Научная статья на тему 'Комплексные телемедицинские технологии для сопровождения пациентов. Международные тренды, результаты опросов об информатизации, технологичные решения для врача и клиники на базе сервиса ondoc'

Комплексные телемедицинские технологии для сопровождения пациентов. Международные тренды, результаты опросов об информатизации, технологичные решения для врача и клиники на базе сервиса ondoc Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
855
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕМЕДИЦИНА / TELEMEDICINE / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ МЕДИЦИНА / PERSONALIZED MEDICINE / ЭЛЕКТРОННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / E-HEALTH / МОБИЛЬНАЯ МЕДИЦИНА / MOBILE MEDICINE / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / МИС / ЭМК / НОСИМАЯ ЭЛЕКТРОНИКА / WEARABLE ELECTRONICS / ВИДЕОЧАТ / ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH / MEDICAL INFORMATION SYSTEM / EHR / VIDEOCHAT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кубрик Я. Ю.

В статье сделан анализ развития мобильной и телемедицины на примере недавних исследований. Также приведены результаты опросов компании ONDOC: врачей о дистанционных консультациях и удаленной диагностике, руководителей о мобильной медицине и информатизации в клинике. Далее приведен тезис о том, что сочетание мобильного и электронного здравоохранения помогает в мониторинге состояний и сопровождении пациентов; описаны функции таких комплексных проектов на примере возможностей для общения «врач-пациент» и их пользы для клиник на примере проекта ONDOC. В заключении резюме о том, что отрасль электронного здравоохранения находится на переходном этапе, который несет собой новый подход: полную персонализацию лечения и ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated telemedicine technologies for support and care patients. Worldwide trends, the results of research about informatization, technological solutions for doctors based on service ONDOC

This article analyzes mobile and telemedicine as an example of recent researches. Next survey results from the company ONDOC: doctors about remote consultation and diagnosis, the heads about mobile medicine and informatization. Next the idea about combination of mobile and electronic health. It helps in monitoring and supporting the patients. Author described the opportunities of complexity: the communication «doctor-patient» and clinics in ONDOC project. In conclusion a summary about the eHealth-industry in between stage. This stage means that it carries a new approach: a complete personalization of treatment and responsibility.

Текст научной работы на тему «Комплексные телемедицинские технологии для сопровождения пациентов. Международные тренды, результаты опросов об информатизации, технологичные решения для врача и клиники на базе сервиса ondoc»

2017, № 1

я. Ю. КУБРИК,

специалист по внешним коммуникациям ООО «МедКарта», г. Санкт-Петербург, Россия, pr@ondoc.me

комплексные телемедицинские технологии для сопровождения пациентов. международные тренды, результаты опросов об информатизации, технологичные решения для врача и клиники на базе сервиса on□oc

УДК 61:001.92; 61:007; 61:339.13; 61:659.1

Кубрик Я. Ю. Комплексные телемедицинские технологии для сопровождения пациентов. Международные тренды, результаты опросов об информатизации, технологичные решения для врача и клиники на базе сервиса ONDOC (ООО «МедКарта», Санкт-Петербург, Россия)

Аннотация. В статье сделан анализ развития мобильной и телемедицины на примере недавних исследований. Также приведены результаты опросов компании ONDOC: врачей - о дистанционных консультациях и удаленной диагностике, руководителей - о мобильной медицине и информатизации в клинике. Далее приведен тезис о том, что сочетание мобильного и электронного здравоохранения помогает в мониторинге состояний и сопровождении пациентов; описаны функции таких комплексных проектов на примере возможностей для общения «врач-пациент» и их пользы для клиник на примере проекта ONDOC. В заключении - резюме о том, что отрасль электронного здравоохранения находится на переходном этапе, который несет собой новый подход: полную персонализацию лечения и ответственности.

Ключевые слова: телемедицина, персонализированная медицина, электронное здравоохранение, мобильная медицина, информатизация, МИС, ЭМК, носимая электроника, видеочат, исследования.

