2017, № 1
я. Ю. КУБРИК,
специалист по внешним коммуникациям ООО «МедКарта», г. Санкт-Петербург, Россия, pr@ondoc.me
комплексные телемедицинские технологии для сопровождения пациентов. международные тренды, результаты опросов об информатизации, технологичные решения для врача и клиники на базе сервиса on□oc
УДК 61:001.92; 61:007; 61:339.13; 61:659.1
Кубрик Я. Ю. Комплексные телемедицинские технологии для сопровождения пациентов. Международные тренды, результаты опросов об информатизации, технологичные решения для врача и клиники на базе сервиса ONDOC (ООО «МедКарта», Санкт-Петербург, Россия)
Аннотация. В статье сделан анализ развития мобильной и телемедицины на примере недавних исследований. Также приведены результаты опросов компании ONDOC: врачей - о дистанционных консультациях и удаленной диагностике, руководителей - о мобильной медицине и информатизации в клинике. Далее приведен тезис о том, что сочетание мобильного и электронного здравоохранения помогает в мониторинге состояний и сопровождении пациентов; описаны функции таких комплексных проектов на примере возможностей для общения «врач-пациент» и их пользы для клиник на примере проекта ONDOC. В заключении - резюме о том, что отрасль электронного здравоохранения находится на переходном этапе, который несет собой новый подход: полную персонализацию лечения и ответственности.
Ключевые слова: телемедицина, персонализированная медицина, электронное здравоохранение, мобильная медицина, информатизация, МИС, ЭМК, носимая электроника, видеочат, исследования.
UDC 61:001.92; 61:007; 61:339.13; 61:659.1
Kubrick Ya. Yu. Integrated telemedicine technologies for support and care patients. Worldwide trends, the results of research about informatization, technological solutions for doctors based on service ONDOC (LLC «Medkarta», Saint-Petersburg, Russia)
Abstract: This article analyzes mobile and telemedicine as an example of recent researches. Next - survey results from the company ONDOC: doctors - about remote consultation and diagnosis, the heads - about mobile medicine and informatization. Next - t he idea about combination of mobile and electronic health. It helps in monitoring and supporting the patients. Author described the opportunities of complexity: the communication «doctor-patient» and clinics in ONDOC project. In conclusion - a summary about the eHealth-industry in between stage. This stage means that it carries a new approach: a complete personalization of treatment and responsibility.
Keywords: telemedicine, personalized medicine, eHealth, mobile medicine, informatization, Medical information system, EHR, wearable electronics, videochat, research.
созрел ли рынок теле-^^^^^^^^^ и мобильной медицины?
Компания Ке^ит 15 сентября 2016 года опубликовала отчет по результатам онлайн-опроса 2000 пользователей смартфонов в США: американцы стали все чаще делиться медицинской информацией с помощью мобильных устройств -
© Я. Ю. Кубрик, 2017 г.
и информационные
технологии
>
они общаются со своими врачами, используют трекеры и даже системы на базе искусственного интеллекта. 58% опрошенных пользуются смартфоном для общения с врачом, один из четырех пишет и высылает фотографии своих медицинских проблем врачам. У почти 50% опрошенных установлено медицинское, фитнес-приложение или сервис по контролю приема лекарств. 83% тех, кто пользуется приложениями для контроля образа жизни, возвращаются к ним минимум раз в неделю. Но мобильными сервисами пользуются еще и в профессиональных целях. Например, согласно опросу, проведенному American Society of Cataract and Refractive Surgery в 2014 г., 83% офтальмологов используют смартфоны или веб-совместимые устройства [3].
В США резко растет число компаний, которые предлагают своим сотрудникам использовать телемедицину в рамках страхования. По состоянию на август 2015 года уже 48% работодателей предложили услуги телемедицины. Исследование National Business Group [7] по вопросам здравоохранения показало, что 74% опрошенных компаний в штатах, где разрешено использование телемедицины, запланировали в 2016-ом включить ее в перечень медицинских услуг, которые они предлагают своим сотрудникам. Резкий рост интереса к телемедицине есть и в России, но закона, который ее регулирует, нет. Страховые компании уже работают над новыми механизмами взаимодействия «врач-пациент». Например, «ВТБ Страхование» выпустила в продажу полис, который позволяет удаленно консультироваться с педиатром в любое время суток.
