Здоровье и общество
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2021 УДК 613.96
Булычева Е. В., Жданова О. М., Сетко И. А.
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
ЗДОРОВЬЯ
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, 460000, г. Оренбург
Цель исследования — установить особенности качества жизни подростков и обосновать его как ориентировочный критерий донозологического состояния здоровья для массовых скрининговых исследований среди подростковой популяции.
В период полового созревания у подростков, преимущественно у девочек, установлено ухудшение качества жизни, при этом минимальные показатели качества жизни зарегистрированы у подростков 12-летнего возраста, что, вероятно, обусловлено снижением у этой возрастной группы относительно учащихся других групп уровня функционирования центральной и дыхательной систем на фоне нарушения вегетативного баланса. Показана зависимость шкал психического компонента качества жизни подростков от таких функциональных показателей центральной нервной системы, как устойчивость нервной реакции (r=0,4) и уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы (r=0,4—0,5), зависимость шкал физического компонента качества жизни учащихся от функционального уровня нервной системы (r=0,4—0,5), от интегральных показателей вегетативной нервной системы (r=-0,4—0,5), от показателей функционального состояния дыхательной системы (r=0,4—0,6).
Полученные данные позволяют рассматривать качество жизни как ориентировочный диагностический ин-струментарй оценки донозологического состояния здоровья для массовых скрининговых исследований среди подростковой популяции.
Ключевые слова: школьники; качество жизни; донозологическое состояние здоровья; корреляционный анализ.
Для цитирования: Булычева Е. В., Жданова О. М. Сетко И. А., Качество жизни школьников как интегральная характеристика донозологического состояния здоровья. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021 ;29(5):1103—1110. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-5-1103-1110 Для корреспонденции: Булычева Екатерина Владимировна, канд. мед. наук, доцент кафедры профилактической медицины ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» МЗ РФ, e-mail: e-sosnina@mail.ru
Bulycheva E. V., Zhdanova О. М., Setko I. A. THE QUALITY OF LIFE OF ADOLESCENTS AS INTEGRAL CHARACTERISTIC OF PRE-NOSOLOGIC
HEALTH CONDITION
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Orenburg State Medical University" of
Minzdrav of Russia, 460000, Orenburg, Russia
The purpose of the study is to establish characteristics of quality of life of adolescents and substantiate it as a reference criterion of pre-nosologic condition of health for mass screening observations of adolescent population. During puberty, in adolescents, mainly in girls, deterioration of quality of life is established. At that, minimal indices of quality of life were registered in adolescents 12 years old, that is probably conditioned by decreasing of level of functioning of central and respiratory systems against the background of vegetative balance disorders in this age group as compared with students of other age groups. The dependence of scales of mental component of quality of life of adolescents is established from following functional indices of central nervous system: stability of nervous reaction (r = 0.4) and level of functional capabilities of formed functional system (r = 0.4—0.5); physical component of quality of life of students from functional level of nervous system (r = 0.4—0.5), from integral indices of autonomic nervous system (r = -0.4—0.5); from indices of functional state of respiratory system (r = 0.4—0.6). The obtained data allows to consider quality of life as a reference diagnostic tool for assessing pre-nosologic health condition in mass screening observations of adolescent population.
Keywords: school children; quality of life; pre-nosologic condition; health; correlation analysis.
For citation: Bulycheva E. V., Zhdanova О. М., Setko I. A. The quality of life of adolescents as integral characteristic of pre-nosologic health condition. Problemi socialnoigigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2021;29(5):1103—1110 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-5-1103-1110
For correspondence: Bulycheva E. V., candidate of medical sciences, associate professor of the Chair of Preventive Medicine of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Orenburg State Medical University" of Minzdrav of Russia. e-mail: e-sosnina@mail.ru
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support
Received 12.05.2021 Accepted 27.06.2021
Субъективная оценка состояния здоровья может отражать общее состояние здоровья, особенности психоэмоционального состояния, а через механизмы психосоматического канала влиять на функционирование органов и систем [1—4]. В отечественной практике исследование качества жизни широко применяется в клинической медицине у пациентов
с сахарным диабетом, хроническими заболеваниями почек. Оценка качества жизни среди здоровых детей и подростков редко используется как скринин-говый диагностический инструментарий. В зарубежном здравоохранении, напротив, исследование качества жизни включено в практику комплексной оценки промежуточного состояния между здоро-
вьем и болезнью — субоптимального состояния здоровья [5]. Анкетный метод позволяет охватить за короткий промежуток времени большую популяцию подростков и детей и выявить при анализе полученных данных группы риска для направления на углубленное объективное обследование [6—11]. Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.09.2017 № 514н «О Порядке профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» в настоящее время предусматриваются только комплексные профилактические осмотры [12] в период начала пубертата, времени ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующегося важными изменениями в организме подростка. С 11 до 13 лет осмотр подростков осуществляется только участковым врачом-педиатром, детским стоматологом и в 13 лет офтальмологом. Этот факт определяет риск отсутствия контроля за формированием психической сферы подростка, которая в данный период существенно трансформируется. В связи с этим использование в качестве скрининга оценки качества жизни на базе образовательных организаций может являться важным инструментарием в своевременном выявлении подростков с начальными признаками формирования аддиктивных форм поведения и их предвестников, в том числе отклонений в соматическом и социальном здоровье, поскольку имеющиеся опросники включают оценочные шкалы социального функционирования, шкалы психического и физического компонентов здоровья. В пользу введения скрининга оценки психического компонента здоровья с 11 лет свидетельствуют данные о том, что в настоящее время порог дебюта употребления психоактивных веществ снизился и укладывается именно в период 11—13 лет [13, 14]. В 15—17 лет уже до 7% юношей и 3% девушек пробовали наркотические вещества; а 16% подростков отмечают, что имеют знакомых в возрасте 15—17 лет, которые регулярно употребляют психоактивные вещества [13]. Кроме того, согласно данным опубликованного отчета ВОЗ, максимальное увеличение потребления психоактивных веществ приходится на возраст 13— 15 лет [15].
