Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБНОСТИ ВО ВРАЧЕБНЫХ КАДРАХ НА МОДЕЛИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ'

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБНОСТИ ВО ВРАЧЕБНЫХ КАДРАХ НА МОДЕЛИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
96
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВРАЧИ / КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ДЕФИЦИТ КАДРОВ / ДИСБАЛАНС КАДРОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / DOCTORS / STAFF PLANNING / STAFF DEFICIT / STAFF IMBALANCE / HEALTH CARE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кобякова О.С., Деев И.А., Бойков В.А., Шибалков И.П., Холопов А.В.

Новейшая история модернизации отечественного здравоохранения отличается улучшением состояния системы оказания медицинской помощи, в т.ч. в кадровом аспекте. Однако мнение населения и экспертов показывает, что полностью решить проблему дефицита врачей не удалось. В данной статье представлен опыт Томской области в части подходов в определении дефицита и дисбаланса медицинских кадров. Этот анализ лег в основу дальнейших мероприятий по кадровой политике в системе здравоохранения региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кобякова О.С., Деев И.А., Бойков В.А., Шибалков И.П., Холопов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An integrated approach to determining the need for medical personnel on the model of the Tomsk region

The recent history of modernization of the national health care system is characterized by the improvement of the health care system, including in the staff aspect. However, the opinion of the population and experts shows that it was not possible to completely solve the problem of shortage of doctors. This article presents the experience of the Tomsk region in terms of approaches to determining the deficit and imbalance of medical staff. This analysis formed the basis for further actions on staff policy in the health care system of the region.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБНОСТИ ВО ВРАЧЕБНЫХ КАДРАХ НА МОДЕЛИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

О.С. Кобякова,

д.м.н., профессор, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск, Россия; e-mail: rector@ssmu.ru И.А. Деев,

д.м.н., ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск, Россия; e-mail: ivandeyev@yandex.ru В.А. Бойков,

к.м.н., ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Департамент здравоохранения Томской области, г. Томск, Россия; e-mail: boykov85@mail.ru И.П. Шибалков,

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск, Россия; e-mail: shibalkov. ivan@yandex.ru А.В. Холопов,

к.м.н., Департамент здравоохранения Томской области, г. Томск, Россия; e-mail: alexholopov@rambler.ru Н.Я. Несветайло,

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск, Россия; e-mail: nesvetny@rambler.ru

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБНОСТИ ВО ВРАЧЕБНЫХ КАДРАХ НА МОДЕЛИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

УДК 614.2

Кобякова О.С., Деев И.А., Бойков В.А., Шибалков И.П., Холопов А.В., Несветайло Н.Я. Комплексный подход к определению потребности во врачебных кадрах на модели Томской области (ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Департамент здравоохранения Томской области, г. Томск, Россия)

Аннотация. Новейшая история модернизации отечественного здравоохранения отличается улучшением состояния системы оказания медицинской помощи, в т.ч. в кадровом аспекте. Однако мнение населения и экспертов показывает, что полностью решить проблему дефицита врачей не удалось. В данной статье представлен опыт Томской области в части подходов в определении дефицита и дисбаланса медицинских кадров. Этот анализ лег в основу дальнейших мероприятий по кадровой политике в системе здравоохранения региона.

Ключевые слова: врачи, кадровое планирование, дефицит кадров, дисбаланс кадров, организация здравоохранения.

Введение

Государственная политика в части кадрового обеспечения отрасли здравоохранения последовательна и продуктивна: приоритетный национальный проект «Здоровье», в рамках которого были введены доплаты специалистам первичного звена [7], региональные программы модернизации здравоохранения, позволившие внедрить стандарты оказания медицинской помощи и также увеличить заработную плату медицинских работников [12, с. 5], программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» [19, с. 118], благодаря которым достигнуты существенные успехи в кадровом вопросе на селе, и, безусловно, майские Указы Президента, обеспечивающие увеличение заработной платы врачей до 200% от средней по экономике региона [1].

© О.С. Кобякова, И.А. Деев, В.А. Бойков, И.П. Шибалков, А.В. Холопов, Н.Я. Несветайло, 2019 г.

Менеджер № 1

здравоохранения 2019

64 Я

Подобные организационные и инфраструктурные преобразования сопровождаются улучшением кадровой ситуации в системе здравоохранения.

