Научная статья на тему 'Основные направления формирования рыночной стратегии предприятий пищевой промышленности'

Основные направления формирования рыночной стратегии предприятий пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РОССИЯ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / РЫНОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тогузаев Тахир Хаятович

The author examines the formation of the market strategy for the development of food industry enterprises in the context of increasing competition, and reveals the problems which have a direct influence upon the parameters of a strategic economic zone. He suggests using the formula for the estimation of strategic economic zones attraction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main trends in the formation of the market strategy on food industry enterprises

The author examines the formation of the market strategy for the development of food industry enterprises in the context of increasing competition, and reveals the problems which have a direct influence upon the parameters of a strategic economic zone. He suggests using the formula for the estimation of strategic economic zones attraction.

Текст научной работы на тему «Основные направления формирования рыночной стратегии предприятий пищевой промышленности»

ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА

Т. Х. ТОГУЗАЕВ*

Тахир Хаятович Тогузаев — кандидат экономических наук, докторант кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента СПбГУЭФ.

В 2000 г. закончил Кабардино-Балкарскую государственную сельскохозяйственную академию.

Автор более 30 опубликованных научных и учебно-методических работ.

Область научных интересов — теория и методология формирования рыночных стратегий в промышленности.

^ ^ ^

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Проблема стабильного развития предприятий пищевой промышленности в Кабардино-Балкарской Республике остается на современном этапе одной из наиболее актуальных. В условиях рыночных отношений в России большое количество предприятий отрасли функционируют на грани выживания — обладая достаточными средствами производства, они не могут рационально их использовать. Дальнейшее существование данных предприятий зависит от уровня обоснованности антикризисных усилий, т. е. формирования и разработки рыночных стратегий в условиях растущей конкуренции на региональном потребительском рынке.

Для решения данной проблемы прибегнем к исследованиям специалистов в области стратегического планирования. И. Ансофф системно определил стратегию, предлагая рассматривать стратегию как «систему, состоящую из анализа и выбора стратегической позиции, и оперативного управления в реальном масштабе времени» [1, с. 46]. Так же И. Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей стратегии:

1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечивает рост и укрепление позиций фирмы.

2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы: во-первых, сосредоточить внимание на определенных участках или возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как не совместимые со стратегией.

3. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемый ход развития.

4. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться достаточно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.

5. При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первичной стратегии. Следовательно, необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.

А. Чандлер считает, что стратегия — это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей [2, с. 5].

А. П. Градов под экономической стратегией предприятия рассматривает динамическую систему взаимоувязанных правил и приемов, с помощью которых обеспечивается эффективное формирование и поддержание

*

© Т. Х. Тогузаев, 2009

в длительной перспективе конкурентных преимуществ фирмы на внутренних и внешних рынках индивидуальных и общественных благ.

На уровне отдельного предприятия проблема экономической эффективности возникла лишь тогда, когда нужно было оценить преимущества того или иного варианта локального технического или организационного решения. Стратегические цели задавались предприятию «сверху» в виде плана-закона. Поэтому и не возникало необходимости оценивать предпочтительность достижения тех или иных долговременных целей, они были предопределены вышестоящим органом управления [3, с. 20].

В условиях конкурентного порядка применение народнохозяйственного подхода при выборе предпочтительных стратегических целей и способов их достижения на уровне фирмы теряет всякий смысл, поскольку собственник средств производства, создавший фирму, руководствуется интересами ее выживания (процветания). При этом он понимает, что, не удовлетворяя нужды и запросы потенциальных покупателей своих товаров или услуг, выжить в условиях конкуренции нельзя.

В настоящее время экономика Кабардино-Балкарской Республики — одна из наименее конкурентоспособных в России. Причины этого, лежащие в глубине прошедших десятилетий, были усугублены переходом страны к рынку. Кабардино-Балкарская Республика обладает значительным природно-климатическим и ресурсным потенциалом, на базе которого основаны уникальные рекреационные объекты и промышленные предприятия. Но реформы 90-х годов нанесли непоправимый ущерб хозяйству республики, особенно сильно пострадали предприятия «реального» сектора экономики. В результате обеспеченность регионального бюджета собственными доходами составила 22,6 %, а безработица — 25 %. Накопившиеся проблемы имеют системный характер и требуют комплексного, целенаправленного решения [4].

Выбор приоритетных для развития в Кабардино-Балкарской Республики отраслей экономики предусматривает:

— тщательный учет особенностей региона;

— долгосрочных тенденций эволюций аналогичных отраслей в мировом хозяйстве;

— возможностей сбыта соответствующей продукции на внутреннем и внешних рынках.

