Научная статья на тему 'Комплексный подход к управлению качеством медицинской помощи'

Комплексный подход к управлению качеством медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
130
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / QUALITY OF MEDICAL HELP / ECONOMICAL EFFICACY / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / CONTROL IN QUALITY OF NECESSARY INSURANCE / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукашев Александр Михайлович

Рассмотрены различные аспекты контроля качества медицинской помощи, включая медико-производственную деятельность, а также медико-экономическую эффективность качественной медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лукашев Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED APPROACH TO MANAGEMENT OF HEALTH CARE QUALITY

Various aspects of management of health care quality including medical and industrial activity, as well as economic efficiency of qualitative health care were reviewed.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к управлению качеством медицинской помощи»

СРОЧНО В НОМЕР

УДК 614.2 ^ 364

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

А

A.M. Лукашев

ГКБ № 60

Рассмотрены различные аспекты контроля качества медицинской помощи, включая медико-производственную деятельность, а также медико-экономическую эффективность качественной медицинской помощи.

Ключевые слова: качество медицинской помощи, экономическая эффективность, контроль качества, обязательное медицинское страхование

Key words: quality of medical help, economical efficacy, control in quality of necessary insurance

Быстрое развитие лечебно-диагностических, реабилитационных, химико-фармацевтических и информационно-компьютерных технологий, усложнение и многообразие предлагаемых населению медицинских и парамедицинских услуг, лекарственных средств, других товаров медицинского назначения, сокращение жизненного цикла некоторых из них, появление на национальном рынке большого количества конкурентоспособных субъектов, работающих в здравоохранении, повышение требований пациентов к качеству медицинского обслуживания и этико-деонтологическим нормам способствуют дальнейшему усилению зависимости медико-производственных организаций от их профессионально-деловой среды, вынуждают их стремиться к улучшению взаимодействия с окружением и развивать свои адаптационные способности.

Лукашев Александр Михайлович, главный врач ГКБ № 60, канд. мед. наук

111123, Москва, Новогиреевская ул., 1. Тел. 304-31-63, gkb60@mosgorzdrav.ru.

Интегральная оценка качества медицинского обслуживания населения должна строиться на основе следующей системной совокупности комплексных многопараметрических медико-экономических показателей:

1. Эффективность — показатель соотношения между фактическим действием служб и организаций медико-производственного комплекса, врачей частной практики, лечебно-профилактических и реабилитационных программ в рамках действующей системы здравоохранения и максимальным воздействием, которое соответствующие службы, организации (врач, фармацевты) или программы могут оказать на здоровье населения в идеальных для них условиях.

2. Экономичность — показатель соотношения между фактическим воздействием служб медико-производственного комплекса, медико-производственных организаций, частнопрактикующих врачей, фармацевтов и лечебно-профилактических программ на здоровье населения и их стоимостью.

3. Адекватность — показатель соответствия фактического медицинского обслуживания населения его потребностям.

4. Научно-технический уровень — степень применения при оказании медицинской помощи населению имеющихся медицинских и других научных знаний и технологий.

В последние годы в мировой экономической практике все большее значение приобретает идеология Total Quality Management — всеобщего управления качеством (TQM). В рамках идеологии TQM под качеством медицинских услуг и товаров медицинского назначения (лекарственных средств, медицинского оборудования, материалов и др.) следует понимать не столько достижение или превышение уровня каких-либо их частных или общих характеристик, сколько соответствие этих услуг и товаров нуждам и ожиданиям потребителей — активных субъектов здравоохранительной деятельности и пациентов. Иными словами, качество в здравоохранении должно выражаться через совокупность характеристик одного конкретного действия, медико-производственного процесса, продукта медико-производственной (лечебно-профилактической, химико-фармацевтической, страховой и др.) деятельности или медико-производственной организации (врача частной практики, частнопрактикующего фармацевта), определяющих способность субъектов удовлетворять установленные или предполагаемые потребности населения в медико-социальной помощи.

В масштабах Российской Федерации, а также отдельных субъектов РФ в качестве компонентов интегрального критерия качества медицинского обслуживания населения могут выступать следующие частные критерии, подлежащие количественной оценке: коэффициент медицинской эффективности — отношение числа случаев достигнутых медицинских результатов к общему числу случаев оказания медицинской помощи; коэффициент социально-экономической эффективности — отношение получаемого обществом совокупного экономического эффекта от здравоохранения к общим затратам на здравоохранение; коэффициент экономической эффективности — отношение нормативных затрат на один случай медицинской помощи к фактически произведенным затратам и т. д.