UDC 61:001.92; 61:007; 61:339.13; 61:659.1

Kubrick Ya. Yu. Integrated telemedicine technologies for support and care patients. Worldwide trends, the results of research about informatization, technological solutions for doctors based on service ONDOC (LLC «Medkarta», Saint-Petersburg, Russia)

Abstract: This article analyzes mobile and telemedicine as an example of recent researches. Next - survey results from the company ONDOC: doctors - about remote consultation and diagnosis, the heads - about mobile medicine and informatization. Next - t he idea about combination of mobile and electronic health. It helps in monitoring and supporting the patients. Author described the opportunities of complexity: the communication «doctor-patient» and clinics in ONDOC project. In conclusion - a summary about the eHealth-industry in between stage. This stage means that it carries a new approach: a complete personalization of treatment and responsibility.

Keywords: telemedicine, personalized medicine, eHealth, mobile medicine, informatization, Medical information system, EHR, wearable electronics, videochat, research.

созрел ли рынок теле-^^^^^^^^^ и мобильной медицины?

Компания Ке^ит 15 сентября 2016 года опубликовала отчет по результатам онлайн-опроса 2000 пользователей смартфонов в США: американцы стали все чаще делиться медицинской информацией с помощью мобильных устройств -

© Я. Ю. Кубрик, 2017 г.

и информационные

технологии

>

они общаются со своими врачами, используют трекеры и даже системы на базе искусственного интеллекта. 58% опрошенных пользуются смартфоном для общения с врачом, один из четырех пишет и высылает фотографии своих медицинских проблем врачам. У почти 50% опрошенных установлено медицинское, фитнес-приложение или сервис по контролю приема лекарств. 83% тех, кто пользуется приложениями для контроля образа жизни, возвращаются к ним минимум раз в неделю. Но мобильными сервисами пользуются еще и в профессиональных целях. Например, согласно опросу, проведенному American Society of Cataract and Refractive Surgery в 2014 г., 83% офтальмологов используют смартфоны или веб-совместимые устройства [3].

В США резко растет число компаний, которые предлагают своим сотрудникам использовать телемедицину в рамках страхования. По состоянию на август 2015 года уже 48% работодателей предложили услуги телемедицины. Исследование National Business Group [7] по вопросам здравоохранения показало, что 74% опрошенных компаний в штатах, где разрешено использование телемедицины, запланировали в 2016-ом включить ее в перечень медицинских услуг, которые они предлагают своим сотрудникам. Резкий рост интереса к телемедицине есть и в России, но закона, который ее регулирует, нет. Страховые компании уже работают над новыми механизмами взаимодействия «врач-пациент». Например, «ВТБ Страхование» выпустила в продажу полис, который позволяет удаленно консультироваться с педиатром в любое время суток.

Тот же опрос показывает, что около 73% компаний собирались включить в медицинский план для сотрудников обучение управлению стилем жизни. Столько же собирались предлагать различные инструменты поддержки принятия решений, которые позволяют правильно пользоваться услугами системы здравоохранения. Сложились планы или нет - покажет

ближайшее время, когда будут опубликованы результаты 2016-го года.

По данным аналитиков Research2Guidance, мобильная индустрия здоровья к 2018 году вырастет почти до $26 млрд [14]. В 2000 году, по оценкам ООН и ВОЗ [13], население мира в возрасте 60 лет и старше насчитывало 600 миллионов человек. Это почти втрое больше, чем в 1950 году. По прогнозу, к 2025 году оно составит миллиард человек, увеличившись почти вдвое за 25 лет. Единственная возможность сохранить хорошие результаты в таких условиях - использование комплексных систем и ухода с помощью мобильных решений.

Направление, которое связано с носимыми устройствами и интерпретацией данных, которые они генерируют, уже находит свое признание как часть пациентоориентирован-ной медицины. Оно называется mHealth -термин, который объясняет накопление и обмен медицинской информацией с помощью мобильных и беспроводных инструментов. Например, приложение, которое анализирует данные о физической активности или пульсе, которые поступают из фитнес-браслетов.

Совместное исследование Economist Intelligence Unit и PWC2014 года показало [13], что основные мотивы к использованию мобильного здравоохранения - это упрощение доступа к здравоохранению (46%), сокращение затрат на здравоохранение (43%), рост количества возможностей по контролю собственного здоровья (32%), получение недоступной ранее медицинской информации (28%), повышение качества здравоохранения (25%). Ожидаемый перелом уже наступил в большинстве стран: все понимают, что медицина может получить преимущества благодаря развитию информационных технологий. Уже началась экспансия технологичных медицинских услуг, их распространение поддерживают и корпорации (например, страхуя сотрудников), и сами пациенты (например, приобретая абонемент на дистанционное сопровождение беремен-

2017, № 1

ности). Переходу к модели здравоохранения, в которой можно использовать возможности мобильного здравоохранения (тНеаМ), помогает внедряемое на уровне регионов электронное здравоохранение (общепринятый термин - еНеаМ). Телемедицина, электронные медицинские карты, сервисы онлайн-записи -многое это уже на слуху не только у руководителя клиники, но и у врача.