Оценка качества жизни на примере подростковой популяции в опубликованных научных исследованиях показала свою информативность и комплексность оценки функционального состояния учащихся, охватывающего физиологическое, психологическое, эмоциональное и социальное функционирование [1—4]. Качество жизни — медико-социальное понятие, отражающее степень удовлетворенности собственной жизнью, определяющим компонентом которого в первую очередь является состояние здоровья [1—4]. Исследование особенностей качества жизни подростков позволит научно обосновать систему скрининговой оценки состояния здоровья школьников, что поможет медицинским работникам в условиях образовательного учреждения выявлять учащихся группы риска, имеющих ранние функциональные изменения, и проводить своевре-
Health and Society
менную профилактическую работу, направленную на коррекцию выявленных отклонений.
Цель исследования — установить особенности качества жизни школьников и обосновать его как ориентировочный критерий донозологического состояния здоровья для массовых скрининговых исследований среди подростковой популяции.
Материалы и методы
Среди 750 подростков (380 девочек и 370 мальчиков) 11—17 лет, обучающихся в 5—11-х классах средней общеобразовательной школы, проведено одномоментное исследование качества жизни. Критериями включения являлись:
• школьники с I—II группами здоровья, а также подростки с III группой здоровья, страдающие хроническими заболеваниями (синусит, ринит, фарингит, миопия средней степени, аллергический конъюнктивит, хронические болезни женских тазовых органов, увеличение щитовидной железы без нарушения функции, кожные хронические заболевания, сколиоз, плоскостопие), при отсутствии осложнений;
• наличие письменного информированного согласия на медицинское обследование родителей и учащихся, достигших 14-летнего возраста.
Критериями исключения служили:
• острые и хронические заболевания учащихся в стадии обострения;
• перенесенные за 2 нед до обследования острые заболевания;
• отказ от обследования.
Исследование проводилось в период учебной деятельности с ноября по декабрь в медицинском кабинете общеобразовательного учреждения с соблюдением этических принципов, предъявляемых Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации (Форталеза, 2013).
Оценка качества жизни выполнена методом анкетирования с помощью опросника MOS-SF-36 (J. Е. Ware, 1992), адаптированного для подростков 11—14 лет. Степень удовлетворенности качеством жизни учащихся оценивалась по трехуровневой шкале, согласно которой сумма баллов 70—100 соответствовала «хорошей» удовлетворенности качеством жизни, 50—70 — «удовлетворительной», <50 — «неудовлетворительной» \
В целях обоснования использования метода оценки качества жизни как ориентировочного критерия донозологического состояния здоровья для массовых скрининговых исследований среди подростковой популяции проведена оценка донозоло-гического состояния здоровья учащихся по основным функциональным системам, обеспечивающим и поддерживающим общий уровень функционального состояния организма: центральной, вегетатив-
1 Федеральные рекомендации «Алгоритм оценки качества жизни подростков, связанного со здоровьем, критерии оценки, выделение групп риска» (Кучма В.Р. и соавт., 2016).
Здоровье и общество
ной, дыхательной. Функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) оценено по функциональному уровню нервной системы (ФУС) , устойчивости нервной реакции (УР), уровню функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ), автоматически рассчитанных на аппаратно-программном комплексе методом вариационной хронорефлексометрии М. П. Мороз [15]; функциональное состояние вегетативной нервной системы (ВНС) — по вегетативному показателю ритма (ВПР), индексу вегетативного равновесия (ИВР) и показателю адекватности процессов регуляции (ПАПР), индексу напряжения регуляторных систем (ИН), зарегистрированных методом вариационной пульсометрии на автоматизированном кардиоритмографическом комплексе ОбТО-ехреП [14]; функциональное состояние дыхательной системы — по показателю жизненной емкости легких (ЖЕЛ), форсированной емкости легких (ФЖЕЛ), объема форсированного выдоха за первую секунду (ОФВ^, пиковой объемной скорости (ПОС), мгновенной объемной скорости в момент выдоха 25% (МОС25), мгновенной объемной скорости в момент выдоха 50% (МОС50), мгновенной объемной скорости в момент выдоха 75% (МОС75), средней объемной скорости в момент вы-
доха 25—75% (СОС25—75), регистрируемых на спирографе.