Крайне важно, чтобы вся продукция медико-производственного комплекса удовлетворяла предъявляемым к ней потребителями требованиям не только по совокупности соответству-

ющих физических параметров, но и по цене, времени, месту и способу предложения. Все россияне, в той или иной мере прямо (непосредственно через оплату медицинских услуг и товаров медицинского назначения) или косвенно (через систему ОМС) участвующие сегодня в финансировании здравоохранения, вправе рассчитывать на получение максимально возможного удовлетворения от оказываемой им медицинской помощи.

В основе идеологии всеобщего управления качеством в здравоохранении лежат следующие принципы:

— направленность всей управленческой деятельности в здравоохранении на качество медицинских услуг и товаров медицинского назначения;

— участие персонала всех подразделений медико-производственных организаций на всех уровнях их организационных структур в управлении качеством медицинской помощи населению;

— нацеленность на долговременный успех, понимание его обусловленности признанием потребителя высокого качества результатов деятельности как самих медико-производственных организаций, так и отдельных их работников;

— создание системы материального и морального стимулирования членов трудовых коллективов организаций медико-производственного комплекса, заинтересованности их в обеспечении высокого качества выпускаемой ими продукции (услуг).

Таким образом, в самом широком смысле главная задача управления качеством в здравоохранении сводится к созданию и закреплению в организациях медико-производственного комплекса современной этико-деонтологической организации культуры, ориентированной в первую очередь на высокое качество медицинских услуг и товаров медицинского назначения. Стремясь к достижению наиболее полного удовлетворения резко возросших в последнее время запросов потребителей (пациентов, врачей, обслуживающего персонала и др.), каждый работник должен самостоятельно и систематически контролировать и совершенствовать организацию своего труда.

Непременным условием качественного оказания медицинской помощи больным является обеспечение непрерывности лечебно-диагностического процесса. Особое значение имеет четкое разграничение функций на каждом этапе оказа-

ния медицинской помощи и между различными типами медицинских организаций. Дальнейшему повышению удовлетворенности пациентов оказанными им медицинскими услугами будет способствовать усиление внимания, уделяемого органами, организациями и работниками здравоохранения, фондами ОМС и медицинской общественностью субъективной стороне качества медицинской помощи. Нельзя не отметить, например, что в структуре основных причин жалоб граждан, застрахованных по линии обязательного медицинского страхования, в страховые медицинские организации и территориальные фонды ОМС далеко не последнее место занимают обращения, связанные с ограничениями в выборе пациентом лечебной организации и лечащего врача, нарушениями в режиме работы медицинских организаций, неудовлетворительным санитарно-гигиеническим состоянием больниц и поликлиник, нарушением медицинскими работниками норм этики и деонтологии, недостаточной информированностью пациента, практикой незаключения договоров на оказание медицинских услуг, предусмотренных законодательством.

От искусства общения медицинских работников с пациентами во многом зависит удовлетворенность пациентов полученной ими медицинской помощью. Врачи, обладающие навыками межличностного общения, добивающиеся полного взаимопонимания с пациентами и их родственниками, учитывающие мнение больных при выборе лечебных методов и средств, психологически подготавливающие их к предстоящим процедурам практически не имеют жалоб и нареканий с их стороны. Это само по себе является показателем уровня профессионализма.

Большое влияние на эффективность лечения каждого конкретного пациента оказывает его отношение к собственному здоровью, степень активности его участия в лечебном процессе, адекватность его повседневного поведения и образа жизни, соответствующего полу, возрасту, профессии, заболеванию. В каждом четвертом случае среди основных причин несоблюдения изначально правильно выбранной врачом технологии лечения выявляются факторы, непосредственно связанные с особенностями личности больного: отказ от назначенного лечения, низкая приверженность к нему, нарушение режима, невыполнение других врачебных предписаний. В связи с этим представляется необходимым создание системы материального стимулирования и укрепления личного здоровья граждан посредством, в

частности, организации индивидуального медицинского страхования с частичной возвратностью неизрасходованных средств и увеличением доли средств, расходуемых застрахованным на лечение при несоблюдении требований к здоровому образу жизни, пренебрежении мерами профилактики заболеваний при ментальной неприемлемости административно-правового давления на право распоряжения собственным здоровьем и правом на личную жизнь. Положение усугубляется исходно крайне высоким уровнем потребления алкоголя и табакокурения, не характерного для технологически развитых стран.

