 г. являлись также последовательно Особый комитет при ГКО СССР (с марта 1946 г. и до 1953 г. при СНК-СМ СССР), выделившийся из состава Минсредмаша Государственный комитет по использованию атомной энергии при СМ СССР (1965-1986), Минатом СССР (1986-1989).

Предельный срок хранения документов (75 лет) был установлен для Министерства обороны СССР решением СМ СССР от 9 августа 1979 г. № 155095.

Право постоянного (и долговременного) хранения документов ГАФ СССР, предоставленное по согласованию с Главархивом СССР, распространялось не только на сами ОГФ, министерства, ведомства и организации СССР, но и на всю их подведомственную систему. В целом постоянно хранили документы 2023 ведомственных архива, в том числе около 2000 рукописных отделов библиотек и музеев системы Мин-культуры СССР (в стране числилось 3286 государственных архивов, в том числе с постоянным составом документов - 628 и с переменным -2658)6.

Первый архивный закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. -«Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» (ст. 17) - наделял правом постоянного хранения документов государственной части Архивного фонда Российской Федерации только государственные архивы, государственные музеи и библиотеки7. Норма о постоянном хранении находящихся в государственной собственности документов АФ РФ в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях Российской академии наук закрепляется и пунктом 1 части 1 ст. 18 действующего федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ8. Таким образом, право постоянного хранения документов АФ РФ, являющихся государственной собственностью, не предусмотрено для государственных органов и организаций в

«создаваемых ими архивах» (однако закон не содержит прямого запрета на их деятельность в этой области).

Заметим, что статус рукописных материалов и документальных коллекций в системе государственных библиотек и музеев (с 2004 г. последние находятся в ведении Федерального агентства по культуре и кинематографии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ) также подтверждается федеральными законами «О библиотечном деле» (от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ), «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ), Положением о музейном фонде Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1998 г. № 179) и др. законодательными и подзаконными актами9.

Сеть академических архивов также обширна, определяется Положением об Архивном фонде РАН, утверждаемом Президиумом РАН. Отметим, что архивами с постоянным составом документов в этой системе являются собственно Архив РАН, региональные научные архивы отделений РАН, их научных центров и региональных отделений РАН. В архивах с постоянно-переменным составом документов (передающих в соответствующие архивы с постоянным составом управленческую документацию) постоянно хранятся только комплексы документов, исторически сложившиеся в результате собирательской деятельности. К ним относятся научно-отраслевые архивы и научные архивы учреждений РАН и ее региональной сети. В Москве, например, таковыми являются Научный архив и Иконотека ИИЕТ им. С.И Вавилова; Научно-отраслевой архив Института археологии; Научный архив Института востоковедения; Научный архив ИРИ; Группа историко-правовой и архивной информации ИГП; Научный архив ИЭА им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Научный архив Института психологии; Отдел рукописей и художественных иллюстраций и Архив А.М. Горького ИМЛИ им. А.М. Горького; Рукописный отдел и архивы отделов Института русского языка и др.; в Санкт-Петербурге (и Ленинградской области) - архив СПбФ ИИЕТ; Рукописный архив, фотоархив ИИМК; Фонд восточных документов, Рукописный отдел, Архив востоковедов (Азиатский архив) СПбФ ИВ; Отдел источниковедения и Архив СПбФ ИРИ; Научный архив, Фотонегатека, Отдел «Музей М.В. Ломоносова» Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); Научно-отраслевой архив и Музей истории Русского Географического общества; Архив-коллекция нетрадиционных периодических изданий и документов общественных движений СПбФ Института социологии; Рукописный отдел, Древлехранилище им. В.И. Малышева, Хранилище фольклорных материалов, Фонограммархив отдела народно-поэтического творчества и Литературный музей ИРЛИ (Пушкинского дома); Научный архив и мемориальный кабинет академика А.Ф. Иоффе ФТИ им. А.Ф. Иоффе; Научно-технический архив СПб ИЯФ им. Б.П. Константинова; Архив Зоологического института; мемориальный музей-квартира академика И.П. Павлова Института физиологии им. И.П. Павлова; Архив Ботанического института им. В.Л. Комарова; Фотоархив ЛАФОКИ СПб научного центра10.