Несмотря на это, результаты целого ряда социологических опросов [10, 11, 15, 16, 20] ставят проблему низкой доступности и качества медицинской помощи на лидирующие позиции. Запросы населения в отношении качества и доступности медицинской помощи постоянно растут параллельно с ростом качества жизни [13, 20]. Практически все исследования на эту тематику отмечают существующий дефицит врачебных кадров. В зависимости от методологии, отличается только степень его выраженности [9, 18, 21].

Можно выделить несколько подходов, применяемых в настоящее время в Российской Федерации (далее - РФ) для оценки величины потребности в медицинских кадрах.

1. Механистический сравнительный подход. По оценкам ВОЗ, обеспеченность населения врачами на 10 тыс. человек в Российской Федерации в 2015 году (44,3) была на 9,4% выше, чем в Швейцарии (40,5), на 80,8% чем в США (24,5) и на 13,9% чем в Германии (38,9). Обеспеченность врачами в нашей стране, по сравнению с Китаем, практически в 3 раза выше (14,9).

Таким образом, сделать однозначный вывод о совокупной нехватке врачей в России нельзя. При этом дефицит врачей ощущается населением не столько в отсутствии возможности получения медицинской помощи, сколько в длительности и комфортности ее ожидания [14, 17].

2. Оценка потребности в кадрах, согласно штатному расписанию медицинских организаций. При этом сами штатные расписания часто основаны на устаревших нормативах и являются «исторически сложившимися». К этому способу с удовольствием прибегает часть главных врачей медицинских организаций для аргументации избыточных штатов. Ярчайшие примеры - вспомогательные подразделения: лаборатории, рентгенологические кабинеты и т.д. Еще один пример - определение потребности во врачах стационара на основе штатного расписания или расчет, исходя из фактического количества коек. Однако данные подходы не являются оптимальными, поскольку штатные расписания во многих медицинских организациях, как и коечный фонд, длительное время не пересматривались и формировались много лет назад, когда использовались совершенно другие технологии лечения.

3. Нормативный подход. Для этих целей могут применяться нормативы программы государственных

гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, порядки оказания медицинской помощи, ведомственные приказы [3] и методические рекомендации [5]. В основе данного подхода лежат два ключевых метода к определению потребности во врачебных кадрах - исходя из численности обслуживаемого населения или в зависимости от имеющихся ресурсов/плановых объемов.

Таким образом, в настоящее время в практическом здравоохранении применяется ряд разрозненных подходов к расчету потребности во врачебных кадрах, что препятствует унификации кадровой политики и снижает ее эффективность.

В связи с этим в 2015 году администрацией Томской области совместно в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России была разработана кадровая программа, утвержденная Распоряжением Губернатора Томской области от 27.01.2016 № 25-р «О мероприятиях по совершенствованию кадровой политики в сфере здравоохранения на территории Томской области» (далее - Программа) [8].

Стартовой точкой реализации Программы стал всесторонний аудит кадровой ситуации в регионе и определение реальной потребности во врачебных кадрах. В дальнейшем данный аудит проводился ежегодно. В статье приводятся результаты аудита за 2017 г.

Методы

Аудит кадровой ситуации в здравоохранении Томской области проводился с использованием комплексного подхода.

На начальном этапе анализа потребность во врачебных кадрах рассчитывалась, исходя из условий оказания медицинской помощи: амбулатор-но-поликлинической, стационарной и оказываемой учреждениями особого типа. Кадры для дневного стационара были включены, соответственно, в потребность амбулаторно-поликлинических (для дневных стационаров при поликлиниках) или стационарных (для дневных стационаров при стационарах) элементов системы здравоохранения.

В части амбулаторно-поликлинической помощи были использованы нормативы врачебных штатов, исходя из численности прикрепленного населения [2, 3, 4]. Данные нормативы были уточнены с учетом уровня заболеваемости населения Томской области.

Для целей определения потребности во врачах стационара за основу были взяты объемы госпитализаций, утвержденные территориальной программой

С

#хс

№ 1

2019

Менедже,

государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области. Далее, в соответствии с методическими рекомендациями Минздрава России [6], была рассчитана потребность во врачах:

С = (Г*Д/Н )/ Н

д » ' рк'' вр

где Сд - дефицит в стационаре;

Г - количество госпитализаций;

Д - средняя длительность лечения;

Нрк - норматив работы койки;

Нвр - норматив количества врачей на 1 койку.

