Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ЖЕНЩИН, ПРОЖИВАЮЩИХ ОНКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ'

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ЖЕНЩИН, ПРОЖИВАЮЩИХ ОНКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
145
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОНКОПСИХОЛОГИЯ / ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / КАТАТИМНО-ИМАГИНАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Новикова Е.В.

В статье рассматривается комплексный подход в консультировании женщин, проживающих онкологическое заболевание, включающий в себя применение техник работы с телом (телесноориентированная психотерапия), кататимно-имагинативной психотерапии, работа с метафорическими ассоциативными картами. Консультирование проводилось посредством личных и дистанционных (онлайн) консультаций, что определило актуальность работы в условиях сложной эпидемиологической обстановки в мире. В процессе консультирования проведена работа по решению личных запросов, а также по основной задаче - адаптации к заболеванию, поиска ресурсов, повышения психологического благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Новикова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ЖЕНЩИН, ПРОЖИВАЮЩИХ ОНКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ»

поведения, соответствующих социально-приемлемому реагированию; коррекция неадаптивных форм эмоционального поведения; овладение приемами саморегуляции и навыками самоконтроля [2, с. 214].

Когнитивный подход предполагает приобретение конструктивных способов эмоционального мышления, развитие навыков анализа и управления эмоциями. Так, конкретные техники могут быть направлены на понимание системы когнитивных оценок; дифференциацию и вербализацию диапазона преобладающих эмоциональных реакций; проектирование гибких эмоциональных реакций на когнитивном уровне [2, с. 215].

Обобщая вышесказанное, можно выделить некоторые задачи тренинга по развитию ЭИ:

- расширять знания об эмоциях и чувствах, их связи друг с другом, способах вербализации;

- развивать навыки идентификации, понимания и конструктивного выражения собственных эмоций;

- формировать способности к определению и пониманию эмоциональных состояний окружающих;

- способствовать повышению уровня осознанности и рефлексивности;

- содействовать овладению конкретными техниками управления эмоциональными состояниями. Это становится возможным посредством широкого ряда методов: индивидуального и группового

тренинга, групповых дискуссий, проблемных лекций, психологических игр, коучинга, мастер-классов и т.д [2].

Таким образом, несмотря на отсутствие единого мнения в отношении к возможности развития эмоционального интеллекта, существуют данные о том, что эмоциональный интеллект под воздействием специально созданных условий может изменяться. Отмечается, что развитие эмоционального интеллекта наиболее целесообразно в рамках гуманистического, поведенческого и когнитивного направлений. Данное обстоятельство подчеркивает необходимость специально организованного развития эмоционального интеллекта специалистов в целях преодоления синдрома эмоционального выгорания. Список использованной литературы:

1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. - Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с.

2. Баурова Ю.В. Развитие эмоционального интеллекта в обучении взрослых [Электронный текст] // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Т. 4. - №4. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/38PDMN416.pdf (дата обращения 05.12.2020)

3. Комарова А.И. Структура эмоционального интеллекта и возможности его развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2010. - № 4. -С. 23-26.

4. Ларина А. Т. Эмоциональный интеллект // АНИ: педагогика и психология. - 2016. - №3 (16). - C. 275-278.

© Григорьева П.М., 2020

УДК 1

Новикова Е.В.

магистр, 3 курс г. Красноярск, РФ Научный руководитель: Сафонова М.В.

кандидат психологических наук, доцент

доцент КГПУ г. Красноярск, РФ

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ЖЕНЩИН, ПРОЖИВАЮЩИХ

ОНКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ

Аннотация

В статье рассматривается комплексный подход в консультировании женщин, проживающих

онкологическое заболевание, включающий в себя применение техник работы с телом (телесно-ориентированная психотерапия), кататимно-имагинативной психотерапии, работа с метафорическими ассоциативными картами. Консультирование проводилось посредством личных и дистанционных (онлайн) консультаций, что определило актуальность работы в условиях сложной эпидемиологической обстановки в мире. В процессе консультирования проведена работа по решению личных запросов, а также по основной задаче - адаптации к заболеванию, поиска ресурсов, повышения психологического благополучия.

Ключевые слова

Онкопсихология, телесно-ориентированная психотерапия, кататимно-имагинативная психотерапия,

визуализация, метафорические карты.

С точки зрения современной клинической психологии, онкологическое заболевание относится к экстремальным и кризисным ситуациям, так как имеет свойственные таким ситуациям признаки: внезапность возникновения при наличии витальной угрозы, отсутствие контроля над ситуацией, стадийность протекания реакций на заболевание, неопределенность будущего, разрушение картины мира[6, с. 39]. Наиболее уязвимой группой по заболеваемости признаны женщины (54,2 % от всех заболевших). В первую очередь это связано с особенностями эндокринной и метаболической систем женщины, высоким уровнем тревожности и аффективными расстройствами различного типа и степени выраженности, сопровождающими женщину в болезни. По данным ВОЗ более всего у женщин подвержены онкологическому процессу молочные железы и кишечник, тогда как у мужчин - органы дыхательной системы[3, с. 11].

