декламаторiв вiршiв, на яких шоземш слухачi пiдготовчого вщдшення досить вдало виступають та отримують призовi мiсця. Вже стала традицшною щорiчна науково-практична конференцiя "Актуальш проблеми навчання iноземних студенлв", яка проводиться кафедрою мовно! пiдготовки. У нш беруть участь понад 100 викладачiв з рiзних навчальних закладiв Дншропетровського регiону. Фахiвцi не просто "присутш" на конференцп, а й готують грунтовш доповiдi, що свiдчить про глибокий штерес до проблематики конференцп та зацiкавленiсть в обмiнi досвщом. Результатом сумкно! творчо! та науково! пращ е щорiчний збiрник наукових тез та статей. Цього року ми маемо на мет видати друком 14-й збiрник.
Враховуючи те, що в групах навчаються слухачi рiзних нацiональностей, у яких сво! уявлення про дисципину, традицп та звички, викладачi придiляють велику увагу мiжнацiональним вiдносинам. Складнiсть у робот з ними полягае ще й у тому, що наш контингент - це люди рiзноl вiри, ментальносп, вiку та життевого досвщу, тому iндивiдуальний пiдхiд до навчання та виховання шоземних слухачiв е одним з прюритетних методiв роботи нашого навчального закладу. Слухачi тдготовчого вiддiлення ДМА мають всi умови для яюсного засвоення довузiвськоl тдготовчо! програми, що е запорукою подальшого успiшного навчання в Днiпропетровськiй медичнш академп. Звичайно, проблеми е i завжди будуть, тому що робота з шоземними студентами - це складна, але шляхетна справа, яка вимагае цшковито! вiдданостi, наполегливостi, постшного самовдосконалення та цiлеспрямованостi. Викладачi кафедри, яю працюють на ПВ, докладали, докладають i надалi докладатимуть максимум зусиль для досягнення найкращих результапв.
Ведеться активна, багатопланова робота з шоземними слухачами ПВ, хоча й залишаеться багато проблем у цш важливш та вiдповiдальнiй справi. Вона е багатоаспектною, потребуе чималих зусиль та енергп. Тшьки завдяки нашш спiльнiй працi ми зможемо досягти успiху в пiдготовцi квалiфiкованих кадрiв для зарубiжних кра!н, сприяти тдвищенню авторитету нашо! академп за кордоном, долучитись до процесу становлення Укра!ни в свiтi.
1. Актуальные проблемы обучения иностранных студентов. Матер1али м1жвуз1вько1 науково-практично! конференцп. - Випуски I - XIV. -Дншропетровськ, 1998 - 2012 рр.
2. Добрянський I. 1ноземш студенти у вищий освт Укра!ни та Роси: стан, тенденци, перспективи: (пор1вняльний анатз) / 1.Добрянський, О.Наумець // Вища школа: Науково-практичне видання. - 2012. - № 7.
3. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учебное пособие для вузов / А.Н. Щукин // - М., 2003.
4. Щукина А.Н. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному / Щукина А.Н. // - М., 2003.
ОПЫТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОИ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ
ОТДЕЛЕНИИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ДНЕПРОПЕТРОВСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ Ковтуненко А.И., Филат Т., Слюсарь Н., Запорожец Е., Сидора М.
В статье рассматривается обучение иностранных студентов как многосложный комплекс, который включает в себя учебное, методическое и воспитательное направления педагогической деятельности. Проанализирован опыт работы кафедры языковой подготовки ГУ "Днепропетровская медицинская академия". Очерчены проблемы работы с иностранными студентами и пути их решения.
Ключевые слова: иностранные слушатели, подготовительное отделение, эффективность обучения, международные отношения.
THE EXPERIENCE OF THE EDUCATIONAL AND METHODICAL WORK OF THE DEPARTMENT OF LANGUAGE TRAINING AT THE PRELIMINARY DEPARTMENT FOR THE FOREIGN STUDENTS OF DNEPROPETROVSK MEDICAL ACADEMY Kovtunenko A.V., Filat T.V., Slyusar N., Zaporozhets E.S., Sidora M.Yu.
The article deals with the training of foreign students as highly complicated complex, which includes educational, methodological and educative directions of pedagogical activities. The work experience of the Department of Language Training of SE "Dnepropetrovsk Medical Academy" was analyzed. The main problems of the work with foreign students and the ways of their solution were outlined.
