Научная статья на тему 'Комплексный подход к пониманию индивидуальной работы с осужденными'

Комплексный подход к пониманию индивидуальной работы с осужденными Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
384
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / CONVICTS / ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / PERSONALITY OF A CRIMINAL / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / INDIVIDUAL APPROACH / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА / INDIVIDUAL WORK / СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / PENAL SYSTEM EMPLOYEES / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС / PENAL CODE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кутякин Сергей Алексеевич, Курбатова Галина Васильевна

Статья посвящена вопросу эффективности воспитательного процесса, которая определяется состоянием дисциплины и правопорядка среди лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Анализ дисциплинарной практики ФСИН России среди осужденных в 2015 г. свидетельствует о динамике в сторону увеличения количества нарушений и злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания. По мнению авторов, узкое понимание в научной литературе понятия индивидуальной работы как педагогического процесса, ограниченного рамками воспитательного мероприятия, способствует сужению возможностей исправительного воздействия в отношении осужденного. Индивидуальная работа в отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, является межотраслевой дефиницией и должна осуществляться комплексно в тесной взаимосвязи со всеми отделами и службами уголовно-исполнительной системы. Авторы в своей статье отмечают тот факт, что многие подразделения исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают воспитательное воздействие на осужденных, тем самым осуществляя индивидуальную работу с каждым из них, выполняя оперативные, режимные, профилактические и иные задачи. Следует отметить, что в исправительных учреждениях часть отделов ведут непосредственную работу с осужденными (оперативные, отделы безопасности, отделы охраны, воспитательные), другие оказывают косвенное воздействие (отделы специального учета, тыловые подразделения и др.). Авторы попытались в своей работе разграничить такие понятия, как «индивидуальный подход» и «индивидуальная работа», и раскрыть их сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кутякин Сергей Алексеевич, Курбатова Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The efficiency of educational process is determined by the discipline and law order among those who are serving penalty in prisons. Analysis of disciplinary practice in penal system of RF among convicts in 2015 reveals dynamics towards increasing of the number of violations and flagrant violations of serving order. According to the authors’ view, narrow understanding of “individual work” notion as pedagogical process limited by the frames of educational action promotes the restriction of correctional influence towards the convict. Individual work with convicts serving penalties in prisons is interdisciplinary definition and should be realized in a complex ways with close connection with all departments and services of penal system. The authors emphasize the fact that many departments of penal system institutions render educational influence on prisoners, exercising thereby individual work with each of them, executing operational, security prevention etc. tasks. It should be mentioned that a number of penal institutions’ departments carry out direct work with convicts (operational, security departments, guards, educational departments), other ones render indirect influence (departments of special accounting, rear departments, etc). The authors make an attempt to.distinguish such notions as “individual approach” and “individual work” and reveal the essence of these definitions.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к пониманию индивидуальной работы с осужденными»

УДК 37.015.3:343.8

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ

Реферат: статья посвящена вопросу эффективности воспитательного процесса, которая определяется состоянием дисциплины и правопорядка среди лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Анализ дисциплинарной практики ФСИН России среди осужденных в 2015 г. свидетельствует о динамике в сторону увеличения количества нарушений и злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания. По мнению авторов, узкое понимание в научной литературе понятия индивидуальной работы как педагогического процесса, ограниченного рамками воспитательного мероприятия, способствует сужению возможностей исправительного воздействия в отношении осужденного. Индивидуальная работа в отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, является межотраслевой дефиницией и должна осуществляться комплексно в тесной взаимосвязи со всеми отделами и службами уголовно-исполнительной системы. Авторы в своей статье отмечают тот факт, что многие подразделения исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают воспитательное воздействие на осужденных, тем самым осуществляя индивидуальную работу с каждым из них, выполняя оперативные, режимные, про-

© Кутякин С. А., Курбатова Г В., 2016

С. А. Кутякин, Г. В. Курбатова

филактические и иные задачи. Следует отметить, что в исправительных учреждениях часть отделов ведут непосредственную работу с осужденными (оперативные, отделы безопасности, отделы охраны, воспитательные), другие - оказывают косвенное воздействие (отделы специального учета, тыловые подразделения и др.). Авторы попытались в своей работе разграничить такие понятия, как «индивидуальный подход» и «индивидуальная работа», и раскрыть их сущность.

Ключевые слова: осужденные, личность преступника, индивидуальный подход, индивидуальная работа, сотрудники уголовно-исполнительной системы, уголовно-исполнительный кодекс.

В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, осуществляются различные мероприятия, назначение и суть которых -в организации эффективного процесса исполнения наказания.

Анализ УК РФ и УИК РФ дает основание полагать, что исправление осужденных является ведущей целью наказания и его исполнения. Возможность восстановления социальной справедливости и предупреждения новых преступлений находятся в зависимости от качества исправительного воздействия, организованного в исправительном учреждении конкретного вида с учетом срока отбывания наказания, назначенного приговором суда.

