Научная статья на тему 'Кластерный подход к стратегическому развитию предприятий пищевой промышленности'

Кластерный подход к стратегическому развитию предприятий пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР И ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / CLUSTER AND ENTERPRISE / DEVELOPMENT STRATEGY / STRATEGIC PLANNING / FOOD INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тогузаев Тахир Хаятович

Исследуется проблема формирования и развития кластеров предприятии на уровне региона в условиях растущей конкуренции. Дается их классификация и приводятся этапы развития кластеров в условиях конкретного региона. Ядром анализируемого кластера предприятий являются предприятия пищевой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тогузаев Тахир Хаятович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cluster approach to strategic development of food industry enterprises

The problem of formation and development of enterprise's clusters at the level of region in the conditions of a growing competition is investigated. Their classification is given and the clusters' development stages in the conditions of concrete region also are resulted. Food factories are the kernel of analyzed cluster of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к стратегическому развитию предприятий пищевой промышленности»

ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА

Т. Х. ТОГУЗАЕВ

Тахир Хаятович Тогузаев — кандидат экономических наук, докторант кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента СПбГУЭФ.

В 2000 г. закончил Кабардино-Балкарскую государственную сельскохозяйственную академию, там же в 2004 г. защитил кандидатскую диссертацию.

Автор около 40 научных и учебно-методических работ, в том числе 3 монографий.

Сфера научных интересов — теория и методология формирования рыночных стратегий в промышленности.

^ ^ ^

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В условиях зрелых рыночных отношений в России для многих предприятий встал вопрос о конкурентоспособности. Одним из важнейших критериев конкурентоспособности является увеличение производительности труда, которая основывается на реализации эффективных решений, обеспечивающих ее повышение, на основе внедрения инновационных стратегий на всех уровнях управления. Разработка и реализация этих решений возможна путем формирования региональных кластеров. Таким образом, можно отметить, что конкурентная борьба является ключевым аспектом для формирования кластера. Известно, что территории, на которых формируются кластеры, становятся лидерами экономик.

Теории кластеров посвящено большое число исследований, в частности А. Вебера [1], Й. Шумпетера [2], С. Розенфельда [3], М. Портера [4].

М. Портер отводит кластерам ведущую роль в теории конкурентных преимуществ, делая вывод, что они отражают тенденцию к интеграции и обобществлению экономики, формируют новые программы менеджмента и новые роли для правительства [там же].

Согласно теории М. Портера, кластер — это группа географически содействующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [5].

Дискуссия о кластерах как особой форме территориальной организации производства развернулась среди российских экономистов и экономгеографов сразу после первых публикаций М. Портера. Правительству России впервые на необходимость проведения кластерной политики указал Г. О. Греф, формулируя актуальные задачи на 2006 г. Кластерная политика была названа новым институтом развития, способствующим снятию барьеров в развитии межотраслевых и межсекторальных экономических связей. В дальнейшем тема выделения и формирования отраслевых и региональных кластеров и кластерной политики нашла отражение и в других правительственных документах. Например, в проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., появившейся в начале 2007 г. на сайте Министерства экономического развития и торговли, рассмотрены три сценария развития страны: инерционный, энергосырьевой и инновационный [6].

Отмечено, что успех реализации инновационного сценария будет зависеть от способности государственных органов власти создать условия для дальнейшего совершенствования институциональной среды и формирова-

ГРНТИ 06.39.31 © Т. Х. Тогузаев, 2009

ния институциональных структур, присущих постиндустриальной экономике и обществу. В числе этих условий названа поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций — поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций в рамках территориально-производственных кластеров [7].

Таким образом, в нашем понимании кластер — это совокупность юридически самостоятельных предприятий, преследующих сопутствующие цели, ведущих согласованный и скоординированный бизнес.

В экономической литературе экспертами приводится множество характеристик кластера. Рассмотрим основные комбинации кластерной стратегии — горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная интеграция характеризуется тем, что под единый контроль активной фирмы подпадает одно или несколько предприятий, выпускающих однородную продукцию или имеющих однотипные стадии технологической цепочки. Часто такие структуры напоминают картель, поскольку объединяются предприятия, заключающие соглашения о цене, объеме производимого товара, разделе рынка сбыта, часто стремясь монополизировать рынок отдельных товаров. По этой причине горизонтальные объединения находятся под жестким контролем государственных органов по антимонопольной политике.

