Научная статья на тему 'Составляющие рыночной стратегии предприятия'

Составляющие рыночной стратегии предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маломусов З. Х., Гуазова Д. А.

Основополагающим этапом технологии диагностики является определение состава признаков, типичных для различных экономических состояний, включая надежность, стабильность, устойчивость, критичность и катастрофичность. Эти состояния, как указывалось ранее, значительно отличаются друг от друга и привязаны к разным режимам функционирования предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маломусов З. Х., Гуазова Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Составляющие рыночной стратегии предприятия»

МАЛОМУСОВ З.Х., ГУАЗОВА Д.А.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ РЫНОЧНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

П л

I-

0 ш

7

си

01

г

Основополагающим этапом технологии диагностики является определение состава признаков, типичных для различных экономических состояний, включая надежность, стабильность, устойчивость, критичность и катастрофичность. Эти состояния, как указывалось ранее, значительно отличаются друг от друга и привязаны к разным режимам функционирования предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК на рынке. Но это лишь одна сторона проблемы. Другая связана с тем, какие характерные черты рыночной стратегии самой организация будут привязаны к возможным режимам функционирования. Ведь именно этот участок экономической работы во многом обусловливает складывающиеся условия функционирования организации.

Целесообразно осуществить построение системы типичных признаков экономического состояния в привязке к следующим основным составляющим рыночной стратегии хозяйствующих субъектов:

- снабженческо-сбытовая политика;

- ценовая политика;

- производственно-технологическая политика;

- инновационная политика;

- финансовая политика; инвестиционная политика; кадровая политика; | - политика в области менеджмента.

Ь Данный подход к общей стратегии поведения организации на рынке не носит универсального |\ характера. Но он выделяет наиболее значимые участки экономической работы. Предлагаемые со-00ставляющие тесно взаимосвязаны между собой и за счет этого позволяют объективно судить о про-2изводственно-экономическом потенциале организации в целом. Важным является и то, что содержа-^ ние каждой составляющей может быть раскрыто большей совокупностью количественных и качественных показателей, значения которых колеблется в зависимости от изменения реального экономичес-^ кого состояния предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК. £ Данные выводы могут быть положены в основу построения системы признаков, типичных для ^ различных экономических состояний. Считаем, что такая работа базируется на рассмотрении конкретных целей проведения каждой политики и отражающих их показателей.

Начало такого рассмотрения связано со снабженческо-сбытовой политикой организации. Её формирование имеет главной целью выбор используемой маркетинговой стратегии, мониторинг информации о состоянии рынка, налаживание стабильных и прямых хозяйственных связей. Для этого осуществляется:

о. - отслеживание и сегментация рынка продовольственной продукции и услуг; < - выявление и анализ деятельности потенциальных конкурентов;

о - составление прогнозов развития рынка в выбранных стратегических зонах хозяйствования;

о - изучение требований заказчиков к качеству и номенклатуре продукции, работ и услуг;

9 - анализ используемых снабженческо-сбытовых сетей;

§ - определение технологически необходимых и экономически целесообразных размеров мини-

о мальных производственных запасов;

о- - изучение целесообразности технологической специализации и возможностей производствен-

х

0

1_

О

х Ф

| ной кооперации;

о - оценка платежеспособности основных заказчиков и их обязанности в финансовых расчетах. т В результате данных целенаправленных действий осуществляется обоснование содержания 5 снабженческо-сбытовой политики. Оценка её качественных сторон опирается на использовании следа дующих основных показателей:

ц - потенциальная и реальная емкость рынка продовольственной продукции и услуг;

° - доля рынка (по числу заказчиков и объему реализации), которую держит организация;

2 - степень изменения номенклатуры работ и услуг организации за последние годы;

- структура, уровень и динамика издержек обращения;

- доля производственных запасов;

- уровень механизации работ по хранению и складированию;

- наличие соглашений о разделе рынков продукции и услуг;

- ритмичность завоза и отгрузки;

- уровень расходов на рекламную деятельность в объеме продаж;

- величина дебиторской задолженности по основным заказчикам;

- доля кредиторской задолженности по основным поставщикам;

- продолжительность использования торговой марки.

Выделенный состав показателей многосторонне характеризует основные черты снабженческо-сбытовой политики, а диапазон их значений дает возможность судить о ее эффективности.

С аналогичных позиций рассмотрим содержание других выделенных составляющих стратегии поведения предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК на рынке.

