ских продуктов, поэтому алиментарной проблемой является дефицит не только йода, но и селена. Если проблема йоддефицитного состояния для континентальных стран достаточно изучена и разрешима путем массового потребления йодированной поваренной соли, то проблема дефицита селена изучена недостаточно и требует решения.
С учетом выявленного дефицита некоторых БАВ и результатов проведенной гигиено-токсикологической оценки химического состава и свойств некоторых отечественных и зарубежных биологически активных добавок (БАД) [7], в качестве биологических дополнителей к пище спортсменов выбрали БАД "Куватин" и "Биоферрон".
БАД "Куватин" (ООО "BIO-FARM HAKIM", Узбекистан) получают из коконов тутового шелкопряда путем гидролиза. БАД предназначен для укрепления иммунитета при интенсивных физических нагрузках (спортсмены, люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом) и рекомендуется в качестве дополнительного профилактического средства для предотвращения нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы. Аминокислотный состав БАД "Куватин" представлен в табл. 2.
Сироп "Биоферрон" производства ЧП при АО "Анди-жон-Дори-Дармон" (Андижанская область) имеет состав: барбарис, изюм, тмин, свекла, нават, вода питьевая. Внешний вид: прозрачная вязкая жидкость без осадка. Пищевая и биологическая ценность сиропа представлена в табл. 3.
Включение в рацион питания спортсменов БАД "Куватин" и "Биоферон" позволило приблизить к физиологической норме потребление незаменимых аминокислот, а также обеспечить требуемое количество витамина С в суточном рационе. Вместе с тем, использование указанных БАД оставило открытой проблему обеспечения организма спортсменов селеном.
Выводы. I. Повышение общей биологической ценности среднесуточных рационов питания спортсменов может быть достигнуто за счет увеличения потребления бобовых, рыбы, печени, кисломолочных продуктов, растительных масел, овощей, бахчевых, тыквы, фруктов и сухофруктов, зелени.
2. Коррекция питания спортсменов позволила улучшить сбалансированность пищевых веществ и повысить
его биологическую ценность. Повышение удельного веса белков животного происхождения в измененном рационе питания составило в среднем 25% по сравнению с фактическим рационом, растительных жиров — 15%. Снижение углеводов при измененном рационе составило 7-10%.
3. Сбалансированность основных пищевых веществ (белки, жиры, углеводы) в измененном рационе питания достигла оптимального уровня и составила 1:1, 1:4, 1, против 1:1, 2:4, 9 при фактическом рационе. Общая биологическая ценность измененного среднесуточного рациона питания повысилась до 90,2 ± 1,2%, по сравнению с 70,8 ± 1,0% при фактическом рационе.
4. За счет натуральных продуктов не удается достичь необходимых для организма спортсменов норм потребления витамина С, селена и аминокислот лейцина, треонина. Дополнительное применение в питании спортсменов БАД к пище "Куватин" и "Биоферрон" позволило компенсировать в рационах питания дефицит всех этих нутриентов, кроме селена.
Л ите ратура
1. Баренбойм Г. М., Маленков А. Г. Биологически активные вещества. Новые принципы поиска. — М., 1986.
2. Вржесинская О. А., Бекетова Н. А., Никитина В. А. и др. // Вопр. питания. — 2002. — № 1—2. - С. 27-
31.
3. Королев Л. Д. Гигиена питания. — 2-е изд. — М., 2007.
4. Тутельян В. А., Спиричев В. Б., Шатнюк Л. Н. // Вопр. пит. - 1999. - № 6. - С. 3-11.
5. Тутельян В. А., Суханов Б. П., Гаппаров М. М. Питание в борьбе за выживание. — М., 2003.
6. Тухтаров Б. Э. // Вопр. питания. - 2008. — № 3. -С. 33-35.
7. Химический состав пищевых продуктов. Кн. 2. Справочные таблицы содержания аминокислот, жирных кислот, витаминов, макро- и микроэлементов, органических кислот и углеводов / Под ред. И. М. Скурихина, М. Н. Волгарева. — М., 1987.
Поступила 09.02.09
Гигиена детей и подростков
С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2010 УДК 616.955/.956
Ю. А. Рахманин', И. Б. Ушаков2, Н. В. Соколова3, И. К. Рапопорт4
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ
'НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Москва; 2НИИ медико-биологических проблем РАН, Москва; 'Воронежский государственный педагогический университет;4ГУ Научный центр здоровья детей РАМН, Москва
В последние годы остро встала проблема комплексной оценки воздействия основных факторов жизнедеятельности на здоровье школьников и студентов. Статья содержит материал, полученный в ходе разработки комплексного подхода к гигиенической оценке качества жизни (КЖ) учащейся молодежи. Полученные данные позволяют сформулировать основные положения концепции комплексного подхода к оценке КЖ учащихся, ввести новый принцип сопоставления объективных показателей с субъективными оценками, доказать динамичность и изменчивость характеристик КЖ.