Вертикальная интеграция осуществляется при объединении компаний, производящих сырье, осуществляющих его переработку и часто самостоятельно реализующих ее на рынке потребителю. Это предполагает, что в отличие от горизонтальной структуры в новом отраслевом образовании тоже устанавливается контроль над собственностью предприятия или его поведением с той лишь разницей, что объединяемые предприятия принадлежат разным стадиям технологической цепочки [8].

В нашем случае мы рассматриваем вертикальную интеграцию образования кластера, ядром которой являются предприятия пищевой промышленности. Таким образом, можно отметить, что участниками кластера являются не только предприятия, но и структуры, являющиеся внешними факторами, воздействующими на эффективность деятельности предприятий — «ядро» кластера. Развитие отрасли пищевой промышленности является приоритетным для Кабардино-Балкарской Республики. Именно изучение условий и результатов функционирования этого «ядра» будет основополагающим в нашем исследовании.

Пищевое предприятие в рыночной экономике выступает на продовольственном рынке и ориентируется на локальный, национальный или даже международный рынки. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы рационально использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Рыночные отношения требуют от предприятия производства качественной и конкурентоспособной продукции.

Концепция конкурентной стратегии подразумевает, что цель абсолютной эффективности производства не универсальна, а зависит от обстоятельств. Предприятия с самыми низкими издержками производства могут как выиграть, так и проиграть на рынке. Это зависит от стратегий, выбранных конкурентами. Поэтому предприятия должны правильно оценивать свои сильные и слабые стороны, чтобы умело использовать их при работе с конкурентами в меняющейся окружающей среде, которые переориентировались на изменившиеся формы конкуренции.

Конкуренция предприятий в условиях конкретного региона приведет к значительным структурным сдвигам, но наиболее процветающими предприятиями будут те, которые смогут стать лидерами в наращивании квалифицированного кадрового потенциала, привлечении инновационных технологий, создании привлекательных условий для вложения инвестиций.

Стратегическим направлением улучшения конкурентоспособности предприятия и продукции в целом является определение и поиск источников формирования конкурентных преимуществ предприятия, привлекательных для потребителя. Получить больше потребителей, повысить востребованность продукции предприятия стараются путем создания каких-либо привлекательных условий, определенное сочетание которых удовлетворит потребителя и он отдаст предпочтение тому или иному продукту, а соответственно, и конкретному предприятию.

Оценивать конкурентоспособность, просто сравнивая показатели продовольственных товаров, имеющихся на рынке, методологически неверно. Необходимо знать, насколько эти конкурирующие товары удовлетворяют потребности покупателей и насколько они перспективны по потребительским свойствам. Поэтому изучение конкурентоспособности должно начинаться с выяснения потребностей потенциальных покупателей, т. е. с установления параметров «идеального» продовольственного товара.

Анализ обследования предприятий пищевой промышленности в Кабардино-Балкарской Республике на современном этапе показал, что большое количество предприятий отрасли функционируют на грани выживания. Дальнейшее существование данных предприятий зависит от уровня обоснованности антикризисных усилий, т. е. формирования и разработки рыночных стратегий в условиях растущей конкуренции на региональном потребительском рынке.

В последнее время Республике удалось выработать новый курс, ориентированный на результативность. В основе этого курса — использование всех ресурсов Республики: природно-климатических, интеллектуальных, экономических, культурно-исторических. Этот программно-целевой подход нашел конкретное воплощение

в стратегии развития Республики до 2022 года и проекте программы социально-экономического развития Кабардино-Балкарии на период 2008-2012 годы.

В ходе выработки стратегии развития определены главные приоритеты инвестиционной привлекательности региона:

— развитие курортно-рекреационного комплекса;

— развитие пищевой промышленности;

— наращивание объемов производства строительных материалов и расширение рынка их сбыта и сферы применения.

Эти программные разработки призваны сконцентрировать усилия власти, направленные на развитие тех секторов экономики, которые способны выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью. В результате реализации стратегии структура экономики обеспечит высокие и устойчивые темпы развития: среднегодовой темп роста валового регионального продукта составит 9,6 %; уровень безработицы сократится с 25 до 6 %; средняя заработная плата вырастет в 4 раза; обеспеченность регионального бюджета собственными доходами увеличится с 22,6 до 65 % [9].