Опыт рыночного конкурентного ценообразования позволяет судить о том, что главными моментами в определении ценовой политики хозяйствующего субъекта являются:

- максимизация рентабельности производства;

- стабилизация сложившихся цен;

П л

восстановление и улучшение позиции организации на конкурентном рынке. ц

СП 7

си

Исходя из этого, выбирается одна из возможных ценовых стратегий:

- установление цен несколько выше, чем у конкурентов — «премиальное ценообразование»;

- установление цен примерно на уровне конкурентов — «нейтральное ценообразование»; ^

- установление цен несколько ниже, чем у конкурентов — «стратегия ценового прорыва». ^ Выбор ценовой стратегии сопровождается следующими мероприятиями: ^

- определение оптимальной величины затрат на производство и реализацию; о

- установление полезности результатов предпринимательской деятельности организации для

потенциальных заказчиков и обоснование соответствия уровня запрашиваемых цен потребительс- □

N

ким свойствам консервной продукции;

- расчёт возможной величины объемов реализации при намечаемых ценах;

- оценка масштабов производства, которые необходимы для обеспечения таких объемов реа- ^ лизации. о

Осуществление данных мер позволяет рассматривать обоснование ценовой политики как важ- £

ную часть экономической работы. Именно с этих позиций следует определять систему показателей, о

характеризующих суть выбранной ценовой политики хозяйствующих субъектов. К таким показате- ^

лям относятся: х

- уровень спроса на продукцию, работы, услуги и его пластичность; о

- уровень цен на продукцию, производимую конкурентами (ценовыми лидерами); °

- доля различного рода скидок, устанавливаемых организацией на свою продукцию; ф

- уровень предельных затрат, позволяющих организации при среднеотраслевых ценах полу- о

чить минимально необходимый размер прибыли; о

^

о о

- уровень издержек производства и затраты по реализации продукции, работ и услуг;

- величина чистой прибыли при сохранении существующих цен величина прироста объемов реализации в случае снижения цены; предельное сокращение объемов реализации в случае повы-

0

1_

о

шения цены, о

ш

- отношение получаемой прибыли по основной деятельности к общей величине выручки;

- отношение получаемой прибыли к размеру собственного капитала организации; о

- отношение получаемой прибыли к общей сумме активов организации; сложившийся уровень ^ среднеотраслевых цен на продукцию, работы и услуги, выполняемые организацией. ^

Рассмотренные показатели подтверждают, что определение ценовой политики является необ- ф ходимым элементом комплекса маркетинговых исследований, по результатам которых можно достаточно обоснованно оценить возможные причины успеха и неудач организации на рынке. ¡^

Важной составляющей рыночной стратегии организация является ее производственно-техноло- ® гическая политика. Она нацелена, прежде всего, на обеспечение высокой конкурентоспособности за

счет оптимальной загрузки имеющихся производственных мощностей, повышения организационно- §

технического уровня производства, улучшения качества выпускаемой продукции и выполняемых о

работ. Все это создает условия для минимизации издержек производства.

Содержание производственно-технической политики во многом определяется отраслевыми особенностями, к которым относится сложившийся уровень концентрации, специализаций, кооперации и комбинирования предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК. Для большинства предприятий отрасли эта специфика раскрывается через следующую систему показателей:

- уровень использования производственной и технологической мощности;

- сопряженность мощностей основного производства с возможностями подсобного и вспомогательного производств;

- прирост производственной мощности за счет интенсивных факторов,

- периодичность проведения аттестации производства;

- показатели, отражающие уровень организации производства;

- показатели ритмичности производства и равномерности использования ресурсов;

- показатели, отражающие уровень организации труда;

- показатели эффективности использования трудовых ресурсов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- показатели эффективности использования материальных ресурсов;

- показатели эффективности использования технических ресурсов;

- показатели качества производства.

Выделенные группы показателей широко представляют содержание производственно-техноло-я гической политики и достаточно часто используются на практике. Они очень тесно связаны с показа-

СП

л ь

о

N

01

г

телями, отражающими суть инновационной политики организации.

Инновационная политика имеет целью коммерческое (прибыльное) освоение и использование научно-технических нововведений. Стратегические аспекты инновационной политики касаются достижения принципиально новых результатов производственной деятельности, внедрения новой тех-о ники и технологий, перехода к современным программным продуктам, принятия решений организа-^ ционного и социально-экономического характера, ориентированных на развитие Направления тако-^ го развитии касаются не только интенсификации, но и диверсификации производства, а также ком-0мерциализации деятельности. Исходя из сути инновационной политики, можно предположить, что ^ наиболее адекватно ее будут отражать следующие показатели; ^ - уровень и индустриализации производства;

0 - уровень механизации консервного производства и отдельных видов работ;

® - уровень технической вооруженности труда;

0 - доля принципиально новой техники, ® - доля прогрессивной техники;

1 - степень износа основных фондов;

о - соотношение темпов роста производительности и механовооруженности труда;

° - соотношение бюджета НИОКР к обороту и прибыли;

ф - эффективность мероприятий по внедрению новой техники;

о - степень обновляемости мероприятий, связанных с внедрением новой техники.