Тот же опрос показывает, что около 73% компаний собирались включить в медицинский план для сотрудников обучение управлению стилем жизни. Столько же собирались предлагать различные инструменты поддержки принятия решений, которые позволяют правильно пользоваться услугами системы здравоохранения. Сложились планы или нет - покажет
ближайшее время, когда будут опубликованы результаты 2016-го года.
По данным аналитиков Research2Guidance, мобильная индустрия здоровья к 2018 году вырастет почти до $26 млрд [14]. В 2000 году, по оценкам ООН и ВОЗ [13], население мира в возрасте 60 лет и старше насчитывало 600 миллионов человек. Это почти втрое больше, чем в 1950 году. По прогнозу, к 2025 году оно составит миллиард человек, увеличившись почти вдвое за 25 лет. Единственная возможность сохранить хорошие результаты в таких условиях - использование комплексных систем и ухода с помощью мобильных решений.
Направление, которое связано с носимыми устройствами и интерпретацией данных, которые они генерируют, уже находит свое признание как часть пациентоориентирован-ной медицины. Оно называется mHealth -термин, который объясняет накопление и обмен медицинской информацией с помощью мобильных и беспроводных инструментов. Например, приложение, которое анализирует данные о физической активности или пульсе, которые поступают из фитнес-браслетов.
Совместное исследование Economist Intelligence Unit и PWC2014 года показало [13], что основные мотивы к использованию мобильного здравоохранения - это упрощение доступа к здравоохранению (46%), сокращение затрат на здравоохранение (43%), рост количества возможностей по контролю собственного здоровья (32%), получение недоступной ранее медицинской информации (28%), повышение качества здравоохранения (25%). Ожидаемый перелом уже наступил в большинстве стран: все понимают, что медицина может получить преимущества благодаря развитию информационных технологий. Уже началась экспансия технологичных медицинских услуг, их распространение поддерживают и корпорации (например, страхуя сотрудников), и сами пациенты (например, приобретая абонемент на дистанционное сопровождение беремен-
2017, № 1
ности). Переходу к модели здравоохранения, в которой можно использовать возможности мобильного здравоохранения (тНеаМ), помогает внедряемое на уровне регионов электронное здравоохранение (общепринятый термин - еНеаМ). Телемедицина, электронные медицинские карты, сервисы онлайн-записи -многое это уже на слуху не только у руководителя клиники, но и у врача.
опрос врачей о телемедицине
В августе 2016 года сервис по контролю здоровья ONDOC провел опрос о телемедицине и информатизации среди 714 врачей в профессиональной социальной сети «Врачи РФ» [9].
Специалисты, которые работают с ЭМК (электронной медкартой), отметили среднее время ее заполнения. По всей выборке заполнение электронной амбулаторной карты
занимает в среднем 39% времени от приема. В частных клиниках заполнение ЭМК занимает 31% от времени приема, а в государственных -41%. На вопрос «Заполнение какой медкарты занимает больше времени?» большинство представителей частных клиник (82%) отметили, что бумажные медкарты заполнять дольше. Совсем другая ситуация с врачами из государственных учреждений - наоборот, почти половина (46%) опрошенных ответили, что заполнение ЭМК занимает больше времени (рис. 1).
Среди используемых способов коммуникации с пациентами врачи выделили телефонный разговор (80%), общение по электронной почте (40%), видеосвязь, например, Skype (13%). Никогда не поддерживали общение с пациентами вне стен кабинета только 16% всех опрошенных (рис. 2).
