МАЛОМУСОВ З.Х., ГУАЗОВА Д.А.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ РЫНОЧНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
П л
I-
0 ш
7
си
01
г
1П
Основополагающим этапом технологии диагностики является определение состава признаков, типичных для различных экономических состояний, включая надежность, стабильность, устойчивость, критичность и катастрофичность. Эти состояния, как указывалось ранее, значительно отличаются друг от друга и привязаны к разным режимам функционирования предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК на рынке. Но это лишь одна сторона проблемы. Другая связана с тем, какие характерные черты рыночной стратегии самой организация будут привязаны к возможным режимам функционирования. Ведь именно этот участок экономической работы во многом обусловливает складывающиеся условия функционирования организации.
Целесообразно осуществить построение системы типичных признаков экономического состояния в привязке к следующим основным составляющим рыночной стратегии хозяйствующих субъектов:
- снабженческо-сбытовая политика;
- ценовая политика;
- производственно-технологическая политика;
- инновационная политика;
- финансовая политика; инвестиционная политика; кадровая политика; | - политика в области менеджмента.
Ь Данный подход к общей стратегии поведения организации на рынке не носит универсального |\ характера. Но он выделяет наиболее значимые участки экономической работы. Предлагаемые со-00ставляющие тесно взаимосвязаны между собой и за счет этого позволяют объективно судить о про-2изводственно-экономическом потенциале организации в целом. Важным является и то, что содержа-^ ние каждой составляющей может быть раскрыто большей совокупностью количественных и качественных показателей, значения которых колеблется в зависимости от изменения реального экономичес-^ кого состояния предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК. £ Данные выводы могут быть положены в основу построения системы признаков, типичных для ^ различных экономических состояний. Считаем, что такая работа базируется на рассмотрении конкретных целей проведения каждой политики и отражающих их показателей.
Начало такого рассмотрения связано со снабженческо-сбытовой политикой организации. Её формирование имеет главной целью выбор используемой маркетинговой стратегии, мониторинг информации о состоянии рынка, налаживание стабильных и прямых хозяйственных связей. Для этого осуществляется:
о. - отслеживание и сегментация рынка продовольственной продукции и услуг; < - выявление и анализ деятельности потенциальных конкурентов;
о - составление прогнозов развития рынка в выбранных стратегических зонах хозяйствования;
о - изучение требований заказчиков к качеству и номенклатуре продукции, работ и услуг;
9 - анализ используемых снабженческо-сбытовых сетей;
§ - определение технологически необходимых и экономически целесообразных размеров мини-
о мальных производственных запасов;
о- - изучение целесообразности технологической специализации и возможностей производствен-
х
0
1_
О
х Ф
| ной кооперации;
о - оценка платежеспособности основных заказчиков и их обязанности в финансовых расчетах. т В результате данных целенаправленных действий осуществляется обоснование содержания 5 снабженческо-сбытовой политики. Оценка её качественных сторон опирается на использовании следа дующих основных показателей:
ц - потенциальная и реальная емкость рынка продовольственной продукции и услуг;
° - доля рынка (по числу заказчиков и объему реализации), которую держит организация;
2 - степень изменения номенклатуры работ и услуг организации за последние годы;
- структура, уровень и динамика издержек обращения;
- доля производственных запасов;
- уровень механизации работ по хранению и складированию;
- наличие соглашений о разделе рынков продукции и услуг;
- ритмичность завоза и отгрузки;
- уровень расходов на рекламную деятельность в объеме продаж;
- величина дебиторской задолженности по основным заказчикам;
- доля кредиторской задолженности по основным поставщикам;
- продолжительность использования торговой марки.
Выделенный состав показателей многосторонне характеризует основные черты снабженческо-сбытовой политики, а диапазон их значений дает возможность судить о ее эффективности.
С аналогичных позиций рассмотрим содержание других выделенных составляющих стратегии поведения предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК на рынке.