Key words: foreign students, preliminary courses, efficiency of training, international relations.
УДК 378.147:376.68
m
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРЕДМЕТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ
Рассмотрены принципы, методы и приемы организации обучения общеобразовательным дисциплинам иностранных студентов на начальном этапе с целью подготовки их к получению образования в вузах Украины на русском (украинском) языке.
Определена роль преподавателя в оптимизации учебного процесса, повышении мотивации студентов к получению знаний и его влияние на качество усвоения учебного материала.
Ключевые слова: профессиональная компетенция, языковая компетенция, самоконтроль, самоорганизация, самостоятельная работа.
Обучение русскому языку студентов-иностранцев включает несколько направлений. Прежде всего, русский язык - это средство формирования профессиональной компетенции, которая объединяет и понятие языка специальности, и средство профессионального общения. Не менее важно и уделение внимания формированию коммуникативной компетенции, которая предполагает активизацию продуктивных видов речевой деятельности в процессе общения иностранных студентов с носителями языка.
Спецификой обучения иностранных граждан является то, что процесс овладения знаниями происходит на неродном языке и в новой иноязычной среде. Поэтому студенты-иностранцы испытывают значительные трудности в
понимании, переработке и усвоении новой информации. Образовательная программа подготовки иностранных граждан имеет своей целью формирование знаний, навыков и умений, необходимых для их дальнейшего обучения в вузах Украины. Ее реализация будет эффективной лишь при условии достаточного обеспечения учебной деятельности учебными и методическими материалами, использовании новейших информационных технологий и выработке у студентов умений и навыков работы с учебно-методической литературой.
Учебные пособия для иностранных студентов должны соответствовать определенным требованиям: быть коммуникативно ориентированными, чтобы научить студента средствами неродного языка решать свои основные коммуникативные потребности; быть посильными, что включает определение рационального объема учебного материала по преподаваемой дисциплине; быть многоплановыми, что предполагает не только передачу знаний, но и обучение различным видам учебной деятельности, соответственно различным видам речевой деятельности.
Только при совместной работе преподавателя-предметника и преподавателя-русиста можно достичь хороших результатов. Общеизвестно, что преподаватели-предметники анализируют содержание специальных дисциплин и предоставляют лексические минимумы для создания базы языка специальностей и тексты по специальности, которые используются на занятии по русскому языку [1]. В свою очередь, последовательность введения грамматических форм и конструкций в учебные пособия по специальным дисциплинам выверяется преподавателем-русистом [3]. Недостаточный уровень языковой подготовки и определенные психофизиологические особенности иностранных студентов предполагают использование различных приемов и методов обучения на каждом этапе овладевания специальными дисциплинами.
С целью создания наиболее оптимальных условий обучения на подготовительном отделении ВГУЗУ "Украинская медицинская стоматологическая академия" студенты проходят тестирование по математике, химии, физике и биологии на родных языках. Тестовые задания содержат перечень вопросов и задач по школьной программе, что позволяет определить базовый уровень подготовки каждого студента.
Далее, одним из необходимых условий реализации управления процессом обучения студентов-иностранцев на подготовительном отделении является комплектация однородных по уровню базовой подготовки академических групп, сформированных по результатам тестирования уровня знаний.
На наш взгляд, комплектуя группы, стоит учитывать следующие принципы: формировать группы по результатам тестирования (среднесильные и среднеслабые), что не только облегчит работу преподавателя, но и даст возможность студентам в полной мере овладеть знаниями и навыками; с целью лучшего овладения русским (украинским) языком предотвратить формирование мононациональных (иранских, арабских) академических групп, где студенты могли бы общаться на родном языке; в группах со слабым уровнем подготовки особое внимание уделять языку специальности, что дает возможность студентам адаптироваться к восприятию учебного материала.
Объективная информация, полученная в результате тестирования, дает возможность дифференцированно управлять познавательной деятельностью студентов, упорядочить структуру и содержание курса изучаемых дисциплин, вносить коррективы в учебные планы.
