Научная статья на тему 'Об экологическом менеджменте без государственных границ (в рамках сотрудничества Уральского государственного экономического университета и Европейского университета Виадрина)'

Об экологическом менеджменте без государственных границ (в рамках сотрудничества Уральского государственного экономического университета и Европейского университета Виадрина) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Елена Леонидовна

В статье рассматриваются аспекты сотрудничества двух университетов в области учебной и научно-исследовательской работы. Приведены основные результаты совместной научной работы и основная тематика научных проблем, обсуждавшихся в рамках методического семинара в Университете Виадрина в ноябре 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреева Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об экологическом менеджменте без государственных границ (в рамках сотрудничества Уральского государственного экономического университета и Европейского университета Виадрина)»

Елена Леонидовна Андреева

Кандидат экономических наук, доцент каф едры международных экономических отношений Уральского государственного экономического университета

ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ (в рамках сотрудничества Уральского государственного экономического университета и Европейского Университета Виадрина)

Несмотря на достаточную географическую удаленность, между Уральским государственным экономическим университетом и германским университетом Франкфурта-на-Одере существуют общие,

взаимопритягательные связи. Во-первых, УрГЭУ расположен на Урале, который принято считать границей, а лучше сказать, мостом между Европой и Азией. Европейский Университет Виадрина выполняет функцию моста между Восточной и Западной Европой, являясь местом встречи молодежи, в том числе и из Екатеринбурга, в рамках Программы им. А. Герцена. В свою очередь, 2-3 студента из Франкфурта-на-Одере уже на протяжении нескольких лет проводят свой обязательный зарубежный семестр в УрГЭУ. Это позволяет расширить сотрудничество Университета Виадрина с вузами Восточной Европы вплоть до Сибири, а УрГЭУ быть в курсе происходящих в Европе преобразований.

Во-вторых, названные университеты объединяет обоюдное стремление к развитию научных контактов, неиссякаемое желание обмениваться научным опытом и продолжать совместную работу в данном направлении. Эта мысль высказывалась представителями наших вузов - организаторами совместной деятельности - профессором кафедры экономической теории УрГЭУ Е.П. Дя-телом и профессором, заведующим кафедрой теории экономики предприятия с упором на промышленное предприятие Университета Виадрина К. Рихтером. Имя К. Рихтера хорошо знакомо в УрГЭУ по многочисленным публикациям, выступлениям на конференциях, по подготовленным с его участием и под его научной редакцией учебникам, активно используемым в учебном процессе.

В-третьих, УрГЭУ и Университет Виадрина связывает проблематика совместных научных исследований, и в первую очередь исследований, посвященных экологическому менеджменту. В рамках данной тематики при активном участии и поддержке проректора на научной работе и международным связям УрГЭУ В.П. Иваницкого, профессора К. Рихтера и профессора Санкт-Петербургского государственного университета

Н.В. Пахомовой в Уральском государственном экономическом университете

было организовано несколько конференций, подготовлен ряд учебных пособий и кейсов; в настоящий момент готовится к печати учебник «Экономики фирмы» под руководством профессора В.Ж. Дубровского. В 2003 г. издательством «Питер» были изданы монография Н.В. Пахомовой, К. Рихтера, А. Эндреса «Экологический менеджмент» и др. [1; 2; 3], приобретенные за счет средств Программы им. А. Герцена и распространяемые бесплатно в вузах Екатеринбурга и Свердловской области. Не на словах, а на деле была доказана значимость данных вопросов; внимание самых широких слоев специалистов, вплоть до правительственного уровня, было привлечено к необходимости принятия конкретных мер в рамках очень важных для России природных и экологических составляющих (см. также статью Н.В. Пахомовой и К. Рихтера «Экономический анализ экологического права», опубликованную в журнале «Вопросы экономики» в 2003 г.).