Для обеспечения доказательности проводимого исследования между параметрами качества жизни и показателями донозологического здоровья был проведен корреляционный анализ с определением коэффициента корреляции Пирсона (г). Полученные данные подчинялись закону нормального распределения и были представлены в виде среднего арифметического и ошибки среднего (М±т). Для определения достоверности различий исследуемых показателей применялся ¿-критерий Стьюдента. При компьютерной обработке использован пакет прикладных программ Microsoft Office и Statistica 6,0.
Результаты исследования
В целях доказательной медицины приведены данные сравнительного анализа балльной оценки шкал качества жизни у учащихся от 11 к 17 годам (рис. 1, 2). Показано, что у учащихся в возрасте 12 лет определены минимальные значения по всем шкалам психического здоровья: ролевое функционирование (50,6±1,25 балла), жизнеспособность (55,3±1,83 балла), социальное функционирование (51,7±2,83 балла), эмоциональное функционирова-
Рис. 1. Показатели балльной оценки качества жизни учащихся по шкалам психического здоровья с учетом
возраста.
PF BP GH
шкалы качества жизни
□ 11 лет ■ 12 лет И13 лет □ 14 лет И15 лет Я 16 лет □ 17 лет
Рис. 2. Показатели балльной оценки качества жизни учащихся по шкалам физического здоровья с учетом возраста.
Таблица 1
Показатели качества жизни мальчиков и девочек (в баллах)
Шкала
Мальчики
Девочки
Физического функционирования 92,4±3,91 86,6±3,58
Ролевого физического функционирования 92,9±3,91 59,1±9,09*
Интенсивности боли 85,2±3,47 59,2±5,23*
Общее состояние здоровья 77,3±3,56 58,0±3,91*
Жизнеспособности 68,9±5,60 48,6±4,43*
Социального функционирования 83,3±5,34 68,8±5,19*
Ролевого эмоционального функционирования 85,7±6,33 54,5±8,65*
Психологического здоровья 73,7±4,60 52,2±4,21*
Примечание. *р^0,05 при сравнении данных мальчиков с данными девочек.
ние (45,9±1,17 балла) и психический компонент здоровья (49,0±2,39 балла).
Аналогичная тенденция выявлена и среди 12-летних учащихся по шкалам, характеризующим физическое (соматическое) здоровье (см. рис. 2).
В результате сравнительного анализа уровня качества жизни девочек и мальчиков установлено, что у девочек показатели качества жизни были достоверно ниже, чем у мальчиков: по шкалам ролевого физического функционирования — на 36,3%, интенсивности боли — на 30,5%, общего состояния здоровья — на 24,9%, жизнеспособности — на 29,5%, социального функционирования — на 17,4%, ролевого эмоционального функционирования — на 36,4% и психологического здоровья — на 29,1% (табл. 1).
В целом девочки оценивали свое состояние здоровья и качество жизни как «удовлетворительное» , мальчики — как «хорошее». Однако от 4,5 до 54,5% девочек оценивали качество жизни как «неудовлетворительное», в то время как доля мальчиков с неудовлетворительными оценками не превышала 4,8—23,8% (табл. 2).
Поскольку субъективное восприятие качества жизни базируется на объективных показателях состояния здоровья, его изменение по различным
Таблица 2
Распределение подростков в зависимости от степени удовлетворенности качеством жизни (%)
Шкала Группы Удовлетворенность качеством жизни
неудовлетворительная удовлетворительная хорошая
Физического функцио- Мальчики 4,8 4,8 90,5
нирования Девочки 4,5 4,5 90,9
Ролевого физического Мальчики — 14,3 85,7
функционированияе Девочки 36,4 13,6 50,0
Интенсивности боли Мальчики — 19,0 81,0
Девочки 27,3 40,9 31,8
Общего состояния здо- Мальчики 4,8 23,8 71,4
ровья Девочки 36,5 36,4 27,2
Жизнеспособности Мальчики 23,8 23,8 52,4
Девочки 54,5 27,3 18,2
Социального функцио- Мальчики 4,8 14,3 81,0
нирования Девочки 9,1 45,5 45,5
Ролевого эмоционально- Мальчики 14,3 9,5 76,2
го функционирования Девочки 40,9 27,3 31,8
Психологического здоро- Мальчики 9,5 28,6 61,9
вья Девочки 54,5 22,7 22,7
Health and Society Таблица 3
Корреляционная связь между показателями качества жизни и параметрами функционального состояния ЦНС (в ед.)
