Научная статья на тему 'Информатизация медицинских услуг как тренд: опыт российского ИТ -проекта, интегрированного с клиниками'

Информатизация медицинских услуг как тренд: опыт российского ИТ -проекта, интегрированного с клиниками Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
865
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
4P-МЕДИЦИНА / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ МЕДИЦИНА / ЭЛЕКТРОННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МОБИЛЬНАЯ МЕДИЦИНА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / МИС / ЭМК / НОСИМАЯ ЭЛЕКТРОНИКА / МЕДИЦИНСКИЙ ЧАТ / 4P-MEDICINE / PERSONALIZED MEDICINE / EHEALTH / MOBILE MEDICINE / INFORMATION / MIS / EHR / WEARABLE ELECTRONICS / MEDICAL CHAT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кубрик Я. Ю., Гостева П. В.

В статье проанализированы тенденции в сфере мирового и российского здравоохранения, сделан обзор решений и сервисов в областях персональной медицины, mHealth и электронного здравоохранения. Также приведены результаты исследований на тему информатизации здравоохранения, выявлена тенденция к спросу на проекты, которые помогают клиникам и врачам оставаться в контакте с пациентами за пределами медицинского учреждения. В заключительной части описан ИТ-проект отечественных разработчиков сервис ONDOC, который с помощью технологичных инструментов помогает клиникам взаимодействовать с клиентами. В заключении резюме о том, что современным медицинским услугам необходимо соответствовать ожиданиям поколения Y (миллениалов) и создавать условия для повсеместной информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informatization of medical services as a trend: the experience of the Russian IT-project, integrated with clinics

This article analyzes the trends in the Russian and global health, an overview of solutions and services in the areas of personalized medicine, mHealth and eHealth. Research results about health Informatization subject are also given. They revealed a tendency to demand for projects, that help hospitals and doctors staying in contact with patients outside the clinic. The final part describes the IT-project of russian development service ONDOC, which gives the technological tools to help clinics to interact with customers. In conclusion a summary of why modern medical services are necessary to meet the expectations of Generation Y and about creating conditions for universal informatization in Russia.

Текст научной работы на тему «Информатизация медицинских услуг как тренд: опыт российского ИТ -проекта, интегрированного с клиниками»

и информационные

технологии

Я.Ю. КУБРИК,

специалист по внешним коммуникациям ООО «МедКарта», г. Санкт-Петербург, Россия, pr@ondoc.me

П.в. ГОСТЕВА,

специалист отдела управления проектами АО «Технопарк Новосибирского Академгородка», г. Новосибирск, Россия, polly.gosteva@gmail.com

информатизация медицинских услуг как тренд: опыт российского ит-проекта, интегрированного с клиниками

УДК 61:001.92; 61:007; 61:339.13; 61:659.1

Кубрик Я.Ю, Гостева П.В. Информатизация медицинских услуг как тренд: опыт российского ИТ-проекта, интегрированного с клиниками (ООО «МедКарта», Санкт-Петербург, Россия)

Аннотация. В статье проанализированы тенденции в сфере мирового и российского здравоохранения, сделан обзор решений и сервисов в областях персональной медицины, тНеаМ и электронного здравоохранения. Также приведены результаты исследований на тему информатизации здравоохранения, выявлена тенденция к спросу на проекты, которые помогают клиникам и врачам оставаться в контакте с пациентами за пределами медицинского учреждения. В заключительной части описан ИТ-проект отечественных разработчиков - сервис ONDOC, который с помощью технологичных инструментов помогает клиникам взаимодействовать с клиентами. В заключении - резюме о том, что современным медицинским услугам необходимо соответствовать ожиданиям поколения Y (милле-ниалов) и создавать условия для повсеместной информатизации.

Ключевые слова: 4Р-медицина, персонализированная медицина, электронное здравоохранение, мобильная медицина, информатизация, МИС, ЭМК, носимая электроника, медицинский чат

UDC 61:001.92; 61:007; 61:339.13; 61:659.1

Kubrick Y.Y., Gosteva P. V. Informatization of medical services as a trend: the experience of the Russian IT-project, integrated with clinics (LLC «MEDKARTA», Saint-Petersburg, Russia)

Abstract. This article analyzes the trends in the Russian and global health, an overview of solutions and services in the areas of personalized medicine, mHealth and eHealth. Research results about health Informatization subject are also given. They revealed a tendency to demand for projects, that help hospitals and doctors staying in contact with patients outside the clinic. The final part describes the IT-project of russian development - service ONDOC, which gives the technological tools to help clinics to interact with customers. In conclusion - a summary of why modern medical services are necessary to meet the expectations of Generation Y and about creating conditions for universal informatization in Russia.