Эта проблема обсуждалась и участниками методического семинара, организованного кафедрой профессора К. Рихтера, в котором участвовали профессор Н.В. Пахомова, профессор, декан экономического факультета Санкт-Петербурского университета И.П. Бойко, профессор УрГЭУ Е.П. Дятел, доцент УрГЭУ Е.Л. Андреева, а также коллеги кафедры профессора К. Рихтера.

В своем докладе, прозвучавшей на семинаре, профессор Н.В. Пахомова отмечала, что экологическая и природно-ресурсная сферы России являются объектом пристального интереса ученых-экономистов как по причине остроты экологических проблем в нашей стране, так и необходимости перехода на более эффективное управление природно-ресурсным потенциалом. Особое значение в сложившейся ситуации приобретает задача формирования концептуальной основы обновления механизмов экологического и ресурсного управления, успешное решение которой невозможно без обращения к результатам исследований различных теоретических концепций и парадигм. К их числу относится экономикоправовое направление, органической частью которого с момента его формирования стала область «право - экономика - экология», т.е. экономический анализ экологического права. Вырабатываемые этими научно-прикладными школами подходы к обоснованию инструментов экологического регулирования с учетом активного взаимодействия политикоправовой, экономической и социальной областей могут способствовать решению многих проблем. В данном случае можно сослаться на получившее широкий общественный резонанс решение суда районного центра в Карелии, вынесшего приговор в отношении Надвоицкого алюминиевого завода (НАЗ), принадлежащего «СУАЛ-Холдингу». Согласно этому приговору, вынесенному по гражданскому иску одного из пострадавших, экологически грязное промышленное предприятие несет ответственность за тяжелые заболевания местного населения, обусловленные выбросами вредных веществ, и обязано компенсировать в денежной форме соответствующий ущерб.

К числу наиболее известных ученых, заложивших в 1960-1970-е годы теоретико-концептуальные основы экономико-правового направления, могут быть отнесены, наряду с Р. Коузом и Р. Познером, Г. Калабрези и Г. Беккер. Сегодня правовая экономика объединяет ряд теоретических школ, в числе

которых следует назвать чикагскую и ньюхэйвенскую школы, сторонников теории общественного выбора, а также институциональную и неоинституциональную экономико-правовую школы. Особенность чикагской школы состоит в прямом применении неоклассической микроэкономической теории (и, особенно, теории цен) в области права. Среди правовых инструментов центральное место отводится публичному праву, включая имущественные права и конкретное право. Сторонники ньюхэйвенской школы (иначе называемой школой правового реформизма) делают акцент на роли, которую в современном государстве играют процессы регулирования, а также (в отличие от чикагских теоретиков) административное право. Соответственно, в качестве одной из основных ставится цель реформировать административное право для получения более эффективной реакции на запросы официальных властей, политиков и граждан. Интенсивно развиваемая теория общественного выбора, которая часто именуется новой политической экономией, занимается экономическим анализом процесса принятия нерыночных решений. Формируется самостоятельная исследовательская область в рамках правовой экономики, которая фокусирует внимание на процессе законотворчества, а также на реализации принятых законов путем политического процесса. Что касается новой институциональной теории, то, кроме теорий имущественных прав и трансакционных издержек, для эколого-экономической области имеют значение уточненное и расширенное Д. Нортом понятие институтов, идея ограниченной рациональности Г. Саймона, понятие оппортунистического поведения О. Уильямсона. Вопрос заключается не только в разработке эффективных институциональных правил, регламентирующих поведение экономических агентов, но и в их реализации и реальном воздействии законодательных норм на экономическую действительность в целях обеспечения результативного функционирования экономики.

В рамках экономико-правового направления и сформировалась самостоятельная научно-прикладная область «право - экономика -экология», основателем которой читается Р. Коуз. Развитию экологоправовой экономики способствовало включение в «Пятую программу действий по охране окружающей среды», принятую странами Евросоюза в 1993 г., гражданско-правовой ответственности в качестве одного из инструментов экологической политики. В 2002 г. на базе Волгоградского государственного университета прошел международный научнометодический семинар, где наряду с теоретическими проблемами обсуждались прикладные вопросы, связанные с реализацией права экологической ответственности, а также вопросы организации преподавания курса «Эколого-правовая экономика» в вузах России и Белоруссии.