Показатели функционального состояния ЦНС
Шкала качества жизни ФУС УР УФВ
М Д М Д М Д
Физического функционирования 0,5 0,4 0,3 0,1 0,3 0,2
Ролевого физического функцио-
нирования -0,3 -0,2 -0,2 -0,1 -0,2 -0,1
Интенсивности боли -0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Общего состояния здоровья -0,2 0,1 0,1 0,3 0,1 0,3
Жизнеспособности 0,1 0,2 0,3 0,4 0,3 0,4
Социального функционирования 0,1 0,1 0,5 0,1 0,5 0,1
Ролевого эмоционального функ-
ционирования 0,2 0,1 -0,1 -0,1 -0,1 -0,1
Психологического здоровья -0,1 0,1 0,4 0,4 0,2 0,3
Примечание. Здесь и в табл. 4, 6: М — мальчики; Д — девочки.
шкалам может свидетельствовать об ухудшении функционирования разных систем организма [1— 4]. Для подтверждения предложенной гипотезы и доказательства необходимости использования опросника оценки качества жизни как маркера изменения основных систем организма — центральной, вегетативной, дыхательной — проведен корреляционный анализ. Так, у подростков выявлена умеренной силы зависимость показателя физического функционирования от функционального уровня нервной системы (г=0,4—0,5), а также показателя психического здоровья от устойчивости нервной реакции (г=0,4; табл. 3). Кроме того, у девочек шкала жизнеспособности (г=0,4), а у мальчиков шкала социального функционирования (г=0,5) коррелировали с показателями устойчивости нервной реакции и уровнем функциональных возможностей.
На основании этого можно предположить, что снижение психического компонента качества жизни у подростков 12-летнего возраста обусловлено снижением у них относительно учащихся других возрастных групп устойчивости нервной реакции до 0,8±0,09 ед. и уровня функциональных возможностей сформированной функциональной системы до 1,9±0,10 ед. (табл. 4).
У подростков также установлена корреляционная зависимость показателей качества жизни от параметров функционального состояния ВНС. У девочек определена прямая зависимость шкалы психологического здоровья от ИВР (г=0,4), ВПР (г=0,4) и ИН (г=0,4). У мальчиков выявлена обратная корреляционная зависимость шкал ролевого физического функционирования и интенсивности боли от ИВР (г=-0,5), ВПР (г=-0,5), ИН (г=-0,5; табл. 5).
Вероятно, причинами ухудшения качества жизни учащихся 12 лет явились в том числе изменения вегетативного статуса. Так, у подростков 12-летнего возраста установлено нарушение вегетативного баланса, в частности повышение активности симпати-
Здоровье и общество
Показатели функционального состояния ЦНС школьников (в ед.)
Таблица 4
Показатель Возраст, годы
11 12 13 14 15 16 17
ФУС УР УФВ 2,2±0,03 1,1±0,11 2,1±0,12 2,2±0,03 0,8±0,09 1,9±0,10 2,3±0,03* 0,9±0,10 2,0±0,11 2,3±0,04 1,4±0,12* 2,6±0,13* 2,4±0,04* 1,4±0,19 2,6±0,20 2,4±0,02 1,2±0,08 2,4±0,10 2,3±0,04 1,0±0,11 2,1±0,13
Примечание. Здесь и в табл. 6: *pm0,05 при сравнении учащихся данного возраста с учащимися годом младше.
Таблица 5
Корреляционная связь между показателями качества жизни и параметрами функционального состояния ВНС (в ед.)
Шкалы качества жизни
Показатели функционального состояния ВНС
ИВР ВПР ПАПР ИНБ
М Д М Д М Д М Д
0,2 0,1 0,2 -0,1 0,2 -0,2 0,2 -0,1
-0,4 -0,1 -0,4 -0,2 -0,2 -0,1 -0,4 -0,1
-0,5 -0,2 -0,5 -0,2 -0,3 -0,2 -0,5 -0,2
0,1 0,1 0,1 -0,1 0,1 -0,1 0,1 0,1
0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,1
0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
0,1 -0,1 0,1 -0,1 0,1 0,1 0,1 -0,1
0,2 0,4 0,1 0,4 0,2 0,2 0,2 0,4
Физическое функционирование Ролевое физическое функционирование Шкала боли
Общее состояние здоровья Шкала жизнеспособности Шкала социального функционирования Ролевое эмоциональное функционирование Психологическое здоровье
ческого тонуса ВНС, что подтверждали данные увеличения у них относительно учащихся других возрастных групп ИВР до 284,8±40,6 ед., ВПР до 8,3±0,87 ед. и ПАПР до 76,1±9,10 ед. (табл. 6). Об этом свидетельствовало и значение индекса напряжения регуляторных систем, которое у подростков 12 лет в среднем составляло 222,5±38,76 ед. и, согласно шкале В. П. Казначеева (1981), соответствовало неудовлетворительному уровню биологической адаптации, характеризующемуся нарушением гомеостатического равновесия, истощением регуля-торных систем, тогда как у остальных учащихся значения ИН находились в диапазоне от 62,0±9,40 до
195,1±21,98 ед., что соответствовало напряжению механизмов биологической адаптации.