Средняя длительность лечения была использована по фактически сложившейся величине для учета особенностей тех или иных медицинских организаций. Некоторые медицинские организации могут оказывать помощь пациентам одного профиля, но с разными нозологиями, что существенно влияет на длительность лечения. В величину потребности были добавлены специалисты для «общебольничных» функций (например, согласно порядку оказания медицинской помощи населению по профилю «пульмонология» [4], в стационаре кроме врачей-пульмонологов должны быть врачи анестезиологи-реаниматологи).

Для определения потребности во врачах для медицинских организаций особого типа (скорой помощи, патологоанатомическое бюро, станция переливания крови и т.д.) был использован комбинированный подход - сочетание нормативов (там, где они имеются) и штатных расписаний.

Например, для оказания скорой медицинской помощи нормативы устанавливаются исходя из числа вызовов и количества бригад, в то время как сама помощь (за исключением специализированной) может быть оказана как врачами, так и фельдшерами,

поэтому потребность во врачах определялась исходя из сложившейся системы оказания медицинской помощи в Томской области. Если в медицинской организации существует фельдшерская бригада, то дефицит относится к среднему медицинскому персоналу, если врачебная (общепрофильная или другая) - то к врачебному.

Общий дефицит был получен путем суммирования вышеописанных компонент:

О = П +С +ОТ

д д д д

где Од - общий дефицит;

Пд - дефицит в поликлинике;

Сд - дефицит в стационаре;

ОТд - дефицит в учреждениях особого типа.

Для определения потребности во врачебных кадрах были использованы данные формы федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о деятельности медицинской организации» за 2017 г.

Результаты и их обсуждение

По уровню обеспеченности врачами Томская область находится на 10 месте в России (2016). Такая ситуация сложилась во многом благодаря наличию федеральных медицинских и научных организаций - практически каждый четвертый врач работает в них. Динамика данного показателя представлена в таблице 1.

Обеспеченность врачами по организациям субъекта РФ делает наш регион сопоставимым со среднероссийскими значениями. Следует учитывать, что кадровый потенциал федеральных учреждений используется также и для оказания медицинской помощи жителям других субъектов РФ.

Существенная часть врачей (66%) сосредоточена в областном центре. В то же время низкая плотность населения региона и значительная

Таблица 1

Динамика обеспеченности врачебными кадрами в Томской области в 2014-2017 гг.

Врачи (без учета аспирантов, интернов, ординаторов)

2014* 2015* 2016* 2017*

Томская область, всего, в т.ч. 48,2 48,0 48,1 48,5

- организации подчинения субъекта РФ 36,2 36,0 36,0 36,6

- федеральные организации 12,0 12,0 12,1 11,9

Сибирский Федеральный округ 37,7 37,8 37,7 н/д**

Российская Федерация 37,1 37,2 37,2 н/д

* на 31 декабря соответствующего года ** н/д - нет данных

енеджер № 1

здравоохранения 2019

Таблица 2

Распределение врачей по возрастным группам в Томской области в 2017 г.

Возраст, лет/пол до 36 36-45 46-50 51-55 56-60 61 и более

Мужчины 30,9 20,1 9,9 13,6 12,4 13,1

Женщины 29,9 22,8 10,4 11,3 12,2 13,4

Всего 30,2 22,0 10,3 11,9 12,3 13,3

удаленность (до 800 км) от регионального центра части населенных пунктов делают необходимым присутствие широкого спектра врачей-специалистов на местах.

Важной характеристикой кадрового потенциала системы здравоохранения региона также является средний возраст врачей. Распределение врачей по возрасту представлено в таблице 2.

В 2017 г. средний возраст врачей, работающих в медицинских организациях Томской области, составил 43,2 года (43,4 в 2015 г.). В целом возрастная характеристика врачебных кадров в Томской области не отличается существенной динамикой.

Почти 3/4 врачей (72%) - женщины. Несмотря на то, что самой многочисленной категорией являются врачи до 36 лет, доля врачей пенсионного возраста для женщин составляет 25,6%, для мужчин - 13,1%, в целом - 22,1%.

Таким образом, кадровая ситуация в регионе, по сравнению со среднероссийской, в части численности врачей может быть охарактеризована как удовлетворительная.

Для расчета потребности в кадрах была использована численность населения Томской области, она составляла на 01.01.2017 г. - 1078 891 человек, в т.ч. 223 571 детей (20,7%).

Амбулаторно-поликлиническая помощь

Количество участков терапевтов, педиатров и врачей общей практики в медицинских организациях Томской области в целом соответствует нормативным, поэтому расчет дефицита, исходя из незанятых ставок и по нормативам численности, дает практически одинаковые результаты.

