Научная статья на тему 'Комплексный подход к формированию инвестиционной и социальной политики региона'

Комплексный подход к формированию инвестиционной и социальной политики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горинова Светлана Владимировна, Закинчак Андрей Игоревич

В процессе управления социально-экономическом развитием региона важную роль играет содержание инвестиционной и социальной политики. В статье предложен комплексный подход к её формированию, базирующийся на элементах программно-целевого планирования. Рассмотрены основные задачи, которые стоят перед региональными органами власти при формировании стратегии развития. Дана характеристика основных аспектов реализации инвестиционной политики. Предложен концептуальный алгоритм построения зависимости между целями развития регионального сообщества и его возможностями. Такой алгоритм обеспечивает эффективное использование потенциала региональной социально-экономической системы. Все это в совокупности позволит добиться эффективности и сбалансированности в реализации региональных проектов и программ, а также будет способствовать повышению самостоятельности регионов, как хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к формированию инвестиционной и социальной политики региона»

УДК 332.142

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

РЕГИОНА

С.В. Горинова, А.И. Закинчак

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС РФ

В процессе управления социально-экономическом развитием региона важную роль играет содержание инвестиционной и социальной политики. В статье предложен комплексный подход к её формированию, базирующийся на элементах программно-целевого планирования. Рассмотрены основные задачи, которые стоят перед региональными органами власти при формировании стратегии развития. Дана характеристика основных аспектов реализации инвестиционной политики. Предложен концептуальный алгоритм построения зависимости между целями развития регионального сообщества и его возможностями. Такой алгоритм обеспечивает эффективное использование потенциала региональной социально-экономической системы. Все это в совокупности позволит добиться эффективности и сбалансированности в реализации региональных проектов и программ, а также будет способствовать повышению самостоятельности регионов, как хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: инвестиционная политика, социальная политика, социально-экономическое развитие региона, экономический потенциал, качество жизни населения.

Регионы, являются важнейшими элементами экономической и территориальной структуры государства. Воспроизводственные процессы в них определяют не только эффективность территориальных образований, но и всей системы управления государством в целом. Основная цель государственного управления воспроизводственными процессами в регионах это обеспечение оптимального использования их ресурсного потенциала через процесс формирования оптимальной региональной социально-экономической политики, реализующей государственные интересы. В условиях рыночной экономики все экономические субъекты характеризуются высоким уровнем самостоятельности, при этом государственное управление носит регулятивный характер и реализуется через инструменты, заложенные в рамки проводимой ими политики.

В настоящее время региональные структуры имеют возможность решения вопросов комплексного экономического и социального развития, которые входят в компетенцию соответствующего уровня территориального управления на право-

вых принципах с использованием финансовых, экономических и материально-технических ресурсов региона и при этом самостоятельно распоряжаться достигнутыми результатами, удовлетворять потребности региона с учетом интересов государства. В качестве экономической самостоятельности региона, необходимо рассматривать возможности по удовлетворению внутренних потребностей регионального сообщества и обеспечению устойчивого развития хозяйственной системы без привлечения иных источников финансирования. Самостоятельность региональной социально-экономической системы в целом определяется возможностями ее самостоятельного развития не прибегая к использованию ресурсной базы других территориальных структур. Таким образом, необходимость функционирования региональной социально-экономической системы как самостоятельного субъекта обусловлена объективными обстоятельствами. В этой связи на первый план выходят вопросы обеспечения стабильности развития региональной социально-экономической системы

через формирование эффективной региональной политики.

Стабильность развития современной социально-экономической системы региона в большей степени определяется внутренними ресурсами и возможностями привлечения ресурсов извне. Зачастую, процесс привлечения ресурсов определяется отдельными хозяйственными единицами, а привлеченные ресурсы, фактически, служат лишь наращиванию производственного потенциала этих самых единиц, при этом не способствуя повышению самостоятельности территориальной структуры. Нерегулируемое распределение и перераспределение ресурсов в сложной рыночной обстановке влияет на равномерность территориального развития. Как было доказано ранее [2,3], неравномерность развития региональных социально-экономических систем приводит к серьёзному дисбалансу национальной экономики, при этом нужно учитывать, что скорость изменений при развитии технологических систем выше, чем в системах социальных, где наиболее консервативными к изменениям являются люди. В связи с этим, наиболее результативными оказываются воздействия на процессы финансового обеспечения внутренних и внешних ресурсных потоков. Эти процессы поддаются регулированию только при проведении сбалансированной региональной инвестиционной политики как составной части региональной социально-экономической политики. Соглашаясь с

М.А.Бородовской [1] заметим, что сущность региональной инвестиционной политики можно определить, как целенаправленную научно-обоснованную деятельность региональных органов управления по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально экономического развития региона, увеличение его производственного вклада в решение народнохозяйственных

проблем, улучшение качества жизни населения.