Полученный материал обосновывает необходимость теоретической и практической разработки данной проблемы.
Ключевые слова: качество жизни, учащиеся
гиена и санитария 2/2010
Yu. A. Rakhmanin, I. B. Ushakov, N. V. Sokolova, I. K. Rapopon. - A COMPREHENSIVE APPROACH TO THE HYGIENIC ASSESSMENT OF QUALITY OF LIFE IN PUPILS
The problem of a comprehensive evaluation of the influence of major vital factors on the health of schoolchildren and students has been recently pressing. The paper contains the material obtained in the development of a comprehensive approach to the hygienic assessment of quality of life (QL) in pupils and young students.
The findings enable one to state the fundamentals of the concept of a comprehensive approach to assessing QL in pupils, to introduce a new principle in the comparison of objective parameters with subjective ones, to prove the dynamics and variability of QL characteristics.
The obtained material substantiates the need for theoretical and practical developments of this problem. Key words: quality of life, pupils
В наступившем XXI веке изучение проблем учащейся молодежи приобретает особую важность. Как показывает анализ литературы, эти вопросы занимают ведущее место в кругу гигиенических, медико-биологических, социальных и психолого-педагогических исследований [1, 4, 6, 8—10]. Не вызывают сомнений актуальность изучения воздействия основных факторов жизнедеятельности на здоровье школьников и студентов и поиск репрезентативных критериев их комплексной оценки.
Одним из показателей, с помощью которого можно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности учащихся является качество жизни (КЖ) [3, 5, 7, 12]. В последние десятилетия концепция КЖ стала главенствующей в системе оценки результатов лечения в клинической медицине [2, 3, 12]. Однако в профилактической медицине, гигиене, в том числе гигиене детей и подростков, она не обрела пока достойного места.
КЖ — это прежде всего медико-социальное явление, охватывающее соматическое и психофизиологическое здоровье человека, его жизненные ценности, а также уровень экономического развития общества. КЖ — это категория, включающая сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического, социального благополучия и самореализации [11]. Анализ литературы показывает, что, несмотря на значительные разночтения в трактовке понятия КЖ, большинство авторов сходятся в том, что его определяющими компонентами являются состояние здоровья и степень удовлетворенности личности собственной жизнью [5, 7, 11].
Изучение КЖ школьников и студентов чрезвычайно важно, так как с его помощью можно не только выявить субъективные характеристики гигиенических, медико-биологических, социально-экономических и психолого-педагогических параметров условий жизнедеятельности учащихся, но и установить степень их взаимосвязи с объективными показателями. Анализ немногочисленных работ, посвященных гигиенической оценке КЖ школьников и студентов, свидетельствует о необходимости разработки комплексного подхода, выработки методических и организационных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся школ и вузов.
Цель нашей работы — научно обосновать комплексный подход к гигиенической оценке КЖ учащейся молодежи для разработки медико-психолого-педагогиче-ских и экономических программ сохранения здоровья и оптимизации условий жизнедеятельности школьников и студентов (на примере Воронежской области). Особое внимание уделили подбору информативных методов, применение которых возможно в условиях образовательных учреждений.
Исследование проводили в разных возрастных и социальных фуппах в процессе трехгодичного лонгитуди-
Рахманин Ю. А. — д-р мед. наук, проф., акад. РАМН, МАН, вице-президент РАЕН, МСА, дир. Института; Рапопорт И. К. — д-р мед. наук, вед. науч. сотр. лаб. изучения и прогнозирования состояния здоровья, факторов риска (917-49-56)
нального наблюдения. Всего обследовали 1867 человек: учеников старших классов типичных сельских и городских школ, учащихся Воронежского колледжа строительных технологий и Воронежского государственного педагогического университета. Кроме того, провели пилотное исследование с участием курсантов кадетского корпуса Москвы, а также анкетирование родителей.
Наша исходная исследовательская позиция заключалась в понимании КЖ как явления, имеющего объективные и субъективные характеристики. На наш взгляд, алгоритм комплексного исследования КЖ учащейся молодежи должен включать несколько этапов, в ходе которых с помощью группового и индивидуального подходов изучаются факторы, определяющие КЖ школьников и студентов: медико-биологические, гигиенические, психолого-педагогические и социально-экономические. При этом обязательным является использование широкого набора методов, таких как сравнительный и экспертный анализ, наблюдение, инструментальные измерения с помощью стандартных общепринятых методик, психологическое тестирование, анкетирование, интервьюирование, медико-социологическое исследование, а также статистический, дисперсионный и корреляционный анализы.
