УДК 37.015.3:343.8
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ
Реферат: статья посвящена вопросу эффективности воспитательного процесса, которая определяется состоянием дисциплины и правопорядка среди лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Анализ дисциплинарной практики ФСИН России среди осужденных в 2015 г. свидетельствует о динамике в сторону увеличения количества нарушений и злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания. По мнению авторов, узкое понимание в научной литературе понятия индивидуальной работы как педагогического процесса, ограниченного рамками воспитательного мероприятия, способствует сужению возможностей исправительного воздействия в отношении осужденного. Индивидуальная работа в отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, является межотраслевой дефиницией и должна осуществляться комплексно в тесной взаимосвязи со всеми отделами и службами уголовно-исполнительной системы. Авторы в своей статье отмечают тот факт, что многие подразделения исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают воспитательное воздействие на осужденных, тем самым осуществляя индивидуальную работу с каждым из них, выполняя оперативные, режимные, про-
© Кутякин С. А., Курбатова Г В., 2016
С. А. Кутякин, Г. В. Курбатова
филактические и иные задачи. Следует отметить, что в исправительных учреждениях часть отделов ведут непосредственную работу с осужденными (оперативные, отделы безопасности, отделы охраны, воспитательные), другие - оказывают косвенное воздействие (отделы специального учета, тыловые подразделения и др.). Авторы попытались в своей работе разграничить такие понятия, как «индивидуальный подход» и «индивидуальная работа», и раскрыть их сущность.
Ключевые слова: осужденные, личность преступника, индивидуальный подход, индивидуальная работа, сотрудники уголовно-исполнительной системы, уголовно-исполнительный кодекс.
В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, осуществляются различные мероприятия, назначение и суть которых -в организации эффективного процесса исполнения наказания.
Анализ УК РФ и УИК РФ дает основание полагать, что исправление осужденных является ведущей целью наказания и его исполнения. Возможность восстановления социальной справедливости и предупреждения новых преступлений находятся в зависимости от качества исправительного воздействия, организованного в исправительном учреждении конкретного вида с учетом срока отбывания наказания, назначенного приговором суда.
В связи с этим с учетом объективных и субъективных факторов, характеризующих процесс исправления каждого отдельного осужденного, осуществляется организация повседневной деятельности сотрудников мест лишения свободы.
Совершенствование исправительного воздействия на осужденных является одним из приоритетных направлений деятельности уголовно-исполнительной системы.
Следует отметить, что эффективность воспитательного процесса определяется состоянием дисциплины и правопорядка среди лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Анализ дисциплинарной практики ФСИН России среди осужденных в 2015 г. свидетельствует о незначительной динамике в сторону увеличения количества нарушений установленного порядка отбывания наказания (на 1,3 % по сравнению с предыдущим годом) [1]. Вместе с тем следует отметить, что уровень злостных нарушений по сравнению с нарушениями установленного порядка отбывания наказания в предыдущем году вырос на 12,9 %. Данное обстоятельство во многом связано с характеристиками контингента осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, где сконцентрированы лица, совершившие наиболее общественно опасные посягательства, многие из которых имеют большой криминальный опыт. Значимость и сложность работы с лицами большой криминальной зараженности определяется необходимостью комплексного и взаимозависимого исправительного процесса, осуществляемого различными отделами и службами исправительных учреждений.
В соответствии с приказом Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72
«Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» [2] профилактическая работа среди осужденных осуществляется на общем и индивидуальном уровнях. При этом очевидно, что независимо от способа воздействия, в исправлении осужденных должны быть задействованы все сотрудники уголовно-исполнительной системы, которые несут службу в сложных и напряженных повседневных условиях [3].