Дистанционные консультации, по мнению врачей, нужны для работы по корректировке медикаментозного лечения (67%), с теми,
Рис. 1. Время, которое тратят врачи на заполнение амбулаторных карт [9]
>
и информационные
технологии
>
Рис. 2. об альтернативных коммуникациях «врач-пациент» [9]
Рис. 3. ответ на вопрос о направлениях работы с пациентами через дистанционные консультации [9]
■■ ■■■■■
52®
у кого есть хронические заболевания (67%), кто нуждается в частых посещениях врача (58%), в послеоперационном обслуживании (16%), с пациентами с нарушением поведения (11%) (рис. 3).
71% опрошенных считают, что пациент должен полностью владеть данными о своем лечении (например, диагнозе, результатах анализов и промежуточных обследований). Пациент должен владеть данными только за последнее время - так считают 28% врачей, и менее одного процента (5 человек) считают, что он не должен владеть такими сведениями. Большинство (97%) ответили, что доступ к полному анамнезу пациента помогает врачу (рис. 4).
Врачи не боятся узнавать новое - только 1% не готовы консультировать дистанционно из-за необходимости учиться. 67% согласны пройти дополнительную аттестацию для оказания телемедицинских услуг.
77% врачей, которые не помнят или не знают, что такое телемедицина, на самом деле
2017, № 1
практикуют ее (рис. 5). Даже общаясь с пациентами дистанционно, врачи не считают, что консультируют - больше половины (54%) всех опрошенных хотят консультировать пациентов дистанционно, несмотря на то, что всего 17% никогда не делали этого.
Другой опрос ONDOC [8] о мобильной медицине 2015 года показал, что 58% врачей знакомы с проектами электронного здравоохранения и 62% врачей - с проектами мобильной медицины, что удивительно, учитывая, что 28% из них не знали, что такое МИС (медицинские информационные системы). Такая статистика может говорить о том, что технологичные проекты находятся в тесном контакте именно с врачебной практикой, а не с клиникой, которая внедряет МИС для оптимизации бизнес-процессов. Врачам интересны новые способы диагностики и работы с пациентом, но они считают, что МИС это бизнес-инструмент, который не помогает лечению.
Рис. 4. ответ на вопросы о доступе врача и пациента к информации [9]
>
и информационные
технологии
>
Рис. 5. 77% врачей, которые не знают или не помнят, что такое телемедицина, уже консультируют пациентов удаленно [9]
телемедицинский опыт: дистанционные консультации уже помогают
Развитию информационных технологий в медицине помогают события «на полях» -когда только дистанционная помощь может спасти жизнь человеку. Например, ISfTeH пишет о случае, когда рабочего доставили в телемедицинский центр компании Apollo Telehealth Services в Индии [5], в горах. Человек страдал от сильных болей в груди с иррадиацией в глотку, испытывал затруднения при дыхании. Врач в отделении неотложной помощи главной больницы Apollo удаленно с помощью телемедицинской системы определил, что у пациента суправентрику-лярная тахикардия, артериальное давление 90/60 мм рт.ст. и пульс 220 ударов в минуту. Обычные меры помогали только временно, пациенту становилось хуже. Подключивший-
ся к удаленной консультации врач-кардиолог посоветовал выполнить дефибрилляцию, оборудование для которой было в телемедицинском центре. Рядом с пациентом был молодой специалист, который не умел проводить эту процедуру, поэтому в удаленной больнице с помощью манекена врач показывал, что и как нужно делать, и молодой врач смог провести дефибрилляцию. Частота сердечных сокращений у пациента снизилась до 108 ударов в минуту.
Специалисты областного телемедицинского центра Челябинской областной клинической больницы экстренно консультируют по всей области, не выезжая на места. Видеоконсультации и видеоконсилиумы в ЧОКБ -это общение между врачом-консультантом и лечащим врачом, при необходимости -с участием пациента. Врачи начали работать по этому направлению в рамках проекта по информатизации здравоохранения. Телемеди-
2017, № 1
цинский центр в перспективе может связать все медучреждения между собой. Это значит, что и районным, и городским больницам будут доступны и самые высококвалифицированные специалисты, и оборудование - вне зависимости от того, на каком расстоянии от областной клинической больницы они находятся. Клиника, в которой есть самая современная техника, также помогает в повышении квалификации: на ее базе проводятся конференции, врачи получают дополнительное образование. Такое учреждение еще и контролирует все процессы: операции в районных больницах, удаленное принятие решений, экстренную помощь.