о Реализация инновационной политики организации непосредственно зависит от осуществляемой

^ финансовой политики, которая основывается на анализе и планировании денежных потоков, определении рационального соотношения собственных и привлеченных средств, выборе направлений ис-

2 пользования получаемых доходов.

и Целями разработки финансовой политики являются:

о - бюджетирование затрат;

о - максимизация финансовых результатов;

- оптимизация структуры основного и оборотного капитала;

х - обеспечение инвестиционной привлекательности организации;

ф - повышение значимости дивидендных выплат-

си

- обеспечение доходами, формирование фондов развития и создание резервов;

| - использование рыночных механизмов привлечения дополнительных денежных активов;

® - достижение информационной прозрачности показателей финансового состояния для собствен-

5 ников, инвесторов и кредиторов.

^ На настоящий момент сложилась развёрнутая система показателей, характеризующих содержа-

(Г) ние финансовой политики. К ним откосятся:

о.

- размер и динамика прибыла организации;

- рентабельность производства, продаж, активов, капитала;

- ликвидность баланса (платежеспособность организации);

- обеспеченность организации собственными средствами;

- обеспеченность организаций заемными и привлеченными средствами;

- оборачиваемость капитала;

- кредитоспособность организаций;

- состояние дебиторской задолженности, платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Данная система показателей предоставляет широкие возможности проводить финансовое планирование и анализ на основе составления балансов доходов и расходов, активов и пассивов, денежных потоков и платежей. Управление финансами с помощью этих балансов позволяет вырабатывать политику, соответствующую требованиям рыночных отношений, особенно в части возможных инвестиций.

МАТВЕЕВА Л.Г., МАТЫЦЫН В.В.

п

л ь

о со

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС ИНТЕГРАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА КЛАСТЕРНЫХ СТРУКТУР У

В СИСТЕМУ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ™

7.

Усиление международной конкуренции в условиях глобализации определяет новое направление формирования стратегии развития для российской региональной экономики, которое видится в построении модернизационной парадигмы, основанной на концепции кластеризации. На приоритет- □ ные позиции инновационно-ориентированного конкурентного поля выходят не отдельные предпри- 20

о

ь

N

ятия и холдинги, а территориально-производственные кластеры, основой механизма развития которых является сочетание конкуренции и кооперации, взаимодействие всех участников, направленное

на рационализацию условий совместного развития, приводящее к синергетическому эффекту [1]. о

В соответствии с этими реалиями модернизация механизма управления инновационным разви- £

тием региональной экономики предполагает коррекцию соответствующих инструментов и моделей ^

в контексте следующих ключевых направлений: |

- преимущественный переход в анализе региональной инновационной динамики от отраслевого подхода к кластерному как наиболее активно совмещающему частную инициативу с государствен- о

о

ным управлением развития территории; х

- последовательное смещение акцентов на компоненты ресурсного потенциала территории, ^

■—

ориентированные на инновационный вектор развития экономики региона; ^

- соответствующая первым двум направлениям модернизация инфраструктуры региональной экономики, в том числе институциональной, понимаемая как возможность реализации стимулирую- о щих инновационное развитие механизмов;

- переход от последовательной модели взаимодействия участников ассоциированного бизнеса к сетевой, понимаемой как возможность модернизации производства товаров и услуг и др.

Рассмотрение региона с новых методологических позиций в качестве целостной социально-экономической системы, функциональными и значимыми элементами которой являются кластерные формы организации бизнеса, позволяет определять направления возможного влияния этих структур ^ на инновационное развитие территории. При этом очевидно взаимовлияние региона и кластерных ^ структур: естественной представляется та взаимная выгода, которая появится, если территориально- ^ производственный кластер как элемент системы «регион» будет осуществлять свою деятельность, ориентируясь на цели данной системы, то есть учитывать свою включенность в социально-экономичес- о кие проблемы региона. В данном контексте основная задача органов государственной власти при ц реализации стратегий кластерного развития региона сводится к созданию благоприятного окруже- Л ния и поддержке процессов инициации и развития кластеров, разработке целевых программ разви- о тия кластера, участие в выработке решений, влияющих на развитие последнего на всех уровнях О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.