Научная статья на тему 'Комплексный подход к экологическому менеджменту'

Комплексный подход к экологическому менеджменту Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к экологическому менеджменту»

2004 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 8. Вып. 4 (№ 32)

РЕЦЕНЗИИ

О. А. Третьяк, С. Ю. Румянцева

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ

Рецензия на учебное пособие:

Пахомова Н., Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент. СПб.: Питер, 2003

Экологическая деятельность обычно рассматривается бизнесом как затратная, а экологический менеджмент — как вынужденная практика, отвлекающая ценные инвестиционные ресурсы. В свою очередь, экономика природопользования, и в частности концепция устойчивого развития, содержат противоречие, порожденное длительным циклом отдачи от инвестиций в охрану окружающей среды. Хотя системный экономический эффект от подобных инвестиций может быть весьма высоким, связанные с ними экономические выгоды можно получить лишь в отдаленном будущем, а вложения в экологию надо делать уже сегодня. Дисконтирование выгод в подобной ситуации зачастую не стимулирует выбор экологического менеджмента в качестве конкурентной стратегии в деловой среде. Указанная противоречивость между постулатами и возможностями практической реализации принципов энвайронментальной экономики удачным образом снимается в монографическом учебном пособии Н. Пахомовой, А. Эндреса и К. Рихтера «Экологический менеджмент». Отражая современный уровень европейской экономической науки, рецензируемая книга вносит значительный вклад в теорию управления фирмой и проливает свет на возможность повышения эффективности менеджмента по принципу «двойного выигрыша» — повышения качества окружающей природной среды при одновременном улучшении экономических показателей фирмы.

Ряд авторских разработок ученых, сформировавший базовую парадигму книги, выделяет ее среди обширной литературы по проблемам менеджмента и экономики природопользования. Среди подобных «предтеч» современного издания значимы применение теории Парето-оптимальности к исследованию проблемы внешних эффектов [Endres, 1976]; систематизация

© О. А. Третьяк, С. Ю. Румянцева, 2004

базового теоретического инструментария анализа эколого-экономических проблем [Пахомова, 2001], адаптация инструментария проектно-инвести-ционного анализа к эколого-экономической проблематике [Экологическая экспертиза объектов..., 1995]; разработка механизма управления природопользованием в России [Пахомова, Рихтер, 1999а; Экономика природопользования, 1993] и принципов построения систем экологического менеджмента [Рихтер, Воронцовский, Капустин, 1999] и, конечно, два недавно изданных Н. В. Пахомовой и К. К. Рихтером учебных пособия [Пахомова, Рихтер, 1999б; 2001].

Рецензируемое учебное пособие по экологическому менеджменту появилось в уже достаточно заполненной среде учебно-методических и монографических изданий, авторы которых, учитывая комплексный характер природопользования, уделяют внимание проблемам управления в эколо-го-экономической сфере. Среди множества публикаций, посвященных раскрытию отраслевых и прикладных аспектов взаимодействия общества и природы (проблемам эффективного использования воспроизводимых и невоспроизводимых природных ресурсов, проблемам их оценки и особенностям принятия хозяйственных решений в недропользовании, лесной или рыболовецкой отрасли и т. п.), особое место занимает серия публикаций, воспроизводящих комплексный характер природопользования [Голуб, Струкова, 1995; Бобылев, Ходжаев, 1997; Гирусов и др., 1998]. Подобные концепции, посвященные проблемам оценки экономической ценности различных видов природных ресурсов и экобиосистем с учетом многофакторной функции определения полезности природных объектов, в частности биоразнообразия, как правило, формируют перспективы отраслевой при-родно-ресурсной экономики, заостряя внимание на экономико-экологических проблемах отдельных природных ресурсов и сред.

Возвышение над отраслевым принципом, отражающее доминирующие тенденции развития мировой энвайронментальной экономики, было классическим образом сформировано в фундаментальном учебнике ее ведущего представителя Х. Зиберта ^еЬег^ 1998; Нап1еу et а1., 1997]. Фундаментальный комплексный подход позволяет не просто концептуализировать управление качеством среды для отдельных отраслей, но и сформулировать основные положения современной экономической теории с учетом экологического фактора. Подобным образом сегодня формируется теория экологического менеджмента в Германии.

В российской экономической литературе специализированного учебника, посвященного обоснованию фундаментальных принципов построения системы экологического менеджмента, пока еще не было. В этом плане интернациональное содружество ученых, написавших рецензируемую книгу, весьма плодотворно.