Стратегия предусматривает формирование нового имиджа Кабардино-Балкарской Республики как успешно развивающегося, надежного и безопасного для проживания и отдыха региона России. Общая экономическая стратегия в Республике должна быть сориентирована на постепенный переход к наукоемким, инновационно направленным, высокотехнологичным производствам, обеспечивающим выпуск конкурентоспособной продукции, расширение экспортного потенциала Республики, и направлена на сохранение и восстановление рабочих мест.

Отраслевой анализ показал, что деятельность отраслей, наиболее перспективных для развития экономики Кабардино-Балкарской Республики, основывается на использовании конкурентных преимуществ региона. Перспективной отраслью с высоким потенциалом является туризм, но данная отрасль попадает в ранг неустойчивых к рискам, соответственно, отрасль, которая обязательно должна стать приоритетной, — пищевая промышленность.

Далее рассмотрим эффективность развития предприятий сельского хозяйства и пищевой промышленности в регионе, состояние которых на сегодняшний день мы можем оценить, проанализировав финансовое положение и доходы данных предприятий (табл. 1).

Таблица 1

Число прибыльных (убыточных) организаций Кабардино-Балкарской Республики*

Показатели Сельское хозяйство Пищевая промышленность

2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г.

Число прибыльных предприятий и организаций:

всего, единиц 74 67 30 21

в процентах от общего числа организаций 42 39,4 43,5 38,2

Сумма прибыли, млн руб. 53,6 64,5 18,7 15,9

Число убыточных предприятий и организаций:

всего, единиц 102 103 39 34

в процентах от общего числа организаций 58 60,6 56,4 63,8

Сумма убытка, млн руб. 248,7 258,3 230,6 413,6

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ услуг), % -7,3 -7,4 2,2 0,1

Рентабельность активов, % -5,5 -5,7 0,2 -2

* Таблица составлена по данным Комстата КБР.

На основании приведенных в табл. 1 данных можно сделать вывод, что число прибыльных предприятий в сельском хозяйстве уменьшилось на 9,5 %, а сумма убытка увеличилась на 3,9 %. В пищевой промышленности прослеживается уменьшение числа убыточных предприятий на 13 %, в процентном соотношении это составляет увеличение на 7,4 %. Убыток пищевых предприятий в 2005 г. по сравнению с 2006 г. увеличился на 79,4 %. Анализируя рентабельность продукции предприятий пищевой промышленности, просматривается резкое снижение показателя, который в 2006 г. составил всего 0,1 %. Рентабельность активов по всем рассматриваемым предприятиям в 2006 г. является убыточной: по предприятиям сельского хозяйства убыток составил 5,7 %; по пищевым предприятиям — 2,0 %.

В табл. 2 приводится просроченная кредиторская задолженность предприятий сельского хозяйства и пищевой промышленности за 2006 г.

Таблица 2

Просроченная кредиторская задолженность организаций Кабардино-Балкарской Республики в 2006 г.*

Просроченная кредиторская задолженность, всего В том числе

Отрасль поставщикам в бюджет по платежам в государственные внебюджетные фонды

млн руб. % млн руб. % млн руб. % млн руб. %

Сельское хозяйство Пищевая промышленность 1041,4 1768,3 100 100 411,0 292,3 39,5 16,5 210,4 1245,8 20,2 70,5 294,1 184,5 28,2 10,4

* Таблица составлена по данным Комстата КБР.

Финансовое положение данных предприятий находится в состоянии банкротства, что подталкивает их руководителей и региональные власти к решительным антикризисным действиям. Данные обстоятельства заставляют формировать региональный кластер предприятий, направленный на выход из создавшегося кризиса с целью обеспечить рентабельное производство, а также на поддержание продовольственной безопасности.

Образование кластера, «ядром» которого будут производства по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья, приведет к обеспечению высокого качества продукции с высокой добавленной стоимостью, пользующейся растущим спросом на внутреннем и внешнем рынках, в основе которого лежат устойчивые предпосылки увеличения регионального благосостояния.

Формирование кластера позволит поставить на современную основу сельскохозяйственное производство, интегрировать ее с переработкой продукции, придать устойчивость развитию отрасли, обеспечить ей высокую конкурентоспособность, а занятым в отрасли работникам — достойные доходы.