В ходе проведенной работы получили следующие результаты.
Кодирование полученных в процессе анкетирования качественных ответов в баллы позволило оценить КЖ школьников и студентов по пятибалльной шкале. Установили, что большая часть обследованных респондентов оценивают качество своей жизни в пределах 3—4 баллов. Сравнительный анализ показал, что наиболее высокие оценки КЖ дают сельские подростки. Доказали, что с возрастом снижается число респондентов, дающих высокие оценки качеству своей жизни. Это позволяет говорить о динамичности процессов самооценки КЖ.
Использование многофакторного дисперсионного анализа позволило рассчитать с вероятностью от 95 до 99% долю влияния отдельных факторов на формирование степени удовлетворенности жизнью школьников и студентов. Наибольшее влияние оказывают состояние здоровья, успеваемость и условия проживания. Кроме того, в группе студентов и сельских школьников велика доля влияния взаимоотношений с родителями, а у городских учащихся — кратности питания и вероятности достижения жизненного успеха. Существующие различия являются следствием воздействия совокупности значимых факторов, определяемых возрастным и территориальным аспектами.
В ходе исследования доказали высокую корреляционную связь степени удовлетворенности жизнью и самооценки состояния здоровья. Величина коэффициента корреляции изменяется от 0,32 до 0,64 в зависимости от возрастного и социального статуса респондентов. Установили, что учащиеся с высокой степенью удовлетворенности жизнью дают высокие оценки состоянию своего здоровья и наоборот.
Комплексная оценка состояния здоровья школьников и студентов по данным медицинских карт показала, что основной вклад в структуру функциональных откло-
нений вносят отклонения в деятельности системы кровообращения (382,1%о), нервной системы (211,4%о), органа зрения (168,1%о), а также эндокринно-обменные нарушения у школьников (179,5%о). Особую тревогу вызывает значительное увеличение числа детей, имеющих нервно-психические расстройства, преимущественно невротического круга. Среди хронических заболеваний у школьников 1-е ранговое место прочно занимают болезни костно-мышечной системы (564,5%о). На 2-м месте находятся заболевания пищеварительной системы (145,5%о) и нервно-психические заболевания (113,5%о). В студенческой среде широкое распространение получили заболевания пищеварительной системы (277,8%о), органа зрения (97,2%о) и хирургической сферы (83,4%о).
Сопоставление субъективных характеристик с объективными показателями состояния здоровья учащейся молодежи показало, что низкая самооценка здоровья сопровождается наличием жалоб на кашель (11,2%), снижение работоспособности (16,5%), памяти (8,4%), зрения (7,2%), головные боли (14,6%), раздражительность (6,1%) и боли в сердце (5,7%). В ходе исследования доказали наличие высоких корреляционных зависимостей степени удовлетворенности КЖ от таких объективных характеристик уровня адаптации организма, как индекс физического состояния (г = 0,43—0,57) и степень адаптации (г= 0,51-0,62).
Таким образом, проведенное исследование доказывает, что характеристики КЖ дополнительно могут быть использованы при оценке состояния здоровья учащейся молодежи.
Большую часть времени обследуемые респонденты проводили в учебном заведении, следовательно, учебная среда оказывала воздействие на состояние их здоровья, а также и на КЖ.
По результатам комплексной гигиенической оценки условий обучения школьников и студентов, типичными несоответствиями гигиеническим требованиям, характерными для обследованных учебных заведений явились превышение наполняемости учреждений, низкий уровень освещенности учебных помещений, нарушения температурного режима в зимний период, отсутствие достаточного набора мебели, соответствующей росту учащихся, нерационально составленное расписание занятий и чрезмерно высокая учебная нагрузка. Оценка степени взаимосвязи объективных параметров воздушно-теплового и светового режима и самооценки КЖ и состояния здоровья респондентов с помощью корреляционного анализа показала, что, к сожалению, полученные зависимости носят слабый характер (г = 0,12—0,24).
Анализ корреляционных связей объективных показателей деятельности сердечно-сосудистой системы, среднего балла и субъективных характеристик КЖ и состояния здоровья учащихся показал, что учебный процесс оказывает существенное воздействие на деятельность сердечно-сосудистой системы, что в свою очередь определяет субъективные характеристики состояния здоровья и КЖ. Наличие значительного числа корреляционных связей среднего балла (качества жизни) с частотой сердечных сокращений, артериальным давлением, пробой Руфье—Диксона и индексом Робинсона (особенно у учащихся выпускных классов) говорит о том, что сердечнососудистая система функционирует в состоянии напряжения.
