Научная статья на тему 'Комплексный подход к построению системы стратегического управления предприятием пищевой промышленности'

Комплексный подход к построению системы стратегического управления предприятием пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT PRINCIPLES / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY / РЫНОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ / MARKET STRATEGY / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / FOOD INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тогузаев Тахир Хаятович

В статье анализируются принципы многофакторного построения рыночной стратегии управления на предприятиях, приводится их классификация. Рассматриваются особенности формирования состава элементов рыночной стратегии на предприятиях пищевой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The complex approach to construction of system of strategic operation of business of the food-processing industry

In article principles of multifactorial construction of market strategy of management at the enterprises are analyzed. Their classification is resulted. The vision of the author considering features of formation of structure of elements of market strategy at the enterprises of the food industry is stated.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к построению системы стратегического управления предприятием пищевой промышленности»

Т.Х. ТОГУЗАЕВ

Тахир Хаятович ТОП>гЗМВ — кандидат экономических наук, докторант кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента СПбГУЭФ

В 2000 г. окончил Кабардино-Балкарскую государственну ю сельскохозяйственную академию; в 2004 г. защитил кандидатскую диссертацию.

Автор более 50 научных и учебно-методических работ, в том числе 5 монографий.

Сфера научных интересов — теория и методология формирования рыночных стратегии в промышленности.

Ъ Ъ Ъ

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В экономической научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, довольно активно обсуждаются варианты понятия стратегии развития предприятия. Стратегия, как правило, затрагивает все сферы деятельности предприятий, соотносится с рынками потребления продукции, учитывает ситуации риска, агрессивной и объективной конкуренции товаропроизводителей, что обусловливает необходимость установления принципов и процедур ее формирования. Рассматривая определение понятия «стратегия», следует обратить внимание на ее сложную структуру [2; 3; 7; 8]. В данной статье мы попытаемся проанализировать особенности состава элементов стратегии, присущих предприятиям пищевой промышленности.

Маркетинговая стратегия: товарная и ценовая стратегии

Стратегию маркетинга предприятия пищевой промышленности можно охарактеризовать как товарную стратегию и стратегию ценообразования.

Товарная стратегия предприятия осуществляется в следующих направлениях: расширение товарного ассортимента за счет включения в нее новых видов продукции; увеличение насыщенности товарной номенклатуры в рамках существующих видов продукции. При разработке товарной стратегии для пищевого предприятия важно определить такой состав товарного ассортимента, который обеспечил бы в течение продолжительного периода времени постоянное превышение доходов над расходами, т. е. решение задач максимизации прибыли.

Процесс формирования товарной стратегии предприятий пищевой промышленности представляет собой комплекс важнейших взаимосвязанных управленческих решений. Такой процесс начинается с увязки глобальной и локальных целей предприятия. При разработке таких целей предприятием определяется ассортимент товарной продукции, с которым оно входит в каждую стратегическую зону хозяйствования. Процесс вывода на рынки продукции предприятий отрасли слагается из определенных действий, составляющих жизненный цикл продуктов.

Исследуем проблемы, непосредственно влияющие на параметры рассматриваемой стратегии. Так, на перспективы роста производства продукции предприятия непосредственно влияют: фаза жизненного цикла спроса на продукцию предприятия; потенциальная емкость рынка, покупательская способность потенциальных потребителей продукции предприятия и т. д. По мере развития цикла от фазы к фазе традиционные стратегии конкуренции обычно теряют свою эффективность. Поэтому приходится переходить на новую номенклатурную и ассортиментную подстратегии и осуществлять набор новых рыночных ниш.

ГРНТИ 06.39.31 © Т.Х. Тогузаев, 2012

Анализ принятия управленческих решений в промышленном производстве показал, что к стратегическим задачам предприятий пищевой промышленности на нынешнем этапе их развития можно отнести: определение набора стратегических зон хозяйствования (СЗХ), в котором предприятия промышленности будут действовать в перспективе; определение методов защиты стратегического, перспективного набора от разрушительного воздействия неожиданных событий. Хозяйствующие субъекты отрасли, принимающие стратегические решения, должны постоянно учитывать весь спектр многочисленных факторов, от которых зависят результаты их производственно-сбытовой деятельности, предугадывать смену фаз цикла спроса и пересматривать свою стратегию и тактику действия в соответствии с меняющимися условиями рынка.