Далее приведем этапы развития кластера, «ядром» которой будут являться предприятия пищевой промышленности, в разрезе Кабардино-Балкарской Республики.

Этап I. Объединение или сотрудничество на уровне дополняющих друг друга предприятий

На I этапе каждое из предприятий, входящих в создающийся кластер, реализует свои стратегические цели: предприятия пищевой промышленности — бесперебойное и в достаточном объеме снабжение сырьем производства; сельскохозяйственные предприятия — ориентируясь на потребность пищевых предприятий в сырье и оптимизируя тем самым направление производства, избегают проблемы сбыта продукции, что, соответственно, уменьшает потери и затраты, связанные с ее хранением.

Этап II. Объединение или сотрудничество по принципу снабжение — производство — сбыт

Основная функциональная обязанность торговых предприятий в кластере — это не только проработка способов и каналов сбыта пищевой продукции, но и разработка маркетинговой стратегии для кластера в целом (этап II). Торговые предприятия должны проанализировать рынок и тем самым оптимизировать по объемам но-

менклатуру и ассортимент выпускаемой предприятием пищевой промышленности продукции, ориентированной на спрос, а также способствовать популяризации бренда продукции предприятий, входящих в кластер. Торговые предприятия, таким образом, снимают проблему продвижения на рынок продукции с производственных предприятий и сокращают затраты, связанные с маркетинговой деятельностью. И хотя производственные предприятия теряют контроль по продвижению произведенной продукции на рынок, однако снимают с себя задачи маркетинга, сосредоточиваясь на усилении производственного потенциала и технического перевооружения.

Положительным моментом для предприятий, входящих в кластер, является использование системы трансфертного ценообразования. Такой механизм построения ценообразования внутри кластера признается практически основным каналом утечки бюджетных средств.

Экономические выгоды трансфертного ценообразования очевидны — это важный механизм перераспределения финансовых ресурсов в рамках интегрированной структуры. Путем концентрации прибыли в едином центре и дальнейшего их перераспределения в соответствии с потребностями входящих в кластер предприятий организуется практически командная структура.

Стремление к экономии финансовых ресурсов также можно рассматривать в качестве мотива для формирования кластера:

— это даст возможность снизить некоторые налоговые отчисления за счет того, что исчезает налогооблагаемая база для налога с оборота. Поскольку данный налог взимается при каждой сделке, то на конечной стадии производства налогооблагаемая база содержит уже уплаченные налоги на предыдущих стадиях;

— в результате перераспределения прибыли между структурными подразделениями появляется возможность снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;

— в рамках технологической цепочки у компании не возникает дебиторской и кредиторской задолженности между предприятиями на разных стадиях производства, что, следовательно, исключает необходимость инвестирования финансовых средств на закупки дополнительных ресурсов, оставляя средства в связанном состоянии менее продолжительное время.

Предприятия — участники кластера способны конструктивно реализовать имеющийся потенциал для прорыва в приоритетных направлениях. Кластеры способствуют совершенствованию кадровой инфраструктуры, появляются возможности для научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, снижаются издержки производства и обращения, появляются возможности для более успешного выхода на внешние рынки.

Этап III. Региональные органы государственной власти в развитии кластера

Рассматривая III этап, может возникнуть вопрос: не анализируем ли мы одну из форм объединений предприятий, именуя ее кластером? Тогда холдинг — определение кластера. Однако предприятия кластера юридически не зависимы — в этом их различие. И в то же время мы рассматриваем кластер как развитие предприятий, как эффективный подход к развитию региона.

Для формирования и устойчивого развития кластера необходима государственная поддержка. Государственные органы управления должны способствовать установлению экономических связей между предприятиями, образующими кластер.

Методы вмешательства государства в экономическое развитие, традиционно аргументируемые несовершенствами рынка, в настоящее время корректируются под воздействием выявленных «провалов». К наиболее существенным за последнее время можно отнести издержки традиционных отраслевого и регионального подходов к экономической политике, а также несогласованность различных ветвей и уровней власти. Эти и некоторые другие причины объясняют перспективность реализации кластерного подхода. По сути кластерная политика представляет собой смешанную форму нескольких направлений в более традиционных политиках, связанных

с развитием бизнеса и региональным развитием. Она объединяет промышленную политику, региональную, политику поддержки малого бизнеса, политику по привлечению иностранных и внутренних инвестиций, инновационную, научно-техническую, образовательную и другие политики. Реализация кластерной политики подразумевает комплекс мер преимущественно регулятивного характера, направленных на устранение препятствий, возникающих на пути обмена знаниями и навыками, мешающих установлению взаимодействия и взаимозависимости между различными участниками кластера [10].

