Научная статья на тему 'СКУЛШУТИНГ В РОССИИ: ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ОБЫВАТЕЛЕЙ'

СКУЛШУТИНГ В РОССИИ: ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ОБЫВАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1163
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛШУТИНГ / ФАКТОРЫ СКУЛШУТИНГА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ СКУЛШУТИНГА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ СКУЛШУТИНГА / БУЛЛИНГ / ПРОФИЛАКТИКА СКУЛШУТИНГА / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ КОММЕНТАРИЕВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вяткина Н. В., Щукина Р. И., Федотова П., Гаджиева М. Т.

Скулшутинг - опасное социальное явление, которое в последние годы коснулось и нашей страны. Зародившись в США, этот тип деликвентного поведения распространился по всему миру, в том числе и благодаря сформировавшей субкультуре «колумбайнеров». Исследователи - психологи, психиатры, криминологи, юристы, социологи, педагоги - ищут эффективные механизмы предотвращения таких преступлений. Проведено множество исследований, выявляющих факторы скулшутинга, и важнейшими вопросами становятся исследования психологических/психиатриических особенностей стрелков либо социальных факторов их жизни. Психологический подход концентрируется на исследовании индивидуальных психологических и психических особенностей, обеспечивающих саморегуляцию. Но несмотря на то, что в социуме распространены идеи о психических проблемах стрелков, данные показывают, что около 6 % имели психиатрические особенности. Поэтому именно социальные факторы становятся основополагающими в выявлении причин инцидентов скулшутинга, а коррекция социальной среды признается главным направлением эффективной профилактики таких трагедий. Предыдущий опыт насилия (морального, физического, сексуального), нарушение социальных связей в референтных группах (буллинг, издевательства, отвержение, одиночество) являются важными предикторами преступлений, связанных со скулшутингом. Анализ историй подготовки актов стрельбы в учебных заведений показывает, что преступники часто годами испытывали негативные эмоции, и скулшутинг становится символическим, демонстративным актом, своеобразным способом передачи сообщения обществу или какой-либо социальной группе. При этом большинство стрелков погибает, совершая суицид на месте преступления или попадая под пули полицейских. Поэтому скулшутинг часто называют «демонстративным суицидом». Инциденты скулшутинга вызывают острую общественную реакцию, порождая социальное напряжение, отсутствие чувства безопасности, страх за детей. Поэтому изучение скулшутинга как через призму профессиональных исследований, так и через исследование общественных реакций, является актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOLSHOOTING IN RUSSIA FROM RESEARCHERS’ AND LAYMEN’S PERSPECTIVE

Schoolshooting is a dangerous social phenomenon that has affected our country in recent years. Originating in the United States, this type of delinquent behavior has spread throughout the world, partly due to the formed subculture of "Columbiners". Many experts (psychologists, psychiatrists, criminologists, lawyers, sociologists, teachers) are looking for effective mechanisms to prevent such crimes. Much research has been done to identify the factors of schoolshooting, and the most important issues are the study of the psychological/psychiatric characteristics of the shooters, or the social factors of their life. The psychological approach focuses on the study of individual psychological and mental characteristics that provide self-regulation. But despite the fact that ideas about the mental problems of shooters are common in society, the data shows that about 6% had psychiatric features. Therefore, it is social factors that become fundamental in identifying the causes of school shooting incidents, and the correction of the social environment is recognized as the main direction of effective prevention of such tragedies. Previous experience of violence (moral, physical, sexual), disruption of social ties in reference groups (bullying, humiliation, rejection, loneliness) are important predictors of crimes associated with school shooting. An analysis of the stories of preparing acts of shooting in educational institutions shows that criminals often experienced negative emotions for years, and school shooting becomes a symbolic, demonstrative act, a kind of way of conveying a message to society or some social group. In this case, most shooters die, committing suicide at the scene of the crime, or falling under the bullets of the police. Therefore, schoolshooting is often referred to as "demonstrative suicide." Schoolshooting incidents cause a sharp public reaction, generating social tension, lack of a sense of security, and fear for children. Therefore, the study of school shooting, both through the prism of professional research and by examining public reactions, is relevant.