Для предприятий пищевой промышленности проблема формирования ценовой стратегии является актуальной, что предполагает объективное и всестороннее участие в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических категорий, и в первую очередь цены. Именно цена определяет структуру производства, оказывает решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень доходности предприятий отрасли. Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация глубоко обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности предприятий пищевой промышленности в жестких условиях рыночных отношений.

Значимость цены для любого предприятия пищевой промышленности состоит, прежде всего, в обеспечении прибыли от реализации продукции, поэтому ценовая политика должна быть хорошо обоснована и продумана. Практика свидетельствует, что ценовая политика не всегда бывает достаточно проработанной и потому содержит ошибки. Наиболее встречающиеся из них: ценообразование излишне ориентировано на издержки, цены недостаточно приспособлены к изменению рыночных условий, цена рассматривается в отрыве от других элементов системы маркетинга, цены недостаточно учитывают отдельные варианты исполнения продукта и сегменты рынка.

Чтобы правильно сформулировать ценовую политику, предприятия пищевой промышленности должны четко представлять цели, которые она достигнет посредством продажи конкретного товара. При выборе ценовой политики следует также учитывать, что глобальной целью любого предприятия является получение прибыли, однако в качестве промежуточных могут быть выдвинуты такие цели, как защита своих интересов, подавление конкурентов, завоевание новых рынков, выход на рынок с новым товаром, быстрое возмещение затрат, стабилизация доходов. Причем достижение этих целей возможно в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Стратегия формирования инвестиционной привлекательности и стимулирования инновационного развития

Инвестиционную стратегию можно представить как модель действий в сфере инвестиционной деятельности предприятия. Она определяет приоритеты ее направлений и форм, характер формирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализаций долгосрочных инвестиционных целей, обеспечивающих предусмотренное общее развитие предприятия. Необходимость разработки инвестиционной стратегии предприятия определяется изменениями условий внешней и внутренней среды функционирования предприятия. Инвестиционную стратегию развития предприятия пищевой промышленности мы рассматриваем: во-первых, как описание основных долгосрочных направлений инвестиционной активности предприятия, складывающейся из портфеля инвестиционных проектов, предназначенных для реализации стратегических целей; во-вторых, как выбор основных источников получения финансовых ресурсов.

Инвестиционную привлекательность предприятия характеризуют состояние стратегического потенциала предприятия, а также рыночная стоимость объекта инвестирования. На инвестиционную привлекательность предприятия пищевой промышленности влияют как внутренние, так и внешние факторы. К ним можно отнести: деловую репутацию предприятия; финансовое состояние; политику, направленную на привлечение инвестиций; экспортную политику; материально-сырьевую и научно-техническую базы; наличие высококвалифицированного персонала и др.

Инновационную стратегию мы рассматриваем как часть общей стратегий развития предприятия, которая устанавливает основные принципы и ограничения привлечения и использования совокупных ресурсов в качестве инвестиций для внедрения стратегических инноваций. К стратегическим относятся инновации, которые непосредственно оказывают влияние на развитие предприятия в периоде.

С учетом специфики работы предприятия пищевой промышленности задачи инновационной стратегии решаются с помощью прогрессивных нестандартных управленческих решений [6]. Эти решения подкрепляются комплексом средств и методов, в том числе тактического характера, позволяющих выявить и учесть влияние изменений, происходящих во внутренней и внешней среде в процессе реализации инновационной стратегии и способных кардинально изменить ее содержание.

Интенсивность и качество взаимодействия между функциональными и производственными подразделениями оказывают большое влияние на содержание и результаты инновационной стратегии. Здесь особо выделяются взаимосвязи между подразделениями НИОКР, производства и маркетинга. Выбор инновационной стратегии предприятия пищевой промышленности в большей степени определяется уровнем инновационного развития предприятия в целом, т. е. возможностью обновления производимой продукции, технологических процессов, системы управления.