Учитывая роль институциональных факторов обеспечения хозяйственной эффективности, характерной в целом для теории менеджмента, авторы показывают значимость последовательного учета экологических факторов для генерирования конкурентоспособности компании. Это решение лежит не столько в инвестиционной сфере, где оно согласно традиционному пониманию труднодостижимо, а в первую очередь в сфере организации бизнеса и формирования мотивации хозяйствующих субъектов на всех уровнях экономической системы. «Экологический менеджмент начинается не с привлечения крупных капиталовложений, а с выявления организационных резервов, которые не стоят больших денег и обычно экономят много энергии, сырья и материалов» [Пахомова, Энд-рес, Рихтер, 2003, с. 291-292].

Принципы экологического менеджмента как базовой стратегии повышения конкурентоспособности фирмы завоевывают все большее признание в мире, особенно в европейских странах. По всей видимости, кроме сугубо экономической, рациональной мотивации в этом процессе присутствует и множество мотивирующих факторов более высоких порядков, косвенным образом вписывающихся в итоговые функции потребительских предпочтений и оптимизации факторов производства. Подобные тонкие мотива-ционные механизмы отличаются от страны к стране и препятствуют их грубому копированию. В этом смысле предпринятый интернациональным коллективом авторов опыт совместного изучения уникального опыта реализации экологического менеджмента в разных странах открывает возможности для творческого поиска путей его развития.

Отличительными особенностями книги являются удобная компоновка и прозрачная логика текста — свойства, характерные для лучших европейских учебников. Авторами уже были апробированы ранее такие удачные приемы, как использование глоссария, сокращений, иностранных терминов, предметного указателя и обширного библиографического списка. В данном издании авторы следуют уже заявленным традициям. Подробный обзор структуры работы [Пахомова, Эндрес, Рихтер, 2003, с. 15-21] существенно облегчает задачи усвоения материала и понимания замысла авторов.

РАСШИРЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ, СНЯТИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ МОДЕЛЕЙ

И ХОЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Теоретико-методологическая основа: снятие ограничений. Экологический менеджмент возникает на стыке собственно экономических стратегий и необходимости выполнения фирмой значимых функций по обеспечению благосостояния общества. Для решения этой сложной задачи требуется серьезное теоретическо-методологическое обоснование, которое и реализуется авторами данной книги.

Поскольку экологический менеджмент призван формировать базу для решения практических проблем экономической жизни, теория должна давать представление о сложных взаимосвязях экономических сил, возникающих на реальном поле принятия деловых решений. Подобная задача решается авторами путем развития базовых теоретико-экономических моделей, последовательного снятия подчас утопических ограничений и формирования обоснованного и приближенного к практике теоретико-методологического аппарата.

Развивая инструментарий неоклассических и институциональных моделей, основных постулатов экономической теории благосостояния и теории общественного выбора, авторы учитывают роль неотрицательных трансакционных издержек, рассматривают допущение двусторонней монополии и осуществляют разбор теоретико-игровой «дилеммы заключенного» применительно к анализу теоремы Коуза, обосновывают случай долгосрочной асимметрии аллокационных воздействий налогов и дотаций [Пахомо-ва, Эндрес, Рихтер, 2003, с. 84-86].

В данном ракурсе хочется особо отметить манеру подачи двух доминирующих подходов к проблеме интернализации экстерналий. Ставшие хрестоматийными модели А. Пигу и Р. Коуза рассматриваются не как оторванные от реальной практики исторические прецеденты противоположных взглядов на механизм достижения общественного оптимума, а как дополняющие друг друга частичные шаги к решению неизмеримо сложной экономической проблемы [Пахомова, Эндрес, Рихтер, 2003, с. 43-54; 61-68; 7981]. Инструментарий моделей, объяснительные функции используются так, что читатель сначала ясно видит практическую сторону проблемы, что облегчает восприятие теории студентами. Затем основные допущения моделей последовательно снимаются, в результате чего демонстрируется необходимость понимания ограниченности любой абстрактной схемы.