К важнейшим условиям высокого качества медицинской помощи относится корректность использования последних научных достижений (методов, технологий, лекарственных средств) в повседневной медицинской практике. Крайне необходимо, во избежание серьезных ошибок и просчетов, чтобы каждый врач с первых же дней своей профессиональной деятельности развивал в себе способность к критическому осмыслению и сопоставлению давно и повсеместно применяемых и новых методов лечения больных, не теряя самокритичности ни по идейным, ни по меркантильным основаниям.

Отдельный вопрос — качество научной информации. Из заключительных разделов статей российских ученых обычно бывает крайне трудно получить адекватное представление о целях исследований, методике их проведения и полученных результатах. Таким образом, со временем одной из ключевых функций медицинских и фармацевтических ассоциаций должна стать организация объективного общественного контроля за качеством научных публикаций по профильной им тематике.

Оценку качества медицинской помощи можно проводить по структуре, процессу и результату. В первом случае речь будет идти о структурном качестве (ресурсах здравоохранения, профессиональном образовании, аттестации, лицензировании, аккредитации, сертификации); во втором случае — о технологическом качестве (профилактике, диагностике, лечении, экспертизе, медицинской документации, оснащенности и допуску к виду деятельности); в третьем случае — о качестве результата (соотношении фактически достигнутого и реально достижимого результата медицинского вмешательства, предупреждении и устранении осложнений, удовлетворенности пациентов оказанными им медицинскими услугами).

К существенным признакам качества медицинской помощи относятся следующие компоненты :

— соответствие используемых медицинских технологий стандартам качества диагностики и лечения;

— степень риска для здоровья пациента;

— оптимальность использования медико-про-изодственных ресурсов;

— удовлетворенность пациента оказанными ему медицинскими услугами.

В каждом конкретном случае состояние любого отдельно взятого признака качества медицинской помощи будет определяться в первую очередь квалификацией лечащего врача, его способностью не допускать врачебных ошибок. Врачебные ошибки могут проявляться не только в действиях, но и в бездействии врача, отрицательно сказывающемся на состоянии одного или нескольких признаков качества медицинской помощи.

В случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами о здравоохранении, с целью выявления врачебных ошибок и оценки их влияния на соответствие используемых медицинских технологий стандартам качества диагностики и лечения, на риск для здоровья пациентов и на эффективность использования медико-производственных ресурсов должна проводиться экспертиза качества медицинской помощи. На основе системы знаний о качестве медицинской помощи создаются информационно-компьютерные технологии экспертизы качества медицинской помощи. Результаты, полученные с помощью информационно-компьютерных технологий, можно использовать не только для построения объективной оценки степени воздействия врачебных ошибок на состояние пациентов и экономическую эффективность лечебных процессов, но и для непрерывного дифференцированного повышения квалификации врачей.

В основе системы всеобщего управления качеством в здравоохранении должны лежать эффективные организационно- и экономико-правовые механизмы обеспечения качества медицинской помощи населению Российской Федерации. Защиту интересов застрахованных граждан в отношении объемов, сроков и качества получаемой ими медицинской помощи осуществляют страховые медицинские организации. Порядок контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования определяется договором на предоставление ле-

Виды контроля качества медицинской помощи (КПМ).

чебно-профилактической помощи (медицинских услуг) застрахованным. В соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора на предоставление лечебно-профилактической помощи застрахованным все медицинские организации несут ответственность за объем и качество оказываемых ими медицинских услуг.

Унификация порядка контроля качества медицинской помощи в Российской Федерации на основе единых организационных и методических принципов достигается путем неукоснительного соблюдения всеми медицинскими организациями общих норм и правил, сформулированных в нормативных документах Минздрава соцразвития РФ и Федерального фонда ОМС.

