показали результаты нашего исследования, больший процент защищенных в аспирантуре людей занимались преимущественно видами спорта, где преобладает индивидуальная ответственность за результат соревнования. Проведенное исследование приводит нас в круг новых задач в контексте «двойной карьеры», решение которых последует в следующих работах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимова Ю.Н. Психологические особенности волевых качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта / Ю.Н. Анисимова, Г.Н. Каменева, Г.С. Прыгин // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2018. - Т. 15, №4. - C. 44-54.
2. Ильина Н.Л. Трудности реализации спортсменами двойной карьеры на этапе обучения в вузе / Н.Л. Ильина, Е.Е. Хвацкая, Р.А. Березовская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 325-330.
3. Михайлов Б.А. Квалификационные требования в сфере физической культуры и спорта: предпосылки "двойной карьеры", ожидания и результаты / Б.А. Михайлов, Н.С. Панчук // Спорт: экономика, право, управление. - 2021. - № 4. - С. 26-29.
4. Напреенков А.А. Лесгафтовский пьедестал : библиографический сборник / А.А. Напре-енков, А.В. Рогаткин. Санкт-Петербург : РИП СПб, 2021. - 288 с.
5. Рогаткин А.В. Наша слава и гордостью : библиографический справочник / А.В. Рогаткин. - Санкт-Петербург : РИП СПб, 2017. - 300 с.
6. Хуббиев Ш.З. Гармонизация успешных занятий спортом и учебы в условиях классического университета / Ш.З. Хуббиев, Б.А. Михайлов, С. М. Лукина // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 6. - С. 85-87.
7. Dual career of European student-athletes: A systematic literature review / G. Flavia, С. Cortis, L. Capranica // Kinesiologia Slovenica, - 2015. - No. 3. - P. 5.
REFERENCES
1. Anisimova, Yu. N., Kameneva, G.N. and Prygin, G.S. (2018), "Psychological features of volitional qualities in athletes of team and individual sports", Bulletin of the Samara State Technical University, Series: Psychological and pedagogical sciences, Vol. 15, No. 4, pp. 44-54.
2. Ilyina, N. L., Khvatskaya, E. E. and Berezovskaya R. A. (2017), "Difficulties of realization by athletes of a double career at the stage of study at a university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (153), pp. 325-330.
3. Mikhailov, B. A. and Panchuk, N.S. (2021). "Qualification requirements in the field of physical culture and sports: prerequisites for a "double career", expectations and results", Sport: economics, law, management, No. 4, - pp. 26-29.
4. Napreenkov, A. A. and Rogatkin, A.V. (2021), Lesgaftovsky pedestal, Bibliographic collection, Publishing House of RIP SPb, St. Petersburg.
5. Rogatkin, A.V. (2017), Our glory and pride, Bibliographic reference, Publishing House of RIP SPb, St. Petersburg.
6. Hubbiev, Sh.Z., Mikhailov, B.A. and Lukina, S.M. (2018), "Harmonization of successful sports and studies in the conditions of a classical university", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 85-87.
7. Flavia, G., Cortis J. and Kapranika L. (2015), "The dual careers of European student-athletes: a systematic review of the literature", Kinesiology of Slovenia, No. 3, pp. 5.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.07.2022
УДК 796.011
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННОГО COVID-19
Лада Владимировна Морозова, кандидат педагогических наук, Людмила Александровна
Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Западный институт управ-
ления, Санкт-Петербург
Аннотация
Цель исследования - разработать и обосновать эффективность комплексных программ физической реабилитации на основе известных восстановительных практик и адаптированных оздоровительных фитнес-программ для студентов, переболевших коронавирусом. В ходе исследования получен новый научный результат - доказано, что комплексное использование дыхательных практик и средств различных направлений фитнеса (оздоровительная аэробика, фитбол-аэробика, миофасциальный релизинг, Power-yoga, скандинавская ходьба) в физической реабилитации студентов обеспечивает повышение иммунитета, укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем, и способствует восстановлению физических кондиций.
Ключевые слова: физическая реабилитация, постковидный синдром, фитнес-программы, дыхательная гимнастика.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p289-293
INTEGRATED APPROACH IN PHYSICAL REHABILITATION AFTER SUFFERING
COVID-19
Lada Vladimirovna Morozova, the candidate of pedagogical sciences, Lyudmila Aleksandrov-na Kiryanova, the candidate of pedagogical sciences, docent, North-Western Institute of Management, St. Petersburg
Abstract
The purpose of the study is to develop and substantiate the effectiveness of comprehensive physical rehabilitation programs based on well-known rehabilitation practices and adapted health-improving fitness programs for students, who have recovered from coronavirus. In the course of the study, the new scientific result was obtained - it was proved that the complex use of breathing practices and means of various fitness areas (health aerobics, fitball aerobics, myofascial release, Power-yoga, Nordic walking) in the physical rehabilitation of students provides an increase in immunity, strengthening of respiratory and car-dio-vascular systems, and contributes to the restoration of physical conditions.
Keywords: physical rehabilitation, post-COVID syndrome, fitness programs, breathing exercises.