В рамках предлагаемого в учебном пособии комплексного подхода оказывается возможным дать расширенное понятие интернализации экс-терналий, выходящее далеко за пределы хрестоматийного рассмотрения проблемы и включающее такие институциональные модели, как модель ответственности [Пахомова, Эндрес, Рихтер, 2003, с. 122] и модель страхования. Интерпретационные границы традиционных моделей существенно расширяются и за счет включения в анализ достижений новейших междисциплинарных концепций (сетевого подхода в анализе межфирменных взаимодействий, эволюционных аспектов принятия решений, экономической теории конституционного права, а также применения методологии принятия решений в условиях неопределенности). Логика снятия ограничений пронизывает всю структуру книги. Так, разбор модели управления риском и экономических условий возникновения интереса к экологическому стра-

хованию в ее начале продолжен в последних главах обоснованием экономического значения активной позиции органов экологического контроля и управления в этом вопросе и смысла установления доверительных отношений между властью и бизнесом. В том же ключе во второй половине книги обоснована роль экологических стандартов и стандартов менеджмента.

Снятие ограничений позволяет обнаружить новые ракурсы теоретического исследования и выявить конкретные механизмы, которые могут быть использованы в решении вопросов практической деятельности бизнеса. Так, парадигма максимизации общественного благосостояния [Пахомо-ва, Эндрес, Рихтер, 2003, с. 87] существенно расширяется за счет включения постулатов теории права экологической ответственности в модель минимизации издержек загрязнения [Пахомова, Эндрес, Рихтер, 2003, с. 102]. Существенно, что само понятие экономического благосостояния расширяется путем анализа конкретных современных практик потребительского поведения, в чем видится серьезный научный вклад авторов в развитие экономической теории и в формирование университетского учебника нового поколения. Таковой является новая концепция благосостояния, основанная не на собственности на продукт, а на полезности благ (продуктов, информации), совместимой с качеством окружающей среды [Пахомова, Эндрес, Рихтер, 2003, с. 396].

С учетом уточненной концепции благосостояния насыщается конкретным содержанием и концепция устойчивого развития (КУР), задающая рамочные условия бизнесу, но в большинстве случаев воспринимаемая практиками весьма умозрительно. В рецензируемом учебном пособии приоритет объяснительных конструкций смещается на микроуровень, в результате чего устойчивое развитие предстает не как целевая установка некоей умозрительной конструкции, но как естественный и спонтанно возникающий результат грамотно выстроенной стратегии управления фирмой с учетом интересов ее контрагентов и потребителей. Экологический менеджмент, по сути, рассматривается как реализация концепции устойчивого развития на микроуровне.

Теоретико-методологическая основа: холистический подход. Глубинную сущность книги определяет своеобразная и адекватная текущим европейским тенденциям формирования целей хозяйствования картина мира, отражающая наиболее актуальные и животрепещущие проблемы современности и гармонично инкорпорирующая в свою структуру широкий спектр объяснительных приемов различных научных парадигм — от традиционно признанных мэйнстримом экономической науки до самых новых и парадоксальных. Аргументация теоретических основ и практических приемов экологического менеджмента, применяемая авторами, исходит из фундаментальных идей экономики благосостояния, а также экономики природо-

пользования как междисциплинарной науки. Экономические и социальные проблемы общества, принципы управления эффективностью хозяйствования авторы увязывают с необходимостью учета природного базиса человеческого существования, не всегда рефлектируемого сознанием бизнесмена, но всегда влияющего на функцию его делового успеха через правовые институты, общественное мнение и иные сложные механизмы обратных связей, возникающие в экономике. Такая глубокая проработка предмета исследования позволяет авторам с полным правом позиционировать указанное видение мира как «холистичесий подход» [Пахомова, Эндрес, Рихтер, 2003, с. 14] к обоснованию методологии экологического менеджмента.

Холистический подход как разновидность системного подхода к экономике (в рамках которого любое явление рассматривается в его связи с другими элементами системы экономических взаимосвязей) определяет специфику теоретического инструментария книги. По сути, данный подход позволяет расширить понятие экономического благосостояния и методов его оптимизации путем использования неоинституциональной методологии анализа.

К экономическим явлениям традиционно относятся блага и отношения, непосредственно оцениваемые в денежной форме и обращающиеся в системе рынка. Холистический подход, расширяющий понятие рынка до понятия «аллокационного механизма», а понятие производства и связей с внешней средой — до явления «трансформации-интеракции», позволяет рассматривать недооцененные рынком явления как полноправный элемент экономических отношений, получающий косвенную оценку в итоговых функциях общественного благосостояния и показателях конкурентоспособности фирмы.