опрос врачей о телемедицине

В августе 2016 года сервис по контролю здоровья ONDOC провел опрос о телемедицине и информатизации среди 714 врачей в профессиональной социальной сети «Врачи РФ» [9].

Специалисты, которые работают с ЭМК (электронной медкартой), отметили среднее время ее заполнения. По всей выборке заполнение электронной амбулаторной карты

занимает в среднем 39% времени от приема. В частных клиниках заполнение ЭМК занимает 31% от времени приема, а в государственных -41%. На вопрос «Заполнение какой медкарты занимает больше времени?» большинство представителей частных клиник (82%) отметили, что бумажные медкарты заполнять дольше. Совсем другая ситуация с врачами из государственных учреждений - наоборот, почти половина (46%) опрошенных ответили, что заполнение ЭМК занимает больше времени (рис. 1).

Среди используемых способов коммуникации с пациентами врачи выделили телефонный разговор (80%), общение по электронной почте (40%), видеосвязь, например, Skype (13%). Никогда не поддерживали общение с пациентами вне стен кабинета только 16% всех опрошенных (рис. 2).

Дистанционные консультации, по мнению врачей, нужны для работы по корректировке медикаментозного лечения (67%), с теми,

Рис. 1. Время, которое тратят врачи на заполнение амбулаторных карт [9]

>

и информационные

технологии

>

Рис. 2. об альтернативных коммуникациях «врач-пациент» [9]

Рис. 3. ответ на вопрос о направлениях работы с пациентами через дистанционные консультации [9]

■■ ■■■■■

52®

у кого есть хронические заболевания (67%), кто нуждается в частых посещениях врача (58%), в послеоперационном обслуживании (16%), с пациентами с нарушением поведения (11%) (рис. 3).

71% опрошенных считают, что пациент должен полностью владеть данными о своем лечении (например, диагнозе, результатах анализов и промежуточных обследований). Пациент должен владеть данными только за последнее время - так считают 28% врачей, и менее одного процента (5 человек) считают, что он не должен владеть такими сведениями. Большинство (97%) ответили, что доступ к полному анамнезу пациента помогает врачу (рис. 4).

Врачи не боятся узнавать новое - только 1% не готовы консультировать дистанционно из-за необходимости учиться. 67% согласны пройти дополнительную аттестацию для оказания телемедицинских услуг.

77% врачей, которые не помнят или не знают, что такое телемедицина, на самом деле

2017, № 1

практикуют ее (рис. 5). Даже общаясь с пациентами дистанционно, врачи не считают, что консультируют - больше половины (54%) всех опрошенных хотят консультировать пациентов дистанционно, несмотря на то, что всего 17% никогда не делали этого.

Другой опрос ONDOC [8] о мобильной медицине 2015 года показал, что 58% врачей знакомы с проектами электронного здравоохранения и 62% врачей - с проектами мобильной медицины, что удивительно, учитывая, что 28% из них не знали, что такое МИС (медицинские информационные системы). Такая статистика может говорить о том, что технологичные проекты находятся в тесном контакте именно с врачебной практикой, а не с клиникой, которая внедряет МИС для оптимизации бизнес-процессов. Врачам интересны новые способы диагностики и работы с пациентом, но они считают, что МИС это бизнес-инструмент, который не помогает лечению.