Текст научной работы на тему «СКУЛШУТИНГ В РОССИИ: ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ОБЫВАТЕЛЕЙ»

Научная статья

Б01: 10.15593/2224-9354/2023.1.9 УДК 316.624.3

Н.В. Вяткина, Р.И. Щукина, П. Федотова, М.Т. Гаджиева

СКУЛШУТИНГ В РОССИИ: ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ОБЫВАТЕЛЕЙ

Скулшутинг - опасное социальное явление, которое в последние годы коснулось и нашей страны. Зародившись в США, этот тип деликвентного поведения распространился по всему миру, в том числе и благодаря сформировавшей субкультуре «колумбайнеров». Исследователи - психологи, психиатры, криминологи, юристы, социологи, педагоги - ищут эффективные механизмы предотвращения таких преступлений. Проведено множество исследований, выявляющих факторы скулшутинга, и важнейшими вопросами становятся исследования психологических/психиатриических особенностей стрелков либо социальных факторов их жизни. Психологический подход концентрируется на исследовании индивидуальных психологических и психических особенностей, обеспечивающих саморегуляцию. Но несмотря на то, что в социуме распространены идеи о психических проблемах стрелков, данные показывают, что около 6 % имели психиатрические особенности. Поэтому именно социальные факторы становятся основополагающими в выявлении причин инцидентов скулшутинга, а коррекция социальной среды признается главным направлением эффективной профилактики таких трагедий. Предыдущий опыт насилия (морального, физического, сексуального), нарушение социальных связей в референтных группах (буллинг, издевательства, отвержение, одиночество) являются важными предикторами преступлений, связанных со скулшутингом. Анализ историй подготовки актов стрельбы в учебных заведений показывает, что преступники часто годами испытывали негативные эмоции, и скулшутинг становится символическим, демонстративным актом, своеобразным способом передачи сообщения обществу или какой-либо социальной группе. При этом большинство стрелков погибает, совершая суицид на месте преступления или попадая под пули полицейских. Поэтому скулшутинг часто называют «демонстративным суицидом».

Инциденты скулшутинга вызывают острую общественную реакцию, порождая социальное напряжение, отсутствие чувства безопасности, страх за детей. Поэтому изучение скулшутинга как через призму профессиональных исследований, так и через исследование общественных реакций, является актуальным.

Ключевые слова: скулшутинг, факторы скулшутинга, психологические причины скулшутинга, социальные причины скулшутинга, буллинг, профилактика скулшутинга, контент-анализ комментариев в социальных сетях.

© Вяткина Н.В., Щукина Р.И., Федотова П., Гаджиева М.Т., 2023 Вяткина Наталья Владимировна - канд. социол. наук, доцент кафедры социологии и политологии ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», е-mail: [email protected].

Щукина Раиса Ивановна - канд. филос. наук, доцент кафедры социальной работы и конфликтологии ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», e-mail: [email protected].

Федотова Полина - студентка 3 курса специальности «Социология» ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», е-mail: [email protected].

Гаджиева Маргарита Тохидовна - студентка 3 курса специальности «Социология» ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», е-mail: [email protected].

3 февраля 2014 г., 5 сентября 2017 г., 17 октября 2018 ., 11 мая 2021 г., 20 сентября 2021 г., 26 сентября 2022 г. ... Что объединяет эти даты?

В эти дни в нашей стране происходили трагические преступления -стрелки с оружием врывались в учебные учреждения (школы, университеты, колледжи), оставляя после себя смерть, кровь, раненых и убитых детей, подростков, учителей, полицейских, ввергая всю Россию в ужас, отчаяние, страх и ощущение бессилия от невозможности это предотвратить.

Поскольку скулшутинг (англ. - school shooting) - относительно новое для России социальное явление (в отличие от США, где оно возникло впервые в 1920-х гг.), отечественные исследователи - криминологи, юристы, психологи, психиатры, социологи - стремятся выявить факторы и специфику его возникновения в российском социуме. В то же время отмечается недостаточный уровень исследования данной проблематики в российской науке: «Высокая степень актуальности угрозы развития скулшутинга в российском обществе сочетается с крайне низким уровнем разработанности данной проблемы» [1, с. 166].