Широкая трактовка потребностей и ресурсов, рассмотрение функции «готовности платить» как обобщения функции спроса и ввод в категориальный аппарат учебника базовых критериев экономической теории благосостояния [Пахомова, Эндрес, Рихтер, 2003, с. 23-42] обеспечивают возможность изучения эколого-экономических взаимодействий в рамках комплексной модели аллокационного механизма. Последний понимается в неоинституциональном ключе как совокупность правил распределения ограниченных ресурсов в экономике, частным случаем которого является рынок. Соответственно определяется и случай несовершенства действия указанного механизма, на корректировку которого нацелены система экологического менеджмента и инструменты управления природопользованием в целом: «Если аллокационный результат некоторого механизма отклоняется от оптимума, то экономисты говорят о наличии „провалов" у этого механизма. Если же этот аллокационный механизм является рынком, то говорят о провалах рынка» [Пахомова, Эндрес, Рихтер, 2003, с. 52].

Использование неоинституциональной методологии анализа позволяет выделить и основной принцип, характеризующий природу отношений между экономическими агентами в рамках аллокационного механизма, а именно принцип «трансформации-интеракции», характеризующий как внутрифирменные отношения и базовые принципы оптимизации производства (трансформация), так и отношения фирмы с внешней средой (интеракция).

В этом смысле исследование интеракционных процессов оказывается значимым для анализа эволюции фирмы к ее современному постиндустриальному состоянию. Представление о таком анализе дается авторами в рамках достаточно новой теории сервисной фирмы, с позиций которой «КЭМ (корпоративный экологический менеджмент) с учетом внесения необходимых уточнений можно определить как специальный сервисный менеджмент для некоторого слоя из совокупности всех стейкхолдеров» [Пахомо-ва, Эндрес, Рихтер, 2003, с. 269].

Уточним, что основной фигурой холистической модели аллокационного механизма является «стейкхолдер» — синтетический представитель интересов экономических агентов и граждан, функции полезности которых влияют на положение оптимума общественного благосостояния. Применение результатов теории общественного выбора и экономической теории благосостояния к анализу интересов «стейкхолдеров» формирует максимально приближенный к практическим целям ракурс исследования эволюции инструментов экологической политики. С позиций неоинституциональной теории обосновывается влияние «стейкхолдеров» как представителей внешней среды на выбор фирмой определенной модели экологического менеджмента с учетом значения этики в процессе принятия экономических решений [Па-хомова, Эндрес, Рихтер, 2003, с. 305-314]. Неоинституциональный подход позволяет выделить и основные внутрифирменные мотивационные установки к внедрению экологического менеджмента, а также ряд ограничений, возникающих на пути эффективной аллокации при возникновении властного конфликта между агентами (менеджерами) компании и «принципалами» — собственниками, имеющими разные представления о целях фирмы [Пахомова, Эндрес, Рихтер, 2003, с. 360-364].

Принципиальное значение имеет то, что эти достаточно устоявшиеся концепции подаются читателю в учебном пособии не только обогащенными экологической смысловой нагрузкой. Авторы привлекают фактические материалы об образе жизни современного молодого европейского поколения для изучения изменяющихся принципов, через этику влияющих на структуру предпочтений «стейкхолдеров» и агентов, определяющих рамки поведения современной фирмы. Тот факт, что внешняя среда фирмы постоянно изменяется, ведет авторов к презентации по сути новой (основан-

ной на идеях А. Хатчинсона (А. Hutchinson), Ф. Хатчинсона (F. Hutchinson) концепции «этически информированного реализма», способствующего квалифицированному согласованию экологических, социальных и экономических целей как потребностей общества и стратегических ориентиров фирмы.

ПРИМЕНЕНИЕ ХОЛИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА:

ОБОСНОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

И РАМОЧНЫХ УСЛОВИЙ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

В указанном выше контексте особого внимания заслуживает рассмотрение концепции «трансформации-интеракции» для обоснования принципов эффективности и объяснения привлекательности стратегий экологического менеджмента.

Отмеченная концепция объединяет анализ затрат-выгод с неоинституциональным подходом и экономико-правовым анализом. Оптимизация потоков входных ресурсов и выходных продуктов фирмы, понимаемых весьма широко в рамках концепции «трансформации», дополняется исследованием взаимосвязей фирмы с внешней средой, понимаемой в рамках концепции «интеракции» как сетевая структура по преимуществу, со всей присущей ей совокупностью нелинейных сетевых эффектов, в том числе во взаимоотношениях между фирмой и правовыми институтами.