Для осуществления комплексного подхода к формированию инвестиционной и социальной политики региона, необходимо опираться на прогнозы развития региональной социально-экономической системы на заданный промежуток времени. При этом, необходимо учесть, как временной аспект (технологические изменения и изменения внешнего окружения), так и концепцию развития региональной системы, ее составляющие. По сути, реализация инвестиционной политики всегда связана с изменением социально-экономической системы и является целенаправленным ее переводом из существующего состояния в желаемое, описанное в терминах целей развития региона (рис .1). При этом необходимо рассматривать такой показатель как повышение уровня самостоятельности структуры, возможности по автономному функционирования ее хозяйственной системы.

Главный ориентир региональной экономической политики - эффективное управление хозяйственными процессами и, на этой основе, - улучшение качества жизни регионального сообщества. Структура региональной социально-экономической системы многообразна, и охватывает различные сферы: производство, потребление, финансово-распределительный механизм доходов и расходов регионального сообщества и т.д. Для обеспечения устойчивого развития всей региональной системы, «центр тяжести» должен находиться в сфере производства. На современном этапе реализации экономической политики основными направлениями являются следующие: повышение деловой активности и развитие на этой основе эффективного предпринимательства; эффективная

структурная перестройка региональной экономики (главный ориентир - правильное определение состава, места и роли

компонентов, образующих региональную экономику, а также нахождение оптимальных пропорций и форм взаимодействия между ними с целью повышения эффективности функционирования экономики и улучшения качества жизни населения).

Таким образом, первоочередной задачей комплексного подхода к формированию инвестиционной и социальной политики должно стать укрепление региональных системообразующих объектов, обеспечивающих целостность регионального хозяйства и необходимые межотраслевые связи.

Решение этой задачи осуществляется на основе анализа ключевых показателей реализации инвестиционной политики: удовлетворенность регионального сообщества товарами и услугами, как факторами потребления; эффективность использования ограниченных ресурсов для достижения целей, поставленных в рамках комплексного социально-экономического развития региона.

изменения, 5

Определение целевых значений перечисленных показателей в аналитическом процессе предполагает характеристику состояния региональной социально-экономической системы и уровне развития ее подсистем (экономической и социальной).

Для ряда показателей может быть использовано как нормативное значение, отражающее степень достаточности, так и максимально достигнутое в предыдущие периоды рассмотрения. Такой подход является правомерным с точки зрения системного рассмотрения исследуемой проблемы. Очевидно, что для оценки достижения целей должны использоваться индикаторы и параметры, которые бы объективно отражали их структуру.

Ал ьтернатиеные(допусти1яые) ко н цэд^ира^Ё иг ия р еги о н а

Sн в Sк - существующее (начальное) и желаемое (конечное) состояние системы; Тн, Тк - время изменений (начальное и конечное) Рис 1. Принципиальная схема системного представления процесса развития

региона системы

Поскольку внешние ресурсы рассматриваются как одно из средств решения проблем социально-экономического развития региона, то вначале необходимо определить базовые структуры, поддерживающие целостность региональной системы, а также оценить их состояние. Далее, необходимо установить зависимости между экономическими возможностями региона и социальными потребностями. Затем следует определение потребностей во внешних ресурсах на различные горизонты планирования. В качестве источников информации могут быть использованы прогнозы развития территорий, отраслевые аналитические отчеты, стратегии и концепции развития, и т.д. Ключевым требованием является наличие в источниках информации связи с целями, задачами и основными направлениями социально-экономического развития региона. В качестве параллельного процесса департаментом экономического развития должна осуществляться оценка изменений инвестиционного потенциала региона и степени развития региональных подсистем, отвечающих за дальнейшее функционирование региональной социально-экономической системы в режиме устойчивого роста. При разработке инвестиционной и социальной политики следует соблюдать следующие важнейшие условия:

1. При формулировании основной цели социальной политики региона, необходимо рассматривать процесс ее достижения, как последовательное достижение целей, представленных результатами решения совокупности отдельных проблем социально-экономического развития региона. Для настоящего времени характерно локальное рассмотрение инвестиционных проектов, а социальные проекты рассматриваются как дополнение (обязательная нагрузка), за счет реализации инвестиционного замысла, а не обеспечивается имеющимися инвестиционными ресурсами. В случае согласования

социальных проектов и инвестиционных по уровню решаемых социальных проблем, может быть получена система количественно определенных целей наращивания финансовой базы региона, увязанная с конкретными проблемами социально-экономического развития.