Keywords: 4P-medicine, personalized medicine, eHealth, mobile medicine, information, MIS, EHR, wearable electron-^ ics, medical chat

У

Информатизация здравоохранения, включая развитие телемедицины [10], разработка инновационных методов лечения и создание персонализированной медицины были определены как одни из главных задач в государственной программе развития здравоохранения до 2020 года [11]. Особое внимание в этой области уделено медицинским информационным системам (МИС) и их внедрению в работу по охране здоровья.

© Я.Ю. Кубрик, П.В. Гостева, 2016 г.

С 2016 года начался второй этап реализации проекта, но сам процесс информатизации в медицине, по сравнению с аналогичным опытом в европейских странах, идет медленно. Это связанно с особенностями государственной политики и российских законов в сфере здравоохранения.

МодЕль 4P или медицина будущего

В мировом здравоохранении заметен переход к новой модели, ориентированной на выявление и предупреждение болезней. Медицина движется к тому, что одной капли крови может стать достаточно для составления полного анамнеза пациента. В то же время для оперативного контроля заболеваний необходимы миллиарды единиц информации, а для отработки методик требуются усилия десятков врачей.

В нескольких клиниках США в качестве диагноста работает суперкомпьютер IBM Watson. Это система искусственного интеллекта, в которую загружено более 600 тысяч медицинских заключений и диагнозов, два миллиона страниц текстов, взятых из медицинских журналов и результатов клинических испытаний в области онкологии. Компьютер может «проанализировать» полтора миллиона записей из историй болезни пациентов вплоть до малейших нюансов и, основываясь на данных из историй успешной борьбы с подобными заболеваниями, предложить наиболее подходящие методы лечения в каждом конкретном случае.

Исследования на генетическом уровне позволяют точнее классифицировать заболевания и предоставлять больше данных для анализов. Это позволило сформировать идею индивидуального подхода в лечении - 4Р-медицины. Ее основателем считается руководитель Института системной биологии в США, профессор Лерой Худ [6].

4Р-медицина основывается на четырех принципах:

2016, № 4

1. Prediction - выявление рисков. Постоянное генетическое и биохимическое тестирование на предрасположенность к болезням, на основе которого составляют прогноз.

2. Prevention - профилактика. Превентивная медицина предотвращает развитие болезни еще до появления симптомов. К ней относятся вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, здоровое питание, активная физическая активность, охрана окружающей среды и другие профилактические процедуры.

3. Personalization - индивидуальный подход к каждому больному. А вместе с ним и создание генетического паспорта пациента или интерактивной карты здоровья.

4. Participation - самостоятельная забота пациента о здоровье и вовлечение больного в процесс лечения.

По мнению профессора Л. Худа, в ближайшие 30 лет ученые расшифруют генетику большинства болезней. Это увеличит продолжительность жизни на 10-20 лет, а биомедицинские и нанотехнологии разовьются до такого уровня, что понадобится лишь час на изучение генома.

интеграция медицины и информационных технологий

Фундаментальным двигателем новой медицины является сопутствующее развитие информационных технологий (ИТ). Без них ни одно направление в современном мире не способно полноценно реализоваться.

Применение ИТ в сфере здравоохранения в России началось давно. С конца 1960-х гг. в нескольких городах СССР начались инициативные разработки обособленных медицинских систем. В 1975 году Совет Министров постановил создать отдел систем управления и вычислительной техники. К XXI веку интеграция двух областей привела к созданию направлений электронного здравоохранения (eHealth) и мобильной медицины (mHealth),

>

тзз

ti'i' я

вкладываться в развитие которых готовы и государство, и частные инвесторы.

Электронное здравоохранение помогает администрировать работу клиники, оптимизировать отчетность и документооборот. eHealth-системы или eHealth-приложения -это платформы как для частных, так и государственных клиник, в которых можно отразить взаимодействие врача и пациента, подробный анамнез и показатели жизнедеятельности организма с предельной точностью.

Фокус eHealth в последние годы смещен в направлении разработки систем удаленного наблюдения за здоровьем, где данные пациента анализируются через мобильные устройства и приложения. Смартфоны, планшеты и компьютеры используются как инструменты для обработки физических показателей, составления графиков и отчетов. По мнению аналитиков из AT&T, отдельные медицинские приложения стали все чаще сливаться с медицинскими платформами в комплексные решения по мониторингу здоровья [1].