А как же решен вопрос с бывшими ОГФ, и с теми министерствами и ведомствами РФ - преемниками ликвидированных центральных органов управления СССР, обладавших правом постоянного хранения архивных документов? В 1994 г. Указом Президента РФ от 17 марта № 552 было утверждено Положение об Архивном фонде Российской Федерации11. В пункте 7 этого документа определено, что для указанных в нем федеральных органов исполнительной власти, организаций и предприятий (и подведомственных им структур и воинских частей) сроки и условия временного и депозитарного хранения и использования «архивных документов, образовавшихся и образующихся при осуществлении деятельности» и «архивных фондов и архивных документов, принятых в их ведомственные архивы. устанавливаются в соглашениях», заключаемых ими «с Государственной архивной службой России» (официальное название Росархива в декабре 1992 - августе 1996). При этом отметим, что в соответствии с пунктом 9 передача документов государственной части АФ РФ «на постоянное хранение в учреждения Государственной архивной службы России» предусматривалась только для случая истечения «предельных сроков временного хранения» (определены пунктом 6) и, таким образом, не распространялась на материалы депозитарного хранения, подпадавшие под действие пункта 7.

В перечень структур, получивших право заключения соглашений с Росархивом, были включены все бывшие ОГФ, Федеральная служба контрразведки (с 1995 г. - ФСБ), Служба внешней разведки, внешнеполитическое и силовые ведомства, министерство по атомной энергии; позднее, по Указу Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 460, - Федеральная пограничная служба и Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ12. Однако две последние структуры, упраздненные 1 июля 2003 г. (согласно Указу Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» от 11 марта 2003 г. № 308 функции ФПС переданы ФСБ с созданием в ее системе Пограничной службы; ФАПСИ - ФСБ, СВР и вновь созданной Службе специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации), уже не упоминались в пункте 7 «Положения... » в редакции Указа Президента РФ от 19 ноября 2003 г. № 1365 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области безопасности Российской Федерации»13. В целом в нем указывались:

- Министерство обороны Российской Федерации;

- Министерство внутренних дел Российской Федерации;

- Министерство иностранных дел Российской Федерации;

- Министерство Российской Федерации по атомной энергии (с 2004 г. - Федеральное агентство по атомной энергии Правительства РФ);

- Служба внешней разведки Российской Федерации;

- Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

- Служба специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (реорганизована в 2004 г. и включена в состав ФСО с образованием на ее базе структурного подразделения последнего);

- Государственное геологическое предприятие «Российский геологический фонд» Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр (в 1998 г. Росгеолфонд переименован в федеральное государственное унитарное научно-производственное предприятие «Российский федеральный геологический фонд» - РФГФ; с 2004 г. - в ведении Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов РФ);

- Российский государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (в 1999 г. Госфонд переименован в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении - ЕГФД; действует в системе ВНИИ гидрометеорологической информации - мирового центра данных (ВНИИГМИ - МЦД) Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета), находящейся с 2004 г. в непосредственном ведении Правительства РФ);

- Центральный картографо-геодезический фонд Федеральной службы геодезии и картографии России (в 2000 г. переименован в Федеральный картографо-геодезический фонд - ФКГФ; с 2004 г. - в ведении Федерального агентства геодезии и картографии (Роскартогра-фия) Министерства транспорта РФ);

- Центральный государственный фонд стандартов и технических условий Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (в 2003 г. преобразован в Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов Российского научно-технического центра информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия (ФГУП «Стандартинформ»); с 2004 г. - в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики РФ);

- Российский государственный фонд кинофильмов Комитета Российской Федерации по кинематографии (с 2004 г. Госфильмофонд (Государственный фонд кинофильмов РФ) курируется Федеральным агентством по культуре и кинематографии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ).