2. По мнению ряда специалистов в области территориального управления [2], при формировании целей региональной инвестиционной политики необходимо соблюдать принцип вариантности, следование которому означает разработку и оценку возможных стратегий и тактик инвестирования. Его соблюдение позволит создать предпосылки для реализации наиболее предпочтительного с точки зрения местного сообщества варианта региональной инвестиционной политики. Решить проблему выбора в рамках планирования регионального развития предлагается методом сопоставления прогнозов территориального развития по критерию наиболее эффективного использования экономического потенциала региональной социально-экономической системы (рис 2).

3. Региональные органы управления, которые в рамках разработки и реализации инвестиционной политики должны руководствоваться принципом результативности. Ключевым показателем действенности региональной инвестиционной политики должно стать не только эффективное освоение инвестиционных ресурсов, но и целевое их использование. Варианты по инвестированию должны сопоставляться не только по параметрам приведенного дохода, но и по критерию удовлетворения потребностей в ресурсах.

4. В рамках реализации социальной политики, должны оцениваться не только различные проекты, но и все варианты привлечения инвестиций (в части средств отдельных инвесторов, так и различных региональных внебюджетных фондов). При этом важно проводить ана-

лиз и самой структуры затрат, т.к. в этом случае она будет существенно различаться.

5. Региональные власти должны объединить в единый поток социальные и инвестиционные процессы. При этом важно учитывать эндогенные, экзогенные, а также синергетические эффекты. Подобные эффекты связаны с рисками, управление которыми должны быть заложены в механизм регионального управления по соответствующим направлениям деятельности. Максимально полно учесть влияние подобных эффектов позволяет применение принципов системного подхода в процессе интеграции.

6. Создание системы учета последствий реализации инвестиционной политики в различных сферах жизнедеятельности региональной социально-экономической системы. Социальная политика в данном случае может стать корректирующим фактором отношения регионального сообщества к реализуемым проектам. Использование в этом случае комплексного подхода позволит оценить жизненный цикл проектов, а также последствия реализации в отдаленной перспективе и с учетом интересов всех групп внешних и внутренних пользователей результатов этих проектов.

7. Не менее важной проблемой, которая лежит в плоскости управления региональной социально-экономической системой, является ограниченность ресурсов. Это касается как управления самими ресурсами, так и регулирующих воздействий на собственников ресурсов. Во втором случае, задача региональной власти найти такие способы воздействия, при которых будет найден компромисс между экономической выгодой и потребностями населения региона. Сложности могут возникнуть в случае рассмотрения монопольных ресурсов, для которых необходимо создавать механизмы, исключающие попытки воспользоваться ис-

ключительным положением на региональном рынке товаров и услуг.

8. Особенность, связанная с функционирования социально-экономической системы региона, предполагает неограниченные потребности в любых ресурсах. Это приводит к тому, что инвестиционная политика разрабатывается в условиях, когда любые ресурсы, вероятно, смогут найти эффективное применение, так как общая потребность в них не ограничена. В таких условиях любые проекты с этими ресурсами могут оказаться эффективными, но при этом учитывая интересы лишь ограниченной части регионального сообщества. В этой связи ключевую роль может сыграть увязка инвестиционной политики с главными задачами, которые стоят перед системой управления региона в контексте реализации социальной политики.

При определении общей цели региональной политики, необходимо ориентироваться на решение задач, связанных с повышением качества жизни регионального сообщества. При этом необходимо учитывать, что регион функционирует не только как самостоятельный субъект, но и находится в общей социально-экономической системе государства. Таким образом, исходя из того, что государство должно реализовывать определенные функции, по отношению к гражданам, можно сформулировать следующую иерархию целей: цель региональной политики - повышение комплексности использования ресурсов, реализация социальной защиты населения через повышение качества жизни населения; цель формирования интегрированной политики в области инвестиционных и социальных процессов - улучшение качества жизни населения, достигаемое за счет повышения потенциала и эффективности функционирования инвестиционной сферы региона, через оптимальное распределение ограниченных ресурсов.