В медицинском центре университета Вирджинии проводили клинические испытания (результаты опубликованы в июле 2016 года [4]) мобильной системы видеоконференции как средства для диагностики пациентов с инсультом. Исследования проводились во время транспортировки в больницу. Результат - диагностика с помощью недорогой системы на планшете помогает получить практически такие же результаты, как и личная консультация. Это может иметь важные последствия для раннего начала лечения инсульта и предотвращения инвалидности, которую он вызывает. Результаты диагностики в 98% случаях коррелировали с теми, которые были сделаны в этих же случаях неврологами у постели больного. Это означает, что использование простой телемедицинской системы для пациентов с инсультом прямо при транспортировке в больницу может обеспечить более быстрое начало лечения, критичное для здоровья и жизни пациента.
В рандомизированном исследовании, результаты которого опубликованы 11 августа 2014 года [1], участвовало 38 пациентов с подозрением на сердечную недостаточность, выявленную в учреждении первичной медицинской помощи в городу Стуруман (Швеция). Удаленное консультирование по
эхокардиографии проводилось в тот же день из окружной больницы, расположенной в 217 км. от места нахождения пациентов. 19 пациентов получили удаленную консультацию, 19 - стандартную. При этом общее время диагностики сократилось: с 50% удаленных приемов среднее время составило 26,5 дня, а при 100% очных заняло бы 114 дней. Из 19 пациентов группы удаленного консультирования 17 (89%) положительно отнеслись к такому подходу и заявили, что эти консультации сопоставимы со стандартными. Все пациенты группы были удовлетворены, причем 95% считают, что помощь им была оказана быстрее по сравнению с традиционным подходом. Авторы исследования отмечают, что при расчете мощности удаленное консультирование может сократить время диагностики, по меньшей мере, до 1 месяца.
Информатизация в Европе и США ведется в фоновом режиме около 15 лет, поэтому незаметна. При этом преобразования происходят не на общегосударственном уровне, а от частных интеграторов. Сейчас в этих странах решают другую проблему: как объединить данные с разных госпиталей в единую систему.
Самым эффективным для здравоохранения может стать сочетание тНеа1Нп и еНеа!Ж: у врача и клиники круглосуточный доступ к электронному медицинскому «монитору» пациентов. Например, в Швеции успешно работает сервис, который позволяет дистанционно снимать показания стимуляторов сердца пациентов. Система Soаriаn СНтсаЬ издалека отслеживает состояние как самих пациентов, так и их кардиостимуляторов, избавляя пожилых людей от необходимости каждые полгода приезжать на прием для проверки. Эта технология не только надежная, но и чувствительная - система реагирует на такие изменения здоровья пациента или проблемы стимулятора, которые сам пациент часто не замечает.
>
и информационные
технологии
>
экосистема «врач-пациент» в on□oc
Комплексные информационно-медицинские услуги - это не только консультации и диагностика врачей с помощью видео- или телефонной связи, но и дистанционный мониторинг биомаркеров, совместная работа нескольких врачей для диагностики сложных случаев, выписка электронных рецептов и направлений, удаленный контроль медикаментозного лечения. Это не только новые технологии, но и новый способ работы врача с пациентом. Эти разработки могут облегчить взаимодействие с обеих сторон. Для пациентов упрощается процесс получения медицинской помощи. Для врача - уменьшается нагрузка от рутинных манипуляций. Это позволяет больше времени уделять диагностике и лечению. Мобильный доступ к информации облегчает получение данных, ускоряет принятие решений и уменьшает расстояние между пациентом и врачом.