Вместе с тем у учащихся определена зависимость показателей шкал физического функционирования (г=0,4) и ролевого физического функционирования (г=0,4—0,6), а у девочек, помимо этого, шкалы интенсивности боли (г=0,4—0,6) от параметров функционального состояния дыхательной системы (табл. 7).
В связи с этим можно полагать, что сниженные показатели шкал физического функционирования, ролевого физического функционирования и интенсивности боли у 12-летних подростков были обу-
Таблица 6
Показатели функционального состояния ВНС школьников (в ед.)
Показатель Возраст, годы
11 12 13 14 15 16 17
ИВР ВПР ПАПР ИН 247,3±28,74 7,5±0,58 69,2±3,73 195,1±21,98 284,8±40,6 8,3±0,87 76,1±9,10 222,5±38,76 248,3±33,41 7,1±0,63 64,1±4,66 185,6±27,81 238,4±46,14 6,5±0,82 58,2±6,75 168,9±37,10 222,2±39,17 6,9±0,76 59,4±7,47 163,4±33,14 197,3±37,31 6,2±0,75 55,9±4,88 149,5±33,14 87,8±12,42* 3,3±0,30* 42,8±3,53* 62,0±9,40*
Таблица 7
Корреляционная связь между показателями качества и параметрами функционального состояния дыхательной системы (в ед.)
Показатель функционального состояния дыхательной системы
Шкала качества жизни ЖЕЛ ФЖЕЛ ПОС ОФВ! МОС25 МОС50 МОС75 СОС25—75
М Д М Д М Д М Д М Д М Д М Д М Д
Физическое функционирование 0,4 0,1 0,4 0,1 0,4 0,2 0,1 0,1 0,1 0,3 0,4 0,3 0,1 0,4 0,2 0,4
Ролевое физическое функционирование 0,4 0,2 0,4 0,2 0,1 0,4 0,1 0,6 0,2 0,6 0,2 0,5 0,3 0,4 0,2 0,5
Интенсивность боли -0,1 -0,1 -0,1 -0,1 0,1 0,4 0,1 0,5 -0,1 0,6 -0,1 0,5 0,1 0,5 0,1 0,5
Общее состояние здоровья -0,2 -0,2 -0,1 -0,1 -0,2 0,2 0,1 0,3 -0,2 0,3 -0,3 0,3 -0,1 0,3 0,2 0,3
Жизнеспособность -0,3 -0,1 -0,1 0,2 -0,2 0,1 0,2 0,3 -0,2 0,3 -0,2 0,3 0,1 0,3 -0,2 0,3
Социальное функционирование -0,2 -0,3 0,1 -0,3 -0,1 0,2 -0,2 0,3 -0,1 0,3 -0,1 0,2 0,1 0,2 0,1 0,3
Ролевое эмоциональное функционирование 0,1 0,1 0,1 0,1 -0,2 0,1 0,2 0,2 -0,1 0,1 -0,3 0,2 -0,2 0,2 -0,3 0,2
Таблица 8
Распределение учащихся в зависимости от степени соответствия показателей функционального состояния дыхательной системы физиологической норме (в %)
Возраст, годы
11 12 13 14 15 16 17
ЖЕЛ:
1 44,3 43,3 50,0 42,9 56,8 68,7 36,0
2 47,5 40,0 50,0 52,4 20,5 23,9 22,0
3 8,2 16,7 — 4,8 22,7 7,5 42,0
ФЖЕЛ:
1 24,6 28,3 30,0 23,8 36,4 52,2 26,0
2 37,7 31,7 45,0 61,9 31,8 32,8 28,0
3 37,7 40,0 25,0 14,3 31,8 14,9 46,0
ПОС:
1 41,0 31,7 25,0 23,8 20,5 16,4 10,0
2 52,5 43,3 55,0 61,9 47,7 64,2 60,0
3 6,6 25,0 20,0 14,3 31,8 19,4 30,0
ОФВ1:
1 26,2 31,7 22,5 23,8 25,0 34,3 12,0
2 36,1 25,0 45,0 47,6 27,3 31,3 30,0
3 37,7 43,3 32,5 28,6 47,7 34,3 58,0
МОС25:
1 49,2 35,0 30,0 42,9 22,7 22,4 12,0
2 45,9 45,0 52,5 52,4 43,2 56,7 58,0
3 4,9 20,0 17,5 4,8 34,1 20,9 30,0
МОС50:
1 67,2 56,7 50,0 47,6 50,0 59,7 40,0
2 32,8 38,3 47,5 47,6 34,1 38,8 46,0
3 — 5,0 2,5 4,8 15,9 1,5 14,0
МОС75:
1 86,9 78,3 70,0 76,2 75,0 85,1 58,0
2 13,1 20,0 30,0 19,0 11,4 14,9 36,0
3 — 1,7 — 4,8 13,6 — 6,0
СОС25—75:
1 86,9 76,7 60,0 66,7 75,0 77,6 58,0
2 13,1 23,3 40,0 33,3 25,0 22,4 40,0
3 2,0
Примечание. Степень соответствия функциональных показателей дыхательной системы физиологической норме: 1 — норма; 2 — снижение; 3 — существенное снижение.