В крупных городах США и Европы успешно работает система Soarian. Она управляет процессами всей цепочки задач, связанных с пациентом: администрированием базы данных и расчетом стоимости услуг, архивом клиники, клинической документацией и уходом за больными. К ключевым компонентам системы относятся Soarian Clinicals, Soarian Financials и Soarian HIM (Health Information Management) [4].

Например, Soarian Clinicals дистанционно снимает показания стимуляторов сердца. Система одновременно мониторит состояние и самих пациентов, и их ЭКС, избавляя пожилых и ограниченных в передвижении людей от необходимости приезжать на прием. Применяемая технология реагирует не только на проблемы стимулятора, которые сам пациент часто не замечает, но и на изменения в организме [3].

Другое направление - mHealth - представляет собой мобильные медицинские тех-

нологии и услуги. Через приложения люди записываются на прием, получают результаты обследований, следят за динамикой показателей веса, пульса, давления, отслеживают уровень физической активности.

С 2013 года в Кемеровской области действует телемедицинский проект, направленный на дистанционную диагностику инфарктов. За это время проведено более 14 тысяч телеконсультаций ЭКГ. В этом же регионе с первого полугодия 2016 года в антикоагу-лянтном центре кардиодиспансера открыли специализированные кабинеты для оценки свертываемости крови. Обученный пациент самостоятельно корректирует дозу антикоа-гулянтного препарата варфарина, а результаты передаются на центральный сервер по защищенным каналам связи. Кардиологи контролируют состояние больного онлайн и в случае плохих показателей дают экстренную консультацию. Этот метод предлагают пациентам с сердечной аритмией, протезами клапанов сердца, тромбозом глубоких вен и тромбоэмболией легочной артерии [9].

Третья ниша электронного здравоохранения - разработка электронной медкарты (ЭМК), в которой хранится полная история болезней и анализов пациента и к которой лечащий врач имеет онлайн-доступ.

В информационном обществе традиционная бумажная медкарта уже не может обеспечить доступ к полному анамнезу. Чтобы решить эту проблему частные и государственные клиники за рубежом по личной инициативе или с подачи государства переходят на ЭМК.

На кафедре педиатрии в Университете Калифорнии исследовали актуальность бумажных карт во время лечения пациентов. Обнаружено, что медицинские записи теряют актуальность для врачей дневной смены за 3,3 часа; для врачей, работающих ночью, в среднем за 6 часов. К концу смены данные о половине пациентов будут неточными или устаревшими. Актуальная информация,

2016, № 4

доступная в электронном виде, минимизирует процент врачебной ошибки. Современной медицине нужны новые способы моментальной передачи данных пациенту. Ими могут стать мобильные сервисы, которые позволят врачам всегда быть на связи.

Данные о пациенте, хранящиеся в электронном виде, решают две проблемы: избавляют доктора от необходимости снова и снова собирать анализы воедино, пациента - от отчаянных попыток вспомнить, когда он последний делал ЭКГ и прививки или чем болел в детстве. К тому же, просмотреть карту пациента смогут врачи из других клиник и городов, что упрощает процесс коммуникации между специалистами.

Российские клиники тоже начинают отказываться от бумажных карт в пользу ЭМК. Но все равно, в отличие от западных стран, Россия запаздывает с переходом медицинской документации в электронный вид. Однако именно ЭМК открывает перспективы для совершенствования системы здравоохранения и повышения качества оказания медицинской помощи.

что происходит в россии и мире

В 2015 году российский сервис по контролю здоровья ONDOC провел опрос об информатизации медицины среди руководителей и врачей частных клиник в России. Больше половины опрошенных - 55% клиник - работают с медицинской информационной системой. 71% клиник планируют подключение МИС в ближайшие 5 лет, из них вести электронные карты собираются 59% [2].

Если сравнить опрос ONDOC с американским исследованием 2008 года, когда правительство США решило внедрять информационные технологии в медицину, среди 4484 врачей с частной лицензией 83% не имели или не пользовались медицинскими информационными системами. В США проникновение МИС шло медленнее, чем в европейских странах, и, чтобы сократить технологическое отставание страны в 2009 году, был принят Акт о медицинских информационных технологиях для экономики и здравоохранения

тзз

• Л>1> я

(HITECH Act) [3]. На развитие информатизации было выделено 25,9 миллиона долларов, когда на подпрограмму «Информатизация здравоохранения, включая телемедицину» из отечественного федерального бюджета выделили почти 5 миллионов [8] рублей на период с 2017 по 2020 гг.