Под скулшутингом (англ. school shooting - стрельба в школе) понимается «массовая стрельба, вооруженное нападение учащегося (группы учащихся) или стороннего человека на обучающихся и педагогов в учреждении образования» [2, с. 12]. Основные характеристики таких инцидентов, в отличие от других преступлений, связанных с террором, следующие: преступники, как правило, учились в учебном заведении, на которое нападали; корыстные мотивы нападения не обнаруживались, главная цель - убить и ранить максимальное количество людей; тщательное планирование демонстративного нападения; использование разных типов оружия, как правило, огнестрельного [3, с. 121].

Многие исследователи отмечают символический (преступник как будто оставляет какой-то месседж) [4, с. 194] и демонстративный (стрелки часто используют специфические атрибуты, одежду, создают особый образ) [5, с. 118] характер действий шутеров.

Психологический подход к анализу этого явления состоит в необходимости понимания «медико-биологических, индивидуально-психологических особенностей психических процессов, отвечающих за саморегуляцию, специфику личностной направленности и социального опыта у лиц, совершивших нападение» [6, с. 45]. Исследование процессов и проявлений насилия и жестокости в обществе, в особенности по отношению к подросткам, обосновывает возрастание количества девиантных реакций молодых людей, приводящих к насильственным преступлениям, в том числе к скулшутингу. В психологии к анализу феномена скулшутинга подходят с позиций теорий фрустрации и депривации, агрессии и насилия, социальной эксклюзии, рассматривая поведение стрелков как проявление крайней формы девиации.

В общественном мнении после эпизодов скулшутинга, кстати определяемого Новым словарем русского языка как «внезапно возникающее психиче-

ское расстройство, проявляющееся в возбуждении с агрессией и бессмысленными убийствами» [7, с. 1152], распространена позиция, что стрелки - это личности с психическими заболеваниями. Есть даже специальное уточнение к этому термину: Rampage School Shooting - школьные расстрелы в приступе безумства [8, с. 17]. Как еще с позиции здравого смысла можно объяснить такие ужасные поступки? Однако мировая статистика опровергает эту распространенную точку зрения: только 6 % стрелков после психиатрического обследования признаются не отдающими отчет в своих действиях [9]. Большинство преступников заранее готовятся к атаке, тщательно планируют ее.

Поэтому ведущими причинами в возникновении инцидентов скулшутинга являются социальные факторы. Исследования показывают, что факторами риска возникновения такой формы социального насилия выступают пережитое тяжелое насилие, предыдущие насильственные поступки, вспышки гнева, проблемное поведение в детском возрасте, низкий социально-экономический статус. Протест и демонстративное насилие отмечаются как важнейшие причины [10, с. 46]. В то время как факторы, связанные с психиатрией, не продемонстрировали высокого уровня корреляции с проявлением насилия в социуме. Также не была выявлена связь шутинга с основными психиатрическими диагнозами [11, с. 31].

Насилие с применением огнестрельного оружия является актуальной, сложной и многогранной социальной проблемой. Сложная и изменчивая совокупность факторов риска и защиты делает людей более или менее склонными к использованию огнестрельного оружия против себя или других. По этой причине не существует единого профиля, который мог бы надежно предсказать, кто будет использовать оружие при совершении насильственных действий. Вместо этого насилие с применением огнестрельного оружия связано со слиянием индивидуальных, семейных, школьных, сверстнических, общественных и социокультурных факторов риска, которые взаимодействуют с течением времени в детстве и подростковом возрасте. Наиболее последовательным и мощным предиктором будущего насилия является история насильственного поведения.

Внимание исследователей сосредоточено на возможностях профилактики скулшутинга, для чего изучаются причины, влияющие на возникновение этого явления.

Поведение шутеров можно проанализировать в рамках теории социальной интеграции, сформулированной Эмилем Дюркгеймом в книге «Самоубийство». Избыток либо недостаток интеграции и регуляции - главных движущих сил социальной солидарности в социуме - сказывается негативно на количестве и качестве социальных связей, что повышает уровень суицидов в обществе. Скулшутинг связывают с демонстративным суицидом, поскольку 90 % преступников погибают вследствие перестрелки с сотрудниками правоохранительных органов либо убивают себя после содеянного [12, с. 185].