Российский сервис ONDOC в октябре 2016 года запустил бесплатный личный кабинет для врачей, в котором можно сопровождать пациентов с помощью видео и текстового чата, а также дистанционно следить за медицинскими данными. Часто у пациентов, которые проходят длительное лечение, возникают вопросы после приема и при реабилитации. Чтобы пациенты не звонили врачам в личное время, можно пользоваться специальным сервисом и не общаться в непрофильном Skype, Fаcebook или Viber. Личный кабинет не предназначен для первичной диагностики или назначения лекарств, но помогает сопровождать и консультировать клиентов.
Многие пациенты с ССЗ, диабетом, беременные и проходящие длительное лечение нуждаются в сопровождении. Удаленный мониторинг результатов ЭКГ и УЗИ, доступ к актуальной информации о давлении, пульсе или температуре, анализам крови или мочи, может помочь вести таких пациентов. На расстоянии можно не только спросить о само-
чувствии или следить за биомаркерами, но и рассказать о специальной диете, наблюдать за свежими результатами лабораторных анализов, присылать файлы с описанием процедур или чек-листов прямо в чате. Удаленный доступ к информации о пациенте и дистанционное сопровождение помогает наблюдать состояние, изучить анамнез до консультации и корректировать лечение. Это важно для всех, кто нуждается в регулярных посещениях или хочет контролировать здоровье вместе со своим врачом. Благодаря специалистам, которые работают в личном кабинете, пациенты уже могут, например, связаться после обследования, рассказать о реакции на прописанный препарат или предоставить кардиологу доступ к данным от фитнес-трекера.
Пациенты могут общаться с врачами на сайте ONDOC.me и в приложениях на iOS и Android [2]. Они могут открыть врачу доступ к своей медицинской карте в ONDOC, врач может создавать рекомендации, контролировать курс лечения, записывать на прием и сопровождать пациентов между консультациями с помощью текстового и видеочата.
Что есть в личном кабинете врача
Личное расписание и приглашения пациентов на прием. В ONDOC можно управлять своим расписанием, даже если врач ведет прием в нескольких клиниках. Можно легко планировать график, учитывая типы записей: заранее запланированные видео- или текстовые консультации и приемы в кабинете. Пациенты видят, когда их готовы принять в клинике, а когда проконсультировать удаленно. Для того, чтобы пригласить на повторный прием, не надо просить администратора связаться с клиентом, достаточно выбрать его из списка и отправить приглашение в один клик.
Доступ к цифровой медкарте пациента, контроль лечения и основных биомаркеров. Пациенты, которые зарегистрированы в сер-
висе, получают данные из разных клиник и вносят результаты приемов вручную. Можно вести пациента, даже если он ходит в другие клиники или к другому врачу. Пользователи занимаются мониторингом показателей, например, давления или температуры; отмечают, когда принимали лекарства и были ли побочные действия. Удаленный доступ к такой информации помогает наблюдать состояние пациента, изучить анамнез до консультации, дистанционно корректировать лечение.
Чат с пациентами. Текстовые онлайн-кон-сультации помогают поддерживать пациентов в удобном для них формате. В сообщении можно прикреплять документы, фотографии, ссылки на описание процедур. Общение в чате не требует немедленного ответа, поэтому можно взять паузу, просмотреть медкарту, проверить свое расписание и ответить тогда, когда будет удобно. Такие консультации можно делать запланированными - вносить их в расписание, чтобы работать с чатом в определенные часы, не отвлекаясь на телефонные звонки или электронные письма в личное время.