Опыт рыночного конкурентного ценообразования позволяет судить о том, что главными моментами в определении ценовой политики хозяйствующего субъекта являются:
- максимизация рентабельности производства;
- стабилизация сложившихся цен;
П л
восстановление и улучшение позиции организации на конкурентном рынке. ц
СП 7
си
Исходя из этого, выбирается одна из возможных ценовых стратегий:
- установление цен несколько выше, чем у конкурентов — «премиальное ценообразование»;
- установление цен примерно на уровне конкурентов — «нейтральное ценообразование»; ^
- установление цен несколько ниже, чем у конкурентов — «стратегия ценового прорыва». ^ Выбор ценовой стратегии сопровождается следующими мероприятиями: ^
- определение оптимальной величины затрат на производство и реализацию; о
- установление полезности результатов предпринимательской деятельности организации для
потенциальных заказчиков и обоснование соответствия уровня запрашиваемых цен потребительс- □
□
N
ким свойствам консервной продукции;
- расчёт возможной величины объемов реализации при намечаемых ценах;
- оценка масштабов производства, которые необходимы для обеспечения таких объемов реа- ^ лизации. о
Осуществление данных мер позволяет рассматривать обоснование ценовой политики как важ- £
ную часть экономической работы. Именно с этих позиций следует определять систему показателей, о
характеризующих суть выбранной ценовой политики хозяйствующих субъектов. К таким показате- ^
лям относятся: х
- уровень спроса на продукцию, работы, услуги и его пластичность; о
- уровень цен на продукцию, производимую конкурентами (ценовыми лидерами); °
- доля различного рода скидок, устанавливаемых организацией на свою продукцию; ф
- уровень предельных затрат, позволяющих организации при среднеотраслевых ценах полу- о
чить минимально необходимый размер прибыли; о
^
о о
- уровень издержек производства и затраты по реализации продукции, работ и услуг;
- величина чистой прибыли при сохранении существующих цен величина прироста объемов реализации в случае снижения цены; предельное сокращение объемов реализации в случае повы-
0
1_
о
шения цены, о
ш
- отношение получаемой прибыли по основной деятельности к общей величине выручки;
- отношение получаемой прибыли к размеру собственного капитала организации; о
- отношение получаемой прибыли к общей сумме активов организации; сложившийся уровень ^ среднеотраслевых цен на продукцию, работы и услуги, выполняемые организацией. ^
Рассмотренные показатели подтверждают, что определение ценовой политики является необ- ф ходимым элементом комплекса маркетинговых исследований, по результатам которых можно достаточно обоснованно оценить возможные причины успеха и неудач организации на рынке. ¡^
Важной составляющей рыночной стратегии организация является ее производственно-техноло- ® гическая политика. Она нацелена, прежде всего, на обеспечение высокой конкурентоспособности за
счет оптимальной загрузки имеющихся производственных мощностей, повышения организационно- §
технического уровня производства, улучшения качества выпускаемой продукции и выполняемых о
работ. Все это создает условия для минимизации издержек производства.
Содержание производственно-технической политики во многом определяется отраслевыми особенностями, к которым относится сложившийся уровень концентрации, специализаций, кооперации и комбинирования предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК. Для большинства предприятий отрасли эта специфика раскрывается через следующую систему показателей:
- уровень использования производственной и технологической мощности;
- сопряженность мощностей основного производства с возможностями подсобного и вспомогательного производств;
- прирост производственной мощности за счет интенсивных факторов,
- периодичность проведения аттестации производства;
- показатели, отражающие уровень организации производства;
- показатели ритмичности производства и равномерности использования ресурсов;
- показатели, отражающие уровень организации труда;
- показатели эффективности использования трудовых ресурсов;
- показатели эффективности использования материальных ресурсов;
- показатели эффективности использования технических ресурсов;
- показатели качества производства.
Выделенные группы показателей широко представляют содержание производственно-техноло-я гической политики и достаточно часто используются на практике. Они очень тесно связаны с показа-
СП
л ь
о
N
01
г
1П
телями, отражающими суть инновационной политики организации.
Инновационная политика имеет целью коммерческое (прибыльное) освоение и использование научно-технических нововведений. Стратегические аспекты инновационной политики касаются достижения принципиально новых результатов производственной деятельности, внедрения новой тех-о ники и технологий, перехода к современным программным продуктам, принятия решений организа-^ ционного и социально-экономического характера, ориентированных на развитие Направления тако-^ го развитии касаются не только интенсификации, но и диверсификации производства, а также ком-0мерциализации деятельности. Исходя из сути инновационной политики, можно предположить, что ^ наиболее адекватно ее будут отражать следующие показатели; ^ - уровень и индустриализации производства;
0 - уровень механизации консервного производства и отдельных видов работ;
® - уровень технической вооруженности труда;
0 - доля принципиально новой техники, ® - доля прогрессивной техники;
1 - степень износа основных фондов;
о - соотношение темпов роста производительности и механовооруженности труда;
° - соотношение бюджета НИОКР к обороту и прибыли;
ф - эффективность мероприятий по внедрению новой техники;
о - степень обновляемости мероприятий, связанных с внедрением новой техники.