Отметим, что данные в скобках сведения о переименовании, статусе и подведомственности отдельных структур по состоянию на 2004 г. отражают изменения в процессе современного этапа административной реформы органов исполнительной власти, правовое оформление которой составляют Указы Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 и «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 20 мая 2004 г. № 649 (и его последующие редакции)14.

В период до принятия федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» соответствующие договоренности о депозитарном хранении и использовании для всех категорий документов заключили с Росархивом (август 1996 - март 2004 - Федеральная архивная служба России; с марта 2004 г. - Федеральное архивное агентство Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ) практически все вышеперечисленные ведомства и организации, за исключением МВД РФ (для основной управленческой документации срок временного хранения определен в 85 лет; депозитарное хранение предусмотрено для документов, раскрывающих методы и формы оперативно-розыскной деятельности, иных категорий материалов) и МО РФ (согласован 75-летний срок ведомственного хранения для всех документов, образующихся в деятельности самого ведомства и подчиненных ему органов военного управления, воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций).

«Дополнительно» были заключены соглашения с Аппаратом Правительства Российской Федерации (Департамент делопроизводства и контроля) и Архивом Президента Российской Федерации15.

С принятием закона пункт 7 «Положения.» утратил силу (Указ Президента РФ от 8 мая 2005 г. № 531 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области безопасности Российской Федерации»). Указом Президента РФ от 26 января 2007 г. № 68 «О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации по вопросам архивного дела» в целом отменено действие указов от 17 марта 1994 г. № 552 «Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации и Положения о Государственной архивной службе России»; от 1 апреля 1996 г. № 460 «О внесении изменения в Положение об Архивном фонде Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г. № 552»; от 1 декабря 1998 г. № 1447 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г. № 552 "Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации и Положения о Государственной архивной службе России" и в Положение об Архивном фонде Российской Федерации». Также утратил силу пункт 8 приложения № 1 к Указу Президента РФ от 19 ноября 2003 г. № 1365.

В законе впервые дается определение правового понятия «депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации» как одного из основных: это - их хранение в «в течение сроков и на условиях, определенных соответствующими договорами» между «федеральными органами исполнительной власти и организациями (в том числе государственными академиями наук.) и специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти» (пункт 15 ст. 3). В части 2 ст. 18 при этом уточняется, что норма относится к документам АФ РФ, «находящимся в федеральной собственности», а в договорах должны быть

установлены «сроки и условия... использования указанных документов». Здесь также определяется, что перечень структур, осуществляющих депозитарное хранение документов АФ РФ, находящихся в федеральной собственности, «устанавливается Правительством Российской Федерации». Закон не предусмотрена передача депозитарно хранимых документов АФ РФ, находящихся в государственной (федеральной) собственности, на постоянное хранение в соответствующие государственные архивы.

В соответствии с законом Правительством РФ (Постановление № 808 от 27 декабря 2006 г.) утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности16. Теперь уполномоченными заключать с Росархивом соответствующие договоры являются:

- МВД России;

- МИД России;

- Минобороны России;

- СВР России;

- ФСБ России;

- ФСКН России;

- ФСИН России;

- Росатом;

- Роскартография;

- Российская академия сельскохозяйственных наук;

- Российская академия медицинских наук;

- Российская академия образования;

- Российская академия художеств;

- Российская академия архитектуры и строительных наук;

- Государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации - Мировой центр данных» (г. Обнинск);

- Федеральное государственное учреждение «Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм» (г. Москва);

- Федеральное государственное унитарное научно-производственное предприятие «Российский федеральный геологический фонд» (г. Москва);

- Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (г. Москва).