В соответствии с концепцией книги «только одновременный учет факторов экономического успеха и предпосылок для экологического и социального развития фирмы создает фундамент для построения адекватного корпоративного экологического менеджмента и формирующей его теории» [Пахомова, Эндрес, Рихтер, 2003, с. 270]. На абстрактном уровне проблема «трансформации-интеракции» субъектов менеджмента сводится к комплексному пониманию эколого-экономических проблем в рамках модели разрешения конфликтов внутри общества, решаемых с позиций теорий общественного выбора и благосостояния. Единство подхода удачно представлено системой моделей (их более 50). На базе использования разработанной концепции в главе 8 авторам удалось сформировать комплексный подход к созданию стратегической концепции экологического менеджмента.

В частности, реализация принципа циркулярности [Пахомова, Эндрес, Рихтер, 2003, с. 394], представляющего собой экологическую трансформационную практику, связанную с контролем качества широко понимаемого производственного процесса, оказывается невозможной без учета интерак-ционных сетевых эффектов во внешней среде фирмы, на положительную оценку которой и рассчитывает компания, формирующая в процессе интеракции свой экологический имидж. В данном ракурсе авторы рассматри-

вают такие устоявшиеся инструменты экологического менеджмента, как экоаудит, экологический учет и контроллинг, следование стандартам экологического менеджмента, экологический маркетинг. Значимо, что в книге не только раскрывается внутреннее противоречие экологического маркетинга (стимулирование потребления и сокращение нагрузки на окружающую среду как противоположные цели), но и последовательно демонстрируется возможное снятие этих противоречий на основе развития интеракционных практик, базирующихся на новом качестве потребительских предпочтений, ориентированных на этику.

Холистическая концепция позволила учесть и такие рамочные условия бизнеса, как участие в процессе управления глобальными экологическими проблемами (Киотский протокол), так же как и неизбежное обсуждение условий вхождения бизнеса различных стран на мировой рынок в период глобализации. Сегодня очевидна необходимость выработки сознательной позиции (в том числе по экологическим проблемам) по отношению к политике международных организаций, институционально оформляющих процессы глобализации. Учитывая неотвратимость указанных объективных тенденций, авторы предупреждают о необходимости сбалансированной разработки национальных и корпоративных стратегий в современных усложнившихся условиях. Особенную значимость приобретает актуализация некоторых экологических проблем в рамках концепции Всемирной торговой организации.

Применение холистического подхода: ответственность бизнеса и про-ектно-инвестиционный анализ. Расширение парадигмы интернализации внешних эффектов за счет экономико-правовой компоненты и введение в анализ экономической теории права ответственности формируют интереснейшую третью главу учебника, в которой предшествующие разработки авторов по теории экологического страхования, дополненные моделями равновесия рискоснижающей деятельности, приобретают значение методологии обоснования принятия решений в эколого-экономической сфере. Рассмотрение моделей экологической ответственности бизнеса напрямую подводит читателя к теории анализа и управления риском, имеющей ключевое значение для формирования грамотно выстроенной стратегии экологического менеджмента.

Экологический риск и связанный с его реализацией экономический ущерб должны учитываться при построении стратегии управления фирмой. В указанном ракурсе характеристика базовой модели экономики как алло-кационного механизма в рамках холистического подхода формирует основу для непротиворечивого скрепления веера, состоящего из множества разноплановых эффектов, которые должны учитываться при построении экологического менеджмента. Инструментом, соединяющим сиюминутные

и долгосрочные, этические и сугубо рыночные оценки эффектов экономической деятельности, оказывается концепция полной экономической ценности. В сочетании с широким инструментарием интернализации экстер-налий применение указанной концепции формирует глубокое обоснование особенностей использования инструментов проектно-инвестиционного анализа в экологической сфере. Показатели эффективности природоохранных мероприятий, совокупность подходов к ее оценке и к оценке значения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды предстают как единая система, в которой учтена разноплановость аллокационного эффекта эколого-экономических воздействий.

Особое место в разделе, посвященном проектно-инвестиционному анализу и продолжающем анализ управления риском, принадлежит раскрытию механизма принятия решений в условиях неопределенности, основанному на математической теории Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна, подход которых к исследованию неопределенности обусловил и оригинальные разработки авторов, включенные в основную структуру материалов учебного пособия. В анализ вводится оценка проблемы дисконтирования применительно к экологическим проектам, реалистическое условие информационных ограничений как главной трудности в учете экологического фактора в проектно-инвестиционном анализе.