словлены существенным снижением у 16,7—43,3% учащихся параметров вентиляционной функции легких (табл. 8).
Обсуждение
Данные научных исследований последних лет о состоянии здоровья подрастающего поколения свидетельствуют о тенденции снижения доли здоровых детей, распространенности хронической заболеваемости, особенно среди детей среднего и старшего школьного возраста, специфика которого определяется не только возрастающими учебными нагрузками, но и изменениями функционального состояния органов и систем организма, обусловленных половым созреванием [16—17]. Для профилактики формирования хронических заболеваний в этот критический возрастной период важны диагностика ранних функциональных изменений и последующая их своевременная коррекция. В зарубежной системе здравоохранения на сегодняшний день доклинический статус неинфекционных заболеваний и их раннее выявление является основным мероприятием в решении проблемы сохранения здоровья населения [6—9]. В отечественной научной практике к информативным методам интегральной оценки функцио-
Health and Society
нального состояния детей и подростков относится исследование качества жизни, однако на практике данный диагностический инструментарий практически не используется.
Нами показано, что в начальный период полового созревания, характеризующийся существенными изменениями деятельности всех физиологических систем организма, у подростков 12-летнего возраста относительно обследуемых других возрастных групп происходило снижение качества жизни. Ухудшение качества жизни регистрировалось преимущественно у девочек, о чем свидетельствовали сниженные значения всех шкал физического и психического компонентов здоровья девочек по сравнению с мальчиками. У преобладающего числа девочек (от 36,5 до 54,5%) зарегистрирована низкая степень удовлетворенности состоянием соматического и психического здоровья, тогда как у большинства мальчиков (от 61,9 до 71,4%) определена высокая степень удовлетворенности собственным здоровьем.
Установлено, что формирование качества жизни подростков обусловлено влиянием донозологиче-ского состояния здоровья. Так, функциональное состояние ЦНС подростков определяло преимущественно субъективную оценку психического состояния здоровья, что подтверждали данные зависимости у учащихся шкалы психологического здоровья от показателя УР (г=0,4); шкалы жизнеспособности у девочек (г=0,4) и социального функционирования у мальчиков (r=0,5) от УР и УФВ. В подтверждение этого факта у подростков 12 лет на фоне сниженных психических показателей качества жизни определены минимальные относительно учащихся другого возраста УР и УФВ.
Функциональное состояние ВНС у девочек формировало психический, а у юношей — физический компоненты качества жизни, о чем свидетельствовала прямая зависимость у девочек шкалы психического здоровья (r=0,5), а у юношей обратная зависимость шкал ролевого физического функционирования и интенсивности боли от интегральных показателей функционального состояния ВНС (r=-0,4— 0,5). Можно предположить, что с повышением активности симпатического тонуса ВНС у мальчиков степень удовлетворенности физическим состоянием здоровья будет снижаться. Это нашло свое отражение в нарушении вегетативного баланса у 12-летних подростков, показатели качества жизни которых относительно учащихся других возрастных групп также были снижены.
Уровень функционального развития дыхательной системы обусловливал формирование физического компонента качества жизни учащихся, что отражала зависимость шкал физического функционирования, ролевого физического функционирования и интенсивности боли от показателей функционального состояния дыхательной системы (r=0,4—0,6). Этот факт подтверждали данные снижения у 12-летних подростков шкал физического здоровья на фо-
Здоровье и общество
не сниженных параметров вентиляционной функции легких.
Установленные особенности свидетельствуют о том, что качество жизни можно рассматривать как маркер изменения состояния здоровья учащихся и особенно необходимо контролировать у подростков с 11 лет, обращая внимание в первую очередь на девочек. Результаты исследования позволили разработать и рекомендовать для использования медицинскими работниками общеобразовательных учреждений систему скрининговой оценки состояния здоровья подростков, состоящую из нескольких этапов:
1-й этап — оценка качества жизни подростков по опроснику SF-36;
2-й этап — выявление подростков группы риска, имеющих неудовлетворительный уровень качества жизни (балльная оценка ниже 50 баллов по двум любым шкалам), для направления на углубленное объективное обследование;
3-й этап — донозологическая диагностика состояния здоровья подростков с использованием аппаратно-программных комплексов.