Так, в изложении материалов вводного курса основное внимание уделяется переводному способу семантизации лексики. Опыт показывает, что в условиях недостаточной адаптированности иностранных студентов, когда они еще находятся в состоянии так называемого "культурного шока", это значительно экономит время и преподавателя, и студентов, позволяя последним достаточно легко воспринимать значительную часть учебного материала. С этой целью на нашем подготовительном отделении составлен и апробируется семиязычный (украинско-русско-англо-французско-арабско-фарси-китайский) поурочный терминологический словарь. В последнее время возникла необходимость создания еще и русско-азербайджанского и русско-туркменского словарей, так как, к сожалению, студенты из этих стран СНГ, приезжающие к нам для обучения, в недостаточной мере знают специальную терминологию, хотя и владеют разговорной речью.
На дальнейших этапах обучения большое значение уделяется работе с текстами, что способствует развитию у студентов умения, прежде всего, осознать полученную информацию на неродном языке, а в дальнейшем размышлять по данному вопросу, высказывать собственные суждения, устанавливать причинно-следственные связи, строить ответы-рассуждения. Учитывая, что студенту-медику наряду со значительным информационным материалом необходимо овладеть собственно медицинской терминологией, учебные пособия по анатомии, составленные на подготовительном отделении, содержат термины, представленные и на латыни, что способствует не только более быстрому пониманию и запоминанию, но и готовит студентов к дальнейшему обучению в медицинском вузе.
Предметно-изобразительная наглядность - значительная опора содержания текста. Поэтому разработанные преподавателями подготовительного отделения и согласованные с соответствующими кафедрами академии учебные пособия по физике и биологии снабжены схемами, таблицами, графиками и иллюстрациями.
Положительное воздействие на развитие коммуникативной компетенции студентов на начальном этапе обучения оказывает умелая организация совместной деятельности в ходе решения практических задач. Примером тому являются лабораторные работы, поскольку это коллективный процесс, требующий активного взаимодействия каждого студента. При изучении общеобразовательных дисциплин необходимо учитывать отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы при проведении опытов и экспериментов. Перед лабораторной работой студенты не изучают теоретический материал, не выполняют домашние задания. Наличие учебного пособия, содержащего терминологический словарь, краткое теоретическое изложение материала и детальные рекомендации выполнения лабораторных работ по физике, химии и биологии, снимает трудности, возникающие при самостоятельном выполнении инструкций. Организация выполнения лабораторных работ на
начальном этапе обучения не индивидуально, а небольшими группами формирует коллективистские отношения, предполагающие обмен учебной информацией, а также способствует приобретению практических умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения в медицинском вузе.
На завершающем этапе обучения на подготовительном отделении особое внимание уделяется подаче нового материала с фрагментами микролекций, так как иностранные студенты трудно воспринимают информацию со слуха. Это дает возможность студентам участвовать в диалоге с преподавателем, демонстрируя свои знания и, оттачивая умение, вести беседу на специальные или профессиональные темы. Кроме того, используется особая методика чтения лекций по ООД для иностранной аудитории, включающая в себя раздаточные материалы: словари, тезисный развернутый план лекции. Речь преподавателя не сводится только к медленному темпу, диктовкам, записям на доске, она должна содержать паузы, как метаинформационный сигнал. Трудно произносимые термины записываются на доске, причем, количество вводимых терминов не должно превышать 3040. Тематический материал общеобразовательных курсов и речь преподавателя должны быть доступными. Учебную деятельность студентов-иностранцев на начальном этапе стимулирует четко организованная система контроля, включающая в себя текущий, промежуточный и итоговый семестровый. Текущий контроль предполагает проверку уровня подготовки студентов к выполнению конкретной учебной работы. Он используется преподавателем для коррекции методов и приемов обучения и для планирования самостоятельной работы студентов. Целью промежуточного контроля (в виде плановых контрольных работ) является оценивание знаний, умений и практических навыков, полученных при изучении отдельной темы.
В связи с тем, что вузы Украины работают по условиям кредитно-модульной системы, предполагающей систематическую аудиторную и самостоятельную работу студента на протяжении семестра, считаем целесообразным проведение итогового семестрового контроля в форме дифференцированного зачета. Оценивание предполагает суммирование текущих оценок по предмету с учетом результатов контрольных и лабораторных работ, выполнения домашних заданий с возможностью корректировки семестрового результата путем выполнения определенных тестов. Единые требования контроля обучения студентов, разработанные преподавателями подготовительного отделения, предполагают проверку и оценивание не только теоретических знаний, но и способность применения на практике умений и навыков, полученных на практических, лабораторных и лекционных занятиях.