Узкоспециальное понимание индивидуальной работы как педагогического процесса в рамках воспитательного мероприятия излишне ограничивает осуществление исправления в местах лишения свободы. Не следует забывать, что на осужденных имеют возможность оказывать воспитательное воздействие представители всех служб исправительного учреждения, выполняющие оперативные, режимные, профилактические задачи и т. д. Например, сотрудники оперативных и режимных подразделений глубже изучают личность осужденного в криминологическом плане, воспитатели и психологи - ее психолого-педагогические особенности, социальные работники -социальные аспекты, учетно-статисти-ческие отделы - уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты личности и т. д. Как справедливо отмечает В. Е. Южанин, «каждая из наук изучает определенную «часть» личности преступника, вкладывая в нее специфическое содержание. Данное явление отражается и на деятельности исправительно-трудовых учреждений - различные части и службы исходя из специфики своей работы используют преимущественно методы изучения личности осужденного, разработанные в рамках какой-то одной науки» [4, с. 162].
Каждый человек является носителем особенных социальных взглядов и личных привычек, поэтому определяя возможность исправительного воздействия важно определить этапы жизненного пути осужденного, которые привели его к формированию асоциальных установок и конфликту с законом. Изучение мотивов совершения преступления, психологических особенностей личности правонарушителя поможет специалисту преодолеть психологический барьер в общении с ним, позволит ему выбрать линию поведения, определить характер взаимоотношений в условиях неизбежно складывающегося психологически напряженного личностного общения.
С точки зрения законодателя, одним из решающих вопросов в организации процесса исправления является нетолько изучениехарактеристикилич-ности осужденного, но и вида преступления. Согласно п. 4 ст. 109 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации «воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных им преступлений». Эта же мысль отражена и в Положении об отряде осужденных ИУ, где подчеркивается, что эффективное исправление возможно с помощью «дифференцированного воспитательного воздействия на осужденных с учетом вида ИУ, срока наказания, условий содержания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения» [5].
Действительно, криминологическая наука устанавливает связь индивидуально значимых характеристик личности при совершении отдельных категорий преступлений [6, с. 37-44]. Однако это не подтверждает факт наличия не-
кой «преступной личности». Сочетание признаков личного настроения и мотивации в совокупности с внешними факторами составляют эндогенные и экзогенные факторы преступности [7, с. 302].
Вместе с тем формирование негативного отношения осужденного к совершенному им преступлению, выработка позитивных волевых и высоких нравственных качеств, определенное развитие интеллектуальных навыков способствуют выработке у осужденного модели правопослушного поведения даже в складывающейся криминальной ситуации.
Индивидуальная работа в этих условиях является одной из основных форм воспитательного процесса и базируется на индивидуальном подходе [8, с. 63]. Однако следует отметить, что она не должна ограничиваться лишь рамками воспитательных мероприятий. В практической деятельности в процессе исполнения наказания складываются различные формы общения осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы, и сотрудников исправительного учреждения.
По мнению А. П. Евграфова, индивидуальный подход - это «принцип организации воспитательной работы, означающий, что любое средство, любой метод, прием должны применяться к конкретному осужденному в зависимости от особенностей личности» [8, с. 64]. В связи с этим Н. А. Тюгаева вносит уточнение и отмечает необходимость индивидуального подхода к осужденному с учетом условий жизни до осуждения [9, с. 4]. Действительно, «образ жизни как совокупность форм жизнедеятельности людей и способов удовлетворения потребностей, выражающих суть их поведения, регулируется не только моралью и правом, но и иными соци-
альными ценностями» [10, с. 152-156], поэтому следует как можно шире понимать индивидуальное воздействие, которое предполагает и включает в себя индивидуальную работу с осужденным. Это означает обеспечение гибкости в использовании различных форм, методов и средств применительно к отдельным осужденным. Индивидуализация воздействия, основанная на знании сотрудником индивидуальных качеств осужденного, способствует достижению целей наказания.
Индивидуальный подход при этом -один из важнейших принципов взаимодействия с осужденным, действующий на протяжении всего периода отбывания наказания, основанный на знании индивидуальных особенностей личности и условий ее формирования.