Видеоконсультации. При видеоконсультации можно видеть информацию о пациенте (например, просматривать его цифровую медкарту, результаты анализов или записывать на прием) и самого пациента одновременно. Видеочат в ONDOC соответствует стандартам закона об отчетности и безопасности медицинского страхования (Н1РАА). Это специальный инструмент, который заменяет непригодные для общения врача и пациента социальные сети или мессенджеры. Дистанционные консультации в ONDOC могут быть профессиональным инструментом: их можно вносить в рабочее расписание, планировать и приглашать пациентов, не отвлекаясь на внезапные звонки на очном приеме или в личное время, и получать от этого доход. Врачи пользуются всеми функциями личного кабинета бесплатно. Пользователи сервиса оплачивают удаленные консультации он-
www.idmz.ru ._
2017, № 1 *
т
лайн: через сайт или мобильные приложения,
Преимущества комплексного подхода:
Быстрое отображение анамнеза пациента. Часто информация о здоровье пациента разбросана по медицинским учреждениям или хранится дома. ONDOC помогает собрать все данные вместе. После посещения врача, который работает в подключенной к сервису клинике, они автоматически появляются в электронной медицинской карте пациента. Она находится в профиле пользователя и доступна лечащему врачу онлайн.
Качество диагностики и консультаций. Когда пациент приходит на прием, он с трудом может вспомнить название диагнозов, которые были поставлены ему ранее, какие лекарства при этом назначались, и какая была на них реакция. Некоторые забывают даже о противопоказаниях. Заключения врача, аллергические реакции, хронические заболевания и многое другое хранятся в ONDOC, что позволяет проводить более качественную диагностику и назначить эффективное и безопасное лечение.
Интеграция потребностей фармацевтики и необходимости поддержки пациентов назрела давно. По оценке ВОЗ, более половины всех лекарственных средств неправильно назначаются, отпускаются или продаются, а половина всех пациентов, получающих лекарственные средства, неправильно принимают их. Пациенты не соблюдают режим приема, точные сроки, путают или используют неверные дозировки, неверно сочетают лекарства с едой. Это сильно меняет качество лечения, а также может нанести серьезный вред здоровью. Пользователи в ONDOC могут создавать курсы приема с любыми интервалами (например, 30 дней через два месяца) или
а врач получает дополнительный доход, если юридическое лицо (клиника или ИП) подключит онлайн-платежи.
и информационные
технологии
>
циклами, что удобно, например, для гормональных препаратов или сезонной профилактики. Можно внести любой тип лекарства - от таблеток или уколов до пластырей, ингаляторов или кремов. При добавлении лекарства сервис определяет его тип (например, ампулы или сироп) и сам подставляет значение. Можно отмечать побочные действия и оставлять комментарии по приему - например, указать, когда стоит принимать лекарство и подробно рассказать о побочных эффектах - например, что кружилась голова или тошнило. В сервисе автоматически формируются отчеты о приеме препаратов со всей статистикой и пропусками. Они доступны врачу.
Пациент рассказывает врачу о том, что его беспокоит, а специалист может посмотреть в электронной медкарте на показатели носимых устройств, узнать о курсах медикаментозного лечения и прошлых диагнозах. Врач сравнивает данные, например, с теми, что были на прошлой неделе, или просит сдать анализы и загрузить результаты обследований в свой профиль. Иногда можно определить, нужен ли очный прием и к какому специалисту стоит пойти. Это системный подход, и компания ONDOC придерживается его при разработке личного кабинета врача.
2017 год -
переходный этап
электронного
здравоохранения
Дистанционная связь «врач-пациент» помогает лечению стать эффективнее. У врача есть доступ к актуальной информации о здоровье пациента, он может сравнить показатели работы организма или собрать консилиум узких специалистов из разных городов, чтобы обсудить информацию, доступ к которой открыл пациент. Такой подход формирует доверие к клинике и создает новое качество отношений между врачом и пациентом - то, которое трудно сформировать при разовом приеме.
Часто удаленные консультации нужны, чтобы просто снять лишнюю тревогу и не заставлять пациента лишний раз приезжать в клинику, рискуя здоровьем.