Исследования причин скулшутинга подтверждают эти выводы. Так, проведенные интервью у подростков, кто активно интересовался скулшутингом

показали почти стопроцентную корелляцию с темой буллинга. Авторы исследования делают вывод, что месть за унижения, издевательства и буллинг -главные мотивы скулшутинга [13, с. 99]. Когда ученики сталкиваются с травлей, издевательствами, отвержением, одиночеством, это значительно повышает вероятность преступления [14, р. 96].

Социолог Кэтрин Ньюман в книге «Буйство: социальные корни стрельбы в школах» [15, р. 114] предложила комплексную теорию школьных расстрелов, включающую пять «необходимых, но недостаточных факторов»:

1) самоощущение социальной изоляции, рассмотрение себя как изгоя;

2) наличие психологических трудностей или расстройств (необязательно психических заболеваний);

3) распространенность культурных сценариев, в которых насилие рассматривается как средство решения проблем;

4) отсутствие системы выявления потенциальных стрелков в школе;

5) доступность оружия.

Журналист Д.Каллен, исследовавший случаи скулшутинга в США, отразил в своей книге «Колумбайн» несколько причин таких инцидентов [16, с. 58]. Во-первых, он отметил, что большинство стрелков находились в подавленном или депрессивном состоянии, у многих из них были мысли о суициде. Важно отметить, что такие эмоциональные состояния, как правило, формируются на протяжении достаточно длительного времени - не внезапно, поэтому окружение (семья, школа, друзья) могли замечать изменения в мироощущении и поведении, однако это происходит далеко не всегда.

Следующая причина, способствующая тому, что стрелки приходят с террором в учебные учреждения, - простой доступ к оружию. Журналист пишет о ситуации в США, которая является самой вооруженной страной в мире: на 100 жителей США приходится около 120,5 единиц оружия; в Соединенных Штатах живут около 4 % от всех людей на планете, однако в их распоряжении находится почти 46 % всего огнестрельного оружия планеты [17]. Однако и в нашей стране, как показывают последние случаи скулшутинга в Казани, Перми, Ижевске, у преступников нет проблем с приобретением огнестрельного оружия, как законным, так и незаконным путем.

Еще одной важнейшей причиной Д. Каллен называет «глорификацию "колумбайнов" в медиа». Средства массовой информации активно распространяют информацию о таких преступлениях, поскольку этот сенсационный контент привлекает читателей и комментаторов и повышает рейтинг СМИ. Акцентируя внимание на подробностях, деталях, моментах плана и подготовки преступления, идеологии преступника, массмедиа превращают стрелков в знаменитостей. Цифровое общество моментально распространяет эту информацию по огромному количеству каналов (сайты СМИ, телевидение, интернет, форумы, социальные сети, мессенджеры), вовлекая огромное количество людей в обсуждение, споры, репосты информации о преступлении.

Широкое освещение в медиа инцидентов нападения на учебные заведения, разбор подробностей, мотивов, деталей произошедших трагедий порождает синдром Вертера (подражательный синдром) в социуме, что провоцирует новые случаи нападений [18, с. 98].

Для понимания восприятия инцидентов скулшутинга в российском обществе был проведен контент-анализ комментариев к новостным публикациям в телеграм-каналах о нападении стрелка на ижевскую школу 26 сентября 2022 г. Анализировались суждения пользователей в крупнейших новостных телеграм-каналах страны: ВПШ - более миллиона подписчиков, Shot - 630 тысяч подписчиков, RBC-news - 359 тысяч подписчиков.

Все собранные в рамках контент-анализа комментарии были разделены на 4 группы по смысловому наполнению.

В первую группу вошли комментарии, где обсуждалась личность стрелка, причины его поступка, пользователи социальной сети публиковали свои суждения о преступнике. 35 % комментариев были посвящены последствиям скулшу-тинга для самого стрелка: пользователи обсуждали, каким должно быть наказание за преступление (какой срок либо необходимость прекращения моратория на смертную казнь), чтобы причинить стрелку максимальные страдания, чтоб он мучился как можно сильнее и как можно дольше. Встречались комментарии такого рода: «Пока не будет кровной мести за такие преступления, мы не решим проблему. Расстрелять его родителей в первую очередь, вырастили душегуба». Около 30 % комментариев - эмоциональные оскорбления преступника, в том числе с использованием ненормативной лексики; 18 % оценок события касались вопросов законности, легальности и возможности приобретения стрелком огнестрельного оружия; 9 % суждений связывали его поступок с наличием психического заболевания: «У всех психически больных осенью обострение агрессии»; 7 % возлагали вину за преступление на общество.