При определении оптимальной структуры экономики Кабардино-Балкарской Республики учитывались перспективы развития не только исторически сложившихся на ее территории сфер деятельности, но и наиболее активно растущих. При определении приоритетных отраслей решающее значение имеет наличие в республике необходимых условий для их успешного развития, а у власти — реальных возможностей для оптимизации этих условий. Отраслевой анализ, учитывающий возможные риски, привел к выводу, что наиболее перспективной для становления конкурентоспособной экономики Кабардино-Балкарской Республики является глубокая переработка сельскохозяйственного сырья.

В условиях растущей конкуренции, выбирая ту или иную стратегическую зону хозяйствования для удовлетворения потребностей множества входящих в нее субъектов рынка, предприятия отрасли должны учитывать интересы множества потенциальных потребителей его продукции. Принимая то или иное стратегическое решение, в частности выбирая ту или иную цель стратегического характера для хозяйствующих субъектов, необходимо оценить, не отразится ли его выбор отрицательно на других целях, отражающих интересы других субъектов рынка, и предполагающих принести ему в стратегической перспективе определенный эффект.

Выбор цели предполагает направление на ее достижение определенной совокупности ресурсов, которыми располагает отрасль и ее хозяйствующие субъекты. Поскольку эти ресурсы всегда ограничены, хозяйствующий субъект должен определить, достижение каких целей обеспечит наибольшую продуктивность использования этих ресурсов.

В пищевой промышленности на современном этапе ее развития одной из ключевых проблем является решение вопросов повышения экономической эффективности достижения целей. Рыночная стратегия предприятий пищевой промышленности предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами.

Рыночная стратегия предприятий пищевой промышленности должна вырабатывать такие правила и приемы выбора целей и средств их достижения, чтобы направление какого-либо ресурса на реализацию той или иной цели не оказывало бы отрицательного влияния на достижение хотя бы одной из других стратегических целей. Цели, на достижение которых направляются ресурсы, должны быть равнозначными с точки зрения масштабов влияния на живучесть отрасли национальной экономики в долговременной перспективе.

Рыночная стратегия отрасли вырабатывает правила и приемы экономически эффективного достижения однотипных по масштабам влияния на конкурентный статус хозяйствующих субъектов промышленности стратегических целей. Взаимная увязка по времени и ресурсам таких локальных стратегических целей позволяет достичь глобальной цели стратегического развития — создания и поддержания конкурентного преимущества структурообразующих субъектов промышленности.

Наш подход к формированию стратегии предприятий пищевой промышленности как участника продовольственного рынка страны предусматривает выработку следующих правил и приемов:

— исследования рынков потенциальных товаров и услуг, отвечающих миссии хозяйствующих субъектов и отрасли в целом, и выбора таких стратегических зон хозяйствования, которые способны в длительной перспективе обеспечить внешнюю гибкость предприятий и организаций, т. е. возможность переориентации их на функционирование в наиболее благоприятных с экономической, политической, правовой, социально-культурной, научно-технической и экологической точек зрения зонах;

— формирования товарных потоков отрасли, в наибольшей степени удовлетворяющего актуальные индивидуальные и производственные потребности потенциальных покупателей внутри региона, страны и за ее пределами и обеспечивающего на этой основе стабильное функционирование всех хозяйствующих субъектов отрасли;

— оптимального распределения имеющихся в распоряжении предприятий пищевой промышленности региона ресурсов, для обеспечения решения задач максимизации рентабельности использования собственных и привлеченных средств;

— взаимодействия пищевой промышленности региона с рынками факторов производства, обеспечивающего экономически эффективное поддержание стратегического потенциала отрасли;

— формирования эффективной ценовой политики в регионе, обеспечивающей в долговременной перспективе устойчивое положение предприятий пищевой промышленности на региональном продовольственном рынке;

— разработки направления стратегического развития для формирования инвестиционной привлекательности пищевых предприятий региона и отрасли в целом;

— своевременного обнаружения кризисных тенденций в рамках региональной экономики и ее отраслей и предотвращения несостоятельности (банкротства) пищевых предприятий.

Вырабатывая правила и приемы эффективной реализации этих направлений деятельности, рыночная стратегия предприятий пищевой промышленности должна быть ориентирована на поддержание конкурентного преимущества хозяйствующих субъектов отрасли, предотвращение банкротства, обеспечение их динамичного развития.

Рыночная стратегия предприятий пищевой промышленности в условиях растущей конкуренции должна формироваться на основе таких направлений, как:

— сбор и переработка значительных объемов многообразной по характеру информации;

— ведение переговоров с многочисленными группами стратегического влияния, потенциальными поставщиками ресурсов, клиентами, заказчиками и другими контактными аудиториями;

— мониторинг рынков продовольственных и непродовольственных товаров и услуг.