Объемы государственного финансирования в России обусловлены самой системой здравоохранения, которая представляет сложную структуру. Помимо Министерства здравоохранения РФ, за охраной здоровья следят 73 региональных министерства. В системе работают 600 тысяч врачей и полтора миллиона медработников среднего звена. Внедрить последние разработки медицинских компьютерных технологий на всех уровнях управления и тем самым повысить качество лечебно-профилактической помощи в нынешних условиях - трудновыполнимая задача.

Развитие электронного здравоохранения в нашей стране тормозит отсутствие фактических стандартов, урегулированных законодательно. Медицинский рынок ждет выхода нового законопроекта о телемедицине к 2017 году, а пока такие вопросы, как от-

ветственность врача за онлайн-консультации, остаются открытыми.

Врачи интересуются новыми способами диагностики и работы с пациентом, но большинство из них считают, что МИС - это больше бизнес-инструмент, чем помощник в лечении. Недоверие врачей подкрепляется их нежеланием обучаться новым технологиям. По опросу ONDOC 56% клиник, работающих в медсистеме, встретили сопротивление среди персонала. Компьютерная безграмотность медработников обусловлена низким финансовым стимулированием врачей страхом самих руководителей клиник перед новшествами.

Основных причин недоверия к электронными решениям две. Первая - опасение по поводу их финансовой неэффективности. Руководители боятся, что МИС и ЭМК окажутся нерентабельными. Вторая - низкое качество предлагаемых платформ и приложений, хотя преимущество внедрения МИС и ЭМК в больницах заключается в поддержке таких систем современными сторонними ИТ-сервисами. МИС снимут с врачей «бумажную волокиту», а сторонние сервисы, интегрирующиеся с МИС, помогут пациентам заботиться о здоровье в формате

2016, № 4

онлаин-консультации и получать результаты анализов на смартфон или планшет.

Как в мире, так и в России невероятной популярностью пользуются профилактические мобильные приложения - фитнес-трекеры, программы для контроля веса и сна и комплектующие к ним - пульсометры, сенсоры, очки. Не относясь напрямую к медицине, эти приложения задают тренд - внимательное отношение к телу, готовность сотрудничать с докторами.

В 2015 году в мире продано 99 миллионов браслетов, умных часов, пульсометров и подобных гаджетов для здорового образа жизни. Показатели физической активности, которые собирают мобильные приложения, можно связать с программой «Здоровье» от Apple. Она позволяет хранить данные в медкарте, чтобы впоследствии их было легко извлечь в чрезвычайной ситуации. Компания Parks Associates считает, что через 5 лет рынок фитнес-треке-ров вырастет втрое - к 2019 году объем увеличится с двух до 5,4 миллиарда долларов [5].

Объем российской мобильной медицины к 2017 году достигнет 800 миллионов долларов и составит 3% мирового рынка. Такие прогнозы строит компания Brookings [7]. Однако не все пациенты и даже врачи понимают, как технологии помогают поддерживать здоровье.

По данным аналитиков Research&Guidance мобильная индустрия здоровья к 2018 году вырастет почти до 26 миллиардов долларов. Если в 2004 году лишь каждый четвертый практикующий врач в США использовал смартфон в профессиональных целях, то сейчас этот показатель превысил 50%. mHealth развивается очень быстро, в России в том числе. Достаточно взглянуть на количество приложений для iPhone в категории «Медицина». В 2015 году их число превысило 24 тысячи [5].

К понятию «мобильная медицина» относят не только новые технологии, но и новый путь работы врача с пациентом и методик ухода за больными. Разработки помогут облегчить взаимодействие с обеих сторон: для пациен-

тов процесс получения медицинском помощи становится проще, для врача - уменьшается загрузка от рутинных манипуляций. Это позволяет больше времени уделять диагностике и лечению. Мобильный доступ к информации облегчает получение данных, ускоряет принятие решений и сокращает расстояние между пациентом и врачом.

российский ИТ-ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ АВТОМАТИЗИРУЕТ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ

На медицинском рынке заметен интерес врачей к возможности быть в контакте со своими пациентами и привлекать их к лечению. Среди российских ИТ-платформ, которые находятся на стыке технологий mHealth и здравоохранения, стоит выделить проект ONDOC - сервис по контролю здоровья, интегрированный с клиниками.