Одним из главных условий успешной реализации программных требований является самостоятельная работа учащихся. Если все виды учебной деятельности предполагают групповую форму обучения, то самостоятельная работа дает возможность более полно применить личностно-ориентированный подход к обучению. Она базируется на мотивации и способности студента-иностранца не только усвоить учебный материал, но и расширить свое мировоззрение путем поиска новой информации [2].
Самостоятельная работа студентов на подготовительном отделении (факультете) - это учебная деятельность под руководством преподавателя, ведь именно на начальном этапе преподаватель должен подготовить студентов к новой системе обучения, познакомить с общими принципами, приемами и методами самостоятельной работы как к определенному и необходимому виду учебной деятельности.
С этой целью на подготовительном отделении разрабатываются адаптированные справочные материалы по ООД, включающие дополнительный текстовый материал, формулировки законов, определений, понятий, формул по каждому разделу учебной программы. Кроме этого, подготовлены учебные материалы, содержащие перечень основных вопросов рабочих программ дисциплин и образцы логически обоснованных ответов на них, а также сборники заданий по математике, химии, физике с алгоритмами решений типовых задач. Эффективность самостоятельной работы студента на подготовительном отделении зависит от четко организованной системы обязательного контроля в виде устной, письменной и комплексной форм. Причем контроль должен носить корректирующий, а не оценочный характер.
Ж
1. Как показывает опыт, у большинства иностранных студентов отсутствует или значительно ослаблена четкая мотивация и навыки самостоятельной работы. Они не умеют рационально распределить свое время, и, как правило, не хотят прилагать волевые усилия в случае возникновения трудностей в учебе. Студенты боятся самостоятельной работы, не понимая, какое важное значение в их дальнейшей учебной деятельности она будет иметь.
2. Задача преподавателя - заложить основы самоорганизации и самоконтроля, поддержать высокий уровень мотивации, интереса к изучению языка, сформировать и развить потребность постоянного и непрерывного совершенствования знаний с целью подготовки к дальнейшему обучению в вузе.
1. Капитонова Т. И. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки / Т. И. Капитонова, Л. В. Московкин // - СПб.: Златоуст, 2006., с. 13.
2.Митрофанова О.Д. Взаимодействие языковой и предметной компетенции в процессе обучения студентов-нефилологов / О.Д. Митрофанова // г.: Тезисы - М. МАКС Пресс, 2002. - С.109-110.
3.Рощупкина Е.А. Проблемы выявления коммуникативных потребностей иностранных студентов-медиков в процессе обучения самостоятельной работе / Е.А. Рощупкина // - Хармв, 2009. - С.164-166.
ж
КОМПЛЕКСНИЙ П1ДХ1Д ДО ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТ1В ЗАГАЛЬНООСВ1ТНЬОГО ЦИКЛУ НА ПОЧАТКОВОМУ ЕТАП1 НАВЧАННЯ 1НОЗЕМНИХ СТУДЕНТ1В В МЕДИЧНИХ ВУЗАХ Колсчюна 1.В., Криворучко Т.Д., Куштль Н.О.
Розглянут принципи, методи та прийоми оргашзацп навчання загальноосв1тшх дисциплш шоземних студенпв на початковому еташ з метою шдготовки !х до подальшого отримання осв1ти в вузах Укра!ни росшською(украшською) мовою. Визначена роль викладача в оптишзаци навчального процесу, шдвищенш мотиваци студенпв щодо отримання знань та його вплив на ямсть засвоення начального матер1алу.
Ключов1 слова: професшна компетенщя, мовна компетенщя, самоконтроль, самооргашзащя, самостшна робота.
INTEGRATED APPROACH TO THE TEACHING OF GENERAL EDUCATION CYCLE'S SUBJECTS IN THE INITIAL STAGE OF FOREIGN STUDENTS IN MEDICAL INSTITUTIONS Kolechkina I.V., Krivoruchko T.D., Kushpil N.A.
The principles, methods and techniques of training general education disciplines of foreign students at an initial stage in order to prepare them to receive education in universities of Ukraine in Russian(Ukrainian). Defines the role of the teacher in teaching is motivating the students to acquire knowledge and its impact on the quality of learning.