Рис. 4. ответ на вопросы о доступе врача и пациента к информации [9]

>

и информационные

технологии

>

Рис. 5. 77% врачей, которые не знают или не помнят, что такое телемедицина, уже консультируют пациентов удаленно [9]

телемедицинский опыт: дистанционные консультации уже помогают

Развитию информационных технологий в медицине помогают события «на полях» -когда только дистанционная помощь может спасти жизнь человеку. Например, ISfTeH пишет о случае, когда рабочего доставили в телемедицинский центр компании Apollo Telehealth Services в Индии [5], в горах. Человек страдал от сильных болей в груди с иррадиацией в глотку, испытывал затруднения при дыхании. Врач в отделении неотложной помощи главной больницы Apollo удаленно с помощью телемедицинской системы определил, что у пациента суправентрику-лярная тахикардия, артериальное давление 90/60 мм рт.ст. и пульс 220 ударов в минуту. Обычные меры помогали только временно, пациенту становилось хуже. Подключивший-

ся к удаленной консультации врач-кардиолог посоветовал выполнить дефибрилляцию, оборудование для которой было в телемедицинском центре. Рядом с пациентом был молодой специалист, который не умел проводить эту процедуру, поэтому в удаленной больнице с помощью манекена врач показывал, что и как нужно делать, и молодой врач смог провести дефибрилляцию. Частота сердечных сокращений у пациента снизилась до 108 ударов в минуту.

Специалисты областного телемедицинского центра Челябинской областной клинической больницы экстренно консультируют по всей области, не выезжая на места. Видеоконсультации и видеоконсилиумы в ЧОКБ -это общение между врачом-консультантом и лечащим врачом, при необходимости -с участием пациента. Врачи начали работать по этому направлению в рамках проекта по информатизации здравоохранения. Телемеди-

2017, № 1

цинский центр в перспективе может связать все медучреждения между собой. Это значит, что и районным, и городским больницам будут доступны и самые высококвалифицированные специалисты, и оборудование - вне зависимости от того, на каком расстоянии от областной клинической больницы они находятся. Клиника, в которой есть самая современная техника, также помогает в повышении квалификации: на ее базе проводятся конференции, врачи получают дополнительное образование. Такое учреждение еще и контролирует все процессы: операции в районных больницах, удаленное принятие решений, экстренную помощь.

В медицинском центре университета Вирджинии проводили клинические испытания (результаты опубликованы в июле 2016 года [4]) мобильной системы видеоконференции как средства для диагностики пациентов с инсультом. Исследования проводились во время транспортировки в больницу. Результат - диагностика с помощью недорогой системы на планшете помогает получить практически такие же результаты, как и личная консультация. Это может иметь важные последствия для раннего начала лечения инсульта и предотвращения инвалидности, которую он вызывает. Результаты диагностики в 98% случаях коррелировали с теми, которые были сделаны в этих же случаях неврологами у постели больного. Это означает, что использование простой телемедицинской системы для пациентов с инсультом прямо при транспортировке в больницу может обеспечить более быстрое начало лечения, критичное для здоровья и жизни пациента.

В рандомизированном исследовании, результаты которого опубликованы 11 августа 2014 года [1], участвовало 38 пациентов с подозрением на сердечную недостаточность, выявленную в учреждении первичной медицинской помощи в городу Стуруман (Швеция). Удаленное консультирование по

эхокардиографии проводилось в тот же день из окружной больницы, расположенной в 217 км. от места нахождения пациентов. 19 пациентов получили удаленную консультацию, 19 - стандартную. При этом общее время диагностики сократилось: с 50% удаленных приемов среднее время составило 26,5 дня, а при 100% очных заняло бы 114 дней. Из 19 пациентов группы удаленного консультирования 17 (89%) положительно отнеслись к такому подходу и заявили, что эти консультации сопоставимы со стандартными. Все пациенты группы были удовлетворены, причем 95% считают, что помощь им была оказана быстрее по сравнению с традиционным подходом. Авторы исследования отмечают, что при расчете мощности удаленное консультирование может сократить время диагностики, по меньшей мере, до 1 месяца.

Информатизация в Европе и США ведется в фоновом режиме около 15 лет, поэтому незаметна. При этом преобразования происходят не на общегосударственном уровне, а от частных интеграторов. Сейчас в этих странах решают другую проблему: как объединить данные с разных госпиталей в единую систему.

Самым эффективным для здравоохранения может стать сочетание тНеа1Нп и еНеа!Ж: у врача и клиники круглосуточный доступ к электронному медицинскому «монитору» пациентов. Например, в Швеции успешно работает сервис, который позволяет дистанционно снимать показания стимуляторов сердца пациентов. Система Soаriаn СНтсаЬ издалека отслеживает состояние как самих пациентов, так и их кардиостимуляторов, избавляя пожилых людей от необходимости каждые полгода приезжать на прием для проверки. Эта технология не только надежная, но и чувствительная - система реагирует на такие изменения здоровья пациента или проблемы стимулятора, которые сам пациент часто не замечает.