Хотя отправные теоретические позиции в области эколого-правовой экономики в определенной степени согласованы, конкретные режимы права экологической ответственности, применяемые в различных странах, имеют свои особенности. Общим для правовых систем стран континентальной Европы и России является то, что они базируются на традициях римского права. Особенностью правовой системы США (и ряда других англосаксонских стран) выступает то, что она базируется на так называемом

публичном праве и судебных решениях, формирующих систему прецедентов для будущих судебных разбирательств.

В Германии взаимоотношения между частными лицами (физическими и юридическими) по вопросам загрязнения окружающей природной среды и нанесения экологического ущерба регламентируются частным (гражданским) законодательством. Наряду с Гражданским кодексом Германии важную роль играет закон «Об экологической ответственности», введенный в действие с 1 января 1991 г. Данный закон позволил во многом устранить известное препятствие на пути реализации права экологической ответственности, а именно: бремя доказательства вины загрязнителя,

обеспечив более полную реализацию исков по покрытию соответствующих убытков. Вместе с тем не все дефициты права удалось преодолеть. Не решены такие проблемы, как, например, проблемы экологической ответственности и компенсации ущерба, передвижными источниками загрязнения. Часть их предполагается разрешить с принятием Экологического кодекса Германии.

Вопрос о введении гражданской ответственности за экологический ущерб в странах Евросоюза обсуждается уже в течение ряда лет. В 1995 г. была утверждена Директива стран ЕС «О гражданской ответственности за наносимый отходами ущерб», которая стала первой попыткой гармонизации на современной базе законодательства ЕС в этом вопросе. Кроме того, Советом Европы была принята Конвенция по гражданской ответственности за ущерб, нанесенный экологически опасными видами деятельности. В настоящее время она находится в процессе подписания и ратификации.

Россия, имея правовую систему, построенную аналогично континентальной Европе, и, как и Германия, являясь страной с федеральным устройством, однако еще не разработала специального законодательного акта об экологической ответственности. У нас такие нормы включаются как составной элемент в публичное, гражданское и уголовное законодательство. Затрудняет реализацию принципа экологической ответственности предприятий, загрязняющих окружающую природную среду, правовая неопределенность, возникшая в связи с содержащейся в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» ссылкой на закон, призванный установить плату за негативное воздействие на окружающую среду, который не был вовремя разработан и принят. Кроме того, данная норма экологического законодательства не была предусмотрена Налоговым кодексом РФ. Сложившееся положение наглядно иллюстрирует неэффективность правовых институтов и влияние на них разного рода заинтересованных (точнее, не заинтересованных в охране природы и здоровья населения) лиц.

В решение рассмотренных выше первоочередных государственных задач достойный вклад вносят российские и немецкие ученые, занятые в рамках сетевой формы организации сотрудничества при участии Уральского государственного экономического университета, Санкт-Петербурского государственного университета и Европейского Университета Виадрина.

На семинаре с докладом выступил аспирант кафедры, возглавляемой профессором К. Рихтером Европейского Университета Виадрина, Г.В. Пищулов, который посвятил свою работу раскрытию сущености нового понятия «цепочек поставки». Цепочку поставок можно представить как