ВВЕДЕНИЕ
Первые случаи заболевания COVID-19 были зафиксированы в конце 2019 года в Китае. А весной 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ситуацию с распространением вируса в мире объявила чрезвычайной. В течении двух лет весь мир находился в состоянии пандемии. Мировое сообщество в одном порыве объединилось в борьбе с ранее неизвестным заболеванием, с коронавирусом - чумой XXI века. За неполных два года пандемии заболело более 116 млн человек, из которых 2,5 млн. умерло [4]. Спустя два года после начала распространения заболевания появилось больше информации о природе заболевания, быстро и достоверно специалистами стали определяться симптомы и риски заболеваемости. Однако остро стал вопрос перед органами здравоохранения об организации восстановительных и реабилитационных мероприятий для переболевших коронавирусом.
Специалисты кафедр физической культуры и спорта в вузах стали более избирательно подходить к методико-практическим занятиям, подбирая наиболее эффективные и актуальные средства физической культуры при физической реабилитации для контингента, которым был поставлен диагноз - коронавирусная инфекция [1, c. 96].
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что средства и методы физической культуры, подобранные в соответствии со степенью тяжести перенесенного заболевания, обеспечат повышение иммунитета, укрепление дыхательной и сердечнососудистой систем, и поспособствуют восстановлению и укреплению всего организма.
Цель исследования - разработать и обосновать эффективность комплексных программ физической реабилитации на основе известных восстановительных практик и адаптированных оздоровительных фитнес-программ, и ввести их в практические учебные занятия по физической культуре со студентами, переболевшими коронавирусом.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проведено со студентами, перенесшими COVID-19 различной степени тяжести. Методология исследования построена на совокупности теоретического анализа литературы, мониторинга оздоровительно-дыхательных практик, педагогического контроля состояния студентов.
На I этапе анализ специальной литературы и опыт специалистов -практиков, позволил выявить возможные негативные последствия для здоровья человека после COVID-19. Результатом работы на первом этапе явилась систематизация уязвимых систем организма человека, нуждающиеся в комплексном подходе при реабилитации с помощью физических упражнений и разработка программ для восстановления здоровья и физической формы студентов, переболевших коронавирусом.
На II этапе оценивалась эффективность внедрения в учебно-тренировочный процесс по физической культуре комплексных программ на основе уже известных восстановительных практик и адаптированных оздоровительных фитнес-программ.
В программе физической реабилитации применялись дыхательные практики (А.Н. Стрельниковой, К.П. Бутейко, М. Корпан) в комплексе с аэробными фитнес-программами низкоинтенсивной направленности. В ходе педагогического эксперимента использовались фитнес-программы: оздоровительная аэробика низкой интенсивности (Low intensity), фитбол-аэробика, миофасциальный релизинг (МФР), Power-yoga, скандинавская ходьба, занятия на беговой дорожке Walker View (система для проведения оценки и реабилитации).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Большинство медицинских специалистов и реабилитологов убеждены, что наряду с восстановительным медикаментозным лечением, грамотно подобранные средства физической культуры способны значительно быстрее улучшить состояние организма после COVID-19.
В ходе анализа литературы и опыта практикующих медицинских работников [1, 2, 3], были выявлены системы организма с патологическими изменениями на фоне постко-видного синдрома (рисунок).
СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА
Сердечно-сосудистая система:
- гипоксия из-за нарушения
свертываемости крови (низкая сатурация);
- дестабилизация артериального давления
(гипертония);
- тахикардия (одышка, слабость,
головкружение);
- ослабление
сердечной - миокардит.
мышцы;
Дыхательная система:
- вирусная пневмония;
- легочный фиброз;
- кислородная недостаточность;
- признаки гиперкоагуляции с риском развития тромбозов артерий и вен разных органов;
- поражение легких от минимальных "матовых стекол" до серьезных поражений более 50 %.
Желудочно-кишечный тракт:
- диарейный синдром;
- аутоиммунные заболевания кишечника;
- вздутие живота, дискомфорт, -
газообразование;
- воспаления в печени (лекарственный гепатит).
Центральная нервная система:
- депрессивные состояния;
- тревожность;
- трудность концентрации внимания;
- сонливость;
- головные
- быстрая утомляемость.
боли;
Рисунок - Системы организма с патологическими изменениями на фоне постковидного синдрома
В ходе опроса студентов, были выявлены осложнения, появившиеся в постковид-ный период: пневмония была установлена у 2,5% студентов, дыхательная недостаточность наблюдалась у 23% опрошенных, диагноз «почечная недостаточность» был поставлен 4,8% студентам. Студенты жаловались также на проблемы с суставами, болевыми ощущениями в позвоночнике - 17,1%, многие переболевшие - 35,6% отмечали быструю утомляемость, головные боли и снижение концентрации внимания, а с сонливостью, беспочвенной тревожностью, депрессивным состоянием и расстройствами живота столкнулись около17% студентов.
Методика МФР положительно себя зарекомендовала при работе со студентами специальной медицинской группы, поэтому она была включена в физическую реабилитацию для снижения мышечной боли и спазмов, улучшения мозгового кровообращения, нормализации сна, укрепления нервной системы [2, с. 216].