>

и информационные

технологии

>

экосистема «врач-пациент» в on□oc

Комплексные информационно-медицинские услуги - это не только консультации и диагностика врачей с помощью видео- или телефонной связи, но и дистанционный мониторинг биомаркеров, совместная работа нескольких врачей для диагностики сложных случаев, выписка электронных рецептов и направлений, удаленный контроль медикаментозного лечения. Это не только новые технологии, но и новый способ работы врача с пациентом. Эти разработки могут облегчить взаимодействие с обеих сторон. Для пациентов упрощается процесс получения медицинской помощи. Для врача - уменьшается нагрузка от рутинных манипуляций. Это позволяет больше времени уделять диагностике и лечению. Мобильный доступ к информации облегчает получение данных, ускоряет принятие решений и уменьшает расстояние между пациентом и врачом.

Российский сервис ONDOC в октябре 2016 года запустил бесплатный личный кабинет для врачей, в котором можно сопровождать пациентов с помощью видео и текстового чата, а также дистанционно следить за медицинскими данными. Часто у пациентов, которые проходят длительное лечение, возникают вопросы после приема и при реабилитации. Чтобы пациенты не звонили врачам в личное время, можно пользоваться специальным сервисом и не общаться в непрофильном Skype, Fаcebook или Viber. Личный кабинет не предназначен для первичной диагностики или назначения лекарств, но помогает сопровождать и консультировать клиентов.

Многие пациенты с ССЗ, диабетом, беременные и проходящие длительное лечение нуждаются в сопровождении. Удаленный мониторинг результатов ЭКГ и УЗИ, доступ к актуальной информации о давлении, пульсе или температуре, анализам крови или мочи, может помочь вести таких пациентов. На расстоянии можно не только спросить о само-

чувствии или следить за биомаркерами, но и рассказать о специальной диете, наблюдать за свежими результатами лабораторных анализов, присылать файлы с описанием процедур или чек-листов прямо в чате. Удаленный доступ к информации о пациенте и дистанционное сопровождение помогает наблюдать состояние, изучить анамнез до консультации и корректировать лечение. Это важно для всех, кто нуждается в регулярных посещениях или хочет контролировать здоровье вместе со своим врачом. Благодаря специалистам, которые работают в личном кабинете, пациенты уже могут, например, связаться после обследования, рассказать о реакции на прописанный препарат или предоставить кардиологу доступ к данным от фитнес-трекера.

Пациенты могут общаться с врачами на сайте ONDOC.me и в приложениях на iOS и Android [2]. Они могут открыть врачу доступ к своей медицинской карте в ONDOC, врач может создавать рекомендации, контролировать курс лечения, записывать на прием и сопровождать пациентов между консультациями с помощью текстового и видеочата.

Что есть в личном кабинете врача

Личное расписание и приглашения пациентов на прием. В ONDOC можно управлять своим расписанием, даже если врач ведет прием в нескольких клиниках. Можно легко планировать график, учитывая типы записей: заранее запланированные видео- или текстовые консультации и приемы в кабинете. Пациенты видят, когда их готовы принять в клинике, а когда проконсультировать удаленно. Для того, чтобы пригласить на повторный прием, не надо просить администратора связаться с клиентом, достаточно выбрать его из списка и отправить приглашение в один клик.

Доступ к цифровой медкарте пациента, контроль лечения и основных биомаркеров. Пациенты, которые зарегистрированы в сер-

висе, получают данные из разных клиник и вносят результаты приемов вручную. Можно вести пациента, даже если он ходит в другие клиники или к другому врачу. Пользователи занимаются мониторингом показателей, например, давления или температуры; отмечают, когда принимали лекарства и были ли побочные действия. Удаленный доступ к такой информации помогает наблюдать состояние пациента, изучить анамнез до консультации, дистанционно корректировать лечение.