Разработчики стремятся дополнить работу большинства существующих на рынке МИС полезными функциями. В первую очередь -безопасно передавать данные пациенту через интеграцию с электронной амбулаторной картой. Весь функционал собран в одноименном приложении. Вся информация хранится на сервере в обезличенном виде: пациент может просмотреть свой аккаунт с любой платформы: сайта или мобильного приложения. Сервис использует надежный метод для шифрования по стандарту AES-128 и двухфакторную авторизацию по SMS - такие технологии применяются в банковской системе. Для гарантии сохранности данных система регулярно проводит их резервное копирование.

ONDOC работает с более чем 450 российскими частными клиниками; приложением пользуются свыше 80 тысяч человек.

Сервис предлагает медцентрам любого профиля улучшить взаимодействие с пациентами, внедрив в работу клиники ИТ-инструменты. ONDOC работает не только через интеграцию с МИС: для медицинских учреждений

>

тзз

• Л>1> я

с низким уровнем компьютеризации разработаны специальные опции без участия информационных систем.

КАКИЕ ФУНКЦИИ ЕСТЬ В ONDOC

1. База врачей и клиник

Клиники публикуют информацию о себе и своих врачах в базе, где пользователи сервиса могут за несколько секунд найти нужного специалиста.

2. Заявки на прием

Администратор клиники записывает на прием пациента, после того как пользователь отправил заявку через приложение. Администратор получает запрос по SMS и подтверждает запись.

3. Персональная статистика

Клиники, интегрированные с ONDOC, получают доступ в личный кабинет партнера. В нем отражена персональная статистика по количеству просмотров профиля клиники, оценкам вежливости врача, времени ожидания приема и готовности пациентов вернуться. По этим показателям руководство оценивает работу клиники, понимает, что требует оперативного изменения, и выявляет желания пациентов.

4. Оповещения об акциях

Пользователи ONDOC видят специальные

предложения в профиле клиники. Будущие и нынешние пациенты данной клиники получают новости об акциях по email и через push-уведомлениях, что помогает охватить заинтересованную аудиторию сервиса: помочь ей принять решение записаться на прием или воспользоваться специальным предложением.

5. Первый в России мобильный чат с пациентами

В ONDOC можно общаться со своими пациентами через мессенджер. Чат с клиникой помогает пользователям приложения в любое время узнать информацию об услугах, обменяться файлами, записаться на прием или уточнить время без лишних звонков.

С аккаунта клиники обычно отвечает администратор, также можно подключить переписку с врачом, который может дать некоторые рекомендации, например, стоит ли полоскать рот после удаления зуба или спросить о самочувствии после промывки ушей. При общении в чате врач не ставит диагноз и не назначает лечение.

Эти возможности могут использовать все клиники, даже если у них нет медицинской информационной системы или CRM. Для работы с сервисом не нужно подключать специальные услуги или устанавливать дополнительные программы.

ИНТЕГРАЦИЯ С МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ

С пациента с помощью интеграции МИС и сервиса снимается большинство «бумажных» задач. Скоро в приложении появится функция доступа к информации о пациенте: можно будет открыть ЭМК лечащему врачу, что значительно ускорит поиск информации и больше не нужно будет листать бумажную карту, чтобы найти прошлый диагноз по профилю.

2016, № 4

Клиники, которые подключили сервис «События», напоминают пациентам о предстоящем визите по почте, SMS или через push-уведомления. Информация о приеме из МИС или CRM автоматически попадает в личный календарь пользователя ONDOC. Сервис заранее напомнит о предстоящем визите, и у пациента всегда под рукой будет подробная информация.

Известную проблему, когда человек, приходя на прием, не помнит, как давно он делал ЭКГ или на какие препараты у него аллергия, можно решить с помощью электронной медкарты. С подключенной функцией передачи рекомендаций не придется отдавать никаких бумаг: информация приходит в профиль пациента из медицинской информационной системы автоматически. Клиника сама выбирает, какую часть данных передавать, например, сведения о приеме без комментариев врача или только список назначенных лекарств. Информация в ЭМК приходит только тем пациентам, которые дали согласие на ее отправку.

ONDOC позволяет сохранить контакты клиники в профиле пациента. Он не забудет, как зовут врача, когда следующий прием, и будет знать о действующих специальных предложениях.

