Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

КОМПЛЕКСНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
массовые убийства / образовательные учреждения / превенции / профилактика / mass killings / educational institutions / prevention / prevention

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Комолова О.О.

Статья анализирует причины, побуждающие молодежь совершать насилие, среди которых выделяются травля, буллинг и стремление к «минуте славы» в социальных сетях. Преступники часто подают явные сигналы о своих намерениях, такие как повышенный интерес к оружию, чувство жертвы, агрессивное поведение и проблемы с контролем эмоций. Автор акцентируют внимание на необходимости комплексного подхода к решению проблемы, объединяя усилия государства, общества и каждого гражданина для создания безопасной среды обучения и воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Комолова О.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE APPROACHES TO SECURITYAND CRIME PREVENTION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Article analyzes the reasons that encourage young people to commit violence, among which bullying, bullying and the desire for a "moment of glory" on social networks stand out. Criminals often give explicit signals of their intentions, such as an increased interest in guns, a sense of victimhood, aggressive behavior, and problems controlling emotions. The author focuses on the need for an integrated approach to solving the problem, combining the efforts of the state, society and every citizen to create a safe environment for teaching and raising children.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

УДК 343.6

Комолова О.О.

студентка

Московский государственный юридический университет

им. О.Е. Кутафина (г. Москва, Россия)

КОМПЛЕКСНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация: статья анализирует причины, побуждающие молодежь совершать насилие, среди которых выделяются травля, буллинг и стремление к «минуте славы» в социальных сетях. Преступники часто подают явные сигналы о своих намерениях, такие как повышенный интерес к оружию, чувство жертвы, агрессивное поведение и проблемы с контролем эмоций.

Автор акцентируют внимание на необходимости комплексного подхода к решению проблемы, объединяя усилия государства, общества и каждого гражданина для создания безопасной среды обучения и воспитания детей.

Ключевые слова: массовые убийства, образовательные учреждения, превенции, профилактика.

В последние годы Россия сталкивается с пугающей тенденцией: преступления с применением огнестрельного и пневматического оружия в образовательных организациях становятся все более частыми. Только за последние 10 лет, с 2014 по 2023 год, было зафиксировано более 18 таких инцидентов, унесших жизни множества людей. Такие преступления именуются «скулшутинг». Научный мир не приходит к единому мнению относительно того, как правильно называть этот вид преступности. Авторы Карпова А. Ю. и Максимова Н.Г. приводят следующее определение: «скулшутинг - это планирование, организация, совершение вооруженного нападения в/на

территории образовательного учреждения (любого уровня) одним или несколькими учащимися с целью массового убийства».

Эта мрачная статистика не просто пугает, она указывает на необходимость срочных мер. Почему молодые люди все чаще берут в руки оружие, направляя его против своих сверстников? Ответ кроется в сложной комбинации факторов: травля и буллинг. Не секрет, что современные школьники сталкиваются с жестоким обращением, зачастую безнаказанным. Ощущение безысходности и желание отомстить за унижения становится для некоторых единственным выходом. Парадоксально, но зачастую нападения совершаются ради того, чтобы привлечь внимание и получить свою «минуту славы». В век социальных сетей, где все стремятся к виртуальной популярности, такие акты воспринимаются как способ заявить о себе, хоть и самым трагичным образом.

Анализ случаев массовых убийств выявляет некоторые общие черты. Преступники зачастую связаны с образовательными учреждениями, убийства совершаются умышленно, но не из корыстных побуждений. Нападения планируются заранее и как правило, используется огнестрельное оружие. Статистика говорит о том, что 80% преступников, планирующих массовое убийство, подают явные сигналы о своих намерениях. К ним относятся: повышенный интерес к оружию (преступники могут показывать особое увлечение оружием, собирать информацию о его приобретении и использовании), чувство жертвы (они могут жаловаться на травлю и насилие со стороны окружающих, считая себя жертвами несправедливости), агрессивное поведение (проявляется в форме угроз, физического насилия, разрушения имущества), проблемы с контролем эмоций (они могут быть раздражительными, неконтролируемыми, часто выходить из себя), чувство социального отторжения (они могут чувствовать себя отчужденными от общества, не находить общих тем для общения и замыкаться в себе), невменяемость как фактор риска. Важно отметить, что большинство преступников, совершивших массовые убийства, были признаны невменяемыми. Это говорит о том, что у них имеются

психические расстройства, которые могут влиять на их поведение и приводить к неконтролируемым действиям.

Именно поэтому для предотвращения массовых убийства, важно обращать внимание на тревожные сигналы, которые подают потенциальные преступники. Важно повышать осведомленность общества о проблеме массовых убийств и учить людей распознавать тревожные сигналы. Особое внимание следует уделять профилактическим мерам в образовательной системе. Важно обучать детей и подростков способам решения конфликтов, развивать эмоциональный интеллект. Необходимо обеспечить доступность психологической помощи для детей и подростков, испытывающих психологические трудности. Массовые убийства — это трагедии, которые можно предотвратить, если общество будет внимательнее относиться к поведению людей вокруг, обращать внимание на тревожные сигналы и не стесняться обращаться к специалистам за помощью.

Статья 21 Уголовного Кодекса РФ закрепляет, что «лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики, не подлежит уголовной ответственности». Также стоит обратить на утверждение прокурора Ярославской области Лебедевича Виктора Леонидовича: «Медицинский критерий невменяемости характеризуется наличием у лица психической патологии (расстройства). Под психическим расстройством понимают нарушение функций головного мозга, обусловленное внешними или внутренними факторами, при котором возникает нарушение точного отражения головным мозгом реального мира с соответствующей дезорганизацией поведения, противоречащее реальным отношениям.» Понятие невменяемости весьма неоднозначно и требует комплексного анализа. Не все люди с психическими расстройствами склонны к насилию. Напротив, многие страдают

от психических заболеваний, но никогда не совершают преступлений. Психические заболевания не являются прямым фактором, предрасполагающим к насилию. Важно дифференцировать понятие "психическое расстройство" от "агрессивного поведения", которое может быть обусловлено множеством причин. Следует помнить, что противоправные действия - это всегда результат конкретного выбора человека, вне зависимости от наличия или отсутствия психического расстройства.