Одним из свойств, наиболее достоверно характеризующим реакцию организма школьника и студента на нервно-эмоциональную учебную нагрузку, является тревожность. Результаты корреляционного анализа показали наличие достоверной связи балльной оценки уровня личностной тревожности и самооценки как КЖ, так и состояния здоровья школьников и студентов (г — 0,41). Полученные данные позволяют сделать вывод о возможности создания на базе психофизиологических характе-
ристик личности экспертной системы для выявления личностных факторов риска при формировании степени удовлетворенности жизнью.
Следовательно, современная общеобразовательная и высшая школа, предъявляя высокие требования к обучающимся, сама представляет собой комплекс факторов, оказывающих существенное отрицательное воздействие на формирование здоровья и КЖ школьников и студентов.
Немаловажное значение в формировании КЖ подростков и студенческой молодежи играют условия питания и проживания. Корреляционный анализ показал, что городские школьники в формировании самооценки КЖ и состояния здоровья первостепенную роль отводят соблюдению режима питания, в то время как сельские — качественному составу пищевого рациона. Установили, что в наибольшей степени удовлетворены условиями своего проживания сельские подростки, а менее всего довольны студенты. Выявили достоверную связь степени удовлетворенности жизнью учащихся и типа жилища (г = 0,37), наличия отдельной изолированной комнаты (г= 0,51), площади жилой комнаты (г= 0,47).
Таким образом, разработанный нами комплексный подход к гигиенической оценке КЖ учащейся молодежи соответствует таким принципам концепции исследования КЖ в клинической медицине, как многомерность, изменение показателей во времени, активное участие самого человека в оценке своего состояния. Но при этом он предполагает обязательное введение нового дополнительного принципа: сопоставления субъективных оценок с объективными показателями с использованием современных математических и статистических методов обработки данных. Данный принцип позволяет при высокой связи использовать субъективные характеристики в качестве скрининг-тестов, при низкой связи или ее отсутствии диктует необходимость глубокого изучения причинно-следственных связей факторов, что в свою очередь позволит получить новые данные и разработать практические рекомендации.
Доказанная в ходе проведенного исследования динамичность субъективных оценок КЖ подростков и юношей и его объективных характеристик является следствием естественных процессов роста и развития лиц подросткового и юношеского возраста. Изменчивость данных показателей доказывает целесообразность проведения продольного (лонгитудинального) исследования с межгрупповым сравнением показателей КЖ учащейся молодежи.
Использование комплексного подхода к гигиенической оценке КЖ учащейся молодежи позволяет установить приоритетные факторы, влияющие на КЖ школьников и студентов: общие, роль которых неоспорима в каждой из обследуемых возрастных групп, и частные, оказывающие влияние в каждом конкретном случае. Анализ данных факторов в их взаимосвязи и взаимозависимости является основой для разработки медико-психолого-педагогических и социально-экономических программ сохранения здоровья и оптимизации условий жизнедеятельности школьников и студентов в зависимости от их возраста, места проживания, социального статуса и психологических особенностей личности.
Литература
1. Агаджанян Н. А. Здоровье студентов. — М., 1997.
2. Альбицкий В. Ю., Волгина С. Я., Латыпова Н. А. // Вопр. соврем, педиатр. — 2004. — Т. 3, прил. 1. — С. 19.
3. Баранов А. А и др. // Рос. педиатр, журн. — 2005. — № 5. - С. 30-34.
4. Баранов А. А., Кучма В. Р. // Здравоохр. Рос. Федерации. - 2008. - № 1.-С. 10-11.
[гиена и санитария 2/2010
5. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования / Денисов В. И. и др. — М., 2000.
6. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Павлович К. Э. Подросток. Физиолого-гигиенические и психосоциальные основы обучения. — М., 2004.
7. Методика оценки качества жизни / Кузьмичев Л. А. и др. — М., 2000.
8. Мешков Н. А. и др. // Гиг. и сан. — 2007. — N9 5.— С. 52-53.
9. Миннибаев Т. Ш. и др. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы Ме-
ждународного конгресса. — М., 2004. — Ч. 2. — ^ 278_279
10. Рахманин Ю. А. и др. // Гиг. и сан. - 2007. - № 5. - С. 5-7.
11. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний: словарь терминов / Под ред. А. И. Вялкова, Р. Г. Оганова. - М„ 2001. - С. 117-125.