Нормативными документами МЗСР РФ и Федерального фонда ОМС определяются виды ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской помощи (рисунок), круг субъектов вневедомственного контроля и сфера их компетенции, порядок взаимодействия систем ведомственного и вневедомственного контроля.

Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется должностными лицами лечебно-профилактических организаций, клинико-экспертными комиссиями и главными специалистами всех уровней системы здравоохранения. В необходимых случаях в качестве экспертов могут привлекаться сотрудники медицинских НИИ, вузов, представители профильных медицинских ассоциаций и др.

Предупредительный контроль

Плановый контроль

Целевой контроль

Контроль результата

В систему вневедомственного контроля качества медицинской помощи входят:

— лицензионно-аккредитационные комиссии (контроль за безопасностью медицинских услуг для пациентов и персонала лечебно-профилактических организаций, их соответствиям установленным стандартам — при проведении лицензирования и аккредитации лечебно-профилактических организаций и врачей частной практики, выдача лицензий и сертификатов, контроль за выполнением лицензионных условий, участие в формировании реестров экспертов и организации экспертизы качества медицинской помощи);

— исполнительные органы фондов ОМС ( контроль за соблюдением прав застрахованных, а также целевым характером использования финансовых ресурсов);

— страховые медицинские организации (контроль качества, объемов и сроков оказания медицинской помощи застрахованным гражданам, определение соответствия представленных к оплате счетов за оказание медицинских услуг застрахованным их истинному объему и качеству, предъявление исков лечебно-профилактическим организациям по возмещению ущерба, причиненного застрахованным пациентам, информирование органов управления здравоохранением и лицензионно-аккредитационных комиссий о выявленных в процессе проведения экспертизы качества медицинской помощи недостатках в работе лечебно-профилактических организаций, участие в лицензировании и аккредитации лечебно-профилактических организаций и врачей частной практики);

— страхователи (контроль за соблюдением условий договора медицинского страхования, информирование застрахованных граждан о результатах экспертной оценки качества медицинской помощи;

— профессиональные медицинские ассоциации (организация экспертизы качества медицинской помощи, участие в разработке стандартов качества медицинской помощи, программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских кадров, участие в формировании реестров экспертов и работе аттестационных, квалификационных и лицензионно-аккре-дитационных комиссий);

— общества защиты прав потребителей (изучение общественного мнения о качестве получаемой гражданами медицинской помощи, информирование других субъектов вневедомственного

контроля и органов управления здравоохранением о качестве медицинской помощи и дефектах медицинских услуг, защита прав пациентов в административных и судебных органах).

В случае возникновения негативных последствий оказания медицинской помощи возможно либо добровольное признание врачом существующих дефектов проведенного лечения с возложением на себя обязанностей компенсировать пациенту понесенные им убытки (в той или иной форме), либо принудительное привлечение врача к ответственности судом на основании заключения экспертной комиссии.

Как показывает мировой опыт, важную роль в обеспечении гарантий качества медицинской помощи играет страхование профессиональной ответственности врачей. Помимо выполнения своей основной функции — страхования профессиональных рисков и защиты экономических интересов врачей в случае ненадлежащего качества лечения, система страхования профессиональной ответственности активно влияет на процессы разработки и внедрения стандартов качества медицинской помощи, повышение квалификации и усиление профессиональной ответственности врачей, совершенствование методов анализа качества лечения, соблюдение правил ведения медицинской документации. Развитие системы страхования профессиональной ответственности врачей естественным образом вписывается в круг задач, решаемых профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.

Таким образом, вопросы управления качеством медицинской помощи имеют многогранный и многопроблемный характер. Следовательно, их решение должно быть всеобъемлющим, комплексным и нацелено на улучшение состояния здоровья как конкретного человека, так и общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Д.Д. Венедиктов. Здравоохранение России. Кризис и пути преодоления. М.: Медицина, 1999.

2. Е.В. Дмитриева. От социологии медицины к социологии здравоохранения: Еще раз о понятиях. М.: Медицина, 2003.

3. И.В. Журавлева. Здоровье населения как междисциплинарная проблема. М., 1998.

4. М.М. Казьяшка. Мировое сообщество и старение населения. М.: Законодательство и практика. № 1-2. 2003.

5. Ю.П. Лисицин. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: Медицина, 2002.

Поступила 10.09.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.