В связи с этим с учетом объективных и субъективных факторов, характеризующих процесс исправления каждого отдельного осужденного, осуществляется организация повседневной деятельности сотрудников мест лишения свободы.

Совершенствование исправительного воздействия на осужденных является одним из приоритетных направлений деятельности уголовно-исполнительной системы.

Следует отметить, что эффективность воспитательного процесса определяется состоянием дисциплины и правопорядка среди лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Анализ дисциплинарной практики ФСИН России среди осужденных в 2015 г. свидетельствует о незначительной динамике в сторону увеличения количества нарушений установленного порядка отбывания наказания (на 1,3 % по сравнению с предыдущим годом) [1]. Вместе с тем следует отметить, что уровень злостных нарушений по сравнению с нарушениями установленного порядка отбывания наказания в предыдущем году вырос на 12,9 %. Данное обстоятельство во многом связано с характеристиками контингента осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, где сконцентрированы лица, совершившие наиболее общественно опасные посягательства, многие из которых имеют большой криминальный опыт. Значимость и сложность работы с лицами большой криминальной зараженности определяется необходимостью комплексного и взаимозависимого исправительного процесса, осуществляемого различными отделами и службами исправительных учреждений.

В соответствии с приказом Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72

«Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» [2] профилактическая работа среди осужденных осуществляется на общем и индивидуальном уровнях. При этом очевидно, что независимо от способа воздействия, в исправлении осужденных должны быть задействованы все сотрудники уголовно-исполнительной системы, которые несут службу в сложных и напряженных повседневных условиях [3].

Узкоспециальное понимание индивидуальной работы как педагогического процесса в рамках воспитательного мероприятия излишне ограничивает осуществление исправления в местах лишения свободы. Не следует забывать, что на осужденных имеют возможность оказывать воспитательное воздействие представители всех служб исправительного учреждения, выполняющие оперативные, режимные, профилактические задачи и т. д. Например, сотрудники оперативных и режимных подразделений глубже изучают личность осужденного в криминологическом плане, воспитатели и психологи - ее психолого-педагогические особенности, социальные работники -социальные аспекты, учетно-статисти-ческие отделы - уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты личности и т. д. Как справедливо отмечает В. Е. Южанин, «каждая из наук изучает определенную «часть» личности преступника, вкладывая в нее специфическое содержание. Данное явление отражается и на деятельности исправительно-трудовых учреждений - различные части и службы исходя из специфики своей работы используют преимущественно методы изучения личности осужденного, разработанные в рамках какой-то одной науки» [4, с. 162].

Каждый человек является носителем особенных социальных взглядов и личных привычек, поэтому определяя возможность исправительного воздействия важно определить этапы жизненного пути осужденного, которые привели его к формированию асоциальных установок и конфликту с законом. Изучение мотивов совершения преступления, психологических особенностей личности правонарушителя поможет специалисту преодолеть психологический барьер в общении с ним, позволит ему выбрать линию поведения, определить характер взаимоотношений в условиях неизбежно складывающегося психологически напряженного личностного общения.

С точки зрения законодателя, одним из решающих вопросов в организации процесса исправления является нетолько изучениехарактеристикилич-ности осужденного, но и вида преступления. Согласно п. 4 ст. 109 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации «воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных им преступлений». Эта же мысль отражена и в Положении об отряде осужденных ИУ, где подчеркивается, что эффективное исправление возможно с помощью «дифференцированного воспитательного воздействия на осужденных с учетом вида ИУ, срока наказания, условий содержания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения» [5].

Действительно, криминологическая наука устанавливает связь индивидуально значимых характеристик личности при совершении отдельных категорий преступлений [6, с. 37-44]. Однако это не подтверждает факт наличия не-

кой «преступной личности». Сочетание признаков личного настроения и мотивации в совокупности с внешними факторами составляют эндогенные и экзогенные факторы преступности [7, с. 302].

Вместе с тем формирование негативного отношения осужденного к совершенному им преступлению, выработка позитивных волевых и высоких нравственных качеств, определенное развитие интеллектуальных навыков способствуют выработке у осужденного модели правопослушного поведения даже в складывающейся криминальной ситуации.

Индивидуальная работа в этих условиях является одной из основных форм воспитательного процесса и базируется на индивидуальном подходе [8, с. 63]. Однако следует отметить, что она не должна ограничиваться лишь рамками воспитательных мероприятий. В практической деятельности в процессе исполнения наказания складываются различные формы общения осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы, и сотрудников исправительного учреждения.

По мнению А. П. Евграфова, индивидуальный подход - это «принцип организации воспитательной работы, означающий, что любое средство, любой метод, прием должны применяться к конкретному осужденному в зависимости от особенностей личности» [8, с. 64]. В связи с этим Н. А. Тюгаева вносит уточнение и отмечает необходимость индивидуального подхода к осужденному с учетом условий жизни до осуждения [9, с. 4]. Действительно, «образ жизни как совокупность форм жизнедеятельности людей и способов удовлетворения потребностей, выражающих суть их поведения, регулируется не только моралью и правом, но и иными соци-

альными ценностями» [10, с. 152-156], поэтому следует как можно шире понимать индивидуальное воздействие, которое предполагает и включает в себя индивидуальную работу с осужденным. Это означает обеспечение гибкости в использовании различных форм, методов и средств применительно к отдельным осужденным. Индивидуализация воздействия, основанная на знании сотрудником индивидуальных качеств осужденного, способствует достижению целей наказания.