Чат с пациентами. Текстовые онлайн-кон-сультации помогают поддерживать пациентов в удобном для них формате. В сообщении можно прикреплять документы, фотографии, ссылки на описание процедур. Общение в чате не требует немедленного ответа, поэтому можно взять паузу, просмотреть медкарту, проверить свое расписание и ответить тогда, когда будет удобно. Такие консультации можно делать запланированными - вносить их в расписание, чтобы работать с чатом в определенные часы, не отвлекаясь на телефонные звонки или электронные письма в личное время.

Видеоконсультации. При видеоконсультации можно видеть информацию о пациенте (например, просматривать его цифровую медкарту, результаты анализов или записывать на прием) и самого пациента одновременно. Видеочат в ONDOC соответствует стандартам закона об отчетности и безопасности медицинского страхования (Н1РАА). Это специальный инструмент, который заменяет непригодные для общения врача и пациента социальные сети или мессенджеры. Дистанционные консультации в ONDOC могут быть профессиональным инструментом: их можно вносить в рабочее расписание, планировать и приглашать пациентов, не отвлекаясь на внезапные звонки на очном приеме или в личное время, и получать от этого доход. Врачи пользуются всеми функциями личного кабинета бесплатно. Пользователи сервиса оплачивают удаленные консультации он-

www.idmz.ru ._

2017, № 1 *

т

лайн: через сайт или мобильные приложения,

Преимущества комплексного подхода:

Быстрое отображение анамнеза пациента. Часто информация о здоровье пациента разбросана по медицинским учреждениям или хранится дома. ONDOC помогает собрать все данные вместе. После посещения врача, который работает в подключенной к сервису клинике, они автоматически появляются в электронной медицинской карте пациента. Она находится в профиле пользователя и доступна лечащему врачу онлайн.

Качество диагностики и консультаций. Когда пациент приходит на прием, он с трудом может вспомнить название диагнозов, которые были поставлены ему ранее, какие лекарства при этом назначались, и какая была на них реакция. Некоторые забывают даже о противопоказаниях. Заключения врача, аллергические реакции, хронические заболевания и многое другое хранятся в ONDOC, что позволяет проводить более качественную диагностику и назначить эффективное и безопасное лечение.

Интеграция потребностей фармацевтики и необходимости поддержки пациентов назрела давно. По оценке ВОЗ, более половины всех лекарственных средств неправильно назначаются, отпускаются или продаются, а половина всех пациентов, получающих лекарственные средства, неправильно принимают их. Пациенты не соблюдают режим приема, точные сроки, путают или используют неверные дозировки, неверно сочетают лекарства с едой. Это сильно меняет качество лечения, а также может нанести серьезный вред здоровью. Пользователи в ONDOC могут создавать курсы приема с любыми интервалами (например, 30 дней через два месяца) или

а врач получает дополнительный доход, если юридическое лицо (клиника или ИП) подключит онлайн-платежи.

и информационные

технологии

>

циклами, что удобно, например, для гормональных препаратов или сезонной профилактики. Можно внести любой тип лекарства - от таблеток или уколов до пластырей, ингаляторов или кремов. При добавлении лекарства сервис определяет его тип (например, ампулы или сироп) и сам подставляет значение. Можно отмечать побочные действия и оставлять комментарии по приему - например, указать, когда стоит принимать лекарство и подробно рассказать о побочных эффектах - например, что кружилась голова или тошнило. В сервисе автоматически формируются отчеты о приеме препаратов со всей статистикой и пропусками. Они доступны врачу.

Пациент рассказывает врачу о том, что его беспокоит, а специалист может посмотреть в электронной медкарте на показатели носимых устройств, узнать о курсах медикаментозного лечения и прошлых диагнозах. Врач сравнивает данные, например, с теми, что были на прошлой неделе, или просит сдать анализы и загрузить результаты обследований в свой профиль. Иногда можно определить, нужен ли очный прием и к какому специалисту стоит пойти. Это системный подход, и компания ONDOC придерживается его при разработке личного кабинета врача.

2017 год -

переходный этап

электронного

здравоохранения

Дистанционная связь «врач-пациент» помогает лечению стать эффективнее. У врача есть доступ к актуальной информации о здоровье пациента, он может сравнить показатели работы организма или собрать консилиум узких специалистов из разных городов, чтобы обсудить информацию, доступ к которой открыл пациент. Такой подход формирует доверие к клинике и создает новое качество отношений между врачом и пациентом - то, которое трудно сформировать при разовом приеме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Часто удаленные консультации нужны, чтобы просто снять лишнюю тревогу и не заставлять пациента лишний раз приезжать в клинику, рискуя здоровьем.