Итак, перечень, предусмотренный действующим федеральным архивным законом, утвержден, но, отметим, продолжает оставаться неясным вопрос о статусе целого ряда «организаций и архивохранилищ РФ, не входящих в систему Росархива», список которых содержится на официальном сайте последнего. В их числе значатся, например: Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам; Управление документационного и информационного обеспечения Аппарата Государственной Думы РФ; Государственный архив печати

Российской Книжной Палаты; Архив Российской центральной студии документальных фильмов (РЦСДФ); Государственный патентный фонд Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Министерства образования и науки РФ; Фонд цифровых картографических данных (ЦКД) Государственного научно-внедренческого центра геоинформационных систем и технологий (Госгисцентр) Федерального агентства геодезии и картографии Министерства транспорта РФ; Отдел архивов Департамента управления делами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации; архивы Федеральных агентств Министерства транспорта РФ; Центральный архив Министерства финансов РФ; Архив Главной военной прокуратуры; Отдел по вопросам записи актов гражданского состояния Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции РФ и др.17

Необходимо подчеркнуть, что складывающуюся систему депозитарного хранения и использования документов АФ РФ, находящихся в государственной (федеральной) собственности, наряду с архивным законодательством подкрепляют законы «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 41, ст. 4673; 2003, № 27, ст. 2700; № 46, ст. 4449; 2004 г. № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607); «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ, сменивший действовавший с 1995 г. закон «Об информации, информатизации и защите информации» (и в редакции от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ)); «информационные» статьи законов о безопасности, оперативно-розыскной деятельности, внешней разведке и др.; законодательные и подзаконные акты о бывших ОГФ.

В современной отечественной историографии, затрагивающей вопросы особой роли ряда ведомств в области владения, распоряжения и пользования создаваемыми документами, а также документальными комплексами их предшественников в советское время, архивохранилища этих ведомств иногда обозначаются как специализированные отраслевые ведомственные фонды (синоним - отраслевые архивные фонды). Заметим, что как правовые такие понятия не содержатся в архивном законодательстве. В зависимости от доступности документов для пользователей такие архивохранилища подразделяются на типы: ограниченно-публичные (доступные для определенных категорий юридических и физических лиц), доверительные (доступные для доверенных юридических и физических лиц), закрытые или оперативно-текущие (доступные только юридическим лицам и их представителям для выполнения служебных задач). Отмечается, что в архивах ограниченно-публичного типа проводится «жесткий отбор пользователей в зависимости от целей их работы, уровня профессионализма, определяющий границы знакомства с научно-справочным аппаратом, документальными комплексами»; архивы доверительного типа отличает «жесткая селекция пользователей по исключительно субъективным критериям и невозможность какой-либо проверки выходящей из них

архивной информации на подлинность, достоверность, адекватность и пр.»; архивы закрытого типа предполагают, что «находящаяся в них информация не только или даже не столько секретная или конфиденциальная, сколько оперативная», имеет «практическое значение», еще не перешла «в разряд исторических источников»18.

Следует также отметить, что в докладе руководителя Росархива на Парламентских слушаниях по проблемам безопасности, комплектования и использования Архивного фонда Российской Федерации (февраль 1999 г.) отмечено «настойчивое стремление получить право постоянного хранения документов» некоторыми силовыми ведомствами и министерствами, «что может привести к ослаблению контроля за их сохранностью и использованием»19.

Формирование в постсоветский период системы депозитарного хранения и использования документов АФ РФ, находящихся в государственной (федеральной) собственности, - важная отличительная черта российского архивного дела и в целом современной российской модели информационного общества20.

Примечания

1 Основные декреты и постановления советского правительства по архивному делу. 1918-1982 гг. М., 1985. С. 6-7; 9-11. Сборник руководящих материалов по архивному делу (1917 - июнь 1941 гг.). М., 1961. С. 35-61.

2 Основные декреты и постановления. С. 49-60.

3 См.: Хорхордина Т.И. История Отечества и архивы: 1917-1980. М., 1994. С. 309-310.

4 См.: Северин В.А. Правовое регулирование охраны государственных секретов в СССР // Советское государство и право, 1991. № 1. С. 39-47.