Целью консультирования в онкопсихологии является адаптация к изменениям в жизни женщин, связанным с тяжелым заболеванием, то есть воссоздание картины жизни, поиск ресурсов и контроль над психической травмой.

Многие женщины отвергают любую вербальную психологическую помощь, считая ее несвоевременной, вследствие усиленной фиксации на онкозаболевании. Единственным фокусом внимания для онкопациентов является тело. Поэтому применение техник телесно-ориентированной психотерапии является приоритетным и предлагается онкопациентам в первую очередь. Каждая консультация с женщинами начиналась с комплекса упражнений концентрированного расслабления по методике Джекобсона, упражнений на расслабление «7 панцирей тела», дыхательных упражнений, медитативной практики с фиксацией внимания.

Затем подключалась работа с подсознанием с использованием метафорических карт. Метафорические ассоциативные карты максимально быстро позволяют провести диагностику психоэмоционального состояния человека, переместить проблему из «внутреннего поля» во внешнее. При этом дистанцирование от переживаемого опыта позволяет онкопациенту взглянуть на свою жизнь с ресурсной позиции, запускает внутренние процессы осознания и поиска своего уникального пути выхода из кризиса[2, с. 28]. В работе применялись такие методики как «Причины и последствия» с применением универсальных колод для выслушивания клиента и определение стрессовых событий, которые предшествовали развитию заболевания в течение 6 месяцев - 1,5 лет, «Карта моего тела» с использованием колоды «О погоде, о природе» для самодиагностики здоровья, «Почему я болею?» с использованием колоды «Соре» («Преодоление») для выявления вторичной выгоды от болезни, «В поисках смысла», с использованием колоды «Соре» («Преодоление») для работы с симптомами.

Важной частью работы с женщинами было применение некоторых методов кататимно-имагинативной психотерапии, или «сновидения наяву». Этот метод разработан немецким психотерапевтом, доктором медицины Х. Лёйнером. Основу метода составляет визуализация мотивов (свободное фантазирование) на тему, предложенную психологом после глубокого расслабления пациента [4]. На символическом уровне пациентки с помощью консультанта в ходе индивидуальной психотерапии находили свои символы, которые позволяли им справляться с симптомами, улучшать свое соматическое состояние, выстраивать стратегию преодоления заболевания.

В ходе личных консультаций к визуализации после концентрированного расслабления были

предложены такие мотивы как «Моя болезнь и я», «Я и моя цель», «Интроспекция моего тела» (по методу доктора В. Лёша) [4]. Визуализация каждого мотива отрабатывалась ежедневно и рекомендовалась пациенткам к ежедневной практике. Только потом фокус внимания расширялся от работы с телом к работе с симптомами и темой преодоления болезни. Визуализация каждого мотива завершалась рисованием недоминантной рукой с последующей интерпретацией.

Приведем случай из практики. К консультанту на прием обратилась женщина 38 лет с диагнозом рак шейки матки 1 стадии. Клиентка была взволнована диагнозом, не могла смириться с ним. На работе не складывались отношения с коллегами из-за излишней эмоциональности. Беспокоило отсутствие личной жизни.

Первый этап консультирования проходил очень бурно и эмоционально. В течение первых двух встреч проводились беседа, наблюдение, ответы на волнующие вопросы. С клиенткой проведено психологическое информирование о наличие и строении «7 панцирей» нашего тела, о их функции защиты и о техниках расслабления. Также клиентка проинформирована о том, что в момент стресса возникает напряжение в области грудной клетки и дыхание становится прерывистым и неглубоким, а как следствие меньше кислорода и питательных веществ поступает в ткани и в мозг. С помощью телесных техник выявлены зажимы в области грудной клетки, в области живота в области горла. Продемонстрированы упражнения по методике Джекобсона и дыхательные техники на расслабление, данные упражнения рекомендовано выполнять дома каждый день, особенно в ситуации, когда трудно справиться с эмоциями[1].

На второй встрече клиентке была предложена техника с использованием метафорических карт «Причины и следствия» для определения стрессовых событий в последние 6 месяцев - 1,5 лет, предшествовавших заболеванию. Было выяснено, что клиентка разведена, до сих пор судится с бывшим мужем из-за совместно нажитого имущества. На работе присутствует атмосфера конкуренции, она устала жить в «состоянии обороны». Личный партнер в данный момент отсутствует.Последующие встречи всегда начинались с комплекса упражнений на расслабление и дыхательных упражнений.

На втором этапе консультаций мы запланировали провести техники с использованием гештальт-подхода: «Конфликт», «К интеграции конфликта»[5, с. 103]. Это стало необходимым для интеграции большего количества конфликтных ситуаций, имеющих место в жизни клиентки в последнее время. Предварительно женщине проведено психологическое информирование о том, что в нас существуют разные части, которые порою принимают разноплановые решения. Из-за этого происходит внутренний конфликт. Данная техника успешно была проведена с применением скайп технологии. Для реализации данных техник по интеграции конфликта использовали два стула. Задача сводилась к тому, чтобы представить две конфликтующие части на разных стульях, а клиентке предлагалось присесть на каждый из стульев, приняв на себя роль каждой из своих частей и провести с ними диалог.