Грамотно разработанная инновационная стратегия позволяет конкретизировать цели, методы и средства внедрения новшеств различного типа, область их применения и возможности диверсификации производства. Инновационная стратегия позволяет оценить целесообразность совершенствования ранее освоенных продуктов и процессов, выявить реальные инновационные возможности предприятия в данный момент и в перспективе с учетом современного состояния и прогнозируемой динамики развития экономики в целом для условий обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Стратегия взаимодействия с другими субъектами рынка

Стратегию взаимодействия предприятий пищевой промышленности с другими субъектами рынка можно представить как координацию их деятельности по важным и перспективным направлениям, а также выразить в особой форме бизнеса, когда объединяются ресурсы нескольких субъектов, в результате чего возникает солидарная ответственность за работу по использованию этих ресурсов. Стратегия взаимодействия предприятий пищевой промышленности с другими субъектами рынка может иметь как вертикальный характер — между предприятиями и организациями различных отраслей (одни из которых выступают поставщиками, другие — потребителями), так и горизонтальный характер — между предприятиями одной отрасли или региона. В таких межфирменных связях осуществляется гибкая координация стратегических и тактических целей, в результате чего усиливаются позиции всех участников сети на рынке.

Среди основных причин взаимодействия предприятий пищевой промышленности можно назвать значительное падение объемов промышленного производства пищевой продукции и снижение уровня использования производственных мощностей на 50 % и ниже. В связи с этим финансовые институты в лице банков и других кредитных организаций на основе взаимовыгодного партнерства разрабатывают и реализуют кредитные программы, при этом окончательный вариант финансирования определяется путем учета конкретных потребностей и возможностей предприятия. Предприятие получает необходимые денежные ресурсы для развития своей деятельности, приобретает сырьевые ресурсы и тару, загружает свои производственные мощности и улучшает свое финансовое положение, что позволяет рассчитаться с долгами перед бюджетом и кредиторами, добиться самоокупаемости, а затем и прибыльности.

Схема взаимодействия предприятий пищевой промышленности с другими субъектами рынка позволяет рассматривать пищевые предприятия как непосредственного участника регионального продовольственного рынка. Проблема совершенствования регулирования товародвижения на региональном продовольственном рынке относится к числу важнейших в современной экономической науке. На данном этапе она особенно актуальна в связи с продолжающимся кризисом в экономике и появлением существующих пробелов именно в наблюдаемости и управляемости системы продовольственных рынков.

Стратегия выхода на внешние рынки

Стратегия выхода на внешние рынки для предприятий пищевой промышленности региона должна стать приоритетной. В отрасли есть все условия для реализации данной стратегической позиции. Стратегия внешнеэкономической деятельности подразумевает внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности, относящихся к долгосрочным целям, и их обоснование для принятия тех или иных решений. В данном аспекте пищевые предприятия региона должны позиционировать себя как инвестиционно привлекательные, что будет способ-

ствовать притоку капиталов и ноу-хау из-за рубежа. Отток должен происходить в виде продукции и прибылей от инвестиционных проектов.

Стратегия, устанавливающая общие рамки внешнеэкономической деятельности, необходима, даже если возникают трудности при ее осуществлении. При реализации стратегии выхода на внешние рынки достижение целей предприятиями пищевой промышленности зависит от влияния как внешних, так и внутренних факторов, которые необходимо тщательно проанализировать при разработке стратегии. Выработка стратегии выхода на внешние рынки предприятий пищевой промышленности можно представить как: процесс глобального анализа тенденции развития мирового рынка; определение глобальной и локальной целей в сфере выхода на внешние рынки; приведение экспортного потенциала предприятия в соответствие с этими целями; поиск рыночных ниш, на которые пищевые предприятия могли иметь доступ.

Стратегия снижения производственных издержек

Снижение производства и неконкурентоспособность многих видов продовольственных товаров пищевых предприятий региона обусловливают экспансию продуктов питания из соседних регионов и зарубежных стран и обостряют проблему сбыта собственной продукции, из-за чего производство ряда видов товарной продукции остается нерентабельным. Все это требует комплексного подхода к решению проблем, связанных со снижением издержек производства продукции на предприятиях пищевой промышленности. Проблема поиска путей и резервов снижения издержек производства не является современных для предприятий, но новые условия хозяйствования требуют современных подходов к ее решению. В связи с этим можно выделить особенности, учитываемые при формировании стратегии снижения производственных издержек на предприятиях пищевой промышленности:

— разработка и реализация стратегии снижения производственных издержек предполагают не столько абсолютное снижение себестоимости продукции и удельных затрат, что становится практически невозможным в условиях инфляции, сколько достижение более низкого их уровня по сравнению с конкурентами;