Индивидуальный подход при этом -один из важнейших принципов взаимодействия с осужденным, действующий на протяжении всего периода отбывания наказания, основанный на знании индивидуальных особенностей личности и условий ее формирования.

Как правильно отмечают некоторые авторы [11, с. 24], при индивидуальной работе с осужденным требуется учитывать не только условия жизни осужденного находящегося в исправительном учреждении, но и условия его жизни до момента совершения преступления и назначения уголовного наказания. Полноценное вовлечение осужденного в исправительный процесс реально, если каждый осужденный будет рассматриваться с различных сторон специалистами разных служб исправительного учреждения. В подобном случае реакция осужденного на процесс отбывания наказания будет контролируемой и управляемой независимо от индивидуальных качеств объекта воздействия, сложившихся взаимоотношений в коллективе осужденных и иных факторов.

Однако очевидно, что индивидуальный подход необходимо сочетать с этапами педагогического процесса и его корректив. При этом структура индивидуальной работы, по общему правилу, должна предполагать:

- всестороннее изучение личности осужденного, особенностей его развития, специфических личностных качеств, уровня криминальной зараженности;

- проектирование возможностей развития имеющихся положительных качеств и свойств личности осужденного и формирование отсутствующих;

- определение наиболее эффективных способов воздействия на данную личность;

- реализация намеченных мероприятий в плановом порядке и корректировка в зависимости от изменяющейся конкретной ситуации;

- оценка хода индивидуальной работы, привлечения дополнительных средств стимулирования исправления;

- анализ и учет достигнутых результатов, выдвижение новых воспитательных задач [12, с. 54].

Следует предположить, что под индивидуальным подходом понимается организация уголовно-правового, уголовно-исполнительного, профилактического, воспитательного, психологического, социального и иного воздействия на осужденного с учетом его индивидуальных особенностей и условий его жизнедеятельности.

Таким образом, индивидуальная работа с осужденными предполагает индивидуализацию воспитательных и иных (оперативных, режимных, профилактических, дисциплинарных, психологических и др.) мер воздействия в течение всего периода отбывания наказания в местах лишения свободы и требует гибкости в использовании форм, методов и средств в работе с каждым из них с учетом индивидуальных особенностей личности и условий его жизнедеятельности. Данная работа с осужденными возможна при осуществлении различных направлений деятельности

и фактически реализуется всеми отделами и службами уголовно-исполнительной системы, непосредственно взаимодействующими с осужденными.

Список литературы

1.Обзор состояния дисциплинарной практики среди осужденных, соблюдения законности при применении к ним мер взыскания в 2015 г. // СПС «Гарант».

2. Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 // СПС «Гарант».

3. О мерах по социальной поддержке личного состава уголовно-исполнительной системы : приказ ФСИН России от 31 мая 2005 г. № 397 // СПС «Гарант».

4. Южанин В. Е. Оптимизация процесса изучения личности осужденного, применение мер принудительных и воспитательных мер в ИТУ // Педагогическое наследие А. С. Макаренко и проблемы исправления и перевоспитания осужденных. Рязань, 1988. С. 162.

5. Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний : приказ Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 259 (в ред. от 15 октября 2015 г.) // СПС «Гарант».

6. Ольков С. Г. Поиск уголовно-правовой стратегии противодействия особо опасной рецидивной преступности в современной России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2013. Т. 1. № 12. С. 37-44.

7. Познышев С. В. Криминальная психология: преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности / сост. и предисл. В. С. Овчинского, А. В. Федорова. М., 2007. 302 с.

8. Утевский Б. С., Евграфов А. П., Шмаров И. В. Исправительно-трудовая педагогика : учеб.-метод. пособие. М., 1966.

9. Тюгаева Н. А. Индивидуальная работа с осужденными : лекция. Рязань, 2006.

10. Сердюк Е. Н. Трудности гуманизации ценностных ориентаций осужденных личностей // Альманах современной науки и образования. 2008. № 10-1. С. 152-156.

11. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса: сочинения : в 7 т. М., 1960. Т. 5. С. 88; Артемьев Н. С. Предупреждение рецидивной преступности в исправительных колониях : монография. Рязань, 2010. С. 67; Кутякин С. А., Курбатова Г В. Воры в законе: на рубеже веков. Рязань, 2003. С. 24.

12. Стурова М. П., Тюгаева Н. А. Пенитенциарная педагогика : курс лекций. Рязань, 2010. С. 159; Зауторова Э. В. Пенитенциарная педагогика : учеб. пособие. Вологда, 2013. С. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.