5 См.: Тарасов И.Н., Викторова Т.В. Новые аспекты сотрудничества Росархи-ва с министерствами и ведомствами // Отечественные архивы, 1995. № 2. С. 15.

6 Елпатьевский А.В. Через 17 лет. (размышления архивиста о перспективном планировании) // Отечественные архивы, 1992. № 1. С. 35.

7 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993. № 33, ст. 1311.

8 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004. № 43, ст. 4169; с изменениями, внесенными федеральным законом от 4 декабря 2006 г. № 202-ФЗ (Российская газета, № 277, 08.12.2006).

9 См., например, извлечение из текста закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ: Сборник законодательных и нормативных правовых актов об архивном деле. М., 2002. С. 91-94. См. также: Архивные документы в библиотеках и музеях Российской Федерации. Справочник. М., 2003. С. 623.

10 Подробнее см.: Архивы России. Москва и Санкт-Петербург. Справочник-обозрение и библиографический указатель. М., 1997. С. 341-437.

11 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994. № 12. Ст. 878.

12 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. № 15. Ст. 1575.

13 Собрание законодательства Российской Федерации, 2003. № 47. Ст. 4520.

14 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004. № 11. Ст. 945; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004. № 21. Ст. 2023.

15 Тарасов И.Н., Викторова Т.В. Указ. соч. С. 17.

16 Собрание законодательства Российской Федерации. № 1 (ч. II), 01.01.2007. Ст. 266.

17 Подробнее см. шеЬ-сайты:

Архивы России. Запросы и услуги: Адреса организаций и архивохранилищ РФ, не входящих в систему Росархива (Перечень) [Электронный ресурс] // Сайт Федерального архивного агентства (Росархива) при поддержке Института «Открытое общество» («Фонд Сороса») и Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. - Электрон. данные. - 2001-2008. -Режим доступа: http://www.rusarchives.ru/demands/adress/vedom.shtml, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 03.06.08. Управление документационного и информационного обеспечения: Состав и структура Государственной Думы. Аппарат Государственнной Думы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. - Электрон. данные. - М., 2008. - Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/index.jsp?t=apparat/ ирг^р&и=52200138, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 03.05.08.

Федеральное агенство по недропользованию «Роснедра»: Российский государственный геологический фонд [Электронный ресурс] // Информационный сайт ФГУНПП «Росгеолфонд». - Электрон. данные. - 2005-2007. -Режим доступа: http://www.rfgf.ru/index.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 03.06.08.

Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм [Электронный ресурс] // Информационный портал о работе Гостелерадиофонда - Электрон. данные. - М., 2004 - 2008. - Режим доступа: http://www.gtrf.ru/flash.asp, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 03.05.08. Российская книжная палата [Электронный ресурс] // Информационный сайт РКБ. - Электрон. данные. - М., 2006 - 2008. - Режим доступа: http://www.bookchamber.ru/publicationArchive.htm, свободный. - Данные соответствуют 03.05.2008.

Кинолетопись [Электронный ресурс] // Архив Российской Центральной Студии Документальных Фильмов / Марина Гридина. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.kinohronica.narod.ru/index2.htm, свободный. - Данные соответствуют 03.05.2008.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент): Государственный патентный фонд [Электронный ресурс] // Информационный сайт Роспатента. - Электрон. данные. -2001 - 2008. - Режим доступа: http://www.fips.ru/vptb/gpf.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 03.06.08. Государственный награды России: Комиссия по государственным наградам при Президенте Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сайт Ко-

миссии по государственным наградам при Президенте РФ. - Электрон. данные. - 1999 - 2008. - Режим доступа: http://www.award.adm. gov.ru/upr/upr_1.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 03.06.08.

Архив Российской академии наук: Общая информация [Электронный ресурс] // Официальный сайт РАН. - Электрон. данные. - М., 2007. - Режим доступа: http://isir.ras.ra/win/db/show_org.asp?P=oi-816.ln-ru, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 07.06.08. Международная служба розыска (ITS): Архив судеб жертв нацистских репрессий [Электронный ресурс] // Официальный сайт ITS. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.its-arolsen.org, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 04.06.08.