— достижение производства с низкой стоимостью в условиях конкурентной среды предполагает усиление значения внешних по отношению к предприятию факторов снижения издержек;

— основное внимание в условиях конкуренции уделяется анализу и управлению не столько полной себестоимостью продукции, сколько затратами на единицу продукции, являющимися основным структурным элементом цены реализации продукции и в большинстве случаев главным фактором конкурентоспособности продукции;

— учет и классификация управления издержками производства требуют новых подходов. Для этой цели значение имеет не традиционное разделение затрат по элементам и статьям калькуляции, а в зависимости от их экономического содержания разделение на постоянные и переменные затраты.

В структуре издержек производства пищевой промышленности в настоящее время наблюдается определенный сдвиг в сторону увеличения доли постоянных затрат. Среди основных причин опережающего роста постоянных затрат по сравнению с переменными можно назвать: значительное падение объемов промышленного производства пищевой продукции и снижение уровня использования производственных мощностей до 50 % и ниже; постоянный рост цен на услуги естественных монополий — воду, электричество, топливо, телефон и др.; рост транзакционных издержек, связанных с заключением сделок; появление затрат на маркетинг и рекламу.

Стратегия ресурсного обеспечения

Основными направлениями стратегий ресурсного обеспечения предприятий пищевой промышленности в данном аспекте мы будем рассматривать обеспеченность материальными ресурсами, а также стратегию кадрового обеспечения и стимулирования персонала предприятия. В пищевой промышленности на современном этапе ее развития одной из ключевых проблем является решение вопросов ресурсного обеспечения. В условиях зрелых рыночных отношений в России большое количество предприятий пищевой промышленности функционируют на грани выживания. Дальнейшее существование данных предприятий зависит от уровня обеспеченности ресурсами и обоснованности антикризисных усилий, т. е. формирования и разработки рыночных стратегий в условиях растущей конкуренции на потребительском рынке.

Реализация стратегии ресурсного обеспечения осуществляется через процедуру стратегического планирования, а она, в свою очередь, является составной частью системы стратегического управления

деятельностью предприятия [5, с. 6]. Следовательно, планирование является неотъемлемой частью регулируемого рынка и ни в коей степени не противоречит принципам его функционирования [4, с. 8]. Стратегическое развитие рыночных отношений в условиях усиления конкурентной борьбы на продовольственном рынке подталкивает предприятия пищевой промышленности к стратегическому планированию производственной деятельности. Все это заставляет задуматься о ресурсной составляющей моделирования оптимизации производства структуры товарной продукций и максимизации дохода на пищевых предприятиях. Рыночная стратегия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами. Данная проблема трансформируется в одну из главных задач менеджмента предприятий.

Стратегия ресурсного обеспечения складывается из двух составляющих: стратегии объема ресурсных запасов и стратегии их качества. Поэтому главное внимание при формировании стратегии ресурсного обеспечения уделяется стратегическим решениям, определяющим качество закупаемых материальных ресурсов и их объем.

В заключение отметим, что комплексная стратегия предприятий пищевой промышленности должна быть ориентирована на поддержание конкурентного преимущества хозяйствующих субъектов отрасли, предотвращение банкротства, обеспечение их динамичного развития с учетом отраслевой специфики [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. Вылков Д.Г. Конкурентоспособность российских промышленных предприятий: потенциал отраслевого управления // Известия СПбУЭФ. 2011. № 6. С. 65-67.

2. Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы / пер. с англ. М.: Экономика, 1991. 239 с.

3. Мурзич Е.А Социальная отчетность компании как результат реализации социальной стратегии // Известия СПбУЭФ. 2010. № 6. С. 128-130.

4. Пет ров АН. Стратегическое планирование развития предприятия. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1993. 106 с.

5. ПлатоновВ.В. Стратегия ресурсного обеспечения инновационной деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. 172 с.

6. Плот ников В. А Управление национальной инновационной системой России: кадровый аспект // Известия СПбУЭФ. 2010. № 3. С. 42-53.

7. Соколов П.В. Стратегический анализ развития промышленности города // Известия СПбУЭФ. 2011. № 3. С. 80-83.

8. Экономическая стратегия фирмы / под ред. А.П. Градова. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Специальная литература, 1999. 589 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.