Кластеры позволяют государственным структурам в регионах четче регулировать направления социально-экономического развития территорий, прогнозировать и корректировать тенденции хозяйственного развития за счет координации усилий заинтересованных сторон [11].

Однако необходимо отметить, что успешная реализация программ по формированию и специальному стимулированию кластерных структур возможна исключительно при наличии общерегиональной стратегии развития.

Выше нами была рассмотрена стратегия развития региона, где был проведен отраслевой анализ и выявлены наиболее перспективные отрасли для развития экономики Республики, которые основывались на использовании конкурентных преимуществ региона, определили пищевую промышленность как приоритетную для развития экономики Кабардино-Балкарской Республики.

При реализации кластерного подхода региональные органы власти получают преимущества, которые заключаются в том, что кластер позволяет заострить внимание на проблемах и преимуществах экономики региона. Реализуя кластерную политику, представители властных структур, которые сами могут быть участниками кластера, получают доступ к разнообразной информации о деятельности предприятий, о состоянии данного сектора экономики, рынке труда, что существенно снижает объем аналитической работы, выполняемой региональными органами власти, и увеличивает достоверность информации.

Кластерная политика в регионе способствует решению социально-экономических проблем. Соответственно, региональные органы власти заинтересованы в кластерном варианте развития экономики региона, развития кооперации и сотрудничества.

Как отмечает М. Портер, «ориентация на кластеры во властных структурах обеспечивает механизм, посредством которого правительства могут улучшать свою информированность о реальных издержках и преимуществах конкретных политических шагов, а также могут повысить мотивацию проведения государственными учреждениями более эффективной экономической политики. Периодическая оценка кластеров дает мощный инструмент для определения политических мер и мониторинга их реализации в целях выявления недостатков и поиска эффективных практических решений. Выявленная в нескольких кластерах общая проблема должна, безусловно, стать приоритетной для власти» [5].

В Республике накоплен богатый опыт успешного взаимодействия власти с бизнесом, в том числе в секторе экономики, в котором мы предлагаем формировать кластер. Положительно оценивается руководителями бизнес-структур в регионе совершенствование нормативно-правовой базы усилиями органов региональной власти, что способствует деловому доверию между бизнесом и властью. При реализации кластерного подхода в регионе увеличивается число налогоплательщиков, а также налогооблагаемая база, появляются удобный инструмент для взаимодействия с бизнесом, основания для диверсификации экономического развития региона. Вместе с тем совершенствуется и система профессионального образования в регионе, обладающая необходимыми специалистами и опытом подготовки кадров для кластерообразующих секторов экономики (IV этап).

Органы государственной власти играют важную роль в процессах кластеризации. Государственная политика необходима для усовершенствования существующих кластеров, а также для развития кластеров, находящихся в стадии зарождения. Роль органов власти в развитии кластеров заключается как в создании инфраструктуры для их деятельности, так и в непосредственном воздействии на факторы конкурентоспособности.

Органы государственной власти должны стимулировать и направлять научно-исследовательские институты к сотрудничеству с кластером, ведь известно, что современные кластеры могут быть конкурентоспособными только при условии использования инновационных технологий. Таким образом, кластеры будут способствовать развитию научных исследований и технологических разработок в регионе и сокращению цикла внедрения инновационных разработок в производственный процесс.

Одно из важных направлений региональных органов государственной власти в стимулировании развития кластера — привлечение крупных финансовых институтов, гарантии снижения их рисков. Это будет способствовать стимулированию развития финансового рынка в регионе.

Более широкому привлечению иностранных и отечественных инвестиций мешают политическая и экономическая нестабильность, несовершенство и нечеткость налогового законодательства, недостаточные, по мнению инвесторов, гарантии возврата вложенных средств и льгот различного уровня.

Политическая ситуация имеет особенно важное значение для инвестора как фактор, определяющий стабильность. В любом случае необходимо подробное описание ситуации, даже если она оценивается как неблагоприятная, так как отсутствие достоверной информации отпугивает инвесторов.