Следующая группа комментариев, выделенных в рамках анализа, относилась к пострадавшим в результате стрельбы в школе. Напомним, что жертвами нападения стали 17 человек, в том числе 11 детей [19]. 87 % комментариев содержали выражение глубокого сочувствия убитым и пострадавшим: «Господи сохрани детей! ... бедные дети и учителя.». Авторы 12 % реплик обсуждали вопрос выплат жертвам и пострадавшим в трагедии в контексте, что никакие деньги не могут заменить погибших детей: «О Боже. Родителям погибших детей при казанском стрелке тоже выдавали деньги, а мать со слезами на глазах просто умоляла вернуть ребенка и не понимала зачем эти деньги».

Тема безопасности в учебных заведениях активно обсуждалась в комментариях. Так, 50 % оценок пользователей были о том, что после предыдущих трагедий ничего системно не поменялось, параметры безопасности школ, колледжей, университетов не были системно улучшены: «После случаев в Казани и в Перми ничего не изменилось». 31 % комментариев были наполнены воз-

мущением и недоверием к словам министра просвещения России С. Кравцова, который дал такой комментарий с места событий: «Убийца состоял на учете. Страдал шизофренией... Он играл в компьютерные игры и, на мой взгляд, нужно внимательно обсуждать общее влияние компьютерных игр. И соответствующее решение, уверен, мы в ближайшее время с министерством цифрового развития примем» [20]. Пользователи говорили о необходимости повышения безопасности в учебных учреждениях и контроля за продажей огнестрельного оружия, а не акцента на иных факторах, которые привели к трагедии: «Конечно, виноваты игры, а не психиатры, которые не провели должный контроль, не те, кто продал оружие, и не те, кто дал ему разрешение на оружие с шизофренией, да-да». Недостатки надзора и контроля за людьми с психиатрическими заболеваниями отмечали 20 % комментирующих.

Оценивая ситуацию в целом, 41 % читателей новостных телеграм-каналов связывают произошедшее с началом специальной военной операции как фактора дополнительной напряженности в социуме, 30 % комментариев описывают состояние страха, ужаса, неуверенности в безопасности от произошедшего, 29 % суждений ссылаются на предыдущие случаи скулшутинга, отмечая увеличение частоты таких преступлений в российском социуме и недостаточность принятых ранее мер безопасности: «Еще раз доказывает, не пускающие родителей, якобы для безопасности, в школу охранник один ничем не может помочь при реальной угрозе. Когда мы ходили в школу, была толпа родителей, даже если кто-то хотел совершить теракт, родители могли спасти своих и еще чужих детей, а одна учительница или один охранник ничего не могут сделать!»

Таким образом, анализ комментариев читателей новостных каналов показывает, что члены социума не чувствуют себя в безопасности и негативно оценивают принятые ранее меры для предотвращения инцидентов скулшутинга в нашей стране. Необходима разработка комплексной программы безопасности, направленная на профилактику насилия и девиантного поведения, предотвращение моббинга и буллинга в учебных заведениях, формирование системы выявления и коррекции учащихся с выраженными поведенческими проблемами и трудной жизненной ситуацией в семье, контроль и ужесточение требований при продаже огнестрельного оружия, обеспечение учебных заведений работающими автоматическими системами безопасности.

Список литературы

1. Плотников В.В., Самойлов С.Ф. Проблема скулшутинга (колумбайна) в российской науке // Общество и право. - 2021. - № 2 (76). - С. 161-168.

2. Протопопова Е.Г., Казенная Е.В. Нападения на учебные заведения: феномен «скул шутинг» (скулшутинг) и психологические аспекты безопасности образовательной среды // Образование личности. - 2019. - № 1. - С. 12-19.