Процесс работы врача меняется, и специалистам уже нужно приступать к обучению новым технологиям. Широкое внедрение электронного здравоохранения помогает учитывать данные по норме для каждого отдельного человека. Это большой шаг к персонифицированной медицине. Сегодня, ставя диагноз, врач базируется только на тех данных, которые были получены при обследовании большой популяции, он часто не знает индивидуальной нормы пациента. Переход от бумажных медкарт к единым электронным избавляет врача от необходимости снова и снова собирать анамнез, а пациента - от отчаянных попыток вспомнить, когда он прививался от кори и болел ли краснухой, сокращая время приема. Врачи разных клиник и городов могут получить доступ к карте пациента. Это упрощает процесс коммуникации специалистов и мобильность пациента. Клиники уже переходят на электронный документооборот. Согласно опросу ONDOC [9], в среднем и в 65% частных, и в государственных клиниках есть медицинская информационная система. При этом, соотношение тех, кто ведет в МИС электронную амбулаторную карту (ЭМК), почти одинаковое, независимо от того, бюджетная организация или нет. В частных клиниках ЭМК заполняют 44%, в государственных - 41%.

В России развиваются сразу несколько направлений ИТ для медицины. Растет количество решений для дистанционных консультаций. Проектов много, но их деятельность пока не урегулирована законом. Формат удаленной работы с пациентом несет дополнительную ответственность за лечение для всех участников процесса. Но простая связь пациента и врача облегчит жизнь пациентам с ограниченными возможностями и упростит ведение беременности, поможет тем, кому

2017, № 1

часто нужна лишь дополнительная поддержка или совет врача. Телемедицинские технологии помогут в первичной диагностике, возьмут на себя функцию связи и документооборот. Это даст возможность не только наблюдать и лечить, но и заниматься профилактикой заболеваний. Это большой шаг в сторону медицины четырех «Р»: комплекса по выявлению рисков (predictive), профилактики (preventive), персонализации медицинской информации (personalized) и личного участия в контроле здоровья (participatory). Вложенные в профилактику силы и средства в несколько раз меньше тех, которые мы тратим на лечение.

Основной приоритет для России в 2017-ом году - повсеместная информатизация медицинских учреждений и принятие закона о телемедицине. Низкий уровень компьютеризации или отсутствие МИС (медицинских информационных систем) в регионах не позволяет клиникам полноценно участвовать в проектах электронного здравоохранения, которые есть на рынке. ONDOC дает таким клиникам платформу, которая позволяет даже клиникам без МИС оценить преимущества ИТ для медицины.

Вклад цифровых технологий в развитие медицинских сервисов делает коммуникацию более прозрачной и помогает сформировать высокий уровень доверия, выводит отношения между медицинской отраслью и пациентами на другой уровень. Лечение становится качественнее: человеку легче контролировать свое здоровье, следовать рекомендациям врача и соблюдать курсы приема лекарств. Мобильные сервисы помогают быстрее получать обратную связь от пациентов. Это значит, что у врача появляется больше информации - он может наблюдать пациента и следить за эффективностью назначенного лечения, видеть как меняются показатели в динамике (например, как медикамент влияет на уровень сахара в крови). Врач может мгновенно узнать, что у пациента возникла побочная реакция на лекарство и помочь ему определиться с даль-

нейшими шагами. Взаимодействие с пациентом через комплексные цифровые платформы делает общение более открытым - все приемы и рекомендации фиксируются в истории лечения, а данные обследований из разных клиник объединены в цифровой медкарте. Но вместе с этим растет уровень ответственности врача - медицинская информация выходит за пределы кабинета.

Пациент, который один раз попробовал новые услуги, например, получил свою медицинскую карту в приложение на iPhone, захочет получать их всегда. Это стимулирует рынок к развитию. Производители персональных устройств для мониторинга и ИТ-сообщество будут стимулировать государство и клиники к переходу к «цифре». Когда пациент будет подталкивать медицину к внедрению новых технологий, а клиники увидят, что на это есть спрос, вся отрасль будет развивать электронное здравоохранение.