о Реализация инновационной политики организации непосредственно зависит от осуществляемой
^ финансовой политики, которая основывается на анализе и планировании денежных потоков, определении рационального соотношения собственных и привлеченных средств, выборе направлений ис-
2 пользования получаемых доходов.
и Целями разработки финансовой политики являются:
о - бюджетирование затрат;
о - максимизация финансовых результатов;
- оптимизация структуры основного и оборотного капитала;
х - обеспечение инвестиционной привлекательности организации;
ф - повышение значимости дивидендных выплат-
си
- обеспечение доходами, формирование фондов развития и создание резервов;
| - использование рыночных механизмов привлечения дополнительных денежных активов;
® - достижение информационной прозрачности показателей финансового состояния для собствен-
5 ников, инвесторов и кредиторов.
^ На настоящий момент сложилась развёрнутая система показателей, характеризующих содержа-
(Г) ние финансовой политики. К ним откосятся:
о.
- размер и динамика прибыла организации;
- рентабельность производства, продаж, активов, капитала;
- ликвидность баланса (платежеспособность организации);
- обеспеченность организации собственными средствами;
- обеспеченность организаций заемными и привлеченными средствами;
- оборачиваемость капитала;
- кредитоспособность организаций;
- состояние дебиторской задолженности, платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.
Данная система показателей предоставляет широкие возможности проводить финансовое планирование и анализ на основе составления балансов доходов и расходов, активов и пассивов, денежных потоков и платежей. Управление финансами с помощью этих балансов позволяет вырабатывать политику, соответствующую требованиям рыночных отношений, особенно в части возможных инвестиций.
МАТВЕЕВА Л.Г., МАТЫЦЫН В.В.
п
л ь
о со
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС ИНТЕГРАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА КЛАСТЕРНЫХ СТРУКТУР У
В СИСТЕМУ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ™
7.
1П
Усиление международной конкуренции в условиях глобализации определяет новое направление формирования стратегии развития для российской региональной экономики, которое видится в построении модернизационной парадигмы, основанной на концепции кластеризации. На приоритет- □ ные позиции инновационно-ориентированного конкурентного поля выходят не отдельные предпри- 20
о
ь
N
ятия и холдинги, а территориально-производственные кластеры, основой механизма развития которых является сочетание конкуренции и кооперации, взаимодействие всех участников, направленное
на рационализацию условий совместного развития, приводящее к синергетическому эффекту [1]. о
В соответствии с этими реалиями модернизация механизма управления инновационным разви- £
тием региональной экономики предполагает коррекцию соответствующих инструментов и моделей ^
в контексте следующих ключевых направлений: |
- преимущественный переход в анализе региональной инновационной динамики от отраслевого подхода к кластерному как наиболее активно совмещающему частную инициативу с государствен- о
о
ным управлением развития территории; х
- последовательное смещение акцентов на компоненты ресурсного потенциала территории, ^
■—
ориентированные на инновационный вектор развития экономики региона; ^
- соответствующая первым двум направлениям модернизация инфраструктуры региональной экономики, в том числе институциональной, понимаемая как возможность реализации стимулирую- о щих инновационное развитие механизмов;
- переход от последовательной модели взаимодействия участников ассоциированного бизнеса к сетевой, понимаемой как возможность модернизации производства товаров и услуг и др.
Рассмотрение региона с новых методологических позиций в качестве целостной социально-экономической системы, функциональными и значимыми элементами которой являются кластерные формы организации бизнеса, позволяет определять направления возможного влияния этих структур ^ на инновационное развитие территории. При этом очевидно взаимовлияние региона и кластерных ^ структур: естественной представляется та взаимная выгода, которая появится, если территориально- ^ производственный кластер как элемент системы «регион» будет осуществлять свою деятельность, ориентируясь на цели данной системы, то есть учитывать свою включенность в социально-экономичес- о кие проблемы региона. В данном контексте основная задача органов государственной власти при ц реализации стратегий кластерного развития региона сводится к созданию благоприятного окруже- Л ния и поддержке процессов инициации и развития кластеров, разработке целевых программ разви- о тия кластера, участие в выработке решений, влияющих на развитие последнего на всех уровнях О