Общий дефицит врачей для первичной помощи составил 122 человека и в большей части (59%) отмечается в сельской местности. Относительно кадров для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, общий дефицит, исходя из нормативов, составил 189 человек. Здесь пропорция уже была в сторону городского населения - 123 и 66 врачей соответственно. К самым дефицитным специальностям относятся рентгенологи, стоматологи, оториноларингологи, акушеры-гинекологи

и офтальмологи. Такая ситуация практически совпадает с общероссийским перечнем, за исключением хирургов. В нашем регионе ситуация с данными врачами лучше, чем в среднем по стране. Перечень дефицитных специальностей для городской и сельской местности практически идентичен.

Практически все врачи федеральных медицинских организаций работают в стационарах, что уменьшает потребность субъекта РФ в кадрах для оказания данного вида медицинской помощи, но оставляет высоким уровень потребности во врачах первичной сети.

Стационарная медицинская помощь Для определения реальной потребности во врачебных кадрах для стационара необходимо отталкиваться от утвержденных объемов программы государственных гарантий, другие методы могут привести к излишней величине потребности.

Данный подход определил как дефицит, так и профицит врачей по некоторым специальностям. Общий профицит по стационару в целом составил 44 человека, в т.ч. 37 в городе. К числу профицитных специальностей относятся акушеры-гинекологи, психиатры, терапевты, педиатры и т.д. Необходимо отметить, что данных врачей не хватает в поликлинике, что смещает акценты системы здравоохранения с ам-булаторно-поликлинического и профилактического элементов на стационарный.

При этом существует значительный дефицит таких врачей, как анестезиологи-реаниматологи (63 чел.), врачи клинической лабораторной диагностики (19 чел.), врачи ультразвуковой диагностики (19 чел.) и т.д.

Полученные данные свидетельствуют о наличии дисбаланса между амбулаторно-поликлиническим и стационарным звеном здравоохранения. Медицинские организации особого типа Основную часть дефицита кадров данного типа медицинских организаций составляют врачи скорой медицинской помощи - 91 из 150. Помимо этого, к дефицитным специальностям относятся судебно-медицинские эксперты и патологоанатомы - по 33 сотрудника соответственно.

с

«КС

Необходимо отметить, что 141 человек из совокупного дефицита - врачи в областном центре, потому что данные виды медицинской помощи и врачебные бригады скорой помощи функционируют только в нем.

Суммарный дефицит врачей в Томской области представлен в таблице 3.

Таким образом, проведенные расчеты позволили получить представление о действительной потребности системы здравоохранения Томской области во врачах. Важной характеристикой результатов, несмотря на некоторую механистичность расчета, является их целостность, представление не только дефицита, но и дисбаланса кадров. Мы не претендуем на безупречность нашей оценки, так как, например, потребность во врачах-рентгенологах восполняется существующим на территории Томской области телемедицинским консультационным центром, что не учитывается в существующих нормативах. Тем не менее результаты проведенного аудита позволяют с высоким уровнем эффективности использовать их при осуществлении кадрового планирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

Для решения проблемы обеспечения кадрами системы здравоохранения нужно начинать с тщательного аудита и анализа причин дефицита

и дисбаланса. По нашей оценке, для проведения кадрового аудита системы здравоохранения региона наиболее оптимальным является применение комплексного подхода.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что в Томской области отмечается не столько дефицит врачей, сколько дисбаланс в части соотношения данных параметров в поликлинике и стационаре.

Данный метод лег в основу кадровой программы региона, в рамках которой была разработана дорожная карта плана мероприятий по поэтапному устранению кадрового дефицита к 2020 году. Мероприятия носят межведомственный характер: основные соисполнители - Департамент здравоохранения Томской области и ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Департамент труда и занятости населения Томской области (в части определения потребности в медицинских и немедицинских работниках), Департамент общего образования Томской области (в части проведения профориентационных мероприятий среди обучающихся в 9-12 классов) и др. Для достижения цели были поставлены основные задачи: увеличение абсолютного числа медицинских работников и сохранение кадрового потенциала.

Таблица 3

Дефицит врачей в Томской области в 2017 году

8

Подразделение Дефицит/профицит

Всего Областной центр Сельская местность

Стационар 44 37 7

Скорая медицинская помощь и особый тип -150 -141 -9

Амбулаторно-поликлиническая помощь, всего -311 -173 -138

- в т.ч. первичная -122 -50 -72

- специализированная -189 -123 -66

Всего -417 -277 -140

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.04.2012 № 366н «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи».