Этап IV. Формирование зрелого кластера

Необходимо отметить, что за последние годы было принято значительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность на федеральном уровне. На республиканском уровне приняли ряд законов и иных правовых актов, создающих привлекательные условия для инвесторов, более четко проработаны механизмы государственной поддержки инновационной деятельности, особенно в области создания новых технологий и наукоемкой продукции.

Большинство проблем, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности, должны решаться на региональном уровне с использованием предпосылок, созданных федеральными органами власти. Это касается в полной мере того инструментария, которым владеет регион, как-то: налоговое законодательство регионального уровня, позволяющее устанавливать льготы по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет, налогу на имущество, на пользование автомобильными дорогами, транспортные средства. Кроме того, местное законодательство может устанавливать гарантии для инвесторов, принимать для них режим наибольшего благоприятствования и ряд других льгот и преимуществ, которые варьируются достаточно широко.

Кроме того, предпринимаются конкретные меры по улучшению инвестиционного климата региона и внедрению прогрессивных технологий. Введена система инструментов государственной поддержки инвестиционного процесса, основными составляющими которой являются:

— улучшение процедуры предоставления объектов недвижимости для инвесторов;

— снижение административных барьеров введения инвестиционной деятельности в регионе;

— модернизация системы государственного заказа на уровне региона, которая станет еще более открытой, способствующей увеличению конкуренции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— развитие механизма государственно-частного партнерства, что повысит инвестиционную привлекательность вложений в объекты инфраструктуры региона, будет способствовать решению многих локальных проблем.

В свою очередь, излишняя поддержка кластера со стороны органов государственной власти может привести к формированию ложного кластера. Такой кластер, прикрываясь модным названием, будет пользоваться в конкурентной борьбе сверхподдержкой региональных органов власти, что может негативно повлиять на развитие региональной экономики в целом. Распознать ложные кластеры порой бывает не просто, если не проследить динамику их успехов. Для того чтобы кластерная политика не превратилась в очередной инструмент лоббирования политических и отраслевых интересов, она должна охватывать по возможности максимально широкий круг участников.

Следует выделить основные результаты проведенного нами исследования:

— формирование кластера в приоритетной для региона отрасли — пищевой промышленности;

— определены внутренние и внешние условия функционирования кластера;

— предложены этапы развития кластера в регионе;

— приведена сравнительная оценка эффективности функционирования кластера;

— дана оценка потенциала роста предприятий, входящих в кластер;

— определены приоритеты улучшения условий их развития.

В современных условиях растущей конкуренции формирование кластерной политики предприятиями пищевой промышленности региона будет способствовать продвижению общей региональной стратегии развития. Опыт других регионов, несомненно, важен при определении целей и разработке механизмов реализации кластерной политики.

Кластерная политика, ориентированная на конкурентоспособность, должна сконцентрировать усилия власти на развитии тех секторов экономики, которые способны выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Основы стратегического развития региона должны быть заложены в использовании всех альтернативных ресурсов Республики: природно-климатических, интеллектуальных, экономических, культурно-исторических.

Кластер является реальной и оригинальной возможностью для развития бизнеса, способствующий обеспечить его конкурентоспособность в будущем.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что кластеры могут быть результативными в том случае, когда они взаимодействуют со стратегией регионального развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Weber A. Theory of the location of industries. Chicago, 1929.

2. Schumpeter J. The theory of economic development. Cambridge, 1932.

3. Rosenfeld S. Bringing business clusters info the mainstream development // European planning studies, 1997. N 5. P. 3-23.

4. Porter M. The competitive advantage of nations. NY: Free press, 1990.

5. Портер М. Конкуренция, М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. 495 с.

6. URL. http://www.economy.gov.ru

7. Ларина Н. И. Региональные кластеры и территориально-производственные комплексы как форма территориальной организации производства // Регион: экономика и социология. 2007. № 4.

8. Третьяк В. П. Кластеры предприятий. М.: Август Борг, 2006. 132 с.

9. Министерство экономического развития и торговли КБР. URL: http://www.economykbr.ru/index.html

10. Марков Л. С. Проблемы реализации кластерной политики в России // Научный эксперт. 2007. № 4.

11. Блудова С. Н. Преимущества кластерного подхода в управлении экономикой: сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2006. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.