Разработка вариантов и выбор предпочтительной рыночной стратегии нами понимается как процесс формирования набора стратегически разнообразных соглашений, сделок с партнерами, которые хозяйствующие субъекты отрасли должны осуществить в долговременной перспективе.

Поддержание на стабильном уровне конкурентных преимуществ предполагает учет внешних и внутренних факторов, гибкость их функционирования, стратегического потенциала. Гибкость пищевых предприятий связана с изменением наборов стратегических зон хозяйствования, с необходимостью постоянного управления этими наборами.

В исследованиях нами выявлены проблемы, непосредственно влияющие на параметры стратегической зоны хозяйствования. На перспективы роста производства непосредственно влияют: фаза жизненного цикла спроса на продукцию, потенциальная емкость рынка, покупательная способность потенциальных клиентов предприятий и т. д. По мере развития цикла от фазы к фазе традиционные стратегии конкуренции обычно теряют свою эффективность. Поэтому приходится переходить на новую номенклатурную и ассортиментную подстратегии и осуществлять выбор новых стратегических зон хозяйствования (СЗХ).

Выбор стратегических позиций предприятиями отрасли осуществляется после оценки привлекательности СЗХ, которая основана на следующих принципах:

— глобальном прогнозе социально-экономических условий для тех СЗХ, которые интересуют товаропроизводителя;

— анализе степени воздействия важнейших тенденций и случайных событий на соответствующую СЗХ и оценке степени нестабильности в этой зоне;

— экстраполяции прежних тенденций роста и рентабельности в рассматриваемых СЗХ;

— анализе факторов, определяющих спрос и оценку возможных изменений в сложившихся тенденциях спроса;

— квалификации сдвигов в тенденциях роста, оценке возможных изменений в тенденциях рентабельности.

Для оценки привлекательности СЗХ нами предложена следующая формула:

Псзх = /(к, р, д, 5, с, ё, е),

где к — объем потребления в сегменте; р — динамика цен (их устойчивость на продукцию в сегменте); д — темпы роста продаж; 5 — уровень батернализма в сегменте; с — уровень развитости технологий производства продукта; ё — наличие конкурентов в сегменте; е — случайное составляющее.

Анализ принятия управленческих решений в промышленном производстве Кабардино-Балкарской Республики показал, что к стратегическим задачам предприятий пищевой промышленности на нынешнем этапе их развития можно отнести следующие: определение набора стратегических зон хозяйствования, в котором предприятия промышленности будут действовать в перспективе; определение методов защиты стратегического, перспективного набора от разрушительного воздействия неожиданных событий.

Хозяйствующие субъекты отрасли, принимающие стратегические решения, должны постоянно учитывать весь спектр многочисленных факторов, от которых зависят результаты их производственно-сбытовой деятельности. В практику производственно-сбытовой деятельности пищевых предприятий необходимо ввести набор индикаторов их экономической безопасности.

Для эффективного функционирования предприятия необходимо периодически обновлять его производственные ресурсы. Задача состоит в выборе такой стратегии обновления, которая позволила бы осуществлять этот процесс с максимальным эффектом за достаточно длительный период функционирования предприятия, чтобы обеспечить его конкурентоспособность и выживаемость. При этом следует учитывать и имеющиеся потенциальные ограничения требуемых ресурсов.

В основе стратегии обновления лежит принцип поддержания всех ресурсов производственной системы в актуальном состоянии с помощью периодически повторяющихся циклов технического перевооружения или реконструкции предприятия.

При выработке стратегии необходимо определить:

— периодичность проведения перевооружения или реконструкции, обусловленную темпами физического и морального износа всех ресурсов производственной системы и темпами изменения внешних условий производства;

— возможные сроки начала и завершения работ в каждом цикле, зависящие от ресурсных ограничений;

— требуемый объем средств для различных вариантов стратегии обновления;

— оптимальный вариант стратегии, обеспечивающий высокий уровень конкурентоспособности предприятия с максимальным эффектом [3, с. 646-647].

Нынешнее положение отрасли характеризуется низким уровнем рентабельности. Отсутствие адекватных денежных поступлений привело к физической амортизации основной части основных средств предприятий пищевой промышленности, закупки техники и оборудования сократились в несколько раз.