3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».

4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 916н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «пульмонология».

енеджер № 1

здравоохранения 2019

5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.06.2014 № 322 «О методике расчета потребности во врачебных кадрах».

6. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2015 № 11-9/10/2-7796 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год».

7. Протокол президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов от 21.12.2005 № 2 «Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Здоровье».

8. Распоряжение Губернатора Томской области от 27.01.2016 № 25-р «О мероприятиях по совершенствованию кадровой политики в сфере здравоохранения на территории Томской области».

9. Аудиторский отчёт Счётной палаты «Об оптимизации в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания». - М., 2017. - URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/21297 (Дата обращения: 12.10.2017).

10. Богма К.А. Прогнозирование и планирование в системе здравоохранения на основе анализа общественного мнения // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2015. - № 12-4. -С. 38-45.

11. Гаврилов Э.Л., Хоманов К.Э., Шевченко Е.А. Социологические опросы населения как механизм оценки доступности и качества медицинской помощи в Российской Федерации // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. - 2016. - № 3. - С. 126-129.

12. Голикова Т.А. О разработке и принятии региональных программ модернизации здравоохранения // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. - 2011. - № 1. - С. 4-11.

13. Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С., Пименов И.Д., Хомяков К.В. Эмоциональное выгорание у врачей и медицинские ошибки. Есть ли связь? // Социальные аспекты здоровья населения. - 2016. - Т. 47. - № 1. - С. 5.

14. Кобякова О.С., Деев И.А., Тюфилин Д.С., Куликов Е.С., Табакаев Н.А., Воробьева О.О. Удовлетворенность медицинской помощью: как измерить и сравнить? // Социальные аспекты здоровья населения. - 2016. -Т. 49. - № 3. - С. 5.

15. Корнильцева Е.Г. Мезенина A.C. Доступность и качество медицинской помощи в оценках россиян: по данным социологических опросов, проведенных в рамках системы обязательного медицинского страхования РФ // Россия сегодня. Тенденции и перспективы развития: материалы III Международной научно-практической конференции. - Курган: Курганский филиал Уральского института экономики, управления и права, 2015. -С. 172-174.

16. Решетников A.B., Стадченко Н.Н., Соболев К.Э. Удовлетворенность россиян качеством медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования // Социология медицины. - 2015. - № 14(1). -С. 19-25.

17. Садовой М.А., Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С., Табакаев H.A., Тюфилин Д.С., Воробьева О.О. Удовлетворенность качеством медицинской помощи: «всем не угодишь» или «пациент всегда прав»? // Бюллетень сибирской медицины. - 2017. № 16 (1). - С. 152-161.

18. Соловьева О. Минздрав обнаружил нехватку врачей // Независимая газета. - 2017. - URL: http://www. ng.ru/economics/2017-08-02/4_7042_minzdrav.html (Дата обращения: 12.10.2017).

19. Тарасенко Е.А., Хорева О.Б. Экономическое стимулирование для устранения дефицита медицинских кадров в сельских территориях // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2016. - № 4. -С. 117-142.

20. Шишкин С. Три ключевых вопроса к системе здравоохранения // Демоскоп Weekly. - 2008. - № 331 — 332. - URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0331/tema05.php (Дата обращения: 12.10.2017).

21. Шишкин C.B., Шейман И.М., Абдин A.A., Боярский С.Г., Сажина C.B. Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы (доклад Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»). - М.: ВШЭ, 2016. - URL: https://www.hse.ru/data/2016/06/21/1116116168/Здра-воохранение.pdf (Дата обращения: 12.10.2017).

#мс

UDC 614.2

Kobyakova O.S., Deyev I.A., Boykov V.A, Shibalkov I.P., Holopov A.V., Nesvetaylo N.Ya. An integrated approach to determining the need for medical personnel on the model of the Tomsk region (Siberian State Medical University, Department of healthcare of Tomsk region)

Abstract. The recent history of modernization of the national health care system is characterized by the improvement of the health care system, including in the staff aspect. However, the opinion of the population and experts shows that it was not possible to completely solve the problem of shortage of doctors. This article presents the experience of the Tomsk region in terms of approaches to determining the deficit and imbalance of medical staff. This analysis formed the basis for further actions on staff policy in the health care system of the region.

Keywords: doctors, staff planning, staff deficit, staff imbalance, health care organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.