как это работает

Для пациентов сервис полностью бесплатный, клиники платят абонентскую плату. Можно также заказать приложение «под себя». В приложении под отдельную клинику внутренний функционал зависит от пожеланий заказчика. Он может подключить все перечисленные функции или составить из них персональный набор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Условия для развития медицины будущего в россии

Развитие ИТ в медицине и появление новых способов вычисления и обработки инфор-

мации позволяют применять новую модель в сфере охраны здоровья. Основными помощниками в развитии медицины будущего стоят комплексные решения, например, сторонние ИТ-сервисы, интегрированные с МИС. В России именно такой подход может помочь работать по новой модели - модели 4Р-медицины.

Интерес у врачей вызывает возможность создания комплексных решений, позволяющих анализировать и прогнозировать распространенность различных заболеваний в популяции, что увеличивает эффективность мероприятий профилактического характера.

Для поколения Миллениума, родившегося в конце 1980-х и выросшего в эпоху глобализации, естественно доверять мобильным устройствам, где можно хранить практически в любом виде информацию о себе. Они не вклеивают фотографии в фотоальбом и давно не пишут на бумаге - все хранится на смартфоне, жестких дисках или в «облаке». Рекомендации врача, выписки из амбулаторной карты, рецепт на лекарство им проще сфотографировать на смартфон - так данные точно не потеряются - и потом хранить в специальной папке на компьютере.

Эту аудиторию сложно заинтересовать скидками - они не гонятся за низкой ценой или уникальными услугами. Современное молодое поколение ценит только те предложения, которые просто и быстро решат их проблему, и прекрасно понимает - скупой платит дважды, поэтому не экономят на здоровье.

Клиника может предложить им избавиться от забот с помощью сервисов мобильной медицины. И вопрос стоит не в желании врача или клиники больше заработать, а в комплексном подходе к задаче каждого человека и государства заботиться о своем здоровье, здоровье детей и нации в целом, заинтересовать пациента доверять врачу и участвовать в собственном лечении.

Информатизация и мобилизация медицины - глобальный процесс, области которого,

>

тзз

ti'i' я

развиваясь параллельно, дополняют друг друга. Если темпы сохранятся, уже через пару десятилетий мы можем не узнать систему здравоохранения. Технологии уничтожат понятие

расстояния, возьмут на себя первичную диагностику, функцию связи и документооборот. Врачам при таком раскладе останется только самое важное и ответственное - лечить людей.

литература

1. AT&T. Mobile Health Solution Connects People to Emergency Care at Critical Moments // http://www.att.coiri/gen/press-rooiTi?pid=23847^aTa обращения: 23.07.2016)

2. ONDOC. Исследование мобильной медицины, 2015 г.// https://drive.google.com/ drive/u/1/folders/0B0ulNjqPjrvxMEZoU0YwYldlaE0 (дата обращения: 1.06.2016)

3. Soarian Clinicals (Tutorial for preferred office staff). Baptist Health South Florida//https://baptisthealth.net/en/physicians/documents/soarian%o20tutorial%o20for%o20 preferred%20office%20staff%20(10%2030%202014).pdf (дата обращения: 28.07.2016)

4. Soarian Gaining Momentum. Siemens Medical Solutions USA, Inc //http://www.usa. siemens.com/entry/features/us_healthcare/us/en/pdf/ache_trifold.pdf (дата обращения: 1.07.2016)

5. Блог компании Medgadgets. mHealth - «мобильное» здравоохранение в современном мире // https://habrahabr.ru/company/medgadgets/blog/227159/ (дата обращения: 20.06.2016)

6. Герасименко, Н.Ф. 4П медицина - новое направление развития здравоохранения // Федеральный справочник. Здравоохранение России. - 2012 - Т. 13. С. 93-96.

7. Рынок mHealth в России и мире, итоги 2014 года - Исследования J'son & Partners // http:// ¡son.tv/ict_video_watch / rynok-mhealth-v-rossii-i-mire-itogi-2014-goda-20150316113928 (дата обращения: 20.04.2016)

8. Обзор: ИТ в здравоохранении 2014 // http://www.cnews.ru/reviews/publichealth2014/ articles/mirovoj_opyt_sozdaniya_gosudarstv_elektronnoj_meditsiny (дата обращения: 01.07.2016)

9. Телемедицина для сердечников. Медицинская газета// http://www.mgzt.ru/content/ телемедицина-для-«сердечников» (дата обращения: 20.07.2016)

10. Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Собрание законодательства РФ. 2014.

11. Федеральный закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», подпрограмма «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (ред. от 26.12.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.