Как правильно отмечают некоторые авторы [11, с. 24], при индивидуальной работе с осужденным требуется учитывать не только условия жизни осужденного находящегося в исправительном учреждении, но и условия его жизни до момента совершения преступления и назначения уголовного наказания. Полноценное вовлечение осужденного в исправительный процесс реально, если каждый осужденный будет рассматриваться с различных сторон специалистами разных служб исправительного учреждения. В подобном случае реакция осужденного на процесс отбывания наказания будет контролируемой и управляемой независимо от индивидуальных качеств объекта воздействия, сложившихся взаимоотношений в коллективе осужденных и иных факторов.
Однако очевидно, что индивидуальный подход необходимо сочетать с этапами педагогического процесса и его корректив. При этом структура индивидуальной работы, по общему правилу, должна предполагать:
- всестороннее изучение личности осужденного, особенностей его развития, специфических личностных качеств, уровня криминальной зараженности;
- проектирование возможностей развития имеющихся положительных качеств и свойств личности осужденного и формирование отсутствующих;
- определение наиболее эффективных способов воздействия на данную личность;
- реализация намеченных мероприятий в плановом порядке и корректировка в зависимости от изменяющейся конкретной ситуации;
- оценка хода индивидуальной работы, привлечения дополнительных средств стимулирования исправления;
- анализ и учет достигнутых результатов, выдвижение новых воспитательных задач [12, с. 54].
Следует предположить, что под индивидуальным подходом понимается организация уголовно-правового, уголовно-исполнительного, профилактического, воспитательного, психологического, социального и иного воздействия на осужденного с учетом его индивидуальных особенностей и условий его жизнедеятельности.
Таким образом, индивидуальная работа с осужденными предполагает индивидуализацию воспитательных и иных (оперативных, режимных, профилактических, дисциплинарных, психологических и др.) мер воздействия в течение всего периода отбывания наказания в местах лишения свободы и требует гибкости в использовании форм, методов и средств в работе с каждым из них с учетом индивидуальных особенностей личности и условий его жизнедеятельности. Данная работа с осужденными возможна при осуществлении различных направлений деятельности
и фактически реализуется всеми отделами и службами уголовно-исполнительной системы, непосредственно взаимодействующими с осужденными.
Список литературы
1.Обзор состояния дисциплинарной практики среди осужденных, соблюдения законности при применении к ним мер взыскания в 2015 г. // СПС «Гарант».
2. Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 // СПС «Гарант».
3. О мерах по социальной поддержке личного состава уголовно-исполнительной системы : приказ ФСИН России от 31 мая 2005 г. № 397 // СПС «Гарант».
4. Южанин В. Е. Оптимизация процесса изучения личности осужденного, применение мер принудительных и воспитательных мер в ИТУ // Педагогическое наследие А. С. Макаренко и проблемы исправления и перевоспитания осужденных. Рязань, 1988. С. 162.
5. Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний : приказ Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 259 (в ред. от 15 октября 2015 г.) // СПС «Гарант».
6. Ольков С. Г. Поиск уголовно-правовой стратегии противодействия особо опасной рецидивной преступности в современной России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2013. Т. 1. № 12. С. 37-44.
7. Познышев С. В. Криминальная психология: преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности / сост. и предисл. В. С. Овчинского, А. В. Федорова. М., 2007. 302 с.
8. Утевский Б. С., Евграфов А. П., Шмаров И. В. Исправительно-трудовая педагогика : учеб.-метод. пособие. М., 1966.
9. Тюгаева Н. А. Индивидуальная работа с осужденными : лекция. Рязань, 2006.
10. Сердюк Е. Н. Трудности гуманизации ценностных ориентаций осужденных личностей // Альманах современной науки и образования. 2008. № 10-1. С. 152-156.
11. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса: сочинения : в 7 т. М., 1960. Т. 5. С. 88; Артемьев Н. С. Предупреждение рецидивной преступности в исправительных колониях : монография. Рязань, 2010. С. 67; Кутякин С. А., Курбатова Г В. Воры в законе: на рубеже веков. Рязань, 2003. С. 24.
12. Стурова М. П., Тюгаева Н. А. Пенитенциарная педагогика : курс лекций. Рязань, 2010. С. 159; Зауторова Э. В. Пенитенциарная педагогика : учеб. пособие. Вологда, 2013. С. 54.