Критерии оценки достижения цели политики и критерии анализа социально-экономического развития региона: показатель достигнутого уровня и образа жизни, а так же здоровья населения; показатель эффективности использования социально-экономического потенциала региона; уровень развития региональной инфраструктуры; показатель деловой активности; жизнеспособности региональных систем; показатель потенциала роста. Критерии оценки эффективности управления инвестиционными ресурсами в регионе выражаются в степени реализации поставленных целей в расчете на объем привлеченных ресурсов.

Наиболее сложным в реализации аспектом, проводимой региональными властями инвестиционной и социальной политики, является согласование целей и определение «контура развития». После определения целей, дальнейшим этапом реализации политики является определение путей достижения заявленных целей. Без этой части вся деятельность по реализации поставленных целей не может быть организована ни на уровне реализующих политику государственных структур, ни в рамках объекта управления, поэтому, кроме результата, необходимо еще видение процесса, то есть выделение того процесса, в котором или за счет которого появится требуемый результат. Если процесс достижения поставленных целей понятен и структурирован, то производится анализ последовательности событий, разбиение его на этапы, фазы, шаги и, собственно, организация деятельности.

В условиях рыночной самоорганизации, управлять процессами поиска, неизбежными при формировании инвестиционной политики, нельзя - априорное знание результата поиска ликвидирует саму сущность процесса поиска. Здесь появляется противоречие целевого подхода к формированию региональной политики. Наконец, в современных услови-

ях органы управления регионального уровня не имеют возможности напрямую регулировать деятельность большей части хозяйствующих субъектов на территории региона. Эту проблему позволяет разрешить программный подход.

С позиций программного подхода всякое движение и всякое достижение цели является, вместе с тем, потерей возможности движения в другом направлении. Это не означает, однако, ненужности целепологания. Как отмечают В.А. Гневко и В.Е. Рохчин реализация программного подхода должна быть не «жестко» направлена к некоторой цели, сужающей спектр, а осуществляться как бы этапами, с параллельным, «сквозным» анализом сложившихся условий и возможностей, с развертыванием их по многим направлениям [2]. Это позволит оценить не только конечную цель, но и даст возможность определить вектор развития системы, последовательность и правильность предпринимаемых шагов.

Таким образом, формируя требования к содержанию инвестиционной и социальной политики региона необходимо закладывать механизм, который будет способствовать повышению хозяйственной самостоятельности региона, что скажется на уровне его управляемости и повысит возможности регулятивного характера органов местного самоуправления. В процессе формирования региональной политики должны быть установлены устойчивые связи между целями социальной политики, отражающей внутренние потребности населения региона, и результатами инвестиционной политики.

Рис. 2. Схема комплексной структуры работ, обеспечивающих эффективное использование потенциалов региональной социально-экономической системы

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородовская М.А. Предпринимательство как фактор экономической политики проблемного региона (на материалах Карачаево-Черкесской Республики) : автореф.дисс.... канд. экон. наук: 08.00.05. Рост. гос. ун-т, Карачаево-Черкес. гос. технол. акад. Ростов-на-Дону : [б. и.], 2005. 26 с.

2. Гневко В.А., Рохчин В.Е. Условия устойчивости развития региона как сложной хозяйственной системы // Российское предпринима-тельство.2005. № 12 (72). с. 52-56.

3. Закинчак Г.Н., Закинчак А.И. Регулирование инвестиционной деятельности в регионе. Иваново: ОАО «Издательство «Иваново», 2008. 116 с.

4. Степанова С.М., Жукова Я.Э., Шинка-ренко Л.И. Анализ и основные тенденции развития рынка финансовых услуг как структурного элемента потребительского рынка: региональный аспект // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. № 2 (46). с. 7080.

5. Кузнецова С.В., Смирнова О.А. Анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности региона // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. № 1 (45). а 44-51.

Рукопись поступила в редакцию 26.10.2016

THE COMPLEX APPROACH TO FORMATION INVESTMENT AND SOCIAL POLICY OF

REGION

S. Gorinova, A.Zakinchak

In managerial process social and economic region development the important role is played by the maintenance investment and social policy. In article the complex approach to its formation, based on elements of programtarget planning is offered. The primary goals, which face the regional authorities at formation of strategy of development are considered. The characteristic of the basic aspects of realization of an investment policy is given. The conceptual algorithm of construction of dependence between the purposes of development of regional community and its possibilities is offered. Such algorithm provides an effective utilization of potential of regional social and economic system. All it in aggregate will allow to achieve efficiency and equation in realization of regional projects and programs, and also will promote increase of independence of regions, as managing subjects.

Key words: investment policy, social policy, socio-economic development of the region, economic potential, quality of life of the population.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.