Заключение
В период полового созревания у подростков, преимущественно у девочек, установлено ухудшение качества жизни, при этом минимальные показатели качества жизни зарегистрированы у подростков 12-летнего возраста, что, вероятно, обусловлено снижением у этой же возрастной группы относительно учащихся других групп уровня функционирования центральной и дыхательной систем на фоне нарушения вегетативного баланса. Показана зависимость физического и психического компонентов качества жизни подростков от функционального состояния центральной нервной, вегетативной нервной, дыхательной систем, что позволяет рассматривать качество жизни как маркер изменения донозологического состояния здоровья подростков и рекомендовать систему скрининговой оценки состояния здоровья учащихся для использования медицинскими работниками на базе общеобразовательных учреждений.
Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К., Шубочкина Е. И. , Скоблина Н. А., Милушкина О. Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. Гигиена и санитария. 2017;96(10):990—5.
2. Баранов А. А. Состояние здоровья детей Российской Федерации. Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. 2012;91(3):9— 14.
3. Сухарева Л. М., Намазова-Баранова Л. С., Рапопорт И. К., Звездина И. В. Динамика заболеваемости московских школьников в процессе получения основного общего образования. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013;(3):18—26.
4. Сухарева Л. М., Намазова-Баранова Л. С., Рапопорт И. К. Заболеваемость московских школьников динамике обучения
с 1-го по 9-й класс. Российский педиатрический журнал. 2013;(4):48—53.
5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» 2017. Режим доступа: https://mednet.ru/napravleniya/mediczinskaya-statistika
6. Xu T., Zhu G., Han S. Prevalence of Suboptimal Health Status and the Relationships between Suboptimal Health Status and Lifestyle Factors among Chinese Adults Using a Multi-Level Generalized Estimating Equation Model. J. Environ. Res. Public Health. 2020;17(3):763. doi: 10.3390/ijerph17030763
7. Xu T., Liu J., Zhu G., Han S. Prevalence and Associated Lifestyle Factors of Suboptimal Health Status among Chinese Children Using a Multi-Level Model. J. Environ. Res. Public Health. 2020;17(5):1497. doi: 10.3390/ijerph17051497
8. Xue Y., Liu G., Feng Y., Xu M., Jiang L., Lin Y. Mediating effect of health consciousness in the relationship of lifestyle and suboptimal health status: a cross-sectional study involving Chinese urban residents. BMJ Open. 2020;10(10):e039701. doi: 10.1136/bmjopen-2020-039701
9. Almutairi K. M., Alonazi W. B., Vinluan J. M., Almigbal T. H., Batais M. A., Alodhayani A. A. Health promoting lifestyle of university students in Saudi Arabia: a cross-sectional assessment. BMC Public Health. 2018;18:1093. doi: 10.1186/s12889-018-5999-z
10. Соколова Н. В., Рапопорт И. К. Комплексный подход к оценке качества жизни учащейся молодежи. Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017;(2):6— 10.
11. СеткоА. Г., ТереховаЕ. А., ТюринА. В., МокееваМ. М. Особенности нервно-психического статуса и качества жизни детей и подростков как результат воздействия факторов риска образовательной среды. Анализ риска здоровью. 2018;(2):62—9.
12. Шубочкина Е. И., Иванов В. Ю., Блинова Е. Г., Новикова И. И., Янушанец О. И., Петрова Е. А. Региональные особенности жизнедеятельности и здоровья учащихся подросткового возраста (по данным многоцентровых исследований). Здоровье населения и среда обитания. 2018;(8):47—50.
13. Сонькин В. Д., Зайцева В. В., Макеева А. Г., Сонькин В. В. Компоненты качества жизни современных российских школьников. Новые исследования. 2008;(13):4—23.
14. Игишева Л. Н., Галеев А. Р. Комплекс ORTO-expert как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: методическое руководство. Кемерово; 2003. 36 с.
15. Мороз М. П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека. Методическое руководство. М.; 2003. 25 с.
16. Кучма В. Р., Фисенко А. П. Основные мероприятия десятилетия детства (2018—2027 гг.) в сфере укрепления здоровья детей России. В кн.: Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях: сборник статей VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. Екатеринбург: Изд-во УГМУ; 2018. Т. 6. С. 238.
17. Кучма В. Р. Вызовы XXI века: гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде (часть I). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016;(3):4—22.
Поступила 12.05.2021 Принята в печать 27.06.0.2021
REFERENCES
1. Kuchma V. R., Suhareva L. M., Rapoport I. K., Shubochkina E. I., Skoblina N. A., Milushkina O. Ju. Population health of children, risks to health and sanitary and epidemiological wellbeing of students: problems, ways of solution and technology of the activity. Gi-giena i sanitarija. 2017;96(10):990—5 (in Russian).