последовательность сменяющих друг друга производственных и логистических операций, связанных между собой технологически и имеющих общей целью создание определенного конечного продукта. Конкуренция на современных рынках зачастую идет не между отдельными фирмами, а между такого рода производственными цепочками, которые выстраиваются на основе взаимного сотрудничества составляющих ее предприятий: производителей, транспортных фирм, складов и пр. Как правило, конечный продукт не создается в единственном варианте - он представлен различными модификациями, которые отличаются характеристиками, дизайном, размерами, цветом и обладают определенно выраженным на рынке спросом. Представление продукта таким семейством различных вариантов дает конкурентные преимущества на рынке. Различные модификации продукта основываются при этом на неком «базовом» варианте, который в качестве полуфабриката тиражируется на начальных этапах цепочки, а затем индивидуализируется на последних этапах, принимая вид отдельных модификаций продукта. На каком-то этапе происходит разделение основного потока (полуфабриката) на отдельные потоки (варианты продукта). Такое место в цепочке называется точкой расщепления. Каждый отдельный поток может содержать и другие точки расщепления, разбивающие вариант продукта на подварианты.

Местоположение точки расщепления в цепочке обусловлено во многом эффективностью и конкурентоспособностью производства. Перемещение ее в цепочке максимально близко к конечному потребителю означает фактическое выполнение как можно большего числа массовых операций до разделения продукта на варианты, откладывая на более поздние этапы индивидуализацию продуктов и сокращая тем самым время их индивидуализации. Такая стратегия дает во многих ситуациях ощутимый экономический эффект, но требует подчас серьезной реорганизации производственной цепочки и, следовательно, дополнительных затрат. Итак, исследование Г.В. Пищулова посвящено моделям именно такого рода, дающим возможность рассчитать оптимальное положение точки расщепления и проанализировать общий экономический эффект от соответствующей реорганизации производства.

Выступление докторанта Европейского Университета Виадрина Барбары Гобш (руководитель - профессор К. Рихтер) касалось актуальной темы логистики утилизации отходов. Традиционно логистику распределяют по функциям: логистика снабжения, производственная логистика и логистика распределения. Но поток материалов, как правило, не заканчивается у потребителя, и часто после употребления следует уничтожить товары, переработать или вернуть продавцу или производителю на ремонт.

Докторантом УрГЭУ Е.Л. Андреевой (научный консультант -профессор, д-р экон. наук А.А. Мальцев) было доложено о результатах диссертационного исследования по теме «Организационные аспекты конкурентоспособности предприятий». Автором был рассчитан индекс соответствия организационных структур условиям глобализации для российских предприятий, российско-немецких совместных предприятий в России и немецких фирм в Германии. Если принять идеальное состояние соответствия за 100%, то индексы названных групп получились равными

соответственно 42,6; 68,7 и 62,2%. Как видно из полученных цифр, российский уровень составляет лишь 2/3 от уровня немецких фирм. При этом наибольшее отставание наблюдается по таким факторам, как недооценка значимости организационной структуры (20%), применение инструментов внутрифирменной координации (20%), инициативность сотрудников (20%), современные организационные формы (25%), использование традиционных факторов производства (28,5%).

В целом доклады, прозвучавшие на семинаре, были посвящены как вопросам организации предпринимательской деятельности фирм, так и анализу новых организационных форм сотрудничества между университетами России и Германии. Немецкий опыт представляет особый интерес для российской науки и практики на современном этапе.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Если в России традиционно к градообразующим относят предприятия, то в Германии, в частности во Франкфурте-на-Одере, речь идет о градообразующем университете как наиболее притягательном месте для молодых, инициативных и жаждущих знаний студентов и опытных, направляющих и стимулирующих творческое развитие молодежи профессоров и преподавателей. И хотя, конечно же, крупный Екатеринбург и небольшой Франкфурт-на-Одере несопоставимы, тенденция повышения значимости университета, принципиальных качественных изменений в условиях новых экономических знаний должна и может быть взята на заметку. Именно университету надлежит стать мостом между наукой и практикой, разработками и их внедрением, между различными поколениями и культурами разных стран.

Литература

1. Пахомова Н., Рихтер К., Эндрес А. Экологический менеджмент. СПб.: Питер, 2003.

2. Пахомова Н., Рихтер К., Эндрес А. Экологический менеджмент: Практикум. СПб.: Питер, 2004.

3. Эндрес А., Квернер И. Экономика природных ресурсов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.