3. Мартиросян С.А., Овруцкая Г.К., Безвербная Н.А. Скулшутинг в эпоху цифровизации // Caucasian Science Bridge. - 2021. - № 4 (14). - С. 121-122.

4. Malkki L. Political Elements in Post-Columbine School Shootings in Europe and North America // Terrorism and Political Violence. - 2014. - Vol. 26 (1). -P.185-210.

5. Суходольская Ю.В. Скулшутинг как самостоятельный криминологический феномен // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. -

2020. - № 3 (77). - С. 117-120.

6. Клейберг Ю.А. Шуттинг как психолого-девиантологический феномен // Вестник экспериментального образования. - 2020. - № 1 (22). - С. 42-49.

7. Новый словарь русского языка / сост. Т.Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000. - Т. 1: П-Я. - 1084 с.

8. Гусев С.Н. Детерминанты совершения актов скулшутинга // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2022. - № 3 (62). - С. 15-20. DOI: 10.25724/VAMVD.A013

9. Шпильман В.В. Почему происходят шутинги в школах? [Электронный ресурс] // VC. - 30.09.2021. - URL: https://vc.ru/u/720331-vadim-shpilman/29-9930-pochemu-proishodyat-shutingi-v-shkolah (дата обращения: 28.11.2022).

10. Карпова А.Ю., Чайковский Д.В. «Пост-Колумбайн эффект»: стохастический терроризм// Вестник Национального антитеррористического комитета. - 2019. - № 2(22). - С. 45-53.

11. Stompe T., Ortwein-Swoboda G., Schanda H. Schizophrenia, delusional symptoms, and violence: the threat/control override concept reexamined // Schizophr Bull. - 2004. - No. 30(1). - P. 31-44. - URL: https://www.researchgate. net/publication/8529636_Schizophrenia_Delusional_Symptoms_and_Violence_The_ ThreatControl-Override_Concept_Reexamined (accessed 26 November 2022).

12. Гадельшин А.А., Потапов Е.А. Оружейная культура в РФ. Причины скулшутинга и пути его предотвращения // Вопросы российской юстиции. -

2021. - № 13. - С. 183-189.

13. Карпова А.Ю., Максимова Н.Г. Скулшутинг в России: что имеет значение? // Власть. - 2021. - № 1. - С. 93-108.

14. Jenni R., Sveinung S., Atte O. The bullying-school shooting nexus: Bridging master narratives of mass violence with personal narratives of social exclusion // Deviant Behavior. - 2019. - Vol. 40. - P. 96-109.

15. Newman C.S. Rampage: The Social Roots of School Shooting. - New York: Basic Books, 2004. - 352 p.

16. Каллен Д. Колумбайн. - М.: Like Book, 2022. - 608 с.

17. Количество единиц оружия в США на 67 млн превысило численность населения [Электронный ресурс] // РБК. - 20.06.2018. - URL: https://www.rbc.ru/ rbcfreenews/ 5b29bbd69a79479de93bdd81 (дата обращения: 24.11.2022).

18. Малюшина Ю.А., Шатилович С.Н., Федорова О.Б Изучение психологического механизма насильственных преступлений как один из аспектов профилактики скулшутинга // Вестник МГОУ. Психологические науки. - 2021. -№ 3.- С. 86-96.

19. Ижевскую школу атаковал выпускник со свастикой [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. - 26.09.2022. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 5581965 (дата обращения: 24.11.2022).

20. Министр просвещения России Сергей Кравцов рассказал о героизме учителей 88-й школы Ижевска [Электронный ресурс] // IZNLife. - 26.09.2022. -URL: https://izhlife.ru/incidents/ministr-prosveshcheniya-rossii-sergey-kravtsov-vyrazil-semyam-pogibshikh-v-shkole-88-goroda-izhevska.html (дата обращения: 24.11.2022).

References

1. Plotnikov V.V., Samoilov S.F. Problema skulshutinga (kolumbaina) v rossiiskoi nauke [The problem of school shooting and columbine in Russian science]. Obshchestvo ipravo, 2021, no. 2 (76), pp. 161-168.