Осуществленные теоретические обоснования напрямую подводят читателя к глубокому пониманию механизмов, заложенных в основу процедур экологической экспертизы и ОВОС, представленных в пятом параграфе четвертой главы, а также позволяют осознать комплексный характер инструментов управления природопользованием, представленных в пятой главе книги.

В целом, обоснование рамочных условий бизнеса и объяснение базовых закономерностей, присущих аллокационному механизму, включающему экологическую сферу как полноценный объект экономических взаимодействий, обусловливают дальнейшее глубокое понимание принципов корпоративного экологического менеджмента и таких его ключевых элементов, как принцип двойного выигрыша или выбор оптимальной конкурентной стратегии в результате последовательного применения стандартов экологического менеджмента.

Менеджмент как творчество. Система корпоративного экологического менеджмента (КЭМ) — центральный логический ориентир книги. Структура обоснования идей книги нацелена на распространение холистического подхода на область управления эколого-экономическими процессами. Конкретно это выражается в демонстрации того, каким образом реализация субъектом экономики экологических задач согласовывается «с достижением предприятием других его приоритетных целей, включая обеспечение те-

кущей и долгосрочной конкурентоспособности» [Пахомова, Эндрес, Рихтер, 2003, с. 260]. В этом плане предприниматель, задумывающийся о будущем своей компании, будет приятно удивлен широтой стратегических возможностей, которые открывает перед фирмой учет в ее деятельности экологических факторов.

Важно отметить, что данное издание может быть одинаково полезно и интересно как российскому, так и зарубежному, в первую очередь европейскому, читателю. Так, при изучении инструментов экологической политики дается взаимосвязанный сравнительный анализ инструментов управления природопользованием в России и ряде европейских стран, США и даже новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Для читателя, освоившего основные принципы построения подобных инструментов, такой анализ имеет непосредственный практический интерес не только с точки зрения построения грамотной «навигации» в системе рамочных условий хозяйственной деятельности в своей стране, но и при выводе своего бизнеса на внешний рынок. В то же время и российскому, и зарубежному читателю дается возможность познакомиться с конкретными результатами опыта построения системы управления природопользованием в России, в том числе в области таких новых сфер, как реализация права экологической ответственности и экологического страхования [Пахомова, Эндрес, Рихтер, 2003, с. 232-235].

Авторы не навязывают готовых рецептов. Соблазнительность и своеобразная провокационность данной книги состоят в том, что на самом деле читателям предлагается решение интереснейшей творческой задачи. Университетский учебник, формирующий фундаментальное знание, не должен содержать конкретных указаний менеджерам, каким образом им надо выходить из ситуации, созданной их собственными действиями или противоречивыми решениями политиков, реактивно принятыми в угоду той или иной текущей ситуации. Подобное, конечно, возможно в рамках кейсов, однако такая информация, быстро устаревая, не несет в себе позитивного знания. По этой причине, вероятно, авторы воздерживаются от пространных комментариев о характере и содержании ряда противоречивых российских нормативно-правовых актов, об узких местах в построении системы управления природопользованием в России, особенно характерных для последних четырех лет реформирования экологического и налогового законодательства. Вместе с тем, по нашему мнению, это упущенная возможность продемонстрировать целостность и системность подхода в действии, результативность его использования для комплексной оценки отдельных направлений хозяйственного реформирования. Остается надеяться, что вдумчивый читатель, получая при знакомстве с материалами учебного пособия полный набор теоретических знаний о механизмах, возника-

ющих в ходе взаимодействия между субъектами в эколого-экономической сфере; анализируя подробный обзор методов желательных коррекций наиболее частых «провалов» управления природопользованием; знакомясь с данными сравнительного анализа наиболее удачных принципов построения механизма управления природопользованием и корпоративного экологического менеджмента в России и других странах, окажется способным самостоятельно и творчески создавать собственные стратегии, определять критерии эффективности выбранной модели экологического менеджмента с учетом совокупности конкретных условий, в которых принимается решение.