В результате данных упражнений клиентка признала, что долгое время пыталась сравнивать себя с коллегами по работе и старалась выложиться по - максимуму, чтобы по рейтинговым показателям быть впереди всех. Эта гонка за баллами не приносила внутреннего удовлетворения. Было принято решение сравнивать только свои достижения

На последующих встречах после телесно-ориентированных практик расслабления мышечных зажимов был предложен первый мотив «Моя болезнь и я». Клиентка представила воронку, которая засасывала ее внутрь себя. Размах болезни, который транслировало подсознание, впечатлил клиентку. В ходе дальнейшей визуализации ее спасли люди. Женщина была под впечатлением и твердо решила довериться врачам и строго выполнять все рекомендации.

На последующих консультациях после техник на расслабление мышечных зажимов, была предложена техника с использованием метафорических карт «Почему я болею?» на выявление вторичных выгод от болезни.

На третьем этапе консультативной работы (3 встречи) после техник на расслабление был предложен второй мотив «Я и моя цель». В процессе визуализации пациентка увидела, что она плывет на корабле, а вдалеке виднеется маяк. После сеанса визуализации мы с женщиной обсудили значение данного образа. Она сделала вывод о том, что необходимо научиться воспринимать сигналы об опасности из окружающей

среды.

На следующем занятии было предложено нарисовать недоминантной рукой представленный мотив. По рисунку были заданы следующие вопросы: Что изображено на картинке? Какие чувства у Вас при этом возникают? Где Вы нарисовали себя на этой картинке? Что этот персонаж чувствует, о чем он думает, что он делает? Что самое хорошее на этой картине? Что самого плохого? Что для Вас есть цель? Каким образом Вы к ней идете? Что Вам помогает?

В качестве домашнего задания были рекомендованы к просмотру видеофильмы, в которых герои успешно справляются с онкозаболеваниями («Виноваты звезды», «Сейчас самое время», «Третья звезда», «Жизнь прекрасна»), чтение терапевтических сказок Гнездилова А.В., позитивных психотерапевтических метафор Н. Пезешкиана.

Следующая встреча была посвящена работе с симптомами по методике «В поисках смысла» с применением метафорических карт «Cope» («Преодоление»), которую дополняли ресурсной колодой. По результатам в качестве домашнего задания клиентке предложено написать план на ближайшие 3 месяца по преодолению симптома онкологического заболевания.

На одной из консультационных встреч после предварительного комплекса упражнений и дыхательных техник на расслабление и снятие мышечных зажимов клиентке был предложен третий мотив «Интроспекция моего тела». Данный мотив повторяли в течение последующих пяти встреч, пока женщина не научилась самостоятельно визуализировать этот важный мотив. В процессе визуализации женщина старалась активизировать защитные силы организма, представляла, как уходят симптомы болезни, как черные пятна ее недуга начинают приобретать светлые оттенки. В заключительные дни визуализации рисунки мотива приобретали яркие краски вместо черно-белых.

После овладения данной техникой пациентка отметила улучшение самочувствия, настроения, лечение переносила достаточно легко.

После пяти месяцев подобных консультативных встреч у пациентки появилась уверенность в своих силах, женщина перестала думать о том, что подумают в коллективе о ее болезни, отношения в коллективе наладились.

Выводы по работе. В консультировании женщин, страдающих онкологическими заболеваниями, использовался комплексный подход, состоящий из основных методов телесно-ориентированной психотерапии, применение метафорических ассоциативных карт, кататимно-имагинативнойпсихотерапии. В ходе консультации параллельно решались личные задачи клиенток, требующие применение дополнительных техник. В данном случае были использованы техники гештальт-терапии, просмотр мотивирующих фильмов, чтение терапевтических сказок Гнездилова А.В., позитивных психотерапевтических метафор Н. Пезешкяна.

Список использованной литературы:

1. Березкина-Орлова В.Б. Телесная психотерапия. Бодинамика. М.:АСТ: АСТ Москва, 2010. 409 с.

2. Карпович Т.Н. Система метафор в психологическом консультировании и коррекции. Минск: РИПО, 2016. 80 с.

3. Маринец О.В., Перышкина Е.Н. Консультирование в период тяжелой утраты. Руководство для психологов и психотерапевтов. Изд-во РОО «СПИД инфосвязь», 2007. 70 с.

4. Муравская С.В. Сочетание имагинативной телесно-ориентированной психотерапии и символдрамы: комплексный подход в терапии онкологических пациентов // Психологические науки. 2014. Вып.1. Т.2. С. 168-172.

5. Старак Я., Кей Т., Олдхейм Д. Техники гештальт-терапии на каждый день: Рискните быть живым / под ред. Г.Б. Бутенко - М.: Психотерапия, 2014. 176 с.

6. Чулкова В.А., Семиглазова Т.Ю., Пестерова Е.В., Клюге В.А. Психологическая реабилитация

онкологических пациентов // Природа. 2018. № 6 (1234). С. 39-41.

© Новикова Е.В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.