В борьбе с массовыми убийствами решающую роль играют «меры превенции». Существует два основных вида: общие меры превенции и специальные меры превенции. Общие меры превенции направлены на предотвращение преступлений в целом, за счет воздействия на сознание общества и формирование нетерпимости к насилию. Важнейшим инструментом общей превенции является «публичное осуждение преступлений», «демонстрация неотвратимости наказания» и «формирование общественной нетерпимости к противоправным действиям». В этом контексте указ Президента от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» играет ключевую роль. В документе говорится о защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Это позволяет усилить морально-этические основы общества и создать более прочную защиту от проявлений агрессии и насилия.

Специальные меры превенции направлены на предупреждение повторения преступлений со стороны лиц, уже совершивших противоправные действия. Здесь важно применить меры уголовного наказания, а также меры медицинского и воспитательного характера. В данном контексте часто обсуждается возможность ужесточения наказания за массовые убийства в образовательных организациях, в том числе рассматривается вопрос о возможной отмене моратория на смертную казнь. Это спорный вопрос, требующий тщательной дискуссии и взвешенного подхода. Однако, нельзя не отметить, что массовые убийства в образовательных организациях являются особо тяжким преступлением, требующим адекватного ответа со стороны

правосудия. Важно понимать, что проблема массовых убийств в образовательных организациях имеет комплексный характер и требует интегрированного подхода к решению. Помимо усиления мер превенции и ужесточения наказания, необходимо уделять внимание следующим аспектам -ранняя профилактика и выявление рисков среди молодежи, создание безопасной и доверительной атмосферы в образовательных организациях, способствующей открытому обсуждению проблем и предотвращению конфликтов, развитие механизмов помощи и поддержки для лиц, склонных к агрессивному поведению, с целью их ресоциализации и предотвращения возможных трагедий, создание эффективной системы сообщения о подозрительном поведении, которая позволит своевременно предотвратить возможные преступления.

События последних лет, такие как трагедии в Казани, Перми и Брянске, заставляют задуматься о том, насколько эффективны существующие меры безопасности в образовательных учреждениях. К сожалению, они не всегда справляются с задачей защиты детей и сотрудников от подобных трагедий. В настоящее время меры безопасности в школах, колледжах и университетах зачастую носят формальный характер, не учитывая специфику современных угроз. Именно поэтом, я считаю важным предложить решения некоторых проблем в современных образовательных учреждениях.

Во-первых, повышение роли частных охранных предприятий. Для ЧОП обеспечение быстрого реагирование на вызовы, является приоритетной задачей. Параллельно с данным действием необходимо увеличить количество сотрудников ЧОП, отвечающих за безопасность образовательного учреждения. Во-вторых, проведение регулярных эвакуаций под контролем правоохранительных органов. Важно, чтобы эвакуации проводились не только в рамках учебных тревог, но и в рамках плановых мероприятий. Следует повысить уровень осознания опасности среди учащихся, объяснив важность четкого следования инструкциям во время эвакуации. Правоохранительные органы должны обеспечить контроль за действиями педагогического персонала во время эвакуации и при других внештатных ситуациях. В-третьих, профилактика и

раннее выявление рисков. Необходимо организовать регулярные профилактические беседы с учащимися о правилах поведения в школе, о том, как предотвратить агрессию и конфликты, а также о важности сообщать о любых угрозах. В каждом образовательном учреждении должна быть возможность обратиться к высококвалифицированному психологу, который поможет выявить учащихся, склонных к агрессии или страдающих от психических проблем. Ранняя диагностика и профилактика - это ключ к предотвращению трагедий. В образовательных организациях должны работать исключительно профессионалы с высоким уровнем ответственности и добросовестным отношением к работе.

В заключение хотелось бы сказать, что современные реалии требуют переосмысления и модернизации системы мер безопасности в образовательных учреждениях. Необходимо действовать комплексно, объединяя усилия правоохранительных органов, частных охранных предприятий, педагогов, психологов и самих учащихся. Только в этом случае возможно создать действительно безопасную и комфортную среду для обучения и воспитания детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Карпова А.Ю., Максимова Н.Г. Скулшутинг в России: что имеет значение? // Власть. - 2021. - С. 93-108;

2. О невменяемости [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: Шрв://ерр.§епргос.§оу.гаМеЬ/ргос_76/8ес1:юп8?8ес1:юп=50332587 (дата обращения: 21.06.2024);

3. Кун Д. В. Основы психологии: все тайны поведения человека // Д. В. Кун. 10-е изд. СПб.: Сфера, 2015. С. 720

Komolova O.O.

Kutafin Moscow State Law University (Moscow, Russia)

COMPREHENSIVE APPROACHES TO SECURITY AND CRIME PREVENTION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract: article analyzes the reasons that encourage young people to commit violence, among which bullying, bullying and the desire for a "moment of glory" on social networks stand out. Criminals often give explicit signals of their intentions, such as an increased interest in guns, a sense of victimhood, aggressive behavior, and problems controlling emotions.

The author focuses on the needfor an integrated approach to solving the problem, combining the efforts of the state, society and every citizen to create a safe environment for teaching and raising children.

Keywords: mass killings, educational institutions, prevention, prevention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.