Специалист, ориентированный на практику, получит в результате изучения данного учебного пособия подробное представление о существующих технологиях организации экологического менеджмента на предприятии — от хорошо известных и отработанных на практике до инновационных. Организация экологической логистики, широкий набор инструментов КЭМ, включая формы отчетности; последовательность проведения экологического аудита и основные требования к этой процедуре; принципы проведения экологической экспертизы и ОВОС; организация информационных систем предприятия; структура базовых стандартов корпоративного и регионального экологического менеджмента, вплоть до отдельных примеров оценки эффективности КЭМ, — далеко не полный перечень материалов, представленных в последних трех главах учебного пособия.

Последовательно применяя теоретические модели трансформации-интеракции к обоснованию рамочных условий построения корпоративной стратегии, как и теорию принятия решений в условиях неопределенности — к обоснованию концепции экологического риска как категории предпринимательской деятельности, авторы формируют представление о формах (гл. 7), уровнях (гл. 8) и инструментах (гл. 9) организации корпоративного экологического менеджмента.

Последний в соответствии с концепцией интегрированной стратегии, отстаиваемой авторами, основан на преобразовании вызовов внешней среды во внутренние стимулы развития фирмы и на проникновении экологической мотивации на все уровни внутрифирменной организации.

Практик получит подробное представление о принципах построения стратегий менеджмента, ориентированных на учет мнения экологических стейкхолдеров, определит истоки формирования конкурентных преимуществ компании с учетом этики внешней среды и экологических рисков, сможет научиться ориентироваться в сложной структуре требований, предъявляемых международными стандартами ISO к экологическим характеристикам деятельности предприятий.

В последней главе учебника содержатся четкие ориентиры, определяющие наиболее эффективные пути организации экологического учета

на предприятии, налаживания практики экоконтроллинга, построения процедуры экоаудита, даются основные индикаторы экологических результатов деятельности предприятия.

Необычайно интересен представленный в самом последнем параграфе книги метод Т. Саати, возвращающий читателя к осознанию всей теоретической насыщенности и сложности изучаемого явления и демонстрирующий возможные варианты выбора между множеством конфликтующих целей, возникающих при формировании стратегии экологического менеджмента.

В целом, здоровый баланс теоретического обоснования и анализа реальных бизнес-практик превращает данное учебное пособие в глубокое теоретическое исследование и одновременно в качественное руководство к действию для практика, который хочет не только уметь, но и критически адаптировать свои умения к условиям быстро меняющейся жизни «общества информации и риска».

Заявка авторов на принципиально новое качество учебного пособия, вышедшего в свет почти одновременно с утверждением учебной дисциплины «экологический менеджмент» как составной части нового вузовского образовательного стандарта в РФ, делает появление данной книги, одобренной Учебно-методическим объединением по образованию, весьма значимым событием образовательной и научной жизни России.

Литература

Бобылев С. Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования: Учеб. пособие. М., 1997.

Гирусов Э. В., Бобылев С. Н., Новоселов А. Л., Чепурных Н. В. Экология и экономика

природопользования: Учеб. пособие. М., 1998. Голуб А. А., Струкова Е. Б. Экономика природопользования: Учеб. пособие. М., 1995. Пахомова Н. В. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: новые теоретические концепты (опыт исследования и преподавания) // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Экономика. 2001. Вып. 3. С. 53-64. Пахомова Н. В., Рихтер К. К. Механизм реализации экологически безопасной модели природопользования в странах с переходной экономикой // Вестник МПА. 1999а. № 3. С. 236-249. Пахомова Н. В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и экологический менеджмент. СПб., 1999б. Пахомова Н. В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Учеб. пособие. СПб., 2001. Пахомова Н., ЭндресА., Рихтер К. Экологический менеджмент: Учеб. пособие. СПб., 2003.

Рихтер К. К., Воронцовский А. В., Капустин В. Ф. Моделирование комплексных процессов повторного использования и ликвидации продуктов // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Экономика. 1999. Вып. 2. С. 46-55.

Экологическая экспертиза объектов хозяйственной деятельности: экспресс-методика по формированию комплексной системы социально-эколого-экономических показателей / Под ред. Л. Каменик, Н. Пахомовой. СПб., 1995.

Экономика природопользования: Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Пахомовой, Г. В. Ша-лабина. СПб., 1993.

EndresA. Die Pareto-Optimale Internalisierung Externer Effekte. Frankfurt/Main; Berlin, 1976.

HanleyN., ShorgenJ.F., White B. Environmental Economics in Theory and Practice. London, 1997.

SiebertH. Economics of the Environment: Theory and Policy. Berlin, 1998.

Статья поступила в редакцию 22 сентября 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.