12. Шевченко Ю. Л. // Мед. газета. - 2000. - № 53. — С. 6-7; № 54. - С. 6.
Поступила 20.02.09
СТ. В. ГОДОВЫХ. 2010
УДК 613.956:572.51)-055.25(571.(51)
Т. В. Годовых
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕВОЧЕК ЧУКОТКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ
Тюменский научный центр Сибирского отделения РАН
Впервые изучены трансформации физического развития в процессе полового созревания девочек Чукотки. Выявлены общебиологические закономерности роста и развития, дана характеристика адаптивных типов аборигенов и мигрантов с учетом изменений физического развития по стадиям полового созревания девочек Чукотки. Аборигены Чукотки характеризуются оптимальными трансформациями физического развития в процессе полового созревания относительно мигрантов Чукотского АО.
Ключевые слова: девочки, дети, Чукотка, половое созревание, физическое развитие, адаптация
Т. V. Godovykh. - PHYSICAL DEVELOPMENT IN CHUKOTKA GIRLS DURING PUBESCENCE
Physical development transformation was first studied in Chukotka girls during pubescence. The general biological regularities of growth and development were revealed; the characteristics of the adaptive types of aboriginal and migrant populations are given in terms of physical development changes by pubescence stages in Chukotka girls. The Chukotka aboriginals are characterized by optimal physical development transformations during pubescence as compared with the migrants of the Chukotka Autonomous District.
Key words: girls, children, Chukotka, pubescence, physical development, adaptation
Физическое развитие детей в процессе онтогенеза претерпевает трансформации, отображающие приспособительную реакцию организма [2, 3]. Экстремальные климатогеографические факторы значительно влияют на рост и развитие детей [1], создавая определенный эко-тип. Уровень приспособления к конкретным природным условиям стимулирует созревание определенных органов и систем. Население Чукотки характеризуется поли-морфностью изменений за счет миграции, состоит из мигрантов и аборигенов, причем аборигенное население достаточно ассимилировано, представлено смешением популяций.
Цель исследований — изучение морфофункциональ-ных трансформаций физического развития девочек Чукотки в процессе полового созревания с учетом морфо-функциональной зрелости и этнической принадлежности.
Материалы и методы
Изучали физическое развитие девочек в соответствии с унифицированной методикой антропометрических исследований человека [6, 7]. В число изучаемых сомато-метрических признаков включили массу, длину тела, длину туловища, окружность грудной клетки, плеча, бедра, голени; поперечные диаметры плеч, таза, предплечья, бедра, голени; толщину кожно-жировой складки (над трицепсом, под лопаткой, на животе, голени), дисталь-ные диаметры бедра, лодыжки, плеча и запястья. На основании полученных соматометрических данных определили индексы ширины плеч и таза, индекс Кетле, ин-
Тодовых Татьяна Владимировна — канд. мед. наук, ст. науч. сотр. отд. протекторных механизмов репродуктивных систем криосферы (tgog@mail.ru)
деке Рорера, массу компонентов тела (по формулам Ма-тейки) [8] и их отношение к массе тела, площадь тела.
Поперечными исследованиями в 2004—2005 гг. обследовали 363 девочки Чукотки в возрасте от 10 до 17 лет с изучением основных и расширенных показателей физического развития. Стадии полового созревания оценивали по методу J. Tanner с выделением стадий полового развития [9]. Обследовали группу девочек-мигрантов (157 человек) и группу девочек-аборигенов (206 человек) из числа малочисленных народов Севера. По результатам исследований, в I стадию вошли 94 девочки, во II — 97, в III — 50, в IV и V — 122 девочки. Полученный материал обрабатывали на компьютере типа IPM Pentium IV с помощью стандартных методов математической статистики. Достоверность различий оценивали по /-критерию Стьюдента, рассчитывали коэффициент корреляции Пирсона [5].
Результаты и обсуждение
Исследования показали, что девочки-аборигены вступают во II стадию позже мигрантов (см. таблицу), по остальным стадиям полового развития различий возраста не выявили. Метизация девочек малочисленных народов Севера составила 35,8%. Девочки-мигранты родились на территории Чукотки в 45,5% случаев, остальные имели различные сроки проживания.
Длина тела девочек Чукотки достоверно увеличивается на каждой последующей стадии полового созревания (за исключением III стадии) с наибольшей скоростью прироста на II стадии с периодом затишья на III. В начале полового развития и по его окончании девочки-ми-гранты имеют большую длину тела, чем аборигены (см. таблицу), однако прирост длины тела девочек-абориге-нов практически во всех стадиях больше в 1,5—2 раза,