Таблица 1

Наличие и движение основных производственных фондов на предприятиях пищевой промышленности Кабардино-Балкарской Республики*

Показатели 2005 2006

Наличие основных фондов (на начало года; по полной учетной стоимости),

млн руб. 8327 7099

Степень износа основных фондов, процентов 32,4 39,0

Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов в процентах

от наличия основных фондов на конец года) 15,8 6,2

Коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов в процентах от наличия

основных фондов на начало года) 1,4 1,2

* Таблица составлена по данным Комстата КБР.

Данные табл. 1 характеризуют снижение стоимости основных фондов в отчетном периоде по сравнению с базисным на 15 % (1228 млн руб.), соответственно, коэффициент обновления снизился на 40,8 %, что привело к увеличению степени износа основных фондов.

Далее наглядно рассмотрим динамику использования производственной мощности предприятиями пищевой промышленности (табл. 2).

Процент использования производственной мощности по всему ассортименту товарной продукции очень низкий. Недозагруженность производственных мощностей предприятий пищевой промышленности региона вытекает из следующих проблем:

— нехватка сырья для переработки. Так как сельскохозяйственное производство относится, в силу своих обстоятельств, к сезонным, то оно принуждает пищевые перерабатывающие предприятия к сезонности загрузки производственных мощностей;

— руководство предприятий пищевой промышленности региона не работает в направлении договорной основы поставок сырья на перспективу;

Таблица 2

Уровень использования производственной мощности предприятиями пищевой промышленности Кабардино-Балкарской Республики, %*

2002 2003 2004 2005 2006

Хлеб и хлебобулочные изделия 35,5 41,9 55,2 35,3 28,1

Кондитерские изделия 68,6 69,8 74,4 70,7 38,6

Макаронные изделия 36,4 60,0 55,7 27,5 33,6

Масло растительное 6,0 10,9 38,2 38,5 7,4

Пиво 76,4 82,3 77,6 69,5 78,9

Безалкогольные напитки 50,3 87,7 40,4 39,5 49,6

Воды минеральные 92,8 92,8 66,1 69,2 26,9

Мясо 1,9 1,4 5,3 — —

Колбасные изделия 2,8 3,0 3,4 0,5 24,6

Масло животное 15,3 15,0 14,7 19,1 19,7

Цельномолочная продукция 5,1 8,9 6,4 3,2 4,2

Консервы плодоовощные 93,4 96,0 95,3 94,1 65,0

Мука 11,8 18,8 23,1 27,8 17,4

* Таблица составлена по данным Комстата КБР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— большинство предприятий отрасли при их производственных мощностях и возможностях ставят перед собой цель «оставаться на плаву»;

— нехватка финансовых средств;

— отсутствие законодательных гарантий прав собственности и выполнения контрактов;

— низкий уровень менеджмента и административного управления экономикой;

— неразвитость сбытовой деятельности предприятий отрасли. Отсутствие анализа рынка и спроса на продукцию, которую производят впрок, приводит к загруженности складских помещений и ведет к росту издержек обращения.

Среди каналов сбыта товарной продукции на предприятиях отрасли резко выросла доля бартера. Это, безусловно, отражает ситуацию острой нехватки оборотных средств в пищевой промышленности.

Рост реализации продукции товаропроизводителями пищевой промышленности позволил бы увеличить финансовые поступления в промышленность и в значительной мере решить проблему несостоятельности и накопленных долгов. Рентабельное промышленное производство — это пополнение местных и регионального бюджетов и, соответственно, возможность развития социальной инфраструктуры, создания новых рабочих мест.

Использование производственной мощности предприятиями пищевой промышленности региона иллюстрирует гистограмма.

Такое халатное отношение к вопросам организации производства и ассортиментной политики привело большинство предприятий отрасли к порогу несостоятельности (табл. 3).

Этого следовало ожидать в силу хозяйственно-производственной деятельности предприятий отрасли, учитывая то, что рынок не прощает «промахов».

Для решения обозначенных проблем в отрасли предприятиям необходимо:

— задействовать имеющиеся производственные мощности в полную силу;

— произвести диверсификацию производства;

— расширить каналы реализации товарной продукции на локальном рынке, а также за счет выхода на внешние рынки сбыта.

А где изыскать финансовые средства для решения поставленных целей?

В текущих условиях дефицита финансовых ресурсов необходимо введение системы инструментов государственной поддержки инвестиционного процесса, основными составляющими которой являются:

— улучшение процедуры предоставления объектов недвижимости для инвесторов;

— снижение административных барьеров для ведения инвестиционной деятельности в регионе;

— модернизация системы государственного заказа на уровне региона, которая станет еще более открытой, способствующей увеличению конкуренции;

— развитие механизма государственно-частного партнерства, что повысит инвестиционную привлекательность вложений в объекты инфраструктуры региона, будет способствовать решению многих локальных проблем.