Key words: professional competence, language competence, self-control, self-organization, independent work.
УДК 615 + 376.68
СУЧАСН1 МЕТОДИЧН1 П1ДХОДИ ВИКЛАДАННЯ ФАРМАКОЛОГИ 1НОЗЕМНИМ СТУДЕНТАМ
У статп показаш переваги та недолки впровадження европейського освгтнього процесу в навчанш шоземних студенпв, ощнеш пасивш та активш методи навчання шоземних студенпв медичного ВНЗу. Гумашстична система запропонована як адаптований до навчання шоземних студенпв активний метод.
Ключов1 слова: кредитно-трансферна система, фармакологiя, методи навчання, шоземш студенти.
Напрямок розвитку вищо1 освiти в Укра1н йде оплiч з ходою держави до единого Свропейського та Свпового освiтнього простору через упровадження багатоцшьового мехашзму Свропейсько1 кредитно-трансферно1 системи (European Credit Transfer system - ECTS). В процес штеграци в Свропейський простiр вищо1 освiти Укра1ни, яка увiйшла в зазначений проект у 2005 рощ разом з шшими державами, виконуеться Болонська декларащя, яка направлена на ушфшащю освгтнього простору. Це дозволяе проводити тдготовку як укра1нських, так i шоземних студенпв у единiй системi, що вiдповiдае свiтовим вимогам. Участь Укра1ни в цiй системi навчання шдвищуе ii iмiдж i забезпечуе зростання кiлькостi iноземцiв, якi хотiли б навчатися в укра1нських вищих навчальних закладах (ВНЗ). З 2004 року в «Украшськш медичнш стоматологiчнiй академи» (УМСА) була введена кредитно-модульна система оргашзацп навчального процесу на перших курсах. Нова програма з фармакологи за кредитно-модульною системою навчання впроваджена на 3-му кура медичного факультету у 2006 рощ, а на 2-3 кура стоматолопчного факультету - у 2010 рощ
Метою роботи було дослщження факторiв, що приваблюють шоземних студенпв до навчання в ВДНЗ Укра1ни «УМСА», з метою обрання методичних пiдходiв викладання фармакологи цим шоземним студентам.
Матерiал та методи дослвдження. Унiфiкацiя i европе!защя системи навчання в Украlнi збшьшила можливостi студентiв, особливо iноземних, у виборi ВНЗiв. На це вказуе зростання кшькосп iноземних студентiв, яю навчалися на кафедрi фармакологil УМСА протягом останшх 10 рокiв у середньому в 2-3 рази, що навчаються за спецiальнiстю «Лiкувальна справа» i в 3,4-6,5 рази тих, що навчаються за спещальнютю «Стоматолопя». Cлiд зауважити, що зростання кшькосп студенпв з шших кра1н сшвпадае з упровадженням в УМСА Свропейсько! системи навчання, яка привабила бшьшу кiлькiсть студентiв-iноземцiв (таблиця).
Таблиця
Динамша см1вв1дмошеммя украТнських та iноземних ci v.K'in iii, якч навчалися на кафедрi
фармакологi'l'
Навчальний рк Спещальшсть
«Лшувальна справа» «Стоматолопя»
Украшсьга студенти,% 1ноземш студенти,% Украшсьга студенти,% 1ноземш студенти,%
2003-2004 92 8 95 5
2006-2007 81 19 83 17
2007-2008 87 13 70 30
2008-2009 80 20 75 25
2009-2010 83 17 68 32
2010-2011 77 23 69 31
2011-2012 82 18 76 24
2012-2013 84 16 74 26
В перех1дний пер1од впровадження в Украш Gвропейськоï системи навчання, в конкуренцп з ВНЗ 1нших держав (США, Канада, Гермашя, Франц1я та ш), 1снують деяк1 особливост1 для заохочення навчання шоземних громадян, таю як: низький мовний контроль шоземщв при зарахуванш до ВНЗу. 1нш1 ж краïни вимагають в1д абпур1енпв-шоземщв як1сного проходження мовних та академ1чних тест1в (TOEFL, IELTS, SAT, GRE, GMAT та in), конкурсу докуменпв, 1нод1 — сп1вбес1ди [4]; доступна оплата за навчання шоземних студенпв, наприклад, в