2. Protopopova E.G., Kazennaia E.V. Napadeniia na uchebnye zavedeniia: fenomen "skul shuting" (skulshuting) i psikhologicheskie aspekty bezopasnosti obrazovatel'noi sredy [Attacks on educational institutions: Phenomenon of "school shooting" and psychological aspects of educational environment safety]. Obrazovanie lichnosti, 2019, no. 1, pp. 12-19.

3. Martirosian C.A., Ovrutskaia G.K., Bezverbnaia N.A. Ckulshuting v epokhu tsifrovizatsii [School shooting in the age of digitalization]. Caucasian Science Bridge, 2021, no. 4 (14), pp. 121-122.

4. Malkki L. Political elements in post-columbine school shootings in Europe and North America. Terrorism and Political Violence, 2014, vol. 26 (1), pp. 185-210.

5. Sukhodol'skaia Iu.V. Skulshuting kak samostoiatel'nyi kriminologicheskii fenomen [Schoolshooting as an independent criminological phenomenon]. Vestnik Universitetaprokuratury Rossiiskoi Federatsii, 2020, no. 3 (77), pp. 117-120.

6. Kleiberg Iu.A. Shutting kak psikhologo-deviantologicheskii fenomen [Shooting as a psychological-deviantological phenomenon]. Vestnik eksperimen-tal'nogo obrazovaniia, 2020, no. 1 (22), pp. 42-49.

7. Novyi slovar' russkogo iazyka [New Russian dictionary]. Moscow, Russkii iazyk, 2000, vol. 1: P-Ia, 1084 p.

8. Gusev S.N. Determinanty soversheniia aktov skulshutinga [Determinants of the schoolshooting acts]. Vestnik Volgogradskoi akademii MVD Rossii, 2022, no. 3 (62), pp. 15-20. DOI: 10.25724/VAMVD.A013.

9. Shpil'man V.V. Pochemu proiskhodiat shutingi v shkolakh? [Why do shootings happen in schools?]. Available at: https://vc.ru/u/720331-vadim-shpilman/ 299930-pochemu-proishodyat-shutingi-v-shkolah (accessed 28.11.2022).

10. Karpova A.Iu., Chaikovskii D.V. "Post-Kolumbain effekt": stokhastiches-kii terrorizm ["Post-Columbine effect": Stochastic terrorism]. Vestnik Natsional'no-go antiterroristicheskogo komiteta, 2019, no. 2 (22), pp. 45-53.

11. Stompe T., Ortwein-Swoboda G., Schanda H. Schizophrenia, delusional symptoms, and violence: The threat/control override concept reexamined. Schizophr Bull, 2004, no. 30 (1), pp. 31-44, available at: https://www.researchgate. net/pub-lication/8529636_Schizophrenia_Delusional_Symptoms_and_Violence_The_Threat Control-Override_Concept_Reexamined (accessed 26.11.2022).

12. Gadel'shin A.A., Potapov E.A. Oruzheinaia kul'tura v RF. Prichiny skulshutinga i puti ego predotvrashcheniia [Gun culture in the RF. Causes of skulshooting and ways of its prevention]. Voprosy rossiiskoi iustitsii, 2021, no. 13, pp.183-189.

13. Karpova A.Iu., Maksimova N.G. Skulshuting v Rossii: chto imeet znachenie? [School shooting in Russia: What matters?]. Vlast', 2021, no. 1, pp. 93-108.

14. Jenni R., Sveinung S., Atte O. The bullying-school shooting nexus: Bridging master narratives of mass violence with personal narratives of social exclusion. Deviant Behavior, 2019, vol. 40, pp. 96-109.

15. Newman C.S. Rampage: The social roots of school shooting. New York, Basic Books, 2004, 352 p.

16. Cullen D. Columbine (Russ. ed.: Kallen D. Kolumbain. Moscow, Like Book, 2022, 608 p.).

17. Kolichestvo edinits oruzhiia v SShA na 67 mln prevysilo chislennost' naseleniia [The number of weapons in the United States exceeded the population by 67 million]. Available at: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b29bbd69a79479de93bdd81 (accessed 24.11.2022).