Любая деятельность видоизменяется, если к ней привлекают технологии - когда-то возделывали землю плугом на лошади, потом появились тракторы; когда-то бухгалтеры считали на счетах, а сейчас в 1С. Так и в здравоохранении, профессия врача потребует изменений, и технологии так же качественно изменят отрасль. В мире началась революция, которая неизбежно будет оказывать влияние на качество жизни людей. Нормы и законы в сфере мобильной службы здоровья в некоторых странах уже начали менять саму концепцию здравоохранения. Информатизация медицины - глобальный процесс, области которого, развиваясь параллельно, дополняют и подгоняют друг друга. Если темпы сохранятся, то уже через пару десятилетий мы не узнаем систему здравоохранения. Технологии упразднят понятие расстояния, возьмут на себя первичную диагностику, функцию связи и документооборот. Врачу же останется самое главное и ответственное - лечить; это уникальный труд, который невозможно ничем заменить.

>

и информационные

технологии

литература

1. American College of Cardiology Foundation. Studies Explore Effectiveness of Tel-erobotics in Echocardiography // http://www.acc.org/latest-in-cardiology/arti-cles/2014/08/13/15/51/studies-explore-effectiveness-of-telerobotics-in-echocardi-ography?w_nav=LC#sthash.6xtEtDdW.dpuf (дата обращения: 20.11.2016).

2. CNEWS. Видеочат для общения с врачом запущен на всех платформах ONDOC // http://www.cnews.ru/news/line/2016-10-25_videochat_dlya_obshche-niya_s_vrachom_zapushchen_na_vseh(дата обращения: 25.11.2016).

3. Davis E. A., Hovanesian J. A., Katz J. A. et al. Professional life and the smart-phone // Cataract & Refractive Surgery Today. - 2010. - Sept. — 21-22.

4. Electronic Tablets Speed Stroke Care During Patient Transport // http://www. ehealthnews.eu/research/4903-electronic-tablets-speed-stroke-care-during-patient-transport (дата обращения: 30.11.2016).

5. EverCare: мобильные технологии здоровья. Случай из жизни: телемедицина спасла жизнь человека //http://evercare.ru/telemedicine-keylong (дата обращения: 27.11.2016).

6. IOT.ru Новости интернета вещей. Медицине прописали цифровые технологии // https://iot.ru/meditsina/meditsine-propisali-tsifrovye-tekhnologii (дата обращения: 23.11.2016).

7. National Business Group on Health Survey Finds. Health Care Benefits Cost Increases to Hold Steady in 2016 // http://www.businessgrouphealth.org/pressroom/ pressRelease.cfm? ID=263 (дата обращения: 10.11.2016).

8. ONDOC. Исследование мобильной медицины, 2015 г. // https://drive.google.com/ drive/u/1/folders/0B0ulNjqPjrvxMEZoU0YwYldlaE0 (дата обращения: 10.11.2016).

9. ONDOC. Опрос российских врачей.Информатизация здравоохранения, телемедицина и дистанционная диагностика, 2016 г. // https://drive.google.com/file/ d/0B82zynEeVggIOWMtdFk2TmF5QWc/view (дата обращения: 1.11.2016).

10. Soarian Clinicals (Tutorial for preferred office staff). Baptist Health South Florida // https://baptisthealth.net/en/physicians/documents/soarian%20tutorial%20 for%20preferred%20office%20staff%20(10%2030%202014).pdf (дата обращения: 28.11.2016).

11. Soarian Gaining Momentum. Siemens Medical Solutions USA, Inc // http://www. usa.siemens.com/entry/features/us_healthcare/us/en/pdf/ache_trifold.pdf (дата обращения: 10.11.2016).

12.Герасименко Н. Ф. 4П медицина - новое направление развития здравоохранения // Федеральный справочник. Здравоохранение России. - 2012 - Т. 13. С. 93-96.

13. Руководство по геронтологии и гериатрии. Основы геронтологии. Общая гериатрия. / Под ред. В. Н. Ярыгина, А. С. Мелентьева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010 -Т. 1. С. 367.

14. Рынок mHealth в России и мире, итоги 2014 года - Исследования J'son & Partners // http://j son.tv/ict_video_watch/rynok-mhealth-v-rossii-i-mire-itogi-2014-goda-20150316113928 (дата обращения: 20.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.