Центр розыска и информации Российского Красного Креста [Электронный ресурс] // Информационный сайт РОКК. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://cri-rkk.ru/page_08.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 04.06.08.

Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Роскартографии. - Электрон. данные. - 2002 - 2008. - Режим доступа: http://www.roskart.gov.ru/default.asp, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 04.06.08. Федеральное государственное агентство по техническому регулированию и метрологии «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФГУП «Стандартинформ». - Электрон. данные. - 2006 - 2008. - Режим доступа: http://www.vniiki.ru/federal_fund of_stan-dards.asp, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 07.06.08. Федеральное государственное агентство по техническому регулированию и метрологии «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФГУП «Стандартинформ». - Электрон. данные. - 2006 - 2008. - Режим доступа: http://www.gostinfo.ru/show.php?/ news/news.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 07.06.08.

18 См., в частности, Козлов В.П. Публичность архивов и свобода архивной информации // Российское архивное дело. Архивно-источниковедческие исследования. М., 1999. С. 269.

19 Цит. по: Парламентские слушания по проблемам безопасности, комплектования и использования Архивного фонда Российской Федерации // Отечественные архивы. 1999. № 2. С. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 При подготовке статьи были также использованы материалы Web-сайтов: Архивы России. Архивная отрасль: Федеральное архивное агентство [Электронный ресурс] // Сайт Федерального архивного агентства (Росархива) при поддержке Института «Открытое общество» («Фонд Сороса») и Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. - Электрон. данные. - 2001-2008. - Режим доступа: http://www.rusarchives.ru/branch/rosarchive, свободный. -Загл. с экрана. - Данные соответствуют 07.06.08.

Архивы России. Ссылки: Архивы государственных организаций [Электронный ресурс] // Сайт Федерального архивного агентства (Росархива) при поддержке Института «Открытое общество» («Фонд Сороса») и Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. - Электрон. данные. - 2001 - 2008. - Режим доступа: http://www.rusarchives.ru/links/russian/vedom.shtml, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 07.06.08. Архивы России. Архивное законодательство: Федеральный закон «Об архивном деле в РФ» [Электронный ресурс] // Сайт Федерального архивного агентства (Росархива) при поддержке Института «Открытое общество» («Фонд Сороса») и Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. - Электрон. данные. - 2001-2008. - Режим доступа: http://www.rusarchives.ru/lows/ fz.shtml, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 07.06.08. Архивы России. Архивное законодательство: Положение об архивном фонде РФ [Электронный ресурс] // Сайт Федерального архивного агентства (Росархива) при поддержке Института «Открытое общество» («Фонд Сороса») и Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. - Электрон. данные. -2001-2008. - Режим доступа: http://www.rusarchives.ru/lows/archfond. shtml, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 07.06.08. Федеральные органы власти: Федеральная архивная служба России (Росархив) [Электронный ресурс] // Сайт Информационно-исследовательского центра «Панорама». - Электрон. данные. - 1999 - 2008. - Режим доступа: http://www.panorama.ru/prav/rosarhiv.shtml, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 07.06.08.

Архивы России. Архивная отрасль: Федеральное архивное агентство (История) [Электронный ресурс] // Сайт Федерального архивного агентства (Росархива) при поддержке Института «Открытое общество» («Фонд Сороса») и Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. - Электрон. данные. -2001-2008. - Режим доступа: http://www.rusarchives.ru/branch/ rosarchive/historyshtml, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 07.06.08.

Архивы России. Архивная отрасль: Положение о Федеральном архивном агентстве [Электронный ресурс] // Сайт Федерального архивного агентства (Росархива) при поддержке Института «Открытое общество» («Фонд Сороса») и Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. - Электрон. данные. -2001-2008. - Режим доступа: http://www.rusarchives.ru/branch/rosarchive/ poloj_faa.shtml, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 07.06.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.