18. Maliushina Iu.A., Shatilovich S.N., Fedorova O.B Izuchenie psikhologi-cheskogo mekhanizma nasil'stvennykh prestuplenii kak odin iz aspektov profilaktiki skulshutinga [Studying the psychological mechanism of violent crimes as one of the aspects of prevention of school-shooting]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Psikhologicheskie nauki, 2021, no. 3, pp. 86-96.

19. Izhevskuiu shkolu atakoval vypusknik so svastikoi [Izhevsk school was attacked by a graduate with a swastika]. Available at: https://www.kommersant.ru/ doc/5581965 (accessed 24.11.2022).

20. Ministr prosveshcheniia Rossii Sergei Kravtsov rasskazal o geroizme uchitelei 88-i shkoly Izhevska [Minister of the RF Education Sergey Kravtsov spoke about the teachers' heroism in the school No. 88 in Izhevsk]. Available at:

https://izhlife.ru/incidents/ministr-prosveshcheniya-rossii-sergey-kravtsov-vyrazil-semyam-pogibshikh-v-shkole-88-goroda-izhevska.html (accessed 24.11.2022).

Оригинальность 81 %

Поступила 05.12.2022 Одобрена 27.12.2022 Принята к публикации 15.03.2023

N.V. Vyatkina, R.I. Schukina, P. Fedotova, M.T. Gadzhieva

SCHOOLSHOOTING IN RUSSIA FROM RESEARCHERS' AND LAYMEN'S PERSPECTIVE

Schoolshooting is a dangerous social phenomenon that has affected our country in recent years. Originating in the United States, this type of delinquent behavior has spread throughout the world, partly due to the formed subculture of "Columbiners". Many experts (psychologists, psychiatrists, criminologists, lawyers, sociologists, teachers) are looking for effective mechanisms to prevent such crimes. Much research has been done to identify the factors of schoolshooting, and the most important issues are the study of the psychological/psychiatric characteristics of the shooters, or the social factors of their life. The psychological approach focuses on the study of individual psychological and mental characteristics that provide self-regulation. But despite the fact that ideas about the mental problems of shooters are common in society, the data shows that about 6% had psychiatric features. Therefore, it is social factors that become fundamental in identifying the causes of school shooting incidents, and the correction of the social environment is recognized as the main direction of effective prevention of such tragedies. Previous experience of violence (moral, physical, sexual), disruption of social ties in reference groups (bullying, humiliation, rejection, loneliness) are important predictors of crimes associated with school shooting. An analysis of the stories of preparing acts of shooting in educational institutions shows that criminals often experienced negative emotions for years, and school shooting becomes a symbolic, demonstrative act, a kind of way of conveying a message to society or some social group. In this case, most shooters die, committing suicide at the scene of the crime, or falling under the bullets of the police. Therefore, schoolshooting is often referred to as "demonstrative suicide."

Schoolshooting incidents cause a sharp public reaction, generating social tension, lack of a sense of security, and fear for children. Therefore, the study of school shooting, both through the prism of professional research and by examining public reactions, is relevant.

Keywords: schoolshooting, schoolshooting factors, psychological causes of schoolshooting, social causes of schoolshooting, bullying, prevention of schoolshooting, content analysis of social media comments.

Natalia V. Vyatkina - Cand. Sc. (Sociology), Associate Professor, Department of Sociology and Political Science, Perm National Research Polytechnic University, е-mail: [email protected].

Raisa I. Shchukina - Cand. Sc. (Philosophy), Associate Professor, Department of Social Work and Conflictology, Perm State National Research University, e-mail: [email protected].

Polina Fedotova - 3rd year Student in Sociology, Perm National Research Polytechnic University, е-mail: [email protected].

Margarita T. Gadzhieva - 3rd year Student in Sociology, Perm National Research Polytechnic University, е-mail: [email protected].

Received 05.12.2022 Approved 27.12.2022 Accepted for publication 15.03.2023

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Скулшутинг в России: взгляд на проблему исследователей и обывателей / Н.В. Вяткина, Р.И. Щукина, П. Федотова, М.Т. Гаджиева // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2023. - № 1. - С. 120-130.

Please cite this article in English as:

Vyatkina N.V., Schukina R.I., Fedotova P., Gadzhieva M.T. Schoolshooting in Russia from researchers' and laymen's perspective. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 1, pp. 120-130 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.