Процесс работы врача меняется, и специалистам уже нужно приступать к обучению новым технологиям. Широкое внедрение электронного здравоохранения помогает учитывать данные по норме для каждого отдельного человека. Это большой шаг к персонифицированной медицине. Сегодня, ставя диагноз, врач базируется только на тех данных, которые были получены при обследовании большой популяции, он часто не знает индивидуальной нормы пациента. Переход от бумажных медкарт к единым электронным избавляет врача от необходимости снова и снова собирать анамнез, а пациента - от отчаянных попыток вспомнить, когда он прививался от кори и болел ли краснухой, сокращая время приема. Врачи разных клиник и городов могут получить доступ к карте пациента. Это упрощает процесс коммуникации специалистов и мобильность пациента. Клиники уже переходят на электронный документооборот. Согласно опросу ONDOC [9], в среднем и в 65% частных, и в государственных клиниках есть медицинская информационная система. При этом, соотношение тех, кто ведет в МИС электронную амбулаторную карту (ЭМК), почти одинаковое, независимо от того, бюджетная организация или нет. В частных клиниках ЭМК заполняют 44%, в государственных - 41%.
В России развиваются сразу несколько направлений ИТ для медицины. Растет количество решений для дистанционных консультаций. Проектов много, но их деятельность пока не урегулирована законом. Формат удаленной работы с пациентом несет дополнительную ответственность за лечение для всех участников процесса. Но простая связь пациента и врача облегчит жизнь пациентам с ограниченными возможностями и упростит ведение беременности, поможет тем, кому
2017, № 1
часто нужна лишь дополнительная поддержка или совет врача. Телемедицинские технологии помогут в первичной диагностике, возьмут на себя функцию связи и документооборот. Это даст возможность не только наблюдать и лечить, но и заниматься профилактикой заболеваний. Это большой шаг в сторону медицины четырех «Р»: комплекса по выявлению рисков (predictive), профилактики (preventive), персонализации медицинской информации (personalized) и личного участия в контроле здоровья (participatory). Вложенные в профилактику силы и средства в несколько раз меньше тех, которые мы тратим на лечение.
Основной приоритет для России в 2017-ом году - повсеместная информатизация медицинских учреждений и принятие закона о телемедицине. Низкий уровень компьютеризации или отсутствие МИС (медицинских информационных систем) в регионах не позволяет клиникам полноценно участвовать в проектах электронного здравоохранения, которые есть на рынке. ONDOC дает таким клиникам платформу, которая позволяет даже клиникам без МИС оценить преимущества ИТ для медицины.
Вклад цифровых технологий в развитие медицинских сервисов делает коммуникацию более прозрачной и помогает сформировать высокий уровень доверия, выводит отношения между медицинской отраслью и пациентами на другой уровень. Лечение становится качественнее: человеку легче контролировать свое здоровье, следовать рекомендациям врача и соблюдать курсы приема лекарств. Мобильные сервисы помогают быстрее получать обратную связь от пациентов. Это значит, что у врача появляется больше информации - он может наблюдать пациента и следить за эффективностью назначенного лечения, видеть как меняются показатели в динамике (например, как медикамент влияет на уровень сахара в крови). Врач может мгновенно узнать, что у пациента возникла побочная реакция на лекарство и помочь ему определиться с даль-
нейшими шагами. Взаимодействие с пациентом через комплексные цифровые платформы делает общение более открытым - все приемы и рекомендации фиксируются в истории лечения, а данные обследований из разных клиник объединены в цифровой медкарте. Но вместе с этим растет уровень ответственности врача - медицинская информация выходит за пределы кабинета.
Пациент, который один раз попробовал новые услуги, например, получил свою медицинскую карту в приложение на iPhone, захочет получать их всегда. Это стимулирует рынок к развитию. Производители персональных устройств для мониторинга и ИТ-сообщество будут стимулировать государство и клиники к переходу к «цифре». Когда пациент будет подталкивать медицину к внедрению новых технологий, а клиники увидят, что на это есть спрос, вся отрасль будет развивать электронное здравоохранение.