Внедрение комплексных программ в физическую реабилитацию позволило положительно воздействовать на работу головного мозга, легких, повысить физическую активность и выносливость организма. Динамика результатов основных функциональных показателей представлена в таблице.
Таблица - Динамика функциональных показателей, x±m
Тесты До эксперимента После эксперимента р
ЧСС (уд./мин) в покое 81,186±0,584 70,878±0,886 р>0,05
Проба Генчи (с) 21,803±0,866 32,881±1,139 р<0,05
ЖЕЛ, л 2,671±0,068 3,134±0,072 р<0,05
Экскурсия грудной клетки, см 4,732±0,087 5,848±0,096 р<0,05
Положительная динамика результатов тестирования основных функциональных систем организма студентов свидетельствует об эффективности комплексного подхода в ходе физической реабилитации в постквидном периоде.
Физическая реабилитация на основе комплексных программ, где дыхательные упражнения чередовались с оздоровительными фитнес-направлениями, значительно улучшили у занимающихся функциональные кондиции: показатель физического развития ЖЕЛ увеличился с 2,671±0,068 до 3,134±0,072, показатели экскурсии грудной клетки также имели существенный прирост с 4,732±0,087 до 5,848±0,096, что напрямую связано с направленностью выбранных систем физических упражнений (скандинавская ходьба, занятия на беговой дорожке Walker View, низкоударная аэробика).
Занятия по системе фитбол-аэробика, Power-yoga способствовали укреплению мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса, межреберных мышц, участвующих в акте дыхания. Данные направления фитнеса благотворно сказывались на дыхательных путях, очищая их от слизи и мокроты, а также влияли на корректировку ритма дыхания.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование констатировало эффективность комплексного использования дыхательных практик в чередовании с современными оздоровительными фитнес-направлениями в период физической реабилитации постковидных осложнений. Предложенная модель физической реабилитации обусловливает улучшение работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, восстановление работоспособности повышение иммунитета, нормализует общее психологическое состояние, избавляя от тревоги и стресса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кирьянова Л.А. Совершенствование образовательных программ при смешанном обучении дисциплине «элективные курсы по физической культуре» для студентов специальных медицинских групп / Л.А. Кирьянова, Л.В. Морозова // Физическая культура и спорт в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, в 2 т., Санкт-Петербург, 28 апреля 2021 года. - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2021. - С. 94-99.
2. Морозова Л.В. Модернизация оздоровительных практик специальных медицинских групп средствами фитнеса / Л.В. Морозова, Л.А. Кирьянова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 213-217.
3. Попов С.Н. Лечебная физическая культура: учебник / С.Н. Попов. - Москва : Academia, 2019. - 96 с.
4. Тедеева М.Е. Самые масштабные эпидемии в истории человечества / М.Е. Тевеева // Food and Health : [сайт] - URL: https://foodandhealth.ru/info/samye-masshtabnye-epidemii-v-istorii-chelovechestva/ (дата обращения: 01.06.2022).
REFERENCES
1. Kiryanova, L.A. and Morozova, L.V. (2021), "Improving educational programs in blended learning discipline "elective courses in physical culture" for students of special medical groups", Physical culture and sport in the educational space: innovations and development prospects: collection of materials All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, Vol. 1, pp. 157-160.
2. Morozova, L.V. and Kiryanova, L.A. (2021), "Modernization of health-improving practices of special medical groups by means of fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 192, No. 2, pp. 213-217.
3. Popov, S.N. (2019), Therapeutic physical culture: textbook, Academia, Moscow.
4. Tedeeva, M.E. (2021), The largest epidemics in human history, available at: https://foodandhealth.ru/info/samye-masshtabnye-epidemii-v-istorii-chelovechestva/ (accessed 01.06.2022).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.07.2022
УДК 796.06
О НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОКОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Алексей Анатольевич Обвинцев, доктор педагогических наук, профессор, исполняющий обязанности ректора Смоленского государственного университета спорта, Смоленск;
Константин Валерьевич Романов, кандидат медицинских наук, начальник научно-исследовательского отдела, Евгений Анатольевич Иванов, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Военный институт физической культуры,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматривается важность организации систематического контроля на занятиях физической подготовкой, недопущения бесконтрольности и бессистемности использования средств физической подготовки. Обосновывается необходимость разумного сочетания систематического контроля и самоконтроля за физической активностью обучаемых за счет сбора, анализа и обобщения объективной и субъективной информации уровня их физической и спортивной подготовленности. Особое место в такой диагностике занимает самоконтроль. Обосновывается необходимость организации самоконтроля военнослужащих на занятиях по физической подготовке.
Ключевые слова: физические нагрузки, самоконтроль, состояние здоровья, медицинский контроль.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p293-296
ABOUT THE NEED TO ORGANIZE SELF-CONTROL IN PHYSICAL TRAINING
CLASSES
Aleksey Anatolyevich Obvintsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Acting Rector of the Smolensk State University of Sports, Smolensk; Konstantin Valerievich Romanov, the candidate of medical sciences, head of the research department, Evgeny Anatolyevich Ivanov,