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

о

ГИСТОГРАММА. Использование производственной мощности предприятиями пищевой промышленности региона (2006 г.).

Таблица 3

Число прибыльных (убыточных) организаций отрасли пищевой промышленности Кабардино-Балкарской Республики*

Показатели 2005 2006

Число прибыльных предприятий и организаций:

всего, единиц 30 21

в процентах от общего числа организаций 43,5 38,2

Сумма прибыли, млн руб. 18,7 15,9

Число убыточных предприятий и организаций:

всего, единиц 39 34

в процентах от общего числа организаций 56,5 61,8

Сумма убытка, млн руб. 424,5 171,8

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ услуг), % 2,2 0,2

Рентабельность активов, % 0,1 -2,0

* Таблица составлена по данным Комстата КБР.

— 1 —

1 ; — — - —

* —

Мясо Плодооющ. Маолё раст. Мол. про д. Масло ж и>. Мука Хлеб Макарон, иод. Еесалк. нал. Кон д. Иод. Пию Воды мин.

коне.

□ Фактическое п роизводство ■ Производствен н ая м ощн ость

Важнейшие направления государственной инвестиционной политики при построении целостной региональной системы можно объединить в следующие группы:

— создание условий для повышения инвестиционной привлекательности предпринимательской среды;

— развитие кооперации между научно-исследовательской и предпринимательской средой, сокращение длительности цикла исследование — производство — сбыт;

— поддержка инновационных направлений технологического развития предприятий путем организации партнерства государства и иных инвесторов.

Конкурентный рынок предполагает свободный вход на него новых операторов. В регионе сегодня очень высокие барьеры такого входа, обусловленные как формальными, так и неформальными факторами. Это снижает уровень конкуренции на рынках, ведет к завышению цен на продовольствие.

Промышленная политика страны сегодня могла бы сделать некоторые шаги по поддержке данного сегмента рынка. Основные направления такой политики можно сгруппировать следующим образом:

— поддержание российского экспорта продовольственной продукции;

— обеспечение закупок продовольственной продукции для государственных нужд исключительно на внутренних рынках;

— расширение закупок отечественной продукции компаниями с государственным капиталом;

— комплексная увязка программ социальной помощи отдельным группам населения с программами поддержки отечественных производителей продовольственной продукции;

— инициирование и поддержка союзов производителей в продовольственном секторе;

— формирование системы сертификации качественной отечественной продукции, проведение государственной кампании продвижения отечественной продукции.

Пищевые предприятия в рыночной экономике выступают на продовольственном рынке и ориентируются на локальный, национальный или даже международный рынки. Они в рыночном механизме выступают агентами спроса и агентами предложения, предлагают свои цены потребителям и поставщикам и одновременно учитывают сложившийся на продовольственном рынке уровень цен, реализуют свои интересы и предложения и учитывают предложения других рыночных агентов, строят свою рыночную стратегию и тактику в соответствии с существующим типом рыночной структуры и текущей ситуацией.

Предприятие пищевой промышленности должно быть организовано таким образом, чтобы рационально использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Рыночные отношения требуют от предприятия производства качественной и конкурентоспособной продукции. Ключевой момент, лежащий в основе хозяйственного риска, — соотношение между предполагаемыми затратами и результатами. Необходимость постоянно контролировать комбинации условий производства все время заставляет изыскивать новые технологические решения, снижать себестоимость продукции и т. д.

В исследуемом регионе, где региональное регулирование продовольственного рынка в любой форме (введение прямых запретов на ввоз/вывоз продовольствия; регулирование цен на любом уровне продуктовой цепочки, распространение практики регулируемого товарного кредита, закупки продукции и их распределение через региональный фонд) остается существенным и ориентированным на восстановление на локальном уровне централизованной распределительной системы, темпы преобразований замедлены, а негативный эффект от подобного регулирования ложится тяжелым бременем на субъектов регионального продовольственного рынка. Изучение промышленной политики в регионах ЮФО России показало, что почти все регионы существенно различаются между собой и по степени государственного регулирования развития товарного производства, и по уровню конкурентной рыночной среды, сформировавшейся в регионах, и по степени продвинутости их на пути рыночных преобразований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика. 1989.

2. Chandler A. D. Strategy and Structure: A Charter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT. Press, 1962. 724 p.

3. Экономическая стратегия фирмы / под ред. проф. А. П. Градова. 4-е изд., перераб. СПб.: Специальная литература, 2003. 959 с.

4. Министерство экономического развития и торговли КБР. URL: http://www.economykbr.ru/index.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.