Любая деятельность видоизменяется, если к ней привлекают технологии - когда-то возделывали землю плугом на лошади, потом появились тракторы; когда-то бухгалтеры считали на счетах, а сейчас в 1С. Так и в здравоохранении, профессия врача потребует изменений, и технологии так же качественно изменят отрасль. В мире началась революция, которая неизбежно будет оказывать влияние на качество жизни людей. Нормы и законы в сфере мобильной службы здоровья в некоторых странах уже начали менять саму концепцию здравоохранения. Информатизация медицины - глобальный процесс, области которого, развиваясь параллельно, дополняют и подгоняют друг друга. Если темпы сохранятся, то уже через пару десятилетий мы не узнаем систему здравоохранения. Технологии упразднят понятие расстояния, возьмут на себя первичную диагностику, функцию связи и документооборот. Врачу же останется самое главное и ответственное - лечить; это уникальный труд, который невозможно ничем заменить.
>
и информационные
технологии
литература
1. American College of Cardiology Foundation. Studies Explore Effectiveness of Tel-erobotics in Echocardiography // http://www.acc.org/latest-in-cardiology/arti-cles/2014/08/13/15/51/studies-explore-effectiveness-of-telerobotics-in-echocardi-ography?w_nav=LC#sthash.6xtEtDdW.dpuf (дата обращения: 20.11.2016).
2. CNEWS. Видеочат для общения с врачом запущен на всех платформах ONDOC // http://www.cnews.ru/news/line/2016-10-25_videochat_dlya_obshche-niya_s_vrachom_zapushchen_na_vseh(дата обращения: 25.11.2016).
3. Davis E. A., Hovanesian J. A., Katz J. A. et al. Professional life and the smart-phone // Cataract & Refractive Surgery Today. - 2010. - Sept. — 21-22.
4. Electronic Tablets Speed Stroke Care During Patient Transport // http://www. ehealthnews.eu/research/4903-electronic-tablets-speed-stroke-care-during-patient-transport (дата обращения: 30.11.2016).
5. EverCare: мобильные технологии здоровья. Случай из жизни: телемедицина спасла жизнь человека //http://evercare.ru/telemedicine-keylong (дата обращения: 27.11.2016).
6. IOT.ru Новости интернета вещей. Медицине прописали цифровые технологии // https://iot.ru/meditsina/meditsine-propisali-tsifrovye-tekhnologii (дата обращения: 23.11.2016).
7. National Business Group on Health Survey Finds. Health Care Benefits Cost Increases to Hold Steady in 2016 // http://www.businessgrouphealth.org/pressroom/ pressRelease.cfm? ID=263 (дата обращения: 10.11.2016).
8. ONDOC. Исследование мобильной медицины, 2015 г. // https://drive.google.com/ drive/u/1/folders/0B0ulNjqPjrvxMEZoU0YwYldlaE0 (дата обращения: 10.11.2016).
9. ONDOC. Опрос российских врачей.Информатизация здравоохранения, телемедицина и дистанционная диагностика, 2016 г. // https://drive.google.com/file/ d/0B82zynEeVggIOWMtdFk2TmF5QWc/view (дата обращения: 1.11.2016).
10. Soarian Clinicals (Tutorial for preferred office staff). Baptist Health South Florida // https://baptisthealth.net/en/physicians/documents/soarian%20tutorial%20 for%20preferred%20office%20staff%20(10%2030%202014).pdf (дата обращения: 28.11.2016).
11. Soarian Gaining Momentum. Siemens Medical Solutions USA, Inc // http://www. usa.siemens.com/entry/features/us_healthcare/us/en/pdf/ache_trifold.pdf (дата обращения: 10.11.2016).
12.Герасименко Н. Ф. 4П медицина - новое направление развития здравоохранения // Федеральный справочник. Здравоохранение России. - 2012 - Т. 13. С. 93-96.
13. Руководство по геронтологии и гериатрии. Основы геронтологии. Общая гериатрия. / Под ред. В. Н. Ярыгина, А. С. Мелентьева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010 -Т. 1. С. 367.
14. Рынок mHealth в России и мире, итоги 2014 года - Исследования J'son & Partners // http://j son.tv/ict_video_watch/rynok-mhealth-v-rossii-i-mire-itogi-2014-goda-20150316113928 (дата обращения: 20.04.2016).