2. Baranov A. A. Child health status in the Russian Federation. Pedi-atrija. Zhurnal im. G. N. Speranskogo. 2012;91(3):9—14 (in Russian).
3. Suhareva L. M., Namazova-Baranova L. S., Rapoport I. K., Zvezdi-na I. V. Dynamics of morbidity of Moscow schoolchildren during the general education. Voprosy shkolnoj i universitetskoj mediciny i zdorovja. 2013;(3):18—26 (in Russian).
4. Suhareva L. M., Namazova-Baranova L. S., Rapoport I. K. The morbidity of moscow schoolchildren in the dynamics of the learning from the first to the ninth grade (longitudinal study). Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2013;(4):48—53 (in Russian).
5. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 514n «On the procedure for conducting preventive medical examinations
of minors» 2017. Available at: https://mednet.ru/napravleniya/ mediczinskaya-statistika (in Russian).
6. Xu T., Zhu G., Han S. Prevalence of Suboptimal Health Status and the Relationships between Suboptimal Health Status and Lifestyle Factors among Chinese Adults Using a Multi-Level Generalized Estimating Equation Model. J. Environ. Res. Public Health. 2020;17(3):763. doi: 10.3390/ijerph17030763
7. Xu T., Liu J., Zhu G., Han S. Prevalence and Associated Lifestyle Factors of Suboptimal Health Status among Chinese Children Using a Multi-Level Model. J. Environ. Res. Public Health. 2020;17(5):1497. doi: 10.3390/ijerph17051497
8. Xue Y., Liu G., Feng Y., Xu M., Jiang L., Lin Y. Mediating effect of health consciousness in the relationship of lifestyle and suboptimal health status: a cross-sectional study involving Chinese urban residents. BMJ Open. 2020;10(10):e039701. doi: 10.1136/bmjopen-2020-039701
9. Almutairi K. M., Alonazi W. B., Vinluan J. M., Almigbal T. H., Batais M. A., Alodhayani A. A. Health promoting lifestyle of university students in Saudi Arabia: a cross-sectional assessment. BMC Public Health. 2018;18:1093. doi: 10.1186/s12889-018-5999-z
10. SokolovaN. V., Rapoport I. K. Integrated approach to young students' life quality assessment. Izvestija Voronezhskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta. 2017;(2):6—10 (in Russian).
11. Setko A. G., Terehova E. A., Tjurin A. V., Mokeeva M. M. Peculiarities of neuro-psychic state and life quality of children and teenagers formed under influence exerted by risk factors existing in educational environment. Analiz riska zdorovju. 2018;(2):62—9 (in Russian).
12. Shubochkina E. I., Ivanov V. Ju., Blinova E. G., Novikova I. I., Janushanec O. I., Petrova E. A. The regional features of life and
Health and Society
health of adolescent pupils (according to multicenter studies). Zdor-ov'e naselenija i sreda obitanija. 2018;(8):47—50 (in Russian).
13. Son'kin V. D., Zajceva V. V., Makeeva A. G., Son'kin V. V. Components of the quality of life of modern Russian schoolchildren. Novye issledovanija. 2008;(13):4—23 (in Russian).
14. Igisheva L. N., Galeev A. R. ORTO-expert complex as a component of health-saving technologies in educational institutions: methodological guidance [Kompleks ORTO-expert kak komponent zdor-ovyesberegayushchikh tekhnologiy v obrazovatelnykh uchrezhdeni-yakh: metodicheskoye rukovodstvo]. Kemerovo; 2003. 36 p. (in Russian).
15. Moroz M. P. Express diagnostics of the functional state and human performance. Methodical guide [Ekspress-diagnostika funktsion-al'nogo sostoyaniya i rabotosposobnosti cheloveka. Metodicheskoye rukovodstvo]. Moscow; 2003. 25 p. (in Russian).
16. Kuchma V. R., Fisenko A. P. The main activities of the decade of childhood (2018—2027) in the field of strengthening the health of children in Russia. In: The modern model of medical support for children in educational institutions: a collection of articles of the VI National Congress on School and University Medicine with international participation [Sovremennaya model' meditsinskogo obespe-cheniya detey v obrazovatelnykh organizatsiyakh: sbornik statey VI Natsionalnogo kongressa po shkolnoy i universitetskoy meditsine s mezhdunarodnym uchastiyem]. Ekaterinburg: Izd-vo UGMU; 2018. Vol. 6. P. 238 (in Russian)
17. Kuchma V. R. Challenges of the xxi century: hygienic safety of the children in a changing environment (part I). Voprosy shkolnoj i uni-versitetskoj mediciny i zdorovja. 2016;(3):4—22 (in Russian).